Причины нарушения адаптации ребенка к детскому саду. Адаптация в детском саду. Три степени привыкания. Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет

Каждая семья желает иметь сына или дочь. Тем не менее большинство пар пытаются зачать ребёнка в непригодные для этого дни. Как правильно обзаводиться потомством? Как работает Сейчас мы постараемся ответить на все эти вопросы.

Планирование

Если семья горячо желает воспроизвести на свет малыша, ей нужно готовиться к зачатию. Сначала следует пройти обследование у врачей, сдать анализы, избавиться от вредных привычек и организовать полноценное питание.

Определить подходящие дни для зарождения новой жизни помогут домашние тесты на овуляцию, которые можно купить в любой аптеке. Сегодня их существует множество вариантов, о которых мы расскажем далее.

Овуляция

Овуляцией называют освобождение яйцеклетки из яичника вследствие колебаний гормонального уровня. Как правило, это случается за 12-16 дней до начала будущих месячных. Данный процесс наблюдается единственный раз за весь менструальный цикл.

Известно, что незадолго до овуляции в женском организме вырабатывается увеличенное количество эстрогена, с помощью которого в матке появляется эндометрий, создающий благоприятную среду для спермы.

Повышенный уровень эстрогена провоцирует моментальное увеличение количества лютеинизирующего Высвобождение ЛГ способствует овуляции - выходу яйцеклетки из яичника, которая может оплодотвориться лишь в течение последующих 24 часов. Если зачатие не происходит, наросший эндометрий от стенок матки отслаивается, и у женщины начинаются месячные. С этого мгновения можно отсчитывать новый цикл.

Принцип действия

А сейчас выясним, как работает тест на овуляцию. Это устройство реагирует на В женском организме ЛГ всегда присутствует в небольшом количестве. Его стремительное увеличение (ориентировочно за 24-36 часов до овуляции) инициирует выход яйцеклетки из матки. С помощью диагностики можно определить момент всплеска ЛГ и таким образом отыскать подходящий день для зачатия малыша.

Необходимо отметить, что применение тестирующего устройства в виде средства контрацепции безуспешно, так как в женском организме сперматозоиды могут сохранять свою жизнестойкость около двух дней. Именно поэтому такой способ предохранения от неугодной беременности может оказаться бессильным.

Необходимость

Итак, как работает тест на овуляцию, мы рассмотрели. А для чего он нужен? Когда женщина планирует беременность, она должна помнить, что в каждом цикле имеется ограниченное число дней, благодатных для оплодотворения. Самыми эффективными являются всего пара суток, в которые происходит овуляция, и для каждого периода они разные. Диагностирующие устройства помогают их выявить.

Многие способы определения подходящего времени для зарождения новой жизни либо малоэффективны (скажем, система измерения базальной температуры), либо требуют обследования в больнице (в частности, проведение ультразвукового сканирования или сдача анализа крови). Известно, что цифровые тесты (к примеру, Clearblue) обеспечивают точность исследования до 99 %. Благодаря им женщины чувствуют себя уверенно на каждом этапе испытания.

Многих интересует, как работает тест на овуляцию. Если вы желаете выявить начало репродукционного периода, нужно иметь сведения о своём организме и менструальном цикле. Чтобы определить длительность цикла, нужно вычислить количество суток с первого дня менструации до дня, предшествующего началу ближайших месячных. Срок этого периода у большинства женщин существенно отличается, но очень часто он равняется 23-35 дням. Самой продуктивной считается середина цикла. Точно определить время можно лишь с помощью исследования.

Особенности применения

Теперь вам известно, как работает тест на определение овуляции. А сейчас определимся со временем проведения этой процедуры, которое зависит от продолжительности женского менструального периода. Для того чтобы отыскать благоприятный день, нужно воспользоваться формулой «длина кругооборота минус 17». К примеру, ваш цикл длится 28 суток. Выполняем следующий расчёт: 28-17=11. Фактически с 11-го дня менструального периода можно начинать испытание. Если месячные нерегулярные, нужно подобрать самый кратковременный цикл за полгода.

Специалисты знают, как работает которая к нему прилагается, полностью раскрывает эту информацию. В ней говорится, что проводить исследование нужно дважды в день, чтобы не упустить момент, когда количество гормона увеличится максимально. Дело в том, что уже менее чем через 24 часа уровень ЛГ понижается. Вот почему, если всплеск количества гормона произошёл утром, а вы выполнили проверку вечером, тест предоставит негативный ответ. На точность исследования также влияют некоторые недуги (особенно гормональные расстройства), приём лекарств и избыточное потребление воды.

Электронные тесты

Многие имеет такое устройство, как тест на овуляцию, виды. Как пользоваться, результат применения - эти вопросы интересуют многих. Устройства, различающие овуляцию, похожи на приборы, которыми выявляют беременность, определяя уровень гормона в моче. Однако существуют и такие приспособления, которые чувствуют изменения в женской слюне: в момент овуляции её рисунок кристаллизации трансформируется.

Электронные тесты напоминают тюбик помады. Они считаются наиболее точными. Для того чтобы определить овуляцию, нужно немного слюны капнуть на линзу. О значимости её узора сообщается в инструкции. Такие тесты стоят от 858 рублей и выше.

Полоски

Исследования пластинчатыми приспособлениями идентичны проверкам тестами на беременность. Выглядят они так же - тонкие полоски, насыщенные реактивом. Пластинку выдерживают в моче 20-30 секунд, а затем дожидаются проявления её второй части, которая и даёт ответ. Эти устройства показывают приблизительный результат. Однако они являются самыми востребованными, так как дёшево стоят - до 26 рублей.

Кассеты

Рассмотрим, как работает тест, изготавливаемый в виде кассеты, которая является самой удобной в применении. Бумажная полоска этого прибора размещена в пластиковом корпусе, поэтому её погружать никуда не нужно. Достаточно под струю мочи подставить футляр со специальным окошком и ждать ответ. На цену этого продукта влияет его численность в упаковке. В большинстве случаев в ней находится пять изделий. Таким образом, людям ежедневно не нужно в аптеке покупать новый тест. Его стоимость составляет от 260 рублей и выше.

Струйные тесты

Если женщина хочет родить ребёнка, ей необходимо приобрести тесты на овуляцию. Как работают, какие лучше использовать устройства - эти вопросы она должна изучить досконально. Что собой представляют струйные тесты? Это продукт третьего поколения, который сегодня считается одним из наиболее надёжных. Он отличается гигиеничностью и восприимчивостью. Кассета этого устройства защищена колпачком, который перед использованием нужно снять. Далее часть кассеты, помеченную стрелкой, подставить под струю мочи и затем снова её закрыть.

Через 3-5 минут можно оценить полученный результат. Этот прибор стоит от 1300 рублей и выше. Часто в комплекте с ним продаётся устройство для проверки беременности.

Когда пара мечтает о ребенке, поймать момент выхода яйцеклетки из фолликула – значит поймать удачу за хвост. Тест на овуляцию инструкция рекомендует проводить несколько раз в течение цикла с перерывом в 12 часов. Такой подход позволит максимально точно узнать благоприятный день для зачатия.

Тест на определение овуляции необходим для выявления фертильного периода. В этот срок женщина полностью готова к оплодотворению, а вероятность зачатия повышается в разы. Любой гинеколог расскажет паре, планирующей беременность, для чего необходимо знать фертильные дни. Это основа планирования беременности.

В течение цикла организм женщины претерпевает гормональные изменения. Под действием одних веществ растет и развивается фолликул, а выработка других провоцирует его раскрытие. Овуляция происходит не у каждой представительницы слабого пола, но зачастую пациентка не подозревает о таком нарушении, продолжая планировать беременность. Вот почему так важно определить, есть ли в организме представительницы слабого пола этот естественный процесс. Причинами отсутствия овуляции могут быть:

  • гормональные заболевания;
  • избыточный или недостаточный вес;
  • вредные привычки;
  • подверженность стрессу, недосып и хроническая усталость;
  • истощение яичников;
  • прием определенных лекарств.

Если естественный процесс нарушен, то вероятность беременности стремится у нулю. Простым и достоверным способом подтверждения способности женщины к оплодотворению является домашний тест на овуляцию.

Зная точное время выхода яйцеклетки из фолликула, женщина повышает шансы на зачатие. В некоторых случаях проведение теста требуется представительницам слабого пола для предохранения, но такой способ контрацепции не столь надежен, как другие, и достаточно дорог. Проведение домашнего исследования позволит паре знать, в какой день цикла зачатие достигает пиковой вероятности. Это сократит длительность планирования. Что важно для тех, кто хочет поскорее стать родителями.

Что представляет собой этот тест

Тестовые системы представляют собой полоски, которые покрыты специальным реагентом. При контакте с материалом, который имеет повышенный уровень лютеинизирующего гормона, система показывает положительный результат. ЛГ секретируется передней долей гипофиза незадолго до выхода яйцеклетки из яичника. Это вещество запускает процесс овуляции.

Стандартная упаковка тестовых полосок содержит в своем составе 5 систем. Инструкция по использованию с подробным описанием дней для проведения манипуляции прилагается в единственном экземпляре. Принцип работы всех устройств заключается в следующем:

  • на поверхность теста (в отведенном для этого участке) наносится материал (моча или слюна);
  • регент вступает в контакт с биоматериалом, пытаясь отыскать концентрацию ЛГ;
  • при определении этого гормона в нужном количестве проявляется реактив;
  • результаты теста легко интерпретируются пациенткой. Две полоски означают скорое наступление овуляции.

Существуют разные виды и модели полосок для определения фертильного периода, но все они работают по единому принципу.

Виды тестовых систем

Современные фармакологические предприятия выпускают тесты для установления овуляции на любой вкус и кошелек. Все они отличаются чувствительностью, удобством применения и ценовой категорией.

Полоски

Бумажные тестовые полоски являются самым недорогим и распространенным представителем тестов на овуляцию. Они просты в использовании и компактны. Такие средства можно взять с собой в дорогу, путешествие и даже на работу. Перед проведением манипуляции необходимо точно узнать, на какой день цикла делать тест на овуляцию. Об этом расскажет прилагающаяся в комплекте инструкция. Классические тест-полоски необходимо погружать в емкость с мочой до обозначенной отметки. В течение нескольких минут следует оценить результат, после чего устройство становится неинформативным.

Струйный

Струйный – более дорогой и удобный вариант для исследования. Несомненным плюсом его использования является отсутствие необходимости собирать биоматериал. Достаточно просто поместить устройство под струю мочи и через несколько минут оценить результат.

Планшетный

Планшетный тест отличается от своих предшественников исключительно методом использования. Для его проведения необходимо собрать мочу в чистую емкость, а затем при помощи пипетки нанести биоматериал в нужное окошко. После оценки результата этот тест тоже становится неинформативным. Считается, что точность планшетных устройств выше, чем результативность стрип-полосок и струйных тестов.

Цифровой

Цифровой тест признается самым эффективным, но при этом он имеет высокую стоимость. Способ проведения анализа ничем не отличается от недорогих стрип-полосок, однако результат не придется интерпретировать самостоятельно, вглядываясь в яркость линий. В отведенном окошке через несколько минут после процедуры женщина увидит положительный или отрицательный ответ.

Многоразовый (по слюне)

Многоразовые тесты пользуются меньшей популярностью. Они необходимы женщинам, регулярно следящим за работой своей репродуктивной функции. Такие устройства предполагают исследование не мочи, а слюны. В этом биоматериале уровень лютеинизирующего гормона растет с той же скоростью. Внешне устройство напоминает помаду. Для интерпретации результатов необходимо сравнить полученный узор с образцом, характерным для фертильного периода.

Независимо от того, какой вид устройства выберет женщина, ей необходимо знать:

  • в какой день цикла проводить исследование;
  • в какое время лучше делать тест на овуляцию;
  • как интерпретировать полученные данные;
  • когда приступать к зачатию.

Когда делать тест

Перед тем, как использовать тест на овуляцию, надо изучить инструкцию по применению. Пользуются им иначе, чем полоской для определения беременности. Поэтому, если женщина никогда ранее не пользовалась ими, ей необходимо обязательно прочесть информацию из вкладыш-листа.

ИНСТРУКЦИЯ К ТЕСТУ. КЛИКНИ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ

В какое время лучше делать исследование? Тест на овуляцию (в отличие от теста на беременность) лучше проводить в дневное время (с 10 до 20 часов). Первую утреннюю порцию мочи лучше не использовать.

На какой день делать тест на овуляцию, зависит от регулярности и длительности менструального цикла. К каждому устройству прилагается таблица, которая устанавливает для пациенток с длинным, естественным или коротким циклом определенные дни:

  • при стандартном, наиболее часто встречающемся, цикле в 28 дней исследование начинают на 11 сутки;
  • при более долгом месячном цикле тестирование предлагают начать за 17 дней до ожидаемого кровотечения. Например, при цикле 32 дня делаем тест на 15 день;
  • женщинам с нерегулярными менструациями необходимо начинать исследование в соответствии с самым коротким циклом (при 23-дневном – с 6), а завершать в соответствии с длинным (при 33–дневном – на 16). Будьте готовы к тому, что тест-полосок потребуется довольно много.

Вот ориентир для женщин с разной длительность менструального цикла.

  • Цикл 22 дня – первый тест на овуляцию делают на 5 день МЦ;
  • 23 дня – 6 день МЦ;
  • 24 дня – 7;
  • 25 дней — 8;
  • 26 дней — 9;
  • 27 дней — 10;
  • 28 дней — 11;
  • 29 дней — 12;
  • 30 дней — 13;
  • 31 день — 14;
  • 32 дней — 15;
  • 33 дня — 16;
  • 34 дня — 17;
  • 35 дней — 18;
  • 36 дней — 19;
  • 37 дней — 20;
  • 38 дней — 21;
  • 39 дней — 22;
  • 40 дней — 23.

Как проводится тест

Для стрип-полосок и планшетных устройств метод использования примерно одинаковый. Необходимо собрать мочу в сухой контейнер, после чего нанести материал на систему (стрип-полоску погрузить до указанной отметки, а в планшетный поместить несколько капель при помощи пипетки). После этого производитель предлагает подождать 5-10 минут и оценить результат.

Важно знать, как делать тест на овуляцию правильно при использовании струйного аппарата. Инструкция по использованию предлагает снять колпачок с устройства и поместить его под струю мочи на определенное время (3-7 секунд). Не нужно ждать, пока мочеиспускание завершится полностью, иначе система переполнится биоматериалом. Результат интерпретируется так же, как и в предыдущих вариантах.

Электронный тест является самым простым в применении. Его используют аналогично популярным стрип-полоскам, однако испортить или неправильно применить данное устройство практически невозможно. Полученный результат остается точным в течение суток.

В отличие от классического теста на беременность, используемого на утреннюю мочу, определение времени овуляции лучше проводить в послеобеденные часы. Результаты такой диагностики будут точнее, если соблюдать правила:

  • в течение 4 часов воздерживаться от мочеиспускания;
  • перед исследованием не потреблять большое количество жидкости;
  • не принимать гормональные лекарства, в том числе и наружного использования;
  • проводить исследование через каждые 12-24 часов.

Как правило, пяти полосок тестовой упаковки хватает для проведения диагностики в одном цикле.

Интерпретация результата

Основное, что нужно знать о тесте на овуляцию – как пользоваться им правильно. Только при соблюдении условий проведения процедуры можно получить достоверный результат, который будет:

  • положительным – устройство показывает две яркие полоски или более темную полосу реагента;
  • отрицательным – контрольная полоса ярче, чем тестовая или последняя отсутствует вовсе.

Нельзя считать бледную полоску, проявленную в месте нанесения реагента, положительным результатом. Такой ответ предполагает проведение дальнейшего тестирования через 12-24 часа. При получении положительного ответа можно считать, что в течение 2 суток произойдет выброс яйцеклетки из яичника.

Интересно, что тесты на овуляцию в день овуляции показывают чаще всего отрицательный результат. Дело в том, что тест определяет пиковый уровень лютеинизирующего гормона. Непосредственно в момент выхода яйцеклетки из фолликула и сразу после него выделение этого вещества ниже, чем за 24-48 часов до этого.

Также многие женщины интересуются тем, могут ли тесты на овуляцию не показывать овуляцию? Оказывается, что ложноотрицательный результат бывает при несоблюдении условий проведения процедуры, например, после употребления большого количества жидкости, которое разбавляет концентрированную мочу. Также негативный ответ может быть получен, если исследование произведено несвоевременно.

Ложноположительный ответ бывает реже, чем ложноотрицательный. Его причинами становятся патологии надпочечников, прием лекарственных гормональных средств, гормональная дисфункция, истощение яичников, а также другие нарушения в работе организма.

Дополнительные методы

Для точного установления фертильного периода следует использовать дополнительные методы исследования. Одним из простых и доступных является . Отслеживание графиков может показать время, когда будут получены достоверные результаты теста на овуляцию и когда есть смысл его делать.

Еще одним информативным, но более дорогим способом определения времени для зачатия является . Суть методики заключается в проведении ультразвукового исследования от 2 до 5 раз в течение цикла. Сонолог следит за ростом фолликула и предполагает, в какой день наступит его раскрытие.

— Тесты достаточно информативны, но как и все косвенные методики, имеют процент ошибки, — считает акушер-гинеколог, врач вышей категории, кандидат медицинских наук, . — Поэтому мы обычно пользуемся несколькими способами проверки наличия овуляции – тесты на овуляцию с 11 по 15 (20) день цикла, базальная температура, УЗ- мониторинг, контроль уровня прогестерона в крови на 21-24 день цикла. Советуем использовать несколько из перечисленных методик, это позволит увеличить процент достоверности исследования.

Менее достоверными, но часто практикующимися способами диагностики овуляции становятся:

  • наблюдение за вагинальными выделениями;
  • интуитивные ощущения;
  • календарный метод.

Итак, максимально достоверно определить время выхода яйцеклетки из яичника получится, если использовать сразу несколько способов.

Старший сын Влад пошел в сад в далеком 1997 году. Было ему тогда 2 года, а мне, ну очень молодой мамочке, был всего 21 год. Я уже имела педагогическое образование в виде училища и знала, что есть такое понятие, как адаптация – некое время, которое нужно ребенку, чтобы он привык к новой обстановке.

Как это происходило?

Привыкал Владик ужасно. Сына забрали, а меня с другими мамочками отправили гулять 2 часа. Мы и попрощаться-то не успели как следует.

Я доверилась опыту воспитателей, которые уверили, что так для ребенка будет лучше всего. Как и большинство других мамочек, которые «поставили своих детей на новую ступеньку жизни», мы ходили под окнами и прислушивались к плачу детей.

Какой методикой руководствовались воспитатели, я не представляю. Но через 2 часа мы забирали домой испуганных, заплаканных детей.

На второй день Владик согласился пойти еще раз «к деткам». Картина повторилась. Плакал все 2 часа.

Изо дня в день мы тащили орущего ребенка в сад, мужественно проживая адаптацию. Так продолжалось почти месяц!

И когда я уже решила, что сын – несадиковский ребенок и никогда не привыкнет к детскому саду, он плакать перестал и начал оставаться в группе на целый день. Смирился. Сломали.

Адаптация №2 – нормальная

Второй раз я прошла адаптацию ребенка к детскому саду со своей средней дочкой Машей – «девочкой с моторчиком» 2 лет. Воспитатели те же. Сад тот же. Группа та же. Мама – повзрослевшая и поумневшая.

Помня страдания сына, я сразу сказала воспитателям, что хочу остаться в группе с ребенком. Если я увижу, что с ней все нормально, уйду. Воспитатели согласились. Мы зашли в группу, Машка сразу принялась играть, усадив меня на стульчик.

Через полчаса я позвала ее и сказала, что маме нужно быстро сходить в магазин, пойдет она со мной или подождет, пока я вернусь? Она меня отпустила. Я пришла быстро. Забрала Машу, и мы пошли домой.

На второй день все было так же. Маша меня отпускала, я возвращалась и забирала ее домой. Гордая за себя, за свою дочь, я уже было обрадовалась, что период адаптации ребенка к детскому саду прошел идеально, но вторая неделя принесла свои сюрпризы. Маша не захотела после выходных идти в садик, потому что:

  • Новые игрушки уже не новые.
  • Новое место уже не интересно.
  • С детками прекрасно играть можно и на детской площадке.

Вопрос: зачем ей ходить в садик?

Начала объяснять дочери, что родителям нужно на работу, зарабатывать денежки, чтобы ей что-то купить. С утра начал водить в детский сад папа, чтобы ритуал прощания не затягивался. Девочка вскоре адаптировалась и с радостью посещала детский сад до школы.

Адаптация № 3 – идеальная

Многое в том, как ребенок адаптируется к детскому саду, зависит от самого ребенка. В этом я убедилась с младшей дочкой. Саша всегда была спокойной и рассудительной девочкой. Я была уверена, что к саду она привыкнет хорошо.

Спасибо нашей крестной, которая нам подарила книжечку «Я иду в детский сад». Мы ее начали читать за 1,5 – 2 месяца до нашего первого посещения сада. Из книги мы узнали, что такое детский сад, чем там занимаются детки, кто такие воспитатели.

Самое главное, Саша четко уяснила, что вечером всех деток забирают домой.

  • Книжечку мы читали часто – готовились.
  • Иногда ходили в садик на площадку, немного играли там.
  • Однажды нас пустили в группу. Саша все там рассмотрела, и ей очень захотелось пойти к деткам. Время как раз подошло. Тогда ей было почти 3 годика.

Первый день похода в садик мы сделали праздником! Купили воздушные шары, цветы и отправились покорять первую ступеньку образовательной системы. В первый день я пришла за Сашей в обед. Она расстроилась, так как знала о режиме садика из книги и была уверена, что ее оставят спать.

На второй день мы решились остаться на целый день. О чудо! Саша спокойно осталась на дневной сон, и мы стали оставаться в садике на целый день. Ребенок не плакал ни разу и до сих пор с удовольствием посещает детский сад.

Опираясь на собственный опыт и на мнения психологов, осмелюсь дать несколько ответов читателям сайт на вопросы, которые касаются адаптации ребенка к детскому саду.

Сколько нужно времени, чтобы ребенок привык?

По наблюдениям психологов, маленькие дети до 2-х лет привыкают к саду лучше, чем детки 3–4-летнего возраста.

  • В среднем малыши ясельного возраста адаптируются за 2 недели, а дети от 3 лет привыкают к новой обстановке дольше – около месяца.

Психологическая адаптация ребенка к детскому саду зависит не только от возраста ребенка, но и от типа его темперамента. Замечено, что лучше всего к саду адаптируются флегматики (как моя младшая дочь), а вот холерикам (моя Маша) и сангвиникам (мой сын) привыкнуть к новым условиям сложнее. Их вначале привлекает все новое, но очень быстро оно надоедает.

Тем более, в саду есть свои рамки, к которым сложно приспосабливаться холерикам и сангвиникам. У меланхоликов, с их сентиментальностью и восприимчивостью, тоже сложно проходит психологическая адаптация ребенка к детскому саду.

В общем, психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая.

  • При легкой степени адаптации малыш привыкает к новым для него условиям в течение двух недель. При этом у ребенка аппетит не нарушается, сон хороший, эмоциональное состояние привычное. Ребенок в этот период не болеет. Как правило, легкая адаптация характерна для здоровых деток, которые живут «по Комаровскому»: сквозняков не боятся, ходят босиком по полу, сопли для них чуть ли не показатель здоровья.
  • Средняя адаптация характерна для большинства детей. Привыкание проходит не так гладко, как хотелось бы родителям. В основном ребенок устраивает истерики по утрам, когда нужно собираться в сад. У него может нарушиться сон и аппетит, он может стать более капризным, начать разговаривать во сне. Период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае длится около месяца. За этот период ребенок привыкает к новой обстановке, эмоциональное состояние стабилизируется.
  • О том, что привыкание ребенка к детскому учреждению проходит тяжело, говорят в том случае, если адаптация длится более 2 месяцев или ребенок так и не привык к детскому саду. таких деток нарушено, ребенок болеет чаще, становится капризным и неуправляемым, может замкнуться в себе. Случается так, что ребенок может не привыкнуть к детскому саду вообще.

Можно ли помочь ребенку лучше адаптироваться?

Задача родителей – настроить и подготовить малыша к этому периоду в его жизни.

  • Приучайте ребенка к режиму садика заблаговременно (научите его заранее сообщать, что он хочет в туалет, пить и т.д.).
  • Играйте с ребенком в садик. Разыгрывайте сценки, которые могут быть в детском саду. Обязательно заканчивайте игру тем, что взрослые всегда забирают деток из садика домой.
  • Приобретите прекрасные книги из серии «Я иду в детский сад» (про Аню или Ваню), «Как Зайка пошел в детский сад», «Как вести себя в детском саду» и пр.
  • Не переусердствуйте с рассказами о садике, чтоб ребенок не нарисовал себе очень радужную картину и потом не разочаровался. Все в меру.
  • Приводите ребенка сначала на прогулку в сад. Когда детки будут уходить в группу, скажите, что скоро ты подрастешь, пойдешь в сад и тебя тоже поведут в группу к деткам.
  • Как правило, воспитатели не против того, чтобы ребенок в первые дни брал из дому любимую игрушку. Некоторые мамочки брызгают на игрушечку свои духи – оставляют «запах мамы».
  • Делайте с ребеночком маленькие сюрпризы, которые вы подарите деткам в саду или воспитателям.
  • Не уходите утром из садика «по-английски», но и ритуал прощания не затягивайте. Договаривайтесь с ребенком, что мама целует его в щечку, и он идет в группу, а мама – на работу.

Когда лучше приводить ребенка в сад в период адаптации?

Чтобы ребенку было комфортнее в саду, некоторые психологи советуют приводить ребенка рано, чуть ли не первым. Чем они это объясняют?

Представьте себе, что вам нужно выступать перед большой аудиторией. Вам будет комфортнее, когда вы придете раньше всех и будете встречать слушателей или же зайдете в зал, где уже полно людей?

Но с другой стороны, не каждый ребенок выдержит плач других детей, которые тоже только начинают посещать детский сад.

Что делать родителям, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду?

  • Возможно, ребенок не может привыкнуть к детскому саду, так как он еще совсем маленький. Так было с моими знакомыми. Пришлось переждать год, чтобы дочка начала заново ходить в детский сад, подзабыв неудачную адаптацию к детскому саду.
  • Не могут долго привыкнуть к детскому саду дети, которые очень привязаны к маме. Находите возможность оставлять на некоторое время малыша с каким-то другим человеком.
  • До садика водите ребенка в , кружки, где у него будет возможность социализироваться в обществе сверстников.
  • Не подходят воспитатели – тоже одно из объяснений, почему ребенок не может долго привыкнуть к детскому саду. Не у всех найдется возможность подыскать другой садик, но попытаться перевести малыша в другую группу можно.

Никогда не обсуждайте при ребенке, как ему трудно было в садике и как тяжело он привыкал. Такие разговоры дети улавливают моментально. Наоборот, говорите при ребенке, что он уже стал взрослый и даже начал (начинает) ходить в детский сад.

Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?

Попадая в сад, организм ребенка переживает стресс. Это сказывается на работе . Находясь дома, ребенок окружен микроорганизмами, к которым организм привыкает. В саду ребенка начинают окружать другие дети со своими микроорганизмами.

Пока микроорганизмы разных детей «не перезнакомятся» и «не привыкнут» друг к другу, малыши будут болеть. Поэтому в первые недели или даже месяцы пребывания в саду .

Как показывает практика, у большинства детей адаптация носит средний характер тяжести. Утренние капризы и нежелание идти в сад наблюдается у многих деток. В саду же малыши ведут себя хорошо и не плачут. Это типичная картина. Было бы странно, если бы дети бежали с первых дней в детский сад. Выходит, что в саду им лучше, чем дома с родными?

Так что важно успокоиться и настроиться воспринимать адаптацию как естественный период в жизни ребенка, который нужно пережить и по мере возможности облегчить, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду длительное время.


Ребёнок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев. Поэтому, если вы планируете отвести ребёнка в садик в сентябре, выход на работу надо планировать не раньше октября-ноября.

Любая адаптация обычно идёт на двух уровнях - на физиологическом и психологическом.

На физиологическом уровне малышу надо привыкнуть:

К новому режиму - определённому, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды);

Необходимости самоограничений;

Невозможности уединения (постоянно приходится быть на виду);

Новой пище, новым помещениям, освещённости, запахам.

На психологическом уровне малышу предстоит привыкнуть:

К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы…);

Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Физиологическая адаптация будет зависеть от общего физического состояния ребёнка (здоровья, иммунитета), а также от образа жизни, предпочтений в питании. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Первый раз лучше приходить в детский сад после завтрака, когда все дети уже в группе. В этом случае вам не придётся быть свидетелем слёз при расставании с родителями других детей. В этот день ребёнка не надо оставлять в саду надолго. Одного-полутора часов вполне достаточно. Если есть возможность, будьте в поле зрения малыша, то есть в группе, но при этом не пытайтесь подменять собой воспитателя - развлекать детей, читать им книжки, организовывать игру.

Возможность находиться родителю в группе зависит от позиции администрации детского сада. Этот вопрос лучше обсудить до того, как вы приведёте ребёнка в садик. Если у вас есть веские причины быть первое время с малышом, вы должны обсудить это с заведующей детского сада и воспитателем.

Если всё пройдёт нормально, - малыш был активен, лишь изредка бросал на вас взгляды, познакомился с другими детьми, - можно оставить ребёнка в группе на более продолжительное время (2-3 часа). Чтобы вам было спокойнее, оставьте воспитателю свои координаты, и он всегда сможет связаться с вами.

Постарайтесь не входить в группу, если ребёнок плачет. Воспитателю будет проще его успокоить. Входите только тогда, когда малыш успокоится, в этом случае у ребёнка не будет формироваться условный рефлекс, что стоит ему погромче закричать и мама сразу же появится.

Придумайте ритуал прощания-расставания. Его, кстати, можно использовать и дома, когда вы уходите по своим делам. Это могут быть какие-то смешные приятные действия - пожатие руки, поцелуй в нос, волшебная абракадабра или простое: «Пока, скоро увидимся!» И обязательно придумайте ритуал приветствия. Эти простые, но регулярно повторяющиеся мелочи позволят ребёнку прогнозировать ситуацию. Мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся!»

И ещё немного о расставании. Иногда в саду можно наблюдать такую картину - мама с грустным лицом прощается с малышом, крепко обнимая его, говорит: «Ну иди уже… Я буду по тебе скучать… Только не плачь». И тут оба начинают плакать. Наконец плачущего ребёнка отводят в группу, а мама выходит на улицу и долго смотрит на окна, если это первый этаж - машет ребёнку рукой, и прощание продолжается ещё минут пять. Потом мама что-то вспоминает, бежит в группу, вызывает ребёнка, и всё начинается сначала.

Малыши очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние близких для них взрослых. Ваше спокойствие, уверенность говорят малышу, что всё в порядке и можно смело отправляться в группу. И наоборот - ваша тревога передаётся ребёнку, даже если реальной причины для неё нет. «Спокойствие, только спокойствие», - как говорил Карлсон.

Первое время, около месяца, стоит оставлять ребёнка только до обеда. После прогулки он может вернуться вместе с детьми в группу, пообедать и потом вы его забираете. Если ребёнок сам выразит желание остаться в группе и спать вместе со всеми детьми, то оставляйте его. Если малыш ещё не готов оставаться, - не торопите события. Лучше немного подождать и не травмировать психику, чем поспешить и получить проблему.

Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребёнок сходил 2-3 дня в группу нормально, то его можно оставлять на весь день. Это не так. Первая неделя - это знакомство с новым, настоящая адаптация начинается со второй недели, когда малыш понимает, что сюда ему придётся ходить каждый день.

Дети в саду, особенно первые дни, очень скучают по дому, по родным лицам. Принесите в группу маленький альбом с фотографиями, где вы сняты вместе с малышом. Когда ему взгрустнётся, он сможет посмотреть фотографии и поговорить с воспитателем о том, как было хорошо с вами и чем бы он занимался, если бы вы были рядом. Это может снять напряжение, и малыш успокоится.

Любимая игрушка тоже помогает пережить расставание.

Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада. Если есть возможность, устраивайте иногда незапланированный выходной или даже небольшие каникулы.

Когда забираете ребёнка из садика, не устраивайте ему допрос - что ел, как себя вёл, слушался ли воспитателя и т. п. Спросите, как прошёл день, что было интересного, что нового он узнал, какие чудеса сегодня творились в детском саду, как поживают его друзья. Прочитайте на стенде для родителей, какие были занятия и, задавая наводящие вопросы, поинтересуйтесь, что дети рисовали, читали или пели. Но это не должно превращаться в допрос-отчёт. Вопросы должны быть простыми. Малышу трудно в этом возрасте рассказать, какое было занятие и чем они занимались. Поэтому можете поиграть в игру: давай я угадаю, что вы сегодня в саду делали. Вы говорите, а ребёнок соглашается или нет.

Искренне радуйтесь успехам ребёнка. Хвалите рисунки и другие поделки, даже если вам кажется, что они не очень удались. Ищите как можно больше плюсов.

Хорошо после садика неспешно погулять, помолчать или поговорить о чём- нибудь. Расскажите про свой день и спросите, как прошёл день малыша.

Дети очень скучают по любимым родителям. Дома не отправляйте его играть с игрушками, если он хочет побыть с вами. Пусть участвует в приготовлении ужина или, сидя рядом, раскрашивает картинки, или слушает детскую сказку…

В садике дети больше всего устают от общения. Поэтому вечером ребёнку хочется побыть одному или с мамой, в тишине, со своими любимыми игрушками. Создайте дома атмосферу уютной тишины и спокойствия. Не надо отправляться в гости или собирать у себя большие компании в этот период.

Перед сном почитайте малышу книжку, послушайте музыку, спокойно поговорите о чём-нибудь.

Признаки успешной адаптации ребёнка к детскому саду:

Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;

Хороший аппетит;

Нормальное поведение. Дома ведёт себя обычно - не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п.;

Нормальное настроение. Легко просыпается утром;

Желание идти в детский сад.

Признаки дезадаптации малыша:

- нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встаёт по ночам на горшок или начинает писаться в кровати;

Нарушение аппетита. Отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе;

Появление вялости, капризности;

Появление агрессивности, часто меняется настроение;

Ребёнок стал чаще болеть.

Факторы, мешающие адаптации малыша к детскому саду:

Слишком сильная зависимость ребёнка от мамы;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

Воспитание ребёнка в духе вседозволенности;

Неврологическая симптоматика у ребёнка: астеничность, гиперактивность ит. п.;

Болезненность малыша;

Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня. Постарайтесь, чтобы начало посещения ребёнком детского сада не совпадало с переездом на новую квартиру, рождением второго малыша в семье и т. п.

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Психологи выделяют несколько степеней адаптационного процесса, характерных для малышей преддошкольного возраста.

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

  • он без слёз и заходит и остаётся в групповом помещении;
  • при обращении глядит в глаза педагогам;
  • способен озвучить просьбу о помощи;
  • первым идёт на контакт с ровесниками;
  • способен занять себя на короткий промежуток времени;
  • с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
  • адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
  • рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

  • с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
  • при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
  • общается со сверстниками и воспитателем;
  • придерживается озвученных правил и распорядка;
  • адекватно реагирует на замечания;
  • редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

  • нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
  • слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
  • отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
  • нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
  • агрессивность либо замкнутость;
  • неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Следует понимать, что абсолютная неприспособленность к садику – явление чрезвычайно редкое, поэтому необходимо обратиться к специалистам (психологу, неврологу, детскому врачу) и сообща выработать план действий. В некоторых случаях медики могут посоветовать повременить с посещением ДОУ.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

Адаптация детей – процесс неоднородный, поэтому специалисты выделяют несколько периодов, характеризующихся выраженностью негативных реакций. Конечно, подобное разделение довольно условно, однако помогает понять, насколько успешным будет привыкание.

Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность.

Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы.

Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится. На протяжении всего этого периода возможно возвращение негативных эмоций, появление нежелательных реакций в виде истерик, плаксивости или нежелания расставаться с родителями.

Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.

Как адаптировать ребёнка к детскому саду? 6 полезных умений для детсадовца

Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться. В идеале трёхлетки уже должны снимать плавки, носочки, колготки, надевать майку и кофточку, куртку. С застёжками могут возникнуть сложности, однако приучать к ним всё же следует. Для этого можно купить игрушки-шнуровки. Кроме того, развесьте в комнате картинки с последовательностью одевания (их можно скачать бесплатно в интернете).
  2. Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильничков, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
  3. Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
  4. Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
  5. Общаться со взрослыми. Довольно часто можно услышать своеобразную речь ребёнка, которая понятно только маме. Некоторые малыши вообще общаются жестами, справедливо полагая, что родители всё поймут. Перед садиком следует проследить за снижением лепетных слов и жестов.
  6. Играть с детьми. Чтобы улучшить коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский коллектив. Психологи советуют регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять на детских площадках, играть в песочнице.

В яслях и садиках имеются специальные адаптационные группы для будущих дошкольников. Обязательно узнайте, имеется ли такая услуга в вашем ДОУ. Посещение подобных групп позволит познакомить малыша с воспитателями, самим зданием и новыми правилами поведения.

Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?

  1. Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают».
  2. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым.
  3. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком.
  4. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон.
  5. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет. Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми.
  6. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения. Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.

Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.

Занятия с детьми по подготовке к садику

Сюжетно-ролевая игра и прослушивание сказочных историй – любимые развлечения маленьких детей. Поэтому советы психолога часто включают такие пункты, как занятия и сказки для успешной адаптации в детском саду. Цель подобных игр – в непринуждённой форме ознакомить малыша с режимом и правилами детского сада.

Заручитесь «поддержкой» детских игрушек – кукол, плюшевых медвежат. Пусть любимая пластиковая подружка станет воспитателем, а плюшевый мишка и робот – детсадовцами, которые только посещают дошкольное учреждение.

Причём занятия должны повторять практически весь день будущего дошкольника. То есть плюшевый мишка пришёл в садик, поздоровался с тётей-воспитательницей, поцеловал мамочку на прощание и начал играть с другими ребятишками. Затем он позавтракал и начал заниматься.

Если ребёнок с трудом расстаётся с мамой, особый упор нужно делать именно на данном моменте. Для этого лучше использовать специальные сказки для быстрой адаптации в детском саду, в которых, к примеру, котёнок перестаёт плакать после ухода матери и начинает весело играть с другими зверушками.

Ещё одна возможность облегчить адаптацию к садику – использование подручных средств: презентация, мультфильмы и сборник стихотворений про детский сад. Подобные полезные инновационные материалы адаптируют малышей не хуже, а порой и лучше обычных рассказов.

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя мам и прочих значимых взрослых, поскольку, как мы уж отмечали, на данном этапе возникает естественное желание быть самостоятельным, независимым от родителей.

И всё же встречаются ситуации, когда малыш и мать превращаются практически в единый организм. Из-за этого адаптация ребенка в детском саду может существенно усложниться, также повышается вероятность полной дезадаптации.

В идеале необходимо приучать малыша к родительскому отсутствию последовательно и заблаговременно. И всё же можно в короткий срок понизить психоэмоциональную зависимость детей от мамы. Рассмотрим основные советы родителям от опытных специалистов.

Необходимые действия

  1. Старайтесь привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к воспитателю.
  2. После этого познакомьте ребёнка со своими друзьями. Поначалу они играют с малышом в присутствии с родителями, чтобы он смог спокойно ощущать себя рядом с малознакомыми взрослыми. С адаптировавшимся ребёнком легче будет отлучаться.
  3. Следующий этап – выход на улицу. Нужно объяснить малышу, что мама отлучится в магазин, пока бабушка или знакомая тётя будет рассказывать интересную сказку. При этом не нужно отпрашиваться у ребёнка, просто ставьте его в известность.
  4. Последовательно приучайте малыша к той мысли, что ему нужно находиться одному в комнате. Вы можете готовить обед, пока ребёнок будет играть в детской. Затем данные правила можно применять во время занятия в песочнице или на прогулке.
  5. Не называйте ребёнка застенчивым, букой, рёвой, плаксой, хвостиком и прочими малоприятными словами. Наоборот, как можно чаще рассказывайте ему и другим, какой он у вас коммуникативный, общительный и весёлый.

Ненужные действия

  1. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках родителей отлучиться.
  2. Не рекомендовано оставлять ребёнка в квартире одного, особенно если он отличается повышенной тревожностью и беспокойством. Кроме того, маленькие ребятишки даже за несколько минут способны найти «приключения» даже в самом безопасном доме.
  3. Не следует поощрять ребёнка вкусностями и игрушками за то, что он позволяет вам отлучаться. Если подобное будет практиковаться, то малыш и в садике будет требовать материального поощрения буквально каждый день.

Вы можете придумать какие-либо облегчающие расставание ритуалы. Только не следует превращать их в полноценный обряд, больше напоминающий торжество или праздник. Это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка или пожатие рук.

Посещение дошкольного учреждения – важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Как облегчить данный период? Можно выслушать мнение известных специалистов – педагогов, психологов и детских врачей. Об особенностях успешной адаптации к детскому саду Комаровский говорит много и часто. Узнаем основные рекомендации популярного теледоктора:

  • начинайте посещение детского садика в тот момент, когда мать ещё не вышла на работу. Если ребёнок вдруг простудится, родительница сможет его забрать из ДОУ и побыть с ним дома одну-две недели;
  • лучше всего адаптировать детей к детскому саду в определённые сезоны – летнее и зимнее время. А вот межсезонье – не лучший период для начала посещения садика, поскольку повышается вероятность простудиться;
  • не будет лишней информация и о том, как проходит адаптация именно в конкретном детском саду. Возможно, воспитатели практикуют принудительное кормление или чрезмерно укутывают малышей на прогулки.

Чтобы происходила ускоренная адаптация в детском саду, Комаровский советует придерживаться некоторых важных рекомендаций:

  • снизьте требования к ребёнку на начальных этапах привыкания к дошкольному учреждению. Даже если он плохо себя ведёт, нужно проявлять снисходительность;
  • обязательно подготавливайте ребёнка к расширению социальных контактов с помощью более частых и продолжительных прогулок, игр в песочнице.
  • обязательно занимайтесь повышением иммунитета. Если защитная система организма улучшится, ребёнок станет меньше болеть, следовательно, привыкание пройдёт значительно быстрее.

Теледоктор не исключает возникновения определённых проблем в процессе привыкания, однако отказываться от возможности приучить ребёнка к детскому саду в 4 года не следует. Лучше всего ответственно подойти к адаптационному периоду и всячески поддерживать малыша.

Итак, малыш уже начал ходить в дошкольное учреждение, но попросту ждать окончания привыкания не следует. Успешная адаптация ребенка в детском саду, советы по которой дают психологи и медики, заключается в активной позиции родителей. Чем можно помочь своему чаду?

  1. Не следует сразу отдавать ребёнка на целый день. Лучше всего осуществлять постепенный переход от привычного режима к изменённым условиям, то есть отдавать малыша сначала на пару часов, а уже затем увеличивать срок пребывания в садике.
  2. Обязательно проявляйте искренний интерес к тому, чем занимался ребёнок в ДОУ. Если он что-то слепил, нарисовал, поклеил, следует его похвалить и поставить поделку на полочку.
  3. Изучайте любую информацию, которую предоставляет воспитатель или психолог дошкольного учреждения. Обычно в группе устанавливается папка передвижка «Адаптация ребёнка в детском саду».
  4. Также следует чаще общаться с воспитателями, которые заполняют регулярно лист адаптации, специальный бланк посещения садика, также психологом заполняется карта на каждого ребёнка в ясельной группе.
  5. Не переживайте особо, если ребёнок после садика кажется уставшим или осунувшимся. Разумеется, чужие люди, новые знакомства – это серьёзный стресс для детского организма. Пусть малыш отдохнёт и выспится.
  6. Чтобы малыши поскорее адаптировались, необходимо ограничить повышенные эмоциональные нагрузки. Психологи советуют отказаться от посещения массовых развлечений; мультики и просмотр различных изображений, видео также нужно ограничить.
  7. Если у малыша имеются определённые психоэмоциональные или физиологические особенности (гиперактивное поведение, проблемы со здоровьем), об этом необходимо сообщить педагогическому и медицинскому коллективу.
  8. Слёзы и истерики – это «презентация», рассчитанная на маму. Именно поэтому специалисты советуют папам провожать ребёнка в детский сад, поскольку сильный пол обычно строже реагирует на подобное манипулятивное поведение.

Обеспечьте ребёнку спокойную семейную обстановку во время адаптационного процесса. Выражайте всячески своё расположение новоиспечённому дошкольнику: целуйте, обнимайте и т.д.

Памятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки

Итак, были описаны основные правила по улучшению адаптации малышей к дошкольному учреждению. Однако никто из родителей не застрахован от ошибочных действий. Вот почему необходимо подробнее остановиться на наиболее распространённых заблуждениях:

  • сравнение с другими ребятишками. Адаптируемся мы все по-разному. Вот почему не следует сравнивать малыша с его ровесниками, которые гораздо быстрее привыкают к детскому коллективу и воспитателю;
  • обман. Не нужно обещать ребёнку, что вы заберёте его через часик, если планируете вернуться только в вечернее время. Подобные родительские обещания приведут к тому, что малыш будет ощущать себя преданным;
  • наказание садиком. Не следует наказывать ребёнка более длительным пребыванием в дошкольном учреждении, если он привык находиться в ДОУ всего несколько часов. Это приведёт лишь к усилению нелюбви к садику;
  • «подкуп» сладостями и игрушками. Некоторые мамы и папы подкупают ребятишек, чтобы те хорошо себя вели в дошкольном учреждении. В результате ребёнок будет в дальнейшем шантажировать взрослых, требуя от них гостинцы ежедневно;
  • отправление в садик заболевшего малыша. В адаптационный период любая простуда способна надолго выбить ребёнка из колеи, поэтому не следует при недомогании отводить дошкольника в садик, иначе существует риск усилить симптоматику недуга.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – исчезновение мамы, которая не желает отвлекать ребёнка от игрушек или детей. Подобное поведение, как мы уже говорили, приведёт лишь к тому, что у малыша повысится тревожность и возникнут многочисленные страхи. Не исключено усиление истерик.

В качестве заключения

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность), следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.

Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Удачной адаптации к садику!