Что должен знать будущий парикмахер. Секреты, о которых вам не расскажут парикмахеры. Личные качества парикмахера

Если вы выбрали профессию парикмахера — отнеситесь к этому серьезно. Будьте не просто парикмахером, а мастером своего дела. Какой уровень мастерства у вас будет, такое количество постоянных клиентов к вам будет приходить и, соответственно, такой заработок вы себе обеспечите.
Любой новоиспеченный парикмахер мечтает работать в престижном салоне, стричь богатых клиентов, получать большие деньги. Не работа, а сказка! К этому и надо стремиться, а не застревать на долгие годы в обычных парикмахерских. В отличие от салонов там часто к клиентам относятся как к болванкам (лишь бы платили), экономят на красителях и средствах по уходу за волосами, где присутствует антисанитария, а о творческом подходе к работе и говорить нечего... Правда в хорошем салоне вас тоже никто не ждет с распростертыми объятиями, бывает, что пробиться туда ой как нелегко. На то он и хороший. Но я считаю, что если человек твердо уверен в своем желании стать мастером высочайшего уровня, — он устроится туда хоть уборщиком помещения (для начала), но свою мечту осуществит. Только способны на такое единицы...
Однако в этой статье я хочу дать советы тем, кто желает стать востребованным парикмахером, но не знает, как к этому придти. Ознакомьтесь с 5-ю правилами успешного парикмахера, чтобы наделать как можно меньше ошибок на пути к мастерству:

1-ое правило. Учитесь у лучших мастеров. В идеале, если вы хотите стать хорошим, востребованным парикмахером — не идите учиться на курсы, а попроситесь в ученики к самому лучшему мастеру в вашем городе, который вас и обучит парикмахерскому искусству: научит вас правильно подбирать стрижки и прически, учитывая форму лица и текстуру волос; обучит техникам стрижек и окрашивания; привьет вам чувство стиля, а также даст вам массу драгоценного опыта. Главное, найти такого гуру, напроситься к нему в ученики (это уже ваша фантазия как) и познать парикмахерское искусство от и до... Ни одни курсы не дадут вам таких глубоких знаний.
2-ое правило. Работайте в лучших местах. Устраивайтесь на работу в самый лучший салон в вашем городе, где работают самые лучшие мастера. Бегите из простых парикмахерских, там вы только загубите свой талант. Если у вас есть задатки или вы хотите развить в себе способности — в простой парикмахерской вы закиснете, забродите, наберетесь ненужного опыта, но хорошим мастером так и не станете. Запомните: там нет атмосферы творчества, стригут исключительно ради денег, также там понятия не имеют, что такое чувство стиля. В хороших салонах, наоборот, мастера всегда в курсе событий в мире моды, следят за новыми коллекциями стрижек, предлагают их клиентам, следят за творчеством известных парикмахеров, работают на лучших красителях, лучшими инструментами. Только в такой атмосфере рождаются таланты.
3-е правило. Творческая атмосфера на работе. Бегите из нетворческих коллективов! Под лежачий камень вода не течет. Если в коллективе не принято развиваться и расти в профессии, не обсуждаются веяния моды в прическах и окрашиваниях; если начало почти каждого рабочего дня начинается с настроя, что скорее бы закончилась смена, скорее бы домой — ничему вы в этом коллективе не научитесь, только обленитесь и покроетесь плесенью. Любой успешный парикмахер живет своим делом, он им дышит, стремится к идеалу в творчестве изо дня в день. Ищите места, где работают такие люди, если не найдете — создавайте сами!
4-ое правило. Работайте там, где хорошее отношение к мастерам. Ни для кого не секрет, что в салонах бывает плохое отношение владельцев к мастерам. На них могут срывать плохое настроение, не досчитывать зарплату, часто высказывать недовольствие, плести интриги и склоки, в общем, у кого как работает фантазия в этом направлении. О каком саморазвитии и творческом подходе к делу в таком "осином гнезде" можно говорить? В этом случае владелец салона вообще понятия не имеет, что такое "творчество" и с чем его едят... Работать в таких местах ниже достоинства! Цените себя и свой труд!
5-ое правило. Будьте в себе уверены. Без уверенности далеко не уедете. Оцените без прикрас свои способности как мастера-парикмахера: если вы — талантливый, опытный, имеете чувство стиля, — никто не должен сметь подорвать вашу уверенность в своем мастерстве; если вы только делаете первые шаги, горите желанием обучиться этой профессии, стремитесь к лучшему, — в этом случае тоже никто не имеет права отбить у вас решимость стать лучшим из лучших. Уверенность поможет вам добиться цели. Однако каких бы профессиональных высот вы не достигли на данный момент, помните, что учиться и совершенствоваться вы должны всегда.
6-ое правило. Общайтесь с клиентами. Клиенты приходят в салон не только подстричься, но и отдохнуть, а может, и поболтать. Здесь мастеру надо призвать весь свой опыт, чтобы по ходу работы вести с клиентом разговор, при этом не имея ни малейшего права, заболтавшись или забывшись, даже на незначительную ошибку в стрижке или покраске. Это не всегда бывает легко. Поэтому мастер должен уметь слушать и слышать клиента, индивидуально подходить к каждой работе, вызывать к себе доверие, должен уметь поддержать любую тему разговора.
7-ое правило. Развивайте в себе чувство стиля. Вы должны знать и чувствовать, какие стрижка и цвет волос пойдут клиенту. Вы должны как мастер уметь деликатно убедить клиента, что такой-то вариант стрижки ему пойдет, а такой-то — нет. Вы обязаны читать журналы о прическах, о моде и стиле, узнавать для себя что-то новое и интересное. Этим вы разовьете в себе чувство стиля.
Надеюсь, из прочитанного вы взяли для себя что-нибудь на заметку. Желаю вам всегда работать над собой и совершенствоваться!

Когда ты добавляешь волосам цвета, обычно хочется, чтобы красота продержалась подольше, при этом не наносила вреда шевелюре. Поделимся главными секретами парикмахеров по уходу за окрашенными волосами.

Запомни эти советы и применяй их на практике.

1. Не мой окрашенные волосы хотя бы день после покраски

А лучше выдержи 72 часа. Почему это важно? Парикмахеры утверждают, что за это время цвет успевает «запечататься» в локонах, потому что кутикула волос, или их наружный слой, полностью закрывается именно за трое суток.

2. Лучший уход за волосами — прохладная вода

Чем горячее струя воды, которой ты моешь окрашенные волосы, тем быстрее тебе придется снова покупать краску. Дело в том, что высокая температура поднимает волосяные кутикулы, а прохладная, наоборот, закрывает их. Значит, и волосы выглядят ухоженнее, и цвет держится дольше.

3. Пореже мой окрашенные волосы и купи сухой шампунь

Как говорят парикмахеры, главный враг яркого цвета волос — обычная вода. Чем чаще ты моешь голову, тем быстрее смываешь цвет. Старайся чередовать мытье с использование сухого шампуня, который добавит объем и поможет избавиться от жирности у корней.

4. Уход за окрашенными волосами: не забывай про кондиционер и масло

Обязательно пользуйся не только шампунем, но и кондиционером или маской. При этом наносить их нужно по всей длине волос, исключая разве что корни.


Выдержи несколько минут и ополосни волосы прохладной водой. После этого нанеси на кончики масло для волос — так они не будут выглядеть безжизненными.

5. Как правильно сушить окрашенные волосы?

Не вытирай полотенцем, а мягко промокай пряди. Привыкай к тому, что голову нужно мыть задолго до выхода на улицу, потому что использование фена лучше свести к минимуму. Если все-таки нужно просушить окрашенные пряди, выбирай самый щадящий режим — несильную прохладную струю воздуха.

6. Уход за окрашенными волосами: летом обязательно носи головной убор

Оказывается, волосы под воздействием краски, даже безаммиачной, становятся особенно уязвимы к воздействию окружающей среды. Солнечные лучи и морская вода дополнительно высушивают и без того поврежденные кончики и превращают красивый цвет и сильные локоны в безжизненные и тусклые.

7. Как правильно подкрашивать корни?

Парикмахеры делятся такой хитростью. Чтобы не было контраста между отросшими корнями и длиной волос, нанеси краску только на корни на 10-15 минут, а потом отправляйся в душ.

Там добавь на волосы немного воды и тщательно промассируй локоны, распределяя краску по всей длине волос. Еще пару раз добавляй немного воды и проверяй, не пропустила ли ты какой-то участок шевелюры. Через 3-4 минуты такого массажа можешь смывать краску и наносить бальзам для закрепления цвета.

В учебнике впервые систематизированы все виды обработки волос в мужском и женском залах парикмахерских.

  • Введение

    Глава I. Кожный и волосяной покровы человека

    • § 1. Строение кожи и волос

      § 2. Болезни кожи и волос

      § 3. Санитарно-профилактические мероприятия

  • Глава II. Материалы санитарно-гигиенического назначения

    • § 1. Моющие и мылящие средства

      § 2. Средства ухода за кожей и волосами

      § 3. Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства

    Глава III. Современные парикмахерские

    • § 1. Оборудование парикмахерской. Аппаратура

      § 2. Парикмахерский инструмент

      § 3. Приспособления, парикмахерское белье

    Глава IV. Общие операции обработки волос

    • § 1. Подготовительные работы по обслуживанию посетителей

      § 2. Расчесывание волос

      § 3. Мытье головы

      § 4. Накручивание волос

      § 5. Сушка волос

      § 6. Начес и тупировка

      § 7. Причесывание, обработка волос лаком и заключительные работы

    Глава V. Окраска волос

    • § 1. Красители I группы

      § 2. Красители II группы (химические)

      § 3. Красители III группы

      § 4. Красители IV группы

    Глава VI. Стрижка волос

    • § 1. Виды стрижек

      § 2. Равномерное укорачивание волос

      § 3. Силуэтная стрижка

    Глава VII. Завивка волос на продолжительное время

    • § 1. Термическая завивка

      § 2. Химическая завивка

    Глава VIII. Укладка волос

    • § 1. Элементы укладки волос

      § 2. Укладка волос без применения бигуди и зажимов

      § 3. Укладка волос с применением бигуди и зажимов

      § 4. Укладка волос феном

    Глава IX. Горячая завивка волос щипцами

    • § 1. Завивка локонов

      § 2. Завивка волос волнами

      § 3. Завивка волос парика

    Глава X. Моделирование причесок

    • § 1. Типы причесок

      § 2. Силуэт и форма

      § 3. Художественное оформление причесок и стрижек

    Глава XI. Основы пастижерского дела

    • § 1. Инструменты и приспособления, необходимые для тресования

      § 2. Подготовительные работы

      § 3. Тресование волос

    Глава XII. Бритье

    • § 1. Общие сведения

      § 2. Бритье лица и головы

    Глава XIII. Техника безопасности и противопожарные мероприятия

    • § 1. Техника безопасности

      § 2. Противопожарные мероприятия

Глава I. Кожный и волосяной покровы человека

§ 1. Строение кожи и волос

Кожа. Каждый квалифицированный мастер-парикмахер обязан знать не только анатомическое строение кожи, но и сущность процессов ее жизнедеятельности. Требуется ему также иметь ясное представление о способах ухода за кожей и борьбы с кожными заболеваниями. Кожа выполняет ряд разнообразных функций и играет большую роль в жизни организма. Она защищает внутренние органы от внешних воздействий, предохраняет от механических повреждений, регулирует температуру тела, вырабатывает кожное сало, выводит из организма излишнюю влагу и некоторые продукты распада белков, накопление которых в организме недопустимо, защищает организм от инфекций, принимает всевозможные внешние раздражения, передает их в мозг и доводит до нашего сознания. Структура кожи достаточно сложна. Условно в коже можно различить три основных слоя: верхний слой - надкожица (эпидермис); средний - собственно кожа и подкожный слой или, как часто его называют, подкожная жировая клетчатка (рис. 1).

Каждый из трех основных слоев в свою очередь можно условно разделить на несколько составных.

Так, в надкожице из множества слоев необходимо выделить два наиболее важных: верхний роговой слой, состоящий из ороговевших (старых) клеток и более глубокий, так называемый зародышевый слой. Надкожица не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервных окончаний; в нижней части ее находятся мелкие пигментные зернышки, придающие коже окраску. На поверхности надкожицы регулярно происходит шелушение, причем у здорового человека оно выражается незаметно для глаза. В зародышевом слое надкожицы постоянно происходит размножение клеток.

В собственно коже (среднем основном слое) требуется различать пучки тончайших волокон соединительной ткани и упругие эластичные волокна, между которыми располагаются кровеносные сосуды, нервные окончания и потовые железы. Именно из-за обилия эластичных волокон кожа обладает способностью приходить в прежнее состояние после растяжения или сдавливания; этот слой кожи служит основанием роста волос.

Рис. 1. Строение кожи и корня волос: I - надкожица; II - собственно кожа; III - подкожная жировая клетчатка; 1 - потовая железа; 2 - волосяной сосочек; 3 - волосяная луковица; 4 - кровеносные сосуды; 5 - эластичные волокна; 6 - сальная железа; 7 - нервные окончания; 8 - наружная часть волоса; 9 - мышцы

Самый глубокий слой кожи (подкожная жировая клетчатка) можно представить как сетку, состоящую из волокон и петель, между которыми располагаются жировые клетки. Этот жировой слой защищает тело от ударов, давления и, самое главное, от холода.

Строение кожи на отдельных участках тела различно. Так, кожа туловища, в которой наиболее равномерно распределены эластичные волокна, отличается особой эластичностью и упругостью. В коже лица надкожица имеет меньшую глубину, отчего и вся кожа значительно тоньше, чем, например, на руках и ногах. Кожа ладоней и подошв отличается наибольшей плотностью.

В коже волосистой части головы слабо развит роговой слой и сравнительно тонкая подкожица. Кроме того, в ней содержится большое количество сальных желез.

Особо необходимо остановиться на роли желез, находящихся в коже человека. Потовыделение является результатом действия потовых желез. Оно помогает поддерживать постоянную температуру тела. При повышении температуры внешней среды испарение пота понижает температуру кожи.

Кроме того, вместе с потом из организма выводятся такие вредные вещества, как мочевая и масляная кислоты, окислы кальция, магния и др.

Потовые железы имеют вид свернутых в клубок трубочек, идущих вверх в виде спирали. Пот выделяется через поры - выводные протоки, которые выходят на поверхность кожи в виде мельчайших отверстий.

Роль сальных желез в коже человека также велика. Так, при понижении температуры внешней среды сальные железы покрывают кожу тонким защитным слоем жира. Кроме того, сальные железы выделяют кожное сало, делают кожу более эластичной и предохраняют от высыхания и появления трещин. Располагаются сальные железы на коже неравномерно. Так, на ладонях и подошвах их нет совсем, а на спине, лице и, как уже было сказано, на волосистой части головы их много. Выводные протоки сальных желез часто выходят на поверхность кожи вместе с волосом. Особенно богата сальными железами кожа носа, подбородка и лба.

Многим не раз приходилось слышать выражение "кожа дышит". Что это такое?

Под кожным дыханием нужно понимать регулярный обмен газов между кожей человеческого тела и окружающей средой. Этот обмен осуществляется через поры кожи.

Как орган осязания кожа наиболее приспособлена у слепых, у которых это чувство сильно обострено. Но у людей с нормальным зрением чувство осязания кожи достаточно велико и может использоваться, например, массажистами при ручном массаже.

Волосы. Знания функций и строения волос особенно необходимы парикмахерам. Известно, что основная функция волос - защита органов от воздействий внешней среды (от холода - волосы на голове, от проникания пыли и грязи в глаза--ресницы, в уши и в нос - волосы в ушах и в носу и т. д.).

Не последнюю роль волосы играют и в эстетическом облике человека.

Волосы представляют собой роговые образования. Расположение волос у человека неравномерно и зависит от пола, возраста, национальности и других особенностей.

Рассмотрим строение волоса. Часть волоса, находящаяся над поверхностью надкожицы (эпидермиса), называется его стержнем (см. рис. 1); часть волоса, расположенная внутри кожи, называется корнем волоса. Корень волоса находится в волосяном мешочке - фолликуле, а заканчивается он утолщением, называемым волосяной луковицей, в которую вдается соединительнотканый волосяной сосочек, представляющий собой густое сплетение различных нервных волокон и питающих волос сосудов.

Рост волоса начинается из волосяного сосочка, постоянно выделяющего новые клетки, которые продвигаются в волосяном мешочке вверх, выходя через отверстие поры наружу. На границе эпидермиса фолликул соединен с собственно кожей волосяной мышцей. Волосяные мышцы имеют способность сокращаться в результате сильных эмоций.

В поперечном сечении волос состоит из трех частей: кутикулы, коркового слоя и мякотного вещества, часто называемого мозговым веществом или сердцевиной (рис. 2).

Рис. 2. Поперечное сечение волоса: 1 - наружный слой (кутикула); 2 - корковый слой; 3 - сердцевина

Кутикула - внешний слой волоса, состоит из прямоугольных клеток с чешуйчатым строением.

Корковый слой состоит из веретенообразных клеток, содержащих пигмент (красящее вещество) и пузырьки воздуха; чем толще корковое вещество, тем эластичней и крепче волосы.

Сердцевина - мякотный или мозговой слой волоса, состоит из неполностью ороговевших сплющенных круглых клеток.

Различают волосы пушковые, длинные и щетинистые.

Пушковые волосы покрывают кожу туловища и конечностей. Отличительной особенностью пушковых волос является отсутствие в них сердцевины.

Длинные волосы - это волосы, растущие на голове, бороде, под мышками и на лобке. Эти волосы отличаются густотой, большой длиной и ускоренным ростом по сравнению с другими волосами.

К щетинистым волосам относятся брови и ресницы.

При рассмотрении волос головы необходимо выделить волосы трех групп.

Монголоидная (азиатская) этническая группа характерна толстыми и иногда слегка вьющимися волосами.

Европоидная (европейская) группа имеет волосы тонкие вьющиеся или локонообразные.

Негроидная (негритянская) отличается очень густыми курчавыми, сильно вьющимися волосами.

Различают несколько десятков оттенков цвета волос, среди которых необходимо выделить шесть основных цветов: черный, коричневый, рыжий, блондин, пепельный и седой. Окраска волоса зависит от присутствия в нем пигмента, называемого меланином, и количества пузырьков воздуха.

Меланин нерастворим в воде, но достаточно хорошо растворяется в щелочах и концентрированных кислотах.

Пигмент содержится в корковом слое волос в двух состояниях: рассеянном и зернистом. Рассеянный пигмент окрашивает волосы от желтого до коричневого цвета; зернистый - от рыже-бурого до густо-черного. Цвет волос в значительной степени зависит от взаимного соотношения двух перечисленных родов пигмента в составе волос.

С течением времени цвет волос меняется: он может становиться более темным или более светлым и седым, причем посветление связано с увеличением в волосах пузырьков воздуха и уменьшением меланина.

Длина волос зависит от многих факторов, в том числе и от этнической принадлежности. Так, у монголов волосы длиннее, чем у европейцев, а у негров короче.

Установлено, что волосы на голове отрастают на 1,5 - 2 см в месяц. Продолжительность жизни волоса на различных частях тела неодинакова. Поскольку длина волос на голове у женщин не превышает 1,5 м, можно судить, что максимальная продолжительность жизни волоса составляет около 10 лет.

Толщина волоса зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей человека. У новорожденных толщина волоса колеблется от 20 до 40 микрон (1 микрон=0,001 мм), у взрослого - от 70 до 100 микрон, у старого - от 50 до 70 микрон. Волосы блондинов тоньше волос брюнетов.

Количество волос на голове у разных людей также неодинаково. Обычно оно колеблется от 30 до 150 тысяч. Волосяной покров головы у брюнетов ограничивается приблизительно 100 тысячами волос; у блондинов их значительно больше.

Растут волосы чаще всего небольшими группами (по 2 - 3). Углубляясь в кожу под некоторым углом, волосы укладываются в продольные ряды (пряди), идущие равномерно от затылка к макушке или лбу, а также на виски и в область темени.

Химический состав волоса достаточно хорошо известен. Молекулы волоса состоят из следующих элементов, %:

Основными составными частями волос являются белковые комплексы - кератин и меланин. Кроме того, волосы человека имеют определенное количество жирового вещества, холистерола, минеральных соединений и мышьяка.

Кератин характеризуется высоким содержанием серы и азота. Как и каждый белок, кератин состоит из аминокислот, наиболее важной и характерной из которых является цистин. Кератин, будучи очень эластичным и плотным белком, способствует ороговению клеток волос.

Меланин - белок, содержащий азот, серу, кислород, а также небольшое количество железа и мышьяка. Меланин, как это было указано выше,- пигмент, влияющий на окраску волос.

Физические свойства волос - это свойства на прочность, эластичность, гигроскопичность, электропроводность и т. п.

Нельзя не отметить достаточно большую устойчивость волоса к механическим воздействиям. Так, для разрыва волоса здорового среднего возраста человека требуется усилие до 160 Г.

Волосы обладают большой гибкостью и эластичностью. Известно, что длину сухого волоса при растяжении можно увеличить на 20 - 30%; смоченный же холодной водой волос можно растянуть до 100% первоначальной длины. После снятия растягивающей силы волос довольно быстро возвращается в первоначальное состояние.

Очень ценной является абсорбционная способность волос - задерживать на своей поверхности пыль. Происходит это в основном благодаря кожному жиру, покрывающему волосы.

Волосы характеризуются хорошей электропроводностью. В сухом состоянии при трении (часто при расчесывании) волосы легко наэлектризовываются.

Волосы обладают значительной сопротивляемостью к загниванию. Эта способность может характеризовать устойчивость волос к биологическим воздействиям.

Человеческий волос обладает гигроскопичностью - способностью впитывать влагу, а также глицерин, животные и растительные жиры; увеличение объема волоса при этом может достигать 10-25%.

Не проникают внутрь волоса и остаются на его поверхности такие вещества, как минеральные масла, вазелиновое масло и вазелин.

Щелочи и окисляющие средства уменьшают прочность волос, но усиливают их способность впитывать воду, отчего волосы могут увеличить свой объем в два-три раза. При натягивании и закручивании волос, смоченных щелочным раствором, происходит необратимое изменение формы волос. Отсюда появляется возможность перманентной завивки, о которой подробно будет рассказано в соответствующей главе.

Окисляющие средства (например, перекись водорода) утончают волосы, делают их менее эластичными, отчего они становятся более ломкими и пористыми.

Существенные изменения претерпевают волосы под действием высокой температуры. Деформация волоса, растягиваемого под действием водяного пара, носит также длительный характер. Именно на этих свойствах волос основывается принцип холодной и горячей завивки.

Вопросы для проверки

1. Кожа и ее функции в организме человека.

2. Структура кожи.

3. Роль потовых и сальных желез.

4. Функции волос.

5. Структура волос.

6. Разновидности волос.

7. От чего зависит окраска волоса?

8. Химический состав волоса.

9. Свойства волос.

10. Воздействие на волосы щелочей, окисляющих веществ и высокой температуры.

…Когда я окончила техникум и получила диплом, защищенный с отличием, у меня как будто выросли крылья. Мне хотелось сказать каждому – я модельер парикмахерского искусства! Я умею делать ВСЕ! Мне хочется доставлять людям радость своей работой! Эйфория длилась недолго – до первого клиента со «сложными» волосами. Я поняла – учиться придется еще долго. Как оказалось, всю жизнь. Как только я обретаю уверенность в том, что уж теперь-то смутить меня не сможет никакая самая сложная задача – ко мне в кресло садится человек с такими волосами и с таким заказом, что я понимаю – я все еще учусь.

Даже у мастеров со стажем бывает так, что при первом знакомстве с клиентом и его заказом они испытывают смущение, состояние, в котором даже подойти к человеку, сидящему в кресле или стоящему у стойки администратора, просто страшновато. Конечно, это вызвано неуверенностью в самом себе. Но как с нею справиться, не показывая вида, а, главное, как справиться с ее причиной?

Ситуации, вызывающие неуверенность в себе, бывают разные. Если мастер просто молод, еще нет уверенности, что он вообще сможет выполнить заказ посетителя. Но, разумеется, подойти и начать разговор с клиентом все равно необходимо. Так как же унять предательски стукающее сердце, убрать с лица выражение панического испуга, как собрать мысли, разбегающиеся в разные стороны и как срочно найти те самые слова, которые убедят клиента в вашем профессионализме и глубокой компетенции? Первое, что вы должны вспомнить – не вы один такой! Так бывает с каждым, кто адекватно оценивает свои способности и относится к себе критически. Можно похвалить себя за это – да, это похвально – вы не задрали нос и не считаете себя звездой! Критикующий себя человек всегда готов к самокритике и улучшению. Не критикующий себя самоуверенный тип теряет клиентов на любой стадии своей карьеры. Он отталкивает людей, т.к. их мнение его мало интересует. Но быть критичным к себе без меры, постоянно внутренне комплексовать – тоже не вариант. Итак, вернемся к ситуации – предлагаю сделать то, что всегда помогало мне. Сделайте глубокий вдох – не настолько глубокий, чтобы вас приняли за безмерно уставшего, просто сосредоточьтесь на дыхании. Это поможет восстановить сердцебиение и даст вам возможность начать разговор не писклявым голосом, как бывает от волнения. Что самое важное в начале общения с клиентом? Дайте ему возможность почувствовать, что вы рады его приходу! Пусть пришедший к вам человек увидит в вас мастера, который, улыбаясь, здоровается с ним. Если вам всегда трудно начать разговор, запомните наизусть: глубокий и незаметный вдох, улыбка (обязательно) и слова – «здравствуйте, что вы хотели»?

Это очень просто и очень сложно одновременно для начинающих мастеров, но поверьте, что со временем эта фраза и образ станут для вас автоматическими. Это уже неплохо, учитывая то, что косноязычие – большой враг вашей работы, нужно умение донести свои мысли до человека, если вы их будете хранить в себе, их никто не узнает.

После такой фразы клиент начинает объяснять, что же ему нужно. Иногда это непонятные объяснения, т.к. люди очень смутно представляют себе как модели стрижек, так и термины, используемые профессионалами. Например, заказ мужчины на стрижку, звучащий как «бачки заподлицо подстригите, а зад на шею натяните», поставит в тупик бывалого мастера мужского зала, даже если его стаж исчисляется десятками лет. Кстати, это фраза из реального диалога. Что было делать мастеру? Он начал спрашивать по зонам, дотрагиваясь до волос и показывая, какую он имеет в виду: насколько короче здесь? А сверху? А внизу? Сбоку? С окантовкой или без? Вышло, что заказана была обыкновенная классическая «канадка».

Для того, чтобы быть уверенным и не волноваться по поводу того, что же вам все-таки придется делать, разговаривайте с клиентом долго, не нужно обрывать его с полуслова фразами типа «все понятно». Не будьте самоуверенны, тем более, что клиенты ценят внимание, с которым отнеслись к каждому их слову и будет не лишним сказать: «мне важно все, что вы скажете, потому, что благодаря этому я лучше представляю себе, что вы хотите».

Имейте в виду, что некоторые люди в общественном месте просто настоящие «буки», но не надо все принимать на свой счет. Иногда люди приходят в парикмахерскую не в радужном настроении, часто они не настроены говорить ни о чем и ни с кем, часто зашли просто по дороге с работы, а иногда общение с парикмахером и их ставит в тупик. Если вы ощутили подобное настроение после своего приветствия, постарайтесь задавать необходимые вам вопросы сдержанно и концентрируйтесь на собственных действиях, делая их медленно и придавая значение каждому этапу подготовки к стрижке: усадив клиента, аккуратно разложите все инструменты для работы, оденьте пояс с чехлом для ножниц, закрепите одноразовый воротничок, оденьте на клиента пеньюар – все это без слов, затем обратитесь к проникшемуся приготовлениями к стрижке человека, не туго ли застегнута застежка пеньюара и это проявление заботы всегда вызовет положительную реакцию со стороны посетителя.

После этого неплохо взять в руки массажную щетку и просто расчесать клиенту волосы, при этом осматривая предыдущую стрижку – дотрагиваясь до головы и волос, вы придадите некоторую «интимность» общению, ведь никакой посторонний человек никогда не расчесывает другому волосы, это делает мама в детстве и подсознательно ваш клиент уже переводит вас на другой уровень, начиная доверять вам.

Особое внимание парикмахера требуется клиентам - мужчинам

Парикмахер, работающий и с женщинами, и с мужчинами, знает, насколько разным является общение с ними. Женщина чаще всего гораздо контактнее, она с удовольствием откликается на предложения по изменению или дополнению в своей прическе, ей нравится процесс работы над ее внешностью, она любит участвовать в создании своего облика, выслушивать информацию о новшествах.

Мужчина более «закрытый» клиент, по лицу вошедшего в салон мужчины редко можно что-то сразу прочитать, даже сев впервые в ваше кресло, он больше молчит, чем говорит, его взгляд чаще всего направлен на свое отражение в зеркале и взгляд этот зачастую непонятен по значению – нравится ли ему то, что вы ему сделали или предложили? Легче всего найти общий язык с клиентом – мужчиной, представив его круг общения, тогда вы перестанете волноваться по поводу того, о чем и в каком ключе с ним говорить. Закономерный вопрос – как же я узнаю о его круге общения, легко сказать…

На самом деле все очень просто – кому доверяет мужчина, с кем он открыто общается всю свою жизнь? Из числа всех женщин это его мама, супруга и, может быть, сестра. Как вы разговариваете со своим отцом, мужем, братом? Нетрудно воссоздать модель этого общения – простые, открытые, доброжелательные слова помогут вам понять, как говорить с любым мужчиной, не роняя собственного достоинства и не опускаясь до пошлого «заигрывания». Не забывайте, что мужчины нашей страны полны сознания собственной значимости – от школьника старших классов до седовласого пенсионера. Просто в нашей стране женщин больше, а мужчин меньше. Отлично, сделаем из лимона лимонад – подчеркивайте его значимость как клиента вашего салона, подчеркивайте свое уважение к нему, не стремитесь сократить дистанцию между вами. И если вместо холодного вопроса, какую стрижку он носит вы зададите вопрос о том, не хотел бы он что-то изменить в своей прическе – он скорее всего заговорит с вами об этом. У мужчин зачастую очень много вопросов к парикмахерам, ведь их мода на стрижки более консервативна, информация о средствах для мытья волос, ухода за ними и стайлинга на каждый день очень редко попадается им на глаза, поэтому тем для ваших разговоров может хватить не на одну стрижку. А чем большую компетентность в этих вопросах вы обнаружите в беседе со своим новым клиентом, тем сильнее он утвердится в мысли, что нашел, наконец- то подходящего мастера. Мужчины внимательны к человеку, компетентному в своей области, стремитесь как можно больше рассказывать им о том, какие новые виды причесок сейчас в моде, как их нужно укладывать или как носить без укладки – это обеспечит вам уважение вашего клиента. Не стремитесь упрощать свою речь, говорите профессиональными терминами и тут же объясняйте, что вы имеете в виду. Грамотный специалист всегда обращает на себя внимание. Однажды после такого разговора молодой человек, впервые поговоривший с мастером в таком ключе, недоуменно спросил: «А почему вы говорите не как парикмахер?» Мастер расхохотался и задал вопрос – как же разговаривают парикмахеры? И в самом деле, что должен был слышать этот парень до этого, чтобы задать такой вопрос…Но об этом поговорим позже.

Посетители «крутых» салонов красоты

Следующая разновидность сложности общения – посетители «крутых» салонов. В любую парикмахерскую может зайти человек, обычно посещающий салоны подороже. В провинции это житель столицы, в столице – посетитель фешенебельных и дорогих салонов и СПА, а так же житель иной страны, свысока смотрящий на персонал заведения, которое он удостоил своим присутствием. К сожалению, чаще всего бравируют своей денежной состоятельностью и принадлежностью к «элите» дамы. Это, конечно, вопрос их воспитанности, по-настоящему состоятельные люди редко рассказывают, насколько дороги и эксклюзивны те салоны, в которые они ходят постоянно. Но сталкиваться с презрительными манерами подобных клиентов приходится, а «клиент всегда прав». Это правило, в котором нет исключений, есть лишь ваша гибкость в общении с любым человеком.

Снова задайте себе вопрос – что хочет этот человек? Подобострастного любопытства? Униженного согласия с тем, что мастер, конечно, никаких подобных услуг предоставить не может? Возможно, это так, и мысли этого клиента именно таковы. Но не забывайте и о своем достоинстве. Вы же твердо знаете, на что способны, как вы работаете и, возможно, видите на голове этого человека следы не такой уж хорошей работы с его волосами? Если такой клиент или клиентка оказались в вашем кресле, прежде всего твердо и спокойно поговорите о салоне, который он посещал, раз уж ему так хочется об этом рассказать и задайте вопрос – по какой причине человеку пришлось обратиться к вам? Он с удовольствием вам ответит. Не думаю, чтобы запросы его сильно отличались от того, что вы умеете. Спокойно скажите ему об этом.

Скорее всего, клиент усомнится в ваших способностях лишь в силу того, что вы работаете не там, где он до этого обслуживался. Предложите продолжить работу, не реагируя на высказывания типа «разумеется, я не привыкла к чужим рукам», «Бог знает, что сейчас получится…», «Да, если бы сейчас здесь был мой мастер, он обязательно показал бы вам, как меня надо стричь…» Ведите себя сдержанно, разговаривайте по существу, задавайте вопросы профессионально и не стесняйтесь рассказывать о своей работе и успехах, об обучении, которое вы прошли, об опыте, который, возможно, имеете. Из собственного опыта могу сказать, что подобные клиенты постепенно выходят из своего, как им кажется, эксклюзивного образа, если их начинаешь подробно спрашивать, у какого стилиста они обычно бывают, какой салон посещают и продуктами какой фирмы пользуется их мастер. Если вы расскажете о том, что знакомы с продукцией этой фирмы, знаете стиль, в котором работает тот салон, а сами вы прошли обучение на том же уровне, но работаете здесь (естественно, лгать не стоит) – пафосный монстр постепенно превратится в обычного человека, с которым вы впоследствии можете стать большими приятелями.

В случае, если вам непонятно, о чем говорит человек – к примеру, ваш салон не занимается наращиванием волос, а клиентке нужно снять наращивание, открыто скажите об этом. Не уподобляйтесь мастеру, которого можно привести здесь в пример: понаслышке зная о стрижке «горячими ножницами» он принес спиртовку, поставил на рабочий столик и на ее огне раскалял полотна своих ножниц, подстригая ими клиентку, которая тоже не имела никакого понятия об этой услуге. Когда он сделал стрижку, обжегшись до волдырей, ему пришлось править ее холодными ножницами, т.к. пряди в некоторых местах были запаяны как паяльником. Это, конечно, звучит как анекдот, но тем не менее это реальный случай из парикмахерской практики.

В этой главе мы подробно затронули вопрос, каким образом нужно проводить знакомство с клиентом, не волнуясь излишне раньше времени. От общих рекомендаций перейдем к целевым:

Практические рекомендации для учащихся парикмахерских курсов, училищ, колледжей

После теоретических занятий обычно переходят к практическим. Обычно люди редко радуются, когда им предлагают доверить свою голову практиканту. Не смущайтесь, любой ныне великий стилист когда-то был начинающим учеником. Заблаговременно перед практикой потренируйтесь произносить вслух приветствие, приведенное для примера в этой главе. Постарайтесь отрепетировать его даже перед зеркалом. Не исключено, что вы покажетесь себе смешным, так часто бывает вначале. Чем дольше вы будете твердить эту фразу, тем легче вы выговорите ее тогда, когда вам это понадобится. Готовьте себя к тому, что все, что вы должны будете делать, может на первых порах казаться просто неосуществимым, несмотря на кажущуюся простоту. Вспоминайте чаще, как это делают другие, наблюдайте за уже работающими мастерами, зайдите в действующий салон и посмотрите, как эту простую работу уверенно выполняет профессионал. Учитесь смотреть на клиента в зеркало – это особенность вашей работы, тренируйте свою наблюдательность. Вы должны представлять хотя бы примерно социальный статус, настроение клиента чтобы ступить с ним в диалог

Попробуйте потренироваться на улице разговаривать с незнакомыми вам людьми – маленькими и взрослыми. Попробуйте найти для каждого приятные слова, сказав их просто мимоходом и ничего не ожидая в ответ. Особенно интересно вступить в разговор с покупателями отделов, торгующих потребительскими видами красителей для волос и продукции по уходу за волосами. Может быть на базе ваших знаний, полученных в теории, вы сможете дать им первый профессиональный совет.

Хороший тренинг может получить любой из вас, ответив на вопросы, приведенные ниже – пусть вы будете задавать их сами себе или ваш приятель сыграет роль вашего клиента.

- Скажите, а вы умеете стричь стрижку под названием «Дебют»?

- А вы меня не испортите?

- А как вы хотите меня подстричь?

- Вы умеете стричь машинкой с насадкой?

- Вы мне волосы краской не сожжете?

- В соседней парикмахерской сказали, что у меня редкие волосы. А вы как думаете?

- Вот вы молодой мастер, вам можно довериться, вы же не сделаете меня старомодной?

- Вы умеете делать укладку феном? Да? И сколько она продержится, если я выйду из салона?

- Я не хочу мыть голову перед стрижкой, утром я ее мыла. Почему я должна мыть опять, вдруг ваш шампунь мне не подходит?

- То, как вы меня подстригли – просто безобразие. Я так не ношу. Что мне теперь с этим делать?

- Не уговаривайте меня, этот цвет мне не подходит. Я хочу переделать его, можно прямо сейчас?

- Вчера мне понравилось, как выглядела моя новая стрижка, а сегодня я понимаю, что она мне совершенно не идет. Вы можете меня перестричь?

- После мытья головы дома укладка не получается, что я не так делаю?

- Если вы не знаете названия моей стрижки, как же вы ее подстрижете?

- У вас есть компьютерное моделирование прически? Я слышала, так лучше всего подобрать имидж.

- Вы такая молодая, наверно, вы мне ничего не сможете сделать…

- Я все время пользуюсь бальзамами, а волосы у меня после осветления все суше и суше, отчего это?

- Я не хочу стричься машинкой. Мужской мастер в моем салоне всегда стриг меня только ножницами, вы что, не можете сделать то же самое?

- Каким осветлителем вы обесцвечиваете? Мой мастер сказал мне, что от него желтый оттенок появляется. Другого нет?

- А вы умеете делать «белое» мелирование?

Наверное, после такого блиц-турнира молодые мастера решат, что некоторые вопросы слишком неправдоподобны, а некоторые слишком просты, но в нашей профессии нет вопросов без ответа. Приведены были вопросы, которые задаются в той или иной форме в реальной практике. И для того, чтобы отвечать на них, необходима серьезная теоретическая подготовка, она поможет вам не заикаться, подбирая слова, а внятно ответить, если вопрос из теории. Если же это психологические аспекты – клиент выражает опасение из-за недостатка вашего опыта или же, как ему кажется, уже стал жертвой ваших опытов – имейте в виду: клиент всегда прав!

Сейчас вы, возможно, возмутитесь и скажете – да, конечно, далеко не всегда! Не горячитесь! Признав правоту клиента и сказав: «Да, вы правы» вы останавливаете гневные обличения. Не может же человек, который говорит вам «вы неправы» и получив в ответ «да, я не прав» еще раз утверждать то же самое? Вспомните гениальный ответ дореволюционных приказчиков в лавках:»Простите, ваше степенство, дурак-с!..»

Этот момент должен стать переломным в вашем разговоре. Клиент убежден, что его правильно поняли, что его никто не собирается обрывать – напротив, внимательно выслушают и готовы помочь. Запомните и часто повторяйте себе, как напоминание – признав за собой ошибку, в которой вас обвиняет клиент, вы продолжаете вести конструктивную беседу. Начав оправдываться, вы автоматически ставите между собой и клиентом блок проблем – как найти общий язык, как убедить друг друга в своей правоте? Берегите свои силы, свое рабочее время, свои нервы и свою репутацию – пусть вы молоды, пусть у вас мало опыта, пусть даже вы сделали услугу не так качественно, как хотелось – не справились с фактурой волоса, применили ошибочную технологию обработки волос и т.д. Если вы будете честны сами с собой и открыты для диалога – многие простят вам ваше ученичество.

Вспоминается случай – пришедшая в высококлассный салон девушка с небольшим опытом работы все время волновалась и старательно работала над каждым посетителем, которого ей предоставляли администраторы. В свою очередь, администраторы старались не дать постоянным или просто «сложным» клиентам сесть обслуживаться к этой девушке, если клиентов было много, их предупреждали, что этот мастер работает недавно. Одна клиентка, дама с сильной проседью в волосах решила окрасить корни у этой молодой девушки. Веселая, щебечущая мастер очаровала клиентку своей на самом деле открытой натурой, но, к сожалению, плохо окрасила волосы. Ошибку в окраске заметили они обе – и мастер, и клиентка, но мастер, не говоря ни слова, принялась делать укладку феном. Клиентка остановила ее, наклонилась ближе к зеркалу, рассматривая корни окрашенных волос. «А ведь седые – то не окрасились?» - обратилась она к девушке. «Да?» - наивным голосом произнесла мастер. «Да, это не очень заметно, но не взялась здесь краска. Но ведь ты еще учишься?» - напрямую спросила дама и взглянула девушке в глаза. «Да, еще учусь», - последовал ответ и стыдливо потупленный взор.

Клиентка оплатила по полной прейскурантной стоимости весь неудачный опыт своего молодого мастера. А ведь мог возникнуть скандал с возвратом денег и клиент превратился бы из постоянного посетителя в «невозвращенца» - посадили чуть ли не к ученице, окрасили некачественно. Но ведь и признали свою вину сразу и безоговорочно. И девушка такая приятная, она так старалась. Отныне эта дама ходила только к ней.

Не ждите, что подобный идиллический конец будет у каждой истории с недовольным клиентом. Но урок, вынесенный из этого случая, слишком показательный, чтобы им пренебречь – иногда наши ошибки превращаются в шанс завоевать нового клиента. Стоит лишь признать их.

Работая с мужчинами, не ждите, что ваша молодость и привлекательность приведут к вам толпы поклонников вашего таланта. Скорее, наоборот – прельстившийся внешней привлекательностью молодого мастера клиент, получив небрежную стрижку и расстроившись из-за этого, сделает вывод, что стричься лучше у мастера постарше – хоть не испортит. Не стоит начинать фамильярничать и общаться «накоротке» - держите дистанцию.

Чем вы можете убедить клиента - мужчину, что вам можно доверить свою голову для стрижки?

Своей старательностью. Только. Мужская стрижка – точнейшая работа, здесь важен каждый этап – рассмотрите волосы клиента, предварительно усадив его в кресло – куда он причесывает волос? Как он выглядит, когда только пришел? Он так и носит прическу, как вы его видите. Запомните эту манеру причесываться, она пригодится, когда вы будете делать укладку. Часто мужские прически консервативно добавляются небольшими дополнениями в виде изменения косых окантовок висков на прямые и т.д. Кардинально менять имидж наше мужское население по большей части не готово. И нужно это помнить всегда, усаживая на стрижку очередного клиента. Выполняя последовательно заказанную стрижку, обращайтесь к клиенту: «Я правильно поняла? Вы хотели такую длину или чуть короче?» Чаще смотрите на него в зеркало, проверяйте в горизонтали свою стрижку – мужчины ценят симметричность вашей работы. Только не стесняйтесь смотреть на их лица – вы же работаете, смотрите на то, что вы проверяете или сравниваете, должен получиться «взгляд сквозь лицо», а выражение вашего лица будет отражать вашу глубокую внутреннюю сосредоточенность. И если все так, мужчина извинит вашу не слишком большую скорость его стрижки, он оценит тщательность работы.

Если вы планируете освоить парикмахерское дело и стать хорошим специалистом, начните с изучения теоретических азов, а затем приступайте к практическим занятиям. Для них вам понадобится полный набор качественных инструментов: некоторые из них пригодятся на период обучения, но большинство вы будете применять в дальнейшей работе.

Инструменты для парикмахера

  1. Ножницы - главный инструмент парикмахера. На них нельзя экономить: важны материал, качество лезвий, их заточка, удобство для руки. Как правило, парикмахеру нужны две пары ножниц: прямые из хорошей стали и филировочные для обработки кончиков волос. Очень ценятся среди профессионалов ножницы японского производства: они удобные, легки в использовании, подходят новичкам, качественные, хорошо заточенные и имеют доступную стоимость. Немецкое производство славится высоким качеством вот уже в течение долгих лет. Италия является одним из ведущих лидеров по производству профессионального оборудования, поэтому порадует всеми техническими характеристиками как начинающих, так и опытных парикмахеров.
  2. Учебные головы для парикмахеров пригодятся новичкам для тренировок. С помощью них можно отточить свое мастерство в создании новых стрижек, просто меняя парики. А чтобы работать было удобнее, в комплекте рекомендуется использовать напольный штатив для учебной головы .
  3. Машинка для стрижки волос и бритвы обязательно пригодятся для мужских стрижек и современных коротких женских. Она также должна быть очень качественной, так как будет использоваться в течение долгого времени. Важно наличие различных насадок.
  4. Набор расчесок разного размера, частоты зубчиков для различных типов волос. Минимальный набор парикмахера составляет не менее трех расчесок.
  5. Щетки для сушки и последующей укладки волос.
  6. Различные приспособления и материалы для создания причесок: коклюшки для химической завивки, бигуди и т. д. Приобретите все необходимые инструменты и материалы для тех типов причесок и укладок, которые вы осваиваете или уже освоили и готовы выполнять для клиентов.
  7. Хороший профессиональный фен также из числа тех инструментов, которые необходимы парикмахеру на долгий срок, поэтому его нужно выбирать так же тщательно, как ножницы и машинку. Важны разные степени нагрева воздуха, мощность струи, наличие насадок, удобство использования. Дополнительные полезные функции, например, ионизация воздуха (дает антистатический эффект), финишная прохладная струя и т. д. будут весьма полезны.
  8. Организация рабочего места. Сюда относится удобный столик с большим зеркалом, наличие полок и отделений для всех инструментов, яркое и равномерное освещение, удобное кресло для клиентов, которое хорошо крутится вокруг своей оси, и накидки.
  1. Приобретая инструменты и материалы, особенно на долгий срок, не экономьте на них. Лучше приобрести меньше, но качественнее. От основных инструментов зависит качество вашей работы, также они являются визитной карточкой мастера.
  2. При выборе ножниц обратите внимание на то, из каких материалов они изготовлены. Одним из лучших считается сталь: она качественная, а вместе с добавками прочная, долговечная и устойчивая к повреждениям и коррозии.
  3. При выборе фена обращайте внимание не только на его функции, но и на то, насколько вам комфортно им пользоваться. Фен - одно из самых массивных приспособлений, и к концу рабочего дня ваша рука может устать от его частого использования. Поэтому постарайтесь выбрать комфортный прибор именно для вас, не слишком тяжелый, удобный для того, чтобы его легко можно было держать. Кнопки также должны располагаться удобно для вашей руки, у фена должен быть длинный шнур.
  4. Важно приобрести все необходимые расчески. Обязательно пригодится комбинированная однотонная, с частыми и редкими зубцами. Длинную расческу лучше выбирать с пластмассовым хвостом, а не с металлической спицей. Отдельно пригодится крупный гребень, расческа с мелкими и частыми зубчиками, расческа для клиентов с вьющимися волосами.
  5. Для укладки волос особенно полезен брашинг. Очень хороша щетка с густой щетиной на деревянной ручке и с керамическим покрытием.
  6. Все инструменты лучше покупать в одном магазине с профессионально подготовленными продавцами. Это удобно, быстро, просто, к тому же, есть возможность получить скидку на товар.