Когда ребенок должен сесть нормы. Во сколько месяцев ребенок начинает садиться и что надо знать

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Почти все дети могут самостоятельно сидеть в 8-месячном возрасте.

Один ребенок, начиная с 4 месяцев, активно стремится ползать, а потом сидеть, а другой, более спокойный, начинает сидеть к 8-ми месяцам.

Родителям важно не вмешиваться в процесс и не высаживать ребенка преждевременно. Медвежья услуга в будущем может обернуться сколиозом, деформированными тазовыми костями и болезнями позвоночника — нагрузка на неокрепшие кости во время сидения очень большая.

Следует не присаживать, а выкладывать карапуза на живот или спускать на пол, чтобы он мог учиться свободно ползать. Тогда мышцы спины будут развиваться динамичней, что поспособствует хорошей осанке и правильному сидению.

Этапы развития сидения

Педиатры различают несколько ступеней развития навыка сидения:

  • — малыш, полулежа на бедре, может играть, удерживая спину непродолжительное время;
  • — способен неуверенно сидеть, опираясь на ручки, и легко теряя равновесие, падать на бок. Сажать его можно на короткий промежуток времени для тренировки;
  • 7 месяцев — он сидит лучше, без поддержки и подушек, поворачивается в нужном направлении, не теряя равновесия. Из положения, лежа, опираясь на ручки, может самостоятельно садиться;
  • 8 месяцев — груднички отлично усаживаются из любого положения – лежа на спинке, животе или боку.

Если малыш начал уверенно сидеть в полгода – это нормально, если он начал сидеть в 8 месяцев – это тоже норма .

Пухлые крепыши садятся позже худых детишек, так как их масса тела сильней воздействует на неокрепший позвоночник.

Есть ли разница между мальчиком и девочкой

Люди старшего поколения уверены, что присаживать мальчиков можно рано, а девочек в 7-8 месяцев. Но независимо от пола, детей в возрасте до полугода усаживать запрещается . Девочки пытаются сесть раньше мальчиков, но уверенно могут сидеть немного позже. Если малышку высаживать раньше срока, в будущем это может вызвать заболевания женской половой системы и приведет к неправильному развитию тазовых костей. Если девочка самостоятельно села до полугода, это считается такой же нормой, как и для мальчика.

  • Важно:

Почему ребенок не начинает сидеть

Принуждать грудничка к сидению не рекомендуется. Когда его кости и мышцы окрепнут, он самостоятельно сможет садиться. Если кроха в 8 месяцев плохо сидит, то мамочке не следует волноваться и отчаянно пытаться его усаживать. Позвоночник окрепнет, он сам сядет. Лучше обучать его ползанию.

Но как быть, если ребенок не приобрел этот навык в 9-10 месяцев и даже не пытается этого сделать? В таких случаях необходимо обратиться к педиатру и неврологу. После осмотра они назначат лечение или посоветуют, как помочь сесть. , пытается ползать, но не сидит, врач порекомендует сделать специальный массаж и выполнять дома ряд упражнений, укрепляющих мышцы и обучающих сидению.

Несмотря на индивидуальное развитие детей, существуют определенные нормы, когда ребенок должен преодолеть очередную ступень своего психического и физического развития. Если 6-ти месячный кроха не держит голову () и не поднимается на ручках, лежа на животике, его нужно показать врачам. Своевременно принятые меры — гимнастика и массаж — помогут восстановить моторику, правильно развиваться и догнать упущенное время.

Как помочь ребенку начать сидеть

Основные методы обучения направлены на физическое развитие грудничка. Это массаж, плавание, гимнастика. Сообразительные родители прибегают к маленьким хитростям – над кроваткой вешают кольца, за которые цепкий малыш будет хвататься, пытаясь приподняться. При выкладывании ребенка на живот, можно положить перед ним яркую игрушку, к которой захочется ползти.

Сколько же нужно делать упражнений, чтобы помочь малышу полноценно и своевременно развиваться? Каждодневно грудничку делают массаж – легкие поглаживания вдоль ручек, ножек и спины. При этом он должен чувствовать себя комфортно и быть в приподнятом настроении. Для укрепления мышц спины можно записаться в бассейн совместного посещения с маленькими детками, который закреплен за поликлиникой. Если такого нет, можно заниматься в ванной.

Укрепляем мышцы спины

В 4 месяца педиатры советуют делать упражнения, чтобы грудничок вовремя сел.

Их проводят в удобном месте на твердой поверхности:

  1. Пресс. Ребенок, лежа на спине, хватается за мамины большие пальцы. Нельзя его резко усаживать, а дать возможность самому поработать и удержаться на полусогнутых ручках. Если он не желает держаться, можно осторожно подтянуть за ручки до полусидячего состояния. Подержать-отпустить.
  2. Самолетик. Малыша, который лежит на животе, приподнимают, поддерживая руками под грудь и под ножки, которые упираются об маму. Попа и спинка его напрягаются, голова приподнимается. В таком положении желательно продержаться несколько секунд.
  3. С 7 месяцев пробуют подтягивать не за обе ручки, а за одну, подставляя другую как опору. Тогда грудничок поймет, как можно самостоятельно садиться.

Упражнения для ребенка с 3 месяцев

Если ребенок не сел сам, то категорически запрещается:

  • усаживать его, обкладывая подушками, одеялами, мягкими игрушками;
  • возить в сидячей коляске со спинкой под прямым углом;
  • переносить его в «кенгуру» с мягкой спинкой в сидячем положении. Если это качественная модель, в ней предусмотрена специальная жесткая прокладка, обеспечивающая упор не на промежность. Носить детей в таких аксессуарах разрешено не больше 3 часов;
  • сажать на колени (только полулежа);
  • учить навыку сидения в горшке. Многие думают, что провалившись в него, ребеночек сможет продолжительно сидеть.

Когда малыш сидит, нужно смотреть на то, в каком положении находится голова, шея, ножки, поясница.

Если родители заметили:

  • голову, наклоненную назад;
  • разогнутую шею и верхнюю зону позвоночника;
  • согнутую поясницу и наклоненные вперед тазобедренные суставы;
  • раздвинутые и разведенные наружу ноги;
  • главный упор, приходящийся на бок.

то малыш сидит правильно. Если нет, его тело не готово к освоению нового навыка и занимая неправильную позу, он будет быстро уставать.

«А что, ваш ребенок еще не сидит?» – этот вопрос иногда сбивает с толку молодых родителей, вызывая сомнения и беспокойство. Но эти волнения совершенно напрасны, если ребенок здоров. Физические упражнения и активное общение с малышом помогут ему освоить новое движение.

За первый год своей жизни младенец делает существенный скачок в развитии. Он осваивает пространство вокруг себя, переходя из горизонтального состояния в вертикальное, передвигаясь и манипулируя предметами. Родители радуются каждому новому достижению малыша. Момент, когда ребенок садится самостоятельно, тоже является одним из важных этапов развития.

Формирование двигательных навыков происходит у ребенка естественно и постепенно, по мере укрепления костной и мышечной ткани. Направленные движения координируются структурами головного мозга, которые тоже находятся в процессе своего развития.

Ирина Руженкова, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, отмечает, что мышцы ребенка созревают «сверху вниз»: начиная от фиксации взгляда в период новорожденности до управления нижними конечностями к концу первого года жизни.

Во сколько месяцев ребенок начнет садиться?

Умение сидеть – один из показателей физического развития ребенка. Возрастные нормы для формирования этой динамической функции не имеют четкой границы. Общепринятым среди специалистов считается, что ребенок должен садиться самостоятельно в 8-9 месяцев.

Как происходит формирование этого двигательного навыка, в каком возрасте ребенок начинает делать попытки сидеть самостоятельно, описывает профессор Людмилой Лубышевой, специалист в области социологии физической культуры и спорта:

  • В 4 месяца, ребенок уже может немного сидеть с поддержкой.
  • К концу 6 месяца он уже может сидеть без поддержки, а если его потянуть за ручки, то и самостоятельно присесть.
  • В 7 месяцев ребенок сидит без поддержки, может наклонять тело, садится, опираясь на руки взрослого.
  • В 8 месяцев малыш уже может садиться самостоятельно.
  • Окончательно навык сидения закрепляется к 9-10 месяцам.

Лубышева подчеркивает: «Нельзя успешно обучать движению, если организм или какая-то отдельная система не созрела для этого».

Скелет ребенка еще долго будет мягким и слабым, поэтому не стоит обучать движениям, к которым ребенок еще не готов.

Почему ребенок не сидит самостоятельно?

Некоторые родители начинают бить тревогу, считая, что в шесть месяцев малыш должен сидеть сам. Если ребенок не садится самостоятельно после шести месяцев страхи становятся еще больше. Существует множество причин, по которым в положенный срок ребенок не умеет и даже не пробует садиться сам. Но нельзя рассматривать какую-то одну, ведь развитие ребенка оценивается в комплексе, в соотношении всех физиологических функций.


Вес ребенка

При посещении педиатра каждый раз ребенка измеряют и взвешивают. И, безусловно, вы точно знаете вердикт, вынесенный конкретно вашему малышу. Если показатели роста и веса в норме или ниже нормы, это свидетельствует о том, что малыш сядет в положенный нормами срок или даже раньше. Поэтому беспокоиться не о чем.

Катя, мама Арины 1 год: «Аришка родилась крошечной, 2,6 кг и рост 48 см. У нас все в семье по маминой линии миниатюрные. Педиатр, оценив мой рос (152 см) сказала, что у малышки все в норме. Переворачиваться на живот моя пушинка стала в 3,5 месяца, а села в 6,5. Она опередила всех своих ровесников!».

Избыточный вес ребенка затормозят его двигательную активность, ведь мышечная масса у всех детей примерно одинаковая (23% от общего веса), а количество «лишних» килограммов поднять становится тяжелее. Стоит проконсультироваться с педиатром, что делать в этом случае: сажать ли ребенка «на диету» или активно заниматься спортом. Врач подберет тактику исходя их индивидуальных особенностей здоровья вашего малыша.

Общее состояние здоровья

Малыш может родиться с травмой или приобрести какое-либо заболевание, ухудшающее состояние его здоровья. Даже просто часто болеющие ОРВИ детки физически слабее более здоровых сверстников. Естественно, это сказывается на двигательной активности малыша, вызывая апатию и сонливость. Рекомендации как помочь вашему крохе не отставать в физическом развитии и укрепить иммунитет может дать только педиатр.

Особенности темперамента

Не стоит скидывать со счетов и врожденные психологические характеристики личности. Холерики и сангвиники будут активнее в своих движениях и стремлении познавать окружающий мир, чем флегматики и меланхолики. Гендерные особенности тоже накладывают свой отпечаток – девочки начинают овладевать движениями быстрее, чем мальчики.


Как научить ребенка сидеть

Как помочь ребенку научиться садиться? Для этого нельзя обойтись без тренировки. Чтобы правильно научить ребенка садиться, стоит воспользоваться советом профессора Валерии Сергеевны Мухиной. В своем учебнике по детской психологии она обращает внимание на два типа движения у младенцев – прогрессивные и тупиковые. Прогрессивные движения помогают получить новые впечатления и опыт, а тупиковые отгораживают его от внешнего мира. Это значит, что родителям нужно помогать малышу и учить его вместе с ним, а не вместо него. Нельзя взять ребенка за ручки, посадить и ждать, что он повторит движение сам – это тупиковый путь.

Виктория, мама Игната: «Чтобы научить Игнатика сидеть, мы повесили новую погремушку на край кроватки. Из положения лежа он никак не мог дотянуться. Он заинтересовался, захныкал, тянулся к игрушке. Мы слегка подталкнули его к повороту через бочок. Он сел и дотянулся. И так несколько раз. Через несколько дней я захожу в детскую, а он сидит и тянет на себя погремушку».

Взрослым, которые окружают ребенка, важно побуждать малыша к прогрессивным движениям. Когда у малыша есть цель, он активнее будет совершать движения, которые помогут ему сесть. За этим последует не только формирование соответствующих двигательных навыков, но и успешное психическое развитие.


Учим садиться из положения лежа

Для того, чтобы сесть из положения лежа, организм задействует мышцы живота, спины. Малыш должен уметь владеть своей рукой, чтобы опереться на нее и помочь себе удержаться сидя. Поэтому важно начиная с рождения делать ребенку массаж и проводить комплексы физических упражнений. Эти меры избавят мышцы от гипертонуса и укрепят мышцы.

  • Уже в первый месяц можно укладывать младенца на живот. Когда он начинает держать головку, он активно поднимает ее, двигает при этом ножками – так укрепляются мышцы спины.
  • Когда ребенок лежит на спине, упражнения по сгибанию и разгибанию ног помогут формированию мышц живота.
  • В возрасте четырех месяцев можно уже выполнять упражнение на присаживание, не задерживая ребенка в этом положении. Для правильного выполнения упражнения нужно отвести руки ребенка в сторону. Начинать такие движения нужно постепенно, не более 2-3 раз.
  • Когда ребенок уже делает первые попытки сесть самостоятельно, можно стимулировать его в этом, предлагая потянуться за игрушкой или за рукой. Поверхность при этом должна быть ровной и твердой.

Игра «Поймай игрушку»

Ребенок лежит на приподнятой поверхности. Взрослый показывает игрушку и побуждает малыша ухватить ее рукой. В то время, когда малыш пробует взять игрушку, взрослый плавно отодвигает ее, чтобы ребенок потянулся. После двух-трех попыток, игрушка должна оказаться у ребенка в руках.

Игра «Ванька-встанька»

Взрослый берет две ручки ребенка и, разводя их в стороны, присаживает малыша на несколько секунд. После двух-трех присаживаний, взрослый протягивает свои руки ребенку и побуждает ухватить их. Медленно потягивая малыша, взрослый передает ему инициативу в том, чтобы самому подняться и сесть. Достаточно двух-трех повторений.


Почему нельзя сажать ребенка раньше 6 месяцев

Родителям важно различать два момента в развитии двигательного навыка: ребенок «сидит, когда его посадили» или «садится сам». Взрослые часто стремятся опередить естественное развитие ребенка, и усаживают малыша принудительно.

Наталья одна воспитывает дочь. Помочь по хозяйству ей некому. В 5 месяцев она стала усаживать девочку перед телевизором и фиксировать ее диванными подушками. Мать включала видео и оставляла ребенка до тех пор, пока не переделает все свои домашние дела.

Что происходит, когда ребенка начинают усаживать принудительно? Слабый мышечный корсет не защищает позвоночник младенца, который испытывает несвойственные возрасту нагрузки. Раннее усаживание ребенка «в подушки» ведет к нарушению осанки и приобретению кифоза (сутулости). Кроме того, долгое нахождение в одной позе нарушает кровообращение. В таком положении ребенок неактивен, а значит, теряются возможности для интеллектуального развития.

Важно с первых дней жизни побуждать малыша к активности и «исследовательской» деятельности. Общение с взрослым становится потребностью, а изучение окружающего мира – мотивом для перемещения в пространстве. Если ребенок еще не умеет сам садиться, а маме необходимо заняться домашними делами, есть отличный выход из ситуации: посадить ребенка в манеж. Бывают небольшие по габаритам манежи, которые можно разместить в любой комнате, даже на кухне. Ребенок рядом с мамой, а его осанке ничего не угрожает.


Лучше сначала ползать, чем сидеть

Наблюдения за младенцами в московском детском нейропсихологическом центре «Добрые руки» позволило специалистам сделать вывод о том, что современные дети часто пропускают период ползания, рано садятся, а затем начинают сразу стоять и ходить. Это приводит к нарушению зрительно-пространственной ориентировки, а потом, как следствие, к проблемам в освоении чтения и письма.

Поэтому мамам и папам, которые тревожатся по поводу того, когда ребенок сядет самостоятельно, лучше активно заниматься с малышом обучению ползания. Очень часто дети начинают садиться из положения «стоя на четвереньках».

Видео по теме

Во сколько ребенок начинает сидеть в большинстве случаев? Что можно считать нормой, а что патологией? Как ускорить процесс усаживания ребенка и стоит ли это делать?

Все эти вопросы очень беспокоят будущих мам. Но они должны знать следующее - сажать детей в подушки, к себе колени и другими способами категорически нельзя, пока малыш не научился уверенно держать головку и приподниматься лежа на животике на вытянутых руках. Эти 2 признака говорят о том, что мышечный аппарат ребенка уже хорошо развит, и он скоро научится садиться.

Однако самостоятельно пытаться ускорять этот процесс не стоит. От родителей требуется только стимулировать физическое развитие ребенка. А к такой стимуляции можно отнести игры с ребенком, легкий массаж и гимнастику. Когда малыш достаточно окрепнет, можно выполнять с ним вот такое очень эффективное упражнение, пока тот лежит на спине - брать его за пальчики и потихоньку приподнимать. Когда ребенок начинает сидеть , приходит время этому навыку, он без труда поднимается и устойчиво, прямо держит головку в процессе упражнения, если только не балуется. Очень эффективно играть с ребенком, когда тот лежит на животе, можно держать недалеко от его глаз игрушку и потихоньку ее приподнимать, стимулируя приподнимание и ребенка. Это хорошая тренировка для мышц спины, рук и шеи.

Ребенок начинает ползать и сидеть не совсем обычным способом. Многие малыши переходят в вертикальное положение на первых порах не полностью, как бы сидят на боку, опираясь на одну или две ручки. Но это уже практически сидение. С этого момента малыша можно на короткое время усаживать в коляску, на детский стульчик, в подушки. Однако полулежачее положение все же безопаснее, если малыш будет в силах и захочет сидеть - пусть сделает это сам. Причем независимо от того, мальчик это или девочка.

Что же касается возраста, то самостоятельно сидеть ребенок начинает с 6 месяцев , но нередко этот срок сдвигается в одну или другую сторону. Конечно же, позже начинают садиться детки, которые появились на свет раньше срока. Но запаздывать в физическом развитии могут и те детки, которым родители не предоставляют должный простор для движений, а также дети, быстро набирающие вес. Как показывает статистика, худенькие детки (но попадающие в нормы по прибавке веса) более активны, быстрее начинают садиться, ползать, стоять и ходить.

Дети в возрасте 4 месяцев делают первые попытки сесть самостоятельно. В вертикальном положении им легче обследовать окружающий мир. Лежа на спине малыш поднимает головку, старается приподнять туловище и когда у него это не получается он расстраивается и начинает капризничать. Его нужно поносить на руках спиной к себе, показывая и рассказывая о том, что он видит.

Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка раньше, чем ему исполниться полгода. Так как у него еще не развиты полноценно мышцы спины, и это может привести к деформации позвоночника.

Когда ребенку исполняется полгода необходимо усаживать его сначала на очень короткое время и постепенно по мере укрепления мышц, малыш сам начнет сидеть дольше. Но при этом следует смотреть, чтобы у него была правильная осанка. Если малыш будет сидеть в неправильном положении, у него деформируется грудная клетка.

В полгода кроха первое время присаживается с помощью взрослых. Не нужно его садить, малыш должен приложить определенные усилия, чтобы сесть. Лучше всего просто дать ему руку, чтобы он за нее схватился и начал притягиваться к ней пока не сядет.

Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок начинает садиться ближе к 7-месячному возрасту.

Важно знать! Когда ребенок начинает присаживаться, нужно чтобы у него была твердая опора для спины.

С какого возраста ребенку можно сидеть

Начинать присаживать ребенка нужно тогда, когда у него уже будут достаточно развиты мышцы спины, чтобы удерживать правильную осанку. Чаще всего это происходит, когда малышу исполнилось полгода. Не стоит торопиться и пытаться усадить ребенка раньше времени, обкладывая его со всех сторон подушками. Это может привести в дальнейшем к нарушению осанки.

Подготавливать малыша к тому, чтобы он мог сидеть самостоятельно начинают с самого рождения, делая с ним гимнастические упражнения, соответствующие возрасту. Проводить их нужно столько раз в день, сколько переодеваете малыша.

Когда малышу исполнилось полгода, а он еще не начал присаживаться нужно с ним заняться дополнительно. Желательно проконсультироваться у врача-ортопеда, какие упражнения стоит выполнять. Или начать водить его на занятия лечебной физкультурой, которые проводит тренер.

Важно знать! Если кроха находиться в положении полусидя (в специальном кресле или рюкзаке), нужно также обеспечить ему твердую опору под спину.

Стоит ли садить малыша раньше времени

Многие родители начинают садить ребенка, когда он только делает попытки сделать это самостоятельно. При этом они не задумываются, какой вред могут принести своему малышу. Ведь позвоночник у ребенка еще очень гибкий, мышцы удерживающие спину прямо не развиты. Сколько из-за этого в дальнейшем возникает проблем с правильной осанкой.

Это могут быть:

  • деформация грудной клетки;
  • лордоз;
  • кифоз;
  • сколиоз.

Неправильная осанка приводит к ущемлению нервов и кровеносных сосудов. Сдавливаются различные органы (сердце, легкие), что приводит к их неправильному формированию — в итоге ребенок болеет.

Важно знать! Раннее развитие моторных навыков наблюдается у гиперактивных детей. Не спешить радоваться, если ребенок пытается начать сидеть раньше положенного срока. Такая повышенная моторная активность характерна для некоторых неврологических заболеваний. Поэтому стоит проконсультироваться у специалиста.

Какие упражнения нужно выполнять

Для того чтобы малыш начал самостоятельно сидеть, ему нужно помочь укрепить мышцы спины, чтобы он мог самостоятельно приподнимать туловище, и удерживать спину прямо. Для этого проводят с ним специальные упражнения и делают массаж.

Способствует развитию мышц плаванье и специальная гимнастика, которую начинают делать, когда ребёнок только родился.

Особое внимание укреплению спинных мышц уделяют с 4 месяцев, проводя гимнастику:

  1. Ребенок лежит на ладонях взрослого, при этом упирается в его грудь. При этом малыш должен приподнять голову и напрячь мышцы спины и ягодиц.
  2. Ребенка необходимо положить на спину. Дать ему схватить руками ваши большие пальцы, при этом следует придерживать его кисти. Затем начинайте потягивать его на себя. Малыш должен тянуться за руками и садиться. При этом желательно говорить «сядь», или «садимся». Когда ребенок садится, необходимо взять его ручки в одну руку, а другой провести указательным и среднем пальцем вдоль позвоночника. Кроха при этом начнет разгибать спину. Перед тем как ребенку исполнится полгода, он начнет самостоятельно тянуться и пытаться сесть.
  3. Ребенка кладут на ладони взрослого, на спинку. При этом его нужно придерживать за задне-боковую поверхность тела. Затем приподнимите малыша в горизонтальном положении. При этом ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы живота и грудной клетки. Если этого не происходит, значит еще рано проводить такое упражнение.
  4. Ребенок лежит на спине. Нужно, чтобы он схватился за большие пальцы ваших рук. Необходимо плавно отвести руки малыша, затем неспешно поднимите к голове опустите вперед и вниз и проделайте упражнение в обратную сторону.

Занятия необходимо проводить столько раз в день, сколько это нравится ребёнку.

Видео с упражнениями

Упражнения и массаж можно делать только предварительно проконсультировавшись с врачом. Показать, как правильно заниматься и делать массаж может только специалист с лечебной физкультуры. К тому же существует много упражнений, которые может проводить только человек, который этому обучался. Проводя гимнастику неправильно, можно навредить малышу.

Общий вывод

Нормально развитый ребенок начинает присаживаться с помощью родителей, когда ему исполнится полгода. Самостоятельно сидеть, уверенно держать спину прямо он начнет ближе к 7-месячному возрасту. Садить ребенка раньше положенного возраста нежелательно, так как можно деформировать позвоночник и грудную клетку. Что в старшем возрасте скажется на формировании правильной осанки. К тому же, чтоб ребенок начал садиться самостоятельно в положенный срок, с ним нужно заниматься. Следует ежедневно выполнять гимнастические упражнения.