Приступы страха и паники у ребенка. Панические атаки у детей и подростков: что важно знать родителям


Панические атаки - это не чисто психологическое расстройство, оно находится на границе с физиологией. То есть причины лежат в области психологии, а многие симптомы имеют чисто физиологическую природу. Современные медики считают, что лечить панические атаки у подростков должен не терапевт, кардиолог или даже невролог, а психотерапевт или психиатр.

К данным специалистам довольно часто обращаются люди с жалобами на панические атаки. Причем, в кабинет психолога приходят как взрослые, состоявшиеся люди, так и подростки с родителями. Панические атаки проявляются у человека, чьи чувства подавлены до предела, а границы личности размыты.

Подростки весьма подвержены паническим атакам. Механизм приступов довольно прост. Когда систематически нарушаются границы личности, в теле человека накапливается злость и раздражение. Если эти негативные эмоции не находят выхода, то они накапливаются и рано или поздно их уровень достигает критической отметки. Подростковый возраст - это время интенсивного взросления, время, когда каждый день возникает повод для переживаний. Это могут быть конфликты со сверстниками, непонимание со стороны родителей, замечания педагогов и тому подобное. Во всех этих ситуациях подросток в силу возраста не может очертить границы своей личности и защитить их.

Для панической атаки подростка характерны определенные симптомы. У него учащается сердцебиение, появляется неконтролируемое чувство страха и огромной тревоги, источник которой не поддается разумному объяснению. Отмечаются также скачки давления, обильное потоотделение и затрудненное дыхание. У больного возникает ощущение, что он сходит с ума, «уходит» и теряет связь с реальным миром.

Нередко люди отмечают, что в эти моменты чувствуют себя абсолютно беспомощными, не контролирующими ситуацию, от чего паника накрывает еще сильнее. Может возникнуть сильная физическая слабость и дрожь в руках и ногах. Сколько длится паническая атака? Все индивидуально - от пары секунд до нескольких часов. Интенсивность приступа тоже может отличаться. У некоторых все ограничивается ощущением тревожности, а некоторым приходится пережить приступ самой настоящей паники.

Ребенка с самых ранних лет учат, что негативные чувства нельзя проявлять, их следует прятать, подавлять в себе . Чтобы заслужить одобрение взрослых, малыш очень быстро учится вести себя в соответствии с теми нормами, которые приняты в обществе, вести себя так, как от него ожидают мама с папой, учителя и друзья. То есть он старается подавлять свою злость, учится скрывать обиды и другие внутренние переживания. Людям же показываются только улыбки и хорошее настроение . Ситуация еще больше осложняется, если родители не научили сына или дочку отстаивать свои личностные границы, давать отпор тем, кто их переступает.

Таким образом, напряжение копится, психологический дискомфорт никуда не исчезает, а только нарастает, подогреваемый гормональными «бурями», свойственными подростковому возрасту. Многие подростки инстинктивно пытаются снять это напряжение, но выбирают не лучшие способы - наркотики, неподобающее поведение, алкоголь, секс и так далее. Если же уровень тревожности зашкаливает, что неизбежно возникают подростковые панические атаки.

Все мы понимаем, что курить вредно. Но взрослый может по-настоящему осознать эту прописную истину и имеет право принять решение. Он может бросить дыми...

Такое состояние подростка способно напугать родителей, вызвать у них чувство тревоги и собственной беспомощности. Они чувствуют, что с их ребенком происходит что-то страшное и непонятное, но не знают, чем же помочь ему.

Следует знать, что состояние панических атак поддается коррекции, и нужно всего лишь обратиться за помощью к психологу. Для лечения не нужна даже медикаментозная терапия, чего многие взрослые всерьез опасаются. Но все же это не простая и не слишком быстрая работа, когда заодно должны быть и родитель, и ребенок, и все взрослые, мнение которых ценно для подростка.

Шансы на успешную терапию тем выше, чем раньше вы обратитесь к специалисту. Поэтому очень важно быть внимательным к подростку, отслеживать его поведение, не давать исчезнуть из ваших отношений доверию и взаимопониманию.

Панические атаки и тревоги нельзя оставлять без внимания, так как в этом состоянии подросток не способен к нормальной жизни. Эта проблема неминуемо скажется и на его учебе, и на его взаимоотношениях с социумом. Вчерашнему ребенку справиться со своим состоянием без помощи взрослых практически нереально. У него нет еще необходимой для этого самостоятельности, зрелости и жизненного опыта. Поэтому для подростка чрезвычайно важна поддержка взрослых, для которых его психологический комфорт является таким же приоритетом, как здоровье, развитие и безопасность.

3 0

Еще статьи по теме:

Что можно посоветовать, если ребенок хочет работать? Практически каждый человек в подростковом возрасте стремится к независимости от родителей. Тольк...

Наши дети постоянно находятся рядом. Но взрослеют они все равно как-то слишком резко и неожиданно для нас, родителей. И этот процесс сопровождается мн...

4 1

– внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки » как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство », «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха , ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница .

Осложнения

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы , эпилепсию , заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки , сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии , формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра , детского невролога , но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр . Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог . Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию .
  • Психотерапия . Используются когнитивно-поведенческие методы , дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз и профилактика

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии . Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта , приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.

Мне показалось, я умираю. Ноги превратились в вату, меня охватила жуткая паника, случилась настоящая истерика. Завуч вызвал скорую…»

Такая история есть в воспоминаниях практически каждого ВСДшника. Первые панические атаки случаются именно в пубертатном периоде, и на это есть весомые физиологические и психологические основания.

Совсем юные пациенты с ВСД, как правило, плохо осознают симптомы (или вообще их не чувствуют и не понимают). Поэтому диагноз «вегето-сосудистая дистония» в детском возрасте ставят крайне редко. Но организм подростка – это лучшая почва для укоренения ВСД и главных её «прелестей» – панических атак (гипертонических или адреналиновых кризов).

Картина, вселяющая вечный страх

Симптомы панической атаки у подростка мало чем отличаются от симптомов взрослых ВСДшников, но юные страдальцы воспринимают картину крайне тяжело по трём причинам:

  1. Нервная система подростка в силу своего формирования любую неприятность воспринимает как трагедию, а паническая атака – целый фильм ужасов, где главную роль исполняет сам подросток.
  2. Отвратительные ощущения при панической атаке возникают впервые в жизни, и подросток просто не знает, как реагировать на них. Из-за присутствия острого страха смерти школьник предпочитает бить тревогу во все бубны.
  3. Первая паническая атака оставляет неизгладимую рану на психике подростка, после чего он начинает ждать, что это обязательно повторится. И это повторяется, оправдывая худшие его ожидания, и закрепляется как рефлекс.

Если рядом не оказывается понимающего взрослого, или если все вокруг начинают обвинять подростка в наигранной болезни, школьник ещё сильнее замыкается в себе. Как правило, в напряжённой атмосфере панические атаки у подростков склонны повторяться с новой силой и закрепляться на всю жизнь.

Что чувствует ребёнок, который подвергся адреналиновому кризу?

  • Наросшее внутреннее напряжение пересекается с очередным сбоем вегетатики и провоцирует резкий выброс адреналина в кровь, из-за чего подросток вдруг ощущает непривычный сильный страх.
  • Не зная, как реагировать, подросток пугается ещё сильнее, и выброс адреналина повторяется – от переизбытка гормона резко растёт давление и начинается тремор всего тела.
  • Наступает сильная паника, сопряжённая со страхом смерти. Подросток может почувствовать, как онемели руки и ноги, стала «чужой» голова, участился пульс, горло и грудь сковало удушьем. Сознание изменено, ребёнок не в состоянии адекватно реагировать на происходящее, он может биться в истерике и рыдать.

Если окружающие поддадутся этой панике (а это случается очень часто, поскольку не все люди знакомы с проявлениями ВСД), подросток может напугаться до такой степени, что потеряет сознание. Первым делом нужно обнять ребёнка и постараться донести до него: то, что происходит, – не смертельно и пройдёт черезминут.

Подростка нужно усадить на диван и дать выпить 30 капель Корвалола (Валокордина), постараться отвлечь разговорами или совместными занятиями. Подросток, захваченный адреналином, дышит слишком часто, из-за чего ощущает удушье: лёгкие, забитые воздухом, функционируют в непривычном режиме. Для этого нужно попросить ребёнка сложить ладони лодочкой и какое-то время подышать в них, растягивая вдохи и выдохи.

Юные жертвы адреналина

Внимательные родители всегда помнят, что до появления панических атак у подростка имелась своеобразная «история болезни». Проявлялась она в «странном» состоянии, которое врачи списывали на возрастную перестройку организма. Многие припомнят и то, как не верили в «болезнь» ребёнка и с руганью отправляли его на уроки, настоятельно рекомендуя заканчивать с притворством. Симптоматика действительно может показаться накрученной, но, к сожалению, часто эти симптомы становятся предвестниками скорых панических атак:

Дело в том, что каждый без исключения подросток претерпевает глобальную перестройку организма. Иногда тело так усиленно растёт, что сосуды просто не успевают вытягиваться и снабжать все органы нужным объёмом крови: отсюда и слабость с низким давлением и ватными ногами. А ЦНС только учится держать баланс между двумя своими отделами, поэтому давление подростка так нестабильно, впрочем, как и настроение.

Важно понимать: если этот физиологически сложный период осложнится психологически – симптомы не оставят человека в покое, даже когда организм полностью вырастет. Чем сильнее родители давят на неокрепшую психику школьников, морально подавляя их и заставляя замыкаться в себе, тем ярче будут проявляться панические атаки у подростков, созревшие на благодатной почве внутреннего напряжения. Возрастной дисбаланс нередко переходит в хронический.

Практически все подростки, имеющие проблемы в отношениях с родителями (и в школе), рано или поздно сталкиваются с паническими атаками. Многие из них затем становятся настоящими ВСДшниками, пациентами психотерапевта, имеющими внутри целую коллекцию фобий и нереализованных желаний из далёкого детства.

Симптомы панических атак у ребенка

Панические атаки – психоневрологическое заболевание, которое носит психологический характер, но имеет физические последствия.

Синдром панических атак представляет собой очень внезапные вызванные или беспричинные неконтролируемые приступы страха, сопровождающиеся паникой. Люди с этим синдромом часто испытывают нервозность, беспокойство, волнение либо какие-либо фобии.

Сами по себе панические атаки не несут вреда человеку, однако, из-за них в организме высвобождается огромное количество гормонов стресса, которые уже напрямую вызывают заболевания: неврозы с их последствиями, мигрени, эпилепсию, обмороки, проблемы с сердечно-сосудистой системой, невралгии, синдром отказа конечностей и др.

Помимо последствий для физического здоровья, паника в определённых ситуациях может привести к серьёзным несчастным случаям.

В психическом плане, этот синдром может вызвать необратимые изменения личности, большой набор фобий, а также психические заболевания.

В социальной сфере также наблюдается ущерб и нарушение социализации пациента.

Как проявляются панические атаки у детей

Панические атаки у детей могут возникнуть только с окончательной установкой сознания с некоторыми отличиями по причинам появления и последствиям от того же недуга у взрослого.

Симптомы проявления заболевания у детей такие же, как у взрослого: безоглядный внезапный страх, паника, ужас со всеми вытекающими последствиями в виде учащённого сердцебиения, выброса адреналина и т.п., а длительность приступов обычно короткая не более двадцати минут.

Для детей очень редкие панические атаки являются нормой или особенностью развития психики, а также адаптации его в неизученном окружающем мире. Бить тревогу с немедленным обращением к врачу стоит, если приступы длятся более десяти минут, сопровождаются обмороками, ребёнок неспособен себя контролировать в такие моменты или слишком сильно пугается, приходя в ужас. Также патологией является слишком частое их проявление даже в слабой форме.

У маленьких детей к стандартным симптомам панических атак часто добавляется повышение давления мочи и нарушения перистальтики кишечника, поэтому нередко при сильном испуге маленькие ребятишки могут обкататься, описаться или начать рыгать. При сильном стрессе такая реакция нормальна, однако, если это происходит по незначительным причинам, необходимо обратиться к врачу, возможно, у ребёнка проблемы с психикой или нервной системой, посылающей слишком сильные сигналы либо слишком бурно реагирующей.

Зачастую приступы страха не имеют рационального объяснения, но иногда ребёнок может связывать их с определённым местом или действием, во время которого произошёл первый срыв и у него начинают развиваться фобии.

Причины появления панических атак у детей и подростков

У взрослых подавляющее большинство панических атак связано с хроническими стрессами, переутомлениями, внутренними противоречиями или неразрешёнными конфликтами, психическими заболеваниями, нарушениями работы вегетативной нервной системы, плюс к этому сопутствуют некоторые физиологические состояния и фобии.

У ребёнка панические атаки, пока находятся в определённых рамках, являются в некоторой степени нормой развития и в том или ином количестве бывают у всех детей. Наверное, все родители замечали, когда маленький ребёнок убегает, прячется во время звонка в дверь, хотя точно знает, кто за ней находиться, очень любит и ждёт этого человека, или, например, имеет потребность сооружать маленькие домики либо прятаться.

Возможно, это остатки безусловных рефлексов выживания детёнышей, сохранившиеся со времён первых людей, а, возможно, – естественная защитная реакция недеформированной нервной системы и сознания человека.

Также большинством панических атак является отсутствие у головного мозга ребёнка полной достаточной информации об окружающем мире. Поэтому подсознание перестраховывается, запуская естественный защитный механизм человека – страх, который усиливается по причинам нарушения работы вегетативной нервной системы или неправильным анализом ситуации.

Синдром панических атак у малыша может быть вызван нехваткой родительского внимания или проблемами в семье в отношениях между родителями или близкими, когда он чувствует их уязвимость и не чувствует своей безопасности.

Сходное действие оказывает на молодую психику чрезмерная гиперопека, когда человечку подсознательно внушается родителями, что весь мир опасен, а он уязвим как физически (ты можешь простудиться, не упади, будь аккуратен), так и морально, что дополнительно усиливается раздражением недовольного таким поведением ребёнка.

Межличностный конфликт также свойственен и детям, притом самые популярные его варианты: хочется, а нельзя или не хочется, но надо.

Гиперактивность нервной системы.

Эмоциональная изоляция детей, когда им не уделяется достаточного внимания от родителей или нарушены отношения с кем-либо из членов семьи.

Сильные стрессы, вызванные каким-либо событием или длительным негативным воздействием как на здоровье, так и на психику.

Вызвать приступ паники может реакция незрелой и неопытной нервной системы на какое-либо физическое заболевание, которое подсознательно мозг может принять за угрозу жизни. При этом ребёнок даже не поймёт, отчего именно ему стало страшно.

Панические атаки у подростков

Панические атаки у подростков имеют более патологическое значение и также нередко проявляются. Можно сказать, что подростки – это дети по своей сути, которые уже участвуют во взрослой жизни. Поэтому, сохраняя детские особенности психики, они уже подвергаются и взрослым стрессам.

Этиология подростковых панических атак является совокупностью чисто детских причин их возникновения и взрослых: стрессы, перенапряжения, приобретённые к этому времени психологические проблемы, особенно много в этом возрасте не разрешённых межличностных конфликтов.

Плюс ко всему, есть определённые подростковые причины возникновения панических атак:

  • Гормональные перепады,
  • Периоды быстрого роста, когда слишком внезапные изменения мозг может принять за угрозу жизни и здоровья.
  • Проблемы установки своего социального статуса.
  • Большое количество определённых физиологических состояний: первые месячные, первый половой контакт, первая любовь и т.п.
  • Приобретённые к этому времени хронические и психологические расстройства.
  • Нестабильность психики.

Последствия панических атак у детей

Панические атаки у детей вызывают не так много проблем с физическим здоровьем как у взрослого, зато во много раз навёрстывают упущенное со стороны психики.

Запущенный синдром панических атак у ребёнка вызывает неправильное его психическое развитие, а также нарушение социализации.

В период роста и становления личности очень легко повлиять на этот процесс. Дети намного сильнее восприимчивы к стрессам и более склонны к образованию огромного количества фобий и комплексов. Также закладывается будущий алгоритм отношений ребёнка с социумом, который из-за периодических паник с негативной реакции на них сверстников может нарушиться, породив замкнутую нелюдимую, подозрительную личность, которая впоследствии станет агрессивным и одиноким человеком.

Лечение

Лечение с профилактикой панических атак у детей происходит по тем же принципам, что у взрослых, путём создания комфорта и благоприятной моральной атмосферы. Применение лекарственных препаратов не рекомендуется, однако, крайне важно заметное, но не навязчивое присутствие родителей в его жизни. Ребёнок любого возраста всегда должен чувствовать себя защищённым, полноценным, успешным, а самое главное – любимым.

Учитывая, что в детском возрасте закладывается будущая психика человека, на основе которой он станет строить свою жизнь, благополучность которой будет зависеть от её здоровья, при малейших отклонениях в этой сфере необходимо консультироваться с психологом, а также проводить периодический психологический контроль, для чего в большинстве детских учреждений присутствуют штатные психологи.

Семейный эксперт

Психология семейных отношений. Помощь супругам, родителям и подросткам.

Что такое любовь?

Ценности брака, или зачем создавать семью?

Подготовка семьи к рождению малыша

Счастливый брак: союзник и партнер

Отношения с женатым мужчиной

Как сохранить отношения с мужчиной?

Как быть если в семье несчастье?

Счастье в неполной семье

Как оградить семью от дурного влияния?

Путь к миру в доме

Уважение к родителям в пожилом возрасте

Проблемы в семье – как с ними справиться

Как найти общий язык с родственниками?

Паническая атака, как помочь ребенку?

Паническая атака – это состояние повышенной мучительной тревоги в сочетании со страхом и неприятными соматическими симптомами. Подобные явления появляются именно в подростковом возрасте, когда нервная система человека очень уязвимая.

Этот вопрос входит в компетенцию психологов и психотерапевтов, а не каких-то других врачей. Поэтому, если приступы паники случаются слишком часто и мешают полноценной жизни, следует обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

В подростковом возрасте человек сталкивается с проблемой становления личности, но еще не может четко определить свои взгляды и цели. На него давят множество факторов – критика учителей и родителей, общение с ровесниками, влияние интернета и улицы.

Приступ паники имеет следующее симптомы:

  • спутанность мыслей, потеря контроля над речью и эмоциями;
  • тяжелое дыхание, отдышка;
  • частый пульс, скачки давления;
  • тремор, дрожь, озноб;
  • потливость;
  • тошнота и головокружение;
  • онемение конечностей;
  • сухость во рту, бледность кожных покровов;
  • страх сойти с ума или умереть.

У человека может проявляться несколько признаков сразу, а также появляется бессонница, депрессия, угнетенное состояние. При этом внутреннее напряжение может сохраняться достаточно длительное время. Это явление нельзя игнорировать, поскольку оно может закончиться нервным срывом или даже суицидом. В подростковом периоде человек начинает воспринимать мир враждебно, чувствует себя одиноким и брошенным.

На фоне паники возникают необоснованные страхи, которые часто перерастают в серьезные фобии. Паническим атакам у подростков способствуют поведенческие стереотипы, навязанные с детства. Когда ребенок пытается выразить эмоции, родители его ругают, говоря – «закрой рот!» или «хватит реветь!».

В более старшем возрасте они учат его, что в любой ситуации нужно вести себя сдержано и прилично. Большинство родителей проводят такое воспитание на повышенных тонах, в грубой пугающей форме. В результате самооценка ребенка падает, он боится выразить свое мнение, проявить себя в социуме. Он подавляет чувства и эмоции, что в будущее выливается в панические атаки.

Взрослые считают, что такое поведение им не свойственно, однако, подобные проявления чаще всего случаются именно в закомлексованных подростков, таких себе «серых мышек». Вулкан постоянно подавляемых эмоций должен найти куда-то выход. Неплохим вариантом могут быть спортивные секции, танцы или другие занятия, требующие физической активности. Таким образом подросток через тело выбрасывает душевный негатив и напряженность.

Хорошим способом трансформации эмоций психологи считают творчество. Оно позволяет освободиться от переживаний, придавая им другую форму (музыка, стихи, проза, картины). Если же подросток не находит путей для выхода своих эмоций, они уничтожают его изнури. На фоне этого возникают конфликты с родителями, учителями, друзьями и близкими. Подростку трудно разобраться, кто его поддерживает, а кто пытается навредить. Нередко он компенсирует дисгармонию алкоголем и наркотиками.

У девочек панические атаки случаются гораздо чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что женский пол от природы более чувствителен и эмоционален. Не стоит воспринимать это, как дамские капризы. Если девочка стала нервной, плаксивой, у нее часто меняется настроение и желания – это тревожный сигнал и для родителей, и для самого подростка.

Прогноз лечения таких состояний хороший. От них возможно избавиться, не прибегая к медикаментозным средствам. Иногда достаточно нескольких бесед с психологом. Однако, благоприятный исход возможен только при условии доверительных отношений родителей и ребенка. Ведь нездоровая обстановка в семье – это первый фактор развития неврозов и других психических нарушений у подростков. Если родители не уделяют ребенку должного внимания, не стремятся понять и услышать его, он находит утешение в сомнительных компаниях и субкультурах.

Если паническая атака все же случилась?

Следует помнить, что она может возникнуть совершенно внезапно, поэтому надо быть готовым ее встретить. Вот некоторые способы борьбы с приступом паники:

Попробуйте замедлить дыхание так, чтобы его частота не превышала 4-5 вдохов в минуту. Руки положите на верхнюю часть живота. Глаза при этом лучше закрыть. Можно потренироваться этому упражнению дома в спокойной обстановке.

Можно вспомнить что-то приятное или даже смешное. Конечно, переключиться с негативного состояния очень трудно, но стоит повернуть свои мысли в другое русло, перестать думать о том, что собственно и вызвало атаку.

  • Съесть что-то или выпить (но не алкоголь). Нужно разорвать замкнутый круг паники, переведя внимание организма на другие действия.

Нужна профессиональная коррекция психолога. В подростковом возрасте вообще не рекомендуют принимать какие-либо медикаменты в борьбе с психологическими нарушениями. Нестабильность нервной системы подростков – это естественное явления, которое можно регулировать без помощи фармакологии.

Важно вовремя заменить расстройство и начать эффективную терапию, иначе такие явления чреваты тяжелой депрессией, которая способна сломать человека изнутри. Хронические неврозы сильно ограничивают личностное развитие и заметно понижают качество жизни.

Панические атаки у подростков. Что делать?

Панические атаки – это не чисто психологическое расстройство, оно находится на границе с физиологией. То есть причины лежат в области психологии, а многие симптомы имеют чисто физиологическую природу. Современные медики считают, что лечить панические атаки у подростков должен не терапевт, кардиолог или даже невролог, а психотерапевт или психиатр.

К данным специалистам довольно часто обращаются люди с жалобами на панические атаки. Причем, в кабинет психолога приходят как взрослые, состоявшиеся люди, так и подростки с родителями. Панические атаки проявляются у человека, чьи чувства подавлены до предела, а границы личности размыты.

Подростки весьма подвержены паническим атакам. Механизм приступов довольно прост. Когда систематически нарушаются границы личности, в теле человека накапливается злость и раздражение. Если эти негативные эмоции не находят выхода, то они накапливаются и рано или поздно их уровень достигает критической отметки. Подростковый возраст – это время интенсивного взросления, время, когда каждый день возникает повод для переживаний. Это могут быть конфликты со сверстниками, непонимание со стороны родителей, замечания педагогов и тому подобное. Во всех этих ситуациях подросток в силу возраста не может очертить границы своей личности и защитить их.

Для панической атаки подростка характерны определенные симптомы. У него учащается сердцебиение, появляется неконтролируемое чувство страха и огромной тревоги, источник которой не поддается разумному объяснению. Отмечаются также скачки давления, обильное потоотделение и затрудненное дыхание. У больного возникает ощущение, что он сходит с ума, «уходит» и теряет связь с реальным миром.

Нередко люди отмечают, что в эти моменты чувствуют себя абсолютно беспомощными, не контролирующими ситуацию, от чего паника накрывает еще сильнее. Может возникнуть сильная физическая слабость и дрожь в руках и ногах. Сколько длится паническая атака? Все индивидуально – от пары секунд до нескольких часов. Интенсивность приступа тоже может отличаться. У некоторых все ограничивается ощущением тревожности, а некоторым приходится пережить приступ самой настоящей паники.

Ребенка с самых ранних лет учат, что негативные чувства нельзя проявлять, их следует прятать, подавлять в себе. Чтобы заслужить одобрение взрослых, малыш очень быстро учится вести себя в соответствии с теми нормами, которые приняты в обществе, вести себя так, как от него ожидают мама с папой, учителя и друзья. То есть он старается подавлять свою злость, учится скрывать обиды и другие внутренние переживания. Людям же показываются только улыбки и хорошее настроение. Ситуация еще больше осложняется, если родители не научили сына или дочку отстаивать свои личностные границы, давать отпор тем, кто их переступает.

Таким образом, напряжение копится, психологический дискомфорт никуда не исчезает, а только нарастает, подогреваемый гормональными «бурями», свойственными подростковому возрасту. Многие подростки инстинктивно пытаются снять это напряжение, но выбирают не лучшие способы – наркотики, неподобающее поведение, алкоголь, секс и так далее. Если же уровень тревожности зашкаливает, что неизбежно возникают подростковые панические атаки.

Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это фа.

Такое состояние подростка способно напугать родителей, вызвать у них чувство тревоги и собственной беспомощности. Они чувствуют, что с их ребенком происходит что-то страшное и непонятное, но не знают, чем же помочь ему.

Следует знать, что состояние панических атак поддается коррекции, и нужно всего лишь обратиться за помощью к психологу. Для лечения не нужна даже медикаментозная терапия, чего многие взрослые всерьез опасаются. Но все же это не простая и не слишком быстрая работа, когда заодно должны быть и родитель, и ребенок, и все взрослые, мнение которых ценно для подростка.

Шансы на успешную терапию тем выше, чем раньше вы обратитесь к специалисту. Поэтому очень важно быть внимательным к подростку, отслеживать его поведение, не давать исчезнуть из ваших отношений доверию и взаимопониманию.

Панические атаки и тревоги нельзя оставлять без внимания, так как в этом состоянии подросток не способен к нормальной жизни. Эта проблема неминуемо скажется и на его учебе, и на его взаимоотношениях с социумом. Вчерашнему ребенку справиться со своим состоянием без помощи взрослых практически нереально. У него нет еще необходимой для этого самостоятельности, зрелости и жизненного опыта. Поэтому для подростка чрезвычайно важна поддержка взрослых, для которых его психологический комфорт является таким же приоритетом, как здоровье, развитие и безопасность.

Стоп Паническим Атакам!

Как бороться с паническими атаками

Только без паники! Как справиться с паническими атаками

Избранное

Паническое расстройство – это психическое расстройство, характеризующееся внезапным возникновением панических атак, частотность подобных эпизодов варьируется от нескольких в день до нескольких в год. Человек с паническим расстройством, как правило, не может предугадать, когда случится очередная паническая атака, а ожидание подобных атак может в свою очередь привести к сильной тревоге.

Обычно панические атаки проявляются в молодости, но могут возникнуть в любой период жизни. Паническая атака обычно наступает внезапно и неожиданно и длится около 10 минут. Она характеризуется усиленным сердцебиением, болью в груди, интенсивным потоотделением, нехваткой воздуха, головокружением, дрожью в теле и предобморочным состоянием. Человек может искренне думать, что у него случится сердечный приступ или даже инфаркт. Страх смерти – признак панической атаки.

Панические атаки случаются у женщин в два раза чаще, чем у мужчин. Не все, кто испытывал паническую атаку, потенциально предрасположены к паническому расстройству. Многие ученые уверены, что паническая атака – не что иное, как естественная реакция человеческого организма под названием «бей или беги», которая обычно возникает в ответ на угрозу жизни. Тем не менее, при панической атаке часто нет стрессогенного фактора, который мог вызвать подобную реакцию, но организм по каким-то причинам запустил «аварийную сигнализацию».

Люди, подверженные фобиям и паническим атакам (которые тесно взаимосвязаны), часто избегают нормальной жизнедеятельности и таких привычных вещей, как поездка на автомобиле, полет на самолете, пользование лифтом, некоторые боятся даже покидать собственный дом (агорафобия). Интересно, что многие соглашаются на все эти виды деятельности, если их сопровождает близкий им человек, например, супруг или друг.

Если панические атаки принимают частый и регулярный характер и мешают нормальной жизни, скорее всего, речь идет о паническом расстройстве. Лечение данного расстройства состоит из трех компонентов: образовательного, психотерапевтического и медикаментозного.

Прежде чем начать лечение панического расстройства, необходимо исключить физиологические причины, которые могут приводить к состоянию, похожему на панические атаки. Среди подобных причин может быть повышенный уровень гормонов щитовидной железы, некоторые виды эпилепсии, аритмия (нарушение сердечного ритма).

Психотерапия как способ лечения панического расстройства

Первое, что должно произойти на психотерапевтическом сеансе при лечении панического расстройства, - это объяснение пациенту механизмов панической атаки, например, реакции «бей или беги» и сопутствующих реакций организма. Способность осознавать и идентифицировать подобные сигналы организма – это важный шаг в лечении панического расстройства. Самыми эффективными видами терапии в подобном случае являются индивидуальная или групповая психотерапия, обычно требуется не более 12 сессий.

В ходе терапии пациент овладевает техниками релаксации и эмоциональной саморегуляции. На сессиях активно обсуждаются иррациональные страхи, свойственные пациентам с паническим расстройством. Это, как правило, иррациональный страх смерти, потери близкого человека, а также страх выглядеть глупо или нелепо. Все техники, которыми пациент овладевает на сеансах психотерапии, должны быть закреплены в его обычной жизни, в противном случае терапия не будет иметь успеха. Психотерапевту важно донести до пациента, что только его активная позиция и способность сотрудничать помогут справиться с паническими атаками.

Когнитивно-поведенческая терапия

Это сочетание когнитивной терапии, которая направлена на изменение дисфункциональных мыслительных паттернов пациента, и поведенческой терапии, направленной на изменение образцов поведения. Доказано, что именно этот вид терапии является наиболее эффективным в лечении панического расстройства.

Терапия предполагает от одного до трех часов в неделю. Терапевт обращает особое внимание на мысли и чувства, сопровождающие панические атаки. Так выстраивается когнитивная модель панической атаки.

Когнитивная модель основывается на предположении, что пациент имеет нарушения на уровне восприятия, о которых он не догадывается, и которые запускают механизм страха. Предположительно этот механизм выглядит следующим образом: сначала пациент ощущает легкую тревогу, усиливается сердцебиение, напрягаются мышцы. Возможно, это было вызвано каким-либо неприятным событием, ментальным образом или легким недомоганием. Тревога нарастает, человек начинает думать о катастрофических событиях, которые могут случиться с ним или с его близкими. В высшей точке панической атаки человек уверен, что у него сердечный приступ или что он сходит с ума. Полный цикл страха может занять всего несколько секунд, и пациент может четко не осознавать его начало.

Сторонники данной теории утверждают, что при помощи грамотного терапевта человек, страдающий паническим расстройством, может научиться распознавать самую раннюю стадию панической атаки, модифицировать собственные реакции при панических атаках и контролировать ситуацию.

В когнитивной терапии терапевт обычно не фокусируется на прошлом человека, как это происходит в некоторых других видах терапии. Основной фокус направлен на успехи и неудачи, который пациент имеет в данный момент времени, а также на навыки, которыми ему еще предстоит овладеть.

Кроме того, пациент овладевает техниками расслабления, направленными на снижение уровня тревожности и стресса, которые являются «благодатной» почвой для панических атак.

Полезны и дыхательные упражнения. Пациент учится контролировать собственное дыхание, чтобы избежать гипервентиляции легких при панической атаке – явления, которое происходит при частом поверхностном дыхании, что приводит к снижению уровня углекислого газа в крови.

Другой важный аспект поведенческой терапии заключается в осознании своих внутренних переживаний. В процессе терапии специалист помогает пациенту осознать и прочувствовать свои эмоции, связанные с паническими атаками. Психотерапевт может специально создать ситуацию, максимально приближенную к той, которая вызывает паническую атаку, чтобы научить клиента справляться с негативными чувствами, которые он обычно испытывает во время атаки. Затем терапевт учит пациента эффективно справляться с этими ощущениями и заменять негативные мысли («Я сейчас умру!») на позитивные («Это всего лишь небольшое головокружение. Я могу с ним справиться»).

Еще одним аспектом поведенческой терапии является встреча с собственными страхами. То есть, если пациент после аварии боится садиться за руль и испытывает панические атаки при попытке вождения, терапевт может сопроводить его в автомобиле и помочь справиться с его страхами. Часто терапевты выезжают на дом к пациентам с агорафобией, а затем помогают своим клиентам справиться с их страхами, сопровождая их на прогулку или в магазин.

Пациент подходит к ситуации, вызывающей у него паническую атаку, постепенно пытаясь справиться с накатывающей волной тревоги. Таким образом, клиент видит, что, хотя его чувства и неприятны, они не опасны, и в итоге они проходят. Шаг за шагом, под руководством умелого терапевта, пациент преодолевает свои страхи и делает то, что раньше казалось ему совершенно невозможным.

Часто психотерапевты дают своим пациентам, пытающимся побороть панические атаки, «домашнее задание». Клиент работает с терапевтом один на один всего несколько раз, а остальную работу проделывает самостоятельно.

Когнитивно-поведенческая терапия длится, по меньшей мере, 12 недель. Доказано, что именно этот вид терапии наиболее эффективен для сокращения частоты панических атак. Данный вид терапии также помогает снизить тревогу от постоянного ожидания панических атак и исключить поведение избегания, когда пациент делает все возможное, чтобы не попасть в ситуацию, в которой с ним потенциально может произойти паническая атака.

Медикаментозное лечение

Большинство людей, страдающих паническими атаками, могут справиться с ними, не прибегая к помощи медикаментов. Тем не менее, когда медикаментозное лечение совершенно необходимо, пациентам прописывают бензодиазепины (препараты с седативным, снотворным, противотревожным и противосудорожным эффектом) и антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Медикаменты призваны предотвратить панические атаки или снизить их интенсивность и частоту, а также уменьшить тревожность при ожидании панической атаки. Медикаментозное лечение без психотерапевтического, как правило, дает лишь кратковременный результат. Чтобы свести панические атаки к минимуму, необходимо, прежде всего, изменить поведение человека в ситуации панической атаки при помощи когнитивно-поведенческой терапии.

Самопомощь при панических атаках

К методам самопомощи при панических атаках относится регуляция дыхания для нормализации уровня углекислого газа в крови. Дело в том, что при панической атаке дыхание становится частотным, прерывистым и поверхностным, в кровь поступает больше кислорода, что в свою очередь увеличивает чувство тревоги и паники. В подобных случаях специалисты советуют дышать в бумажный пакет или просто в сложенные ладони. Дыхание должно быть ровным и медленным.

Другой метод самопомощи при панической атаке – отвлечение, переключение с внутреннего образа на внешние объекты. Считать про себя или вслух, читать слова наоборот, сделать какое-то простое бытовое дело, вроде мытья посуды – все это позволяет отвлечься и переключиться со своих внутренних переживаний на действие.

Еще один эффективный способ борьбы с паникой – оспаривание собственных негативных мыслей. В состоянии паники человек склонен гиперболизировать, преувеличивать собственное состояние. Часто возникают мысли, вроде: «Я сейчас умру!», которые необходимо заменять на более реалистичные установки, вроде: «У меня паника, и сильно бьётся сердце, но совсем скоро это пройдет».

В 90% случае при правильном лечении панических атак возникает стойкая ремиссия. Как ни странно, при желании даже в таких негативных проявлениях человеческой психики как панические атаки можно найти плюсы, ведь они заставляют человека взять ответственность за свою жизнь на себя и измениться.

Панические атаки у детей и подростков

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки» в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрастелет, однако сейчас описываются у детей в возрастелет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Панические атаки могут бывают:

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся отминут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

  • озноб;
  • дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • повышение артериального давления;
  • сухость во рту;
  • бледность, а затем гиперемия кожных покровов с повышенной потливостью и одышкой.

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае - это сравнительно кратковременные (доминут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также - желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

При преобладании в кризах эмоционально-аффективных расстройств последние чаще представлены фобическими пароксизмами. В этом случае ведущим клиническим проявлением становится страх. У детей это страх темноты, одиночества, отрыва от матери, больницы; у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы, падения, возможности «сойти с ума», заболеть неизлечимым заболеванием. В связи с этим могут предприниматься защитные формы поведения: не выходят на улицу, постоянно моют руки, требуют присутствия рядом родственников. В последующем страх перестаёт быть конкретным и проявляется общей тревогой, напряжённостью, немотивированной агрессией. К сожалению, такие приступы имеют и более отдалённые последствия, так как становятся фоном для формирования психопатологических черт характера, поскольку в динамике имеют тенденцию полностью не купироваться в межприступном периоде.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен - от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении - депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.

Панические атаки у детей и подростков: что важно знать родителям.

Почему возникают панические атаки у подростков?

Как правило, уже в детском возрасте 5-10 лет можно выявить признаки вегетативной дисфункции. У подростка ситуация может только усугубиться. Изначальными причинами могут явиться проблемы в период беременности и в родах. Гипоксия плода, обвитие пуповиной, заболевания матери в этот период могут стать причиной нарушений работы вегетативной нервной системы ребенка. Болезни, перенесенные ребенком в младенчестве: грипп, ангина, герпес, частые простудные заболевания - также оказывают негативное влияние на нервную систему, что может вызвать впоследствии появление вегетативного криза, или по-другому панической атаки. На этом фоне и на фоне нестабильного гормонального фона уже в подростковом возрасте могут сказаться конфликты в семье и стрессы, связанные с учебным процессом. При слабой от рождения нервной системе в этих случаях могут возникнуть панические атаки.

Как проявляются панические атаки в детском возрасте?

Первыми звоночками вегетативного расстройства могут быть нарушение сна, плохой аппетит, быстрая утомляемость, повышенная эмоциональность, повышенная потливость, холодные конечности, головные боли и расстройство работы желудка и кишечника. Ребенок становится капризным, хотя явных причин нет, и сформулировать их он не может. Панические атаки у подростка, как и взрослого, могут проявиться приступами удушья, учащенным сердцебиением, возникает тремор во всем теле и холодный пот, ощущение потери себя в пространстве и страха за свою жизнь. Подростку труднее, чем взрослому, контролировать это состояние. Поэтому взрослые обязательно должны прийти на помощь и отнестись с пониманием к этой ситуации.

Что делать если приступы паники возникают по ночам?

Если ребенок не может уснуть или резко просыпается среди ночи из-за тревоги, сопровождающейся сильным сердцебиением, потливостью, удушьем, то это и есть паническая атака. Обычно мы рекомендуем покинуть место, где возникла паника. Но ночью это проблематично. Единственно верный способ – это переждать приступ. И взрослые должны помочь в этом ребенку, успокоить его. Можно выйти на балкон подышать воздухом. Приступ может длиться от несколько минут до получаса – но он обязательно пройдет. Это нужно понимать, тогда преодолеть панику будет проще.

Как успокоить ребенка во время панической атаки?

Научите ребенка глубокому диафрагмальному дыханию или прогрессирующей мышечной релаксации – что лучше пойдет. Предложите ему вспомнить о чем-то приятном, представить себя в любимом месте. В конце концов, просто возьмите на руки и крепко обнимите. Это поможет снять временное напряжение. В дальнейшем для полноценного лечения, для полного избавления от таких приступов, при первой возможности обратитесь к врачу неврологу.

Можно ли умереть от панической атаки?

От панических атак еще никто не умирал. Хотя ситуация безусловно неприятная: больному часто кажется, что он «вот-вот умрет». Но столкнувшись несколько раз с панической атакой, человек, как правило, понимает, что организм его «обманывает», но сделать с этим самостоятельно ничего не может. Поэтому следует обратиться к специалисту.

К какому врачу обращаться?

К врачу-неврологу. Панические атаки - это заболевание вегетативной нервной системы. Психика здесь ни при чем, а эмоциональные последствия – вторичны.

Как диагностировать паническое расстройство у детей?

Диагностика должна быть комплексной. Если общие признаки выявлены, то первая часть диагностики - это исследование вариабельности сердечного ритма. Данное исследование покажет, как работают звенья вегетативной нервной системы – симпатическая и парасимпатическая системы, их состояние в условиях расслабления и реакция на небольшую нагрузку. Далее мы в Клиническом Центре вегетативной неврологии проводим диагностику при помощи тепловизора. Это метод запатентованной расшифровки температурных данных с поверхности тела человека, аналоги которой можно найти только в немногих клиниках за рубежом. Снимок тепловизора позволяет выявить, на каких участках нервной системы нарушена работа, чтобы в дальнейшем точно воздействовать на них при помощи методик физиотерапии и невральной терапии.

Можно ли полностью излечить панические атаки в подростковом возрасте?

Можно. Чем раньше Вы начнете лечение, тем больше вероятность, что понадобиться только один курс лечения. Вегетативная нервная система восстановится и будет самостоятельно регулировать работу нервных центров, органов и всего организма. Поэтому панические атаки перестанут беспокоить ребенка. Конечно, нужно понимать, что у такого человека нервная система слабая от рождения, и при стрессовом образе жизни она может «расшататься» снова. Через 10, 20 или 30 лет или же никогда – все индивидуально и зависит от образа жизни человека.

Какие методы профилактики существуют?

Если болезнь уже проявила себя, для начала необходимо избавиться от её причин, вылечить нервную систему. А уже в дальнейшем поддерживать здоровье. Важная профилактическая мера – это регулярные умеренные физические нагрузки, такие как плавание, танцы, беговые и горные лыжи в зимнее время. Вместе с детьми ведите подвижный образ жизни, занимайтесь творчеством не на результат. Много времени, проведенного за компьютером или перед телевизором, также не сделает нервную систему крепче. Очень важна здоровая атмосфера в семье – это залог здоровья не только нервной системы, но и всего растущего организма.


Вас беспокоит тревожность? У вас когда-нибудь возникало ощущение, будто вы загнаны в угол и хотите убежать, но не можете? Возможно, вы страдаете от панических атак – вспышек страха, которые обычно сопровождаются усложненным дыханием, дрожью, повышенной потливостью или ощущением удушья. Панические атаки способны напугать любого и могут происходить где угодно – на прогулке с друзьями, дома или во время урока в школе. Научитесь брать себя в руки во время панических атак, измените рацион питания и уровень своей активности, а в случае необходимости обратитесь за помощью к специалисту, чтобы уметь совладать с ситуацией.

Шаги

Часть 1

Возьмите себя в руки

    Изучите признаки панической атаки. Чем раньше вы распознаете признаки атаки, тем выше шанс взять себя в руки. Панические атаки могут возникать неожиданно под действием “раздражителей”, но они всегда имеют четкую схему.

    Не двигайтесь. Ваш приступ может быть вызван страхом замкнутого пространства, переживанием пугающего события или встречей с определенным человеком. Это и есть “раздражители”. Первым порывом является побег, но в большинстве случаев лучше оставаться на месте до тех пор, пока ваш приступ не пройдет.

    • Если нет риска, то оставайтесь на месте. Если вы находитесь за рулем, то попытайтесь съехать на обочину и остановиться.
    • Попытки убежать от раздражителя могут привести к так называемому “фобическому избеганию”, которое таит дополнительную опасность.
    • Люди, которые страдают от частых панических атак, нередко испытывают “агорафобию”. Ранее доктора полагали, что это боязнь общества и открытых пространств, но теперь нам известно, что агорафобия имеет место, когда человек избегает общества из страха пережить атаку или ощутить неловкость.
  1. Сосредоточьтесь на чем-то другом. Вместо бегства вспомните, что страх пройдет. Сосредоточьте внимание на безобидном или видимом объекте вроде товаров на витрине магазина или стрелок на часах до тех пор, пока паника не утихнет.

    • Попытайтесь повторить наизусть любимое стихотворение, мантру или таблицу умножения. Так вы сможете отвлечься от первопричины вашей панической атаки.
    • Также можно попытаться представить себе спокойное место или ситуацию, которые вызывают у вас чувство умиротворения, расслабление и хорошее настроение. Попробуйте перенестись в дом вашей бабушки или на берег моря.
  2. Замедлите дыхание. Также следует попытаться сосредоточиться на дыхании. Во время паники у людей частое и поверхностное дыхание, которое только усугубляет тревожность. Начните дышать медленно и глубоко.

    • Сосчитайте до четырех во время вдоха, а затем медленно выдохните, чтобы расслабить свое сознание и тело.
    • Тренируйтесь глубоко и медленно дышать в спокойной обстановке, чтобы привыкнуть к такому дыханию.
  3. Переборите страх, но не пытайтесь противиться атаке. Убедите себя, что ваша паника временна. Попытайтесь понять, что вызвало панику, а также вспомните, что страх нереален и скоротечен. Не позволяйте ему завладеть вами.

    • Не сопротивляйтесь тревожности. Неудачное сопротивление может лишь усилить панику.
    • Убедите себя, что такие ощущения вызывают неудобства, но не причиняют вреда.

    Часть 2

    Измените свой образ жизни
    1. Научитесь расслабляться. Если человек страдает от панических атак, то ему сложно успокоиться и расслабиться. Научитесь расслабляться, чтобы снимать напряжение. Помимо прочего, данные способы позволят вам взять себя в руки во время панических атак.

      Двигайтесь. Занимайтесь физкультурой, особенно аэробными упражнениями. Они способствуют выделению серотонина, который улучшает состояние и настроение.

      • Аэробные упражнения учащают сердечный ритм и дыхание. К ним относятся бег, быстрая ходьба, езда на велосипеде и плавание. Выделяйте не менее 2,5 часов в неделю на аэробные упражнения.
      • Также выполняйте силовые упражнения, нагружая основные группы мышц один-два раза в неделю.
    2. Здоровый режим сна. Вы знали, что бессонница может усиливать тревожность? Недостаток сна повышает раздражительность и волнение. Некоторые исследования показали, что здоровый сон помогает облегчить тревожные расстройства.

    3. Откажитесь от алкоголя, сигарет и других наркотических средств. Алкоголь и курение таят особую опасность в детском и подростковом возрасте. В случае с паническими атаками ситуация может стать катастрофической. Такие вещества относятся к психотропным. Они способны менять ваши ощущения и влиять на работу мозга (причем не в лучшую сторону).

      • Лучше всего полностью отказаться от наркотиков. Люди с тревожными расстройствами в 2-3 раза чаще сталкиваются с проблемой наркотической и лекарственной зависимости.
      • Алкоголь и наркотики не улучшат ваши ощущения. В действительности они могут лишь усилить чувство тревожности и панические атаки.

Паническая атака – это состояние повышенной мучительной тревоги в сочетании со страхом и неприятными соматическими симптомами. Подобные явления появляются именно в подростковом возрасте, когда нервная система человека очень уязвимая.

Этот вопрос входит в компетенцию психологов и психотерапевтов, а не каких-то других врачей. Поэтому, если приступы паники случаются слишком часто и мешают полноценной жизни, следует обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

В подростковом возрасте человек сталкивается с проблемой становления личности, но еще не может четко определить свои взгляды и цели. На него давят множество факторов – критика учителей и родителей, общение с ровесниками, влияние интернета и улицы.

Негативные переживания накапливаются и провоцируют внезапные выбросы негативных эмоций. Контролировать панические атаки трудно даже зрелому человеку, подростки же переносят такие состояние особо тяжело.

Приступ паники имеет следующее симптомы :

  • спутанность мыслей, потеря контроля над речью и эмоциями;
  • тяжелое дыхание, отдышка;
  • частый пульс, скачки давления;
  • тремор, дрожь, озноб;
  • потливость;
  • тошнота и головокружение;
  • онемение конечностей;
  • сухость во рту, бледность кожных покровов;
  • страх сойти с ума или умереть.

У человека может проявляться несколько признаков сразу, а также появляется бессонница, депрессия, угнетенное состояние. При этом внутреннее напряжение может сохраняться достаточно длительное время. Это явление нельзя игнорировать , поскольку оно может закончиться нервным срывом или даже суицидом. В подростковом периоде человек начинает воспринимать мир враждебно, чувствует себя одиноким и брошенным.

На фоне паники возникают необоснованные страхи , которые часто перерастают в серьезные фобии. Паническим атакам у подростков способствуют поведенческие стереотипы, навязанные с детства. Когда ребенок пытается выразить эмоции, родители его ругают, говоря – «закрой рот!» или «хватит реветь!».

В более старшем возрасте они учат его, что в любой ситуации нужно вести себя сдержано и прилично. Большинство родителей проводят такое воспитание на повышенных тонах, в грубой пугающей форме. В результате самооценка ребенка падает , он боится выразить свое мнение, проявить себя в социуме. Он подавляет чувства и эмоции, что в будущее выливается в панические атаки.

Часто с виду тихие и спокойные подростки совершают глупые спонтанные поступки, проявляют агрессию и жестокость.

Взрослые считают, что такое поведение им не свойственно, однако, подобные проявления чаще всего случаются именно в закомлексованных подростков, таких себе «серых мышек». Вулкан постоянно подавляемых эмоций должен найти куда-то выход . Неплохим вариантом могут быть спортивные секции, танцы или другие занятия, требующие физической активности. Таким образом подросток через тело выбрасывает душевный негатив и напряженность.

Хорошим способом трансформации эмоций психологи считают творчество . Оно позволяет освободиться от переживаний, придавая им другую форму (музыка, стихи, проза, картины). Если же подросток не находит путей для выхода своих эмоций, они уничтожают его изнури. На фоне этого возникают конфликты с родителями, учителями, друзьями и близкими. Подростку трудно разобраться, кто его поддерживает, а кто пытается навредить. Нередко он компенсирует дисгармонию алкоголем и наркотиками.

У девочек панические атаки случаются гораздо чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что женский пол от природы более чувствителен и эмоционален . Не стоит воспринимать это, как дамские капризы. Если девочка стала нервной, плаксивой, у нее часто меняется настроение и желания – это тревожный сигнал и для родителей, и для самого подростка.

Прогноз лечения таких состояний хороший. От них возможно избавиться, не прибегая к медикаментозным средствам. Иногда достаточно нескольких бесед с психологом. Однако, благоприятный исход возможен только при условии доверительных отношений родителей и ребенка. Ведь нездоровая обстановка в семье – это первый фактор развития неврозов и других психических нарушений у подростков. Если родители не уделяют ребенку должного внимания, не стремятся понять и услышать его, он находит утешение в сомнительных компаниях и субкультурах.

Если паническая атака все же случилась?

Следует помнить, что она может возникнуть совершенно внезапно, поэтому надо быть готовым ее встретить. Вот некоторые способы борьбы с приступом паники:

  • Контроль дыхания

Попробуйте замедлить дыхание так, чтобы его частота не превышала 4-5 вдохов в минуту. Руки положите на верхнюю часть живота. Глаза при этом лучше закрыть. Можно потренироваться этому упражнению дома в спокойной обстановке.

  • Отвлекающий маневр

Можно вспомнить что-то приятное или даже смешное. Конечно, переключиться с негативного состояния очень трудно, но стоит повернуть свои мысли в другое русло, перестать думать о том, что собственно и вызвало атаку.

  • Съесть что-то или выпить (но не алкоголь). Нужно разорвать замкнутый круг паники, переведя внимание организма на другие действия.

Периоды между паническими атаками могут характеризоваться как полным отсутствием негативных признаков, так и хронической тревожностью и напряжением. Блокирование панических проявлений успокоительными препаратами только усугубляет проблему.

Нужна профессиональная коррекция психолога. В подростковом возрасте вообще не рекомендуют принимать какие-либо медикаменты в борьбе с психологическими нарушениями. Нестабильность нервной системы подростков – это естественное явления, которое можно регулировать без помощи фармакологии.

Важно вовремя заменить расстройство и начать эффективную терапию, иначе такие явления чреваты тяжелой депрессией, которая способна сломать человека изнутри. Хронические неврозы сильно ограничивают личностное развитие и заметно понижают качество жизни.