Как завести друзей в новой школе. Вопрос эксперту: «Я не справляюсь с учебой в новой школе Почему так происходит

Читательница пишет:

Моему сыну 12 лет и недавно выясняется, что он регулярно (несколько дней подряд) прогуливает школу. Утром кормлю его завтраком, отправляю в школу, сама ухожу на работу, а он гуляет где-то часов до двух до трех, потом приходит домой как будто бы с занятий, каждый вечер делает уроки, собирает портфель, а утром вместо школы - опять гуляем. Стала выяснять - почему? Ответ один: не хочу!
​​​​​​​Проблем с учителями у него нет, наоборот - "любимец публики", с одноклассниками тоже. Обещал, что больше такого не повторится, "клялся и божился", я стала сама провожать его в школу, прогулы прекратились. Но вчера мне нужно было на работу пораньше и отправила его одного - опять не дошел! Вечером, глядя мне в глаза, утверждает, что был в школе. И опять обещания, слезы, "я больше не буду". Утром опять повела его в школу, как первоклассника за руку. Что можно сделать в такой ситуации? И доверия к ребенку нет, тяжело и ему, и мне, каждый вечер приходится выспрашивать: был в школе или нет, звонить одноклассникам, проверять.

​​​​​​​Что делать?

Бывает, что дело в другом: например, у вашего ребенка конфликт с одноклассниками или с учительницей. Это ситуация сложнее, иногда помогут советы из статьи М. Кравцовой "Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям) ", а иногда проще сменить школу, чем изменить ситуацию в конкретной школе.

Самый радикальный шаг в этом направлении - вообще перестать водить ребенка в школу и перейти на домашнее обучение . Пишет читательница:

Если ребенку не интересно развиваться и узнавать что-то новое - это очень и очень серьезный "звоночек". И звенит он о том, что данное стремление (абсолютно естественное, заложенное в каждом человеке от рождения) в ребенке уже задавлено. Кем? Школой, которая не дает радости, и родителями, которые настаивают на такой школе. Кому нужна такая учеба? Ребенку, которого из года в год собирают в школу, проверяют уроки, ругают из-за отметок, учеба не нужна изначально. Она нужна только его родителям. Всем не хотелось по утрам тащиться в школу, но шли и СИДЕЛИ ЗА ПАРТОЙ И ДЕЛАЛИ ВИД, ЧТО учились. Не надо врать себе. Хотя - не права, учились! Учились лицемерию. Это называется "нас прогибали, теперь мы прогибаем"... круговорот садо-мазо... А разомкнуть этот порочный круг? Слабо?

Замечание""": несмотря на категоричность, зерно истины в этом мнении есть. См.→

Понятно, что самые умные родители начинают заботиться обо всем этом гораздо раньше, воспитывают у ребенка настоящую самостоятельность еще до школы и учат ребенка учиться в школе с первого класса. Есть прекрасное правило: "В первом классе нужно с ребенком сидеть и учиться вместе. Научите - все остальные годы ребенок будет учиться сам, а вы будете свободны. Если вы в первом классе решили, что ребенок должен проявить самостоятельность и уроки - его дело, дело закончится тем, что уже начиная со второго класса вы будете делать со своим ребенком все уроки все последующие годы". Научите ребенка учиться, и он будет получать от учебы радость!

Пишет счастливая читательница:

У меня сыну тоже 10 лет. Дочери 12. Со второго класса они учатся сами и для себя. Сами собирают себе портфели, сами разбираются с учителями, если забыли что-то принести, сами исправляют "2" за оставленные дома тетради, сами готовят форму назавтра, сами отслеживают наличие чистых рубашек в шкафу, сами одеваются, принимают душ и чистят зубы вообще с 5-ти лет, сами записывают домашние задания, сами узнают их у одноклассников, если забыли записать, сами учат уроки, сами получают и исправляют двойки, если не выучили и т.п. Но вот не ходить в школу при этом ни у кого желания не возникало. Наоборот, если ты учишься ДЛЯ СЕБЯ, то у тебя есть МОТИВАЦИЯ, чтобы учиться хорошо - получить знания, поступить в институт, чтобы получить ту профессию, которую ты хочешь и т.п. Причем, даже если для этого придется пойти на какие-то сознательные жертвы, например, учить математику или историю, которая не нравится.

Письмо Глеба

Здравствуйте, меня зовут Глеб, мне 13 лет. Я уже замучился от школы, устал сильно. С одной стороны, я понимаю, что учиться надо. История (глубоко ненавистный мне предмет, кстати), к примеру, нужна чтобы понимать ошибки государств и принимать верные решения. И так со всем. Это все, как мне говорят, может мне пригодиться в жизни. Но это равнозначно тому, что я собираю бутылки на улице, мол, лишние деньги не помешают, но можно и без этого обойтись. Короче говоря, у меня куча глубоких размышлений на эту тему. Но скажу кратко. Знания я ценю и люблю. НО! В школе меня заставляют учиться, мне скучно, тратится много времени, особенности детей не учитывают, их не пытаются понять и услышать, развивает школа однобоко. Горы материала, стресс, насилие и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Сам я очень много читаю, занимаюсь карате, в общем нормальный человек. Но не могу принять решение об учебе... Многие предметы мне не даются и они скучные очень. Что делать?

Ответ Глебу

Ч. Елена, психолог, выпускница

Здравствуй, Глеб!

Судя по довольно грамотному письму, видно, что ты – человек читающий и думающий. Поэтому хочется тебе дать действительно дельный совет.

Но! К тебе просьба - отнестись к моему совету с уважением. С уважением – это значит, прочитать, выбирая, не с чем поспорить, а с чем согласиться. Возможно, отложить на час или день и прочитать еще раз. И самое главное – применить на практике.

Это вообще самое главное в жизни – действовать. Ты видишь недостатки школьного образования и можешь ярко и образно жаловаться на них. Я тоже вижу. Многие видят. Многие жалуются. Но уважение вызывают те, кто что-то делает, чтобы изменить ситуацию. Они – Победители по жизни. Я называю таких людей Творцами.

А вот теперь совет.

Предлагаю тебе эксперимент. Психологический эксперимент над собой. Есть целая серия экспериментов, придуманных психологами для школьников, которые скучают в школе. Они описаны в книге Л. Соловейчика « ». Сразу скажу: если ты читал ее, хорошо. Тем быстрее сможешь перейти от чтения к работе, к действиям, к экспериментам.

Если же не читал – я тебе немного завидую. Интересно, ярко и живо написана, эта книга содержит целый ряд задач для тебя. От первой, с которой стоит начать: полюбить историю и (если необходимо) исправить оценки по этому предмету. До высокой, по-настоящему амбициозной, практически вызова: поднять уровень образования и культуры своего класса, своих друзей.

Мне кажется, вызов – это то, что для тебя надо. Жизнь подростков сегодня в нашей стране безопасна и несложна. К вам относятся, как к детям, и оберегают от трудностей. Но без трудностей не будет побед – ты это хорошо знаешь благодаря занятиям каратэ. Узнать себя, каков ты есть, каким ты можешь быть, можно только в реальной, непростой работе, в действии.

И последнее – если сообщишь о результатах эксперимента, будет здорово.

Вот и закончились продолжительные зимние каникулы — наступила середина учебного года. На первый взгляд ребенок после этого отдыха должен с огромной радостью идти в школу. На самом деле все не так-то просто! Многие из школьников придумывают любые отговорки, лишь бы не грызть гранит науки, а от самых маленьких вообще можно услышать: «Не хочу учиться!»

Почему так происходит?

Родители в панике, успокоительное не помогает, а поведение своих чад начинают оправдывать генетикой бабушек и дедушек, что якобы последние были неучами и разгильдяями. Не помогают никакие уговоры, тем более угрозы, все попытки заставить ребенка учиться оказываются бесполезными. У ребенка один ответ: «Не хочу учиться!»

Разумеется, каждый из родителей должен понимать, что просто так такое заключение из уст своих любимых чад они не могут услышать. На все должны быть свои причины . К основным причинам отказа ребенка не посещать школу относятся:

Кроме этих причин нежелания посещать школу, стоит выделить еще одну, наиболее объективную, о которой пойдет речь ниже.

Не хочу учиться в середине учебного года или «Синдром третьей четверти»

Каждый из нас учился в школе, и все помнят, самая большая нагрузка в школе приходится на вторую и третью четверть учебного года, именно таким образом построена годами выработанная школьная программа. Опять же, дети именно в третьей четверти начинают больше уставать, а работоспособность просто стремительно падает. Данный период врачи нарекли новым термином: синдром третьей четверти . Причины возникновения данного синдрома помогут найти правильные пути к его «излечению».

Прежде всего, нужно знать, что же такое циркадные ритмы ? К числу этих ритмов принято относить: биоритмы смены дня и ночи, ритмы, связанные со сменой времен года, жизненные возрастные ритмы и много других изменений. Смена ритмов — это вполне нормальное явление, которое влияет на смену нашего настроения и даже поведения. Вывод один: в нашей повседневной жизни смена ритмов относится к значимой характеристике.

Первоклашки и пятиклассники синдром третьей четверти преодолевают намного сложнее.

Именно смена биоритмов не дает нам в короткий световой зимний день встать бодрым и пораньше, чего не скажешь о летнем дне. Вроде бы и помогает в этом случае освещение, но все же оно никак не может удлинить световой день. А если ребенок переболел и при этом испытывает большую нагрузку, то школьная программа воспринимается тяжелей, в результате ждать можно только сбоя организма.

Нехватка дневного света с трудом преодолевается. Кроме того, уже давно было замечено, что человечеству труднее жить в условиях длительного отсутствия света, чем при низкой температуре . Длительное отсутствие солнца приводит к повышению заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями. Иммунная система с недополучением света становится слабее, что приводит к частым заболеваниям. Следует обратить внимание на такие жалобы ребенка, как головная боль, слабость. Эти симптомы могут говорить о скрытых и хронических заболеваниях, поэтому не пренебрегайте жалобами ребенка: покажите его врачу.

Холодная, продолжительная зима, да еще с отсутствием снега так же пагубно сказывается на настроении и общем состоянии школьников, да и людей в целом. Ведь снег — это тоже своеобразный источник света , а когда его нет, зима переносится намного сложнее. Поэтому так важно проводить час — другой с ребенком на прогулке. Не стоит торопить ребенка с подготовкой доклада, лучше вначале совершить зимнюю прогулку по парку, сходить с ним на каток, или просто совершить лыжную или пешую прогулку. Вы сами удивитесь, как прогулка пойдет на пользу вашему ученику, а домашние задания будут сделаны с легкостью и на отлично!

А вот первоклашки и пятиклассники синдром третьей четверти преодолевают намного сложнее. В первую очередь этому способствуют стрессовые ситуации, основной причиной которых является изменение социального статуса. Забота и помощь родителей для них более необходима!

В 2016 году издательство «Пешком в историю» выпустило книжку Екатерины Степаненко и Евгении Сусловой «Не хочу учиться! История школ в России» с иллюстрациями Алины Рубан.

Хоть я и не отношусь к детям младшего и среднего возраста, на которых рассчитана книжка, читала я с удовольствием! Может быть, именно потому и с удовольствием и правильнее было бы адресовать книгу «среднему и старшему..»? Впрочем, весьма вероятно, я недооцениваю младших школьников.

Информация изложена с педантичностью, по векам, да еще с повтором – сперва общие факты, потом подробное изложение — совсем как в учебном пособии. Но в отличие от учебника в «Не хочу учиться!» текст максимально приближен к нормальной человеческой речи — «…кадетские корпуса стали возникать по всей стране, как грибы после дождя», а формат «абзац почитал – картинку посмотрел» облегчает процесс грызения гранита науки. Страницы испещрены рисунками в стиле «так и я могу» (глубокое заблуждение, повышающее самооценку) – и пока мозг переваривает информацию о том, что

«прилагательное «кадетский» происходило от другого иностран ного слова: по-французски «кадет» означает «младший »,

глаз отдыхает; классическое сочетание приятного с полезным. Авторы стараются адекватно оценивать эпохи – как давно ушедшие, так и совсем еще свежие в памяти; перескакивая взглядом по маленьким абзацам текста, рассыпанным между иллюстрациями, убеждаемся: да, было по-разному.

  • воспитанники Московского Воспитательного дома получали по окончанию обучения свободу и «платье новое суконное.. <..> и рубль денег», но – это те, кто выжил; в следующем абзаце справедливо уточняется о крайне высокой (по статистике – 87%) младенческой смертности в учреждении,
  • Советский Союз справедливо гордился ликвидацией безграмотности и бесплатным образованием – но очень не сразу получилось обеспечить школы хотя бы минимумом необходимого, а обучение в старшей школе с СССР с 1940 по 1954 годы было платным,
  • учителя, закончившие дореволюционные гимназии (латынь, греческий etc) вдруг стали шкрабами (за рисунок учителя с клешнями отдельная благодарность художнику!).

Особенно удачным назову постоянное сравнение условий современного школьника с условиями жизни гимназистов, лицеистов, учеников цифирных школ – учащихся прошедших эпох. Ощущение быта необходимо для понимания давно или совсем недавно живших, вроде бы таких же, как ты, девочек и мальчиков. И после такой энциклопедии наверняка многим захочется «расширить и углубить» полученные знания. Им можно посоветовать книги про «старинную» школу: «Историю одного детства» Е. Водовозовой, «Очерки бурсы» Н. Помяловского, «Мишкино детство» М. Горбовцева, «Последний поклон» В.Астафьева и много других хороших книг.

Помимо данных собственно о школьном образовании в России энциклопедия утыкана информацией о том, кто такой был Федор Волков, откуда взялось слово «лицей», что значит в переводе с латыни Gubernare e terra и прочим — для расширения кругозора.

Читаешь об образовании в одной конкретной стране и диву даешься — сколько же раз менялись подходы к обучению, сами принципы обучения! С каждым новым правителем – императором, генсеком – начиналась новая эпоха в том числе в школе. И то, что еще несколько лет назад позиционировалось как незыблемые ценности – становилось не только неактуальным, но и вредным, и опасным.

Петр ратовал за профессиональное образование, Екатерина – за общее среднее….

В кадетском корпусе при первом руководителе было принято «заставлять вызубривать задание, а затем спрашивал с кадета выученное », при И.И. Бецком «учиться детям должно быть легко, без всякого принуждения »…

Ф.Е. Ангальт считал, что «нужно быть кадетам «нежной матерью, которая, отдаляя тернии, ведёт питомца своего по цветам», гулял с ними по корпусному парку, обустроил при корпусе библиотеку, небольшой ботанический сад и картинную галерею» , а следующий глава корпуса, М.И. Кутузов, усилил преподавание военных дисциплин и главной целью считал растить офицеров для службы в армии…

В «новой школе» 1920-х годов отменили оценки и предметы — а через десять лет важнейшей ценностью для школы стала дисциплина и безоговорочное подчинение учеников…

Что делать — говорят авторы, — история образования в России неотделима от истории России в целом, и личность руководителя имеет первостепенное значение. Поэтому абсолютно логично, что не обойтись в рассказе о гимназиях и писалах без изображения поочередно стоявших «у кормила», от Петра I до М. Горбачева (портретное сходство правителей иногда совсем схематичное, а кому-то — Петру III, Н. Хрущеву — особенно не повезло, или, вернее, повезло — на рисунках они значительно симпатичнее, чем были при жизни).

Влияние первых лиц на учебный процесс в масштабе страны так велико, что собственно педагогам, даже самым выдающимся, остается внедрять предложенные сверху реформы с минимальным ущербом для учеников. Видимо, поэтому в книге нет абзацев про педагогов-реформаторов К. Ушинского, А. Макаренко и других.

Хочется верить, что target group, предполагаемая аудитория – российские школьники, живущие и получающие образование уже в XXI веке, усвоит, что хорошие намерения, даже помноженные на почти неограниченные административные и финансовые ресурсы, к сожалению, не гарантируют исполнения задуманного: «Гимназии были не единственным учебным заведением, которое планировал учредить Александр I, но единственным, которое ему удалось открыть… <…> приходских училищ открылось слишком мало, а уездные вообще не открылись». Тем более они не гарантируют счастья и благополучия.

И новые реформы в области образования (а куда же без них?) будут учитывать богатый опыт предшественников и главной целью реформаторов будет вырастить из податливых, как глина в руках гончара, доверчивых первоклашек – хорошо образованных, порядочных людей.

Катарина Гулевская

Ты перешла в новую школу и хочешь быть популярной. На это уйдет не больше 30 дней.

День 1: В первый день познакомься со всеми в классе. Узнай, как зовут каждого, и скажи своё имя тоже. Не нужно ждать того, пока кто-то подойдет к тебе первый, действуй сама.

День 2: Не забывай имена одноклассников, с которыми познакомилась.

День 3: Каждый день, придя в класс, здоровайся со всеми, при этом улыбаясь.

День 4: Одевай только то, что тебе нравится, не нужно менять стиль, ради того, чтобы понравится и привлечь внимание.

День 5: Часто улыбайся, и одноклассники будут относиться к тебе с симпатией.

День 7: Вот и пролетела неделя. Ты уже достаточно хорошо познакомилась с одноклассниками. И теперь ты можешь давать тетрадки, учебники, диски и т.д.

День 8: Если вдруг, ты чего-то не знаешь, или не можешь понять, не стесняйся, обращайся к друзьям, люди любят, когда к ним обращаются за помощью.

День 9: Когда закончатся уроки, не беги сразу домой. Задержись ненадолго и пообщайся с новыми знакомыми.

День 10: Ты уже привыкла к классу и теперь можешь выражать своё мнение спокойно.

День 11: Пришло время найти себе человека по духу. Обязательно есть тот, кто разделяет с тобой увлечения.

День 12: Обменяйся номерами с одноклассниками.

День 13: Оставайся сама собой, не нужно притворяться. Ведь в старой школе был тот человек, которому ты нравилась такой, какая ты есть.

День 14: На перемене общайся со всеми, но не сплетничай, ни о ком, так как сплетников не любят.

День 15: Тебя кто-то позвал гулять, сходить в кино, не отказывайся, даже если тебя не хочется куда-то идти.

День 16: Не упускай из внимания не очень красивых мальчиков, ведь они могут оказаться друзьями, даже лучше чем девчонки.

День 17: Не нужно делать вид, будто ты ничего не знаешь по урокам, а иначе ты будешь получать плохие оценки.

День 18: Поищи вместе с друзьями подарок для своих родственников.

День 19: Помни, что симпатичные и наряженные девчонки не всегда бывают приятными людьми.

День 20: Если вдруг, случилось так, что ты попала в нелепую, но забавную ситуацию, показывай, что у тебя есть чувство юмора и ты усеешь смеяться над собой.

День 21: Сделай что-нибудь приятное совей подруге. Но не нужно ей льстить.

День 22: Пригласи своих друзей на дискотеку или позови их прогуляться.

День 23: Не перебивай одноклассников на уроке, эгоистов никто не любит.

День 24: Всегда приходи на помощь. Не бойся отказаться от какого-либо предложения, если у тебя нет возможности, ну или у тебя просто нет желания.

День 25: Если вдруг твоя подруга простудилась, позвони ей и спроси как её самочувствие.

День 26: Не будь эгоисткой, слушай своих друзей, интересуйся их хобби.

День 27: Если твоя подруга расстроена, аккуратно спроси у неё, что у неё стряслось и не нужна ли твоя помощь.

День 28: Помогай своим одноклассникам, предлагай помощь, не жди, что кто-то попросит у тебя

День 29: Ты пригласила друзей на вечеринку, и кто-то даже говорит, что ты клёвая.

День 30: Ну, вот и пришли те, кого ты пригласила. Всем было очень весело. За месяц ты стала популярной!

«У меня пропало желание учиться, и я не знаю почему. В предыдущей школе я 7 лет была отличницей, олимпиадницей. Не скажу, что очень любила учиться. Делала это скорее из чувства долга перед матерью, которая много в меня вкладывает и мечтает, чтобы я достигла успеха в жизни. К тому же не хотелось снижать планку, разочаровывать учителей, давать повод злорадствовать завидующим одноклассникам. Потом я поступила в более престижную школу. Мама настраивала меня на то, чтобы я зарекомендовала себя перед учителями. Но в новой школе у меня абсолютно пропало желание налаживать отношения с преподавателями. Я не смогла завоевать авторитет, потому что по какой-то причине совершенно не хотелось заниматься. Это была не лень: я всегда была трудолюбивой и целеустремленной и могла себя заставить делать то, чего совсем не хочется. Пошли двойки, тройки. Учиться в новой школе мне тяжело еще и потому, что в подаваемых знаниях нет системы, а мне она нужна во всем.

Я испытываю отчаяние, часто плачу из-за оценок, мама постоянно пилит меня, ругается, что я «скатилась», с учителями плохие отношения – они считают меня просто тупицей. Я и сама себя ругаю за то, что могла бы больше приложить усилий. Меня мучит это давление и чувство безысходности, когда кажется, что все безнадежно, что я не смогу выправить оценки, меня отчислят, придется идти в менее престижное место. Плюс занятия спортом, посещение курсов до позднего вечера, подготовка к олимпиадам, вечная усталость. Такое чувство, что я постоянно кручусь, что-то делаю, но результата нет, потому что нужно делать еще больше, но уже нет сил и желания.

В последнее время мне не хочется вообще ничего. Меня измучил этот замкнутый круг, из которого я не могу выбраться уже два года. Почему у меня пропало желание чего-то добиваться? Как мне с этим справиться?»

Евгения, 15 лет

Ирина Млодик, психолог, психотерапевт:

«Евгения, ваше положение действительно кажется отчаянным. Главным образом потому, что вы столько усилий вложили в то, чтобы радовать всех значимых взрослых вокруг, но вам самой по-настоящему порадоваться так и не удалось. Когда от нас ждут только результатов и достижений, мы начинаем ощущать себя лишь приложением к своему успеху. Функцией под названием «ученик» или «хорошая дочь». Но ведь быть не живым человеком, а функцией весьма неприятно.

С другой стороны, и ваша мама права. Ведь в амбициях, знаниях, достижениях, в вашей способности достигать успеха нет ничего плохого. Наоборот: ваши способности к усердию, трудолюбию и упорству и дальше помогут вам в жизни.

В вашей прежней школе, где была понятная система и требовалось прежде всего послушание и исполнительность, вы отлично справлялись. А в вашей новой школе, вероятно, нужны иные навыки: не отвечать заученное, а анализировать материал, формировать и выражать свое мнение – а вам, возможно, это сложно. К тому же вы остались без привычной поддержки взрослых. Они не могут понять ваших затруднений и помочь вам, а вместо этого просто выдвигают требования, объявляют вас неспособной, проявляют недовольство. И вам тоже трудно сказать себе честно: я не справляюсь с новым типом образования, с новой планкой, с престижным статусом новой школы. А еще у вас подростковый кризис, в котором часто ухудшается успеваемость, потому что организм работает на пределе: слишком много физиологических и психологических задач ему нужно решать в этот период.

Евгения, подростковый кризис – сложный период. Очевидно, что вам нужна помощь. Попробуйте найти в вашем окружении понимающих взрослых, которые могли бы вам помочь справиться с задачами, что вы сами перед собой ставите. Возможно, они смогут помочь вам выбрать себе планку по силам. Учеба «на последнем издыхании» тоже никому не нужна. Все они, ваши взрослые, хотят вам добра. Просто иногда некоторым из них нужно помочь осознать, что именно для вас является добром».