Исцеление внутреннего ребенка

Быть в контакте с Внутренним Ребенком означает быть чутким к ситуациям и людям, уметь дифференцировать, что приемлемое и значимое, а что ненужное, лишнее и даже вредное. Связь с Внутренним Ребенком позволяет нам радоваться жизни, чувствовать наполненность и удовлетворение. Чарльз Уитфилд, скомпилировав теорию предшественников (А. Маслоу, А. Миллер и др), выделяет 20 самых важных человеческих потребностей, выстроенных в иерархическом порядке .

Если эти потребности по мере появления удовлетворяются значимыми людьми с младенчества, то у человека все в порядке с его Внутренним Ребенком. В противном случае, Внутренний Ребенок не развивается и не растет в полной мере. Поэтому первым шагом в исцелении Внутреннего Ребенка будет поиск этих неудовлетворенных потребностей. А вторым – научиться заботиться о себе самом и находить приемлемые способы для удовлетворения этих потребностей при помощи СЕБЯ и ДРУГИХ.

1, 2 – ВЫЖИВАНИЕ и БЕЗОПАСНОСТЬ. Важно иметь все самое необходимое для жизни и безопасности. Свежий воздух, здоровая пища и чистая вода. Безопасная территория, где есть хотя бы свой собственный уголок, где можно уединиться и хранить личные вещи в неприкосновенности.

3 – ПРИКОСНОВЕНИЯ. Тактильный контакт особенно важен для ребенка, так как недостаток его сказывается как на физическом здоровье, так и психическом состоянии ребенка. Вирджиния Сатир считала, что ребенку необходимо от 4 до 12 объятий в день. Телесный контакт значим также и для взрослых, хотя самостимуляция не заменит контакта с другим человеком, но тоже приветствуется.

4 - 6 – ВНИМАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ (визуальное и аудиальное), НАСТАВНИЧЕСТВО. Важно, чтобы рядом был кто-то, кто может проявить внимание и заинтересованность, в общении дать обратную связь, кто поможет советом и рекомендацией, у кого можно научиться необходимым навыкам, том числе социальным. Наедине с собой можно разговаривать перед зеркалом, или записать на видео обращение к себе и потом просматривать. Благодаря интернету можно научиться многим навыкам, полезным в быту.

7 - 10 – СЛУШАНИЕ, УЧАСТИЕ, ПРИНЯТИЕ и ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ. Необходимо, чтобы кто-то мог Вас выслушать, толерантно отнестись к Вашим чувствам и потребностям. Важно иметь возможность проявлять себя, демонстрировать свой внутренний мир, общаться и заниматься совместной деятельностью с кем-то.

11 – ВОЗМОЖНОСТЬ СКОРБЕТЬ О ПОТЕРИ И РАСТИ. Когда мы что-то теряем, то естественным является скорбеть и печалиться по этому поводу. Так мы растем и становимся более зрелыми. И важно проживать этот период и давать себе время для печали и скорби. При значимых потерях это может длиться около года.

12 – ПОДДЕРЖКА. Со стороны других важна поддержка в наших начинаниях, самореализации и творчестве – в чем угодно, где мы можем проявляться и развиваться в полной мере.

13 – ЛОЯЛЬНОСТЬ И ДОВЕРИЕ. Эти две важные компоненты отношений, безусловно, тоже способствуют развитию, открытию и исцелению Внутреннего Ребенка.

14 – ДОСТИЖЕНИЕ. Это касается не только достижения целей и выполнения задач, но и способности принимать решения. Взрослые , выросшие в дисфункциональных семьях, имеют особенность не доводить до конца свои проекты и дела. Либо иметь сложности в принятии решений. Либо быть очень успешными в одной сфере, например, карьере, но абсолютно неспособными проявлять самостоятельность, например, в личных отношениях.

15, 17 – ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ, ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ И ИГРА. Для человека полезно периодически менять привычное состояние сознания с помощью: расслабления, интенсивных занятий спортом, веселья и смеха, сна, удовольствия от творчества и др. Членам дисфункциональных семей, как правило, сложно расслабиться и просто повеселиться, без использования, например, психоактивных веществ.

16 – СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Нарушение половой идентичности и функционирования сексуальной сферы – частые проблемы у взрослых, выросших в дисфункциональных семьях. Возможность получать удовольствие от сексуальных отношений без стыда, вины, чувства унижения или контроля – все это требует, несомненно, психотерапевтической работы со специалистами.

18 – СВОБОДА. Это касается возможности: рисковать, исследовать, делать что-то спонтанно и незапланированно. Мы можем делать все, что хотим, но здесь же имеется в виду и ответственность, которую мы несем за наш выбор и поступки.

19 – ВОСПИТАНИЕ, ЗАБОТА. Это способность воспитывать кого-то, заботиться о ком-то и удовлетворить любую или все необходимые потребности животного, ребенка, другого взрослого или СЕБЯ при необходимости.

20 – БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ. Этой непростой тебе будет посвящена следующая часть.

  1. Charles L. Whitfield «Healing the child within». 1987, 150 p.

Глава пятая. Внутренний ребенок

Общество, где взрослые оторваны от мира детей, а порой и от собственного детства, обычно воспринимает детей так, будто те говорят на неведомом языке либо просто говорят неправду… К детям относятся как к прирожденным врунам, притворам и фантазерам.

Беатрис Кэмпбелл, британский журналист

Мы переходим к обсуждению темы, которая вам, возможно, отчасти знакома, но, тем не менее, многим не до конца понятна. Действительно, какое отношение работа с Внутренним Ребенком имеет к воспитанию и общению с Детьми Индиго? В этой главе мы намерены дать исчерпывающий ответ именно на этот вопрос.

Что нужно, чтобы хорошо понять, о чем эта глава? Начнем с простого, трогательного и приятного - вспомните себя шести-, семилетним ребенком? Что? Не можете? В том-то все и дело!

По окончании семинара, который мы проводили не так давно на Восточном Побережье, один мужчина подошел к Джен и предложил пообедать с ним. Когда он начал разговор, в глазах его стояли слезы. Он пояснил, что годом ранее уже посещал один из наших семинаров, и после этого пережил самое глубокое пробуждение в своей жизни.

Дэвиду было за пятьдесят. По мере того как он рассказывал нам свою историю, его все больше охватывали эмоции, что не свойственно мужчинам этого возраста. "Знаете, Джен, - начал он, - мы с женой бывали на многих ваших семинарах и всегда получали огромное удовольствие. Однако на том, последнем, вы говорили о том, как открыли своего Внутреннего Ребенка . Когда вы предложили нам, участникам, сесть поудобнее и приготовиться к общей медитации, я ожидал чего-то приятного, расслабляющего. Но на этот раз вы помогли нам изучить ту частицу себя, которую называете Внутренним Ребенком . Я старался оставаться непредубежденным, но, если честно, мне так и не удалось уловить главную идею. Однако, из уважения к вам обоим, я прикрыл глаза и начал следовать вашим указаниям. К моему изумлению, в голове у меня возник образ печального, грязного и обозленного малыша. Он сказал мне, что я "забыл его на заднем дворе", с тех пор как вернулся из Вьетнама. Он был очень обижен на меня. Я просто зарыдал, хотя обычно никогда не плачу".

Дэвид хотел рассказать Джен о своем воспоминании и поблагодарить ее лично, поскольку эти переживания произвели на него огромное впечатление. Она спросила, какие перемены произошли потом в его повседневной жизни. Дэвид пояснил, что кое о чем договорился со своим новообретенным «ребенком»: он купит мотоцикл «Харли-Дэвидсон», чтобы "они вместе" могли подолгу весело и беззаботно гонять по загородным дорогам "с ветерком".

Тогда Джен спросила: "Никто не осуждал вас за это? Не говорил, что у вас кризис среднего возраста?" Дэвид признал, что некоторые действительно так считают, но он, его новый мальчишка (маленький Дэвид) всегда отвечает на подобные вопросы шуткой, не пытаясь оправдываться.

"Малыш Дэвид" часто говорит таким людям: "Нет, у меня просто вторая юность!" Затем Дэвид рассказал Джен, что сейчас, став другим человеком, ведет себя намного спонтаннее. Ему нравится играть, а юмор отныне занимает в его жизни куда более важное место, чем когда-либо прежде. "Я намного чаще смеюсь", - сказал Дэвид.

"Взрослый, похожий на дитя, - это вовсе не человек,

остановившийся в своем развитии. Это, напротив, человек,

который нашел возможность развиваться дальше уже после

того, как большая часть взрослых замыкается в скорлупе

привычек и условностей зрелого возраста".

Олдос Хаксли

Кто такой Внутренний Ребенок ? Что представляет собой эта частичка личности, которая большую часть жизни остается "забытой на заднем дворе"? Иногда о нем забывают на всю оставшуюся жизнь и никогда больше не находят. И почему мы вообще говорим об этом? В конце концов эта книга посвящена настоящим детям, правильно?

Когда мы собирали сведения для первой книги об Индиго, нам в голову пришла любопытная мысль - и мы тогда даже намекнули о ней. Мы пришли к выводу, что Индиго появились на земле по нескольким причинам. Одна из них, пусть она и кажется довольно странной, заключается в том, что они, возможно, пришли сюда, чтобы помочь нам открыть детей внутри себя. Но почему? Да потому, что Дети Индиго намного лучше откликаются на "истинные Я" своих родителей.

Во второй главе Моник Леблан писала о том, что Индиго умеют воспринимать наши истинные чувства. Следующая история очень похожа на то, о чем говорила Моник, но ее автор - Би Рэйджи, с которой мы тоже уже встречались.

"Мама, почему ты такая сердитая?" Би Рэйджи

Как-то вечером я принесла в комнату своего пятилетнего сына выстиранные вещи. Трей с любопытством поглядел на меня и спросил: "Мам, а что ты такая сердитая?" Я с удивлением ответила: "Нет, с чего ты взял?" Он окинул меня сосредоточенным взглядом и сказал: "А почему тогда у тебя такое злое лицо?"

Он отреагировал на правду, которая отчетливо отражалась на моем лице. Правду не скроешь! Я действительно сердилась, а он оказался настолько чувствительным к языку тела и мимики, что сразу это понял. Что было делать? Достаточно ли я взрослая, чтобы уметь признавать свои ошибки? Должна ли я была закрыть глаза на замеченную им истину или, напротив, похвалить его за наблюдательность?

Набравшись смелости, я ответила: "Ты прав, дорогой. Я и в самом деле разозлилась из-за одного сегодняшнего случая. Прости, что сразу не сказала тебе правду".

В тот день сын подарил мне очередное откровение: я осознала себя как целостную личность и поняла, насколько важна честность. Разве можно научить ребенка говорить правду, если сам не до конца честен?

* * *

Видите, какая интуиция у сына Би? Что же произошло? Индиго очень тонко «подмечают» энергию своих отражений в душах взрослых. Они пытаются заглянуть в каждого человека - как взрослого, так и любого другого - и увидеть в нем ребенка. Мы называем это "настоящим Я", или "целостным Я", и считаем, что оно и является общим знаменателем для общения с Индиго.

Давайте ознакомимся с научным определением Внутреннего Ребенка , которое предлагает Чарльз Уитфилд, доктор медицины, автор книги "Исцеление Внутреннего Ребенка":

Концепция Внутреннего Ребенка является частью мировой культуры уже по меньшей мере две тысячи лет. Карл Юнг называл его "Божественное Дитя", а Эммет Фокс - «чудо-ребенок». Психотерапевты Элис Миллер и Дональд Уинникотт ссылались на него как на "Истинное Я". Рокелл Лернер и другие исследователи зависимости от химических веществ говорили о нем как о "ребенке в душе". Внутренний Ребенок - это та часть нашей психики, которая извечно полна жизни и сил, творческих порывов и удовольствия. Это наше Настоящее Я - то, кто мы есть на самом деле.

С возрастом многим из нас, чтобы выжить, приходится "забыть себя (или частичку себя) на заднем дворе". Мы отстраняемся от своего Настоящего Я, хотя оно часто остается совсем рядом, на заднем дворе - но все же не под крышей дома. Нет ли у вас ощущения, будто в жизни чего-то не хватает? Мы имеем в виду - в глубине души, речь сейчас не о спутнике жизни и не о деньгах. Не возникало ли у вас такого чувства, будто утрачена какая-то частица души? Вполне возможно, это и есть указание на то, что ваш Внутренний Ребенок спрятался…

Именно здесь и начинается глубинная связь с темой Индиго. Помните, в первой книге мы говорили, что у большинства Индиго левое и правое полушария пребывают в равновесии? Благодаря своей врожденной осознанности Дети Индиго часто замечают «раны» в душах родителей. Они видят, что у родителей Внутренний Ребенок глубоко спрятан или не до конца проявляется. Как уже было сказано выше, Дети Индиго стремятся к равновесию - и проблемы в общении с ними возникают, если равновесия нет. Когда наш Внутренний Ребенок «спрятан» слишком глубоко, мы отдаляемся не только от самих себя, но и от Детей Индиго!

Насколько глубокими бывают такие «раны»? Представьте, что чувствуют родители, только что потерявшие своего первенца. Вдумайтесь! Какая трагедия! Некоторые из нас, увы, познали этот ужас и горе и слишком хорошо понимают, о чем идет речь. Такие события переворачивают всю жизнь человека, остаются с ним навсегда. И хотя «забывание» Внутреннего Ребенка вряд ли можно даже сравнивать с утратой настоящего ребенка, кое-что общее у этих трагедий есть.

Не затворились ли вы в своей «раковине»? Не стараетесь ли скрывать свои истинные чувства? Трудно ли вам заводить друзей и укреплять дружеские отношения? Часто ли вы чувствуете себя неважно? Нет ли хронической усталости? Доводится ли раздражаться без причины? Не бывает ли так, что вы стремительно несетесь вперед, даже не помышляя о том, чтобы просто прогуляться, подышать воздухом и посмотреть на окружающий мир? Часто ли вам бывает страшно? Нет ли у вас постоянного чувства одиночества? Не слишком ли мало в вашей жизни радостей? Не воспринимаете ли вы любое дело как "тяжкое бремя"?

Просто скажите: «да» или «нет». Взрослые трудятся - а дети играют!

Если ваш ответ «да», то вам, пожалуй, следует дочитать эту главу до конца. Это классические симптомы недостатка любви и «спрятавшегося» Внутреннего Ребенка .

Лучшее сравнение, какое нам приходит в голову, - это классическая история о поисках пони в груде навоза. Ребенок входит в конюшню с мечтой посмотреть на пони. Ему сказали, что пони тут. Навоз для ребенка - дело десятое, это вовсе не помеха. Он восторженно разгребает кучу в поисках пони, смеется в предвкушении - и находит! Взрослый, которому тоже известно, что пони где-то там, часто думает только о навозе и либо просто отказывается от поисков, либо непрестанно жалуется на вонь. Его переживания связаны с навозом, а не с пони. А как поступили бы вы?

Хорошо, мы, конечно, люди взрослые. Мы понимаем, что наш груз ответственности и забот намного тяжелее обыденного бремени ребенка. Но мы сейчас предлагаем вам оценить степень собственного внутреннего равновесия. Без "малыша внутри" гармония невозможна! Вас хоть раз называли «занудой» или «ворчуном»? А дети вам такого не говорили? (Если да, это, вероятно, были очень мудрые дети!)

Кое-кто из вас уже восклицает: "Только не я! У меня было счастливое детство!" Правда же заключается в том, что у многих из нас детство было далеко не счастливое, а у некоторых даже трагическое. Взросление могло оказаться мучительным периодом. Именно поэтому вы и решили в свое время "вырыть норку и забраться туда", чтобы хоть какая-то частичка ребенка смогла пережить губительные обстоятельства. И когда это случилось, вы утратили связь с "настоящим Я" - а одновременно и отстранились от окружающих.

Взрослея, мы часто начинаем считать собственными истинами то, что слышали от людей, имевших для нас авторитет, - родителей, учителей, воспитателей. Немалую роль играют также книги, фильмы и телевидение. Хорошо, если с возрастом мы начинаем яснее понимать, где усвоенные сведения, а где - свои собственные открытия. Тем не менее сейчас в нас уже накрепко въелись устаревшие «программы» - они по-прежнему работают в нашем характере, хотя и не приносят уже реальной пользы. Например, в детстве вы могли твердо усвоить, что с огнем играть нельзя, а спустя многие годы у вас вдруг возникла мысль ваять скульптуры с помощью паяльной лампы. Теперь вам придется пересмотреть старую «запись» и избавиться от страха и прочих чувств, которые мешают воплотить в жизнь мечту заниматься творчеством с помощью огня.

Что можно считать основной приметой здорового Внутреннего Ребенка ? Даже не рискуя чрезмерно упростить ответ, поскольку на эту тему написано уже немало книг, скажем коротко: гармония. Человек со здоровым Внутренним Ребенком ведет себя непринужденно, творчески, игриво и радостно. Он умеет искренне смеяться над самим собой и тем, что с ним происходит. Кроме того, на наш взгляд, такой человек пребывает в тесной связи с тем, что он понимает под словом «Бог». Он всей душой ощущает Дух. Перечисление могло бы стать долгим, но вы, наверное, уже уловили идею.

Когда летишь в самолете, стюардессы рассказывают всем пассажирам, как пользоваться кислородными масками, которые автоматически выпадают сверху, если в салоне снижается давление. Если летишь с ребенком, стюардесса непременно скажет: "Сначала позаботьтесь о себе, а потом - о ребенке". Мы повторим те же слова: при любых перепадах "давления жизни" прежде всего нужно заботиться о себе - чтобы затем иметь возможность позаботиться о драгоценном грузе, который Дух доверил нам охранять.

Все это замечательно, но что, собственно, делать? Для начала добавим, что при падении давления кабина нашего воображаемого самолета погружается во тьму. Таким образом, прежде чем помочь своему ребенку, нужно справиться с двумя задачами: во-первых, нащупать маску и, во-вторых, надеть ее!

На заднем дворе: ищем спрятавшееся дитя

Найти спрятавшегося ребенка - это метафора, означающая признание того, что сейчас это дитя в вашей жизни не участвует. Само понимание того факта, что малыш спрятался, практически сразу влечет его поиски и обнаружение. Задумайтесь вот над чем: обращаясь к своим детям с наставлениями, мы почти всегда подчеркиваем, что они уже почти взрослые. Взрослость во многом притягательна. Например, когда малыш плачет, родители часто говорят: "Не хнычь, ты ведь уже большой". А доводилось ли вам слышать, чтобы хоть одна мама сказала карапузу: "Ты мой маленький мамочкин сыночек"? Судя по всему, похвалы всегда как-то связаны со взрослостью. И хотя мы говорим все это детям, поскольку сами считаем, что они должны откликнуться на нечто очевидное - на их собственное желание поскорее вырасти, - подобные высказывания нередко словно отрицают важность «детскости». Пришло время признать плодотворное богатство "детской личности" как в детях, так и в нас самих.

Во всем этом есть какая-то ирония судьбы. Некоторые специалисты готовы подтвердить, что, если бы нам удалось проникнуть в сокровенные чувства детей, мы бы поняли, что малыши относятся ко всему этому с истинной мудростью - да, они мечтают о привилегиях взрослых людей, но все же прекрасно сознают, насколько старшие несчастны (тем более что все это порой отражается на быте семьи). Итак, дети, возможно, вовсе не хотят взрослеть - им нравится быть маленькими! Но мы говорим сейчас о том, что любой взрослый способен вернуть себе замечательные «детские» черты, многие из которых по-прежнему у нас есть, только спрятаны где-то в глубине души.

"Ребенку взросление представляется едва ли не

отвратительным бедствием, которое по неким неведомым

причинам с ним самим никогда не случится. Все, кто пересек

рубеж тридцатилетия, безрадостны и нелепы; они вечно

суетятся из-за каких-то мелочей и продолжают жить

безо всякого смысла, ради которого стоило бы жить, -

по меньшей мере, на взгляд ребенка.

Только детская жизнь - настоящая".

Джордж Оруэлл

Нам хочется рассказать вам о великолепной книге, посвященной поискам в своей душе утраченного ребенка, причем процесс этот описывается шаг за шагом. Это одна из лучших работ о Внутреннем Ребенке из ныне существующих. Называется книга "Вернем себе Внутреннего Ребенка". Автор - доктор философии Лючия Капачионе. Вот что она говорит о Внутреннем Ребенке и о том, насколько он для нас важен:

"Чтобы стать полноценным человеком,

нужно слиться со своим внутренним ребенком

и предоставить ему свободу самовыражения".

Итак, мы отправляемся на поиски зарытого клада! Слова "поиски клада" уже вызывают у вашего Внутреннего Ребенка азартное предвкушение. Мы же предлагаем вам найти настоящее сокровище - самих себя! Осталось лишь рассказать о парочке способов, которым другие авторы уже с большим успехом обучают. И если вы воспринимаете все это достаточно серьезно, то, надеемся, формальность или новизна этих методов вас не отпугнет. Они действенны!

Ниже описывается методика, разработанная Шерил Джексон - ветераном преподавания в средней школе. Шерил выросла на ферме в Северной Дакоте, закончила университет того же штата с дипломом лингвиста, а диссертацию по испанской литературе защитила в Вашингтонском университете. После этого она восемь лет проработала учителем в средней школе, а затем занялась в Сиэтле программой правосудия по делам несовершеннолетних. Шерил вырастила полный дом Детей Индиго (сейчас они уже довольно большие) и сама уже много лет идет по пути "возвращения памяти". Ее заметки были впервые обнародованы в Интернете (www.PlanetLighworker.com), и мы приводим их здесь с ее разрешения.

Внутренний Ребенок - и Ваши Дети Индиго Шерил Джексон

Для первого общения со своим Внутренним Ребенком я бы рекомендовала тихую, спокойную и расслабленную обстановку. Кроме того, в самом начале я советую произносить слова вслух и дополнять их высказываниями о своих намерениях.

Мы прервем повествование Шерил, чтобы показать, как могут звучать такие «установки». Вот один пример: "Прошу, чтобы душу мою наполнили Бог, Дух и Божественная Любовь. Прошу этого со всей искренностью, потому что хочу найти своего Внутреннего Ребенка ". Произносите любые слова, которые для вас значимы. Это не молитва, не набожность, а обращение к своим собственным сокровенным духовным чувствам, которое призвано показать, что вы совершенно искренно хотите отыскать свое утраченное сокровище.

Еще мне кажется, что очень важно "покончить с прошлым", то есть сказать своему Внутреннему Ребенку , что отныне вы вступаете с ним в совершенно новое по форме общение. Скажите, что просите прощения за то, что забыли о нем, и за все те случаи, когда вы не уделяли ему внимания и не оберегали его. Скажите все, что считаете необходимым, - то, что, по-вашему, эта заброшенная часть души хотела бы услышать. Возможно, вам захочется также простить его за всю боль и телесные страдания, а равно и другие препятствия, которые возникали в вашей жизни по его вине. Пожалуйста, не торопитесь с этой стадией процесса, поскольку откровенность, ясность и доверительность - важнейшие составляющие успеха.

Когда вы чувствуете, что подготовили почву и можете переходить к диалогу, спросите (вслух или мысленно) своего Внутреннего Ребенка , как его зовут. Примите первый ответ, который услышите, почувствуете или воспримете как-то иначе, - и ничему не удивляйтесь. Продолжайте разговор, задавая простые вопросы: что он любит из еды, какой цвет ему больше всего нравится и так далее. Иначе говоря, не пожалейте времени на то, чтобы научиться беседовать с ним и создавать атмосферу доверительного общения. Со временем вы сможете вступать с ним в более серьезные и осмысленные диалоги. Ваша задача - вызвать у этого Ребенка ощущение безопасности, а также убедить его в том, что вы его любите и поддерживаете. Этот Ребенок окажет вам огромную помощь - принесет радость и ощущение гармонии, здоровье и хорошее настроение. Да-да, он способен творить чудеса! Нужно только сделать его частью своей жизни.

В самом конце посидите немного и подумайте, о каком отношении со стороны взрослых вы мечтали в детстве. Это принесет полезные открытия в отношении действенного, основанного на любви воспитания - как вашего Внутреннего Ребенка , так и детей, которых вы растите. Могу вас заверить, что усилия, которые вы потратите на работу с Внутренним Ребенком , окупятся сторицей и принесут огромное благо всем. Когда ваш Индиго поставит перед вами очередную трудную задачу, пустите в ход свои новообретенные способности и направьте их на укрепление взаимопонимания с малышом. А если вы замечательный родитель для своего чада-Индиго, то подумайте, что делаете для сына или дочери такого, чего не в силах сделать для собственного Внутреннего Ребенка . Еще раз повторю: значение этой работы для вашего собственного развития и гармонии в семье, во всем окружающем вас мире просто невозможно переоценить!

* * *

Вернемся теперь к реальным переживаниям, возникающим после возрождения вашего Внутреннего Ребенка . На одном из недавних наших семинаров Джен разговорилась с пятидесятисемилетней Джиллиан, которая уже тридцать лет страдала от диабета и не могла обойтись без инъекций инсулина. Разумеется, Джиллиан обожала сладкое и частенько, сама того не желая, потакала своей слабости. И хотя Джиллиан прекрасно понимала, насколько это опасно, ей нередко не удавалось противостоять «сладкому» искушению.

Джен предложила ей «успокоиться», сделать несколько медленных и глубоких вдохов, а затем попросить поддержки у Духа, что бы сама Джиллиан под этим словом ни понимала. Джен сразу поняла, что у Джиллиан есть склонность к медитации, - и Джен знала, что делает. Она посоветовала Джиллиан сказать своему "малышу в душе" то же самое, что та обычно говорила себе о собственной страсти к сахару, которая явно подрывала ее здоровье. Что еще, кроме сладкого, любит этот ребенок? Что он любит еще больше, чем сласти? Удастся ли Джиллиан разобраться в самой себе и получить ответ на такой вопрос?

Джиллиан попыталась. Она посидела тихонько - и уже через несколько секунд поведала Джен целую историю! Оказалось, у Джиллиан был брат, который умер вследствие порока сердца еще до того, как она появилась на свет. Мать Джиллиан просто дрожала над ней: из страха, что с Джиллиан может повториться та же трагедия, что и с ее сыном, мать не допускала ее ни к чему, что было связано с физическими нагрузками. Сама Джиллиан жила своими занятиями балетом, которые, впрочем, пришлось прекратить из-за тревог матери. Выяснилось, что Внутренний Ребенок Джиллиан до сих пор горюет по поводу несбывшейся мечты о балете. Одновременно Джиллиан озарило и в отношении другого факта: первые симптомы ее диабета проявились сразу после того, как она сама родила второго ребенка! Вот что сказал ей Внутренний Ребенок : "Я люблю танцевать! Мне так жаль, что я перестала танцевать. Как это было здорово! Давай потанцуем?"

Впоследствии Джиллиан нашла время для танцев - и ее страсть к сладкому мгновенно ослабела, как если бы сам ее организм почувствовал, что она услышала просьбы Внутреннего Ребенка и откликнулась на них. Итак, все началось с намерения - а закончилось чудесным выходом из сложного положения.

Сила "другой руки"

"Сила другой руки" - так называется еще одна книга доктора Капачионе*, а также разработанный ею метод, описанный в уже упоминавшейся книге "Вернем себе Внутреннего Ребенка". Вероятно, не все читатели занимались медитацией, и многие сейчас гадают, существует ли упражнение, которое помогло бы им получить ответы от Внутреннего Ребенка (как это удалось Джиллиан). Конечно, да! Вот одно из них, придуманное доктором Капачионе: оно забавное и помогло уже очень многим людям. Давайте, впрочем, послушаем саму Капачионе:

* «София», Москва, конец 2003 г. Готовится к печати.

У нас есть ведущая рука, а вот вторая при этом «атрофируется» от бездействия и «каменеет» с самого раннего детства. Как ни парадоксально, именно эта недоразвитая, "другая рука" и способна помочь нам вернуться к Внутреннему Ребенку . Благодаря ей начинает действовать правое полушарие мозга. Дело в том, что каждое полушарие человеческого мозга управляет противоположной стороной тела. Кроме того, уже выяснено, что у полушарий есть своя «специализация». В левом полушарии находятся речевые центры, контролирующие языковые и аналитические способности. Это полушарие называют «линейным», «логическим». Правое полушарие, напротив, не связано со словесным мышлением и руководит зрительно-пространственным восприятием, эмоциями и интуицией. По моим наблюдениям, попытки писать «нерабочей» рукой обеспечивают прямой доступ к функциям правого полушария. […] Когда записываешь ["другой рукой"] диалоги между Ребенком и взрослым (или Внутренним Родителем - "рабочей рукой"), два полушария мозга вступают в прямое общение.

Благодаря своей долгой работе с Внутренним Ребенком доктор Капачионе выяснила, что, когда человек пишет "нерабочей рукой", он получает непосредственный доступ к функциям правого полушария. Один из используемых ею приемов письма она называет "разговор двумя руками".

Нам предлагается записывать беседу с Ребенком , перекладывая карандаш из руки в руку: вы, взрослый, пишете рабочей рукой (то есть той, которой пишете всегда), а ваш Внутренний Ребенок - другой, «нерабочей». Начинается все с того, что вы высказываете Малышу Внутри свое желание "получше его узнать". Спросите, как его зовут, что он чувствует, сколько ему лет - задавайте любые вопросы, на которые ему захотелось бы ответить. Затем попросите Ребенка нарисовать то, чего ему сейчас хочется больше всего на свете. Напоследок спросите: "Что еще ты хотел бы мне сказать?" В завершение разговора поблагодарите его и скажите, что скоро обязательно побеседуете с ним еще раз. А в ходе общения помните главное: ребенок всегда прав. Он лишь описывает ощущения, которые сами по себе не хороши и не плохи - это просто то, что он чувствует.

Мы предупреждали, что все это будет звучать довольно дико. Но результаты, по заверениям доктора Капачионе, просто невероятны. Мы же добавим от себя, что это упражнение лучше выполнять каждый день, хотя бы в течение десяти минут. Выбирайте спокойное время суток - например, прямо перед сном. Кроме того, мы предлагаем поставить перед собой во время беседы фотографию вашего Ребенка . Это поможет сосредоточиться на том возрасте, к какому он сам себя относит. Доктор Капачионе рекомендует также сберечь картинку, которую Ребенок нарисует на самом первом занятии, и смотреть на нее на всех последующих "сеансах".

Как беседовать со своим Внутренним Ребенком (краткое повторение)

Уединитесь в спокойном и тихом месте. Дышите глубоко, погрузитесь в тот прекрасный уголок своего разума, где царит безмятежность.

Продумайте и произнесите вслух намерение получше узнать и найти своего Внутреннего Ребенка .

Задавая вопросы, пишите своей «рабочей» рукой.

Записывая ответы Ребенка , пользуйтесь другой, «нерабочей» рукой.

А третьей рукой передавайте ручку… Ой, это у нашего Ребенка вырвалось, хи-хи!

Спросите у Ребенка , как его зовут и попросите нарисовать самого себя. Не торопитесь, дайте ему время. И не смейтесь! Проявляйте к нему такие же любовь и терпение, какие питаете к собственным детям.

Задайте другие вопросы (см. выше).

Задайте заключительный вопрос ("Не хочешь ли сказать мне еще что-нибудь?") и поблагодарите Ребенка за то, что он откликнулся и побеседовал с вами.

Скажите ему, что очень скоро опять поговорите с ним.


В таблице, приведенной ниже, вы можете узнать о наиболее распространенных в Америке негативных заявлениях и правилах, плохо влияющих на самооценку ребенка. Отметим, что эту информацию использовал при написании своей удивительной книги "Исцеление внутреннего ребенка" доктор медицины Чарльз Уитфилд.

Негативные правила

Никогда не выражай открыто свои чувства.

Никогда не показывай злости.

Никогда не показывай грусти.

Никогда не плачь.

Делай так, как я говорю, а не так, как я поступаю.

Всегда будь хорошим и послушным.

Избегай конфликтов (или не пытайся решить проблему).

Не думай и не высказывай свое мнение - просто делай то, что тебе говорят.

Негативные заявления

Тебе должно быть стыдно.

Ты недостаточно хорошо себя ведешь.

Лучше бы тебя не было!

Твои желания плохие, потому что они не соответствуют моим.

Быстрее бы ты стал взрослым.

Ты от меня зависишь.

Всегда будь настоящим мужчиной.

Ты должна вести себя как хорошая девочка (или как леди).

Учись на "отлично".

Не задавай вопросов.

Не предавай интересы семьи.

Храни семейные тайны и никогда не обсуждай проблемы семьи с посторонними.

Тебя должно быть видно, но не слышно.

Никаких споров!

Никаких возражений!

Всегда будь опрятным.

Запомни: я всегда прав, а ты неправ!

Всегда слушайся!

Обрати внимание на людей, страдающих от различных форм зависимости (например, от алкогольной).

Запомни: та или иная форма зависимости (например, алкогольная) не является причиной наших проблем.

Всегда следуй установленным правилам.

Каждый член семьи должен выполнять определенные обязанности.

Ты не можешь так думать!

Не веди себя так!

Ты такой глупый (плохой, непослушный и так далее).

Это случилось по твоей вине.

Ты в долгу перед нами.

Конечно, мы тебя любим.

Мы пожертвовали всем ради тебя.

Как ты можешь так поступать со мной?

Мы разлюбим тебя, если ты…

Ты сводишь меня с ума!

Ты никогда ничего не добьешься.

На самом деле ты меня вовсе не обидел.

Ты такой эгоист.

Ты сведешь меня в могилу!

Ты обманываешь!

Я обещаю… (но обещание не выполняется).

Меня от тебя тошнит!

Мы хотели не мальчика, а девочку (или наоборот).

Выявить наличие проблем с самооценкой, как правило, достаточно просто. Если ваш ребенок переживает так называемый трудный (или подростковый) возраст, вам, вероятно, хотя бы однажды приходилось оплачивать счет за телефонный звонок в службу доверия, где каждый Дозвонившийся автоматически слышит записанное на пленку послание.

По утверждению психологов, сам звонок подростка на телефон доверия свидетельствует о глубокой неуверенности в себе и заниженной самооценке. Обращаясь в телефонную службу доверия, ребенок, для которого характерно негативное восприятие собственной личности, стремится услышать нечто позитивное и получить психологическую поддержку. В некоторых случаях дети таким образом вынуждают своих родителей тратить сотни долларов на оплату телефонных счетов.

Сталкиваясь с подобными проблемами, родителям необходимо предпринимать решительные меры. Нам взрослым, следует помнить о том, что последствия безразличия и невмешательства с нашей стороны в таких случаях нередко могут быть чрезвычайно серьезными (мы говорим о наркомании, ранней беременности, склонности к бродяжничеству, побегам из дома и так далее) и лишить нашу семейную жизнь гармонии на долгие годы.

Наилучшим способом повышения самооценки ребенка является соответствующая поведенческая модель его родителей. Другими словами, если вы обладаете уверенностью в себе, ваши дети смогут учиться у вас и следовать вашему примеру. Именно по этой причине мы ежегодно проводим специальный курс семинаров для подростков и их родителей - подобные программы помогают детям лучше узнать и понять своих родителей, открывая их истинные чувства, проблемы и переживания.

В случае если вы сомневаетесь в эффективности данного метода, мы советуем вам вспомнить одну из сказок Ганса Христиана Андерсена, в которой он рассказал нам о короле и его пятилетнем сынишке. Итак, маленький принц страдал от искривления позвоночника и, чтобы справиться с этой бедой, король просто вылепил статую, как две капли воды похожую на его сына. Между мальчиком и статуей было только одно отличие - у статуи была совершенно прямая спина и гордая, величественная осанка.

После этого король поместил статую в детскую комнату и невзначай заметил, что если у мальчика будет такая же королевская осанка и счастливый, здоровый вид, то он обретет мудрость, необходимую для управления королевством. Мальчик рос, а его спина постепенно выпрямлялась - в один прекрасный день его осанка стала такой же правильной, как у статуи, созданной его отцом.

Ему удалось без труда справиться с проблемой, так как у него перед глазами был прекрасный пример. Не стоит забывать о том, что на уровне подсознания каждый человек следует имеющимся в его окружении моделям.

Чаще хвалите своих детей

Другим замечательным способом укрепления самооценки ребенка является похвала. Отметим, что ее применение играет важнейшую роль на ранних этапах развития. Как правило, наиболее эффективными становятся хвалебные высказывания, которые адресуются не самому ребенку, а другим взрослым в его присутствии.

Мать Марка была настоящим профессионалом в использовании этого приема - она всегда знала, как похвалить сына так, чтобы это не выглядело преднамеренным и хорошо продуманным действием. Она никогда не хвалила его прямо в лицо, вместо этого, убедившись в том, что ребенок обязательно услышит ее слова, она говорила своим друзьям и знакомым: "У меня самые лучшие сыновья в нашем квартале!" Марк утверждает, что именно эти слова позволили ему и его братьям стать теми, кем они являются сегодня: "Мы действительно хотели стать лучшими в нашем квартале - и стали. Мои братья - замечательные мужья, отцы и незаурядные бизнесмены. Они вносят свой вклад в развитие общества. Таким образом, мамина система воспитания оказалась чрезвычайно эффективной".

Зрелые семейные отношения

Каждый человек стремится найти идеального спутника жизни, создать семью и обрести счастье - в этом нет ничего противоестественного. Мы советуем вам отбросить все внутренние страхи и сомнения и смело взглянуть в лицо своим истинным желаниям. Если вы находитесь в состоянии поиска второй половины, воспользуйтесь такими методами, как письменное изложение цели, визуализация и сила внушения. Если же вам уже посчастливилось встретить свою единственную любовь и вы стремитесь посвятить себя семье и воспитанию детей не забывайте о важности установления двустороннего диалога - чаще разговаривайте со своими детьми, повышайте их самооценку, наделяйте их верой в себя и поддерживайте не только в подростковом, но и в более старшем возрасте.

Наградой за ваши старания и активные действия послужит жизнь, наполненная радостью и счастьем. Ничто не доставит человеку большего удовольствия и не повысит его самооценку лучше, чем осознание того факта, что он нашел идеального партнера и создал счастливую семью.

В конце жизненного пути чрезвычайно важно иметь увесистый багаж хороших воспоминаний, однако еще важнее чувствовать, что рядом с нами есть люди, которые искренне любят, ценят и понимают нас, которые будут держать нас за руку в тот момент, когда мы с достоинством, гордостью и спокойствием покинем этот мир.

"чЪТПУМЩК, РПИПЦЙК ОБ ДЙФС, - ЬФП ЧПЧУЕ ОЕ ЮЕМПЧЕЛ,
ПУФБОПЧЙЧЫЙКУС Ч УЧПЕН ТБЪЧЙФЙЙ. ьФП, ОБРТПФЙЧ, ЮЕМПЧЕЛ,
ЛПФПТЩК ОБЫЕМ ЧПЪНПЦОПУФШ ТБЪЧЙЧБФШУС ДБМШЫЕ ХЦЕ РПУМЕ
ФПЗП, ЛБЛ ВПМШЫБС ЮБУФШ ЧЪТПУМЩИ ЪБНЩЛБЕФУС Ч УЛПТМХРЕ
РТЙЧЩЮЕЛ Й ХУМПЧОПУФЕК ЪТЕМПЗП ЧПЪТБУФБ".
пМДПУ иБЛУМЙ

лФП ФБЛПК чОХФТЕООЙК тЕВЕОПЛ ? юФП РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЬФБ ЮБУФЙЮЛБ МЙЮОПУФЙ, ЛПФПТБС ВПМШЫХА ЮБУФШ ЦЙЪОЙ ПУФБЕФУС "ЪБВЩФПК ОБ ЪБДОЕН ДЧПТЕ"? йОПЗДБ П ОЕН ЪБВЩЧБАФ ОБ ЧУА ПУФБЧЫХАУС ЦЙЪОШ Й ОЙЛПЗДБ ВПМШЫЕ ОЕ ОБИПДСФ.

мЙ лЬТТПММ Й дЦЕО фПХВЕТ, ЙЪЧЕУФОЩЕ БЧФПТЩ РПРХМСТОЩИ УЕЗПДОС ЛОЙЗ П дЕФСИ йОДЙЗП, РТЙЫМЙ Л ЙОФЕТЕУОПНХ ЧЩЧПДХ. тБУУХЦДБС П РТЙЮЙОБИ РПСЧМЕОЙС ОПЧЩИ, ОЕ РПИПЦЙИ ОБ РТПЫМЩЕ РПЛПМЕОЙС ДЕФЕК, ПОЙ ЧЩУЛБЪБМЙ НЩУМШ, ЛПФПТБС Й ЙН ЛБЦЕФУС УФТБООПК, ОП УФПЙФ ФПЗП, ЮФПВЩ П ОЕК ЗПЧПТЙФШ.

дЕФЙ йОДЙЗП РТЙЫМЙ Ч ПВЩЮОЩЕ УЕНШЙ, ДМС ФПЗП ЮФПВЩ РПНПЮШ УЧПЙН ТПДЙФЕМСН ПФЛТЩФШ ДЕФЕК ЧОХФТЙ УЕВС. еУМЙ ВЩФШ ЧОЙНБФЕМШОЩН Л НБМЕОШЛПНХ ТЕВЕОЛХ ЙМЙ РПДТПУФЛХ, ФП НПЦОП РПЮХЧУФЧПЧБФШ, ЮФП ПОЙ ОБНОПЗП МХЮЫЕ ПФЛМЙЛБАФУС ОБ "ЙУФЙООЩЕ с" УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК, ЮЕН УБНЙ ТПДЙФЕМЙ. пВ ЬФПН Й ВХДЕФ ОЕУЛПМШЛП УМЕДХАЭЙИ ЧЩРХУЛПЧ.

рПЮБЭЕ УНЕКУС. пФРХУЛБК ЗМХРЩЕ ЫХФЛЙ.
хМЩВБКУС РТПИПЦЙН. ъБДБЧБК НОПЗП ЧПРТПУПЧ.
оЕ ВПКУС ЧЩЗМСДЕФШ ЗМХРП.
оЕ ЦБМЕК ЧТЕНЕОЙ ОБ УПЪЕТГБОЙЕ РТЙТПДЩ.
рПЪЧПМСК УПВБЛЕ МЙЪБФШ ФЧПЕ МЙГП.
рТПУЙ РПНПЭЙ, ЛПЗДБ ПОБ ФЕВЕ ОХЦОБ.
чБМСКУС Ч ФТБЧЕ Й УНПФТЙ ОБ ПВМБЛБ.
иПДЙ ОБ РТПЗХМЛХ, ДБЦЕ ЛПЗДБ ЙДЕФ ДПЦДШ.
дЕФСН ОХЦОП ЧЙДЕФШ, ЮФП ФЩ ЧУЕ ЬФП ДЕМБЕЫШ.
йН ЬФП РПНПЦЕФ РТЙОСФШ УЕВС,
Б ФЕВЕ - ЧУРПНОЙФШ ЛЕН ФЩ ЛПЗДБ-ФП ВЩМ.


"нБНБ, РПЮЕНХ ФЩ ФБЛБС УЕТДЙФБС?"
вЙ тЬКДЦЙ

йОДЙЗП ПЮЕОШ ФПОЛП "РПДНЕЮБАФ" ЬОЕТЗЙА УЧПЙИ ПФТБЦЕОЙК Ч ДХЫБИ ЧЪТПУМЩИ. пОЙ РЩФБАФУС ЪБЗМСОХФШ Ч ЛБЦДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ - ЛБЛ ЧЪТПУМПЗП, ФБЛ Й МАВПЗП ДТХЗПЗП - Й ХЧЙДЕФШ Ч ОЕН ТЕВЕОЛБ. нЩ ОБЪЩЧБЕН ЬФП "ОБУФПСЭЙН с", ЙМЙ "ГЕМПУФОЩН с", Й УЮЙФБЕН, ЮФП ПОП Й СЧМСЕФУС ПВЭЙН ЪОБНЕОБФЕМЕН ДМС ПВЭЕОЙС У йОДЙЗП.

дБЧБКФЕ ПЪОБЛПНЙНУС У ОБХЮОЩН ПРТЕДЕМЕОЙЕН чОХФТЕООЕЗП тЕВЕОЛБ , ЛПФПТПЕ РТЕДМБЗБЕФ юБТМШЪ хЙФЖЙМД, ДПЛФПТ НЕДЙГЙОЩ, БЧФПТ ЛОЙЗЙ "йУГЕМЕОЙЕ чОХФТЕООЕЗП тЕВЕОЛБ":

лПОГЕРГЙС чОХФТЕООЕЗП тЕВЕОЛБ СЧМСЕФУС ЮБУФША НЙТПЧПК ЛХМШФХТЩ ХЦЕ РП НЕОШЫЕК НЕТЕ ДЧЕ ФЩУСЮЙ МЕФ. лБТМ аОЗ ОБЪЩЧБМ ЕЗП "вПЦЕУФЧЕООПЕ дЙФС", Б ьННЕФ жПЛУ - "ЮХДП-ТЕВЕОПЛ". рУЙИПФЕТБРЕЧФЩ ьМЙУ нЙММЕТ Й дПОБМШД хЙООЙЛПФФ УУЩМБМЙУШ ОБ ОЕЗП ЛБЛ ОБ "йУФЙООПЕ с". тПЛЕММ мЕТОЕТ Й ДТХЗЙЕ ЙУУМЕДПЧБФЕМЙ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ИЙНЙЮЕУЛЙИ ЧЕЭЕУФЧ ЗПЧПТЙМЙ П ОЕН ЛБЛ П "ТЕВЕОЛЕ Ч ДХЫЕ". чОХФТЕООЙК тЕВЕОПЛ - ЬФП ФБ ЮБУФШ ОБЫЕК РУЙИЙЛЙ, ЛПФПТБС ЙЪЧЕЮОП РПМОБ ЦЙЪОЙ Й УЙМ, ФЧПТЮЕУЛЙИ РПТЩЧПЧ Й ХДПЧПМШУФЧЙС . ьФП ОБЫЕ оБУФПСЭЕЕ с - ФП, ЛФП НЩ ЕУФШ ОБ УБНПН ДЕМЕ.

у ЧПЪТБУФПН НОПЗЙН ЙЪ ОБУ, ЮФПВЩ ЧЩЦЙФШ, РТЙИПДЙФУС "ЪБВЩФШ УЕВС (ЙМЙ ЮБУФЙЮЛХ УЕВС) ОБ ЪБДОЕН ДЧПТЕ". нЩ ПФУФТБОСЕНУС ПФ УЧПЕЗП оБУФПСЭЕЗП с, ИПФС ПОП ЮБУФП ПУФБЕФУС УПЧУЕН ТСДПН, ОБ ЪБДОЕН ДЧПТЕ - ОП ЧУЕ ЦЕ ОЕ РПД ЛТЩЫЕК ДПНБ. оЕФ МЙ Х ЧБУ ПЭХЭЕОЙС, ВХДФП Ч ЦЙЪОЙ ЮЕЗП-ФП ОЕ ИЧБФБЕФ? нЩ ЙНЕЕН Ч ЧЙДХ - Ч ЗМХВЙОЕ ДХЫЙ, ТЕЮШ УЕКЮБУ ОЕ П УРХФОЙЛЕ ЦЙЪОЙ Й ОЕ П ДЕОШЗБИ. оЕ ЧПЪОЙЛБМП МЙ Х ЧБУ ФБЛПЗП ЮХЧУФЧБ, ВХДФП ХФТБЮЕОБ ЛБЛБС-ФП ЮБУФЙГБ ДХЫЙ? чРПМОЕ ЧПЪНПЦОП, ЬФП Й ЕУФШ ХЛБЪБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП ЧБЫ чОХФТЕООЙК тЕВЕОПЛ УРТСФБМУС...

йНЕООП ЪДЕУШ Й ОБЮЙОБЕФУС ЗМХВЙООБС УЧСЪШ У ФЕНПК йОДЙЗП. рПНОЙФЕ, ЮФП Х ВПМШЫЙОУФЧБ йОДЙЗП МЕЧПЕ Й РТБЧПЕ РПМХЫБТЙС РТЕВЩЧБАФ Ч ТБЧОПЧЕУЙЙ? вМБЗПДБТС УЧПЕК ЧТПЦДЕООПК ПУПЪОБООПУФЙ дЕФЙ йОДЙЗП ЮБУФП ЪБНЕЮБАФ "ТБОЩ" Ч ДХЫБИ ТПДЙФЕМЕК. пОЙ ЧЙДСФ, ЮФП Х ТПДЙФЕМЕК чОХФТЕООЙК тЕВЕОПЛ ЗМХВПЛП УРТСФБО ЙМЙ ОЕ ДП ЛПОГБ РТПСЧМСЕФУС. лБЛ ХЦЕ ВЩМП УЛБЪБОП ЧЩЫЕ, дЕФЙ йОДЙЗП УФТЕНСФУС Л ТБЧОПЧЕУЙА - Й РТПВМЕНЩ Ч ПВЭЕОЙЙ У ОЙНЙ ЧПЪОЙЛБАФ, ЕУМЙ ТБЧОПЧЕУЙС ОЕФ. лПЗДБ ОБЫ чОХФТЕООЙК тЕВЕОПЛ "УРТСФБО" УМЙЫЛПН ЗМХВПЛП, НЩ ПФДБМСЕНУС ОЕ ФПМШЛП ПФ УБНЙИ УЕВС, ОП Й ПФ дЕФЕК йОДЙЗП!

оБУЛПМШЛП ЗМХВПЛЙНЙ ВЩЧБАФ ФБЛЙЕ "ТБОЩ"? рТЕДУФБЧШФЕ, ЮФП ЮХЧУФЧХАФ ТПДЙФЕМЙ, ФПМШЛП ЮФП РПФЕТСЧЫЙЕ УЧПЕЗП РЕТЧЕОГБ. чДХНБКФЕУШ! лБЛБС ФТБЗЕДЙС! оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОБУ, ХЧЩ, РПЪОБМЙ ЬФПФ ХЦБУ Й ЗПТЕ Й УМЙЫЛПН ИПТПЫП РПОЙНБАФ, П ЮЕН ЙДЕФ ТЕЮШ. фБЛЙЕ УПВЩФЙС РЕТЕЧПТБЮЙЧБАФ ЧУА ЦЙЪОШ ЮЕМПЧЕЛБ, ПУФБАФУС У ОЙН ОБЧУЕЗДБ. й ИПФС "ЪБВЩЧБОЙЕ" чОХФТЕООЕЗП тЕВЕОЛБ ЧТСД МЙ НПЦОП ДБЦЕ УТБЧОЙЧБФШ У ХФТБФПК ОБУФПСЭЕЗП ТЕВЕОЛБ, ЛПЕ-ЮФП ПВЭЕЕ Х ЬФЙИ ФТБЗЕДЙК ЕУФШ.

оЕ ЪБФЧПТЙМЙУШ МЙ ЧЩ Ч УЧПЕК "ТБЛПЧЙОЕ"? оЕ УФБТБЕФЕУШ МЙ УЛТЩЧБФШ УЧПЙ ЙУФЙООЩЕ ЮХЧУФЧБ? фТХДОП МЙ ЧБН ЪБЧПДЙФШ ДТХЪЕК Й ХЛТЕРМСФШ ДТХЦЕУЛЙЕ ПФОПЫЕОЙС? юБУФП МЙ ЧЩ ЮХЧУФЧХЕФЕ УЕВС ОЕЧБЦОП? оЕФ МЙ ИТПОЙЮЕУЛПК ХУФБМПУФЙ? дПЧПДЙФУС МЙ ТБЪДТБЦБФШУС ВЕЪ РТЙЮЙОЩ? оЕ ВЩЧБЕФ МЙ ФБЛ, ЮФП ЧЩ УФТЕНЙФЕМШОП ОЕУЕФЕУШ ЧРЕТЕД, ДБЦЕ ОЕ РПНЩЫМСС П ФПН, ЮФПВЩ РТПУФП РТПЗХМСФШУС, РПДЩЫБФШ ЧПЪДХИПН Й РПУНПФТЕФШ ОБ ПЛТХЦБАЭЙК НЙТ? юБУФП МЙ ЧБН ВЩЧБЕФ УФТБЫОП? оЕФ МЙ Х ЧБУ РПУФПСООПЗП ЮХЧУФЧБ ПДЙОПЮЕУФЧБ? оЕ УМЙЫЛПН МЙ НБМП Ч ЧБЫЕК ЦЙЪОЙ ТБДПУФЕК? оЕ ЧПУРТЙОЙНБЕФЕ МЙ ЧЩ МАВПЕ ДЕМП ЛБЛ "ФСЦЛПЕ ВТЕНС"?

рТПУФП УЛБЦЙФЕ: "ДБ" ЙМЙ "ОЕФ". чЪТПУМЩЕ ФТХДСФУС - Б ДЕФЙ ЙЗТБАФ!

еУМЙ ЧБЫ ПФЧЕФ "ДБ", ФП ЬФП ЛМБУУЙЮЕУЛЙЕ УЙНРФПНЩ ОЕДПУФБФЛБ МАВЧЙ Й "УРТСФБЧЫЕЗПУС" чОХФТЕООЕЗП тЕВЕОЛБ .

мХЮЫЕЕ УТБЧОЕОЙЕ, ЛБЛПЕ ОБН РТЙИПДЙФ Ч ЗПМПЧХ, - ЬФП ЛМБУУЙЮЕУЛБС ЙУФПТЙС П РПЙУЛБИ РПОЙ Ч ЗТХДЕ ОБЧПЪБ. тЕВЕОПЛ ЧИПДЙФ Ч ЛПОАЫОА У НЕЮФПК РПУНПФТЕФШ ОБ РПОЙ. еНХ УЛБЪБМЙ, ЮФП РПОЙ ФХФ. оБЧПЪ ДМС ТЕВЕОЛБ - ДЕМП ДЕУСФПЕ, ЬФП ЧПЧУЕ ОЕ РПНЕИБ. пО ЧПУФПТЦЕООП ТБЪЗТЕВБЕФ ЛХЮХ Ч РПЙУЛБИ РПОЙ, УНЕЕФУС Ч РТЕДЧЛХЫЕОЙЙ - Й ОБИПДЙФ! чЪТПУМЩК, ЛПФПТПНХ ФПЦЕ ЙЪЧЕУФОП, ЮФП РПОЙ ЗДЕ-ФП ФБН, ЮБУФП ДХНБЕФ ФПМШЛП П ОБЧПЪЕ Й МЙВП РТПУФП ПФЛБЪЩЧБЕФУС ПФ РПЙУЛПЧ, МЙВП ОЕРТЕУФБООП ЦБМХЕФУС ОБ ЧПОШ. еЗП РЕТЕЦЙЧБОЙС УЧСЪБОЩ У ОБЧПЪПН, Б ОЕ У РПОЙ. б ЛБЛ РПУФХРЙМЙ ВЩ ЧЩ?

иПТПЫП, НЩ, ЛПОЕЮОП, МАДЙ ЧЪТПУМЩЕ. нЩ РПОЙНБЕН, ЮФП ОБЫ ЗТХЪ ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ Й ЪБВПФ ОБНОПЗП ФСЦЕМЕЕ ПВЩДЕООПЗП ВТЕНЕОЙ ТЕВЕОЛБ. оП НЩ УЕКЮБУ РТЕДМБЗБЕН ЧБН ПГЕОЙФШ УФЕРЕОШ УПВУФЧЕООПЗП ЧОХФТЕООЕЗП ТБЧОПЧЕУЙС. вЕЪ "НБМЩЫБ ЧОХФТЙ" ЗБТНПОЙС ОЕЧПЪНПЦОБ! чБУ ИПФШ ТБЪ ОБЪЩЧБМЙ "ЪБОХДПК" ЙМЙ "ЧПТЮХОПН"? б ДЕФЙ ЧБН ФБЛПЗП ОЕ ЗПЧПТЙМЙ? (еУМЙ ДБ, ЬФП, ЧЕТПСФОП, ВЩМЙ ПЮЕОШ НХДТЩЕ ДЕФЙ!)

лПЕ-ЛФП ЙЪ ЧБУ ХЦЕ ЧПУЛМЙГБЕФ: "фПМШЛП ОЕ С! х НЕОС ВЩМП УЮБУФМЙЧПЕ ДЕФУФЧП!" рТБЧДБ ЦЕ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП Х НОПЗЙИ ЙЪ ОБУ ДЕФУФЧП ВЩМП ДБМЕЛП ОЕ УЮБУФМЙЧПЕ, Б Х ОЕЛПФПТЩИ ДБЦЕ ФТБЗЙЮЕУЛПЕ. чЪТПУМЕОЙЕ НПЗМП ПЛБЪБФШУС НХЮЙФЕМШОЩН РЕТЙПДПН. йНЕООП РПЬФПНХ ЧЩ Й ТЕЫЙМЙ Ч УЧПЕ ЧТЕНС "ЧЩТЩФШ ОПТЛХ Й ЪБВТБФШУС ФХДБ", ЮФПВЩ ИПФШ ЛБЛБС-ФП ЮБУФЙЮЛБ ТЕВЕОЛБ УНПЗМБ РЕТЕЦЙФШ ЗХВЙФЕМШОЩЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ. й ЛПЗДБ ЬФП УМХЮЙМПУШ, ЧЩ ХФТБФЙМЙ УЧСЪШ У "ОБУФПСЭЙН с" - Б ПДОПЧТЕНЕООП Й ПФУФТБОЙМЙУШ ПФ ПЛТХЦБАЭЙИ.

чЪТПУМЕС, НЩ ЮБУФП ОБЮЙОБЕН УЮЙФБФШ УПВУФЧЕООЩНЙ ЙУФЙОБНЙ ФП, ЮФП УМЩЫБМЙ

ПФ МАДЕК, ЙНЕЧЫЙИ ДМС ОБУ БЧФПТЙФЕФ, - ТПДЙФЕМЕК, ХЮЙФЕМЕК, ЧПУРЙФБФЕМЕК. оЕНБМХА ТПМШ ЙЗТБАФ ФБЛЦЕ ЛОЙЗЙ, ЖЙМШНЩ Й ФЕМЕЧЙДЕОЙЕ. иПТПЫП, ЕУМЙ У ЧПЪТБУФПН НЩ ОБЮЙОБЕН СУОЕЕ РПОЙНБФШ, ЗДЕ ХУЧПЕООЩЕ УЧЕДЕОЙС, Б ЗДЕ - УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ПФЛТЩФЙС. фЕН ОЕ НЕОЕЕ, УЕКЮБУ Ч ОБУ ХЦЕ ОБЛТЕРЛП ЧЯЕМЙУШ ХУФБТЕЧЫЙЕ "РТПЗТБННЩ" - ПОЙ РП-РТЕЦОЕНХ ТБВПФБАФ Ч ОБЫЕН ИБТБЛФЕТЕ, ИПФС Й ОЕ РТЙОПУСФ ХЦЕ ТЕБМШОПК РПМШЪЩ. оБРТЙНЕТ, Ч ДЕФУФЧЕ ЧЩ НПЗМЙ ФЧЕТДП ХУЧПЙФШ, ЮФП У ПЗОЕН ЙЗТБФШ ОЕМШЪС, Б УРХУФС НОПЗЙЕ ЗПДЩ Х ЧБУ ЧДТХЗ ЧПЪОЙЛМБ НЩУМШ ЧБСФШ УЛХМШРФХТЩ У РПНПЭША РБСМШОПК МБНРЩ. фЕРЕТШ ЧБН РТЙДЕФУС РЕТЕУНПФТЕФШ УФБТХА "ЪБРЙУШ" Й ЙЪВБЧЙФШУС ПФ УФТБИБ Й РТПЮЙИ ЮХЧУФЧ, ЛПФПТЩЕ НЕЫБАФ ЧПРМПФЙФШ Ч ЦЙЪОШ НЕЮФХ ЪБОЙНБФШУС ФЧПТЮЕУФЧПН У РПНПЭША ПЗОС.

юФП НПЦОП УЮЙФБФШ ПУОПЧОПК РТЙНЕФПК ЪДПТПЧПЗП чОХФТЕООЕЗП тЕВЕОЛБ ? дБЦЕ ОЕ ТЙУЛХС ЮТЕЪНЕТОП ХРТПУФЙФШ ПФЧЕФ, РПУЛПМШЛХ ОБ ЬФХ ФЕНХ ОБРЙУБОП ХЦЕ ОЕНБМП ЛОЙЗ, УЛБЦЕН ЛПТПФЛП: ЗБТНПОЙС. юЕМПЧЕЛ УП ЪДПТПЧЩН чОХФТЕООЙН тЕВЕОЛПН ЧЕДЕФ УЕВС ОЕРТЙОХЦДЕООП, ФЧПТЮЕУЛЙ, ЙЗТЙЧП Й ТБДПУФОП . пО ХНЕЕФ ЙУЛТЕООЕ УНЕСФШУС ОБД УБНЙН УПВПК Й ФЕН, ЮФП У ОЙН РТПЙУИПДЙФ. лТПНЕ ФПЗП, ОБ ОБЫ ЧЪЗМСД, ФБЛПК ЮЕМПЧЕЛ РТЕВЩЧБЕФ Ч ФЕУОПК УЧСЪЙ У ФЕН, ЮФП ПО РПОЙНБЕФ РПД УМПЧПН "вПЗ". пО ЧУЕК ДХЫПК ПЭХЭБЕФ дХИ. рЕТЕЮЙУМЕОЙЕ НПЗМП ВЩ УФБФШ ДПМЗЙН, ОП ЧЩ, ОБЧЕТОПЕ, ХЦЕ ХМПЧЙМЙ ЙДЕА.

лПЗДБ МЕФЙЫШ Ч УБНПМЕФЕ, УФАБТДЕУУЩ ТБУУЛБЪЩЧБАФ ЧУЕН РБУУБЦЙТБН, ЛБЛ РПМШЪПЧБФШУС ЛЙУМПТПДОЩНЙ НБУЛБНЙ, ЛПФПТЩЕ БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ ЧЩРБДБАФ УЧЕТИХ, ЕУМЙ Ч УБМПОЕ УОЙЦБЕФУС ДБЧМЕОЙЕ. еУМЙ МЕФЙЫШ У ТЕВЕОЛПН, УФАБТДЕУУБ ОЕРТЕНЕООП УЛБЦЕФ: "уОБЮБМБ РПЪБВПФШФЕУШ П УЕВЕ, Б РПФПН - П ТЕВЕОЛЕ". нЩ РПЧФПТЙН ФЕ ЦЕ УМПЧБ: РТЙ МАВЩИ РЕТЕРБДБИ "ДБЧМЕОЙС ЦЙЪОЙ" РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ОХЦОП ЪБВПФЙФШУС П УЕВЕ - ЮФПВЩ ЪБФЕН ЙНЕФШ ЧПЪНПЦОПУФШ РПЪБВПФЙФШУС П ДТБЗПГЕООПН ЗТХЪЕ, ЛПФПТЩК дХИ ДПЧЕТЙМ ОБН ПИТБОСФШ.

чУЕ ЬФП ЪБНЕЮБФЕМШОП, ОП ЮФП, УПВУФЧЕООП, ДЕМБФШ? дМС ОБЮБМБ ДПВБЧЙН, ЮФП РТЙ РБДЕОЙЙ ДБЧМЕОЙС ЛБВЙОБ ОБЫЕЗП ЧППВТБЦБЕНПЗП УБНПМЕФБ РПЗТХЦБЕФУС ЧП ФШНХ. фБЛЙН ПВТБЪПН, РТЕЦДЕ ЮЕН РПНПЮШ УЧПЕНХ ТЕВЕОЛХ, ОХЦОП УРТБЧЙФШУС У ДЧХНС ЪБДБЮБНЙ: ЧП-РЕТЧЩИ, ОБЭХРБФШ НБУЛХ Й, ЧП-ЧФПТЩИ, ОБДЕФШ ЕЕ!

дЕКУФЧЙФЕМШОП, ЛБЛПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ТБВПФБ У чОХФТЕООЙН тЕВЕОЛПН ЙНЕЕФ Л ЧПУРЙФБОЙА Й ПВЭЕОЙА У дЕФШНЙ йОДЙЗП? пВ ЬФПН Ч УМЕДХАЭЕН ЧЩРХУЛЕ.

Набравшись смелости, я ответила: "Ты прав, дорогой. Я и в самом деле разозлилась из-за одного сегодняшнего случая. Прости, что сразу не сказала тебе правду".

В тот день сын подарил мне очередное откровение: я осознала себя какцелостную личность и поняла, насколько важна честность. Разве можно научить ребенка говорить правду, если сам не до конца честен?

* * *

Видите, какая интуиция у сына Би? Что же произошло? Индиго очень тонко «подмечают» энергию своих отражений в душах взрослых. Они пытаются заглянуть в каждого человека - как взрослого, так и любого другого - и увидеть в нем ребенка. Мы называем это "настоящим Я", или "целостным Я", и считаем, что оно и является общим знаменателем для общения с Индиго.

Давайте ознакомимся с научным определениемВнутреннего Ребенка , которое предлагает Чарльз Уитфилд, доктор медицины, автор книги "Исцеление Внутреннего Ребенка":


КонцепцияВнутреннего Ребенка является частью мировой культуры уже по меньшей мере две тысячи лет. Карл Юнг называл его "Божественное Дитя", а Эммет Фокс - «чудо-ребенок». Психотерапевты Элис Миллер и Дональд Уинникотт ссылались на него как на "Истинное Я". Рокелл Лернер и другие исследователи зависимости от химических веществ говорили о нем как о "ребенке в душе".Внутренний Ребенок - это та часть нашей психики, которая извечно полна жизни и сил, творческих порывов и удовольствия. Это нашеНастоящее Я - то, кто мы есть на самом деле.


С возрастом многим из нас, чтобы выжить, приходится "забыть себя (или частичку себя) на заднем дворе". Мы отстраняемся от своего Настоящего Я, хотя оно часто остается совсем рядом, на заднем дворе - но все же не под крышей дома. Нет ли у вас ощущения, будто в жизни чего-то не хватает? Мы имеем в виду - в глубине души, речь сейчас не о спутнике жизни и не о деньгах. Не возникало ли у вас такого чувства, будто утрачена какая-то частица души? Вполне возможно, это и есть указание на то, что вашВнутренний Ребенок спрятался…

Именно здесь и начинается глубинная связь с темой Индиго. Помните, в первой книге мы говорили, что у большинства Индиго левое и правое полушария пребывают в равновесии? Благодаря своей врожденной осознанности Дети Индиго часто замечают «раны» в душах родителей. Они видят, что у родителейВнутренний Ребенок глубоко спрятан или не до конца проявляется. Как уже было сказано выше, Дети Индиго стремятся к равновесию - и проблемы в общении с ними возникают, если равновесия нет. Когда нашВнутренний Ребенок «спрятан» слишком глубоко, мы отдаляемся не только от самих себя, но и от Детей Индиго!

Насколько глубокими бывают такие «раны»? Представьте, что чувствуют родители, только что потерявшие своего первенца. Вдумайтесь! Какая трагедия! Некоторые из нас, увы, познали этот ужас и горе и слишком хорошо понимают, о чем идет речь. Такие события переворачивают всю жизнь человека, остаются с ним навсегда. И хотя «забывание»Внутреннего Ребенка вряд ли можно даже сравнивать с утратой настоящего ребенка, кое-что общее у этих трагедий есть.