Раджниш бхагаван шри "ошо". Ошо раджниш. психология эзотерики

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)

Психология Эзотерического

Прежде чем в этом мире появился сад,

виноградная лоза и виноград, наши души

уже были пьяны от вина бессмертия.

Джалаледдин Руми

Внутренняя революция

Возможно ли, что на своем эволюционном пути в какой-то момент в будущем все человечество может достигнуть просветления? В какой точке эволюции находится человек сегодня?

Естественный, автоматический процесс эволюции завершается на человеке. Человек -- конечный продукт бессознательной эволюции. С человека начинается осознанная эволюция. Во внимание следует принять многое.

Во-первых, неосознанная эволюция -- явление механическое и естественное. Она происходит сама по себе. Из этого типа эволюции возникает сознание. Но как только сознание возникает, неосознанная эволюция останавливается, поскольку ее миссия выполнена. Неосознанная эволюция нужна только до момента возникновения сознания. У человека появляется сознание.

Некоторым образом он превзошел природу. Теперь природа бессильна: уже появился конечный продукт естественной эволюции. Теперь человек сам волен эволюционировать дальше или нет.

Во-вторых, неосознанная эволюция -- явление коллективное, но как только она становится осознанной, сразу превращается в явление индивидуальное. Никакой коллективной автоматической эволюции не происходит после возникновения человечества. С этого момента она становится процессом индивидуальным. Сознание порождает индивидуальность. До возникновения сознания не существует индивидуальности. Есть виды, но не индивидуальность.

Пока эволюция все еще является неосознанной, это автоматический процесс; в нем нет ничего неопределенного. Все происходит согласно закону причины и следствия. Существование механистично и определенно. Однако с появлением человека и, следовательно, сознания в жизнь проникает неопределенность. Теперь уже ничто не является определенным. Эволюция может происходить, а может и не происходить. Существует потенциальная возможность, но выбор в руках каждого отдельного индивидуума. Вот почему беспокойство -сугубо человеческое качество.

Ниже человека нет беспокойства, потому что нет выбора. Все идет своим чередом. Нет выбора, следовательно, нет и того, кто выбирает. И отсутствие выбирающего исключает беспокойство. Кому беспокоиться? Кому напрягаться?

За возможностью выбора тенью следует беспокойство. Все теперь нужно выбирать, все становится осознанным усилием. И отвечаете за это только вы. Если вы терпите неудачу, вы за это отвечаете, и если преуспеваете, тоже отвечаете за это.

Каждый выбор в определенном смысле окончателен. Вы не можете ни переделать его, ни забыть, ни вернуться назад. Ваш выбор становится вашей судьбой. Отныне он с вами как ваша неотъемлемая часть, вы не можете отрицать его. Но ваш выбор -- это всегда игра, он делается вслепую, потому что ничего не ясно.

Вот почему человек страдает от беспокойства до самых корней, и в первую очередь его терзают вопросы: быть или не быть? делать или не делать? делать то или другое? "Не выбирать" невозможно. Если вы не выбираете, то делаете выбор в пользу отказа от выбора: однако это тоже выбор. Вас все время вынуждают выбирать; вы не свободны от выбора. Отказ от выбора имеет такие же последствия, как и любой другой выбор.

Сознание -- достоинство, красота и величие человека, но также и бремя. Величие и бремя появляются одновременно с сознанием. Каждый шаг становится движением между двумя противоположностями. С человеком в мир приходят выбор и осознанная индивидуальность. Вы можете развиваться, но ваша эволюция будет индивидуальным усилием. Вы можете эволюционировать в Будду, а можете и не делать этого. Выбираете вы сами.

Итак, есть два типа эволюции: коллективная и индивидуальная, осознанная. "Эволюция" предполагает неосознанное коллективное движение, поэтому, говоря о человеке, правильнее употребить слово "революция". Революция становится возможной с появлением человека.

Я использую здесь слово "революция" для обозначения осознанного индивидуального усилия в сторону эволюции. Она поднимает индивидуальную ответственность на вершину. Только вы ответственны за собственную эволюцию. Обычно человек стремится убежать от ответственности за свою эволюцию, за свободу выбора. Свободы очень боятся. Раб не несет ответственности за свою жизнь; за нее отвечает кто-то другой. Поэтому по-своему рабство очень удобно. Бремя ответственности отпадает. В этом смысле рабство является свободой: свободой от осознанного выбора.

Как только вы получаете полную свободу, вам приходится делать свой собственный выбор. Вас никто ничего не заставляет делать, перед вами открыто множество возможностей. И здесь начинается борьба с умом. Поэтому все боятся свободы.

Привлекательность таких идеологий, как фашизм и коммунизм, частично объясняется тем, что они дают возможность избежать индивидуальной свободы и снять с себя всякую личную ответственность. С индивидуума снимается бремя ответственности; ответственность начинает нести общество. Когда что-нибудь плохо, всегда можно показать пальцем на государство, на организацию. Человек становится частью коллективной структуры. Но отрицая индивидуальную свободу, фашизм и коммунизм отрицают также возможность человеческой эволюции. Это падение назад по сравнению с великими возможностями, которые предлагает революция, -- тотальная трансформация человеческого существа. Когда это случается, вы разрушаете возможность достижения высшего, отбрасываете себя назад, вновь становитесь подобны животному.

Для меня дальнейшая эволюция возможна лишь при наличии индивидуальной ответственности. Эта ответственность есть великое блаженство. С ней приходит борьба, которая в конечном итоге ведет к невыбирающему сознанию.

Старый тип бессознательной эволюции для нас кончился. В него можно попасть обратно, но в нем нельзя оставаться. Ваше существование восстанет. Человек стал сознательным; он должен оставаться сознательным, и другого пути нет.

Философы, подобные Ауробиндо, сродни эскапистам1. Они утверждают, что коллективная эволюция возможна. Снизойдет Божественная воля, и каждый сразу станет просветленным. Но, по моему мнению, это невозможно. И даже если это кажется возможным -- оно не стоит того. Если вы стали просветленным без вашего индивидуального усилия, такое просветление не нужно. Оно не даст вам экстаза, который венчает усилия. Просветление будет восприниматься как должное -- как ваши глаза, руки, дыхание. Это великое блаженство, но никто этого не ценит на самом деле.

Сохраните себе?

1. люди принимают всё так серьезно, что это становится обузой для них. Учитесь больше смеяться. По мне, смех так же свят, как и молитва.

2. каждое действие ведет к немедленному результату. Просто будьте бдительны и наблюдайте. Зрелый человек - тот, кто наблюдал себя и нашел, что для него правильно и неправильно; что хорошо и что плохо.

И благодаря тому, что он нашел это сам, у него есть огромный авторитет: даже если весь мир будет говорить что-то другое, для него ничего не изменится. У него есть собственный опыт, на который он может опираться, и этого достаточно.

3. все мы уникальны. Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь - эксперимент, в ходе которого следует выяснить, что правильно, что неправильно. Иногда, может быть, вы поступите неправильно, но это даст соответствующий опыт, от которого вы тут же получите пользу.

4. бывают моменты, когда бог приходит и стучится в вашу дверь. Это и есть любовь - бог, стучащийся в вашу дверь. Через женщину, через мужчину, через ребёнка, через любовь, через цветок, через закат или рассвет. Бог может стучаться миллионами разных способов.

5. желание быть необычным - это очень обычное желание.
Расслабиться и быть обычным - по-настоящему необычно.

6. жизнь - это тайна. Ее нельзя предсказать. Но есть многие люди, которым хотелось бы жить предсказуемой жизнью, потому что тогда не было бы страха. Все было бы определено, не было бы сомнений ни в чем.

Но будет ли тогда возможность для роста? Лишь в том случае, если не будет риска, разве вы сможете расти? В том случае, если не будет опасности, разве вы сможете упрочить свое сознание? Лишь в том случае, если не будет возможности того, что вы отклонитесь, разве вы можете идти по правильному пути? В случае если не будет альтернативы дьявола, разве будет возможность достижения бога?

7. сначала станьте уединенным. Сначала начните получать удовольствие от самого себя. Сначала станьте таким подлинно счастливым, что не будет иметь никакого значения, если никто и не придет к вам; вы полны, переполнены. В случае если никто и не постучится в вашу дверь, то все равно все в порядке - вы ничего не упускаете. Вы и не ждете, что кто-то придет и постучит в вашу дверь.

Вы дома. В случае если кто-то придет к вам - хорошо, прекрасно. Лишь в том случае, если никто не придет - тоже хорошо и прекрасно. Тогда вы можете идти на отношения с другими. Теперь вы можете делать это как хозяин, а не как раб, как император, а не как нищий.

8. если ты богат, не думай об этом, если ты беден - не принимай свою бедность всерьез. Таким образом, если ты способен жить в мире, помня о том, что мир - это только спектакль, ты будешь свободным, тебя не коснутся страдания. Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей.

9. смелость - это движение в неизвестное, вне зависимости от всех страхов. Смелость - это не бесстрашие. Бесстрашие случается когда вы становитесь все смелее и смелее. Это высшее переживание смелости - бесстрашие; смелость, ставшая абсолютной. Но в самом начале разница между трусом и смельчаком не так уж велика.

Единственное различие в том, что трус слушает свои страхи и следует им, а смельчак оставляет их в стороне и движется дальше. Смельчак в неизвестное несмотря на все страхи идет.

10. вы меняетесь каждый момент. Вы - река. Сегодня она в одном направлении и климате течет. Завтра - в другом. Я ни разу не видел одного и того же лица дважды. Оно меняется. Оно меняется постоянно. Но надо иметь проницательные глаза, чтобы это видеть. Иначе опускается пыль, и все становится старым; кажется, что все уже было.

Отношение. Слушайте слушайте сознательнее. пробудите себя. чувствуете, что вам надоело, лягните себя как следует. Себя, а не другого - лягните. Откройте глаза. . Пробудитесь. .слушайте снова.

«Позитивное мышление означает ложь. Это означает видеть определенную вещь и тем не менее отрицать то, что вы только что увидели. Это означает обманывать и себя, и других».

Осознанность как источник морали

Говорят, что однажды Сиддхартху Гаутаму спросили: «Отчего ты не учишь своих последователей молиться?» Это был совершенно очевидный вопрос, ведь для большинства людей религия без молитвы немыслима. И ответ, который дал Будда, сегодня так же актуален, как и 25 веков назад, он сказал: «Я не учу никого молитве по той причине, что это нанесет вред тому, кто молится. Ведь сейчас те люди, которым я проповедую свое учение, еще не достигли достаточной осознанности. Поэтому, во-первых, нужно, чтобы они стали готовы. Именно этому я и учу их — достичь осознанности. Когда же они достигнут осознанности, пусть молятся. Но я могу сказать одно: тому, кто обладает осознанностью, молитва не нужна. Ведь у него уже есть все, о чем можно было бы вопрошать Бога.

Милдред уже много лет изводила семью своим несносным характером, и все давно привыкли к кислому и недовольному выражению на ее лице. Как-то раз она посетила лекцию, посвященную теме «позитивного мышления», где оратор целый час вдохновенно и с улыбкой вещал о пользе позитивного выражения на лице. Она вернулась домой окрыленная и с твердым решением изменить свою жизнь.

На следующее утро Милдред встала пораньше, надела любимое платье и приготовила отличный завтрак. Когда вся семья спустилась в столовую, она приветствовала их улыбкой. Увидев накрытый стол и незнакомое выражение на лице жены, ее муж Джордж рухнул на стул и простонал: «Ну вот, теперь я точно знаю, она наверняка приготовила нам какую-то гадость, не иначе». Он просто не мог поверить в то, что улыбка Милдред может быть искренней.

Люди пытаются молиться, люди пытаются улыбаться, они пытаются быть честными и обладающими всеми теми качествами, которые так восхваляются обществом. Но за каждым подобным актом бессознательной тенью стоит их истинная суть, она искажает их улыбки, искажает их честностьи правду.

В нашем мире просто не существует такой морали, которая учит человека сначала стать осознанным и лишь затем задаваться вопросом, какие прекрасные качества он бы хотел в себе вырастить.

Честность, искренность, любовь, сострадание, откуда им взяться, если нет осознанности? И лишь немногие люди (например, такие, как Гаутама) прямо говорили о том, что сначала надо вырастить в себе осознанность, и лишь затем в вас появится истинная правда, истинная любовь и истинное сострадание. Но кто сегодня хочет это понять? Мы просто хотим быть позитивными, потому что это нам выгодно.

Ошо Раджниш. Мятежник. Глава 26.

Видеть хорошее и не видеть плохого

Фальшивая философия «позитивного мышления» уже давно разошлась по миру. Ее авторы известны — Дейл Карнеги, Наполеон Хилл, священник Винсент Пил, именно они первыми породили идею обмана, которая захлестнула умы американцев, а потом и всего остального мира. Это легко доказывает тот факт, что книга Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» по объемам продаж давно сравнялась с Библией.

Дейл Карнеги был первым, кто заронил идею «позитивного мышления», но давайте посмотрим, что это значит. Это значит, что вы соглашаетесь видеть во всем только хорошую сторону и не видеть плохого. При этом почти никто и никогда не задумывается о том, что все это всего лишь обман. Вы не можете таким способом изменить реальность. Думаете если вы откажетесь видеть темную сторону, то она исчезнет? Ничего подобного, ночь все равно настанет, даже если вы будете упорно убеждать себя в том, что день длится все 24 часа. Плохое — точно такая же часть жизни, как и хорошее. Более того, они уравновешивают друг друга.

После Дейла Карнеги вторым отцом идеи позитивного мышления был Наполеон Хилл, а его прекрасно и талантливо написанная книга «Подумай и стань богатым»не сравниться ни с чем по тому количеству чуши, которую содержит. «Только подумайте и станьте богатым… все, что вам нужно — это мыслить в позитивных категориях, и богатство немедленно потечет к вам рекой, а если такого не происходит, то это значит одно: вы были не достаточно позитивны». Беспроигрышная комбинация слов, объясняющая абсолютно все. Если вы добиваетесь процветания случайно, то только потому, что руководствовались философией успеха. Думали только о хорошем? И вот результат: ваш богатый дядюшка умирает и оставляет вам состояние. У вас нет денег, и удача избегает вас? Вы просто не были достаточно позитивно настроены. Наполеон Хилл не скупиться на примеры и в своей книге описывает множество людей, достигших успеха силами позитивного мышления.

Но мир велик и разнообразен, и каждый при желании сможет найти в нем подтверждения любому принципу. Люди просто смотрят вокруг, видят то, что им нравится, и помещают это в красивую и поэтичную оболочку. И если у вас достаточно желаний и амбиций, то они обязательно найдут для себя идеальную почву, например, такую, как книга Наполеона Хилла.

Удивительно, но сам Наполеон был довольно бедным парнем, а ирония состоит в том, что разбогател он, продавая книгу «Подумай и стань богатым». При этом в основе его успеха было вовсе не позитивное мышление, а напряженная работа, его собственный труд, который и сделал возможным то, что эта книга была написана.

Здесь показательна одна известная история. Когда Наполеон Хилл только написал свою книгу, он сидел в книжном магазине и, как и любой начинающий автор, убеждал людей купить ее. Случилось так, что сам Генри Форд зашел в этот магазин, и Наполеон Хилл решил не упускать такого шанса. Он немедленно подскочил к Форду и стал нахваливать свой труд: «Это отличная и интересная книга, кроме того она очень полезна, поскольку содержит верный рецепт успеха».

Генри Форд посмотрел на него несколько недоуменно и спросил «А ты приехал сюда на машине или на автобусе?» Наполеон Хилл объяснил, что приехал в магазин на автобусе, а машины у него нет. На что миллионер ответил: «У тебя даже нет автомобиля, а ты пишешь книгу с рецептом, как можно разбогатеть, просто думая позитивно. Да ты просто обманщик. Вот когда разбогатеешь, приходи к мне, это и будет доказательством, а пока это не так, то все, о чем написано в твоей книге, просто чушь». Рассказывают, что даже после того, как Наполеон Хилл разбогател, у него так и не хватило духу воспользоваться приглашением Форда, ведь даже теперь он был слишком беден по сравнению с ним. Но послание Генри Форда предельно ясно.

Я не верю в философию позитива. Как не верю и в обратное. Ведь я знаю, что существует и то, и другое, и вместе составляют единое целое. Моя философия целостна — она не позитивная, ни негативная. Она реалистичная. Вы видите все, как одно, и, что бы не случилось, оно останется таковым. Добро и зло, день и ночь, жизнь и смерть, все вместе и все существует.

Мой подход вот в чем — точно видеть и осознавать, что происходит прямо сейчас. Это очень просто, и нет нужды навешивать никакую философию.

…Вы спрашиваете, против ли я позитивного мышления? Да, это так, но я также и против обратного. Я просто обязан быть против и того, и другого, ведь и то, и другое утверждает только часть реальности. Помните, полуправда куда опаснее лжи целиком, ведь настоящая ложь рано или поздно будет обнаружена. Как долго обман может оставаться обманом? Обман, как карточный домик — небольшой ветерок и вот его уже нет.

Полуправда куда коварнее и опаснее. Вы можете так и не обнаружить в ней лжи и продолжать вечно принимать ее за истину. Истинная проблема — это не вся ложь целиком, а полуправда, которая вечно прикрывается истиной. И это то, что создают сами люди.

Идея позитивного мышления говорит нам о том, что от мира нужно брать только позитивные моменты, и в этом подходе нет места ничему отрицательному. Почти то же самое можно сказать и о противоположном подходе, но в отличие от философии «позитивного мышления» философии негатива просто не существует. Причина в том, что таких философов просто никто не захочет слушать. Но вот что они сказали бы вам: «Если кто-то улыбается, остерегайтесь, за этим наверняка что-то скрывается. Возможно, этот человек просто обманывает вас и на самом деле ему хочется плакать. А если он выглядит таким счастливым, то это значит, что он хочет от нас что-то скрыть за своим счастьем».

Но кто же будет слушать такого философа в мире, где люди и так слишком несчастны. Они скажут ему: «Мы и так уже несчастны, а тут еще и ты, учишь нас искать еще больше страданий! И даже если эта улыбка и ложь, но она хотя бы улыбка. Мы не можем продолжать лить слезы, их нам достаточно». Никто и слышатьне захочет о негативном мышлении. На самом деле есть множество людей, которые верят в негативную философию, хотя и не желают себе в этом признаться. И их куда больше, чем сторонников настоящего позитива, большинство из тех, кто делает вид, что верит в позитивное мышление, в реальности следуют по пути негативного мышления. И чтобы скрыть это от самих себя, они усиленно делают вид, что мыслят позитивно.

Я не сторонник ни одной из этих крайностей. Я за то, чтобы брать на себя всю правду, как она есть, и мне бы очень хотелось, чтобы и вы сделали так же, ведь негатив столь же важен, как и позитив.

Вы никогда не сможете создать электрический ток, имея только положительный полюс, вам обязательно понадобится и отрицательный. Фактически они дополняют друг друга, и одного нет без другого.

Ошо Раджниш. От неведения к невинности. Глава 29.

Философия лицемерия.

Метод позитивного мышления — это не то, что может вас преобразить. Он может сыграть только одну роль — подавить негативные аспекты вашей личности. Это метод выбора одного из того, что уже является целым. Но это не поможет развитию в вас осознанности. Наоборот, это противоречит осознанности. Ведь в основе настоящей осознанности всегда лежит отсутствие каких-либо условий.

Что же касается позитивного мышления, то оно означает вытеснение всего негативного в бессознательное и обуславливание вашего ума одним лишь позитивом. Но проблема в том, что бессознательное куда сильнее, чем сознательная часть ума, и оно обязательно найдет способ для самовыражения.

Все отрицательное в вашем уме должно быть освобождено, а не подавлено позитивом. Вы должны создать сознание, которое не является ни позитивным, ни негативным. Это и будет тем, что называют «чистое сознание». И в таком сознании вы будете жить самой естественной жизнью полной блаженства.

Но вот что происходит. Вы пытаетесь подавить негатив в своем уме по причине того, что он причиняет вам страдание… Например, вы злитесь на другого человека, но подавляете это чувство и в соотвествии с принципом позитивного мышления пытаетесь превратить этот негатив в нечто противоположное. Например, вы пытаетесь почувствовать к нему что-то хорошее, сострадание или любовь. Когда так происходит, знайте, вы идете по пути самообмана. Ибо в глубине души вы все еще испытываете злость и лишь пытаетесь изобразить из нее что-то более приемлемое. Вы можете улыбаться, но такая улыбка будет ограничена лишь изгибом ваших губ. Она не будет связана с тем, что происходит в вашем сердце, в самой глубине вашего существа. И между такой улыбкой и вашим сердцем всегда будет огромное препятствие — то негативное чувство, которое вы изгнали в бессознательное.

И такие чувства не ходят одни. В нашей жизни их тысячи. Мы не любим людей, нам не нравится многое из того, что происходит вокруг нас. В конце концов мы не любим самих себя. И весь этот багаж ухает в бессознательное, а на поверхности появляется отвратительный лицемер, который говорит: «Я люблю всех, ведь безусловная любовь — это ключ к блаженству!» Но это не блаженство, а хороший способ создать в вашей душе настоящий ад.

Вы можете бесконечно обманывать себя и других, но это не приведет к переменам, а будет бесконечной тратой драгоценного времени, которого не вернуть. Ведь позитивное мышление — это просто философия лицемерия, ведь когда вам хочется плакать, она учит вас петь. Но в такой песне не будет никакого смысла, ибо она рождена не из сердца, а из ума.

Я абсолютно против философии позитива. И вы, должно быть, удивитесь, но если вы прекратите наконец выбирать, то все, что вам останется, это безусловное осознание того, что бесконечно выше и позитивного, и негативного, то, что лежит за пределами всего. А это и есть чистое бытие.

Ошо Раджниш. Передача светильника. Глава 36.