Калмыцкая свадьба — традиции и обычаи. Сценарий калмыцкой свадьбы Калмыцкая свадьба обряды

Сватовство как часть свадебного ритуала встречается в самых различных культурах. Из века в век передаются традиции и приметы, связанные с этим обрядом.

Через этот обычай семьи молодых договаривались о предстоящей свадьбе, обсуждали полагающееся приданое.

Родители благословляли своих детей на предстоящее супружество.

Русские традиции

Сватовство по русским традициям - это обязательный, сложный, со множеством своих обычаев ритуал. Прежде всего, молодым нужно было получить родительское одобрение.

Когда сын высказывал намерение жениться на конкретной девушке или когда сами родители выбирали сыну жену - они обязательно спрашивали совета у родственников.

На малознакомую девушку собирали информацию, старались как можно больше о ней узнать. Родительское благословение молодых – было неотъемлемой частью для счастливой семейной жизни.

Старшее же поколение, в основном, ориентировалось на материальные и сословные интересы будущего супруга , поэтому, если существовали и другие варианты для женитьбы, то старались отговорить сына от менее выгодного союза и устроить его судьбу как можно достойнее.

Когда невеста была одобрена со стороны жениха, приходила очередь сватов. В большинстве случаев, в этой роли находился отец молодого человека, реже - сам жених или его старший брат.

Особую роль на Руси играли профессиональные свахи - люди, специально приглашенные на сватовство. Только такой человек, порой лучше молодоженов, мог определить что нужно для их дальнейшей жизни.

Народная мудрость «Выбирай не невесту, а сваху» отражает, насколько серьезным было отношение народа к этому обычаю. Профессиональные свахи делились на две категории:

  • первой категории не имели выгоды от брака, их отношение было полностью добросовестным и бескорыстным, как в народе говорили: «люди женятся, а у них глаза светятся»;
  • второй категории для того, чтобы добиться выгодного брака вполне могли и слукавить: «люди хвастают - не перелезешь, сват хвастает - на коне не перескочишь».

Во время обряда разговор сначала заводили от свадебных дел совершенно отрешенный, и только потом, когда были соблюдены такие формальности, спрашивали - согласна ли невеста на супружество.

В случае, если невеста была благосклонна - она начинала мести веником в сторону печи, если же ее ответ был отрицательным, то от печи, как бы отгоняя пришедших гостей.

Если же родители девушки посчитали юношу неподходящей кандидатурой, то обряд проводился так: жениха благодарили за выпавшую им честь, но потом говорили, что вынуждены ему ответить отказом, так как их дочь еще слишком молода для замужества.

Когда наступало время подготовки к бракосочетанию, невеста со своими близкими подругами должна была приготовить подарки.

Жених, в свою очередь, интересовался – какой подарок преподнести невесте в день их свадьбы. В то время самыми распространенными дарами были дорогие ткани, сапожки, ботинки.

Приметы

С обрядом связано множество примет, которые соблюдались предками.

Для того, чтобы не сглазить молодых, сваты приезжали после заката.

Когда сваты ехали на встречу со своими будущими родственниками, хорошим вестником для них служила встреча с молодой девушкой с водой, плохим знаком считалась перебежавшая дорогу кошка.

Всем известная примета «в мае жениться - всю жизнь маяться» берет свои корни еще с тех времен, когда этот месяц был плотно занят посевными работами, поэтому говорилось что в апреле сватаются до последнего дня.

Также внимание уделялось и дню недели - так, в среду и пятницу - постные дни, об таких вещах, как женитьба, думать не полагалось.

Числа также имели значение. Число 13 считалось несчастливым, а вот 3, 5, 7 и 9, наоборот, крайне удачными.

Гости по дороге к невесте ни с кем не должны были заводить разговоры, а приехав, прежде чем стучать, незаметно прикоснуться к косяку двери плечом или рукой.

Как только гости переступали порог, дверь за ними обязательно закрывалась на крючок - делалось это для того, чтобы посторонний человек не зашел и не сглазил предстоящее таинство.

Было плохой приметой, если сватья в доме невесты садилась - считалось что дела сразу не заладятся. Еще эта же примета была связана с тем, что дети у молодых могут родиться седунами - то есть поздно начать ходить.

Также ей не полагалось ни есть ни пить. Если будет есть - то считалось, что дети будут от обжорства страдать, а если выпьет, то дети вырастут пьяницами.

Сваха, ведя разговор, для того чтобы встреча разрешилась в их пользу и «счастье не убежало», пыталась незаметно от остальных дотронуться до ножки стола.

Традиции со стороны невесты

Девушка во время церемонии не разговаривала. Она располагалась спиной к пришедшим гостям и выгребала золу из печи.

Существовал ритуал испытания невесты. В центре комнаты девушка демонстрировала свое мастерство и таланты.

Например, если она была кружевницей, то показывала свою ловкость, перекидывая коклюшки из руки в руку, а после демонстрировала изготовленный ею кружевной рушник для венчания.

Отец невесты соединял руки детей в знак благословения их семейной жизни.

Традиции со стороны жениха

Жених очень редко участвовал в ритуалах, чаще это делали только его сваты. Жених присутствовал, но чтобы не испортить церемонии, в разговоры не вступал.

Когда церемония была завершена, жених со своими родителями обязательно должны были обсудить невесту.

Для того, чтобы их разговора не слышали со стороны невесты, они выходили на крыльцо или в сени. Делалось это даже в том случае, если девушка была им давно и хорошо знакома.

Когда они возвращались, мать девушки подносила молодому человеку стакан питья. Если стакан был выпит полностью, то это означало что свадьба состоится.

Если же отказывался или же возвращал стакан недопитым - говорило о том, что невеста не пришлась по нраву и свадьбы между ними не состоится.

Современный обряд в России

В наше время конечно же сватовство не носит такого знакового ритуального характера. Чаще всего молодой человек сначала получает согласие от девушки, и только после этого приходит знакомиться с ее родными.

Во время своего визита к будущим родственникам, жениху не стоит приходить с пустыми руками - букеты для девушки и ее матери станут отличными подарками. Сватом может выступать отец молодого человека или близкий друг.

Свое согласие на бракосочетание родители невесты могут выразить, соединив руки будущим молодоженам.

Невесте тоже необходимо посетить дом родителей жениха , и также будет не лишним сделать будущей свекрови какой-нибудь подарок, например букет цветов.

Раньше считалось что все свадебные расходы родственники жениха берут на себя. Сейчас же расходы и хлопоты распределяются по общей договоренности, и чаще всего сами будущие молодожены берут все затраты на себя.

Обычаи у разных народов

Татарские обычаи

Сваты (къудалар) посещают дом невесты для проведения обряда, во время которого расспрашивают о невесте и обмениваются подарками.

В случае, если жених по нраву девушке, она через посредников передает ему в знак своего согласия расшитый платок белого цвета. Невесте къудалар тоже обязательно преподносят подарки - очень красиво упакованные и оформленные сладости или украшения.

Чувашские обычаи

У чувашей этот ритуал традиционно организуют весной, в гости отправляются обязательно в нечетном количестве. Это делается для того, чтобы уйти из дома невесты в четном количестве - то есть образовать пару. Гостинцы подаются также в нечетном количестве.

Однако специально поджаренное пресное тесто, скатанное в форме шариков - йавача - подается без счета, как символ желания большого потомства.

Армянские обычаи

Прежде чем отправляться в гости к невесте, родители жениха просят посредницу миджнорд кин, также знакомую с семьей невесты, уговорить тех выдать их дочь замуж. После этого на встречу отправляются посредница и близкие родственники-мужчины по отцовской линии жениха.

По традиции, сложившейся у армян, даже если родители невесты и согласны выдать ее замуж, то они ни в коем случае не говорят об этом напрямую , они выражаются иносказательно (например, «этот платок теперь стал вашим»), после этого накрывают на стол угощения и празднуют.

Казахские обычаи

В Казахстане этот обычай называется куда тусу. Родственники жениха отправляются в дом невесты, где родители девушки угощают их традиционными блюдами, и они обмениваются приготовленными подарками.

Во время празднований куда тусу обсуждаются и все предстоящие расходы, связанные со свадьбой, а также, что для казахского народа имеет особое значение - размер калыма. Молодые во время куда тусу не присутствуют.

Корейские обычаи

Сваты (усикундыри) отправляются в первой половине дня в дом невесты в назначенный день в нечетном количестве. Мать жениха не должна присутствовать в этом обряде, поэтому остается дома.

Если сторона невесты согласна на супружество, то молодых объявляют женихом и невестой , но все проходит в довольно скромной и тихой обстановке - пышные празднования при этом устраивать не полагается.

Калмыцкие обычаи

Жених, старейшина и друг с угощениями и водкой приезжают к невесте на лошадях. Старейшина должен совершить ритуал — для этого он выкладывает клей, монеты белого и желтого цвета на божницу, после открывает водку и произносит пожелания.

После всего начинается подготовка к торжеству. Позже жених с родителями и другими родственниками направляются в дом невесты с угощениями и подарками для того, чтобы обговорить детали предстоящей свадьбы.

Следующая встреча сторон позволяет окончательно договориться и назначить дату свадьбы.

Многие современные пары стараются проводить обряд сватовства перед свадьбой, конечно, не в такой форме и скорее символически, в отличие от наших предков. Но, безусловно, такие правильные, многовековые традиции будут храниться в истории и отмечаться следующими поколениями.

Из следующего видео вы узнаете, как провести один из сценариев сватовства:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Калмыцкая свадьба . Брак и калмыцкие свадебные обряды.

У калмыков категорически запрещаются браки между родственниками любого поколения по отцовской линии. И. А. Житецкий сообщает, что «по мнению бакши Ики-Багутова хурула Эркетеневского улуса невозможен брак до 10-го колена, а по утверждению духовенства Ики хурула в Малых Дербетах (бакши, зурхачи) - до 49-го колена. В 80-гг. XIX в. зайсанг Яндыковского улуса Кекшин Оргичкеев хотел женить сына на девушке Керетовского рода Эркетеневского улуса, но родители невесты отказали, мотивируя тем, что они были близкие родственники и составляли один род до удаления части калмыков из России, т. е. до 1771 года».

Вплоть до Октябрьской революции у калмыков встречались отдельные факты института левирата, сороратные браки. В быту калмыков имели место отдельные факты приймачества.

Заключение брака путем похищения невесты, хотя и встречалось, но было крайне редким явлением. Браки с умыканием сурово осуждались общественным мнением.

В подавляющем большинстве случаев бракосочетание у калмыков было связано с уплатой выкупа за невесту (калыма) с одной стороны и требованием приданого - с другой. Как только семьи молодых давали взаимное согласие на брак, они тут же договаривались о размерах калыма, который назначался родными невесты произвольно. Брали выкуп обычно натурой: например, просили дорогостоящую шубу из мехов пушных зверей и мерлушки отцу девушки, ее брату - лошадь с седлом.

Право выбора невесты для сына, жениха для дочери принадлежало родителям и близким влиятельным родственникам. После того, как выбор был сделан и сошлись мнения всех, кто имел голос в этом совете, родители жениха обращались к родным девушки, к ее отцу, брату или влиятельному родственнику.

В случае согласия на брак молодых начиналось исполнение свадебных обрядов, обязательных для всех социальных слоев общества. Родные жениха совершали трехкратную поездку к ее родителям с недорогостоящими подарками (одно бортхо, два бортхо и три бортхо араки и подарки для детей).

После завершения сватовства калмыки соблюдали три главных обряда свадебных торжеств (хюрюм), которым придавалось большое общественное значение. Во время этих торжеств молодежь усваивала нравственные и правовые нормы. Это было важное событие не только в жизни самих молодых, но и всех родственников, хотона в целом. Свадьба для обеих семей была связана с большой хозяйственной подготовкой. Промежуток времени между обручением и свадьбой был до года, а то и до трех лет. За этот период родные жениха готовили для новой семьи остов кибитки со всем кошмовым покрытием. Совершались трехкратные, установленные обычаем, свадебные поездки жениха с большой группой людей к родным невесты; церемонии, связанные с этими поездками, были сопряжены со значительными хозяйственными расходами. Семья девушки готовила всю домашнюю обстановку: сундуки (абдар), укюг (шкафчик для продуктов), посуду, часть принадлежностей кибитки (хошлинг - широкая тканая тесьма), волосяные и шерстяные веревки, комплект одежды замужней женщины на несколько лет, постельные принадлежности, подарки для родных жениха.

Девушку увозили в хотон жениха только в третью поездку. Гости обычно приезжали днем, оставались ночевать. При всех обстоятельствах участники свадьбы не ложились спать, продолжали веселиться до раннего утра. На заре происходило шуточное сражение (кюке булаха): жених и его родственники, награждаемые ударами молодых женщин, девушек, а иногда и парней - родных и близких невесты, пытались прорваться в кибитку, чтобы вынести приданое и вывести невесту.

В хотон жениха девушку провожали ее родные. Количество провожатых иногда доходило до 20-25 человек, в числе которых обязательно были мать невесты и самая молодая сноха (берген) - жена брата или родственница по отцу. Если матери не было в живых, ее заменяла самая старшая сноха - жена родственника или старшего брата. После прибытия свадебного поезда начинались взаимные приветствия и угощения, а затем отдых.

Во второй половине дня исполнялся обряд приема невесты в род мужа (бере мергюлгн) - поклонение молодой очагу и роду родных, т. е. предкам мужа. Все его родные готовились к исполнению этого обряда. Молодая садилась у порога, с наружной стороны, перед ней держали занавеску, закрывая ее лицо от сидящих в кибитке. Мужчина, который первым коснулся девушки накануне вывода ее из родительской кибитки, заставлял молодую трижды поклониться бурханам и с криком «бурханд мергмю», трижды отдать поклон желтому солнцу (шара нарандан мергмю) -источнику света, тепла, жизни. Трижды кланялась молодая и в сторону большой берцовой кости овцы (шага чимгенде мергмю), положенной внутри кибитки; эти поклоны символизировали моление о даровании ей сына, который будет играть в альчики. Затем молодую заставляли поклониться очагу (гал гулматан мергмю) - символу семьи и семейного очага, счастья, без которого существование семьи не мыслилось. То же самое повторялось в честь духов предков (эки-эцкин сякуснд мергмю) и, наконец, следовали поклоны отцу и матери мужа, при этом сопровождавшие девушку мужчины бросали в них кусочки сала из полной чаши, заблаговременно поставленной у порога. После всех обрядовых поклонов находившиеся около молодой громко спрашивали, желают ли родители жениха принять свою невесту.

Переступив порог своего нового дома, молодая брала кусочки сала и кизяк, бросала их в огонь. Все присутствующие говорили молодым благопожелания: желали счастья, много детей, долгих лет жизни, высказывали различные поучения. Здесь же девичье имя молодой заменяли по желанию родных жениха (нэр сольх) каким-нибудь другим именем. Ее родные дарили родителям жениха дорогостоящие платья и широкие штаны из простого материала - матери, этот символический подарок делали в знак — благодарности чреву матери, родившей сына. Этот обряд исполнялся в кибитках дядей по отцу, старших братьев и других близких родственников жениха.

В день прибытия свадебного кортежа поздно вечером специальные выделенные замужние женщины расплетали девичью косу молодой, делили волосы на две половины, заплетали их в две женские косы и укладывали в шиверлиги (чехлы для кос). Молодую одевали в полный костюм замужней женщины.

Молодая женщина навсегда расставалась с девичьей свободой, какой она пользовалась в доме родителей. Она по закону и традиции порывала со своими родителями, полностью лишалась права переступать порог родных как по отцу, так и по матери, вступала в родню мужа, в его анги, анмак и улус (если она из другого аймака или улуса).

Многие обычаи и обряды, существовавшие у калмыков в конце XIX-начале XX вв. были далеко не нейтральными. Следует указать, что со временем отдельные вредные пережитки постепенно отходили в прошлое, но в целом система обычаев и обрядов, унижавших человеческое достоинство женщины, сохранялась.

Для изучающих историю семьи, как социального института, большое значение имеет исследование терминологии родства. До сих пор ученые обращали очень мало внимания на термины родства, бытующие среди калмыков. Между тем отдельные термины родства отражают общественную структуру, реально существовавшую в эпоху матриархально-родового строя. В терминологии родства у калмыков прослеживается классификационная система родства. Ряд терминов обозначает лишь строго определенную категорию родственников. Вся родня по матери независимо от возраста носит общее название «нахцнар», тогда как родственники по отцу называются общим наименованием «терлмюд» (от слова «терх» — «рожать»). Дети родных сестер называют друг друга «беле», «белнер», независимо от степени родства и пола, тогда как дети братьев именуют себя по отношению друг к другу «уйе», «уйнер» («колена»), независимо от возраста и степени родства. Наличие у калмыков пережитков классификационной системы родства подтверждается тем, что калмыцким обычаем не запрещается жениться юноше на дальней родственнице матери. Более того, по рассказам калмыков, брак юноши с родственницей матери считался счастливым и прочным. Что это было именно так, говорят отдельные факты левирата и сорората. Возможно, этим объясняется то, что все старшие родственники мужа и их жены для невестки являются «хадма», она для них «бере», а младшие братья и сестры зовут ее «берген».

На наличие отдельных пережитков матриархата указывает тот факт, что все родственники и родственницы матери по отношению к ее детям, считаются старшими, независимо от возраста, пола и степени родства. Жены сыновей не имеют права произносить имена родных мужа по линии его матери, снимать при них головные уборы, появляться необутыми. Это правило невесткой соблюдалось не только по отношению к взрослым, но и к детям - родственникам матери мужа. Вольности и грубости в обращении со старшими не допускались, даже если невестка достигала почтенного возраста. Это наше наблюдение подтверждается бытовавшим у калмыков в былые времена правилом - в тяжелые моменты жизни родственники матери первыми приходили на помощь своим племянникам (зээнер), были первыми их советчиками. Племянникам и племянницам родные их матери оказывали большое внимание. При любых торжествах и праздничных трапезах они наделялись почетной долей мяса — ножками овцы (хеня шире), а если они жили далеко и не приехали, то им даже посылали это мясо. Известно много случаев, когда вдова уезжала со своими детьми к обоим родным, при поддержке и повседневной помощи которых она жила и воспитывала детей.

Термины, которые обозначают родственников как со стороны отца, так и со стороны матери, четко выделены.

Дед по отцу - овке (эвке), ава; дед по матери - нахц эцке, нахц ава; бабушка по отцу - эмге эке, здже; бабушка то матери- нахц эке, нахц эдже; отец - эцке, бава; мать - эке, ака; брат старший - аха; брат младший-дю; сестра старшая - экче; сестра младшая - дю кюкен; дядя по отцу - авга; дядя по матери - нахцха; двоюродный брат (старший) по отцу - уйе аха; двоюродный брат (младший и старший) по матери - нахцха (бичкин нахцха, ики нахцха); двоюродная сестра по отцу - уйе кюкен; двоюродная сестра по матери - нахц экче; внук по отцу-ача; внук по матери - зе кевюн; внучка по отцу - ача кюкен; внучка по матери-зе кюкен; племянник по отцу - ача кевюн; жена старшего брата - берген; жена младшего брата - бере; жена дяди по матери - нахц берген; невестка по отношению к отцу и матери мужа - бере; родители мужа - хадма, свекор- хадма эцке; свекровь - хадма эк; зять, жених - кюрген: тесть - хадма эцке; теща - хадма эке; муж старшей сестры - кюрген аха; младший брат жены - кюр дю; жена старшего брата жены - хадма берген; жена младшего брата жены - кюр дю бере; свояки по женам - базнар; свояченицы по мужьям - баз-нар; родня по отцу - терл; родня по матери - нахцнар; мужчина- залу кюн; муж - залу; женщина - кюкед кюн; жена - герген.

Большой интерес представляет тот факт, что весьма немногие термины подчеркивают половую принадлежность: например, авч, авга, аха, эцке обозначают представителей мужского пола, тогда как гага, эдже, берген, бере — только представительниц женского пола. www.kalmykiatour.com

К назначенному времени гости собираются в фойе. Автомашина с молодыми подъезжает к парадному входу. Звучит сигнал к началу – Фанфары. Выход ведущего.

Ведущий: Мендвт, кундтя уурмуд! Добрый вечер, дорогие гости и приглашенные! Сегодня семья Озаевых радушно приглашают всех вас на свадьбу Константина и Юлии, чтобы по сложившейся доброй традиции в теплом и дружном кругу близких и родных им людей, отметить это незабываемое событие! Дорогие гости! Предлагаем всем подняться и встретить аплодисментами жениха и невесту!

Далее звучит «Свадебный марш» Ф. Мендельсона.
Супруги в сопровождении ответственного идут к входу. У дверей стоят родственники молодых, гости, группа поддержки. Они образуют торжественный коридор для молодых. При входе два человека стреляют из хлопушек, осыпая конфетти молодых, а перед проходом молодых встречают дети, несущие в руках корзинки или мешочки с лепестками роз и осыпают им пол. Участники коридора осыпают рисом и монетками молодых (символизирует богатство и благополучие). В это время ведущий начинает читать стихи.


Ведущий (на проход):

По традиции бросаем под ноги зерно,

чтобы здоровьем, счастьем проросло оно.

Бросаем под ноги монеты медные,

чтоб никогда не быть вам бедными.

Бросаем лепестки красивейших из роз,

чтобы не знали вы ни горя и ни слёз!

Ведущая: Дорогие друзья! Давайте вместе порадуемся рождению новой семьи, семьи Озаевых, и это счастливое мгновение необходимо запечатлеть на видео и фото для семейного архива!

Аплодисменты. Группа поддержки и молодожены фотографируются. После фотографирования молодые проходят и занимают свои места за праздничным столом.

Ведущий: Вот они виновники торжества: Константин и Юлия! Даже их имена значат очень поэтически. В их гороскопах много совпадений: это и душевное тепло, сострадание, уважение к окружающим их людям и особая привязанность к своим близким. Константин – это яркая личность, обладающий таинственной силой. Уверенный в себе, надежный оплот семьи. Для Юлии характерны острый ум, творческое начало, прекрасное чувство юмора, наблюдательность и находчивость. Очень хорошая, радушная хозяйка. Так, что невеста с таким символическим именем, войдя в дом, внесет в новую семью свою особую атмосферу Доброты, Тепла и Надежности домашнего тыла! А украсит ваши отношения и скрепит их еще крепче волшебная Мелодия любви! Давайте еще раз поприветствуем наших молодых – Константина и Юлию!

Ведущий: По сложившейся доброй традиции, право первыми поздравить вновь созданную семью, первыми сказать молодым напутственное слово, предоставляется самым старшим и уважаемым представителям рода. Слово для поздравления предоставляется дядя жениха Озаеву Валерию Зергентиевичу и его супруге Надежде Васильевне!

Поздравление молодым.

Ведущий: Друзья! Это старшее поколение близких и родных Константина и за их мудрое напутствие предлагаем поднять свои бокалы! Ведущий приглашает всех присутствующих и гостей поднять бокалы за тост В. Озаева.

Ведущий: А мы,
гости дорогие, продолжаем поздравлять молодых, продолжаем величать молодоженов, одаривать их добрыми словами, вручать подарки, и кричать им традиционное «һашун – горько!».

Ведущий: Старшее поколение в каждой семье – это забота, уют и защищенность! А любовь, жизненный опыт и мудрость старших в семье – еще одна, самая важная лучшая поддержка молодой семье. Слово предоставляется семье старшей сестры Константина – Баире и ее супругу Владимиру!

Поздравление молодым. По окончанию ведущий должен начать церемонию передачи свечи – символа семейного очага.

Ведущий: Баира и Владимир, за ваши слова доброго напутствия, стоит поднять бокалы!

Ведущий: Уважаемые гости! К сожалению сегодня, с нами нет рядом самых близких и родных людей Константина, его родителей Полины Константиновны и Павла Зергентиевич, проживших вместе в любви и согласии более 30 лет. Но семейный очаг продолжает поддерживать его старшая сестра Баира и поэтому самое время именно ей, сегодня, передать молодым эстафету от своего доброго семейного очага. Константин и Юлия, зажгите эту свечу и смело загадывайте желание. Постарайтесь поддерживать огонь в своей семье, оберегать его и никогда не забывать о нем!

Под мелодию Аркадия Манджиева «Зеленая тара» Баира с Володей передают свечу. Молодые зажигают свечу.
Желательно, чтобы свеча была толстая, способная гореть много часов, а рядом с ней надо положить запасные свечи, чтобы огонь на столе перед молодыми не гас на протяжении всей свадьбы.

Ведущий: Вот и зажжен еще один семейный очаг. Дорогие молодожены! Так уж повелось издавна, что хранительницей домашнего очага всегда была женщина. Обратите внимание, молодые, что огонь свечи живой и прекрасный, как сама любовь, но он легко гаснет. И, чтобы сохранять его на долгие годы, вам необходимо вовремя оберегать огонек от сквозняков обид и дождя из слез! Сохраняя огонь, вы сохраните свою любовь! Так пусть же огонь вашей любви горит вечно!

Ведущий: Друзья! Давайте поднимем бокалы за родителей.

Ведущий предлагает всем гостям и приглашенным, стоя поддержать, тост за родителей.

Ведущий: Предлагаем поднять заздравную чару

за тех, кто взрастил эту славную пару.

Кто в жизни не ведал ни сна, ни покоя.

за тех, кто сберег для них счастье большое!

А я исполню любимую песню Полины Константиновны «Гурвн альмн».

Концертный номер.

План выступлений гостей:

Ведущий : А сейчас мы предоставляем слово от старшего поколения семьи Валетовых, родных мамы жениха. Для поздравления молодых приглашаются дядя мамы ВАЛЕТОВ ВАСИЛИЙ ОЧИРОВИЧ с женой и его сестра ЕЛИЗАВЕТА ОЧИРОВНА МАНДЖИЕВА .

Поздравление молодым.

Ведущий : слово предоставляется родному дяде мамы ВЯЧЕСЛАВУ ОЧИРОВИЧУ МАНДЖИЕВУ и его супруге СВЕТЛАНЕ ТИМОФЕЕВНЕ, семье ВАСИЛЬЕВЫХ.

Поздравление молодым.

Ведущий: На нашу импровизированную сцену приглашаются гагашки семьи Озаевых: ГОРЯЕВЫ, ОЧЕЛАЕВЫ, МАНДЖИЕВЫ (п. Цаган Аман).

Поздравление молодым

Ведущий: Эстафету праздничных поздравлений принимают нагцнр Константина, семьи: ВАЛЕТОВЫ, САМТАНОВЫ, ЛОГАЕВЫ.

Поздравление молодым

Ведущий: Дорогие друзья, хотелось бы преддворить следующее поздравление небольшим отступлением – свадебные мероприятия сегодня начались, как вы понимаете, с самого раннего утра, можно сказать, с рассвета. В приятных хлопотах встретили этот замечательный день родные и близкие нашей невесты Юлии в далеком, но ставшим таким близким поселке Ачинеры.

Ведущий: Давайте поприветствуем почетных гостей нашего торжества – худнр, которых возглавляет самый уважаемый человек в роду невесты ________________!

Вам слово, худнр!

Ведущий: Константин и Юлия, примите поздравления и пожелания любви и мира, согласия и благополучия в вашей семье от имени родных и близких невесты! А сейчас прозвучит подарок для сватов “Худ овгня дун”.

Концертный номер.

Ведущий: Как говорится, дерево сильно ветвями, а человек корнями. Наш жених Константин богат не только корнями, своими предками, но и родными и близкими. Приглашаем родственников папы: семьи МАНДЖИЕВЫХ, УТНАСУНОВЫХ, ГУЧИНОВЫХ.

Поздравление молодым

Ведущий : А сейчас слово предоставляется большой группе, представляющих самый близкий круг родных, которых мы разбили по подгруппам, двоюродным братьям и сестрам мамы жениха. Для поздравления я приглашаю семьи: НАКТАНОВЫХ, БОБРИЦКИХ, ДОРДЖИЕВЫХ, УБУШАЕВЫХ.

Поздравление молодым

Ведущий : Слово предоставляется двоюродным братьям и сестрам мамы жениха, семьям: МАНДЖИЕВЫМ, САНДЖИ-ГОРЯЕВЫМ, БАСАНГОВЫМ из села КРАСИНСКОЕ.

Поздравление молодым

Ведущий : Слово предоставляется двоюродным братьям и сестрам мамы жениха, семьям: ЭРДНИ-ГОРЯЕВЫМ, НИДЖИЕВЫМ, МАНДЖИЕВЫМ, КАЙБАЛДИЕВЫМ, САРСЕНГАЛИЕВЫМ, БАДНАЕВЫМ, ШОВГУРОВЫМ.

Поздравление молодым

Ведущий: А мы продолжаем наше праздничное торжество! Слово предоставляется СВАТАМ семьи Озаевых. Я приглашаю тетю ТАЮ УБУШАЕВУ, тетю ПОЛИНУ МАНДЖИЕВУ.

Поздравление молодым

Ведущий : Я приглашаю на нашу сцену сватов – семьи УБУШИЕВЫХ, БАСАНГОВЫХ

Поздравление молодым

Ведущий : Друзья! Присоединяемся к поздравлениям! Счастья и любви вам, молодые! Согласия и семейного благополучия! Пусть минует ваш дом неудачи и проблемы! Держитесь всегда вместе, идите по жизни дружно и счастливо, на радость родным и друзьям!

Ведущий: Продолжаем поздравления: к микрофону приглашается «ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ” – двоюродные братья и сестры Константина.

Поздравление молодым

Ведущий : А сейчас слово предоставляется КОЛЛЕГАМ МАМЫ – КОЛЛЕКТИВУ МЯСНОГО РЫНКА

Поздравление молодым

Ведущий : А мы продолжаем наше праздничное торжество! Слово для поздравления предоставляется КОЛЛЕГАМ СЕСТРЫ – КОЛЛЕКТИВУ МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС № 3 ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ).

Поздравление молодым

Ведущий : Кто еще ближе родных находится рядом с нами, к кому мы можем обратиться, не выходя за пределы совей улицы. Конечно, это наши любимые соседи! Слово СОСЕДЯМ Озаевых.

Поздравление молодым

Ведущий: Поддержим наших гостей! Их поздравления очень похожи на настоящие астрологические прогнозы! Остается добавить, что сегодня в праздничный вечер родилась новая семья! И расположение звезд обещают ей мудрость, артистичность, уравновешенность и высокую деторождаемость! Выпьем же за успехи новорожденной семьи! (Тост).

Ведущий : А я прглашаю на нашу импровизированную сцену ДРУЗЬЙ СЕМЬИ Озаевых. Встречайте бурными аплодисментами семью БОШЕВЫХ.

Поздравление молодым

Ведущий : Друг семьи» - такое званье, ещё нужно заслужить.

Ты нам дал причин с десяток этой дружбой дорожить.

Ведущий : А нашу эстафету поздравлений передаем ОДНОКЛАССНИКАМ МАМЫ.

Поздравление молодым

Ведущий : Слово для поздравления предоставляется УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ ОДНОКЛАССНИКОВ Константина.

Поздравление молодым

Ведущий : Дорогие гости, Рассаживайтесь и здравствуйте,

Смотрите и участвуйте –

Вам не придется унывать,

Мы будем класс презентовать!

Наш свадебный марафон продолжают ОДНОКЛАССНИКИ И ДРУЗЬЯ КОНСТАНТИНА!

Ведущая объявляет танцевальный марафон. Звучат танцевальные мелодии и песни.

Ведущий:
Взгляните, дорогие гости, в одежде какого цвета вы пришли на свадебное торжество. Кто пришел в одежде красного цвета ? Это люди радостные, красивые, независимые, ценят полноту жизни. Всегда готовы к любви, в смысле, к большому чувству. Предпочитают отпуск и каникулы проводить на юге. Кто в одежде белого цвета? Часто наивные, честные люди, с незапятнанной репутацией, добрые и порядочные. Предпочитают отдыхать среди снежных равнин и белых медведей. (По поводу белоснежного наряда невесты!).
Черный цвет одежды говорит о том, что перед нами талантливые люди, которые способны околдовать абсолютно всех. Любят черную икру и черный кофе. Сексуально привлекательны, плодовиты во всем! Отдыхать любят на даче у бесчисленного количества влюбленных в них людей. Одежда синего цвета гарантирует у их обладателей благородное происхождение, романтичность. Это верные, славные люди, переживают буквально за всё и за всех. Отдыхать любят везде, лишь бы лететь самолетом или плыть на корабле. Зеленый цвет наряда говорит о том, что это люди, обуреваемые надеждой и мечтой. Всегда свежи и привлекательны. Для отдыха предпочитают степные просторы. Кто пришел в одежде желтого цвета? Это люди приятные, теплые, романтичные, но… непростые. Из украшений предпочитают золото. Отдыхать любят на “Золотых песках”. Слушать любят “Золотое кольцо”, любят, чтобы их называли “Золотце” (это в отношении гостей!).

Дорогие гости, все это шутка, но как говорится в каждой шутке доля… шутки!! А по результатам шутки мы стали чуточку ближе и понятнее друг другу, хотя бы по цветовой гамме!

Максаева Мария Сергеевна

Этнография. Национальные традиции калмыцкого народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

МКОУ «Сарульская средняя общеобразовательная школа»

Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Бичкн Төрскм»

Номинация «Этнография»

Тема работы «Соблюдение национальных традиций в современных калмыцких свадьбах»

Подготовила: Максаева Булгун Сергеевна

ученица 9 класса

Руководитель : Максаева Эльза Николаевна

Учитель информатики

п.Сарул, 2017 год

Введение………………………………………………………………………….2-3

Современная калмыцкая свадьба…………………………………………....4-10

1 глава. Сватовство………………………………………………………………4-5

  1. Встреча гостей..………………………………………………………………4
  2. Договор сватов……………………………………………………………….5

2 глава. Свадьба……………………………………….………………………..6-10

2.1. Свадебные обряды в доме невесты. ……………….………………..……6-7

2.2. Проводы невесты………………………………………………………………8

2.3. Свадебные обряды в доме жениха……………………………………….9-10

Заключение…………………………………………………………………..…11-12

Список источников и литературы ……………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………….…14-16

Опросный лист…………………………………………………………………….17

Введение

Актуальность темы исследования. У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности - несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают жить, потому что праздники - это сердце народа.

Калмыцкие народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, чем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, а так же одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром прошлого, он для вас пуст.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая семьей или городом и заканчивая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Калмыцкая пословица гласит: «Человек, не знающий и не понимающий своего языка, словно забывший свою родную мать»

В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия.

До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.

На всех этапах своего развития человек был тесно связан обычаями и традициями своего народа. Человек – часть общества, он не может существовать вне общества и без общения. В настоящее время теряются основы воспитания молодого поколения на народных традициях, культуре. Многие из моих знакомых не знают важные традиции, обычаев калмыцкого народа. А ведь значение обычаев и традиций являются очень важными. Объект моей исследовательской работы: изучение свадебного обряда калмыков, проживающего на территории Черноземельского района Республики Калмыкия.

Цель моей исследовательской работы является сохранение и развитие народных традиций и обычаев калмыков.

Предмет исследования . Мы хотим понять, насколько сохранены традиции национальной свадьбы в нашем районе. Очевидно то, что одним из основных способов является передача информации от поколения к поколению обычаев, обрядов, культуры своего народа. В наше время в свадебную культуру привнесено много европейского: продажа туфелек невесты, проведение свадеб в ресторанах, сама церемония бракосочетания, блюда на свадебном столе, продажа свадебного торта, собирание денег в ползунки…А наши калмыцкие традиции забываются.

Задачи:

1. Исследовать свадебные обычаи калмыков.

2. Выявить факт сохранения особенностей обычаев и обрядов в современных калмыцких..свадьбах.

Материалы исследования . При написании работы использовались:

1. Русско-калмыцкий словарь. М., 1965. С.161.

2. Русско-калмыцкий словарь М. С.181.

3. Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков. Элиста, 1982. С.16.

4. Обычаи и обряды монгольских народов. Элиста, 1989. С.8.

Устные источники: Респонденты из п.Кумской – семья Дорджиевых, из п.Ачинеры – семья Эрдниевых, Мукабеновых, из п.Сарул – семьи Максаевых, Таскировых, Спиридоновых.

Современная калмыцкая свадьба

I глава. Сватовство

Мною были опрошены респонденты из 6 семей: 3 семьи из посёлка Сарул, 2 семьи из посёлка Ачинеры и одна семья из посёлка Кумской. Проанализировав полученную информацию, можно сделать вывод, что в свадебных обычаях и обрядах прослеживается общее. Можно описать типичную современную свадьбу следующим образом:

1.1. Встреча гостей. В старину время шло размеренно, неторопливо, и потому к свадьбе готовились обстоятельно, не спеша. В наши дни все изменилось до неузнаваемости, даже время измеряется иными мерками, оно бежит, не давая порой людям опомниться. А вместе с ним меняются и обычаи. Если в старину сватовство по традиции проводилось в три захода, то в наше время сватаются только один раз. Желательно это делать в день, указанный гелүнгом (служитель), он же указывает день, когда можно играть свадьбу. Сватами назначаются обычно родители жениха и три родственника, два - со стороны отца, один - со стороны матери. Перед дорогой сваты должны выпить дома калмыцкого чая и выслушать благопожелание с наказом успешно провести переговоры о будущей свадьбе. Хорошо, если в доме по такому случаю горит лампадка. Едут свататься по обычаю не с пустыми руками, гостинцы по такому случаю готовятся традиционные: ящик водки, баранье мясо, 10-15 лепешек, конфеты, печенье . Сверх того надо положить сватам одну-две бутылки водки, предназначенные для знакомства, торжественному событию.

В доме невесты гостей приглашают к столу, где уже приготовлено угощение. Потом отец жениха распечатывает свою бутылку с водкой и объясняет, с чем они пришли: «Я полагаю, вы уже догадались, с какой целью мы сегодня пришли к вам. Дело в том, что наш «плохой» сын и ваша «плохая» дочь решили пожениться. Это очень серьезное решение: создать новую семью. И наша с вами задача - помочь им воплотить это решение в жизнь. Хочу надеяться, что вы согласитесь с нами и примете наши гостинцы, и надеюсь, не отвергнете нашего предложения. А поскольку мы впервые переступили порог вашего дома, то хочу пожелать также, чтобы дом ваш был крепостью во имя счастья и благополучия вашей семьи. Долгих лет вам здравствовать и растить своих детей в счастье и радости».

1.2. Договор сватов. Речь произнесена. На стол выкладываются гостинцы сватов, первым угощение подносят старшим. Те, отведав вкусных яств, не скрывают удовольствия, что дает право старшему свату со стороны жениха произнести следующую речь: «Нам приятно видеть, что наше угощение пришлось вам по вкусу, полагаем, что такое выражение удовольствия можно принять за знак согласия. И по такому случаю произносится благопожелание.

Далее за столом решаются вопросы, ради которых сваты и приехали: о дне свадьбы; о количестве людей, сопровождающих свадебный поезд; какие цвета ниток должны присутствовать в өлгц (ткань белого цвета, куда заворачиваются нитки или ленты цветов, являющимися культовыми для рода невесты; в этой цветовой гамме, как правило, исключается чёрный и жёлтый цвета); Наконец все вопросы улажены, гостям подносят свежесваренный чай, который так и называется - өмскүлин цә, потому что одновременно гостям дарят өмскүл - подарки: мужчинам рубашки на правое плечо, женщинам - отрез на платье или платок на левое плечо. Отдельно в сумку сватам кладут гостинцы. И гости отправляются домой.

II глава. Свадьба

Свадьбу в наше время тоже справляют в один день. Утром едут (нечетное количество людей: 9 или 11) за невестой, в обед ее привозят в дом жениха, сватов со стороны невесты провожают домой до наступления сумерек.

За невестой выезжают утром, старшим среди сватов должен быть мужчина, вместе с ним две женщины (эмгн, бер), жених с другом, родственники-мужчины. Отъезжать от дома родителей жениха следует согласно движению солнца, и в качестве гостинцев сваты берут с собой: водку (в том количестве, о котором договорились во время сватовства), сваренное баранье мясо, живого барана (И менно баран или овца выступает знаковым символом принадлежности женщины сразу двум родам: с выходом замуж женщина у калмыков считается новым членом рода мужа, но не порывает полностью отношений со своими родными. Её родные должны совершить обряд жертвоприношения огню и «завершить» переход родственницы в новый род на сакральном уровне.), чай (заварку), масло, сладости (конфеты, печенье).

2.1. Свадебные обряды в доме невесты. Угощение для невесток должно находиться в отдельной сумке. Гостинцы в дом невесты вносятся в следующем порядке: вначале сумку с гостинцами для невесток (берәчүдт), вслед за нею чай с маслом, все остальное потом (приложение № 1). Среди гостинцев должна непременно присутствовать баранья голова, предназначенная для жертвоприношения и кисломолочный «цаһан идән» и «өлгц» расценивались как подношение жениха роду невесты, поэтому именно с этими предметами он входил последним в дом невесты . В наши дни эту функцию выполняет самый младший член свадебной делегации. О выкупе за невесту, об угощении; о приданом; о подарках (өмскүл) для сватов; о подушке. Когда гостинцы внесены в дом, то есть благосклонно приняты родственниками невесты, в дом входят сваты со стороны жениха. Они обязаны соблюсти следующий ритуал: войдя в дом, надо ополоснуть рот, помолиться богу и только после этого садиться за стол. При этом опять же соблюдается определенный ритуал: первым садится старший сват, за ним женщина постарше (эмгн), за ней молодая женщина (бер), и только после них - остальные. Садиться надо по ходу солнца. Первым делом сватам подносят чай. И хотя всем ясно и без слов, зачем приехали гости, но, согласно обычаю, старший из сватов встает и произносит речь, в которой объясняет причину приезда, а далее он произносит благопожелание. Во время благопожелания (йөрәл) на стол кладут деньги молодым на обзаведение. Далее гостей начинают угощать, при этом хозяева сначала разливают свою водку, а уж затем открывают сумки с гостинцами от родственников жениха, первым делом берут оттуда для подношения к алтарю, после чего выкладывают гостинцы на стол. Мясо, привезенное сватами, расчленив его по суставам ножом, угощают внуков и племянников со стороны матери .

Улучшив подходящий момент, представительницы свадебной делегации (эмгн, бер) приступают к обряду кройки и шитья наволочки для подушки, идентифицируемой в наше время со всеми постельными принадлежностями. В работе используется новая подушка, инструменты и материя, привезённые мастерицами с собой. Приготовленное изделие, четыре угла которого смазываются маслом или молоком, выставляется на всеобщее обозрение и благословение (Приложение №1). Изготовившие подушку женщины выставляют на стол своё угощение (водку, борцоки, сладости, чай). Обряд называется «дер йөрәлһн» (благословение подушки). Все присутствующие произносят йөрәл, в которых выражаются традиционные для данного обряда пожелания: «чтобы изделие долго служило тем, кому оно предназначено, а адресаты жили долго и счастливо и оставили большое потомство». Произносящие йөрәл, как правило, подкрепляют свои добрые пожелания деньгами, которые кладутся на подушку. Собравшиеся деньги вместе с подушкой, наставлениями и благопожеланиями эмгн, бер передают молодожёнам по возвращению домой. Готовое изделие забирают (раньше умыкали) представители невесты, прячут его и обговаривают между собой размеры выкупа.

Она выкупается стороной жениха накануне вывода невесты.

2.2. Проводы невесты. Гости в доме невесты не засиживаются, поскольку свадебный поезд ждут в доме жениха, а вечером всем участникам свадьбы предстоит еще пойти на торжество в ресторан или кафе. Поэтому по прошествии недолгого времени гости заводят песню:

«Орсн боран гиидг, ирсн гиич моордг»

(Если дождь идет, то пройдет время, и он перестанет, Если ветер дует, то настанет пора, когда он стихнет, Если гости в доме, то пора им и честь знать...)

Смысл песни ясен всем: пришла пора провожать невесту, поскольку невесту полагается ввести в дом жениха до обеда, в крайнем случае, в обед. Гостям наливают в рюмки водку, и, пока те произносят прощальный тост, им преподносят подарки от родственников невесты. В свою очередь и хозяева произносят йөрәл с пожеланием гостям белой дороги и счастья. Но прежде чем отправиться в обратную дорогу, старший сват должен дотронуться до приданого невесты рукой и положить деньги. Только после этого приданое начинают выносить и грузить на машину (Приложение №2). Родственники невесты, согласно традиции, должны дотронуться руками до парней, сопровождающих свадебный поезд со стороны жениха. В это время невеста молится богу в доме родителей, и отпивает молоко у алтаря. Накануне свадьбы у невесты срезают часть ногтей и волос, это делается символически, для того чтобы невеста «не забрала с собой счастье семьи, из которой она уходит» . (Стоит заметить, что этот обычай соблюли лишь несколько респондентов) Затем ей накидывают на голову платок и выводят из родительского дома (Приложение №2). (Обряд соблюдался у торгоутов) Этот платок невеста не имеет права никому отдавать.

В некоторых опрошенных семьях бабушки пели протяжные песни, которые должны были вызвать слезы на глазах у невесты.

Выводить невесту должна молодая женщина из числа сватов (Приложение №2). Но у торгоутов невесту выводит старший (ахлачи) мужчина. Невеста, уходя, не должна оглядываться на родительский дом. Невеста садится в машину жениха.

2.3. Свадебные обряды в доме жениха. Родственники невесты, выбранные для ее сопровождения, едут следом. К дому жениха они подъезжают все вместе. Если свадебный поезд движется издалека, скажем, из другого населенного пункта, то родственники жениха выезжают им навстречу, прихватив с собой горячий чай, водку, еду. Если жених и невеста из одного населенного пункта, то их встречают перед домом. Их угощают, произносят благопожелание. Сваты должны объехать дом жениха вокруг, по ходу солнца. В дом сначала вносят приданое невесты, потом входят жених и невеста, вслед за ними сопровождающие их лица.

Прежде чем войти в дом своего жениха, невеста обязана соблюсти еще некоторые ритуалы. Во-первых, перед очагом (сейчас печей в доме нет, поэтому молится невеста перед бурханом (Приложение № 3), а в некоторых семьях прямо у порога), где стелется войлок (коврик или матрац, привезенный невестой из дома), невеста должна стать на колени и помолиться (Приложение №3). Невеста должна переодеться в одежду, приготовленную для нее в доме жениха. За спиной невесты в это время должен встать молодой парень, который наклоняет голову невесты вперед семь раз, но наклонять следует каждый раз после того, как кто-либо из пожилых родственников произнесет имя предка, называя их по очереди до семи поколений. Есть поверье, что невеста кланяется предку по его повелению. И во время этого обряда кидают кусочки жира в родственников жениха. Во-вторых, разделить волосы (в старину девушки носили косы) девушки надвое .

В доме жениха сажают на почетное место теперь уже гостей со стороны невесты. Перед ними ставится лучшая еда, к ним относиться надо со всем вниманием и уважением. Гости со стороны невесты собираются домой под вечер, провожая их, произносят йөрәл, одаривают подарками (өмскүл). Для них поется протяжная песня (ут дун). Пора гостям домой, но прежде чем переступить порог дома, родственники невесты дарят ей подарок.

Особым подарком вознаграждалась свекровь, ей привозили белые шаровары (шалвр), в честь признания её материнских достоинств, в знак благодарности чреву матери. В этих шароварах она должна станцевать для гостей.

Свадебное веселье в доме жениха заканчивается. Утром невеста варит калмыцкий чай и преподносит его родителям жениха. Во время этого ритуала невесту, по калмыцкому обычаю, нарекают новым именем.

Через семь дней после свадьбы родители приезжают навещать свою дочь, хотя в наше время этот срок не соблюдается, родители могут приехать или в тот же вечер, или на другой день, приехать они обязаны со своим угощением. Так закрепляется новое родство. И только после соблюдения всех этих ритуалов дочь может посетить дом родителей вместе с молодым мужем и его родителями. Родственники дочери одаривают подарками дочь, зятя, сватов.

Веками сложившийся устойчивый комплекс свадебных обрядов калмыцкого народа в наше время стараются во многом соблюдать.

Заключение

Проведя исследовательскую работу, анкетирование и беседы с жителями поселка мы пришли к выводу , что:

Калмыцкий народ имеет богатое культурное наследие, которое старшее поколение старается передать последующему;

Калмыки всегда трепетно и ответственно относились к соблюдению своих традиций, это и уважение к старшим, забота о младших, поддерживание родственных отношений, знание истории своего народа.

Как выяснилось, многие молодые жители нашего поселка убеждены, что знания обычаев и соблюдение их во многом являются залогом благополучной семейной жизни. Эти знания помогают быть уверенными в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Их функция – познавательная, поучительная, воспитывающая.

В нашей школе ведётся активная работа по изучению культуры калмыцкого народа, проводятся экскурсии в музеи, встреча со старожилами села. Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила нас по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом и на себя. Мы ощущаем себя представителями малочисленного, но богатого уникальным наследием калмыцкого народа. Миссия молодых людей - сберечь, сохранить родные традиции и бережно передать их своим детям. Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги. В то же время мы понимаем, какая ответственность возлагается на нас, подрастающее поколение. С каждым годом все меньше остается представителей нашего старшего поколения – тех, кто в совершенстве владеет родным языком, для кого традиции и обычаи являются не просто формальностью, но неотъемлемой частью нашей жизни, его духовной составляющей – всем тем, что и делает наш немногочисленный народ таким уникальным, самобытным. И наш долг сохранить наш язык, наш фольклор, наши замечательные традиции, веками передававшиеся от поколения к поколению, вобравшие в себя мудрость наших предков, их надежды и чаяния, лучшие качества нашего маленького народа. Забыв все это, мы просто перестанем существовать как нация.

Мне очень хотелось бы внести свою лепту в это большое дело. Когда я буду выходить замуж, я очень постараюсь, чтобы моя свадьба была сыграна как настоящая калмыцкая свадьба.

Фото взяты из семейного архива.

Семейные обряды народов Поволжья. Свадьба.

Рис. 1.

Самый важный обряд у всех народов – свадьба. Ей обязательно предшествуют встречи и знакомства во время сельскохозяйственных работ и на вечёрках. Время свадеб у разных народов наступало не одновременно. Например, русские играли свадьбу осенью, когда заканчивались работы в поле и было много продуктов. Чуваши играли свадьбы в июне, после сева. Решение о вступлении в брак принимали родители, ценились в будущей жене не красота, а трудолюбие и душевные качества. При этом не исключались любовь и взаимность молодых.

Запрещались браки близких родственников, а у калмыков до 10, а порой до 49 колена! Это значит, что у калмыков тщательно велись семейные родословные.

Обязательными этапами свадьбы у всех народов были сватовство, сговор, во время которого определяются время свадебного пира, расходы семей и размер приданого, девичник и свадьба. Сама свадьба представляла собой сложный спектакль, который длился несколько дней.

Начинался обряд сватовства. Ближайшие родственники жениха, а у русских – женщина-сваха приезжали в дом невесты. Сватов усаживали на почетное место (у русских – под иконы, у мордвы – под главную потолочную балку-матицу). Начинался иносказательный разговор о товаре и купце, у чувашей во время сватовства шел разговор о поисках потерявшейся стрелы.

Необычным было сватовство у древней мордвы. Накануне сватовства отец жениха привозил к дому девушки хлеб с медом, клал его на воротный столб, стучал в окно и уезжал. Если девушку еще не хотели выдавать замуж, то устраивали погоню и должны были возвратить хлеб. Такой обычай имел смысл, когда дочь сватали в бедный дом. В том случае, когда свата не догнали, то давали согласие на брак. В мордовском свадебном обряде присутствовало три сватовства, после второго свадьбу еще можно было отменить. В ряде мест у мордвы и у русских существовал обычай «дом глядеть», когда родственники невесты знакомились с хозяйством жениха.

Просватанная девушка уже не ходила на посиделки, а занималась приготовлением приданого, подарков жениху и его родне. Она уходила в чужой дом и поэтому несколько вечеров (у мордвы до пятнадцати вечеров) причитала и плакала. У калмыков выданная замуж женщина никогда не заходила в родной дом и меняла имя. В ходе сватовства договаривались о плате за невесту. У русских эти деньги называли кладкой, у мордвы, чувашей и татар, калмыков – калымом. Калым мог иметь не только денежное выражение, он мог быть представлен продуктами. Размеры калыма зависели от степени зажиточности семьи жениха. Бедные семьи платили несколько рублей, среднезажиточные – 100-200 рублей.

У чувашей калым зависел от приданного. Например, если за невесту давали 15 мужских рубах, отрез ткани и женское головное полотенце-сурпан, то калым представлял собой 30 фунтов (1 фунт = 400 граммов) меда и 3 четверти водки. У калмыков в калым входили: шуба отцу девушки, лошадь с седлом – брату. Самым большим калымом отличались татары. Наиболее зажиточные из них платили несколько тысяч рублей. Девушка с момента свадьбы переходила в другое хозяйство и всю жизнь работала на новую семью. Этот обычай означал продажу рабочих рук невесты. Порой жених увозил невесту самовольно (умыкал), чтобы не платить большой калым. Свадьбу все равно играли, но более скромную. Порой родители девушки знали о готовящемся похищении.
Приданое готовили все девушки. В него входила одежда. У калмыков в приданое требовались принадлежности кибитки, а богатые давали еще и скот.

У всех поволжских народов перед свадьбой устраивался девичник, на котором исполнялись песни, невеста дарила подругам подарки. У калмыков подарки получала и невеста.

Приглашались на свадьбу все родственники. Будущие гости получали у чувашей специальные свадебные хлебцы. С этого начиналась чувашская свадьба. Несколько дней жених и невеста ездили каждый по своим родственникам, развозили хлебцы получали угощение. Ночевали они в гостях. Наконец, в последний день, жениха одевали в свадебную одежду, совершали моления духам и ехали в дом к невесте. Сначала жених выкупал ворота, при этом происходило настоящее состязание в песнях и плясках. Невеста в это время сидела за печкой и плакала. Жених увозил ее в свой дом, здесь покрытая платком невеста усаживалась в углу. Родственники жениха заглядували под покрывало и рассматривали невесту. Потом начинался обряд «хождение по кругу», во время которого невеста растапливала печь, варила кашу, показывая родственницам жениха свои способности в области хозяйства. Затем молодежь плясала, гости пировали и ехали в церковь.

У русских и мордвы в свадебном обряде много общего. Сначала происходило венчание в церкви. Во время обряда невесте меняли прическу (заплетали две косы вместо одной) и надевали женский головной убор. После венчания все гости ехали в дом жениха на свадебный пир. Здесь родители встречали новую семейную пару хлебом-солью и осыпали хмелем. У мордвы невесте предстояло испытание – ей под ноги ставили сковородку с хмелем, девушка должна была ее оттолкнуть как можно дальше и перевернуть. На мордовской свадьбе подавались особый пирог «лукш» с 7-12 начинками и пирог с творогом. На дно сундука невесты, где хранилось приданое, клали ритуальный хлеб «здоровье». На второй день у русских и мордвы проходила шутовская свадьба или «потешный день». Во время этого обряда гости наряжались кто во что и шумели, били в горшки. Цель такого обычая – разогнать нечистую силу, которая могла проникнуть в дом вместе с гостями. В этот же день молодую заставляли мести пол. Гости в это время бросали мусор и деньги, они шли в пользу женщины. В этот же день молодая жена ходила по воду и по дороге ее обрызгивали водой. Такой обряд имел древний магический смысл. У мордвы на второй день свадьбы молодую жену называли новым именем, в зависимости от того, женой которого сына она была. Например, жену старшего сына во всех домах звали Мезява, жену среднего сына – Сернява, жену младшего сына – Вежава.

У калмыков и татар обряд заключения брака проходил дома. У этих народов невеста избегала встречи с женихом до свадьбы.

Татарская свадьба отличается рядом особенностей. Жених и невеста могли не увидеться друг с другом до свадьбы, а узнавали о суженом только будучи мужем и женой. На самой процедуре заключения брака они не присутствовали, невеста сидела в соседней комнате, а жених – у себя дома. Мулла (священник) делал запись о браке в специальную книгу. О желании вступить в брак молодые сообщали через доверенных лиц. У татар проходило несколько свадебных пиров. Главный пир – мужской – в доме невесты. Он продолжался несколько дней. Здесь обязательно подавали мед и масло, а также сладкий напиток шербет. Через несколько дней совершался женский пир. Он назывался «смотреть подарки». Угощение на этом пиру на самом деле сопровождалось рассматриванием подарков для молодых. Через несколько дней или недель молодой муж впервые приезжал в дом к жене и жил в ее доме 3 дня. Затем он навещал супругу раз в неделю, по четвергам. Так могло продолжаться довольно долго. Наконец, жена переезжала в дом к мужу. По этому поводу совершался третий пир. На нем обязательно подавали большое пирожное «коктыш». Каждый гость забирал с собой кусочек.

Очень сложен калмыцкий свадебный обряд. Во-первых, проходило 3 сватовства, каждый приезд сватов сопровождался вручением подарков невесте и детям. После третьего сватовства девушка считалась обрученной. Калмыцкая свадьба была очень дорогой, поэтому родные нередко оттягивали срок свадьбы, порой от года до 3 лет.
Свадебный обряд начинался с поездки жениха с целой тушей барана, пир при этом длился всю ночь. Затем жених приезжал еще трижды, во время третьей поездки жених забирал невесту с собой. При въезде в селение жениха невесту закрывали голубой тканью. Перед кибиткой молодых вскрывали тюки с приданым и вносили вещи в дом, невеста с родственницами усаживались за пологом, на кошме.
Начиналось предварительное угощение. Затем начиналась подготовка к обряду приема молодой в род мужа, он проходил возле кибитки родителей мужа. Молодая садилась перед порогом кибитки, на улице. Она по три раза кланялась очагу, предкам и божествам. После поклонов родителям мужа молодая считалась принятой в род мужа. Ставропольские калмыки соблюдали народные обряды, но при этом соблюдали христианские и венчались в церкви.

Народы Поволжья.
Т. А. Якимова. Малая музейная энциклопедия. Тольяттинский краеведческий музей 2006 г.
(приводится в сокращении)