Классный час на тему патриотическое воспитание граждан. Классный час по патриотическому воспитанию. «С чего начинается Родина?»

ОГБПОУ «Шацкий агротехнологический техникум»

Методическая разработка

классного часа по патриотическому воспитанию

«ПАМЯТЬ»

преподаватель общественных дисциплин

2017г.

    Введение ……………………………………………………………………………стр. 3

    Организация и проведение мероприятия……………………..…стр. 4

    Заключение………………………………………………………………………..стр. 9

    Использованная литература………………… ………………………….стр. 11

    Приложение….…………………………………………………………………..стр. 12

    Введение

Современная ситуация в России сложна, многообразна, динамична, пронизана противоречивыми тенденциями. Любое общество производит себя через молодое поколение. Молодежь представляет собой будущее страны, а поэтому ее настроения, поведение и самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий политический и социально -психологический климат в обществе.

Можно сказать, что молодежь - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим.Наша молодежь как социально -демографическая группа зависима от социально -экономических и политических отношений общества. Естественно, что она несет в себе все противоречия присущие обществу в целом. В настоящее время проявили себя серьезные отличия у «отцов» и «детей» и в ценностных ориентациях, и в способах коммуникации, а не редко и в образе жизни.

В связи с этим сегодня наиболее актуально стоит вопрос воспитания чувства патриотизма и интернационализма в подрастающем поколении.

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения молодежи в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов.

    Организация и проведение мероприятия .

Форма проведения: классный час

Метод проведения: групповой

Время проведения: 45 мин (внеаудиторное)

Место проведения: читальный зал библиотеки техникума

Цель:

способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

Задачи:

Привить интерес к истории страны;

Познакомить с героическими подвигами земляков;

Способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».

Оборудование:

Сценарий классного часа;

Мультимедийная установка для демонстрации фильма;

Презентация;

Записи видеороликов;

Плакаты, книги, вырезки из газет для художественного оформления аудитории и книжной выставки;

Цветы и подарки для воина-интернационалиста.

Ход классного часа

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вчера, 15 февраля, исполнилось 26 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Этой дате посвящается наше мероприятие под названием «Память».

Вступительное слово для открытия мероприятия предоставляется директору техникума.

(выступление директора техникума)

Спасибо.

Ведущий 2.

Поэт Роберт Рождественский написал:

Задохнулись канонады,

В мире тишина.

На большой земле однажды кончилась война.

Будем вновь встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей Земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Видеоролик на песню «Афганистан»- ВИА «Голубые береты»)

Ведущий 3.

25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу СССР пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолёты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознамённого военного округа. Начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана.

Ведущий 1.

Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.

И вдруг эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война

Ведущий 2.

Вчера мальчишки выпускной гуляли, Ломился стол от всяческих сластей. И в ночь подруги им судьбу гадали - И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога В чужую, неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога, Чем эта - через страшную войну.

Ведущий 3.

И им пришлось испить ее до края,

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой - «по делу» вылетаем –

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»

Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...

За землю предков дрались там душманы,

А мы за что? Никто не даст ответ.

Ведущий 1.

И вот вернулись парни. Поседели.

У сердца - боевые ордена.

И шрамы - как отметины - на теле.

И в душах - не кончается война.

И в снах - опять восстанет из могилы Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы,

Чтоб разорвать порочный этот круг!

Ведущий 2.

Стихотворение «Афганистан» читает студент Шанаев Александр. 111гр.

Ведущий 3.

С первых дней войны из Афганистана не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... Военные действия в Афганистане продлились сто тринадцать месяцев, 3285 дней. 5 февраля 1989 года. За время присутствия советского контингента в Афганистане погибло около 15 тысяч человек из числа советских военнослужащих, почти 50 тысяч были ранены, более 300 человек до сих пор считаются без вести пропавшими.

Видеоролик на песню А. Розенбаума «Черный тюльпан»

Ведущий 1.

Сегодня в нашем зале присутствует наш земляк, шатчанин, участник боевых действий в Афганистане, воин-интернационалист, наш герой, наша гордость Андрей Александрович Ераткин.

Просим Вас выйти на сцену.

Ведущий 2.

Андрей Александрович - выпускник Шацкого техникума механизации сельского хозяйства, закончил наш техникум с Отличием.

Андрей Александрович, расскажите, почему Вы решили поступать в техникум?

Андрей Александрович, ребята хотели задать Вам несколько вопросов. Пожалуйста, вопрос.

(Студенты задают вопросы афганцу. Выступление гостя сопровождается презентацией)

Ведущий 3.

Расскажите пожалуйста о своих наградах. Расскажите о своих боевых товарищах.

Ведущий 1.

А теперь, внимание на экран. Сейчас вы увидите фотографии из архива Андрея Александровича.

(показ слайдов с фотографиями)

Андрей Александрович, спасибо большое за рассказ, за Ваш героизм, за Ваш подвиг!

Ведущий 2.

Наше мероприятие называется «Память», мы всегда должны помнить тех, кто воевал, тех, кто выполнял свой интернациональный долг, тех, кто защищал свою Родину.

Ведущий 3.

В истории каждого государства есть свои войны..., а у каждого народа есть герои этих войн. Мы не можем судить о праведности или неправедности давно оставшихся в истории войн. Раны одинаково болят.

Стихотворение «Война» читает студент 111 группы Дмитрий Катков.

Ведущий 1.

Воинов провожали на войну и ждали не смотря ни на что их матери... Молились, плакали, и всегда надеялись на лучшее...

Стихотворение «Материнские руки» читает студент 111 группы Александр Шанаев.

Ведущий 2.

Андрей Александрович, студентка 211 группы Олеся Куркина читает для Вас отрывок из поэмы «Василий Теркин».

Ведущий 3.

Огромное спасибо всем, кто пришел на эту встречу. Спасибо, Андрей Александрович!

(вручение памятного подарка воину-интернационалисту, коллективная

фотография).

    Заключение.

Память о подвигах наших старших товарищей – афганцев нужна нам всем, чтобы правильно понимать события, происходящие в стране, чтобы суметь найти своё место в жизни. Нельзя уходить от трудных проблем и прятаться за чужие спины ни на войне, ни на гражданке. А учиться мы этому будем у афганцев.

Главной целью этого классного часа было не просто познакомить учащихся с еще одной страницей истории нашей страны, но и дать понять, что на войне проявляются естественные человеческие качества: и героизм, и трусость; есть военные будни и плен.

Война – это страшное слово. Кода его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда. Человек, который был на войне, лучше всех понимает, что значит быть патриотом.

В ходе мероприятия, представленного в методической разработке, студенты ознакомятся с событиями, которые предшествовали и послужили поводом для ввода советских войск на территорию Афганистана. Они смогут осмыслить необходимость присутствия наших войск на территории этого государства с общечеловеческой точки зрения. Рассказы о подвигах солдат- афганцев подтвердили тот факт, что преемственность поколений не утрачена и воины- афганцы заслужили ратную славу и нашу горячую признательность, как и наши деды и прадеды, всегда стоящие на страже покоя, мира своего народа. А рассказ воина-интернационалиста, нашего земляка, выпускника Шацкого техникума Ераткина Андрея Александровича помог нам вживую представить события тех далеких лет. Мы гордимся, что такие герои живут рядом с нами!

Для успешного проведения классного часа была проведена большая подготовительная работа: разработка сценария, поиск видеоматериалов, отражающих события афганской войны, подбор стихов, составление презентации классного часа, приглашение воина-интернационалиста, обеспечение мероприятия необходимым оборудованием для демонстрации слайдов, проведение репетиций.

Аудитория украшена в соответствии с тематикой классного часа фотографиями, книгами, высказываниями характеризующими мужество и героизм солдат Афганской войны, портретами земляков-участников войны, вырезками из газет.

Этот классный час - музыкально- литературная композиция, сопровождается музыкой и стихами. В ходе мероприятия использованы видеоклипы на песни ансамбля " Голубые береты" и Александра Розенбаума". Студенты читают стихи, они об Афганистане, о героях этой войны, о матерях, которые ждали своих героев. Мероприятие имеет огромное значение. Он воспитывает в студентах чувство патриотизма, любовь к Родине и Отечеству. Молодое поколение испытывает чувство гордости за подвиги солдат во время войны в Афгане. Урок формирует гражданскую позицию студентов.

    Использованная литература

    Четунова Н., Бобровская Е. Советский патриотизм и советская литература // Советская книга.1946. № 2.

    Полторацкий В. Андрей Платонов на войне Платонов А. Смерти нет! Рассказы.М: Советский писатель, 1970.

    «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» Москва СП «ИКПА» 1991;

    В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» Москва «Дрофа» 1999;

    Ресурсы интернета.


МОУ Богучарская средняя общеобразовательная школа№1

Программа

тематических классных часов

по гражданскому и патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов
«Растим патриота и гражданина России!»

учитель начальных классов, ВКК.

Программа предназначена

для учащихся 1-4 классов.

Год разработки 2007.

Контактные телефоны

(8 47366) 2-16- 85

Богучар 2007 г

I. Пояснительная записка
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006 – 2010 года дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя , утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

III. Цель и задачи Программы
Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :


  1. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

  2. Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

  3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

  4. Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

  5. Воспитание уважения к защитникам Отечества.

  6. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
IV. Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1 класс

«С чего начинается Родина?»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

Задачи:

1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Сотрудничать с родителями.




Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Знакомьтесь – это мы»

Конкурс газет, фотогазет, листовок

2

Октябрь

«День бабушек»

(Ко Дню пожилых людей)


Акция «Забота»

3

Ноябрь

« На кого я хочу быть похожим»

Классный час - вернисаж

4

Декабрь

«Моя столица, моя Москва»

Заочное путешествие

5

Январь

«Поможем птичкам перезимовать»

Мастерская умельцев

6

Февраль

«Наши папы – защитники Родины»

Утренник

7

Март

« Наши мамы самые красивые»

Музыкально-поэтический классный час

8

Апрель

« Дорога в космос»

Игра-путешествие

9

Май:

«Дом, который построим мы»

Защита проектов

2 класс

«Моя малая родина»

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:


  1. Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

  2. Воспитывать уважение к землякам , защитникам Родины.

  3. Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

  4. Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«На донском берегу»

Встреча с поэтом Г.И. Собко

2

Октябрь

«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»

Конкурс стихов и рисунков

3

Ноябрь

«Золотая хохлома» (народные промыслы)

Утренник

4

Декабрь

«День освобождения Богучара»

Экскурсия в краеведческий музей

5

Январь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

6

Февраль

«Мы живем в России»

Заочное путешествие

7

Март

«Песня – душа России»

Литературно-музыкальное состязание

8

Апрель

«Папа, мама, я – дружная семья»

Игра-состязание

9

Май

«За мирное детство – спасибо»


3 класс

«Россия – Родина моя».

Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:


  1. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.

  2. Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

  3. Экологическое воспитание.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Важные вопросы»

Диспут

2

Октябрь

«Русский народный костюм»

Экскурсия в музей народного костюма и кукол

3

Ноябрь

«Степь да степь кругом»

Конкурс чтецов

4

Декабрь

«Конституция – главный закон страны»

Устный журнал

5

Январь

«Преданья старины глубокой»

КДТ

6

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

7

Март

«Наш земляк - М.Шолохов

Видеожурнал

8

Апрель

«Земля - наш общий дом»

Экологический праздник.

9

Май

«Этот День Победы»

Литературно-музыкальная композиция

4 класс

«Я - гражданин России».

Цель: Растить гражданина и патриота России.
Задачи:


  1. Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

  2. Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

  3. Создание условий для реализации полезных дел.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

2

Октябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

3

Ноябрь

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

4

Декабрь

«Герб, флаг, гимн – символы России»

Видеожурнал

5

Январь

«Наш Пушкин»

Литературная конференция

6

Февраль

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества

7

Март

«Бабушки и внуки»

Семейный праздник

8

Апрель

«Великий праздник»

Встреча со священнослужителем

9

Май

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

V. Реализация Программы
Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы.

VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость


  1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:
- оформление альбома «Город, в котором я живу»;

Сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению

К членам семьи - создание генеалогического древа семьи,

К окружающей природе:


  • создание Красной Книги;

  • участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.

VI. Литература
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Этот День Победы.
Цель: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому

своей Родины.

Задачи: 1. Формирование исторических знаний детей.

2. Расширение знаний о подвигах людей во время Великой

Отечественной Войны.

3. Воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине.

Оформление: плакаты «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Пусть всегда будет мир!», репродукции картины о войне, рисунки детей, портреты пионеров, цветы, даты 1941-1945г.г.

Ход мероприятия.

Приходят в День Победы.

Люблю по долгу слушать я

Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять – опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые.

Один сержант, другой майор,

А больше – рядовые.
Приходят к дедушке друзья,

Отпраздновать Победу.

Все меньше их, но верю я:

Они придут, приедут…
Ведущий: С каждым годом все дальше памятная дата 9 мая 1945 года, когда весь мир узнал о победе русского народа над фашистами, все меньше становиться людей, свидетелей и участников той страшной, кровопролитной войны. И мы не имеем права забывать о тех «кто уже не прейдет никогда…», кто подарил нам Мир и счастливое детство. Поэтому каждый год 9 мая все люди с благодарностью вспоминают тех, кто сложил свои головы. Весь мир празднует с нами этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая освободительная борьба завершилась в 1945 году. С первого ее дня и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы.

(звучит мелодия «Вставай, страна огромная»)

Ученик. Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

(выходят мальчики в гимнастерках, пилотках)

Ученик. Мы по дорогам пыльным с боем щли,

От бомб земля дрожала, как живая,

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Ученик . Когда от бомб, казалось мир оглох

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я узнал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Ученик . Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой, не потому что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Ученик . Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завивали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В походе. На ночном привале.

(Исполняется песня «В землянке».)

Ведущий: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгом «Смерть фашистским оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!» вся страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных сражений.

Ученик. Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Ученик. Прочтет о том, как под луной

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

Ученик. Война священна. И Матросов

Всей грудью лег на пулемет.

О, сколько русых и курносых

Во имя жизни смерть возьмет.

Ведущий. Люди не думали о своей жизни, не жалели себя. В мыслях было одно:

Остановить врага! В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.

Школьники собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт теплые вещи, кисеты для табака, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали убирать урожай в полях, выступали с концертами в госпиталях, ухаживали за ранеными. Многие юные герои пали смертью храбрых на полях сражений. Их именами названы улицы, корабли, школы.

Ученик. Земли российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками.

Победы солнцу вознесли вы знамя.

Ученик. Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождались в каждом человеке

Одна великая весна.

Ученик. Не перекликом журавлиным

Она была для нас близка,

Гремел апрель, и шли к Берлину

Смертельно храбрые войска

Ученик . Настал великий час расплаты,

Настал великий день земли,

Когда советские солдаты

Рубеж советский перешли.

Ученик . Рванулась грозная лавина

Стальной пехоты и машин.

Стремительно, неудержимо

С одною мыслью – на Берлин.

Ведущий. И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы!

Этого праздника люди ждали 1418 дней.

Советские войны прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.

Ученик . Был день, как день,

Светило солнце,

И ветер шарил по траве,

Я тосковал, смотрел в окно,

Отец на фронте, на войне.

И вдруг светлее стало в небе,

Прибоем радостной волны

Пришла к нам весточка: Победа!

И нет боев, и нет войны.

На печке дед заплакал старый,

Слез не скрывая, как малец,

И улыбнулась наша мама

Улыбкой счастья, наконец.

Четыре года папу ждали

Мы вместе с нею, словно век

И вот пришел под звон медалей

Родной и близкий человек.

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

(Песня «День Победы» Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, грам. запись)

Ученик . В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Ученик . Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Ученик . И ты дорогою обратной

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский Человек.

Ученик . Он сделал все, он тих и скромен,

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасный и огромный

Его приветствует сейчас.

Ученик . Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Ученик . Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

(фонограмма «В. Высоцкого «На братских могилах» (1 куплет)

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Ведущий. В память о погибших в годы войны объявляется минута молчания.

(минута молчания)

Если бы каждому из 20 миллионов погибшему на этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет. Давайте хранить память о тех, кто своим подвигом, своей жизнью добыл для нас победу. Давайте бережнее относиться к ветеранам, участникам и очевидцам той войны, их с каждым годом становиться все меньше и меньше. Спасибо им за то, что мы живем под мирным небом.

Ученик . Спасибо Вам, Солдаты!

Вы в битве Родину спасли

Преодолели все преграды.

Спасибо вам от всей земли,

За все спасибо вам, солдаты.

И в добрый час, счастливый час,

Час мирного рассвета,

Во имя вас, во имя вас,

Мы празднуем Победу!

Ученик . Как вы вступали в города!

Навстречу вам бежали дети.

Вам благодарны навсегда

Мы все, живущие на свете.

Ученик . Чтоб не лежал весь мир во мгле,

Себя в бою вы не щадили,

И сколько людям на земле

Вы счастье жизни подарили.

От всех, кто вами был спасен,

От всех, кто ныне рядом,

Примите наш земной поклон,

Советские солдаты!

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Добрым людям на загляденье

Золотая хохлома
Цель: Познакомить детей с русским народным промыслом.

Задачи: 1. Расширять знания детей о народных промыслах в нашем городе.

2. Воспитывать интерес к народному искусству, уважение к труду и

таланту людей.

Оформление: выставка посуды, фотографии художниц сувенирного цеха

Богучарского лесхоза, работы детей
Ведущая . Кисть хохломская! Большое спасибо!

Ты, как душа у народа красива!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как и люди служишь отчизне!

Есть в Богучарском лесхозе сувенирный цех. Трудятся в нем замечательные художницы, расписывающие посуду, ложки, сувениры хохломской росписью. Сегодня мы совершим заочное путешествие в те давние времена, когда зарождался этот народный промысел, узнаем и о дне сегодняшнем золотой хохломы.

Откуда же появилось это удивительное искусство?

Ученик: Разное сказывают старики. Будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе кашку пшенную и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. Прикоснулась вдруг жар-птица крылом к чашке и чашка золотой стала. Это, конечно легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек… Не из сказки ли появилась эта удивительная рукотворная красота?

Учитель. Хохломская роспись – одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах VI века. Еще при Царе Иване Грозном о Хохломе узнали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея».

Больше всего в селе и в окрестных деревнях занимались обработкой дерева.

Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина.

Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках X-XIII веков.

Посуды требовалось большое количество, ведь дерево быстро изнашивалось, поэтому уже в XVI веке посуду делали на продажу и привозили на рынки сотнями и тысячами штук.

Заметили, что промасленные стенки посуды легче моется, дольше сохраняется посуда, возможно, тогда стали покрывать ее олифой.

Ученик. Жил я жил,

Забот не зная. Да свела меня с ума,

Золотая, расписная,

Огневая Хохлома

Ученик. Погляжу из-под ладони:

Затопляя берега,

Входят бронзовые кони

На поемные луга.

Ученик. Речка сизая дымится,

Раздается небосвод,

И на красной колеснице

Солнце рыжее плывет.

Ученик. Подступает к горлу песня,

Моя сладкая беда,

Я искал ее, не зная,

Что придет она сама,

Словно эта расписная,

Огневая Хохлома.

(выходят дети с изделиями хохломской росписи)

Ученик 1. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обвивают стенки сосудов, украшают их внутреннюю поверхность , придавая предметам неповторимый, нарядный облик.

Ученик 2. простые по форме миски, чашки. Ложки, солонки радуют глаз богатым узором! Каждое изделие расписано своим неповторимым узором, ведь расписывают их не по образцу, каждый мастер создает свой, каждый раз новый, узор, передает иное настроение.

Ученик 3. Выросла золотая травка на ложке. Расцвел красный цветок на плашке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду птица - золотое перо. Вы уже подумали сказка началась? А это – быль! Это Золотая Хохлома.

Ученик 4 . В лесных заволжских деревнях Семино, Новопокровское, Кулигино, Хрящи издавна делали и расписывали деревянную посуду. Катят груженые посудой подводы, везут в большое село Хохлому кулигинские и семенские мастера свой товар. Оттуда жар-птицами размеряется миски да ложки по ярмаркам.

Ученик. – Кому посуда для кашки – окрошки?

Чудо блюда да чашки – ложки?

Откуда посуда?

Это к вам приехала сама Золотая Хохлома.

Так и повелось. Вот и зовут, по сей день расписную посуду хохломской.

Учитель. В Заволжье, где много лесов родился этот промысел. А как же расписные ложки, вазы, салатницы появились в нашем степном Богучаре?

А было это так.

В 80 х годах XX в. директор богучарского лесхоза Колесников Федор Григорьевич на выставке увидел расписную деревянную посуду и так она ему на душу легла, что стал он искать в Богучаре людей умеющих ложку резать. И нашлась одна женщина - ложкарка- Родионовна. Родом она из горьковских мест была. И художница нашлась – Лобастова Фаина Васильевна. Она и стала первым главным художником. В конце 1974 года открылся сувенирный цех. В 1975 году начали точить деревянную посуду и у цеха появился первый начальник: Кусурова Г.П. Галина Петровна руководила цехом 22 года. Богучасркую посуду отправляли во все республики бывшего СССР, она считалась хорошим подарком.

Богучасркая посуда не раз выставлялась на ВДНХ и, даже на международных выставках в Англии и Монреале. Она пользовалась большой популярностью. Рекордная партия посуды была изготовлена 1980 г., в год Олимпиады в Москве.

Изделия богучарских мастериц разлетелась по всему миру, сувениры с большим удовольствием раскупали иностранные гости.

В сувенирном цехе работали замечательные мастерицы. Чижмина А.Н. начинала простым художником. А затем стала гл. художником. Все, кто работал с ней, говорят о ее таланте.

Бабушка нашего ученика Миши Чайкина – Чайкина Н.А. тоже работала в сувенирном цехе. Послушайте ее рассказ.

Слово Чайкиной Н.А.

Учитель: Для Нины А. наши девочки приготовили частушки.


  1. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


  1. Золотая Хохлома
Ее не налюбуешься

И в Париже, и в Нью-Иорке

Хохлома красуется.

3. В Богучаре есть посуда,

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быт, и среди нас.


  1. Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай.

Учитель: В наше время хохломская роспись обрела мировую известность, стала замечательным явлением народного искусства России. Тайны народного промысла в народных руках современных мастериц, художниц.

Классный час «Мы живем в России»
Цель: Формирование у детей знаний о стране, в которой они родились и живут.
Задачи: 1. Знакомить детей с государственными символами страны.


  1. Расширять знания об истории и традициях своей страны.

  2. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Оформление: плакаты с изображением герба, флага, гимн России, фотографии городов, картины природы, карта страны.

(звучит песня: «Вижу чудное приволье»)

Учитель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как называют народ населяющий Россию? Вы все- россияне. С рождения вы получили звание - гражданин России. Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ее символах, традициях.

Ученик. Великую землю,

Любимую землю. Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Ученик. Почему нашу страну называют «Россия?»

Ученица. В стародавние времена ее называли Русью. Ученые считают, что слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло есть у реки.

Ученик. Русь-страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну Россией.

Ученик. За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия… Россия …

Раздолье… Равнины…

Березы босые, седые осины,

Все дорого с детства,

Все памятно с детства,

И все же не можем никак наглядеться.

Ученик. Багряное солнце рассеяло тьму,

Готовясь к большому пути, -

Немало придется трудиться ему,

Чтоб нашу страну обойти.

Ученик. Громады лесов осветила заря.

Степей бесконечную ширь,

Высокие горы, большие моря

Хабаровск, Москву и Сибирь.

Ученик. На юге - тепло и ни облачка нет,

На севере – тучи и лед.

На Балтике – ночь,

На Приморье – рассвет,

И всюду работа идет.

Учитель: Россия – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч.,

пролетев 10 тыс. км. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал – 1 е в мире по запасам пресной воды. Огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Каждое государство имеет символы. Назовите их.

Ученик. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это - святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости , победы добра над злом.

Ученик. Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага.

Ученик. Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя. Слова написал С.В. Михалков, музыку А.В. Александров

(Исполняется гимн, стоя).

Учитель. Покажите на карте главный город нашей страны.

Ученик. Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных

Будешь ты всегда жива!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах.

(Песня О. Газманова «Москва»)

Ученик. Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

(Песня «Родная страна»)

Ученик. Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик. У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Ученик. Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех одна!

Учитель. У каждого человека есть Родина, место, где родился и живет. Каждый человек любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето. Человек любит людей с которыми живет, любит свой народ. Вы родились в Богучаре, это ваша малая родина.

Ученик. Самый песенный, самый милый,

Несравненный ты, город степной,

Обниму тебя с нежною силой

И навеки останусь с тобой.

Ученик. Обниму твои горы у Дона,

Богучарки заветную гладь.

Осеню тебя трижды поклоном,

В одах буду тебя величать.

Ученик. Тихий город. Воистину чистый.

Хлебосольный. С открытой душой.

Богучар ныне – город танкистов.

Я люблю тебя, город степной.

И. Пахомов

Учитель. Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе.

И родное оконце.

В позабытом селе…

Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть!

Давайте не клясться в любви своей Родине, а любить всем сердцем свою землю и беречь ее.

Цель: Воспитывать чувства патриотизма, чувства долга перед Родиной, чувства ответственности за свои поступки.

Задачи:

  • Показать значение родины в жизни каждого человека.
  • Выявить отношение учащихся к проблемам патриотизма;
  • Развивать у учащихся познавательный интерес к памятным местам, к односельчанам участникам ВОВ, выпускникам, служивших в горячих точках;
  • Развивать критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер, экран.

Форма проведения: урок – размышление, просмотр мультимедийной презентации.

Подготовительная работа:

  • Анкетирование с учащимися
  • Памятки для учащихся

Ход мероприятия

Слайд 1. Тема нашего урока – размышления: “Я - патриот?”.

Слайд 2. В последнее время все чаще мы можем услышать слова “Родина”, “Гражданин”, “Патриот”, “подвиг”, “служение”…

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, учеба, работа. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – всё это и есть наша Родина.

Слайд 3. Чтец 1: (Валя)

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый сад, в саду – смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной красивый двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок,
...Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Родина! Это слово с детства знает каждый, потому что, как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. Давайте попробуем дать определение слову “Родина”.

Слайд 4. Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.

А как вы, ребята, понимаете лексическое значение слова “Гражданин”?

Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий права гражданства.

Гражданин – это, прежде всего человек, неравнодушный, знающий и любящий свою Родину.

Слово “гражданин” с более древних времен имеет глубокое значение, связанное со свободой, правами и обязанностями. И уже в то далекое для нас время потерять статус гражданина было большим позором.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы узнаете обо всех законах, можете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, учитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, можете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, приумножать её славу и беречь её богатство.

Исчерпывающий ответ на этот вопрос мы слышим в песне, которую исполняет Марк Бернес “С чего начинается Родина?” (звучит песня )

А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, кто такой патриот?

Слайд 5. Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину.

Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине?

Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?

Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею.

Какие черты характера свойственны патриоту?

Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, стойкость, великодушие, честность, мужество, верность, уверенность в себе, умение любить, сострадание, доброта, самоотверженность? терпение, смелость, решительность, благодарность. (Учащиеся выходят и записывают слова на доску)

Слайд 6. Анализ анкетирования учащихся.

  1. Когда ты произносишь слово “Родина”, что ты можешь себе сразу представить?
  2. Хотелось бы тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если – да, то почему?
  3. Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?
  4. Кого из известных тебе людей можно назвать патриотом своей Родины?
  5. Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?
  6. Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины? В чем это проявляется?
  7. Интересуешься ли ты историей, культурой своей Родины? Поддерживают ли тебя родители в этом? Какие памятные места твоей Родины ты посетил(а), чем тебе это запомнилось?
  8. Чтобы о своей Родине ты хотел с гордостью рассказать, если бы у тебя была возможность встретиться со своим сверстником – представителем другой страны?

Слайд 7. Чтец 2. (Ира)

Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит - Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.

Честь и достоинство нашей Родины всегда защищала доблестная армия.

Слайд 8. Нам тоже есть, кем гордится – это, конечно, наши односельчане, которые ушли на фронт защищать нашу Родину. Это наши памятные места, где находятся памятники воинам, погибшим в ВОВ.

Слайд 9-20. Так же гордость наша – выпускники–участники горячих точек. (Зачитывать со слайдов).

(Включить видеоролик с песней “Я служу России”)

Слайд 21. Физкультминутка.

Жура – Жура - журавель,
Облетел ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
“Где же лучшая земля?”
Он ответил, пролетая:
“Лучше нет родного края!”
Обсуждение ситуаций.

Слайд 22. Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? (Памятные места, тем более своих предков – это святое. Если не поехал, тем самым проявил свое неуважения к своему дедушке. Игру можно будет скачать и поиграть в другой раз).

Слайд 23. Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка “нерусская”. Как ты поступишь? (Россия многонациональная страна. И все люди в нашей стране, которые получили гражданство, равноправны. Поэтому, к каждому нужно относиться с уважением.)

Слайд 24. Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? (Родители никогда не будут против, чтобы их дети поучаствовали в таком мероприятии, тем более это на долгие годы садятся деревья. Вы можете гордиться и рассказывать в будущем своим детям об этом и привозить их на экскурсии на это место).

Слайд 25. Ситуация 4. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав? (Да, прав, так как это неуважение к своей стране со стороны учащихся).

Слайд 26. Чтец 3. (Катя)

“Что значит быть патриотом?
Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Как пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Так что – всё в наших руках! Кто если не вы!

Слайд 27. Чтец 4. (Костя)

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, и солнце,
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию –
Без нее нам не жить,
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой!
(Е.Синицын)

Подведение итогов классного часа.

Слайд 28. “Что значит быть патриотом?” - давайте ответим с вами на наш поставленный вопрос в начале урока. (Ответы учащихся).

Слайд 29. Какой вариант подходит вам?

2. Я не считаю себя патриотом

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу. Н.Коган

Слайд 31. Памятка для учащихся

  1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
  2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
  3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
  4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
  5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
  6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
  7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
  8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
  9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
  10. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

Слайд 32. Спасибо за внимание!























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
  • Раскрыть значение слова «патриот».
  • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для
демонстрации презентации.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В.Суворова.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Информационный блок.
  3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
  4. Выводы.
  5. Заключительное слово.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительное слово

– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
– Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине...». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
– И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Л.М. Леонов
– Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

2. Информационный блок

– Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский - кто из нас не знает это имя?
– Что вы знаете о А. Невском?

Сопровождается презентацией.

– Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову – патриот. Определение на слайде.
– Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.(33)
«Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
– Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе.
– Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?
– Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война») .
– Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.
– Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего города. Назовем героев-земляков
– Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?
Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
– Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

4. Выводы:

  1. Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
  2. «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины».
    Л.М.Леонов
  3. «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины». И.П.Павлов

5. Заключительное слово учителя

– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Это чувство долго дремлет в человеке, оно просыпается тогда, когда вы находитесь далеко от страны. До свидания, всего вам доброго.