Формирование фигуры в подростковом возрасте. Переходный возраст у девочек. Типы телосложения – какие они бывают

Девушки маленького роста.

Девочки, у меня комплекс, мне 20, рост у меня 155 и вес 42. Фигура подростка. Как полюбить себя?

Каблучки в помощь! В твоей миниатюрности есть куча плюсов, не забывай о них!

А выглядишь как с маленьким ростом? Ну, в плане фигуры, лицо, волосы? Может, в этом дело?

Фигово, если честно, но, кроме минусов, есть и свои плюсы. Даже самый хлюпик будет рядом с тобой богатырем, пользуйся этим.

Я такая же, с низким ростом, муж первый был 198 см. Сейчас 188 см.

Не знаю, у меня 158 на 45, и я секси гном. Все норм. Нормальное соотношение роста и веса.

Ну, тут уже психологически себя настраивай на истинный путь, или поднимай самооценку друзьями, парнем, родителями, в общем, носи каблуки и люби себя.

В невысоком росте и малом весе есть свои плюсы. В 30 будешь выглядеть на 20.

Хм, нормальный вес для такого роста. Я 11 лет назад была 44 при росте 168. И было ок.

Я при росте 177 вешу 48, чего тут поделаешь, принимай себя такой, какая ты есть.

У меня рост 153 и мне норм, и вес у тебя нормальный. Жир всегда нарасти успеет, автор, не загоняйся. Начни ходить в зал, или на танцы и всё станет супер, появятся изменения в лучшую сторону, и ты начнёшь лучше к себе относиться, тебе захочется ещё больше работать над собой и добиваться новых положительных результатов. И женская красота - это не рост и не размер попы. Красота - это то, что идёт изнутри. Надо любить себя и быть уверенной в себе, не надо сравнивать себя с другими, так как все мы разные и у всех есть свои плюсы и минусы. Самые привлекательные люди - это не те, которые имеют какие-то определённые параметры, а те, которые счастливы и живут в гармонии с собой.

Я 178 и вешу 49-50. Я дрыщ, но у меня сиси 2 размера! Ха! Люблю их, вечно трогаю и оглядываю.

Ого, я 178, вешу 55. Не представляю, если буду весить 49-50, это же анорексия уже.

Тоже 20 лет, рост 148, вес 37, никаких минусов, даже наоборот.

У меня рост 164, вес 48, постоянно все говорят - какая ты худая, бесят.

И что? Я 150 и весом 39-40 кг всегда, ничего. Мне 19.

Ты с ростом Леди Гаги, ты была рождена такой, этим нужно гордиться. Подбери себе обувь с подошвами повыше, и будет все ок.

У меня тоже сиськи норм, но все всё равно кричат в интернете - "это же анорексия!".

Кто-то комплексует по поводу высокого роста, а тут наоборот.

Та же история, Джульетта (с). Рост 157, вес 46. В школьные годы комплексовала, сейчас забила на это.
А женственность - это не заслуга роста и веса.

Поищите. Как увеличить рост. 12 см за 3 месяца Александра Чвирова.

В смысле полюбить себя? Что мешает-то? Радуйтесь, что вы не лошадь высокая, а миниатюрная и аккуратная маленькая девушка.

То же самое, это круто, я - принцесса и киса, и меня все любят. А еще у меня красивая фигура.

Я примерно такая же и очень довольна.

Лучше бы фото фигуры прикрепила. А что не нравится-то? Слишком худая или толстой себя считаешь, или чего? Проблема-то в чем? Параметры отличные, визуально бы увидеть. Так займись спортом, накачай попу, я не знаю, в любом случае лишней не будет.

- "Даже если ты - самый сладкий и сочный персик, найдется тот, кто не любит персики". И так со всем. И найдется определенно тот, кто любит не высокорослых, а дюймовочек. Не надо себе лишний раз выдумывать проблемы.

Мне 25, рост 160, вешу 42. Радуйся. Девушкам маленького роста повезло. Маленькая собачка до старости щенок.

Да сиськи и лицо сделать можно, хрен с ним, а вот рост. Я тоже 155 и дико сокрушаюсь, что нет операции по увеличению роста, сантиметров на 10-15, и чтобы через месяц уже бегала во всю с красивыми длинными ножками. Поэтому по поводу роста не парься, все равно ничего не сделаешь, а вот сиськи делай.

Несколько раз по ТВ показывали русских девушек, которые решились на операцию по увеличению роста.
Может, осложнения были и поэтому эта услуга неизвестна.

Видела такое, но там на 2-3 см и очень долгая реабилитация. А я имела в виду, что вот бы было так же просто, как и сиськи сделать. Доступно и за пару-тройку месяцев все нормально становится.

По-моему, классно, маленькой девушке можно любые каблуки надеть. Я со своим 170 стала сутулиться и стремно на высоких каблуках, когда выше своего мужчины становишься. Даже когда одного роста - не очень.

Да ты просто мечта любого мужчины – фигура подростка. Не то, что свиноподобные бабы.

165-168 было бы хорошо. А 155 маловато все-таки. Какие каблуки не надень, все равно будет видно, что короткие ноги. А короткие ноги - не комильфо.

Рост 158 и вес 45, парень почти два метра ростом и все всех устраивает. Каблуки всегда ношу, но не столько для роста, сколько для себя. Даже, когда на каблуках 15 см, кажусь себе лошадью, нормальный рост, успокойтесь.

Зал, только без фанатизма, каблуки и платья, юбки. Хотя я себя научилась любить только к 25 (параметры сходные).

Нормальный вес для такого роста, куда жиреть-то. Щеки лопнут.

Нас много, таких гномов, у меня такие параметры, выгляжу полнее среднего, и 36 кг кидали девушку при маленьком росте и то есть куда худеть, кстати.

Вот так и любить себя, параметры те же, но 21, и ничего.

21 год, 154, 36-37. Раньше комплексовала из-за невысокого роста, а сейчас полюбилась мне такая моя особенность.

174, 53, сисек 0, попы 0. Забила. Посмотри на китаянок и полюби.

Обожаю свой маленький рост и миниатюрность. И плевать я хотела, что на 14-летнюю похожа. Все парни были в восторге! Хотя все они были выше 190. Зато как Дюймовочка у них в руках.

У кого-то вес не 42, а 80 и ничего, любят себя, даже лосины леопарда натягивают, не стесняясь.
Автор, у Вас шикарные параметры.

Вот проблема! У меня рост 153, а вес 73! Натяну леопардовые лосины и вперед, жирком трясти - самооценку повышать!

Я люблю маленьких девушек. И пары такие смотрятся красивее, нежели те, кто одного роста, а там, где девушка выше парня, вообще зашквар. Конечно, маленькие и очень худые или жирные девочки - это дно, и выглядят, как подростки. Или те, у кого ноги короче тела. А те, у кого все пропорционально, это очень-очень красиво и мило, мы принцессы и нами восхищаются. И волосы у нас растут быстрее, и с ними мы еще лучше, и всегда будем кисами, и нас всегда будут любит. Я не говорю, что высокие хуже, просто говорю то, что знаю и на себе испытываю все радости моего маленького роста, и никогда не поменяла бы его, и даже каблуки не ношу, потому что я в себе уверена на все сто и да, я не страшная. Не скажу, что красотка, но мужчины ведутся.

Радоваться надо девушкам маленького роста! Многие похудеть не могут, высокие ноют, что мужики мелкие пошли и каблуки не надеть, а ты просто ухаживай за собой и живи счастливо. Маленькая собачка до старости щенок, не то, что некоторые школьницы на 25 лет в 17 выглядят.

А Вы что посоветуете девушке маленькой девушке с фигурой подростка?

Красавицы разных эпох не слишком похожи. Пышные формы, изображённые на полотнах а и Боттичелли , даже отдалённо не напоминают идеал красоты 60‑х годов ХХ века - фотомодель Твигги с фигурой тощего подростка.

В древние времена были свои каноны. В Египте ценились густые брови, которые подводили сурьмой, и блеск глаз, которого красавицы добивались при помощи капель из белладонны. К тому же считалось, что дам украшает яркий румянец. Его придавал щекам едкий сок ириса, раздражавший кожу модниц.

Римляне и греки называли идеалом Венеру Милосскую, чьи пропорции далеки от современных стандартов. Венера обладает ростом 164 см, объёмом груди 89 см, бёдрами в 93 см и широкой по нынешним меркам талией - 69 см.

В средневековой Европе женщине полагалось быть бледной, беременной и длинношеей. Потому тогдашние красотки пили уксус, который давал болезненный цвет лица, подкладывали на живот специальные валики, имитирующие интересное положение, выбривали волосы на шее, чтобы зрительно её удлинить.

Затем настала эпоха Возрождения с её любовью к могучим бёдрам и полным плечам, после - игривый период Рококо, когда лица напоминали маски из-за толстого слоя белил, потом в моду снова вошли античные стандарты красоты.

Но особенно стремительно менялась мода на женскую красоту начиная с середины ХХ века - всего за каких-то пятьдесят лет красавицы проделали путь от невысокой, но соблазнительной Мэрилин Монро до суперстройных моделей двухтысячных, чей рост не может быть меньше 175 см.

…Или огонь, мерцающий в сосуде?

Но, несмотря на все эти перемены, кое-что общее у красавчиков и красавиц всех времён всё-таки существует.

Учёные утверждают, что привлекательность в глазах противоположного пола обеспечивает симметрия лица и тела. Эта теория была подтверждена в ходе нескольких экспериментов. Так, в одном из них добровольцам показывали фотографии мужских и женских лиц. Затем лица на фото корректировали - при помощи специальных программ специалисты отзеркаливали правую или левую половинку лица и снова показывали фотографии испытуемым. После этой манипуляции лица на фото показались добровольцам более привлекательными. Причём участники эксперимента толком не могли понять, в чём дело: высказывались предположения, что человек на втором фото хорошо выспался или улучшил черты лица при помощи грамотного макияжа.

В пользу этой версии говорит и другой эксперимент. Учёные показывали фотографии женских лиц мужчинам, а затем просили испытуемых принять определённую дозу алкоголя. После горячительных напитков дамы на фото показались добровольцам более красивыми. Всё дело в том, объясняют авторы исследования, что алкоголь негативно влияет на участки мозга, ответственные за восприятие симметрии, и, значит, снижается и критичность в оценке привлекательности других людей.

Любовь к симметричным лицам и фигурам досталась человеку от его предков и лишь усилилась в процессе эволюции. Ведь отсутствие разницы между правой и левой половиной лица и тела говорит о том, что человек обладает хорошими генами, а значит, велика вероятность появления на свет здорового потомства.

Впрочем, симметрия - не единственное, что привлекает мужчин и женщин. Представители обоих полов ценят крупные глаза, небольшие аккуратные носы и пухлые губы. Почему? Всё просто! Это детские черты. Забота о потомстве, свойственная человеку, заставляет его с восторгом смотреть на широко распахнутые глаза и чувственные губы.

Однако, чтобы завоевать расположение партнёра, мужчины и женщины не должны быть слишком похожими на детей. Как известно, мужчины ценят у женщин пышную грудь и широкие бёдра, а женщины без ума от мускулистых плеч и кубиков на прессе мужчины. Всю эту красоту обеспечивает высокий уровень половых гормонов - тестостерона у мужчин и эстрогенов у женщин. Как известно, эти гормоны отвечают за либидо и способность производить потомство и вынашивать ребёнка. Но не только за это. Учёные выяснили, что от количества тестостерона и эстрогенов зависит работа иммунной системы. Исследователи изучали сопротивляемость организма инфекциям и эффективность лечения антибиотиками у мужчин и женщин. В ходе исследования выяснилось, что представители обоих полов, обладающие высоким гормональным статусом, реже болеют и быстрее выздоравливают. Особенно ярко эта особенность проявляется, если речь идёт о респираторных заболеваниях. То есть речь снова идёт о потенциальном здоровье партнёра!

Переходный возраст и процесс полового созревания проходит у всех по-разному, но мамы девочек обычно задают врачу-педиатру гораздо больше вопросов – ведь женский организм меняется более заметно, он более чувствителен к влиянию внешних неблагоприятных факторов. Кроме того, не все мамы помнят, как у них начиналось и проходило половое созревание, а месячные у современных девушек начинаются раньше, чем было у мам и бабушек, возникают специфические проблемы – раннее половое созревание, нарушения цикла и т.д. Все это вызывает беспокойство мам, но поговорить на эту тему девушками порой сложно – обе стесняются и теряются, что сказать, как отличить норму от патологии, когда уже нужно обращаться за помощью к врачу. Поговорим о «женских секретах» и периоде взросления.

Когда начнется?
Всем известен факт о том, что девочки взрослеют раньше мальчиков и половое созревание у них также наступает раньше. Мальчишки вступают в период полового созревания примерно с 12 лет и длится он у них до 18-19 лет, у девочек же этот период наступает на два-три года ранее. В среднем первые признаки начинающегося пубертата у них возникают уже в возрасте 8-9 лет, в 10-12 лет практически все девочки отмечают у себя первые изменения - рост груди, появление волос на теле и начало менструаций. В среднем к возрасту 15-16 лет девчонки уже вполне созревают физически, превращаясь в достаточно фигуристых с отчетливыми половыми признаками девушек. Не смотря на всеобщие тенденции к акселерации в последние три десятилетия, в сегодняшнее время все чаще ученые стали говорить об обратном процессе, половое созревание сегодня стало постепенно замедлять свои темпы и менять сроки. Это вполне нормальное явление, у природы все идет пиками – фазами усиления активности и ее торможения, в том числе и в человеческой популяции.

Немного размышлений на тему взросления.
Однако, даже не смотря на замедление темпов полового созревания в последние годы, к периоду, когда из девочки формируется полноценная девушка в физическом плане, девушка оказывается способна зачать ребенка в физиологическом плане, о чем нужно помнить и ей самой, и ее родителям. Но вот морально, психологически и материально она совершенно не готова к родительству. Но и раннее начало половой жизни никто е отменял – девушки, изменившись физически, внешне, хотят проверить свою привлекательность, сексуальность и взрослость, не думая порой о печальных последствиях. Это всегда было проблемой, в современное время эта проблема только обострилась в связи с засильем в средствах массовой информации пропаганды сексуальных отношений.

Девушки с ранним началом половой жизни могут наделать массу ошибок, последствия которых могут сильно отразиться на их дальнейшей жизни – нерациональное использование средств контрацепции по совету подружек, а не врача, вызывает сбои в гормональном фоне. Нежелательная беременность и аборт в юном возрасте приводит к букету заболеваний и даже бесплодию. Это, наверное, одна из самых больших проблем полового созревания – объяснить девушке, что изменения фигуры, появление влюбленности, сексуального влечения – это еще не взрослость, это только действие гормонов. Взрослость – она в мозгах. В самостоятельных и обдуманных поступках, взвешенных решениях, в жизненном опыте.

Половые признаки.
Девочки рождаются с набором половых органов, по которым определяется их пол – это наружные гениталии и внутренние половые органы. При рождении и до периода полового созревания на месте будущей молочной железы у девочек находится небольшая ареолка светлого цвета и маленькие зачатки сосков. Эти признаки зависят от генетической принадлежности к женскому полу, на протяжении жизни они в естественных условиях на другие не меняются. Это первичные половые признаки.
Вторичные половые признаки, это специфические изменения тела, формирующиеся в период пубертата (полового созревания), они делают из девочки женщину. Проявление половых признаков и степень их проявления будут зависеть от гормонального фона, заложенной генетической программы и особенностей обмена веществ.

К таким признакам у девочек относят:
- рост волос в женских интимных зонах (лобок, подмышки) и на голенях,
- изменение скелета с расширением костной части бедер, ускорение роста,
- рост и развитие молочных желез,
- отложение жира по женскому типу, формирование женского типа фигуры (феминизация),
- изменение голоса на грудной, высокий,
- особенность психологического формирования личности.
Теперь по каждому из пунктов в половом созревании будем говорить подробно и отдельно.

Ускорение роста и изменение скелета.
Всем мамам известно, что в какой-то период времени девчонки начинают резко обгонять своих сверстников-мальчишек в росте и развитии. В периоде начала пубертата девочки начинают расти в длину активнее, прибавляя еще и в массе. Тогда на фоне своих ровесников-мальчиков в классе девочки выглядят крупнее и взрослее. Это вполне нормальная ситуация, под действием гормональной перестройки и активации обмена веществ резко возрастает концентрация гормона роста и формируется скелет по женскому типу. За счет этого активируются зоны роста длинных трубчатых костей – буквально за одно лето второклассницы-третьеклассницы вытягиваются на 8-10 см и более. Мальчики также начинают активно расти, но делают это несколько позже девочек, когда рост девчонок уже замедляется, а мальчишки как раз идут активно в рост. К концу периода полового созревания темпы роста и развития парней и девушек сравниваются.

Еще одна особенность роста девушек в период полового созревания – неравномерность роста отдельных частей скелета, рост разных частей тела с разными темпами. За счет этого внешность девочки в начале пубертата может быть достаточно специфичной – он кажутся угловатыми, нескладными, что сильно волнует девочек при взгляде зеркало. Самыми быстрыми темпами начинают расти стопы и кисти – и иногда за один сезон приходится менять несколько пар обуви из-за роста ноги. Также растет и лицевой череп, с небольшим увеличением мозгового. Лицо приобретает за счет этого более взрослые черты. Чуть медленнее растут кости голеней, бедра и предплечий с плечами. Поэтому, в какой-то период девчонки становятся длинноногими и с тонкими худыми руками, с заостренными чертами лица и угловатыми коленками и локтями.

Тело несколько запаздывает в отношении роста, но по мере возраста происходит формирование типичных женских изменений тела – плечи девочки остаются достаточно узкими, грудная клетка также достаточно неширокая, а вот бедра и таз расширяются, при этом начинает вырисовываться попа и талия, округляются бедра. Но, в первое время у подростков формируются особенности фигуры – некоторая неуклюжесть и недостаточная координация веществ. причинами нескоординированности движений становится проблема того, что мышечный корсет не успевает за ростом костей, и возникает худоба, мышечная слабость, не тренированность.

Кроме того, за ростом скелета не успевают развиваться и дифференцироваться нервные окончания, не успевают разрастаться кровеносные сосуды для питания мышц. Такие изменения тела при условии того, что девочка мало занимается спортом, мало гуляет и двигается, просиживает перед телевизором или компьютером, приводят к проблемам здоровья. девочки могут страдать от пониженного давления, анемии, возникает дискомфорт в ногах и руках с болями роста, и даже могут быть боли в сердце, так как оно не успевает за нуждами тела и мышц.

Обмен веществ.
Параллельно с ростом скелета происходят изменения обмена веществ под действием женских половых гормонов. Это объясняет и особенности фигуры, так как активируется жировой обмен и отложения жира в специфических местах – на бедрах и ягодицах, в области талии, спины, груди и плеч. Это приводит к приятным округлостям женского тела. Обычно девочки имеют невысокий рост в сравнении с мальчиками.

Их ноги обычно короче по отношению к телу, но ширина бедер относительно плечевого пояса больше. У мальчиков же плечи шире бедер, так как им необходима мышечная сила, а широкий и глубокий таз нужен девушкам для дальнейшего вынашивания и рождения малыша. У девушек больший процент жира относительно мышц формируется на животе, много жира в области ягодиц. Количество жировой ткани в женском теле больше, нежели в мужском, женские внутренние органы защищает от внешних воздействий именно жир, в то время как в мужском – мышцы. Слишком сильные мышцы брюшного пресса, аналогичные мужским, могли бы помешать девушке в дальнейшем вынашивать малыша.

Если в период полового созревания девочка будет налегать на плюшки, мало двигаться и тренировать мышцы, мало гулять – может нарушаться и процесс полового созревания, и жировой обмен. Может возникать эндокринно-зависимое ожирение, которое трудно потом корректируется и устраняется. Поэтому, важно следить за образом жизни девушки и стимулировать ее к деятельности.

Еще статьи на тему "Физиологическое взросление":




























В подростковом возрасте остро ощущается несовершенство собственного тела. Гормональные изменения часто провоцируют появление некоторых излишков веса. В этот период так хочется сразу превратиться в прекрасную принцессу, но вместо этого приходится терпеть и ждать завершения переходного периода. А тут как назло еще и аппетит никак не желает уменьшаться, что отнюдь не способствует улучшению фигуры. Как же решить проблему?

Мнение диетологов

Диетологи в один голос утверждают, что подросткам сидеть на диетах нельзя – в этот период жизни организм активно растет и формируется, поэтому все питательные вещества должны поступать в полном объеме. Вместе с тем они рекомендуют контролировать свой аппетит и избегать переедания. Давайте узнаем, как похудеть ребенку , не подвергая себя риску.

Прежде всего, стоит отказаться от еды перед сном – последняя трапеза должна завершиться за 2-3 часа до сна. Помимо этого необходимо исключить из рациона вредную пищу (сюда можно отнести фаст-фуд, чипсы, сухарики и прочие «вкусности»).

Дыхательная гимнастика для похудения

С повышенным аппетитом поможет справиться несложное упражнение из арсенала знаменитой китайской дыхательной гимнастики. Используя его вам удастся либо отказаться от очередной вкусности, либо съесть совсем маленькую порцию любимого блюда.

Итак, лягте на пол, согните ноги под прямым углом, поставьте ступни на пол. Правую ладонь положите на грудь, а левую – на живот. Выполняя упражнение помогайте себе руками.

Вдохните грудью, втянув при этом живот, а на выдохе надуйте живот, втянув при этом грудь (получится своеобразная волна). Частота дыхания должна быть обычной. Упражнение старайтесь выполнять без усилий и задержек, очень плавно и естественно. Повторите его 40 раз, однако если в процессе выполнения вы почувствуете головокружение, немного сбавьте темп. Стоит заметить, что подростковые растяжки с такой несложной гимнастикой вам не грозят. После освоения техники дыхания, выполняйте упражнение в любом удобном положении (сидя, лежа, стоя), но делайте его лишь в момент возникновения чувства голода.

Желаем вам здоровья, счастья и красоты!

Лариса Коваленко

Бекмансуров Х.А . Паспорт здоровья учащихся в общероссийской системе мониторинга . – Елабуга: ООО «Принт-Мастер», 2007. – 248 с.: ил.

Данное методическое пособие является приложением к книге автора «Паспорт и физкультурный комплекс здоровья и творчества», рекомендованной для издания Федеральным агентством по физической культуре и спорту. В книге представлены опробованные на практике документы и инструкции, необходимые для организации введения паспорта здоровья в образовательных учреждениях; предлагаются новые формы таблиц; описываются методы оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяющие осуществить индивидуально-типологический подход в физическом воспитании учащихся, учитывая их тип телосложения.
Пособие предназначено для руководителей органов управления образованием, учителей физической культуры, классных руководителей, медицинских работников образовательных учреждений, преподавателей и студентов вузов, а также методистов по организации и проведению мониторинговых исследований.

Нет человека, который был бы безразличен к своей внешности. Встретился вам незнакомец. Выражение его лица, состояние кожи, походка, осанка, голос и многое другое, что мы интуитивно замечаем и оцениваем, позволяют составить первое впечатление о возрасте человека, его самочувствии, настроении, развитии мышц и т.д. Такие сведения необходимы нам для первой ориентировочной оценки своего физического развития.

Для начала уясним, что это такое. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических особенностей строения тела, его размеры, а также функциональные возможности организма. Поэтому при проведении самоконтроля определяют морфологические показатели – рост, вес, окружность груди и конечностей, а также некоторые функциональные показатели.

Тесты физической подготовленности для учащихся включают тесты общероссийской системы мониторинга, Президентского многоборья и виды испытаний нового физкультурно-спортивного комплекса ГТЗО. Они приведены в бланке паспорта здоровья. Одним из критериев физического развития является тип телосложения, т.е. размеры тела и его частей, их пропорции и формы. Более широкое понятие «конституция» включает в себя еще степень жироотложения и развития мускулатуры, психологические характеристики и другие признаки.

Предложено множество классификаций конституции человека. Весьма популярна в нашей стране классификация М.В. Черноруцкого, согласно которой выделяют астенический (узкокостный), нормостенический (нормокостный) и гиперстенический (ширококостный) типы конституции (см. схему 1 ).

Астеники отличаются преобладанием продольных размеров тела над поперечными. Они обычно худощавые, стройные, с длинными и тонкими конечностями, длинной и узкой грудной клеткой. Мышцы развиты относительно слабо.

Нормостеники имеют пропорциональное соотношение поперечных и продольных размеров тела. По сравнению с астениками они более широкогруды и мускулатура у них развита сильнее.

Гиперстеников отличает преобладание поперечных размеров над продольными. Туловище у них относительно длинное, массивное, конечности короткие, грудная клетка широкая.

В некоторой мере тип конституции ребенка можно определить уже в 7–8 лет и довольно точно – в 11–12 лет.

В нашей стране телосложение детей и подростков также оценивается по схеме В.Г. Штефко – А.Д. Островского, в соответствии с которой выделяют четыре основных типа: астеноидный (греч. Asthenes – «слабый, тонкий»), торакальный (от греч. Thorakos – «грудь»), мышечный и дигестивный (см. схему 3 ). Дигестивный тип конституции в переводе с английского означает «пищеварительный». Такое название связано с тем, что широкая грудная клетка дигестивников прячет под ребрами относительно крупные органы пищеварения.

Каждый тип в первую очередь отличается неодинаковой степенью развития мускулатуры и жироотложения. Также необходимо учитывать форму грудной клетки, живота, спины (С.С. Дарская, 1975).

Форма грудной клетки мало изменяется с возрастом. Она может быть плоской (узкой и длинной), цилиндрической (бочкообразной), конической (иметь вид усеченного конуса с вершиной вверху и основанием внизу). Форма живота – впалая, прямая и выпуклая. Форма спины – сутулая, прямая и уплощенная.

Все эти признаки можно определить визуально, т.е. на глаз. Комбинируясь и образуя отдельные варианты, они накладывают характерный отпечаток на фигуру человека. Соответственно этому выделяют несколько типов телосложения.

Для астеноидного типа (А) характерны тонкий костяк, узкие плечи и таз, уплощенная грудная клетка – она вытянута и часто сужена книзу. В большинстве случаев спина сутулая (с резко выступающими лопатками), живот впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Жироотложение незначительное, поэтому хорошо видны ребра, кости плечевого пояса. Форма ног чаще всего О-образная. Ноги могут быть и прямыми, но в этом случае все равно не смыкаются в области бедер.

Торакальный тип (Т) – грацильный, относительно узко сложенный. Грудная клетка обычно цилиндрической формы, реже немного уплощена, спина прямая, иногда выступают лопатки, живот прямой. Жироотложение и мускулатура развиты умеренно, мышечная масса невелика, однако тонус ее высок. Среди девочек-подростков торакального типа встречаются и такие, у которых жировая ткань развита плохо, особенно в период резкого увеличения длины тела. Однако в отличие от их сверстниц астеноидного типа у школьниц торакального типа хорошо развита грудная клетка, довольно высок мышечный тонус.

У представителей мышечного типа (М) более массивный скелет, чем у их одноклассников торакального типа. Грудная клетка цилиндрической формы (почти одинакового диаметра по всей длине), живот прямой с рельефно выраженной мускулатурой. Мышечная ткань развита хорошо (значителен как объем мышц, так и их тонус), жироотложение среднее, костный рельеф сглажен. Форма ног в основном правильная, нормальная. От подростков астеноидного и торакального типов они больше отличаются поперечными (ширина плеч, таза), чем продольными (длина ног, рук, туловища), размерами.

Школьники-подростки дигестивного типа (Д) имеют крупный, массивный скелет. Грудная клетка у них конической формы – короткая, расширенная книзу. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками. Спина прямая или слегка уплощенная. Мышечная масса обильная и имеет хороший тонус. Жировые складки образуются на спине, боках, животе, вследствие чего костный рельеф плохо просматривается. У подростков этого типа телосложения (по сравнению с другими) наибольшая ширина плеч и таза. Форма ног обычно Х-образная или нормальная.

Кроме этих основных типов телосложения, существуют смешанные, переходные – астено-торакальный (АТ), идеальный (И), мышечно-дигестивный (МД). В первой части сложных терминов такого рода указывается название того типа телосложения, признаки которого преобладают. Что касается длины тела, то в силу своей генетической детерминированности (наследственности) она может быть различной у подростков одного и того же типа телосложения (см. схему 3 ).

Схемы основных конституционных типов телосложения

Схема 1

Схема 2

;Схема 3

Физкультурный паспорт и мониторинг здоровья учащихся

Введение паспорта здоровья имеет целью создать систему целенаправленной индивидуальной работы по физическому воспитанию детей с раннего возраста и отслеживать ее результаты в течение всех лет учебы – с 1-го по 11-й классы; объединить усилия педагогических коллективов учреждений образования, медицинских работников, родителей в воспитании здорового и физически крепкого ребенка; систематизировать контроль за физическим развитием учащихся и студентов, привить им навыки физического самосовершенствования и самооценки состояния организма; сделать учащегося и студента активным созидателем и творцом своего здоровья и работоспособности; помочь каждому из них найти и развивать свое природное призвание.

Внедрение паспорта физического здоровья (ПФЗ) в практику работы учреждений образования предусматривает введение системы ежегодного тестирования и определения достоверного уровня физической подготовленности всех учащихся по предложенным тестам.

Первое заполнение ПФЗ нужно начинать в 1-м классе, чтобы иметь данные в динамике. Учителя начальных классов до заполнения карточек знакомят родителей с их содержанием и назначением, с требованиями к физической подготовленности детей и дают им задание: дома в спокойной обстановке определить у детей пульс в положении сидя и, проведя ортостатическую пробу, измерить пульс в положениях лежа и стоя. Полученные показатели учитель заносит в паспорт: данные пульса в положениях лежа и сидя записываются в числителе, а данные ортостатической пробы в положении стоя – в знаменателе.

Результаты медосмотра учителя начальных классов или классные руководители совместно с медработниками записывают на лицевую сторону паспорта. Оборотную сторону паспорта заполняют учителя начальных классов и учителя, ведущие предмет «физическая культура».

При этом:

    в графе «Длина и масса тела» в числителе указывают данные измерений, а в знаменателе – состояние осанки (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз) и через косую черту (/) – состояние стопы (нормальная, уплощенная, плоская);

    в графе «Сила рук» в числителе указывают данные динамометрии, а в знаменателе – результаты измерений веса и роста и силового индекса (СИ);

    в графе «Окружность грудной клетки» (ОГК) в числитель заносят данные трех измерений (пауза – вдох – выдох), а в знаменателе – экскурсию грудной клетки и индекс Эрисмана (ИЭ);

    в графе «Гармоничность физического развития» (ФР) в числителе под цифрой 1 указывают данные оценки уровня физического развития по росту («выс», «в/ср», «ср», «н/ср», «н» – низкий рост). Под цифрой 2 (масса тела) и 3 (ОГК) проставляют знаки: «Г» – гармоничное, «Н» – нормальное, «<» – дефицит и «>» – избыток массы или превышение окружности грудной клетки. Так можно оценивать физическое развитие учащихся, пользуясь обычными стандартами, например, для московских, казанских, ижевских школьников. А пользуясь типологическими таблицами, приведенными в данном пособии, следует ставить под цифрами 2 (масса тела) и 3 (ОГК) следующие знаки: <А, А, АТ, Т, И, М, МД, Д и >Д, т.е. сразу видно, какому типологическому интервалу соответствуют показатели физического развития каждого учащегося. В знаменателе (и в первом, и во втором случае) указывают показатель крепости телосложения (индекс Пинье) и тип телосложения, вычислив его индекс;

    в графе «Жизненная емкость легких» (ЖЕЛ) и «Частота дыхания» (ЧД) в числителе через дефис указываются данные измерений, а в знаменателе – результаты пробы Бутейко: контрольная пауза (КП) и максимальная пауза (МП) (в сек.). Дыхательные пробы проводятся под наблюдением медицинского работника;

    в графу «Ортостатическая проба» заносится результат выполнения домашнего задания: в числителе слева указывают результаты измерения пульса за 1 мин. в положении лежа, а справа – в положении сидя (во время измерения артериального давления медработник, сверяя результаты измерения пульса учащегося с данными своих измерений, обводит данный показатель в кружок при совпадении или ставит рядом результат своих измерений). В знаменателе указывают результат трех измерений пульса в положении стоя (на 2-й, 4-й и 6-й минутах);

    в графу «Систолическое и диастолическое (С/Д) артериальное давление» (АД) заносят результаты измерений, а в знаменатель – индекс Кердо и индекс тренированности (ИТ);

    в графе «Острота зрения» в числитель заносят результат проверки, а в знаменатель – оценку (нормальное, снижено и т.д.);

    в графе «Группа здоровья и медицинская группа» в числителе римской цифрой указывают группу здоровья (I, II, III, IV) и через тире записывают медицинскую группу для занятий физкультурой (основная, подготовительная, специальная), а в знаменателе – количество и длительность перенесенных заболеваний, т.е. число заболеваний за учебный год и через косую черту (/) – число пропущенных дней по болезни;

    в графе «Вид спорта» в числителе указывают вид спорта и разряд или знак минус («–»), если учащийся не занимается в спортивных секциях, а в знаменателе – вид дополнительных занятий, кружков;

    в графе «Средний балл успеваемости» слева указывают результат за первое полугодие, справа – за второе полугодие, а в знаменателе – особые успехи, достижения в отдельных предметах, олимпиадах.

Результаты тестирования и выполнения детьми домашних заданий, а также ход ведения паспорта систематически рассматриваются на педагогических советах и родительских собраниях.

Забота о здоровье детей – дело не одного дня, оно рассчитано на постоянную, систематическую и конкретную работу с каждым ребенком, поэтому ПФЗ должен стать обязательным документом в учреждениях образования. Введение паспорта здоровья актуально и для высших учебных заведений, особенно для педагогических вузов, преподаватели и студенты которых могут оказать большую помощь по его внедрению и проведению мониторинга в учреждениях образования.

Х. А. Бекмансуров