Улучшить восприятие. Как тонко настроить все свои пять чувств. Стратегии по улучшению понимания прочитанного

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Я часто ловлю себя на том, что не могу достаточно быстро, вдумчиво и внимательно читать различные, необходимые мне по работе тексты и документы. Как улучшить восприятие информации, укрепить память и повысить внимательность?

Ответ

Для того чтобы обеспечить качественную работу с информацией, необходимо прежде всего настроиться на быстрое чтение и продуктивное запоминание. Очень часто при работе с различными данными (особенно со скучным и сложным для понимания текстом — с договором, нормативным актом и т.п.) мы изначально настраиваем себя на неэффективность.

Говорим мысленно или вслух: «Как не это хочется читать», «Как все это достало!» . Мы были бы рады заняться чем-то другим, однако приходится разбираться в нудном тексте.

Естественно, такой настрой не способствует эффективному чтению и запоминанию информации. Так что перед началом чтения, в особенности перед проработкой трудных или важных текстов, рекомендую настроить себя на продуктивность. Для этого можно использовать аутотренинг или специальный алгоритм.

Алгоритм активизации внимания

  1. Исключите отвлекающие факторы: установите беззвучный режим в телефоне, попросите коллег или домашних, чтобы они не беспокоили вас в течение определенного времени.
  2. Постарайтесь прогнать посторонние мысли. Для этого можно выполнить непродолжительную медитацию или в течение одной-двух минут концентрироваться на движении секундной стрелки часов. Кстати, это простое упражнение полезно выполнять для развития внимания хотя бы один-два раза в неделю.
  3. Проведите аутотренинг (по желанию). Скажите мысленно или вслух: «Я прочитаю этот текст быстро и внимательно, с максимальной концентрацией. Я активизирую память и запоминаю материал, который мне нужен, в полном объеме».
  4. 4. Прочитайте заголовок текста и ответьте на вопрос: «Что я уже знаю по этой теме?». Таким образом вы активизируете память и не позволяете мыслям переключаться на посторонние темы.
  5. 5. Засеките время (две-три минуты) и просмотрите текст целиком. Не старайтесь читать его последовательно, слово за словом. Выхватывайте отдельные слова и фразы, домысливая остальное. В скорочтении эта техника называется сканированием. Ваша задача на этом этапе — сориентироваться в затрагиваемых темах и структуре текста.
  6. 6. Сформулируйте цель чтения. Зачем вам этот текст? Ответы на какие вопросы вы планируете в нем найти? Нужно ли запомнить или выписать какую-либо информацию? Или, быть может, сравнить ее с уже имеющейся?
  7. 7. Приступайте к чтению. Если вы провели сканирование и формулировку целей правильно, то уже имеете представление о том, какие части текста следует детально проработать, а какие можно прочитать на максимальной скорости или даже пропустить.

Указующий перст

Настрой на эффективное чтение важен, однако это не единственный инструмент для удержания внимания на тексте. Также очень полезно использовать указку. В качестве нее лучше всего использовать карандаш, потому что с его помощью можно делать пометки в тексте.

В Великобритании, СССР, а затем и в России проводились исследования, которые доказали: указка является своего рода физической проекцией внимания. Используя ее во время чтения, мы реже отвлекаемся, лучше усваиваем содержание.

В Японии принято показывать пальцем на то, о чем идет речь во время разговора. Нам подобная практика может показаться странной или даже неэтичной. Тем не менее, это помогает удерживать внимание на предмете обсуждения, а также активнее задействовать визуальный канал для восприятия информации.

Если поначалу вам будет трудно привыкнуть к указке, читайте с ее помощью легкие тексты и лишь затем переходите к более сложным. В следующих статьях цикла «Эффективная работа с информацией» мы познакомимся с некоторыми методами скорочтения. Во время их отработки указка также будет вашим помощником.

Задания

Иногда нам кажется, что для того чтобы получить максимальный эффект, нужно использовать продвинутые методики, внедрять сложные приемы. Однако это не всегда так. И если вы хотите развить свое внимание, выполняйте регулярно хотя бы одно из простых упражнений, приведенных ниже.

«Мой путь». Это упражнение можно легко совместить с прогулкой, поездкой на работу или походом в магазин. Ваша задача состоит в том, что нужно внимательно смотреть по сторонам и запоминать увиденное.

Сейчас вы проходите мимо детской площадки. Раннее утро, поэтому на ней пусто, только бездомная собака обнюхивает скамейку. Дальше вы идете мимо газетного ларька, и рядом с ним уже образовалась небольшая очередь. Потом видите продуктовый магазин - в него с черного хода заносят какие-то ящики… Чем больше деталей вы отметите и запомните - тем лучше.

Важно выполнять это упражнение в течении как минимум трех дней и сравнивать увиденные картины.

Например, завтра, когда вы пойдете тем же самым путем, на детской площадке увидите молодую женщину, которая играет с ребенком. Вместо собаки рядом со скамейкой гуляет кот. У ларька с газетами очереди уже нет, а в магазин по-прежнему заносят ящики. И так далее.

«Мой путь» развивает как внимание, так и память, потому что вы сравниваете увиденное с тем, что наблюдали днем раньше. Сделайте это упражнение своей привычкой, и тогда вы вскоре заметите, что стали более внимательным и наблюдательным человеком.

Теперь ваша задача - внимательно смотреть по сторонам и подсчитывать количество оранжевых предметов, которые встретятся вам во время поездки на работу или прогулки. Старайтесь удерживать в памяти точное число предметов, если сбились - можно начать сначала.

Когда упражнение будет получаться легко, используйте его модификации:

  1. ищите сразу два цвета и ведите счет параллельно;
  2. засчитывайте только предметы одежды окружающих людей выбранного цвета;
  3. выберите два цвета: один ищите в одежде мужчин, другой - у женщин;
  4. замените цвет на форму (круглую, треугольную и т.п.);
  5. ищите один цвет + одну форму;
  6. для развития визуального восприятия подсчитывайте оттенки цвета (не все красные предметы, а отдельно - алые, пунцовые, вишневые и т.д.);
  7. соревнуйтесь с ребенком, супругом, коллегой - кто больше насчитает предметов за время совместной прогулки.

Упражнение, помимо внимания в целом и памяти, развивает такую важную функцию, как избирательность внимания - умение выделять в информационном поле объекты, обладающие определенным признаком. Такая способность очень полезна тем, кому приходится регулярно искать какую-либо информацию в Интернете или книгах.

«Кулачки». Это упражнение хорошо известно на Востоке: его активно используют в рефлексотерапии (метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма).

Сожмите левую руку в кулак, а правую ладонь держите в открытом положении (большой палец прижмите к остальным). Расположите левую руку, сжатую в кулак, перед собой. А открытую ладонь правой руки таким образом, чтобы ее средний палец касался мизинца левой руки.

Затем поменяйте положение рук. Теперь правая рука у вас сжата в кулак, а левая ладонь раскрыта, и средний палец левой руки дотрагивается до мизинца правой. Несколько раз повторите это упражнение, стараясь как будто бы перескакивать вниманием с одной руки на другую. Если у вас это получится легко, ускоряйте темп «перехода».

«Я здесь». Данную технику также называют медитацией внимания. Для ее выполнения не придется садиться в позу лотоса или надолго отвлекаться от текущих задач. Нужно всего лишь 10 раз в течение дня перенести внимание с окружающего мира на свое тело и сказать: «Я здесь!». Лучше делать это вслух, однако можно и про себя - когда вы на работе или в людном месте.

Результат: натренированные память и внимание, а также хотя бы краткое пребывание «здесь и сейчас», к которому стремятся все йоги и люди, занимающиеся личностным ростом.

Тренируйтесь при каждом удобном случае, и результаты не заставят себя ждать. Успехов вам!

Далеко не просто так вы можете мгновенно распознать рекламу Apple. То же относится и к Nike с Airbnb. Можно подумать, что все дело в особом характере используемых этими компаниями изображений, манере написания текстов и даже неких особенностях макетов сайтов, и все это верно. Но не следует забывать и об огромной роли в этом процессе.

Хотя ROI сильного бренда труднее измерить, чем, например, CTA-кнопки на странице захвата, очевидно, что некоторые из самых уважаемых компаний в мире имеют основательно разработанную культуру дизайна и следуют определенной эстетике неслучайно.

Примеры соответствующего бренду дизайна Apple и Nike

При проектировании лендингов вы должны добиться максимального соответствия их дизайна бренду. Превосходный дизайн, как правило, является признаком более искушенного маркетинга. Но одним из самых очевидных элементов, который требует полной универсальности дизайна ваших посадочных страниц, — это шрифты.

Ведя речь о шрифтах, нельзя обойти стороной амбициозный проект Google под названием Google Fonts (Шрифты Google): библиотеку более 800 свободно распространяемых шрифтов и инструментов для просмотра и работы с ними. Чтобы не потеряться в таком изобилии вариантов, предлагаем вашему вниманию рекомендации дизайнеров сервиса Unbounce по широкому кругу вопросов: от того, какие шрифты лучше всего подходят для создания визуальной иерархии, до того, как сделать так, чтобы ваш текст мог транслировать эмоции.

Нарушайте правила, где это возможно

Сезар Мартинес (Cesar Martinez), старший арт-директор в Unbounce, слышал многое по поводу правил в дизайне, но на его взгляд споры в этой плоскости далеки от завершения:

«Часто при обсуждении со своими коллегами тех или иных вопросов типографики я слышу многое о принципах дизайна, которые за время работы стали для меня чем-то вроде священных заповедей. Я понял, что очень легко оказаться втянутым в вихрь переоцененных и оттого чрезмерно используемых принципов визуальной коммуникации, которые могут повредить целостности (или тому, что некоторые называют оригинальностью) вашего бренда.

При разработке дизайна посадочных страниц, которые должны быть выполнены в стиле компании, попробуйте нарушать эти правила время от времени (проводите A/B-тесты, чтобы увидеть, что сработает, а что — нет). Например, в одном абзаце вы можете использовать более двух шрифтов, нарушьте в заголовках, используйте большой жирный шрифт с засечками на сером фоне и посмотрите, насколько хорошо будет смотреться тонкий ручной матовый каллиграфический шрифт в подзаголовке. Я знаю, это звучит безумно, но это может привести к неожиданным результатам.

Когда речь заходит о типографике, нельзя не восторгаться тем, что делает студия ILOVEDUST. Я также рекомендую вам прочесть книгу «Pretty Ugly: Visual Rebellion in Design (Довольно уродливый: визуальный бунт в дизайне)» в качестве вводного пособия по тому, как «плохие» дизайны оказываются довольно хороши в донесении визуальных идей.

В числе своих самых любимых шрифтов я бы назвал Roboto, Playfair и Abril Fatface».

Используйте меньше шрифтов, чтобы сделать информационную архитектуру более понятной

Дениз Вильянуэва (Denise Villanueva), дизайнер продукта:

«Хорошая типографика — самый простой способ создать понятную . Это и должно стать главным критерием в выборе шрифта для вашего бренда».

Дениз дает некоторые ориентиры, которые помогут вам разработать максимально доступную информационную архитектуру на лендинге:

«Если не знаете, на чем остановить свой выбор, то использование одного семейства шрифтов в 2-3 весах (или два семейства шрифтов в 1-2 весах) будет довольно разумным. Использование более трех шрифтов может отвлекать и дезориентировать — этого нужно избегать».

Обратите внимание на макет лендинга Fitspo. В заголовке и тексте страницы использовано семейство шрифтов Raleway. Заголовок четкий, понятный, легко захватывающий внимание, а сама страница поделена на несколько разделов, что только стимулирует скроллинг. Задумайтесь над тем, как можно распределить вашу информацию по нескольким уровням, которые будут легки для восприятия.

Для Дениса Сухополяка (Denis Suhopoljac), главного инженера пользовательского опыта в Unbounce, важно, что использование правильной типографии может вызвать нужные чувства у аудитории:

«Шрифты — это все, что касается композиции, гармонии и настроения. Подобрав к голосу и стилю вашего бренда подходящий шрифт, вы сможете сделать свой контент гораздо более интересным. Когда все выбрано правильно, типографика делает ваш текст (да и весь опыт общения с брендом) разборчивым, читабельным и привлекательным».

Разные шрифты способствуют трансляции через текст разных эмоций. Какие мысли на вас навевают эти шрифты? К примеру, шрифт Henton College может транслировать приоритет образования, строгость и дисциплинированность, а Lookwood — изысканность, утонченность, некую элитарность.

Постарайтесь сделать шрифт частью вашего сообщения

По словам Эйнары Сейнз (Ainara Sáinz), интерактивного дизайнера Unbounce, хорошая типографика может избавить вас от необходимости искать какую-либо дополняющую ваше сообщение иллюстрацию.

Работа головы. Скорость получения и обработки информации

Ещё одно замечательное свойство, которое можно отнести к области головы — это умение воспринимать информацию . И далеко не каждый человек обращает своё внимание на то, как, и с каким качеством он эту информацию воспринимает, а это тоже играет свою немаленькую роль в общей работе организма.

В современном мире количество информации постоянно возрастает. Если, к примеру, в наше время перенести человека из XVIII века, то, скорее всего, он долго не протянет. Он просто не справится с тем огромным информационным потоком, льющимся со всех сторон. У него просто нечем обрабатывать такое количество, не сформировано, в те времена это было не нужно.

А что происходит у нас с вами. За последние годы, информационные потоки возросли в несколько раз, и эта величина не собирается останавливаться, а наоборот, информации всё больше и больше.

Вспомните шестидесятые. Когда смотришь фильмы того времени, кажется, что люди такие наивные, а события такие медленные. Одна из причин состоит в том, что у людей не было такого количества информации, и жизнь, в те времена, была более размеренной и спокойной.

И раз уж мы начали разговор о возрасте, то одной из причин выпадания человека из реальной жизни, является его неспособность увеличивать скорость восприятия информации . Если на этот вопрос не обращать внимание, то постепенно, новую информацию воспринимать становится всё труднее и труднее. Не успеешь с одним разобраться, как уже надо срочно разбираться с другими вопросами. Эти неосвоенные вопросы всё растут, а обрабатывать их становится просто нечем, это умение просто деградировало.

Обратите внимание на пожилых людей. Как сложно им что-то новое объяснить, а уж когда касается вопросов освоение новой техники, то тут совсем туго. И ведь всё это сформировалось не на пустом месте.

Надо обязательно заниматься вопросом скорости восприятия информации . Если этого не делать, то, автоматически эта скорость будет стремиться к нулю, и вот вам все возрастные изменения.

На сегодняшний день, в школе нас учат тому, как научиться читать. Объясняют буквы, слоги, предложения и так далее. Но, никто не объясняет, как читать быстрее . Совсем наоборот, заставляют это делать медленно, вчитываясь в каждое слово.

Естественно, когда идёт первоначальный процесс формирования навыков чтения, так и надо. Надо это делать медленно, не торопясь, с расстановкой. Но, дальше-то зачем читать медленно? Навык получен, надо его развивать дальше. А вот этим никто не занимается. А зря.

В очередной раз для получения среднего образования увеличили количество лет. Теперь, наши дети будут учиться двенадцать лет, вместо десяти. А почему? Просто, то количество информации, которое должен знать современный человек в десять лет уже не укладывается. И даже эти двенадцать лет наши дети впахивают по семь уроков, еле успевая всё сделать.

А не напрашивается ли тут закономерный вывод. Если не можем поместить количество , значит надо изменить качество . Надо элементарно научить наших детей управлять скоростью чтения. Если её увеличить, хотя бы в пять раз, то и времени на освоение материала будет затрачено значительно меньше, и, соответственно, уменьшится количество лет обучения.

Так же и для взрослого человека. В наше время, становится жизненно необходимо обрабатывать огромное количество информации. И в первую очередь по своей профессии. Постоянно появляется что-то новое, не всегда, правда нужное, но, для того, чтобы сделать вывод, надо с этой информацией, как минимум ознакомится. А как это сделать, если скорость восприятия традиционная.

Это, кстати, одна из причин, почему прозябают большое количество талантливых авторов и изобретателей. У людей, от которых зависит принятие решения, попросту на них нет времени. Некогда прочитать, вникнуть, разобраться. Вот и складируются великолепные идеи и работы в архивах жестких дисков и ящиках письменных столов.

Как увеличить скорость восприятия информации?

А как же изменить этот самый способ восприятия информации?

Уже давно существуют самые разные методики для увеличения скорости чтения и скорости мышления. Я сам, лет пятнадцать назад, прошел один такой курс и остался очень доволен, а навыками, приобретёнными в этой школе, я пользуюсь до сих пор.

Поймите правильно, это не реклама школы Олега Андреева, есть ещё масса других. Но, именно в этом месте предлагается комплексный подход , т. е., то, о чём мы с вами говорим на этом сайте. И всё обучение не сводится к простому разгону скорости чтения, в первую очередь, вы будете понимать, как можно воспринимать информацию по-другому, более быстро и более качественно. А, во-вторых, вы поймете, как состояние вашего организма влияет на скорость восприятия.

Кстати, одна интересная деталь. Когда я сам прошел первоначальное обучение, было так странно общаться с окружающими людьми. Казалось, что они так медленно говорят, так медленно думают. И это всё из-за того, что у меня просто увеличилась скорость восприятия информации.

Сразу отвечу на традиционный вопрос. Его задают очень многие люди, кому озвучиваешь эту информацию. А как же читать классику, стихи, разве можно это делать быстро?

Совсем не обязательно. Можно спокойно регулировать скорость своего чтения. Когда надо, можно читать медленно, вдумчиво, а когда потребуется, можно и ускориться. Так что, всё в ваших руках.

Для тех, кто хотел бы перейти к практическим занятиям по развитию работы головы, рекомендую ознакомиться с . Упражнение простое, понятное и достаточно эффективное.

И, в заключении, подведём небольшие итоги по вопросу возраста .

Если у вас будет великолепно работать зрение, слух , если вы научитесь быстро и качественно воспринимать новую информацию , то, слово возраст для вас будет иметь своё истинное значение – время зрелости, мудрости . А никак не время дряхлости и немощности. Но, для этого надо слегка поработать.

Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением

Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.

Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:

Перед чтением

— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.

— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.

— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.

— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.

Во время чтения

— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.

— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.

— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.

— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.

После чтения

— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.

— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.

— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.

— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.

Поговорите о прочитанном

Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Мотивация для чтения

Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.

Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.

Стратегии по улучшению понимания прочитанного

Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:

Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.

Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.

Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.

Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.

Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.

Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.

Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.

Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.

Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.

Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.

Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.

Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.

Модель постепенного внедрения

Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.

Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.

Доступность книг для чтения

Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.

Также следует обратить внимание на следующие книги:

— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.

— Книги с достаточно крупными буквами.

— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.

— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.

Связь между чтением и письмом

Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.

Заключительные мысли

Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.