Пенсионная реформа в Украине: последние новости, особенности, изменения, критика. Пенсионная реформа Гройсмана. Что изменится для пенсионеров? В чем заключается пенсионная реформа года

Вопрос пенсионного обеспечения в Украине на протяжении многих лет остается важнейшим, требуя эффективного и грамотного решения. В течение долгого времени велись жаркие дискуссии среди чиновников и парламентариев о том, как реформировать пенсионную систему.

16

В результате Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», проделав длительный путь согласований, уточнений, корректировок, был принят депутатами Верховной Рады Украины 3 октября 2017 года. В этой статье изложены основные тезисы, изменения и принципы расчета пенсий для разных категорий граждан в свете новых законодательных новшеств. В чем их суть - речь пойдет ниже.

На сегодняшний день планы по изменению пенсионной системы становятся реальностью. Благодаря принятому Закону, уже в октябре прошлого года стартовала процедура осовременивания пенсий, за которым последуют и другие нормы, прописанные в документе. Принятие этого важнейшего документа является серьезным шагом на пути реформирования как пенсионной системы, так и сферы социального обеспечения в целом.

Население Украины, в частности пенсионеры и те, кто вот-вот перешагнет границу пенсионного возраста, пытаются понять, чего ждать от пенсионной реформы, в чем состоит суть изменений, какие планы государства на этот счет и в какие сроки следует ждать нововведений. Разобраться в сложностях пенсионных реформ поможет эта статья, в которой изложена информация из официальных источников, мнения аналитиков и ответы на самые «горячие» вопросы.

В чем суть пенсионной реформы в Украине

Итак, в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.

Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.

Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.

В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, - поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.

Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.

В планах Правительства Украины - запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:

  • солидарная система
  • общая накопительная
  • добровольная негосударственная накопительная

Новости пенсионной реформы

В планах Кабмина и профильных министерств - сокращение дефицита ПФУ, который составляет более 145 млрд грн. Этот разрыв между доходной и расходной частью покрывается средствами Государственного бюджета Украины.

Средний размер пенсий увеличится и это также приведет к росту расходной части бюджета ПФУ. Таким образом, при возросшей расходной части сокращение дефицита ПФУ можно воспринимать как существенный шаг по исправлению ситуации в пенсионном обеспечении.

Статья 26 Закона Украины «Об общем государственном пенсионном страховании», в соответствии с принятыми поправками теперь регламентирует пенсионный возраст 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (см. таблицу).


Право на досрочный выход на пенсию имеют женщины 1961 года рождения и старше, которые имеют необходимое количество лет страхового стажа.


Если у застрахованного лица в возрасте 63 года после 1 января 2018 года нет страхового стажа, но есть таковой за предыдущий период, то назначение пенсии происходит по такой схеме.


В возрасте 65 лет могут выйти на пенсию лица, имеющие на 1 января 2019 года количество лет страхового стажа, указанного в таблице ниже.


Начиная с 1 октября 2017 года, проводится существенное осовременивание пенсий, а работающим пенсионерам предоставляется право получения пенсий в полном объеме. Поправки в Закон отменяют ранее принятый запрет на выплату пенсий работающим пенсионерам до 31 декабря 2017 года. С 1 октября прошлого год пенсионеры, в том числе и военные пенсионеры, получают пенсии и зарплаты в полном объеме.

В чем заключается смысл осовременивания пенсий:

  • Единый показатель средней зарплаты, используемый при назначении пенсии на уровне 3764,4 грн
  • Стоимость показателя страхового стажа - 1%
  • Страховой стаж для женщин - 30 лет, для мужчин - 35 лет.
  • На переходный период для новых пенсий стоимость года страхового стажа останется 1,35%.
  • В 2018 году при расчете пенсии будет использоваться показатель стоимости года стажа 1%.
  • Для усовершенствования расчета пенсий предполагается их автоматический перерасчет.

Если застрахованное лицо имеет стаж 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины), то предусматривается пенсия на уровне прожиточного минимума. Ежегодно будет проводиться индексация пенсий: в 2019-2020 г.г - по решению Кабинета Министров Украины, начиная с 2021 года, - с учетом индекса потребительских цен.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не должен превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Такая же норма предусматривается для страховых выплат лицам, утративших кормильца.

Отменяются специальные пенсии для:

  • Государственных служащих
  • Научных деятелей
  • Должностных лиц местного самоуправления
  • Прокуроров
  • Депутатов
  • Журналистов

Пенсии, которые были назначены в более ранние сроки, остаются в прежнем объеме. При недостатке страхового стажа предусматривается его «покупка» с коэффициентом 2 - до 12 месяцев и с коэффициентом 1,5 - до 24 месяцев.

Поправки в Закон о пенсиях также предусматривает целый ряд механизмов совершенствования пенсионных начислений и выплат. Это касается и возможности автоматического перерасчета без обращения в Пенсионный фонд, и упрощение проверок документов о заработной плате, других процедурных вопросов.

Виды пенсий

Пенсии подразделяются на четыре вида:

  • по достижению определенного возраста
  • по получении инвалидности
  • при потере (отсутствию) кормильца
  • военные пенсии

Пенсии, назначаемые по достижению определенного возраста, будут находиться под администрированием ПФУ, Фонд будет аккумулировать денежные средства и производить выплату пенсий.

Пенсии по инвалидности будет выплачивать Фонд социального страхования. Пенсии по утрате кормильца также будет финансировать ФСС - Фонд социального страхования Украины.

Пенсии по выслуге лет останутся только для военнослужащих, имеющих выслугу не менее 25 лет. Выслуга будет фиксированной, но взносы, уплачиваемые с фонда оплаты труда, будут перечисляться в двойном размере. По словам министра социальной политики, пенсионные выплаты военнослужащим до 60 лет будут производиться за счет средств Государственного бюджета, свыше 60 лет - за счет средств Пенсионного фонда.

В связи с увеличением пенсионного возраста в Украине стоит отметить, что наша страна даже после повышения пенсионный возраста остается одним из самых низких в Европе. Например, в ряде стран пенсионный возраст составляет 60-65 лет как для мужчин, так и для женщин, а в Швеции ведется обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста до 75 лет.

Безусловно, не вполне корректно сравнивать социальное обеспечение достаточно благополучной Швеции и только выстраивающей свою национальную экономику Украины. Но постепенный переход на европейские социальные и жизненные стандарты является необходимым условием развития нашего общества на новом качественном уровне.

Цели пенсионного реформирования

Пенсионная реформа, кроме того, что она обусловлена требованиями Меморандума с МВФ, несет в себе механизм поступательного развития социального обеспечения в Украине. Специалисты сходятся во мнении, что пенсионное реформирование принесет ряд положительных результатов, а именно:

  • Обеспечит надежность и стабильность пенсионных выплат
  • Оптимизирует механизм управления средствами, поступающими в ПФУ
  • Стимулирует украинцев отказываться от зарплат в конвертах, чтобы своими взносами обеспечить себе пенсию по возрасту
  • Повышает сознательность граждан в части заботы о своем будущем
  • Повысит уровень жизни пенсионеров, что является самой главной целью пенсионной реформы.

Забота о пенсионном обеспечении

Одной из целей реформирования является развитие у каждого гражданина чувства ответственности за свое будущее. Перекладывать ответственность на государство, надеясь, что оно будет заботиться за человеком в старости, - несколько безответственно. К сожалению, наше государство пока не в состоянии обеспечить достойное денежное обеспечение пожилых людей.

В стране, где экономика подорвана военными действиями на востоке страны, а также олигархическими и политическими распрями, снимать с себя ответственность за собственное благополучие, мягко говоря, неразумно. Говоря словами классика, «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Эта мысль опосредованно заключена в третьей составляющей пенсионной системы, - в добровольном пенсионном страховании.

Для справки: на сегодняшний день в Украине 12 млн пенсионеров, на которых приходится 10 млн работающих граждан. Взносы в виде ЕСВ, который удерживается с фонда оплаты труда, являются источником доходной части бюджета ПФУ. Становится очевидным, что выход из «тени» выплат по заработной плате будет способствовать увеличению объема поступлений в ПФУ.

В минувшем году размер единого социального взноса был существенно снижен. Правительство надеялось таким образом ликвидировать дефицит бюджета пенсионного фонда за счет увеличения притока финансирования. К сожалению, этого не произошло, а дефицит бюджета ПФУ увеличился еще больше.

Пенсионная реформа для пенсионеров

Ожидается, что реформирование пенсионной системы принесет пенсионерам стабильность и повышение размера пенсии.

Пенсионная реформа для работающих

Для работающих граждан пенсионная система принесет четкое понимание, что ждать при наступлении пенсионного возраста, в каком возрасте он наступит в зависимости от года рождения. Пенсионное реформирование также даст возможность работоспособным гражданам активно участвовать в добровольном пенсионном страховании, чтобы подготовиться к выходу на пенсию и обеспечить себе благополучную старость.

Со стороны государства для работающих, которые рассматриваются как потенциальные пенсионеры, следует ждать дальнейших шагов по реализации пенсионной реформы, улучшению администрирования финансовых потоков и стимулированию работодателей проводить регулярные отчисления в ПФУ.

Одноклассники

КОММЕНТАРИИ:

Наиболее обсуждаемая тема в широких слоях населения - пенсионная реформа в 2017 году. Последние новости сложно назвать обнадеживающими или радостными. Серьезное экономическое напряжение все сильнее давит на страну и граждан. Правительство и многочисленные ведомства давно ломают голову, откуда добыть средства, чтобы окончательно не обрушились фонды социальной поддержки. Обеспечение пенсий на этом фоне - самая значимая проблема.

Пенсионный возраст в России в 2017 году

Одним из способов решения вопроса было названо увеличение возраста выхода на пенсию в 2017. Предположительно, для мужчин эта планка должна была составлять 65, а для женщин - 60 лет.

Вот только крайне негативная реакция обычных людей на еще даже законодательно не оформленное предложение заставила Минтруд одуматься и повременить с таким неосторожным заявлением.

Хотя, когда это власть прислушивалась к мнению простого люда? Только накануне выборов. А они уже совсем скоро. Поэтому, правительство подумало и поспешило успокоить обывателей. Пенсионный возраст в России в 2017 году увеличиваться не будет, за исключением . Зато после проведения выборов, ситуация может резко поменяться. Правда, эксперты и аналитики прогнозируют постепенное повышение пенсионного возраста, где-то на 6 месяцев в год, с временным уравниванием в районе 63-х лет для обоих полов.

Пенсия работающим пенсионерам в 2017

Реформирование затронет и работающих пенсионеров. Было выдвинуто предложение вообще не платить дотации до тех пор, пока человек не оставил свое рабочее место.

Опять же, предполагалось таким способом решить проблему оптимизации бюджета. На рассмотрении в данный момент находится тема о невыплате пенсии только тем, кто получает в месяц 85 тысяч рублей и более. Если такое предложение будет одобрено и внесено в законодательство, то экономия бюджета составит в год значительную сумму.

Как альтернативный вариант, рассматривается рекомендация не платить пенсии работающим гражданам, чей доход в среднем больше в 2,5 раза, чем прожиточный минимум региона проживания. То есть: если прожиточный минимум 7000 рублей, а средняя зарплата - 18000 рублей, то в получении пенсии отказать.

За такие реформации голосуют меньшинство чиновников. Несмотря на экономию бюджетных средств, еще на слуху события 2005 года, когда начались первые подвижки пенсионной реформы. Поэтому правительство пока опасается вносить серьезные изменения в документы. Предлагается делать все постепенно, без резких скачков. Тем более, очевидно, что работают люди пенсионного возраста только потому, что на жизнь пенсии критически не хватает.

А тут еще и отмена индексации за весь 2016 год, и заморозка накопительной части уже в течение 3-х лет… Вариант не платить - очень неразумное решение. По крайней мере до тех пор, пока не стабилизируется страны.

Пенсионная реформа в 2017 - опыт заграницы

Еще одним из предложений по реформированию стал вариант применения в России опыта других стран. В частности была предложена пенсионная схема личных накоплений. То есть:

  1. Человек сам формирует свои пенсионные накопления, сам решает - сколько и когда денег положить на пенсионный счет.
  2. Лично выбирает, какого размера сформировать себе дотацию, будет ли она вообще, стоит ли заморачиваться или пытаться работать до самой смерти (что маловероятно).
  3. Работодатель не имеет отношения к будущей пенсии. Вообще.
  4. Предложить вариант полного отказа от пенсии.
  5. Придумать возможность снимать часть накоплений наличными (по примеру ). Например, на лекарства или медицинское обеспечение.

Пока серьезных обсуждений на данную тему не было, хотя, все возможно в будущем.

Другие пенсионные изменения с 2017 в России

Обыватели довольно скептически относятся к любым изменения в пенсионной сфере. Возможно, опыт прошлых лет подсказывает, что хорошего ждать не приходится. Отчасти они могут оказаться правы. Ведь дефицит пенсионного фонда заставляет чиновников Министерства финансов и Министерства труда все больше ломать голову - как оставить минимум самым нуждающимся и чтобы другие не страдали от этого.

Конкретно, были внесены предложения поднять подоходный налог всем категориям от простых рабочих до госслужащих на 3%. Или увеличить размер минимального стажа с 5 до 15 лет.

Бурное обсуждение было по вопросам, касающимся индексации пенсий. Ранее заявленная сумма 12% оказалась неподъемной для Минфина в условиях сложной экономической обстановки. Предлагалось подвести законодательную базу под фиксированную ставку индексации 2 раза за год - по 4%, без учета растущей инфляции. На что был получен ответ Правительства РФ, что для начала нужно посмотреть, чем нас обрадует или огорчит последний квартал текущего года. Тогда, по итогам будет заложен бюджет, и уже будет точно известна сумма индексации. Вполне возможно, что пенсии в 2017 году увеличат всем, в том числе и работающим пенсионерам. Пока об этом говорить рано.

Какие выводы?

Однозначного мнения нет. Но подавляющее большинство экспертов прогнозируют затишье перед бурей. То есть малозначительные решения в предвыборный период, а затем - принятие отдельного ряда непопулярных у народа изменений в плане пенсионной реформы.

Отдельной темой для обсуждения между социальными и финансовыми ведомствами идет вопрос о будущих индексациях. По этому вопросу в Госдуме уже идут серьезные споры. Чиновники отмечают, что без увеличения пенсий люди меньше покупают, а значит мешают экономике страны выходить из критической ситуации. Проще говоря, получается замкнутый круг.

В целом, точных заявлений не поступало. Положение пенсионеров в 2017 году остается без жестоких негативных преобразований. Выплаты не отменяют никому, планку выхода на пенсию пока не поднимают, индексировать дотации вроде бы собираются. Народ привык к неожиданным решениям властей, время покажет - найдут ли они выход из тяжелого положения на будущий год. Нам же остается только ждать.

С начала 2015 года в Госдуме Российской Федерации неоднократно рассматривались вопросы о внесении изменений в рамках пенсионного реформирования. На протяжении всего года вносились законопроекты, но ситуация так и дошла до определенного консенсуса.

Такая правительственная несогласованность вызвана целым рядом причин. Единство наблюдается только в одном: – мера необходимая, но открытым остается вопрос об изменениях в законодательстве относительно индексации и увеличении пенсий, изменения пенсионного возраста.

По мнению экспертов, главной причиной, по которой пенсионная реформа так и не принята до сих пор, являются приближающиеся правительственные выборы. Ни президент, ни образовавшиеся в Госдуме коалиции не готовы рисковать наиболее ценными голосами в стране – голосами пенсионеров. Ведь настроив эту категорию населения против себя, результат может быть весьма неожиданным. А это, соответственно, не на руку никому.

Страх перед социальным протестом общества, нестабильность экономической ситуации в стране, непрерывные поиски путей решения в сокращении госбюджета – все это не позволяет принять и ввести в действие целый ряд вопросов, касающихся пенсионных реформ на 2016 – 2017 годы.

Планируемые нововведения в рамках пенсионной реформы

Приоритетными вопросами в правительственном аппарате являются:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Плановая индексация пенсионных выплат.

Как первый, так и второй вопрос вызывает бурю протестов не только у населения, но и у отдельных парламентариев, отстаивающих интересы народа, и одновременно делающих заявления, которые, несомненно, являются частью предвыборной тактики. После проведенного в Кремле совещания Владимир Путин четко заявил, что в 2016 году повышение пенсионного возраста не вступит в силу. Но в дальнейшем эта мера, по словам президента, все же потребуется.

С одной стороны политики ищут все возможные пути для сокращения госбюджета, с другой – затрагивают те категории населения, которые и так нуждаются в дополнительной социальной защите. Внесение изменений в проект « », индексация пенсий и зарплат госслужащих, военных – это далеко не последние нововведения, рассматриваемые при планировании распределения бюджетных средств на период 2016 – 2017 гг.

Увеличение пенсионного возраста 2017

Состоянием на 2015 год в России действует закон, согласно которому на пенсию могут рассчитывать лица, достигшие 55 лет для женщин и соответственно 60 лет для мужчин. Действуют также условия по насчитанному стажу работы. В этом случае рассчитываются пенсионные коэффициенты, размер которых исчисляется из минимального количества лет, проработанных по трудовой книге.

Так, в 2015 году минимальный коэффициент, позволяющий выход на пенсию с дальнейшей выплатой госсодержания, составляет 6.6, что соответствует 6 годам работы по официальному трудоустройству. Соответственно на 2016 год коэффициент уже увеличен до 9 баллов (7 лет), в 2017 – 11.4 (8 лет). Важно отметить, что эти показатели едины и для мужчин, и для женщин. В том случае, если стажа совсем нет, согласно законодательству РФ такой человек может рассчитывать исключительно на получение предельного минимума. Это так называемая социальная пенсия, которая предусмотрена для всех лиц, достигших 60 и 65 летнего возраста (показатели соответственно для женщин и мужчин).

Сейчас речь идет о целесообразности повышения пенсионного возраста на 1 и 2 год а. Отдельные политики считают, что в связи с социально-демографическими факторами уместным будет увеличение этого показателя сразу на 5 лет для всех категорий населения. В любом случае ни один законопроект не принят единогласно ни Госдумой, ни Кремлем.

Более того, данное направление пенсионной реформы не будет развито в 2016 году, что касается 2017 года, вопрос пока остается открытым. Известны только предварительные подсчеты, согласно которым экономия госбюджета при условии увеличения пенсионного возраста составит более 150 миллиардов рублей в год.

Индексация пенсионных взносов

Необходимость индексации пенсий в России на уровень инфляции является важнейшим шагом, открывающим путь к сокращению бюджетных расходов на 2016 год. Эксперты уже в конце 2015 года предрекают рост инфляции в России на 12%. Именно настолько же, по мнению чиновников, необходимо увеличить индексацию пенсий. Внедрить данную идею хотят уже с февраля 2016 года, а эта цифра может только увеличиться.

Алексей Кудрин, ранее занимающий должность министра финансов, заявил, что такие манипуляции повлекут за собой дополнительные расходы, которые, по его мнению, могут достичь отметки 650 миллиардов рублей. Соответственно выделить такие средства финансовое ведомство вряд ли сможет.

Именно поэтому, как следствие данных расчетом, вместо 12%-ной индексации предлагается ввести 4%-ную , компенсировав это повышением пенсионного возраста.

Соответствующий законопроект на рассмотрение Госдумы внес Антон Дроздов. Председатель правления ПФ предложил размер индексации на 2016 год в размере 5.5%, на 2017 – 5.2%. Кроме того, он предложил сохранить размер пенсионных взносов, который в 2015 году составил 22%. Стоит также отметить, что при раскройке госбюджета 2016 учитывались изменения в стране. В частности в бюджете заложены средства для выплаты пенсионных пособий лицам, официально проживающим на территории Крыма.

Мнение политиков о реформе

Решение президента РФ о непринятии закона об увеличении пенсионного возраста поддержали многие политики. В частности Алексей Улюкаев, занимающий должность министра экономической политики, заявил, что такая мера является правильной, но с ней нужно повременить по крайней мере до конца 2016 года.

Существуют также и те, кто активно выступает за внедрение данной реформы. Так, Министерство Финансов РФ рассматривает необходимость повышения пенсионного возраста в качестве одной из наиболее эффективных мер экономии государственного бюджета. Его глава Антон Силуанов заявил, что вопрос требует немедленного разрешения.

Принятие проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 гг.

В октябре 2015 года Госдумой все же было достигнуто единство в вопросе принятия проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 годы. В рамках данного проекта было установлено размер пенсионного обеспечения, который к началу 2017 года должен составить 14000 рублей.

По расчетам аналитиков доходы ПФР должны в 2016 году составлять 7.8 триллиона рублей, а в 2017 эта цифра должна достигнуть 8.2 триллионов рублей. Накопительная часть пенсий как и в 2015 году формироваться не будет. Старые же накопления все останутся в НПФ. Небольшое увеличение размера пенсий также предусмотрено в законе. Так в 2016 году пенсия будет увеличена на 837 рублей, а социальная пенсия – на 900 рублей. При этом размер пенсионного содержания для лиц не имеющих требуемого стажа работы составит 8479 рублей, для всех остальных – 12882 рублей.

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

Ниже представлены последние изменения в проекте Закона по новой пенсионной реформе. Закон на сегодня, 20 сентября 2017 года, еще не проголосован.

Вступление Закона в силу

Закон должен вступить в силу:

  • с 1 октября 2017 – частично,
  • с 1 января 2018 года – в полном объеме.

Перерасчет пенсий

  • единого показателя средней зарплаты за последние 3 года (2014-2016 годы) в размере 3 764 грн;
  • среднемесячной зарплаты за 2014-2016 годы по данным персонифицированного учета Пенсионного фонда;
  • величины оценки одного года стажа, который применяется для исчисления пенсии, в размере 1%;
  • стажа 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин.

Назначение пенсий

Во время переходного периода (2017-2019 годы) будут применяться следующие правила назначения пенсии по возрасту:

  • В 2017 году: с применением средней зарплаты за 2014-2016 годы в размере 3 764,4 грн и величины оценки одного года стажа – 1,35%.
  • В 2018 году: с применением средней зарплаты за 2016 и 2017 годы (ориентировочно — 5227 грн) и стоимости одного года стажа – 1%.
  • Начиная с 2019 года: с применением средней зарплаты за последние три года и стоимости одного года стажа – 1%.

Минимальный размер пенсии

Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается:

  • на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан при стаже 30/35 лет. Это касается пенсий, назначенных до первого октября 2011 года.
  • с 1 января 2018 года минимальный размер пенсии устанавливается на уровне 40% от минимальной заработной платы (при стаже 30/35 лет, по достижении 65 лет).
  • При отсутствии полного стажа выплачивается пропорционально меньший размер пенсии. Для шахтеров: в размере 80% зарплаты для исчисления пенсии, но не менее трех размеров прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

Стаж для назначения пенсии

Право для назначения пенсии по возрасту в 60 лет для лиц сохранено для украинцев, имеющих полный страховой стаж.

  • при наличии стажа на первое января 2018 года 25 лет – в 60 лет. Диапазон необходимого стажа ежегодно увеличивать на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;
  • при наличии стажа на первое января 2018 года от 15 до 25 лет – в 63 года. Диапазон необходимого стажа будут ежегодно увеличивать на 12 месяцев до достижения диапазона от 25 лет до 35 лет в 2028 году;
  • при наличии стажа на первое января 2019 года – 15 лет, но меньше 16 лет, которые давали бы право выхода на пенсию в 63 года, – назначать пенсию в 65 лет. Диапазон необходимого стажа ежегодно увеличивать на 12 месяцев. То есть, с 2028 года пенсии в 65 лет будут назначаться лицам, которые будут иметь 15-25 лет стажа.

Страховой стаж

Для определения права на пенсию по возрасту в страховой стаж будут засчитываться:

  • ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения:
  • прохождение военной службы по 31 декабря 2017 включительно;
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами с первого января 2004 года по 30 июня 2013 года включительно;
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с января 2004 года до момента введения уплаты страховых взносов женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • обучение в высших учебных заведениях на дневной форме обучения на условиях государственного заказа, а также обучение в аспирантуре и докторантуре с 1 января 2004 года по 31 декабря 2017 включительно.

Социальная пенсия

Временная государственная социальная помощь с января 2018 года по 31 декабря 2020 года будет назначаться неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионную выплату.

Лицам, которые не будут иметь 15 лет стажа, назначат государственную социальную помощь при достижении ими 65 лет.

Индексация пенсий

Ежегодная индексация пенсий с 2021 года будет происходить путем увеличения средней зарплаты, с которой начислена пенсия, на 50% роста средней зарплаты за 3 предыдущих года и на 50% роста индекса потребительских цен за предыдущий год.

В 2019-2020 годах индексацию пенсий будут проводить по отдельному решению народных депутатов.