Конспект конструирование для детей средней группы. Конспект занятия по конструированию в средней группе «Дом для друзей. Конспект занятия по конструированию в средней группе

Конструирование «Сказочная деревня»
(с учетом ФГОС)

Интеграция видов деятельности: конструктивная, познавательно-исследовательская, игровая;
Форма организации деятельности : мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, беседа, сюжетная игра;
Цель: закрепление умения самостоятельно создавать постройку из строительного материала, опираясь на схему.

Задачи :
закреплять умение размещать в пространстве свои постройки с учетом предложенной схемы;
содействовать овладению умения конструировать по схеме, предложенной взрослым;
обогащать представления ребенка об окружающем (сельской местности);
воспитывать интерес к длительным играм, продолжающимся в течение нескольких дней;
совершенствовать коллективные взаимоотношения между детьми посредством создания общего замысла.

Материалы и оборудование : настольный строитель на каждого ребенка, атрибуты к строительным играм (деревья, грядки, голубая полоска ткани для обозначения реки, фигурки сказочных героев), иллюстрации к сказкам «Репка», «Вершки и корешки», «Три медведя», «Пых», схема деревни.
Предварительная работа: обучение строительству деревни по схеме, рассматривание иллюстраций о городах и деревнях, работа по изготовлению материала для обыгрывания построек (деревья, грядки и т.д.), чтение сказок «Репка», «Вершки, корешки», «Три медведя», «Пых».

Ход НОД

1.Мотивация деятельности.
Воспитатель проводит организационную игру «Подарки». В конце игры обращает внимание на ленточный стол:
Воспитатель: Ребята, к нам гости пришли! Ой, как много: и волк, и медведь, и т.д. А из каких сказок они пришли?
Дети: из сказки «Пых», «Вершки и корешки», «Репка», «Три медведя»
Воспитатель : (к гостям): А вы почему такие грустные?
Герои сказок : Нам жить негде…


2. Постановка детьми цели.

Воспитатель : Ребята, что делать?
Дети: Построить им деревню!
Воспитатель: А может город построить? Почему нельзя?
Д: герои из сказок, живут в деревне. Так значит какую построим деревню – обычную или сказочную?
А вот бы построить «Сказочную деревню»…, в которой жили сказочные герои?! А в какое время года с ними случились истории?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Да, на огороде урожай поспел….грядки моркови, капусты, репки, свеклы…

В: кто скажет, что нам может помочь в постройке деревни:
Д: схема. Давайте посмотрим схему деревни, в которой жили сказочные герои.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности
Воспитатель: Как расположена деревня?
Дети: По берегам реки.
Воспитатель: Река одинаковой ширины или разной?
Дети : Разной.
Воспитатель: Там где широкая, там и глубокая, а где узенькая, там мелкая. Куда речка течет?
Дети: Слева направо.
Воспитатель : А какой берег будет правый, а какой левый? Внизу правый, а наверху — левый берег. На левом берегу лес. Дремучий лес. В лесу три медведя живут. Посмотрим, где они живут? Слева или справа?
Дети: Слева.
Воспитатель: А с правой стороны полянка, избушка рядом с лесом и огород в лесу. В этом домике мужик живет, лес стережет. Без огорода ему не обойтись. Репку вырастил.
Воспитатель: И с медведем договорился, что он с огорода возьмет корешки, а вершки медведю отдаст.
Да, на левом берегу лес и избушка трех медведей. О, в дремучий лес. А вот на правом берегу — здесь деревня. А в этой деревне живут герои каких сказок?
Дети: «Репка», «Пых».
Воспитатель: Герои «Репки» — соседи героев из сказки «Пых» и соседи родителей девочки, которая попала к трем медведям из сказки «Три медведя». Посредине деревни, герои какой сказки живут?
Дети: «Репка».
Воспитатель: Дед репку растил. А справа от его дома, чей большой огород и с морковкой, и со свеклой, и с капустой?
Дети: «Пых».
Воспитатель: А слева кто живет? Живет девочка с родителями. Их дом за дорогой, а дом бабушки с дедушкой ближе к речке. И пойдет она с подружками по любому мостику в лес, там заблудится и попадет к «Трем медведям». Ну, так будем строить сказочную деревню? А в деревне — то уже осень наступила…

4.
Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Кто будет строить сказку «Пых», встаньте сюда… А сказку «Репка» — сюда… Кто хочет строить дом для девочки и ее родителей, встаньте сюда. А вы что решили строить?
Дети: Дом для мужика- лесника.
Воспитатель: А вы будете строить что?
Дети: Дом для трех медведей.
Воспитатель: Договорились. Приступайте к работе.

Дети находят место и строят постройку. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Тем детям, которые быстро все построили, предлагает украсить постройку. Затем начинается обыгрывание постройки.

5.Подведение итогов, обсуждение результатов, саморефлексия .
После того, как все дети построили, воспитатель приглашает их в круг.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на наших героев. Как вы считаете, почему наши герои стали улыбаться?
Дети: Мы позаботились о них, построили для них сказочную деревню.
Воспитатель: Ребята, кто считает, что его герою удобно, приятно жить в домике, возьмите смайлик с улыбкой и поставьте к веселому смайлику на фланелеграф. А те, кто считает, что настроение их героев не изменилось, возьмите грустный смайлик и поместите его под грустный смайлик на фланелеграф. Давайте посмотрим, сколько у нас веселых смайликов и сколько грустных.
Воспитатель (обращается к ребенку): Почему ты думаешь, что твоим героям будет удобно и приятно жить в нашей «Сказочной деревне»?
Ответы детей…

Минутка шалости .
Ну а теперь я предлагаю вам станцевать веселый танец.
Минутка тишины.
Настрой на наблюдение на прогулке: пойдем сейчас на улицу и посмотрим на осеннюю погоду в нашем городе.

Название: Конспект НОД по конструированию в средней группе «Сказочная деревня» (в соответствии с ФГОС)
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, конструирование и ручной труд, средняя группа

Должность: старший воспитатель
Место работы: бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 359 общеразвивающего вида»
Месторасположение: РФ, Омская область, город Омск, улица Туполева 3 «Г»

Татьяна Марару
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Башня для петушка»

Конспект занятия по конструированию в средней группе

тема: «Башня для петушка»

Це ль:

1. Учить детей анализировать образец постройки, выделяя в нём основные части предмета, имеющие своё особое назначение.

2. Выделять в постройке строительные детали, называя их (призма, кирпичик, и находить их у себя на столе.

3. Формировать умение накладывать детали, наращивать постройку в высоту (7-8 деталей); развивать речевую активность, навыки создания конструкции по схеме; учить обыгрывать постройки

Зада чи:

Образовательные: Учить строить башню из 7-8 кирпичиков и крыши (треугольной призмы). Побуждать детей называть красный, синий, зеленый цвета, упражнять в названии постройки.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие.

Воспитательные: Воспитывать желание помочь сказочным героям.

Средства обучения. Настольный строительный материал, игрушка-петушок.

Ход заняти я

Загадка:

Рано, рано, на рассвете,

Вместе с солнышком встаёт.

Чтоб проснулись все на свете

Песню звонкую поёт.

Важная походка,

Красная бородка,

Шпоры, алый гребешок-

Кто же это? (Петушок)

Правильно, петушок. Вы хотите, чтобы петушок к нам в гости пришел? Давайте его позовем:

- «Петушок, петушок, покажи свой гребешок!»

Появляется грустный петушок.

Петушок, что с тобой случилось, почему ты такой грустный?

Петушок: «Жил я в башне и будил солнышко: «Ку-ка- ре-ку!». (Воспитатель показывает действия с игрушками.) Но вот однажды подул сильный ветер, и башня разрушилась.

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем петушку построить новую башню, чтобы он смог будить солнышко, как и прежде.

Мы можем воспользоваться схемой. Подумайте и скажите, какие детали нам понадобятся для постройки башни? (кирпичики, треугольная призма).

Какого цвета кирпичики?

Сколько красных? Синих? Зеленых?

Сколько трапеций? Какого цвета?

Чтобы башня не разрушилась, какой она должна быть? (прочной, должно быть плотное соединение деталей)

Что в основании башни лежит? (2 зеленых кирпичика). Это фундамент.

Что на него крепится? (кирпичики)

Как по цветам чередуются кирпичики? (красные с синими)

Что используем вместо крыши? (треугольная призма)

Показ воспитате ля:

Давайте отберем нужное количество деталей.

Опираясь на схему, соберем башню. Начнем с фундамента.

На него установим башню, чередуя красные и синие кирпичики.

Сделаем крышу из треугольной призмы.

Башня для петушка готова.

Прежде, чем вы начнете работать индивидуально, давайте подготовим к работе пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Петуш ок» .

Петушок наш вдруг проснулся

Прямо к солнцу повернулся

Кукарекнул раз, два, три

Ты сегодня не проспи

Индивидуальная работа дет ей.

Воспитатель. Молодцы, какие красивые башни вы построили.

Петушок: Спасибо, ребята! Теперь я, как и прежде, смогу взлетать на башенку и будить по утрам солнышко.

Воспитатель: Давайте пригласим Петушка поиграть с нами в игру, которая называется «Бродят куры бережком».

Я буду петушком, а вы - курочками.

Игра «Бродят куры бережк ом» .

Бродят куры бережком

За усердным петушком:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Ко-ко-ко! Ко-ко-ко

Петя зёрнышки найдёт –

Сразу курочек зовёт:

Бродят куры бережком,

Не нахвалятся дружком:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Куд – куда ты не пойдёшь,

Лучше Пети не найдёшь!

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Лучше Пети не найдёшь!

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Ит ог:

Ребята, вам понравилось играть с петушком?

А, что мы строили для петушка?

Из чего строили башню?

Какого цвета у нас были кирпичики? А призма?

Мы помогли петушку, значит, мы сделали доброе дело. Мы – молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по конструированию в средней группе «Грузовые машины» Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе. Подготовила воспитатель Сивцева Лариса Алексеевна Тема занятия: Грузовые.

Конспект ООД по конструированию в средней группе «Башня с флажком» Цель:Учить детей анализировать образец; развивать умение различать и называть отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи;.

Конспект открытого занятие по конструированию в подготовительной группе. Тема: «Улица» Программное содержание: Учить детей сооружать различные по величине и форме постройки, планировать основные этапы конструирования. Материал.

Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к основным достопримечательностям нашей страны, стремление запечатлевать их в своих.

Цель:развитие пространственного мышления. Задачи: - знакомство с японским искусством оригами; - создание из бумаги сложной фигуры; - развитие.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1» Конспект ООД по конструированию в средней группе

Татьяна Маслова
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Дом для друзей»

Задачи :

Образавательная :

Формирование чувства уверенности в своих возможностях

Развитие мелкой моторики, умения использовать свойства и качества предмета (цвет, форма, размера)

Расширение и обогащение словарного запаса детей

Закрепление навыков диалогической речи.

Развивающие :

Развитие творческого воображение, общей и мелкой моторики пальцев рук; речевого дыхания и силу голоса, фонематический слух, пространственное восприятие, умение сравнивать размер предметов, развитие мыслительных операции, самоконтроля, классификации, зрительного восприятия;

Воспитательные :

Продолжать работу по поддержанию положительного эмоционального состояния у детей, по формированию доброжелательных взаимоотношений друг с другом оказывать помощь.

Планируемые результаты.

1. Дети должны различать и называть детали конструктора .

2. Конструировать по выбору детей .

3. Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;

4. Умение детей работать в коллективе;

5. Уметь рассказывать о постройке.

Методы и приемы : чтение письма от поросенка Ниф-Нифа, создание мотивация для познавательной деятельности, д/игра «строители» , рассматривание картинок, знакомство с строительными профессиями.

Материал и оборудование : строительный материал (деревянный, пластмассовый конструктор , лего, животные. Использование картинок из мультфильма.

Предварительная работа : чтение рассказов и сказок про Чебурашку, Три поросенка, Теремок, Рукавичка д/игра «Строители» , просмотр мультфильма про Чебурашку, Три поросенка

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, кто нам его написал «Здравствуйте дорогие ребята. Мне нужна ваша помощь. Наш дом стал очень мал и крыша прохудилась, места стало не хватать для нас. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать? Мои братья Наф-наф, Нуф-Нуф будут вам очень и благодарны».

Ребята как вы думаете, от кого письмо? Правильно от Ниф-Нифа. (картинка из мультфильма) . Ну, что, ребята, как будем помогать? Что делать? (Беседа с детьми) Дети : «Мы поможем построить им каждому новый дом.

2. Актуализация знания.

Воспитатель : Как вы думаете, что надо сделать прежде, чем начать строить дом?

А, как стоить дома, из чего? (беседа) Из каких строительных материалов. Сколько надо материалов для дома? (Предполагаемые ответы детей) . Как вы думаете, ребята, какие должны быть дома? (прочные, теплые, одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие) . Какая должна быть у дома крыша? Не промокаемая, прочная.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель : Ну как нам определиться, какие нам нужны дома. Кто нам может, помочь, как вы думаете? (Ответы детей) . Где узнать? (Ответы детей) . Сначала нужно выбрать место для строительства дома. Хорошо, а что дальше (беседа)

4. Открытие нового знания

Ребята как вы думаете, кто придумывает, каким должен быть дом? (Архитектор) . (Картинки) Посмотрите, у архитектора специальный стол, где много разных линеек, и с помощью их он рисует чертеж дома.

А как вы думаете, кто следующий помогает построить дом? (Инженер) что делает Инженер? Инженер считает, сколько строительного материала нужно привезти на стройку, чтобы построить прочный дом. А уже по чертежам дальше работают кто? Строители. Какие строительные профессии вы знаете? (каменщики, плотники, маляры, крановщик) . Видите ребята, сколько профессий задействовано в строительстве дома. Перед тем как вы начнёте строить, дома давайте поиграем

Проводится физкультурная пауза (аудиозапись)

Целый день тук да тук, Кулачок об кулачок

Раздается громкий стук. Руки в стороны

Строим дом, дом большой Руки вверх

И с крылечком и с окном. Руки перед грудью

Разукрасим мы дом Красим руками

На верху флажок прибьем. Флажок из пальцев

Будут жить в доме том Показ Зайка с мишкой и котом.

Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)

Строим, строим новый дом. (Пилим)

Ты пила пили быстрей.

Строим домик для друзей .

5. Включение нового знания в систему знаний. Работа за столами

Ребята предлагаю вам побыть архитекторами и инженерами, строителями. Представить план вашего дома, потом сделайте расчеты, сколько вам понадобиться строительного материала и постройте дом для Ниф-Нифа. На столе предложены разные материалы (конструктор , лего, веточки, деревянный, бумажный) . Беседа, какой из этих предметов подойдёт. Каждый выбирает и объясняет свой выбор. После этого воспитатель предлагает друзей по выбору и ребёнок после постройки дома беседа с детьми : Как вы думаете, ребята, у вас дома прочные, теплые. Воспитатель : ребята, а какая у вас крыша получилась прочная, непромокаемая. Вспомните, ребята Чебурашка нам написал в письме о том, что крыша прохудилась давайте проверим какие у вас крыши (провидя маленький эксперимент) . На подносе лежат несколько крыш (марлевая, деревянная, пластмассовая, из веточек из бумаги) . Воспитатель льёт из леечки воду, а дети смотрят и комментируют какая крыша лучше подходит для строительствам. (Деревянная)

Игра на внимание, классификацию

Воспитатель : Ребята, пока мы с вами учились быть строителями, наш сказочный архитектор спроектировал вот какой Дом для поросят (с изображением домика) .

Давайте рассмотрим картинку, что вы видите? Дети перечисляют (в центре домик, справа от домика елочка, вверху 2 тучки) . Из каких геометрических фигур состоит домик?

Сколько прямоугольников (10, квадратов (3, треугольников вы нашли? (3)

Какие геометрические фигуры я не назвала (круги? Сколько их (4) .

А чего не хватает у нашего дома? (лесенок-ступенек) . Если дети не догадаются, воспитатель говорит : «Маленькую подсказку» лесенку.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Вы очень все старались, помогали друг другу и построили поросятам замечательные Домики. Недаром есть такая пословица : «Дружба - в делах помощница» . Как вы считаете, нашим поросятам понравится новый дом?

Рефлексия :

Чем мы сегодня с вами занимались?

Что нового узнали?

В чем дружба помогает (в строительстве, в общем деле) Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по конструированию в средней группе «Грузовые машины» Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе. Подготовила воспитатель Сивцева Лариса Алексеевна Тема занятия: Грузовые.

Конспект НОД по Лего-конструированию в средней группе «Снеговик» Цель: Формирование умения детей пользоваться схемой при сборке модели «Снеговик». Задачи: Развивать мелкую моторику рук, внимание, конструкторские.

Конспект ООД по конструированию в средней группе «Башня с флажком» Цель:Учить детей анализировать образец; развивать умение различать и называть отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи;.

Конспект открытого интегрированного комплексного занятия по конструированию в средней группе «Спасем Степашку и Хрюшю» Тема: Конспект открытого интегрированного комплексного занятия по конструированию в средней группе «Спасем Степашку и Хрюшюу» Воспитатель:.

Конспект открытого занятия по конструированию из строительного материала в средней группе «Путешествие в космос» МА ДОУ №123 г. Мурманска «Белоснежка» Воспитатель Костусик Марина Александровна. Цель: развитие конструктивных способностей детей. Задачи:.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1» Конспект ООД по конструированию в средней группе

Рис. 5

Предложите детям раскрасить картинки. Уточняйте, каким цветом и что они раскрашивают. Посоветуйте раскрашивать мелкие детали фломастерами, а большие – карандашами. В процессе работы прочитайте детям стихи, соответствующие содержанию картинок:

У зайчишки в садике

Яблоки созрели.

Красными фонариками

На веточках горели.

Посмотрите на кота,

На кота, на маляра,

Котик красит и поет,

В гости нас к себе зовет: "Мур, мур!".

Петя, Петя, петушок,

Петя строгий, Петя важный,

Петя сильный и отважный.

Вот зеленая подружка -

Пучеглазая лягушка,

У пруда с утра сидит

И на поплавок глядит.

Предложите детям посмотреть на раскрашенные картинки и определить, что нарисовано на всех четырех картинках. (Заборчики.) Пусть ребята внимательно рассмотрят заборчики.

Работа с иллюстрацией "Забор с узорчатой решеткой". Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6), подумать над вопросом: "Что может быть за этим забором?" и построить красивые заборчики из строительного материала. Научите их сооружать на столе несколько вариантов заборчиков из любых деталей 2–3 видов и цветов.

Рассмотрите с детьми заборчики, выделите знакомые детали. Пусть они выберут любые игрушки и построят для них загородки, заборы, ограждения (песочный дворик для кукол, бассейн для пловцов, пруд для уточек, загон для лошадей и пр.). Форму ограждения дети выбирают сами (берут листы цветной бумаги круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, кладут на стол и начинают обстраивать).

По окончании работы полюбуйтесь вместе с детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из деталей какого цвета и формы они состоят.

Затем предложите ребятам конструктор, например, кубики "Лего-Дупло". Пусть дети придумывают и сооружают из них любые заборчики. В процессе работы спросите у них, чем отличаются обычные строительные детали от деталей "Лего-Дупло" и благодаря чему детали "Лего-Дупло" скрепляются между собой.

Игровые задания. Строительство загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и пр. Сооружение загородок с использованием опорных моделей и без них по показу способов конструирования (по четырем углам устанавливаются ориентировочные детали, затем застраивается расстояние между ними).

Рис. 6

Советы воспитателю

Подводите детей к самостоятельному анализу построек; учите рассказывать о том, из каких деталей и каким образом они построены; побуждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и цвету, к самостоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми. Помогайте развивать игровые сюжеты; предлагайте аккуратно разбирать постройки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место.

Заведите тетрадь для заметок (выводов о деятельности ребят, их успехах, неудачах, вопросах; записи детских словечек, оригинальных, необычных суждений, смешных замечаний, неординарных проявлений).

Ключевые слова

Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, куб, кирпичик, брусок.

Тема 2. Домики, сарайчики

Цель. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Материал. Фломастеры, строительные наборы.

Ход работы

Работа с иллюстрациями "Домики зверюшек". Предложите детям рассмотреть иллюстрации (рис. 7, 8, 9, 10), побеседуйте по их содержанию, прочитайте стихи:

Мишка-мишутка,

Коричневая шубка,

По лесу гуляет,

Грибы собирает.

Вот как ловко

Дергает морковку

Хитрая лисичка -

Рыжая сестричка!

Наш Дружочек очень рад -

Поспевает виноград,

И цветы вокруг цветут.

Как не радоваться тут!

Курочка семечки в кучку сгребает,

Сушит на солнце, в мешок собирает.

Будет зимой их курочка клевать,

Будет лето красное вспоминать.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Пусть каждый ребенок выберет картинку (по желанию) и раскрасит ее. В процессе работы уточняйте представления детей о коричневом, оранжевом, фиолетовом и черном цветах. Попросите определить, что нарисовано на всех четырех иллюстрациях. (Домики.) Рассмотрите строение домиков, подчеркните, какие они разные.

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации с разными домами. Рассмотрите их с детьми, определите особенности строений, их назначение. Предложите построить разные дома для человечков, сарайчики для зверюшек, гаражи для машин.

Соорудите в качестве образцов несколько строений (рис. 11). Для конструирования стен используйте кирпичики и пластины, устанавливая их в разных положениях.

Рис. 11

Активизируйте внимание детей на пластинах, их конструктивных свойствах (толстая пластина лежит и стоит на всех гранях, плоская пластина только лежит). Рассмотрите с ними постройки, проанализируйте, из каких частей они состоят, из каких деталей состоит каждая часть; в каком положении установлены детали, сколько их. Обратите внимание детей на цветовое решение построек.

Предложите детям сконструировать что-либо по желанию (используя в качестве образца ваши постройки и внося в них свои изменения или придумывая свои постройки). Не забывайте поощрять проявления инициативы и творчества.

Побуждайте ребят придумывать сопутствующие постройки (заборчики, ворота, скамейки и пр.); украшать сооружения дополнительными материалами (деревья, цветы); обыгрывать постройки, отбирая для этого игрушки по желанию, объединяясь в игре.

Дайте ребятам конструктор, например, строительные кубики "Лего-Дупло". Пусть они строят домики, сарайчики, приспосабливая при этом пластины, детали строительных наборов; используют для оформления построек мелкие игрушки и прочий дополнительный материал.

Игровые задания. Игра "Конструирование зоопарка". Поупражняйте детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, домиков разной конструкции, площадок для автостоянок; строительстве дорог, трамвайных путей, железных дорог (длинных, узких, широких) из разных деталей.

Игра "Перестрой ворота". Предложите детям построить ворота любой формы и размера. Возьмите машину, посадите в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжайте к каждой постройке со словами:

Вы ворота отворите

И машину пропустите!

Побуждайте детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире столбики; удлинять перекладины и т. д.). Игра "Угадай, где я". Предложите ребятам построить что-нибудь по замыслу. Возьмите игрушку, например, петушка и начинайте игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает: "Где я?". Дети отвечают.

Советы воспитателю

Способствуйте развитию детской поисковой деятельности; побуждайте ребят искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая любыми подходящими деталями); предлагайте строить по словесной инструкции; показывайте варианты строительства одного и того же объекта, приемы перестраивания, внесения изменений в конструкции).

Ключевые слова

Длинная, короткая, тонкая, толстая пластина.

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.