Папка передвижка для родителей дорожный травматизм. О детском травматизме

«ЗИМНИЕ ТРАВМЫ»

Подготовила: Пендюрина М.В.

Зима. Какое чудное время года! Лыжи, коньки, горка, снежная баба, снежный городок, снежки –это всё мы любим с детства. Но мы взрослые должны позаботиться о том, чтобы прогулки не огорчились детскими травмами и слезами . Правильно ли одет и обут ваш ребёнок? Есть ли у него специальная одежда для прогулок? Подумаем про меры предосторожности.

В гололёд надо быть осторожным, избегать скользких мест. При покупке обуви обратите внимание, чтобы подошва была ребристой. Обувь берём на размер больше, чтобы можно было одеть тёплые носки. Старый способ приспособить гладкую подошву- приклеить на неё пластырь. Шапка лучше всего должна быть на завязках, чтобы в случае падения она не упала с головы. Чтобы смягчить удар головой. Шарф должен быть коротким, чтобы ребёнок не зацепился им. Не забывайте про варежки или перчатки.

И всё же если с вашим ребёнком случилась беда вы должны быть готовым, чтобы оказать первую помощь. Но не занимайтесь самолечением обратитесь к врачу!

ПЕРЕЛОМ

Симптомы : Отёчность, опухание, сильная резкая боль

Ваши действия : обеспечить покой повреждённой конечности, наложить шину из подручных средств. Вызвать скорую или перевезти малыша самостоятельно на машине в больницу.

Симптомы : сильная боль, отёк, изменение формы в суставах

Ваши действия : Самостоятельно не вправлять! Покой,приложить холодное, обратиться к врачу.

УШИБЫ ГОЛОВЫ

Симптомы : полная или частичная потеря сознания,тошнота, рвота.

Ваши действия : Вызвать скорую, положить на спинку и голову повернуть на бок, приложить к ушибу что-нибудь холодное.

О детском травматизме



По недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнем (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами, предметами рукоделия (ножницы, спицы, иголки, блестящие пуговицы, булавки и др.). Малыш может засунуть металлическую шпильку в электророзетку и получить травму электрическим током. Во время прогулки маленький ребенок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями, но и съесть какое-нибудь ядовитое растение, ягоды, гриб. Дети раннего возраста реже страдают от уличного (транспортного) травматизма. Но и здесь основной причиной несчастных случаев является невнимательное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения, их недисциплинированность, недостаточное наблюдение за ребенком.
Родители должны знать и помнить, что как только ребенок научился ходить, его нужно обучать правильному поведению на дороге. Малышам до пяти лет особенно опасно находиться на дороге. С ними всегда должны быть взрослые. В профилактике детского травматизма взрослые должны постоянно учитывать особенности развития и поведения ребенка раннего возраста. Характерной чертой малыша в возрасте от 1 года до 3 лет является его стремление к
личному познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Вместе с тем основные двигательные навыки в этом возрасте (ходьба, бег, лазанье) находятся еще в стадии становления. Поэтому повреждения и травмы, которые возникают у детей, связаны
с недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением
сориентироваться в окружающей обстановке. У детей очень рано начинает проявляться стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых.Однако отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что и приводит к травме. Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения
с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги. В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма. Нередко взрослые относятся к травме ребенка как в непредвиденному случайному несчастью, в котором никто не виноват. Это мнение удобно, оно как бы оправдывает взрослых, снимает с них ответственность за невнимательное отношение к ребенку. Вместе с тем травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей сына или дочери. Зная наиболее частые причины травм и несчастных случаев, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом. На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п. В летний период следует обращать особое внимание на предупреждение несчастных случаев на воде, отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами.

Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться. У детей раннего возраста в основном наблюдаются бытовые травмы: падения, ушибы, ожоги, отравления, ранения острыми, колющими предметами, попадание в дыхательные пути рвотных масс, мелких различных предметов. Поведение взрослых в быту определяется рядом привычек и действий, которые человек выполняет автоматически, не задумываясь. Однако когда в доме появляется малыш, надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям, неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетки. Надо прямо сказать - маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых.
Например, травмы детей до 1 года вызваны выпадением из коляски, падением с кровати, дивана, стула. В более старшем возрасте дети часто падают с высоты - с горки, лестницы и др. В результате таких падений могут возникнуть не только ушибы, но и более тяжелые повреждения - переломы костей, сотрясение мозга, разрывы тканей, внутренних органов.
Причиной ожога ребенка могут быть: горячая жидкость, которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Возможны ожоги во время купания ребенка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды. Маленький ребенок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40-60 °С.
По недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнем (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами, предметами рукоделия (ножницы, спицы, иголки, блестящие пуговицы, булавки и др.). Малыш может засунуть металлическую шпильку в электророзетку и получить травму электрическим током. Во время прогулки маленький ребенок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями, но и съесть какое-нибудь ядовитое растение, ягоды, гриб. Дети раннего возраста реже страдают от уличного (транспортного) травматизма.
Но и здесь основной причиной несчастных случаев является невнимательное отношение взрослых к соблюдению правил дорожного движения, их недисциплинированность, недостаточное наблюдение за ребенком. Родители должны знать и помнить, что как только ребенок научился ходить, его нужно обучать правильному поведению на дороге. Малышам до пяти лет особенно опасно находиться на дороге. С ними всегда должны быть взрослые.
В профилактике детского травматизма взрослые должны постоянно учитывать особенности развития и поведения ребенка раннего возраста. Характерной чертой малыша в возрасте от 1 года до 3 лет является его стремление к личному познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Вместе с тем основные двигательные навыки в этом возрасте (ходьба, бег, лазанье) находятся еще в стадии становления. Поэтому повреждения и травмы, которые возникают у детей, связаны с недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке. У детей очень рано начинает проявляться стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что и приводит к травме. Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги. В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма. Нередко взрослые относятся к травме ребенка как в непредвиденному случайному несчастью, в котором никто не виноват. Это мнение удобно, оно как бы оправдывает взрослых, снимает с них ответственность за невнимательное отношение к ребенку. Вместе с тем травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей сына или дочери. Зная наиболее частые причины травм и несчастных случаев, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом. На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п. В летний период следует обращать особое
внимание на предупреждение несчастных случаев на воде, отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами.

Причинами детского травматизма обычно выступают ситуации, когда ребенок не может справиться с какими-то преградами на своем пути и пытается их преодолеть, не понимая, что это ему угрожает. Поэтому нельзя оставлять ребенка без родительского надзора. Такое стечение обстоятельств и приводит к возникновению опасных ситуаций, вследствие которых детского травматизма просто не избежать.

Значительное число травм приводит к тяжелым осложнениям, подчас завершающимся инвалидностью, возникновению стойких функциональных нарушений, анатомических и косметических дефектов, которые в свою очередь обусловливают трудности в обучении, выборе профессии, социальной и личностной адаптации.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60- 68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. Причины этих травм весьма разнообразны: падения на ровном месте и с высоты, ранения острыми предметами, ожоги, удары о предметы и пр. К бытовым травмам относятся также повреждения при неорганизованных занятиях спортом. Следующее место в структуре занимают тра вмы, полученные детьми на улице при пешеходном движении . Травмы детей в дорожно-транспортных происшествиях имеют незначительный удельный вес, однако они отличаются наибольшей тяжестью, почти все требуют госпитализации. Спортивные травмы занимают небольшой удельный вес среди всего детского травматизма - около 2,5%.

Советы для родителей

1. Первое и одно из самых главных правил – никогда и ни при каких обстоятельствах не оставляйте малыша одного на неогражденной поверхности (таковыми могут служить пеленальные столики, диваны, кровати, столы и прочее). Даже если вам нужно отлучиться на минуту – лучше возьмите малыша с собой.

2. Игрушек в манеже или детской кроватке не должно быть много, они не должны давать ребенку хотя бы малейший шанс на то, что дитя, взобравшись по ним, как по ступеням, выпадет на пол.

3. Каждый раз проверяйте: надежно ли зафиксированы боковушки детской кроватки, особенно если периодически вы их опускаете.

4. Если вы вышли на прогулку с коляской или едете с малышом в машине, то обязательно пристегивайте его специальными ремешками, которые придержат кроху на поворотах и не дадут ему выпасть на неровной дороге.

5. У малыша не должно быть никаких шансов подползти к окну, поэтому сделайте перепланировку таким образом, чтобы возле окна не стояло никакого предмета мебели.

6. Если малыш уверенно ползает и даже пытается сам ходить – самое время прикрыть острые края мебели специальными мягкими защитными накладками.

7. Установите на каждое окно специальную защитную заклепку, которая помешает ребенку открыть его, даже если каким-то образом малыш добрался до окна.

8. Подпирайте дверь, ведущую на балкон и все входы и выходы, ведущие на лестницу – малышу не под силу справиться с такими препятствиями, как ступеньки, не повредившись при этом.

9. Следите за тем, чтобы ботинки были аккуратно зашнурованы, а шнурки не болтались по полу. Учите этому своего ребенка.

10. В тех местах, где ребенок может поскользнуться, должны быть размещены коврики из резины (например, в ванной комнате).

11. Во время спуска и подъема по ступенькам, нахождения возле оградок ребенок должен крепко держаться за поручни – учите его этому с самого детства.

12. Тщательно отнеситесь к выбору уличной площадки для игр вашего малыша. Лучше будет поискать на вашем районе такую площадку, которая идеально подойдет для крохи. Все игровое оборудование должно находиться в идеальном рабочем состоянии.

13. Не отходите далеко от ребенка, даже если он играет, как вы думаете, на безопасной игровой площадке. Сидеть на лавочке вдали недопустимо, будьте поближе, чтобы, в случае чего, мгновенно подбежать к малышу.

14. Ограничьте доступ к острым и стеклянным предметам, убирайте их в недостижимое место.

15. Неустойчивая мебель – серьезная угроза здоровью малыша, поэтому либо избавьтесь от нее, либо прочно закрепите.

16. Проверяйте состояние велосипеда: степень накачивания колес, тормоза, светоотражающие элементы.

27. Проезжая часть – не место для игр. Учите ребенка правилам дорожного движения.

Берегите ребенка!

Оградите его от несчастных случаев!