Проект в группе раннего возраста детского сада — Мыло пенится, смотрите! Проект в первой младшей группе «Цветная неделя Проект цветная неделька в младшей группе

Проект в группе раннего возраста детского сада «Мыло пенится, смотрите!»

Выполнили: Гараева Е. Н., Гудырева А.В. воспитатели.

декабрь, 2016 год.

Актуальность:

Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего возраста. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся.

Игры с мыльными пузырями — эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых.
Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник.
Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельность, мною был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – пеной.

Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.

Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности.

  • Побуждать к речевому общению.
  • Формировать представления о свойствах пены: «воздушная», «легкая».

При реализации проекта использовались наглядные, практические и словесные методы: показ воспитателя, вопросы, беседа, игры с пеной.

Вид проекта: Краткосрочный, групповой — 1 неделя.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.

Оборудование: Тазы с водой, трубочки, мыло, мыльные пузыри, зеркало, кукольная посуда, мелкие игрушки (тонущие).

Продукт проекта:

  • Фото отчёт проведения проекта.
  • Картотека игр-экспериментов с детьми раннего возраста.
  • Коллективная работа с детьми. Работа с родителями:
  • Разучивание с детьми стихотворений, потешек дома. Чтение сказок.
  • Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков».
  • Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий.
  • Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.
  • Предварительная работа: Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций; игровые ситуации, выполнение режимных моментов.Этапы реализации проекта.

I . Подготовительный этап:
Наблюдение за детьми.
Обсуждение темы, определение целей, задач проекта.
Организация предметно-развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

II .Основной этап реализации проекта:


1 день:
Пальчиковая игра «Умывалочка»
Цель: Развитие мелкой моторики, активизация словаря.
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).А над ручками, как тучки (руки вверх).Пузыри… пузыри… (прыжки, руки на поясе).

Игра «Сделаем пену»


Цель: Уточнить знания о свойствах воды(вода пенится).
В таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод – мыло в воде – появляется пена.

2 день:

«Игра-эксперимент «Пенка на ладошках!»


Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»
Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная)
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

3 день:

Игра- эксперимент «Поймай пузыри!»


Цель: Развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены(лёгкая, воздушная).Под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!Игра- эксперимент «Дорожки по зеркалу»

Цель: Развивать творческое мышление, мелкой моторики.
Дети совместно с воспитателем намыливают руки и проводят прямые линии.
Вывод – пеной можно рисовать.

4 день:

Игра – эксперимент «Найди игрушки»


Цель: Развитие экспериментальной деятельности в процессе игры.
В таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.
Вывод- пена прячет игрушки (она на прозрачная)

5 день:

Игра «Помощники Мойдодыра»


Цель: Обогащение игрового опыта,выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.
Дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод- мыльная вода отмывает «грязь».

Нетрадиционное рисование с использованием пены и поролона «Мыльные пузыри»

Вывод:

У детей сформировались элементарные навыки поисковой деятельности, знания о свойствах пены.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Родители стали активнее, стали принимать участие в совместной деятельности над проектом.

Проект сенсорного развития детей 2 младшей группы

Тема «Назови, какого цвета?»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Длительность проекта : средней продолжительности (апрель-май 2016 года)

По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие».

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности. Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Цель:

развитие сенсорной деятельности, как средство повышения сенсорной активности детей раннего возраста.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

Способствовать сенсорному развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей.

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Формировать умения ориентироваться в свойствах предметов (цвете)

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

План реализации мероприятий данного проекта отражает особенности организации педагогической деятельности в трех направлениях:

1. Создание и обогащение предметно-развивающей среды.

2. Организация образовательной деятельности с детьми.

3. Взаимодействие с семьей в рамках реализации задач данного проекта.

Следует отметить, что при планировании непосредственно образовательной деятельности с детьми, а также образовательной деятельности в режиме дня, мы опирались на требования ФГОС. Таким образом, в плане отражена организация работы по следующим видам деятельности:

коммуникативная;

игровая;

двигательная;

познавательно-исследовательская;

продуктивная;

чтение художественной литературы;

музыкально-художественная;

трудовая.

При работе с детьми использовались разные методы и приемы :

игровые;

мотивация;

решение проблем игрушек;

рассматривание;

создание продуктивной деятельности.

В работе с семьей используются такие формы работы, как:

Исследование семьи;

Информирование об успехах детей;

Целевые консультации, папки-передвижки;

Участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;

Участие в конкурсах, выставках по группе и по ДОУ.

План реализации проекта

I этап (исследовательский)

1. Работа с детьми:

определение воспитателем уровня сенсорного развития (наблюдения, игры, упражнения, беседы и др.);

2. Работа с семьей:

изучение проблем семьи по вопросам сенсорного развития детей (анкетирование, опросы, беседы).

3. Предметно-развивающая среда:

анализ насыщенности и продуктивности среды;

разработка плана обогащения и развития среды (организация новых центров и зон развития детей).

II этап (основной – практический)

    Работа с детьми

В ходе применения вышеуказанных методов и приемов в работе с детьми мы предполагаем достичь некоторых результатов по следующим критериям:

дети умеют выделять предметы заданного цвета в развивающей среде группы (красный, синий, желтый, зеленый);

умеют группировать предметы по цвету;

узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы и явления, имеющие характерные цветовые признаки;

употребляют в активной речи названия предметов с указанием цвета.

Все игры и упражнения в ходе реализации проекта направлены на формирование у детей навыков и умений в процессе реализации образовательных задач в следующих видах деятельности:

Вид деятельности – коммуникация .

Беседы:

«Какого цвета одежда?»

«Какого цвета эти предметы?»

«Какого цвета …..?»

Упражнения:

«Какого цвета бывает…»

Вид деятельности – игровая .

Дидактические игры и упражнения

Темы:

«Цветные прищепки»

«Веселые ежики»

«Бабочки для цветов»

«Колеса для машин»

«Собери по цвету»

«Цветные фоны»

«Найди такой же»

«Дорожки к домикам» и др.

C кубиками Дьенеша: «Собери по схеме «Дом» …»

Вид деятельности – двигательная.

Подвижные игры

«Прокати синий (красный, желтый…) мяч в синие (красные, желтые …) ворота»

«Прокати (синий, красный …) шарик по цветной дорожке»

«Бегите к (синему, красному …) флажку»

Упражнять в раскладывании однородных предметов Познавательно-исследовательская деятельность .

Свойства воды

Темы:

«Окрашиваем воду в синий (красный ….) цвет»

«Цветные льдинки»

Продуктивная деятельность .

Рисование

Темы:

«Огни в окнах домов»

«Цветные ленточки»

«Разноцветные колечки для клоуна»

Лепка

Темы:

«Разноцветные палочки»

«Цветные шарики»

Чтение художественной литературы.

Стихи А.Барто «Мяч»

Стихи С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч»

Совместная трудовая деятельность .

«Стираем платочки и другие предметы кукольной одежды в тазике по цвету»

«Моем игрушки в тазике по цвету»

Музыкально-художественная деятельность.

Праздники и развлечения

Темы:

«Праздник мыльных пузырей»

«Разноцветные шары»

2. Работа с семьей

1. Ежедневное информирование родителей об успехах детей по всем направлениям НОД

2. Консультации:

Сенсорное развитие ребенка.

Цветовое восприятие.

3. Конкурсы, выставки

По группе:

«Моя любимая игрушка» (выставка);

«Изготовление сенсорной игры» (конкурс).

По ДОО:

участие в фотовыставке «В стране волшебных пузырей»

3. Предметно-развивающая среда

В группе оборудованы следующие центры развития детей:

дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);

зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);

зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т.е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);

центр познавательно-исследовательской деятельности:

а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);

б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);

в) тазы для стирки белья и мытья игрушек;

центр продуктивной деятельности:

а) для рисования (кисти, краски, салфетки, баночки-непроливайки и др.);

б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);

III этап (аналитический)

1. Работа с детьми:

определение уровня сенсорного развития (воспитателем);

2. Работа с семьей:

анализ уровня просвещения по вопросам сенсорного развития (анкетирование, вопросы, тесты);

освещение итогов реализации проекта на групповом родительском собрании, а также оформление фотостенда по материалам презентации реализации данного проекта

3. Предметно – развивающая среда:

анализ продуктивности имеющегося оборудования в группе, целесообразность имеющихся центров развития детей.

    Первые игры должны быть легкими для восприятия.

    На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет.

    Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.

    Обучение должно проходить в игровой форме.

    Время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.

Литература

    «Детство». Программа развитие и воспитание детей в детском саду. «Детство-Пресс» СПб-2011г

    Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста.

    ВенгерА., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

    Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».

    Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего

воспитателя, №5-2008

    Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ.: «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007

    Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста», М.,1983.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия цвета

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора - красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д.

Варианты:

- выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 12 «Дельфинчик»

(МДОУ «Детский сад № 12»)

Проект « Разноцветная неделя »

ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

«Жемчужинки» (группа № 1)

Воспитатели: Курилина Е. А.

Яровая В. Е.

Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей второй младшей группы «Жемчужинки»

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели, специалисты.

Тип проекта:

    По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

    По содержанию: обучающий.

    По числу участников проекта: групповой (15-25 человек, все желающие).

    По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

    По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

    По профилю знаний: многопредметный.

    По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы: Руководители проекта – воспитатели.
Участники - дети и родители группы «Жемчужинки».

Цель проекта:

Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.

Задачи проекта:

    Закреплять знания цветового спектра у детей.

    Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.

    Упражнять в умении рассказывать о цвете.

    Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.

    Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.

    Научить группировать предметы по цвету.

    Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.

Актуальность проблемы:

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети : получают и закрепляют на практике правила безопасности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Обеспечение проектной деятельности:

Художественная литература. Бумага для рисования. Раскраски. Цветные карандаши, краски, гуашь, кисточки. Игрушки.

Предполагаемый результат проекта:

Дети правильно различают и называют цвета.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта.

Основнойэтап:
Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - дидактическая игра «Давайте познакомимся – (Я Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий,)», дидактическая игры: «Цветные ленточки», «Весёлые бусины». Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета», О.с. «Какой твой цвет любимый».

Образовательная деятельность по ОО «Физическая культура» - дидактическая игра «Разноцветные мячики». Чтение художественной литературы «Разноцветные сказки», «Цветик-семицветик».

Образовательная деятельность по ОО «Труд» - дидактическая игра «Из чего сделаны предметы».
Образовательная деятельность по ОО «Познание\Экология» - беседа «Любимое комнатное растение».

Образовательная деятельность по ОО «Познание\Математика» - д.и «Сложи узор».
Образовательная деятельность по ОО «Безопасность» - п.и. «Светофор».

Работа с родителями – изготовление наглядного материала для детей. Консультация на тему «Изучение цветов с детьми 3-4 лет».

Заключительный этап: Образовательная деятельность по ОО «Художественное творчество» - конкурс рисунков, составление портфолио проекта.

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта.

Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа: Данный этап реализовывался в течение трех дней.
Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Составлен план основного этапа проектирования.

Промежуточный отчет основного этапа проекта.

Данный этап реализовывался в течение 1 недели, за истекший срок организовали: (список выполненных мероприятий).

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта.

Оформление материала в родительском уголке. Составление портфолио проекта. Подготовка к итоговому мероприятию – празднику для мам.

Отчёт по проектной деятельности:

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов и группировать их по сходству в цвете.

Проект дал большой толчок для развития детского творчества и воображения, повысился уровень связной речи.

Возросла детская симпатия, сплотился коллектив группы.

Дети получили психологическую разгрузку, снятие эмоционального напряжения.

Родители были вовлечены в педагогический процесс, повысилась заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

Реализация проекта «Разноцветная неделя»

I. Вовлечение в деятельность.

Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник – красный цвет.
Вторник – зеленый цвет.
Среда – синий цвет.
Четверг – желтый цвет.
Пятница – Разноцветный день. Итоговое мероприятие – праздник для мам.

II. Прожитие темы недели.

Названия мероприятий

Понедельник

Первый день красного гномика. (Красный цвет)

Занятие по развитию речи «В гостях у игрушек».

Рассказывание «разноцветных» сказок; «Путешествие в красную сказку».

Дидактические игры «Цветные чашечки и блюдца» , «Посади бабочку на цветок», «Привяжи к шарикам ниточки», «Соберём мячики по цветам», «Сложи картинку»;

Изготовление Божьей коровки из картона и пластилина (пластилинография).

Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Цыплята и сердитый петушок», «Самолёты», «По малину в сад пойду».

Домашнее задание: Нарисовать дома фрукт или овощ красного цвета.

Второй день зелёного гнома. (Зелёный цвет)

Аппликация «Лягушка».

Рассказывание «разноцветных» сказок: «Путешествие в зелёную сказку».

Чтение стихов с упоминанием цвета;

Раскраска цыплят красками

Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Цыплята и сердитый петушок», «Самолёты», «По малину в сад пойду»

Домашнее задание: Принести поделку с использованием зелёного цвета.

Третий день синего гнома. (Синий цвет)

Рисование «Синие цветы».

Рассказывание «разноцветных» сказок: «Путешествие в синюю сказку».

Чтение стихов с упоминанием цвета;

Дидактические игры «Подбери по цвету посуду», «Посади бабочку на цветок», «Привяжи к шарикам ниточки», «Соберём мячики по цветам», «Сложи картинку»;

Раскраска цветов красками.

Подвижные игры «Цыплята и сердитый петушок», «Самолёты»

Домашнее задание: Нарисовать дома васильки или колокольчики.

Четвёртый день жёлтого (оранжевого) гномика. (Желтый, цвет)

Занятия по формированию элементарных математических представлений «Фигуры и цвета».

Рассказывание «разноцветных» сказок; «Путешествие в желтую сказку».

Чтение стихов с упоминанием цвета;

Дидактические игры «Подбери по цвету посуду», «Посади бабочку на цветок», «Привяжи к шарикам ниточки», «Соберём мячики по цветам», «Сложи картинку»;

Раскраска цыплят красками

Подвижные игры «Лохматый пёс», «Зайчики и лиса», «По малину в сад пойду».

Домашнее задание: Раскрасить или оформить в виде аппликации цыплёнка.

Разно цвет ный день.

Итоговое мероприятие. Праздник для мам «Разноцветные цветочки для мамочек». Закрепление всех цветов недели.

Проведение подвижных игр:

«Собери игрушки по цветам» (в группе).

Как играть : Разбросайте по полу игрушки. На стул поставьте корзинку или коробку и предложите по сигналу, собрать игрушки того цвета, который назову.

«Лохматый пес» (на прогулке).

В эту игру интереснее играть компанией. Один ребенок изображает собачку. При этом он сидит на корточках и делает вид, что спит. Остальные дети ходят вокруг него. Кто-то читает строки:

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой укутав нос.

Тихо, смирно он сидит:

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет.

На последних строчках «собачка» просыпается и начинает «лаять» и догонять деток. Пойманный первым, становится собачкой.

Игра «Цветик - семицветик», «Прыжки из обруча в обруч», «Найди свой цвет». Вручение подарков мамам (праздничные поделки – открытки). Угощение для детей по окончанию мероприятия.

Список литературы

    Давай поиграем./ Под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.

    Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Цветы и Травы. – СПб.: речь, образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64с.

    Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч. методическое пособие конспект – 48 с.

    Полезные задания для детей 3-4 лет.

Проект "Цветные недельки"

Проект

«Цветные недельки»

База выполнения проекта:

1 младшая группа МАДОУ № 94,

Срок выполнения проекта:

Начало: октябрь 2015г.

Окончание: декабрь 2015г.

Петрова Г.В., воспитатель

Постановка проблемы

Актуальность

Описание проекта

Этапы реализации проекта

Мониторинг восприятия цвета детей 2-3 лет

Заключение

Литература

Постановка проблемы

Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Одно из направлений сенсорного воспитания - это развитие чувства цвета у ребенка.

С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности.

Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют.

В раннем возрасте различение цвета происходит со значительными трудностями и очень медленно у большинства детей. Проводимый мониторинг детей 2-3 лет в нашем ДОУ в прошлом учебном году это доказала.

Мониторинг проводился только с детьми, которым уже исполнилось 2 года.

Дети 2014-2015 уч.г.

Ф.И. ребенка

Сличение

Выбор по названию

Самостоятельность называния

Итоговый результат

Маша К.

Лиза Ш.

Марк М.

Артем К.

Слава К.

Тася А.

Руслан А.

Кристина П.

Матвей П.

Катя Р.

Семен М.

Средний показатель по группе равен 1,6.

Исходя из результатов мониторинга, мы видим, что особую трудность вызывает у детей выбор по названию цвета предмета и особенно самостоятельное называние цвета.

А ведь от того, насколько будет построена работа в сенсорном направлении, будет зависеть и уровень развития компетенций у детей по цветовосприятию. Поэтому встала необходимость искать новые подходы к организации образовательной деятельности по данному направлению.

Проблема: Необходимость построения воспитательно - образовательного процесса с применением новых приемов и методов и технологий по формированию цветовосприятия.

Актуальность

Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе обучения. Чувство цвета может быть развито путем серии специально организованных заданий. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Память у дошкольников носит непроизвольный характер, они не ставят перед собой цели запомнить и не воспроизводят такое задание от взрослых. Ребёнок непроизвольно запоминает тот материал, который включён в его активную деятельность, в деятельности должна информация соприкасаться с его интересами, тогда процесс запоминания происходит легче. А, как нам известно, ребёнок в этом возрасте любит рисовать, играть, строить и т.д.

В данном проекте, нами разработана система работы, где использованы любимые виды детской деятельности, созданы условия для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности, используются новые технологии. Всё это позволяет детям успешнее знакомиться с основными цветами. Проект способствует развитию любознательности и познавательной активности, развитию творческого воображения.

Описание проекта

Цель проекта : формирование у детей представлений о цвете через реализацию системы работы с помощью современных технологий.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными цветами красный, жёлтый, синий, зелёный. Активизировать их названия в речи.
  2. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь.
  3. Организовать предметно - развивающую среду.
  4. Развивать стремление у детей к самостоятельности, учить принимать простые решения.
  5. Воспитывать желание приходить на помощь, сопереживать.
  6. Повышать компетентность родителей по вопросам цветовосприятия детей через вовлечение их в образовательную деятельность.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Объект проекта : воспитательно - образовательный процесс.

Предмет проекта : разработка системы воспитательно - образовательного процесса.

Проблема проекта: Необходимость построения воспитательно - образовательного процесса с применением новых приемов и методов и технологий по формированию цветовосприятия.

Гипотеза: если при планировании образовательного процесса использовать метод проекта (тематических цветовых недель), то это будет способствовать лучшему усвоению сенсорного эталона цвета.

Методы достижения поставленных целей и задач

  • игровой метод: дидактические игры;
  • наглядный метод: наблюдения в природе и окружающем мире, рассматривание дидактических пособий, предметов, игрушек, ИКТ;
  • практический: показ способов действия с предметами, эксперимент;
  • словесный метод: рассказ воспитателя, беседы, художественное слово;
  • средовый метод: взаимодействие с предметно-пространственной развивающей средой.

Формы организации:

  • индивидуальная;
  • работа в паре;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Ресурсы проекта

В реализации проекта принимают участие воспитатели 1 младшей группы, воспитанники группы и их родители, педагог-психолог.

Для осуществления проекта имеется следующая материально-техническая база:

  • компьютер с подключением к Интернет-ресурсам;
  • принтер;
  • ксерокс.

Ожидаемые результаты

  1. Дети ориентируются в основных цветах, используют их названия в речи, используют обследовательские действия к игрушкам и другим предметам.
  2. В группе будут созданы информационные стенды для родителей
  3. Обогащение развивающей среды в группе (сенсомоторный центр).
  4. Развиваются предпосылки коммуникативной компетенции: готовность к взаимодействию со взрослым, сверстником.
  5. Развиваются основные психические процессы (память, воображение, восприятие), общая осведомлённость об окружающем мире.
  6. Развивается познавательная активность: задаёт вопросы: «Какого цвета?» и т.д.
  7. Возросший интерес родителей к участию в образовательной деятельности.

Предполагаемые продукты проекта

  1. Медиатека презентаций;
  2. Подборка ННОДов по цвету, дидактических игр;
  3. Сенсомоторный центр;
  4. Книжки - малышки;
  5. Выставка детских работ «Веселая гусеничка»;
  6. Разработана консультация для родителей «Цветные фантазии… или как влияют цвета на поведение детей».

Этапы реализации проекта осуществляются в течение первого полугодия под наблюдением психолога и воспитателей группы.

В качестве основной линии работы мы выделяем работу по формированию и развитию цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста. Этому будут способствовать организация предметно-развивающей среды по цветам, пополнение дидактических игр, вовлечение родителей в образовательный процесс.

С целью мониторинга воспитатели группы будут вести наблюдения за детьми по выявлению цветовосприятия, устраивать выставки детского творчества.

Этапы реализации проекта

Первый этап (подготовительный) - октябрь месяц

  • Разработка планирования;
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор цикла занятий по сенсорному развитию;
  • Подбор дидактических игр по цвету;
  • Подбор презентаций;
  • Создание цветных домиков;
  • Подготовка оборудования к разноцветным сказкам;
  • Информирование родителей по организации и проведению проекта (знакомство с проектом, роль родителей);
  • Разработка рекомендаций для родителей по формированию цвета у детей.

Второй этап (практический) - ноябрь месяц

Первая неделя жёлтого цвета

Подготовительная работа:

1. Украшение группы шарами и картинками жёлтого цвета.

2. Желтый домик и желтый гном.

3.Игрушки желтого цвета на желтом столе.

4. Презентация «Учим цвета» (жёлтый цвет).

5.Стихотворение недели «Жёлтый цвет» с демонстрацией картинок на информационной доске.

6. Итоговое занятие «Путешествие в Желтую сказку»

Понедельник

Просмотр презентации «Желтый цвет»

Игровая ситуация с куклой в жёлтой одежде

Конструирование (выбор - жёлтый стул, жёлтый стол, жёлтый диван)

Сюжетная игра с куклой в кукольном уголке (жёлтое мороженое, жёлтая посуда), покупка в магазине игрушек жёлтого цвета для куклы.

Игрушка для куклы «Гусеница жёлтого цвета»

Рисование по теме «Жёлтая одежда для куклы» (выбор картинки - платье, юбка); (выбор материала - карандашами, фломастерами, красками, ватными палочками).

Лепка «Погремушка для куклы» (из киндер - сюрпризов выбор наполнителя для погремушки - рис, бусинки, фасоль), украсить погремушку (пайетками, пластилином).

Танец с ленточками жёлтого цвета

«Бусы для куклы» (выбор - из пробок, пуговиц, нанизывание бусинок жёлтого цвета)

Вторник

Утро начинается с рассматривания домика жёлтого цвета. Воспитатель интересуется у детей, не знают ли они, кто живёт в этом домике? Рядом с домиком колокольчик, дети по очереди звонят в колокольчик, тем самым собираются в круг. Никто из домика не выходит.

Игровая ситуация с жёлтым домиком

Конструирование «Жёлтые дорожки к домику»

Выбор материала - из счётных палочек, из кирпичиков, из напольной мозаики

«Забор около домика».

Выбор материала: из палочек от мороженого, из счётных палочек, из кирпичиков.

Двигательная деятельность

Ходьба по дорожкам жёлтого цвета, перепрыгни через ленточку жёлтого цвета.

Познавательное развитие (количество - один, много)

Среда

Утро начинается со звона в колокольчик около домика. А в домике жил в жёлтой одежде гномик

Игровая ситуация с гномиком в жёлтой одежде

У гномика праздник и он очень любит воздушные шарики. Шарики все лопнули. Обрадуем гномика, сделаем шары. «Шары для гномика на праздник». Выбор вида деятельности: рисование (отпечаток крышками), аппликация, лепка.

Игра «Подбери ниточку к шарику»

Опытно - исследовательская деятельность : весёлые шарики

Выбор материала, которым ребенок хочет наполнить шарик: манка, мука, гречка.

Артикуляционная гимнастика надувание шара

Двигательная деятельность : перебрасывание шариков через верёвку

Гномик любит собирать жёлтые цветы.

Выбор: цветы около домика (из теста, аппликация, рисование)

Танец с платочками жёлтого цвета

Конструирование : выбор - домик жёлтого цвета для друзей, машина жёлтого цвета

Игра «Поможем гномику выбрать грибы»

Выбор - в вёдра, на полянки

Четверг

Во время утренней беседы дети будят гномика, который даёт им мешочек жёлтого цвета. А что в мешочке, они посмотрят после завтрака.

Игровая ситуация с жёлтым мешочком

В мешочке лежат игрушки жёлтого цвета (погремушка, флажок, кубик, самолёт из бумаги, цыплёнок, утёнок резиновый)

Опыт : какие игрушки тонут, а какие нет

Художественно - эстетическое развитие

Выбор вида деятельности - рисование, лепка из пластилина, теста, аппликация понравившейся игрушки.

Танец с погремушками жёлтого цвета

Конструирование из кубиков - башня

Подвижная игра «Самолёты»

Пятница

Игровая ситуация: аквариум из обитателей жёлтого цвета.

«Жёлтые рыбки ищут друзей» - жёлтых черепашек, осьминожек такого же цвета

«Жёлтые камушки» (выбор материала - слепить, раскрасить настоящие, сделать из бумаги)

Раскрашивание ракушек в жёлтый цвет.

Игра «Собери осьминожка»

Опытно - экспериментальная деятельность: жёлтое тесто

Рыбки из теста с помощью вдавливания

Опыт : окрашивание воды в жёлтый цвет

Рассказывание Жёлтой сказки (Приложение)

Игры с водой - вылавливание киндер - сюрпризов (жёлтые рыбки) из бассейна

Конструирование - выбор материала - выкладывание рыбок из палочек, из геометрической мозаики

Подвижная игра «Акула и рыбки»

Вторая неделя зеленого цвета

Подготовительная работа:

1. Украшение группы шарами и картинками зеленого цвета.

2. Зеленый домик и зеленый гном.

3.Игрушки зеленого цвета на зеленом столе..

4. Презентация «Учим цвета» (зеленый цвет).

5.Стихотворение недели «Зеленый цвет» с демонстрацией картинок на информационной доске.

6. Итоговое занятие «Путешествие в Зеленую сказку».

Последовательность и содержание работы в следующие недели просисходит такое же, как и в течении желтой недели, но цвет берется в соответствии с цветом недели.

Третья неделя красного цвета

Подготовительная работа:

1.Украшение группы шарами и картинками красного цвета.

2. Красный домик и красный цвет.

3.Игрушки красного цвета на красном столе.

4. Презентация «Учим цвета» (красный цвет).

5. Стихотворение недели «Красный цвет» с демонстрацией картинок на информационной доске.

6. Итоговое занятие «Путешествие в Красную сказку».

Четвертая неделя синего цвета

Подготовительная работа:

1.Украшение группы шарами и картинками синего цвета.

2. Синий домик и синий гном.

3.Игрушки синего цвета на синем столе.

4. Презентация «Учим цвета» (синий цвет)

5.Стихотворение недели «Синий цвет» с демонстрацией картинок на информационной доске.

6. Итоговое занятие «Путешествие в Синюю сказку».

Содержание работы с родителями по реализации проекта

Перед началом проекта проинформировали о нем родителей. Рассказали суть, методы, намеченные планы. Просили обращать внимание на объявления, в которых просим приводить детей в одежде того цвета, который изучаем на этой неделе.

Выставление ширмы в приемной «Изучаем цвета с ребенком», «Дидактические игры для детей 2-3 лет по сенсорному развитию».

Третий этап (заключительный) - декабрь месяц

Образовательная деятельность по ОО «Художественно-эстетическое развитие» - групповой коллаж (аппликация) «Летний день».

Для закрепления результата в течении месяца особое внимание уделяется играм по цвету, проводятся ННОДы по сенсорике.

Проводится мониторинг по восприятию цвета.

Анализируется результат, обобщается опыт, проводится оценка результатов и дальнейшей перспективы использования проекта в воспитательно - образовательном процессе.

Диагностика восприятия цвета детей 2-3 лет

Диагностику цветовосприятия проводили по методическим рекомендациям Стребелевой Е.А.

«Цветные кубики». Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.

Оборудование: цветные кубики - два красных, два желтых, два зеленых, два синих (четыре цвета).

Проведение обследования.

Перед ребенком ставят два цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня» (сличение).

Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый» (выбор по названию).

Низкий уровень - 6 детей, средний уровень - 3 ребенка, высокий уровень - 2 детей.

Этот метод диагностики можно использовать при помощи цветных наборов дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

Дети 2015-2016 уч.г.

Ф.И. ребенка

Сличение

Выбор по названию

Самостоятельность названия

Итоговый результат

Милана А.

Максим Д.

Тима Ж.

Алена О.

Маша О.

Лера С.

Ваня Ф.

Соня С.

Вика В.

Софья К.

Матвей В.

Средний показатель по группе равен 2,4.

Низкий уровень - 2 детей, средний уровень - 3 ребенка, высокий уровень - 6 детей.

Данные, приведенные в таблице, показывают, что у детей, которые участвовали в проекте, намного выше показатели освоения цветовосприятия, чем у предыдущей группе воспитанников, где не реализовывался проект «Цветные недельки».

Заключение

Проект «В мире цвета» для детей 3-4 лет

Проект "В мире цвета"

Наша жизнь наполнена цветом, мы постоянно занимаемся цветотерапией, не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях: у нас есть любимые и нелюбимые цвета. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении: дома, на работе, на улице и так далее.
Идея проекта возникла случайно: воспитанник не мог назвать цвет игрушки. Воспитатель ему помогла. Затем воспитатель попросила остальных детей назвать цвет игрушки, но не все справились с заданием.
Актуальность проекта : содержание психолого-педагогической работы с детьми в образовательной области «познавательное развитие» включает в себя решение такой задачи, как формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, цвете и т.д.). (пункт.2.6.ФГОС ДО)
Цвет является одним из самых эмоционально насыщенных знаков. Знакомство с цветом является важным компонентом процесса обучения, так как является областью и эмоционального, и сенсорного развития.
Изучив тему проекта, была обозначена проблема : у детей недостаточно представлений об объектах окружающего мира.
Цель проекта : создать условия для ознакомления детей об объектах окружающего мира через расширение знаний о цвете.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей представления о цвете;
2. Воспитание у детей эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;
3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместного творчества детей и родителей.
Ожидаемый результат :
1. Сформировать у детей представление о цвете.
2. Вовлечение родителей в педагогический процесс.
Особенности проекта :
По составу участников – дети, взрослые;
По виду – творческий;
По типу – исследовательский;
По сроку реализации – долгосрочный (4 недели).
Участники проекта :
Дети 3-4 года,
Воспитатели,
Родители.
Средства реализации проекта :
Использование в работе с детьми произведений изобразительного искусства.
Систематическое наблюдение в природе, выделение цвета ее объекта и явлений.
Использование дидактических игр в работе с детьми.
Эстетическое оформление среды.
Просветительская работа ДОУ и семьи.
Работа с родителями :
Выставка поделок: «Цветоград», «В мире цвета»
Консультация «Влияние цвета на психическое состояние детей»
Содержание проекта :
1. Речевое развитие:
Знакомство с художественной литературой: Е.А. Пермяк «Волшебные краски», Ю. Смольников «Три веселые краски», И. Поляков «Сказка о красной краске», М. Мацук «Разноцветное царство», Г. Горбовский «Розовый слон», М. Свистов «Синяя птица»;
Словесная игра: «Что ты видишь зеленого (синего, красного и т.д.) цвета»
2. Социально-коммуникативное развитие:
Дидактическая игра: «Разноцветные ежики», «Где чей хвост», «Где чей домик», «Светофор», «Мышкин дом», «Лишний цвет», «Разложи по коробочкам»
3. Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Радуга», «Голубая речка», «Желтое солнышко», «Елочка зеленая», «Разноцветные шарики»;
Лепка: «Разноцветные мячики»
Полученные результаты :
В результате работы над проектом у детей сформировались представления о цвете.