Занятие роспись матрешки в средней группе. Интегрированная НОД «Роспись сарафана матрёшки» в средней группе. Конспект НОД по рисованию в средней группе

Организация: МБДОУ «Детский сад №105»

Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань

Цель : воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.

Оборудование : матрешки, конверты с разрезными картинками, картинки с контурным изображением матрешек, цветные карандаши, коллекция матрешек, иллюстрации с матрешками (сгруппированы по стилям росписи), карточки - заготовки матрешек.

Ход игры

Воспитатель: На Руси всегда было много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли землю русскую. Давайте наше знакомство с народным творчеством начнем с самой знакомой и близкой для нас игрушки. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..(Матрёшка).

Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она. (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

Рассказ воспитателя.

Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).

Воспитатель предлагает подойти к мольберту и рассмотреть картинки матрешек.

(Воспитатель показывает и рассказывает)

Родиной русской расписной матрешки считается подмосковный город Сергиев Посад. Здесь впервые было налажено производство русской деревянной куклы, которая до сих пор вызывает восхищение во всем мире. Эту Сергиеву Посадскую матрешку раскрашивают гуашевыми красками, но ее расцветка не очень пестрая. Но матрешки Сергиево Посадские отличаются от своих сестриц, которых выполняют и в других местах России. Вот в Нижегородской области матрешка представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщенно. А в руке такая матрешка обязательно держит букет цветов. Есть матрешка не только статная да пухленькая, а вытянутая да стройная.

Воспитатель: Дети, матрешки хотят поиграть с нами.

Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель: - Внутри каждой матрешки спрятано задание для нас.

Открываем первую матрешку.

  • Расскажите, какая матрешка (опишите ее)? (нарядная, расписная, красивая)
  • Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).
  • Из чего она сделана? (из дерева)

Задание от второй матрешки:

  • Назовите матрешку ласково. (Мотя, Матюша, Матрёнушка, Матрена).

Третье задание матрешки: Рассмотрите иллюстрации.

Игра «Найди меня» (среди предложенных картинок найти матрешку с букетом цветов, назвать, какая это матрешка).

Четвертая матрешка: Дети, а у этой матрешки есть интересные картинки. Вам нужно их собрать.

Проводится игра «Собери матрешку». (разрезные картинки матрешек).

Воспитатель. Молодцы, дети, все справились с заданием, давайте немного отдохнем.

Игра «Мы веселые Матрешки»

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?

Дети: У нее сарафан не расписан.

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши, раскрашивают матрешку).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

В конце занятия воспитатель: Дети, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас матрешки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: разные, маленькие и большие.

Воспитатель: А как можно с ними играть?

Дети: Собирать, разбирать.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Татьяна Лаурина
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Русская матрёшка»

Цель : Продолжить знакомить детей с декоративно -прикладным искусством.

Задачи :

1. Продолжить знакомить детей с народной игрушкой;

2. Обогащать представления детей о народном искусстве;

3. Учить составлять узор из отдельных элементов;

4. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой;

5. Развивать чувство цвета, ритма в узоре;

6. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Дети входят под русскую - народную мелодию .

Сказательница : - Здравствуйте дорогие гости, здравствуйте дети. Как я рада всех вас видеть. Посмотрите в каком я сегодня наряде. Может вы знаете кто я? Я хранительница русских сказок . Я – сказательница. Знаю я их великое множество. Вот сегодня я вам расскажу и покажу маленькое чудо, но сначала отгадайте загадку :

У меня есть игрушка

Не лошадка, не Петрушка

Красавица-девица и её сестрицы.

Каждая сестрица для маленькой темницы

(Матрёшка )

Сегодня я вам расскажу сказку, как родилась матрёшка .

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской , по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали . Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная . Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал : одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена , а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали . И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Вот так и появилась русская народная игрушка «Матрёшка » . Хотите поиграть со мной в игру «Нарядись матрёшкой » ?

Мы, матрешки ,

Вот такие крошки.

Посмотрите, вот у нас

Красные сапожки.

Руки на поясе. Движение ногами «ковырялочка» .

Мы, матрешки ,

Вот такие крошки.

Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо и влево.

Посмотрите, вот у нас

Розовые щечки.

Растирание щек руками.

Мы, матрешки ,

Вот такие крошки.

Руки на поясе. Приседания с поворотами влево и право.

Посмотрите, вот у нас

Яркие платочки.

Повороты головы вправо-влево, «взявшись за кончики платочков» .

Молодцы какие, как хорошо поиграли.

А сейчас я вам вот что покажу. Матрёшка игрушка непростая .

Эта игрушка с сюрпризом.

Посмотрите-ка ребята

Чем матрёшечка богата ?

У матрёшки невелички

Есть весёлые сестрички.

Разбираю матрёшку (большая, поменьше, ёщё меньше и самая маленькая)

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми )

Что у неё на голове? (платочек, косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой) .

Иногда на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.

Вот таких матрёшек украшали художники .

Они получались какие? (яркие, красивые, весёлые, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).

Когда узор состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в центре сарафана. Давайте посмотрим, какие у меня есть узоры для росписи матрёшки , они все разные, каждый художник-мастер выбирает свой узор.

Дети, а что с этой матрёшкой ? Почему она грустит? (ответы детей) (не успел художник дорисовать эту матрёшку )

А давайте вместе.

Она не яркая, у неё сарафан не расписан.

Давайте мы сейчас вместе подойдем к доске и попробуем вместе расписать ей сарафан. (Воспитатель показывает, как можно кисточкой и ватной палочкой наносить узор)

Ребята, а неё есть тоже сестрички-подружки, у них тоже сарафаны не расписаны, вы им поможете?

Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу превратить вас в художников.

(Дети вертятся)

Проходите в мастерскую и садитесь за столы, но не забудьте разогреть свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (идут по полу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)

Сказательница : Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело ,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время работы звучит русская народная музыка )

Педагог подходит, подсказывает, помогает, что можно добавить.

Итог : После окончания работы все матрёшки рассматриваются , выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т. д.

Ну что же, за такую замечательную работу положена и награда.

Вот я всем приготовила медаль, на которой написано «Мастер» . Вы её заслужили, потому что поработали на славу.

Конспект НОД

в средней группе

Тема: «Матрешки любят разные одежки»

Цель : воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Образовательные:

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

Познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки;

Учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской росписи

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие и воображение;

Формировать творческие и креативные способности детей.

Оздоровительные:

Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, салфетки влажные, кисточки.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-музей в группе, чтение художественного слова о промыслах России, изготовление заготовки матрешки.

Ход :

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое? (загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша…. ( русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Скажите, из какого материала сделана матрешка? (ответы детей)

Взгляните:

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз.

Эта гостья из города Семенова. Семеновские матрешки очень любят цветы. Цветы всегда украшают их одежду – это может быть большой букет или всего один цветок. Посмотрите и скажите какими цветами украшена семеновская матрешка? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Их мужья- семеновские кавалеры- любят дарить им цветы, а еще- любят играть на музыкальных инструментах, хотя они не только отдыхать умеют- могут и топор в руки взять и дом построить. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Теперь посмотрите на эту гостью. Это Сергиев о- посадская (загорская ) матрешка. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Их отличительный признак- занятые руки. Эти матрешки постоянно заняты делом: то идут в лес по грибы, по ягоды-корзинку несут, то они в поле с серпом, то хлопочут по хозяйству- самовар ставят, хлеб пекут. Их мужья- богатыри-всегда с оружием, они воины.

А эта красавица приехала к нам из города Полхов айдана . Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. По форме она удлиненная, с небольшой головой. Волосы у матрешек вьются колечками. На голове- яркие платочки-полушалки с цветами. Посмотрите, каким узором украшают матрешек художники Полхов- Майдана? (цветы, листочки, ягоды, бусины).

Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Есть у мастеров Полхов- Майдана секрет- сначала они рисуют контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по матрешке: в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать яркими красками.

Какие основные цвета в росписи используют художники? (Красный, синий, зеленый, желтый).

Сегодня вы сами станете мастерами-художниками, но сначала давайте отдохнем….

Физминутка .

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Воспитатель: А сейчас давайте тихонько сядем за столы. (Показываю прием рисования полхов- майданских цветов, напоминаю, что сначала нужно нарисовать все детали карандашом, а затем красками сделать матрешек яркими и нарядными).

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время росписи обращаю внимание на колорит и композиционное построение узора).

Молодцы, красивыми и яркими получились матрешки, так и кажется, что взмахнут они платочками пустятся в пляс и запоют частушки…

(Под музыку выбегают Матрешки)

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

ВСЕ: Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к Вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2 . Очень любим мы матрешки

Разноцветные одежки.

Сами ткем, сами прядем,

Сами в гости к вам придем.

3 . Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

4 .Мы матрешки, мы сестрички.

Мы толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Все: Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ирина Ардатова
Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «Русская матрёшка»

Конспект интегрированного занятия

с детьми средней группы .

Тема : « Русская матрёшка » .

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель : Формировать у детей представление о народной игрушке- матрешке ; о традициях и обычаях. Развивать у детей познавательный интерес к матрешке , как к сувениру, символу страны.

Задачи : приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа :

*формировать представление о русской народной игрушке , традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки ;

*развивать творческие и познавательные особенности;

*речевые умения и мелкую моторику;

*обогащать словарный запас;

*сохранять и укреплять физическую и психическую деятельность;

*формировать умение отвечать на вопросы.

Методы : Игровой, словесный, наглядный практический.

Приемы : рассматривание подлинной игрушки- матрешки , беседа, художественное слово, загадки, частушки, физминутка, поощрение, самостоятельная деятельность детей, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование : персонаж Кузя, кукла- матрешка , иллюстрации разных матрешек , восковые мелки, силуэты матрешек , музыкальное сопровождение

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о матрешках , чтение стихотворений о матрешках , загадывание загадок о матрешках , рисование на тему : «Украсим сарафан, платочек матрешке »

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию. Воспитатель сообщает. что в гости к детям пришел их давний друг домовёнок Кузя, он принес с собой деревянную куклу – матрешку .

Звучит весёлая музыка.

Вос-ль : Ребята, к нам в гости пришёл домовёнок Кузя, он принес нам куклу, и хочет сам узнать,что это за кукла.

Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и постарайтесь отгадать, что это за игрушка : (загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый. шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша…. ( русская матрешка )

Вос-ль : Конечно матрешка !

(Дети и Кузя сидят на стульчиках и слушают рассказ воспитателя)

Вос-ль : Ребята, сегодня Кузя и мы увидели самую любимую игрушку в нашей стране- матрешку .

Великая Россия наша,

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Матрешка у нас появилась очень давно – это русская игрушка , она отражает образ русской женщины . Она одета «в русский костюм ): сарафан, фартук, платок.

Это красивая, расписная кукла. Фигура матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. (Рассказ сопровождается показом) .

Её изготавливают из липы и берёзы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки, сначала самую маленькую, которая не разбирается, потом следующую по больше, затем ещё больше, в последнюю очередь- самую большую.

Потом игрушки расписывают яркими красками,» одевают» русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей .

Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живёт маленькая, а в маленькой ещё меньше.

Нашу Матрёшку знают и любят во всём мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

А вы знаете,что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой ( матрёшка )

Вос-ль : Кузя, а наши ребята приготовили стихи про матрёшку , вот послушай.

Дети читают стихи :

Ой, ты барышня матрёшка ,

Разноцветная одёжка.

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир !

Ох, матрёшечка- матрёшка ,

Хороша не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щёчки яркие, платочек

По подолу цветики

Весело кружатся в танце яркие букетики!

Эти русские матрешки ,

Разноцветные одёжки,

На секреты мастерицы

В старшей прячутся сестрицы.

Кузя : Как интересно . А я вспомнил частушку про матрёшку . Вот послушайте.

Шли матрёшки по дорожке

Было их немножечко.

Две Матрёны ,три Матрёшки ,

И одна Матрёшечка . (повторяют все дети)

Весь народ глядит в окошки

Танцевать пошли матрёшки .

Восемь водят хоровод,

А девятая поёт. (повторяют все дети)

Физкультминутка

Мы весёлые матрёшки ,ладушки-ладушки (полочка)

Хороши у нас одёжки,ладушки-ладушки (руки в стороны)

В сарафанах наших пёстрых,ладушки- ладушки (руки на пояс)

Мы похожи словно сёстры,ладушки-ладушки. (поклонились)

Вопросы вос-ля :

Какая матрёшка (нарядная,расписная,красивая)

Почему она расписная (сарафан украшен цветами)

Из чего она сделана (из дерева)

Какой вы знаете русский сувенир ( матрёшку )

Молодцы!

Вос-ль :

Мастера,скорей за дело

Украшай матрёшку смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Очень любят все матрёшки разноцветные одежки . Вот и мы с вами будем наряжать, каждый свою матрёшку- расписывать для матрёшек фартучки .

(Дети садятся за столы,воспитатель раздаёт им силуэты матрёшек и восковые мелки ).

Кузя : Ребята, с какой куклой мы с вами сегодня познакомились,как её зовут?

Что вы расписывали для матрёшек (фартучки)

Вам понравилось сегодня знакомиться с матрёшкой ?

Вос-ль : Давайте посмотрим,какие у нас получились матрёшки .

(Красивая матрёшка ,за ней –самая весёлая,потом –самая румяная и т. д.)

Молодцы,красивыми и яркими получились матрёшки , так и кажется, что взмахнут они платочками, пустятся в пляс и запоют частушки…

(Дети рассматривают матрёшек и делятся впечатлениями о них и о своей работе)

Спасибо, что рассказали мне про матрёшку , теперь и я буду знать про эту деревянную куклу. Но теперь мне пора прощаться с вами. До свидания ребята.

Вос-ль : Приходи Кузя ещё к нам в гости. До свидания.

Сюрпризный момент

А на последнюю загадку подарю я вам отгадку.

(воспитатель загадывает загадку про матрёшку )

В сундучке моем подружки

Все похожи друг на дружку :

В сарафанчиках цветных

Да в платочках расписных,

Только разные по росту,

А зовут их очень просто.

Помогите отгадать,как подружек этих звать?

(Воспитатель дарит каждому ребёнку матрёшку )

Олеся Рехина

Цель : продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка» ; вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки новым способом .

Материал : белые силуэты матрёшек , краски, кисточки, стаканчики с водой, влажные салфетки, ватные палочки, деревянная матрёшка , картинки с изображением матрёшек , дидактическая игра «Собери матрёшку » , проектор

Предварительная работа : беседа об истории русской народной игрушке- «матрёшка » , рассматривание иллюстраций , настоящих изделий матрёшек , игры с матрёшками .

Ход занятия

Утренний круг приветствия :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей) . Даша знает одну интересную загадку и сейчас она вам её загадает, а вы попробуйте отгадать, о ком же эта загадка :

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может – пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская .

(дети отгадывают «матрёшка » )

Молодцы! Конечно, это матрёшка .

Педагог показывает детям картинки на проекторе с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку , раскрывает её и выставляет всех матрёшек , дети рассматривают их и держат в руках . Педагог комментирует.

Посмотрите, какие они красавицы!

Эти деревянные игрушки произошли тоже с давних времён и сделаны русскими народными мастерами . Матрёшка является одним из символов нашей страны. А как называется наша страна (Россия) . Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Матрёшку сделать непросто . Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшки , лишь потом их размер становится всё больше и больше.

Затем фигурку обрабатывают и распиливают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.

У каждой матрёшки есть тоже своё название. Одни матрёшки Семёновские и их делают близ города Семёнова, другие матрёшки делают в Сергиевом Посаде и называют Сергиевские матрёшки . Другой вид матрёшек делают в Полх-Майдане и называют Полх-Майдановские матрёшки .

Ребята, посмотрите, какие это удивительные игрушки . На матрёшках нарисованы и фартучки , и косыночки, и красивые узоры. Наташа, расскажи нам пожалуйста стишок про матрёшку .

Сарафаны расписные,

Щечки зорькою горят.

И матрёшки , как живые,

Шлют улыбки всем подряд.

Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица!

Ребята, скажите, а матрёшки все одинаковые ? Или нет? (на проекте разные матрешки 2 шт )

Чем они отличаются? (узорами, рисунками на сарафанах) на матрёшке – цветы , листья, завитки, ягоды.

Ещё какие они (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Из чего сделана матрёшка ? (из дерева)

Что у нее на голове (косынка)

А на туловище (сарафан)

Художники разукрашивали их розовыми, красными, жёлтыми, фиолетовыми, голубыми и зелёными красками.

А хотите сами побыть матрёшками ?

Физминутка.

Мы, матрешки , вот такие крошки.

(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.

(Руки на поясе, движение «ковырялочка» , завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки , вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас розовые щечки

(Растирание руками щек)

Мы, матрешки , вот такие крошки

(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.

(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков» )

А теперь я предлагаю ненадолго вам стать художниками-мастерами и разукрасить своими узорами вот этих матрёшек (силуэты) .

Для начала я предлагаю вам немного размять наши пальчики перед выполнением задания :

Пальчиковая гимнастика «Матрёшки »

Мы – красивые матрешки - Разноцветные одежки

Раз – Матрешка , Два – Милашка,

Мила – три, Четыре – Маша

Но разукрашивать будем не как обычно, а разными способами рисования и разными материалами (показ) . Это восковыми мелками, красками, кисточками и ватными палочками.

А теперь посмотрите разные способы рисования .

У каждой матрёшки фартучки разукрашены разными узорами, мы будем разукрашивать своим способом, называется способ рисования «монотипия» - это когда листочек бумаги сгибается пополам и на половину бумаги пятнами наносится разноцветная краска, а другой половинкой припечатывается на краску. Открываем силуэт матрёшки и смотрим рисунок похожий на узор (показ воспитателя, дети выполняют работу с «монотипией» ) .

Пока сохнет фартучек, кисточкой набираем любую краску и раскрашиваем платочек.

На лице у матрёшки подрисовываем щёчки , губки.

Затем, если платочек подсох, берём ватную палочку, для рисования другим способом - "тычком". Палочкой, набираем краску другого цвета, чтобы не сочеталось с платком и на поверхности платка нарисовать точки , как горошинки.

Также ватной палочкой нарисовать бусы у матрёшки .

Теперь, когда все закончили работу, даже в группе стало светлее , и как будто наша группа превратилась в большую мастерскую, а мы стали настоящими художниками-мастерами, но разукрашивали мы свои матрёшки необычными способами. Какими? (Дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ работ.)

Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие . Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают .

Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу . До свидания, ребята! До скорой встречи!