Мода и стиль времен второй мировой войны. Мода военных и послевоенных лет

Вторая мировая война стала большим испытанием для всего цивилизованного общества. Модная индустрия, как и вся остальная промышленность, очень тяжело перенесла эти ужасные годы утрат и разрушений. Большинство европейских домов моды закрылись, были нарушены почти все связи между производителями и поставщиками. Оккупация Парижа, как столицы европейской моды полностью остановила развитие костюма в Европе, военное время диктовало свои правила. Немецкие власти намеревались полностью подчинить себе и сосредоточить всю модную индустрию в Берлине или Вене.

Мода развивалась и выживала только там, куда не дотягивались языки пламени войны и немецкие гарнизоны. Великобритания и США стали основными ее «хранителями». Оккупированный Париж перестал быть законодателем и лидером. Это вызвало большой подъем в швейной промышленности США, которая активизировалась и начала развивать собственную индустрию. Американские модельеры понимали, что не смогут повлиять на эстетику от кутюр, и делали упор на разработку одежды, необходимой в повседневной жизни.

Великобритания и США после вступления в войну старались регламентировать выпуск одежды, разрешая только отобранные на государственном уровне комплекты и ансамбли. Вводились планы по разработке утилитарной одежды и ограничения на использования фасонов и материалов. Все эти ограничения не позволяли развиваться костюму вплоть до 1945 г. До этого времени сохранялись почти все наработки с конца 30-х годов. Во время войны все было максимально лаконично и упрощено, максимально практично и надежно. Вся типичные для этого времени костюмы напоминали военную форму с ее узнаваемой геометрией. Из-за нехватки материалов Британское Министерство торговли рекомендовало хозяйкам «экономить и чинить», даже выпускало брошюры, объяснявшие как маскировать потертости, и даже кроить из дешевых армейских одеял пальто. Началом нового витка в развитии моды стало окончание войны, именно об этом периоде мы поговорим.

Послевоенный период стал очень богатым для моды на новые таланты. Эльза Скипарелли во время оккупации живет в США и возвращается лишь в 1944 г., за это время у нее появляется много молодых конкурентов, которые успевают занять большую долю ее рынка. В 1947 г. дизайнер берет на работу молодого модельера Юбера де Живанши. В 1947 году из модного дома Лелонга увольняются и открывают свои дома такие будущие метры как Кристиан Диор и Пьер Бальмен. К Диору в том же 1947 году приходит работать молодой дизайнер Пьер Карден. В это послевоенное время начинается «Эра Кристобаля Баленсиаги», который становится самым дорогим и востребованным кутюрье Парижа.

Цвета стиля.

Цвета первой половины 40-х годов были по-военному лаконичными, преобладал хаки, серый и черный. Но после окончания войны мода «изголодалась» и яркая палитра вернулся в ансамбли и фасоны. Кристобаль Баленсиага использовал любимые красный и розовый, придавая образам испанскую изюминку, используя свою страсть к картинам и истории. Диор работал с постельными тонами, черным и бежевым.


Рисунки, материалы и фактура.

Тканей все еще не хватало, но с увеличением спроса восстанавливалась и промышленность. Шелк, шерсть, хлопчато-бумажные ткани использовались повсеместно. Женственные цветочные узоры, ткани в елочку, начинали опять входить в моду, сменяя монотонность и простоту в ансамбле.

Крой и фасоны.

До 1947 г. почти все модельеры эксплуатировали образы военных лет. Широкие квадратные плечи, прямоугольные силуэты, узкие талии и слегка расклешенные юбки. В 1945 г. французские кутюрье поставили то, что журналисты назвали «роскошным паппет шоу». Для оживления моды и помощи пострадавшим каждый модный дом пожертвовал до пяти своих нарядов для выставки. Эти наряды и аксессуары позволили одеть 170 кукол. Это шоу после премьеры в Париже отправилось в турне по Европе, а в мае 1946 г. коллекция была показана в Нью-Йорке.


В 1947 г. Кристиан Диор представил публике свою коллекцию, которая автором была названа La Corolle (венчик, купол, конус), но миру стала известна как New Look (новый образ). Многие модельеры уже переходили к использованию подобных силуэтов, но Диор в своей коллекции полностью отказался от фасонов прошлого десятилетия. Характерными чертами стали округлые плечи, затянутая в корсет или другое нижнее белье осиная талия, подкладки на бедра, придавшие им округлую форму и очень пышная юбка с большим количеством складок. Диор вернул Париж в высокую моду, а вместе с ним и гламур, который был утерян во временя тяжелой войны. Он своей коллекцией определил облик моды как минимум на ближайшее десятилетие.

Весь мир моды переключился на силуэты New Look, все модные дома приняли и поддержали идею Диора, тем более что перемены помогали развиваться всей индустрии. Одной из первых модниц и адептов этого стиля стала принцесса Маргарет, со временем ее признали образцом элегантности и изящества.

Покупатели из Америки приезжали в Париж, что бы заполучить первые образцы и модели одежды, сшитые из грубого портновского полотна (туали) для воспроизводства у себя на родине, и запуск в продажу в крупных магазинах. Мода на New Look распространилась и в Голливуде, все модельеры, включая и Хелен Роуз и Эдит Хед, черпали вдохновение в этих фасонах, создавая свои собственные версии для кинозвезд таких как Грейс Келли. На основе моделей от кутюр в Америке и Италии создавались более простые стильные повседневные наряды, такими модельерами как Тина Лессер, Клер МакКарделл, Эмилио Пуччи.

В конце 40-х годов у молодежи складывалась собственная культура. Возник новый термин – тинейджеры. Молодые люди подражали образам певца Элвиса Пресли и носили легкие кожаные куртки и джинсы, входившие в моду. В СССР такую молодежь назвали стиллягами.

Обувь и аксессуары.

Во время войны каблуки и подошву для обуви начинают делать из более доступных материалов, таких как дерево. Преуспел в изговлении обуви итальянский дизайнер и мастер Сальваторе Феррагамо, который изготавливал свои футуристические модели из соломы, войлока, конопли и даже целофана. Во многом благодаря ему после войны законодателями в обуви становились итальянцы. Они делали туфли и босоножки с вырезанными сегментами и более четкими каблуками. Входили в моду босоножки без носка, платформа и танкетка. Происходила быстрая замена военных практичных ботинок и туфель на элегантные модели. Шляпки так же оставались в моде, подчеркивая новый стиль. Феррагамо называют «изобретателем обуви», «королем сапожников и сапожником королей» его талант стал для обувной индустрии мощным толчком к послевоенному развитию, можно даже сказать, что он создал всю современную обувь.


Революционно новый образ Кристиана Диора господствовал в женской одежде с 1947 до середины 50-х годов. Талии внезапно стали осиными, бюсты высокими и подчеркнутыми, плечи мягкими и покатыми, а юбки – более длинными и очень объемными. Напоминающий песочные часы силуэт от Диора возродил жесткие корсеты и нижние юбки, требовал обилия тяжелой дорогой ткани. После простых прямоугольных послевоенных стилей этот возврат к экстравагантности и женственности одних приводил в недоумение, других в восхищение. Но свежесть и очарование этих ансамблей сложно переоценить, как и талант метра.


Look Book. Образы стиля одежды 1940 – 1950 годов.

Составить луки в теме ансамблей 1940-1950 годов, нам как всегда поможет наш стилист Юлия Гоголицина. Данные луки были составлены с помощью конструктора луков нашего сайта. Любой из Вас может зарегистрироваться и создавать индивидуальные образы. Собирать комплекты из своей одежды, или использовать каталог нашего сайта для работы. Мы разработали простой интерфейс позволяющий сохранять и коллекционировать луки в своем аккаунте и делиться ими в социальных сетях.

Мода всегда вдохновлена молодостью и ностальгией и часто черпает вдохновение в прошлом. Лана Дель Рэй.

Каким именно был стиль одежды, модной в 40-х годах – однозначно сказать тяжело. Еще совсем недавно мир наслаждался откровенными шелковыми силуэтами, вальяжно потягивая папироски в длинных мундштуках. Если бы не война, то гламурные нравы и мода 30-х годов плавно перетекла бы в 40-е, преобразившись в какой-нибудь эпатажный модерн, ведь это была эпоха огромных достижений… Теперь, изучая моду сороковых, делаешь вывод, что это было действительно «железное время», для людей с железной волей и любовью к жизни. Ведь не смотря на весь страх и ужас, люди продолжали стремиться к прекрасному.

Стиль одежды 40-х годов: фото модной одежды того времени

Стильные американки позируют с автомобилем. Нью-Йорк, 1943 год.

Немецкие фрау на шопинге. Берлин, 1943 год.

Уникальные кадры: жены немецких офицеров на светском приёме. Вот уж действительно роскошные дамы! 1940 год.

Для максимально полного восприятия этой исторической эпохи, предлагаем посмотреть рекламу женской одежды, её показывали в США в 40-м году. Это одна из первых реклам, вызывает непередаваемые ощущения!

Отличительные черты одежды, которая была в тренде в те годы

В одежде уже не было прежней роскоши, поскольку в это время мода диктовалась тяжелыми военными условиями и жестким ограничением на расход материалов. Тем не менее, людям даже в такое смутное время хотелось и удавалось оставаться красивыми.

Обратите внимание, какое у дам огромное разнообразие головных уборов! Шляпки — это абсолютный тренд и феномен этого времени.

Пляжная мода выглядит очень раскрепощенной! Некоторые смелые девушки даже надевали раздельные купальники — невиданный разврат!

До 1940 года две трети населения жили в деревнях, а теперь почти две трети живёт в городе. До войны почти все наши жены были домохозяйками, а теперь у женщин «двойная» занятость — и на работе, и дома.

Как женщины одевались в 40-е годы прошлого века?

Как одевались в сороковые? «Скромность и подчеркнутость» — так обозначались тренды 40-х годов. В первой половине десятилетия запрещалась складка и клеш — на смену им пришла ровная юбка до колен. Такой строгий фасон одежды выбирался банально из-за экономии ткани. Гардеробы и запросы модниц были очень скромны. Во всем прослеживался военный стиль, некоторые детали одежды могли использоваться как в мужских, так и в женских костюмах. Как например, блузы того времени были схожи с обычными рубашками. Пиджаки имели квадратные плечи, жакеты – обязательно с подкладными плечиками.

Кадры из жизни оккупационной Франции: кинотеатр для немецких солдат. Елисейские поля, 1940 год.

Так выглядели простые англичане. Глазго, 1942 год.

Париж.

Немного проще стало во второй половине сороковых. Одежда была сдержанных тонов, весь мир выражал траур и скорбь военной разрухи. Больше использовался серо-голубой, приглушенный зеленый, коричневый цвета. Молодежи, конечно же, по нраву приходились изделия из тканей в горошек или в клетку.

Фасоны платьев повторяли такие элементы как высокие воротнички, рукава фонариком (обязательно с подплечиком), чтобы плечи казались широкими и квадратными, талию выделяли толстым поясом. Длина платьев и юбок была строго ниже колена. Из обуви тогда носили туфли на высоком толстом каблуке, туфли-лодочки или туфли на платформе. Очень популярными были босоножки, но любительницы одеться по старинке носили ретро обувь — (оксфорды).

Нейлоновые чулки могли позволить себе только богатые, стильные женщины, потому что на тот момент товары из нейлона были очень дорогими. Доходило до того, что женщины, не имеющие возможности купить чулки, дорисовывали на голой ноге шов и пятку. Из аксессуаров носили маленькую шляпку и сумку — ридикюль.

Мужская мода 40-х годов: милитари в тренде!

В мужской повседневной моде этот период никак не выделился. Мужской стиль диктовался военной формой.

Примеры мужских костюмов. Вырезки из американских журналов.

Отдельное слово нужно замолвить за скромного дизайнера, великого кутюрье — Кристиана Диора. Период расцвета его творчества как раз пришелся на этот нелегкий период. Маэстро познал бедность и все тягости фашистского режима, но тем не менее смог пробиться и прорасти мощным деревом — Домом Высокой Моды Диор.

Ретро фото высокой моды Dior

11 Mar 1948, Paris, France — Stockings were highlighted for the first time when Christian Dior (right), noted French designer, exhibited his French collection. The hose, which either continued the dress’ color scheme from hem to ankles or afforded a direct contrast, ranged in shades from tender peach to ink black. The colors are called «Boulevard Banquet.» Here a model swirls the skirt of a light blue crepe dress to feature the sheer navy blue stockings. — Image by © Bettmann/CORBIS

Модели женских платьев от Диор, 1947 год.

Модели Диора всегда отличались каким-то особенным шармом. Сам Кристиан именовал это — New Look. Романтическая линия, с новым вариантом кринолина, тонкой талией и прилегающим лифом. В этом силуэте он воплотил собственное представление о женственности, которой так не хватало в эпоху войны с её форменной одеждой и «трудовой повинностью» для женщин.

Вторая Мировая, как известно, перешедшая в Великую Отечественную войну крайне сильно задела СССР и оставила по себе колоссальные последствия. О какой моде можно было говорить, когда 99% населения как минимум имела проблемы с питанием, как максимум – была одета в солдатскую форму или тельняшку концлагерей. После 1945 года, когда начинается отстройка производства и возвращение к мирной жизни, в крупных городах появляется журнал Мод.

Советские женщины с удовольствием занимают вечера за их чтением, черпая самые интересные идеи, ведь основным назначением журнала были выкройки. Так же огромное влияние на одежду советских граждан оказали США, присылая свою гуманитарную помощь. Можете представить, какой шок вызывала «вольная» и красивая американская одежка у наших голодных людей.

Американская мода сороковых. Вот как должны были выглядеть победители!

В послевоенный период хорошо обученных модельеров было не найти, оборудование устарело, а значит, делать высокую моду в СССР было очень трудно и практически невозможно. Но все же идеи были, каким — то образом они реализовывались и воплощались в жизнь. На ручных швейных машинках, жужжащих в далеких комнатах коммуналок, обшивались все семьи, при том шили абсолютно всю одежду – от трусов до курток. Шили платья и сарафаны, брюки и юбки, комбинезоны, костюмы и даже свадебные платья.

Цветные ткани и ткани с узорами — раскупались в магазинах со скоростью света, независимо от цены. Платья из них смотрелись очень красиво (особенно модным был бархат). В то время можно было подарить девушке отрезок хорошей прибалтийской ткани – и серьезно завоевать её расположение.

Смотрите видео о феномене советской моды далее.

Модники шили себе пальто из шерсти, слегка расклешенного книзу фасона. Это было не особо принципиально, так как любое пальто, будь то двубортное или приталенное – всегда дополнялось кожаным широким поясом. Так же одежду было модно вязать, ведь это было очень экономно – все что угодно можно распустить на нитки и перевязать заново в совсем другое изделие.

Из аксессуаров советские модницы носили сумочки похожие на конвертики, сумочки через плечо и маленькие сумочки из кожи. Страны Прибалтики были своеобразным «магазином» модных вещей, оттуда привозили духи, ткани, броши и бусы и различную одежду «западного стиля».

Мода в Союзе стала возрождаться аж к концу 40-х, когда открылся Московский Дом моделей. Именно там разрабатывались модели одежды для широких масс. Такие мастера как Надежда Макарова, Антонина Донская, Тамара Турчановская, Валерия Николаевская и многие другие радовали женскую половину своими модными работами. В любые времена – легкие они или сложные, женщины стремятся выглядеть очаровательно. Такова наша природа.

Look from 40s: ретро образ в современности

Без сомнений, даже сейчас тренды того времени остаются актуальными. Ведь образы женщин были рассчитаны на совсем другие ценности. Девушки не стремились продемонстрировать своё тело, как делают это сейчас. А фасоны были удобными и практичными, именно по-этому они до сих пор в моде и копируются повсеместно в образах нынешних знаменитостей.

Добро пожаловать в главное хранилище нескольких постов развлекательного характера о женской моде 1940-х годов: характер одежды во время и после войны, прически, макияж и т.д.

Силуэт 1940-х годов

Широкие, квадратные плечи, подтянутая талия и бедра, кудрявые волосы до плеч. Ниже представлен силуэт 1940-х годов.

Силуэт 1940-х годов выше, взят из женского издания 1940-х годов, он представлен с учетом реальных женских форм. Здесь юмористичными являются такие выражения, как «женские выпуклости».

Представленная ниже страница из John Peacocks 20th Century Fashion четко показывает, как развивался силуэт в первой половине 1940-х годов.

Модная линия 1940-х годов

Неважно, было ли это платье, свитер без рукавов, кардиган, шелковый наряд или корсаж, широкие плечи были обязательными.

Ставшие популярными в середине-конце 1930-х годов благодаря дизайнеру Эльзе Скиапарелли и актрисе Джоан Кроуфорд, в 1940-х годах они стали определять женский образ.

Корсаж

Традиционно 2 предмета одежды сшивали вместе. Популярные корсажи 1940-х годов имели объемные плечи с длинными или короткими рукавами.

Линия шеи

Высокие, округлые, милые маленькие воротнички.

Стиль в обуви 1940-х годов

Оксфорды, туфли-лодочки и босоножки были на пике популярности. Посетите страничку «Полное руководство по женской обуви 1940-х годов».

Рукава

Вставные, короткие или длинные, буфами.

Военные годы – Мода 1940-х годов

Во всех странах, вовлеченных в конфликт, дома моды либо были закрыты, либо начали работать на правительство. В Великобритании дизайнер Норман Хартнелл быстро разработал модели, направленные на массовое производство, в то же время они были яркими и женственными.

Во Франции большая часть ведущих домов мод, таких как дом моды Шанель или дом моды Скиапарелли, закрыли свои двери во время оккупации, поэтому автоматически расцвет ориентированной на потребителя и доступной моды произошел в США.

Чулочно-носочные изделия 1940- х годов

Нейлон 1940-х годов! Конечно, нейлон не был доступен каждой женщине с началом войны, так как звучал призыв сдать нейлоновые чулки властям, чтобы они смогли послужить на благо войны, начиная от парашютов и заканчивая головной частью снаряда. В то время как американки ходили без нейлоновых чулок, американская армия выдавала солдатам, идущим в Европу, нейлон, чтобы с его помощью ухаживать за британками и француженками. И все указывает на то, что это работало! Когда война закончилась, продажа нейлоновых чулок выросла до небес. Философия «сделай и почини» вынуждала женщин по обе стороны Атлантики использовать косметику и рисовать чулки, включая и швы.

Военные прически 1940-х годов

На этом очаровательном видео, взятом из архива YouTube, Вероника Лейк демонстрирует, как девушка должна собирать волосы, работая на заводе.

Юбки 1940-х годов

До колена, расклешенные, прямые, в складку клетчатые юбки.

Материал, используемый в 1940-х годах

Шерсть, хлопок, лен, синтетика, не требующая особого ухода.

Декорирование

Ограниченное число пуговиц, контрастирующие по цвету воротники и манжеты, накладные карманы.

Цвета 1940-х годов

Приглушенные, серо-голубой, бутылочно-зеленый, коричневый.

Маленькие шляпки, большие сумки, обувь на высоком толстом каблуке, иногда с подошвой из дерева.


Во время Первой мировой войны, несмотря на экономические трудности во многих странах Европы, жизнь в тылу текла почти по-прежнему. Женщины привилегированных слоёв общества наряжались, и Дома мод продолжали свою работу. В письмах военных лет, сохранившихся до сегодняшнего дня, можно в этом легко убедиться, так как женщины описывали развлечения и свои приобретённые наряды.


Иначе обстояло дело во время Второй мировой войны. В эти годы боевые действия охватили огромные пространства Европы. Жизнь многих была в опасности, экономические трудности постигли почти все страны. В связи с военными действиями производство гражданской одежды почти прекратилось. Многие женщины надели мужскую военную форму и стали в ряды защитников своего Отечества.



Женская одежда претерпела значительные изменения, хотя крупных переворотов в моде 40-х годов не произошло, но явно обозначился мужской стиль. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. Возникла привычка ходить с непокрытой головой или, по крайней мере, надевать на голову шарф, скрученный в виде тюрбана.


Одежда с начала сороковых до 1946-го года укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена. Тонкая талия подчёркивала хрупкость и изящество, ведь даже в военной форме женщина оставалась женщиной.



В женских туалетах талию стягивали широким поясом, создавался контраст широких плеч, юбки-солнце и тонкой талии. Плечи расширялись буфами или специальными прокладками, которые назывались «плечиками». В пальто для того, чтобы подчеркнуть горизонтальную линию плеч, иногда полностью отсутствовали воротники, даже в зимних пальто и шубах.


На летних платьях появились короткие рукава-«крылышки». Рукав кимоно, который в то время называли «летучая мышь», для чёткого сохранения объёма и широких плеч выполняли на подкладке.



Популярными деталями в моде 40-х стали разнообразные карманы, особенно большие, а также воротники, концы которых доходили до середины лифа. Костюмы были с очень длинным жакетом, часто приближенным к мужским пиджакам, и тоже с широкими плечами, и короткой юбкой. Особенностью 40-х было ношение жакета не только с юбкой, но и с обычным пёстрым платьем.


Популярны были юбки – солнце-клёш, плиссированные, гофрированные. Особым предпочтением пользовались драпировки, сборки, клинья, складки, плиссировки. Вечерние туалеты, а таковы были, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Брюки вошли в повседневное употребление, так как чулки были просто роскошью.



Силуэт видоизменялся – его форма могла быть прямоугольная, чаще эта форма относилась к пальто; в виде двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); в виде квадрата (жакет костюма-квадрат с узкой короткой юбкой-карандаш). В этих силуэтах подчёркивались длинные тонкие ноги с обувью на толстой подошве (платформе) из пробки или дерева, туфли на высоких каблуках, а также спортивные туфли на плоской подошве или ботинки с голенищами. Такая форма силуэта продержалась до 1946 года.


Женщинам настолько понравились эти геометрические линии, что переход к более плавным и естественным линиям после 1946 года был для многих непрост. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.


Нарядные платья и даже бельё шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины, хотя за подбор парашюта в Германии было предусмотрено строгое наказание.



Шерсть, кожа, нейлон и шёлк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от , которые так любила подруга Адольфа Гитлера .


Была ли бижутерия во время войны? Непременно. Те, кто мог позволить себе многое, даже во время войны, носили золотые, серебряные цепочки – это было самым модным украшением, а кто имел стеснённые обстоятельства – простые металлические цепочки.


Всеобщей любовью у женщин 40-х пользовались броши и клипсы. Свои наряды женщины украшали сами – кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки.



Особенно высокого мастерства достигли эти вещи в Польше. Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные – обтянутые той же тканью, что и ткань платья (где найти одинаковые пуговицы в то время). Платья для визитов имели множество таких мелких круглых пуговиц. Сумки женщины носили на ремне через плечо, иногда сами их шили из того же материала, что и пальто. Мех был редкостью. Но те, кто мог его позволить, непременно носили. Особенно любили меховые муфточки.



Качественные материалы во время войны в странах Европы исчезли, производства перешли на изготовление стратегически важной продукции и, конечно же, оружия. Поэтому в 40-е годы особенно были модны комбинированные изделия – ткани и мех из старых запасов, ткани разных фактур и цвета, стала модна тюль для нарядных платьев. Ведь для того, чтобы появиться на вечернем торжестве, можно было пожертвовать своей роскошной занавеской.


Женщины старались найти возможности и проявляли необычную смекалку и фантазию, кто на что способен. В одном все были едины – в цвете. Многие носили тёмные цвета, основной цвет был чёрный. Самым модным было сочетание чёрного с жёлтым, белый цвет почти исчез.


Однако вопреки всем несчастьям человек, как травинка к солнцу, тянется к жизни, к любви. И это подтверждают песни военных лет, музыка, поэзия, кинофильмы.



В России, а тогда в Советском Союзе, мало было возможностей позволить себе из того, что сказано о моде 1940-1946г.г., в основном были «телогрейки», гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги и желание победить. Единственное, что возможно было девочкам 40-х, это надеть своё любимое довоенное платьице и закрутить свои волосы в локоны, модные в то военное время. И каково было счастье во время малой передышки на фронтах нашей Родины, когда была возможность баянисту растянуть меха своего друга-баяна, а нашим девочкам (нашим бабушкам и прабабушкам) пуститься в пляс, или услышать слова песен, согревающих душу.



…И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Пой, гармоника, вьюге назло.
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.



А одеваться в стиле военных 40-х годов женщины России стали только после войны, в то время, когда Диор предложил женщинам Европы свой . В это время в России появились первые журналы мод, привезённые из Европы жёнами советских офицеров. Появились те комбинированные платья, которые практичные немки и австрийки шили в военные 40-е, горизонтальная линия плеч с «плечиками» или, как у нас они назывались, «липы» (липовые плечи). После войны наши молодые бабушки доставали из старого гардероба всё, что у них осталось, перешивали, комбинировали, вышивали.



Самая опустошительная война в истории Европы была закончена…


Мода вопреки утверждениям, что она независима от политики, имеет непосредственное отношение к ней. Здесь можно привести слова известного французского писателя Анатоля Франса – покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю.






9 мая 2015 состоялось событие, участие в котором было для меня первым выходом в свет после родов. на площадке ЦПКиО в "Павильон под флагом" прошел уже традиционный "Показ мод 1945 года" , ежегодно собираемый дорогой Мэган Виртанен.
если вы не увлекаететсь историей и прошлыми эпохами, вам никогда не понять того трепета и восторга, когда тебя сплошь окружают роскошные барышни будто бы сошедшие с обложек ленинградских журналов мод. 52 барышни в заранее подготовленных комплектах женственно прошлись по подиуму под аккомпанемент талантливого аккордеониста Сергея Петрова и комментарии самой Мэган.

показ этот мне близок, ибо идеологически существенно отличается от всех остальных показов. как говорит сама Мэган, основная задача - собрать людей "искренне интересуются историей в целом и историей моды в частности". именно поэтому единственный критерий отбора моделей - это аутентичность наряда. ни рост, ни вес, ни возраст не имеют значения.
платье даже может быть не оригинальным, вполне допускаются полные реплики нарядов 1945-го года, сшитые по фигуре. другие важные критерии: чулки со стрелками. сложная прическа или шляпка, красная или "морковно"-красная помада.


общий вид с моделями, визажистов-стилистов, а также прекрасных мужчин в военной форме.

так как я ношу винтажную одежду в повседневном обиходе, мы было гораздо проще сориентироваться по погоде. я заранее составляю комплекты из имеющейся у меня одежды, иногда годами вещи ждут своего воссоединения. в итоге, под то или иное платье у меня всегда есть ряд шляп, сумочек и других аксессуаров. туфли же всегда надеваю одни и те же (в зависимости от цвета комплекта - светлые или темные), потому что натереть ноги новыми туфлями - самый лучший способ испортить себе настроение.

в этом сезоне на повестке дня было сразу два комплекта - летний, с крепдешиновым платьем двоюродной бабушки и теплый, с винтажным бархатным жакете, который я в итоге и надела.
что касается основных задумок и источников вдохновения:
* во-первых, очень хотелось обыграть цвет года "марсала".

именно выбор этого цвета как основного цветового тренда 2015 года заставил меня вспомнить о винтажном бархатном жакете из 80-х, который давно затерялся в моем гардеробе. собственно, этот широкий жакет итальянской марки Antonia Tripodi с объемными плечами мог родиться и в 1940-е годы у любой другой марки.

* во-вторых, очень хотелось выгулять наконец купленный в Австрии красный хлопковый трахт. я даже придумала легенду, как эта трофейная вещь была перешита в повседневное яркое платье. на самом деле еще с 1930-х годов трахт стал дико популярен не только в Германии и Австрии, но и по всей Европе. собственно, для вдохновения образом 1940-х годов пользовалась моей коллекцией .

* далее к бархатному жакету и красному платью я уже подбирала шляпу 1930-х годов и модную в те годы сумку с вышивкой. все эти аксессуары я, как и платье, купила в поезде в Вену. все это я дополнила винтажными бусами из желтого чешского стекла и пластиковыми клипсами в тон к шляпе.


со шляпой пришлось повозиться, так как нитки, соединявшие соломку, разъехались, голубая лента и цветы пожелтели от старости, резинка разтянулась. я собственноручно подшила ее, пропарила, почистила и частично заменила цветочный декор.

и напоследок немного фотокарточек с деталями костюма и вдохновляющие картинки (авторы - SporArt.com, Yulia Edoma, Светлана Рыбакина, Елена Тихомирова, Андрей Григорьев):


страница журнала "Рижские моды"


образ с трахтом от австрийского дизайнера Lena Hoschek


страницы немецского журнала "Die goldene Schnitt" с выкройками ультрамодных трахтов