Как почувствовать что ребенок умер. Рождение мертвого плода (мертворождение). Смирительный костюм школы или как блокируется потенциал детей

Синдром внезапной смерти младенца – то, что приводит в ужас многих молодых родителей. Появившаяся паника пробуждает желание постоянно дежурить возле кроватки ребёнка, что приводит к недосыпанию, нервозности и постоянной усталости.

Может ли ребенок во сне умереть, или как обезопасить сон ребенка?

В первую очередь стоит помнить о том, что съёмные бортики кроватки удобны только родителям. И этим удобством нужно жертвовать, ведь речь идёт о жизни младенца. Также внимание родителей должно быть обращено на качество фиксации частей кроватки и расстояние между планками, которое должно составить максимум 6 см.

Следует забыть о нагромождении детской кроватки мягкими игрушками, подушками и элементами декора. Помните: даже тканевая защита на манеж может стать опасным элементом, ведь ребёнок, научившись ходить, может попытаться вылезти по ней!

Мобили и прочие игрушки должны быть установлены так, чтобы кроха не смог ухватиться за них и скинуть на себя, получив ушибы и ссадины. А когда ребёнок сядет, их и вовсе нужно убрать.

Может ли ребенок во сне умереть? Такие случаи бывают. Чтобы быть более спокойными, мама с папой могут наблюдать за крохой с помощью видео- и радионяни и даже следить за дыханием с помощью специального монитора, который даст знать, если вдруг что-то пойдёт не так. Несмотря на всё это, обращаться с ними нужно очень аккуратно, ведь техника даёт сбои и может сама нести опасность для ребёнка.

Геронда, одна мать девять лет назад потеряла ребёнка. Сейчас она просит Вас помолиться, чтобы она увидела его хотя бы во сне и утешилась.

А сколько лет было ребёнку? Он был маленьким? Это имеет значение. Если ребёнок был маленький и если мать находится в состоянии таком, что когда он явится, она не потеряет -- душевного покоя, то он ей явится. Причина того, что ребёнок не является, находится -- в ней самой.

Геронда, а может ли ребёнок явиться не своей матери, которая об этом просит, а кому-то ещё?
-- Как же не может! Ведь Бог устраивает всё для нашей пользой. Ведь, мы видим, что, чем взрослее становится человек, тем БОЛЬШЕ у него -- копится грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше -- своими грехами они УХУДШАЮТ -- свое состояние, вместо того, чтобы его улучшить. Поэтому, человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше -- приобретает, чем теряет.

-- Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало -- так много молодых?
-- Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть.

Бог забирает каждого человека -- в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом -- так, чтобы СПАСТИ -- его душу.

Если Бог видит, что человек СТАНЕТ – лучше и ИСПРАВИТСЯ, Он оставляет его -- жить. Однако, видя, что человек СТАНЕТ -- хуже, Он забирает его, чтобы его -- спасти.

А других -- тех, что ВЕДУТ -- греховную жизнь, но имеют расположение -- сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть, Бог всё равно что говорит им: "Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть".

Конечно, родителям и родственникам умершего ребёнка всё это понять нелегко. Посмотри: когда умирает малыш, Христос берёт его к Себе -- словно маленького Ангела, а его родители рыдают, хотя им следовало бы радоваться. Ведь, откуда они знают, кем бы он стал, когда вырос? Смог бы он спастись?

Когда в 1924 году мы уезжали из Малой Азии на корабле, я был младенцем. На корабле было полно беженцев. Я лежал на палубе, закутанный матерью в пелёнки. Один матрос случайно на меня наступил. Мать подумала, что я умер, и начала плакать. Одна женщина из нашей деревни размотала пелёнки и убедилась, что со мной ничего не произошло. Но, если бы я умер тогда, то точно был бы в Раю. А сейчас мне уже столько лет, я столько подвизался, но в том, окажусь я там или нет, всё равно ещё не уверен.

Но, кроме того, смерть детей -- ПОМОГАЕТ и их родителям. Родители должны знать, что с того момента, как у них умирает ребёнок -- у них ПОЯВЛЯЕТСЯ молитвенник в Раю. Когда родители умрут, их дети придут -- к двери Рая, чтобы ВСТРЕТИТЬ -- души отца и матери.

Кроме того, маленьким детям, которые были измучены болезнями или увечьем, Христос скажет: "Придите в Рай и выберите в нём самое лучшее место".

А дети ответят Христу так: "Здесь прекрасно, Христе, но мы хотим, чтобы вместе с нами была и наша мамочка", и Христос, услышав прошение детей, найдет -- способ, чтобы спасти их мать.

Основным хадисом по данной теме является высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если были признаки , что ребенок родился живым , то над ним совершается погребальная молитва и на него распространяются права деления наследства, то есть он - наследник . Если же таких признаков не было, то погребальная молитва не совершается и в делении наследства он не участвует» .

Большинство богословов, среди которых Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и, придерживаются мнения о том, что ребенок должен родиться живым и подать признаки жизни, чтобы в случае его внезапной смерти он был похоронен с омытием, заворачиванием в саван и совершением над ним погребальной молитвы. Основным их аргументом является приведенный достоверный хадис .

Имам Ахмад акцентирует большее внимание в этом вопросе на хадисе, где сказано, что зародыш развивается в утробе матери четыре месяца, после чего ангел вдыхает в него душу . На основе этого пророческого повествования Ахмад делает вывод, что погребальная молитва совершается над любым, даже мертворожденным, если ему больше четырех месяцев.

Однако дело в том, что первый хадис является непосредственно и прямо отвечающим на данный вопрос. Что же касается аргумента имама Ахмада, то здесь больше косвенная аргументация. К тому же можно предположить, что ребенок родился мертвым из-за того, что не было веления Творца вдохнуть в него душу. Безусловно, только Богу известна истина, подлинное положение дел. Практической же истиной для нас являются обоснованные канонические заключения известных исламских богословов.

Подводя итог, можно сказать: если меньше четырех месяцев, то богословы единодушны, что над зародышем не совершается погребальная молитва, младенца заворачивают в полотно и предают земле ; если больше четырех и он родился мертвым, то здесь мнения расходятся, как было уже упомянуто. Если ребенок с рождением подает признаки жизни, но затем умирает, то ему дается имя, его омывают, заворачивают в полотно (саван), над ним совершается Джаназа-намаз и затем его предают земле .

Моральная сторона вопроса

Когда что-то неприятное или трагичное постигает человека, он обычно реагирует на это крайне эмоционально - ругается, кричит, плачет, проклинает… Это может порушить как человеческие отношения, так и то, что человек строил, возможно, на протяжении многих лет . Важно услышать и старательно применять следующее наставление пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «[Проявляйте] терпение [сохраняя спокойствие, уравновешенность и благоразумие] в момент первого удара [именно когда больнее всего]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) также передал слова Господа миров : «Если верующий потеряет близкого ему человека [а это в первую очередь дети, покидающие сей бренный мир до кончины родителей] и при этом он [этот верующий и практикующий веру, в том числе в своем отношении к постигающим его горестям] проявит терпение и отдаст произошедшее на волю Творца (отпустит ситуацию, «отвяжет» от своего ума и сердца, пересилит казавшуюся нестерпимой боль утраты, ожидая вознаграждения за проявленное терпение от Господа миров) [сказав, например, что «все мы временны на этой земле, в полной мере находимся во власти Господа и рано или поздно к Нему возвращаемся» ], тому у Меня [в вечности] в качестве воздаяния за такое [благоразумное] отношение [если только покинет он сию бренную обитель верующим, пусть даже имея некоторые грехи] - Рай [вечное пребывание в неописуемой по своей красоте и великолепию райской обители, - однозначно и недвусмысленно говорит Сам Творец всего сущего, Владыка Судного Дня, милость Которого вечна и безгранична]» .

В других достоверных хадисах сказано: «Если у какой-либо из женщин умрут трое детей [покинут сей бренный мир по тем или иным причинам до ее смерти, что явится огромным потрясением и невосполнимой потерей для матери, но она сможет стойко это перенести и согласиться с волей Творца, когда-то даровавшего ей этих детей], тогда станут они защитой для нее от адского наказания [станут весомой причиной для ее беспрепятственного вхождения в райскую обитель]». Одна из присутствовавших при этом женщин спросила: «А если двое?». Пророк ответил: «И двое [также явятся защитой для своей матери от адского наказания]» ;

«Если у мусульманина (мусульманки) умрут трое детей, не достигших совершеннолетия [наступающего с началом периода полового созревания, после чего человек становится уже ответственным пред Богом за свои поступки], то Господь непременно введет этого человека по милости Своей в райскую обитель в вечности» ;

«Кто похоронит троих своих детей [то есть переживет их], тот не попадет в Ад [если умрет с верой]» . В одном из достоверных хадисов, как было упомянуто ранее, говорится также о двух детях. Есть упоминание и о потере одного .

Часто в состоянии растерянности и горя родители, особенно мать, могут высказать свое негодование Богу за смерть ребенка словами: «Почему Ты столь жесток, почему Ты забрал невинное дитя?!» Слова эти не только ошибочны, но и грешны. Для человека верующего любая ситуация, даже столь тяжелая, - это благо . Постичь проявление бесконечной мудрости Создателя в той или иной ситуации не просто. Сколько людей не могут постичь мудрости и смысла своего временного пребывания на этой земле!

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) передал: «Если у человека [у отца, матери при их жизни] умрет ребенок [сколько бы лет ему ни было], Аллах (Бог, Господь) скажет ангелам: «Вы забрали ребенка такого-то человека». Ангелы подтвердят: «Да». Господь продолжит: «Вы забрали «плод его сердца» [забрали у него одно из самого дорогого, что есть на этой земле - его (ее) сына, дочь]». Ангелы подтвердят: «Да». И Господь спросит [зная обо всем и без них, ангелов, но желая задействовать их в качестве свидетелей этого важного вселенского процесса]: «А что сказал человек [отец или мать ребенка после столь тяжелой невосполнимой потери]?» Они ответят: «Он поблагодарил Тебя [Господи, за те годы радости совместной жизни, которые ты им даровал с этим ребенком, и отнесся как к тому, что было дано на время], сказав: «Поистине, мы принадлежим Богу и к Нему [рано или поздно] возвращаемся» . И скажет Аллах (Бог, Господь) [не ограниченный ни местом, ни временем]: «Постройте для этого человека [для этого родителя, матери или отца] дворец в Раю [то есть за такое благодарное отношение человек этот в вечности пребудет в райской обители, окруженный Божественными щедротами и изобилием]. И назовите этот дворец Дворцом благодарности [Богу]» .

Возможно, что Создатель забирает ребенка потому, что это лучше для родителей его, которым, если правильно поймут испытание Божье, воздастся большим и в этой жизни, и в вечности. Господь миров в Священном Писании предупреждает:

«Возможно, вы что-то невзлюбите (то, что для вас нежеланно, а может быть ненавистно), однако же оно [окажется] наилучшим для вас [кстати и вовремя открыв вам глаза, к примеру, на что-то новое или предоставив вам доселе неведомые возможности]. Также вы что-то можете полюбить, а оно - зло для вас [худшее из того, что вы могли бы себе представить]. Всевышний знает, а вы не знаете [вы можете догадываться, предполагать, но это лишь домыслы, которые могут как сбыться, так и не сбыться. А потому анализируйте происходящее, особенно то, что необратимо (уже встало на вашем пути глухой стеной), причем размышляйте над этим так, чтобы подняться выше и усовершенствоваться как человеку, претендующему на благополучие в обоих мирах, в земной обители и в вечной]» (см. ).

Известна кораническая история с учителем пророка Моисея, Хызыром , который убил чужого ребенка прямо на глазах Моисея, ввергнув раба Божьего в крайнее негодование. Позже Хызыр пояснил:

«Что же касается того ребенка, то родители его были верующими, и мы [ведомые Божьей волею] побоялись, что он наполнит (заполонит) их жизнь грехом и безбожием (страданиями и неприятностями) [а лишив их его, провели тем самым через непростое испытание, высветив духовную уравновешенность и сдержанность, и, по итогу проявленного ими терпения, дали лучшее]. Господь заменил его (сие дитя) на того, кто чище [душевно] и милосерднее к своим родителям [даровав благополучное завершение следующей беременности и благословение в росте, развитии и становлении нового ребенка]» ().

Даже полное отсутствие возможности проявить чувства отцовства и материнства в мирской жизни у той или иной супружеской пары будет восполнено в Раю:

«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]» ();

«[Те из них, кто не имел в мирской обители детей или потерял их при своей жизни, смогут испытать высокие и добрые родительские чувства, находясь в Раю.] И ходят вокруг них дети вечные [которые не будут взрослеть]. Если ты увидел бы их, то уподобил рассыпанному[прекрасному] жемчугу» ().

Наряду со всем сказанным нужно также не забывать и то, что Всевышний к хорошим людям милостив , плохих же - наказывает. А наказания могут начаться уже в этой жизни…

Да обережет нас Всевышний от гнева Своего и предоставит возможность прислушиваться к хорошим назиданиям и придерживаться наилучшего . Аминь.

Вопросы по теме

Все ритуалы погребения необходимо совершить.

Спроса не будет. Он в вечности окажется в райской обители, по милости Творца. Также он значительно поможет своим родителям оказаться в Раю, минуя Ад.

У нас умер ребенок, которому было 3,5 года. Нам сказали, что для ребенка такого возраста поминки делать нельзя и что нельзя также оплакивать, приносить в жертву животное и делать другие ритуалы. Скажите, как правильно поступить? Хочется, чтобы нашему ребенку было от этого хорошо. Мы с мужем сильно скучаем по нему, но находим в себе силы принять волю Всевышнего. Это был наш единственный ребенок, который появился на свет по воле Всевышнего через 13 лет!

Вашему ребенку в любом случае хорошо и в вашей помощи он не нуждается. Он умер, не достигнув совершеннолетия, а потому в вечности его ожидает лишь райская обитель, по милости Творца. Вам за него не стоит беспокоиться.

Ваша с мужем жизнь продолжается, рожайте и воспитывайте еще детей, созидайте, достигайте, преодолевайте, а ребенка отпустите и не печальтесь. Бог дал вам его на время и забрал по наступлении срока его смерти. Правильное отношения к столь тяжелой утрате (спокойное и с умением отпустить) явится прямой причиной вашего с мужем вхождения в Рай.

У меня была беременность сроком в 9 месяцев, которая протекала без патологии. В родовой палате лечащий врач определил, что у ребенка отсутствует сердцебиение, то есть ребенок умер в животе, не родившись. Я хочу узнать, увижу ли я своего ребенка в Судный День и будет ли мне от него заступничество? Айша.

Вы увидите его, и он заступится за вас (аминь) .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же - в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу » .

У меня умер новорожденный ребенок. Имею ли я право ходить на кладбище к могилке своего ребенка? Хава.

Да, можете. Но оставайтесь эмоционально сдержанной, ибо все происходит по воле Господа и каждая душа, придя на некоторое время на землю в телесной оболочке, возвращается к Богу.

Родите еще детей, воспитывайте их, будьте счастливы с мужем и детьми! Вы уверовали в Бога и Его заключительного посланника Мухаммада, а потому имеете все возможности стать и оставаться счастливой в этой жизни и иметь перспективу счастья в вечности (с Божественного на то благословения, по милости Творца). Но для этого важно научиться правильно относиться к происходящему с нами и вокруг нас, не опуская рук из-за трагедий, а еще активнее продолжая свое созидательное движение по жизни. Именно через это открываются и благостные перспективы вечности.

Напомню очень важный хадис: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу)» .

Уважаемый имам Шамиль, обращаюсь к вам, так как нахожусь сейчас в очень непростой жизненной ситуации. До осени прошлого года я была абсолютно счастливым человеком: я - кандидат экономических наук, работаю в институте. По жизни очень целеустремленный, дисциплинированный, уверенный и достаточно жизнерадостный человек. Работа меня устраивала, и на тот период у меня была самая лучшая дочка семи лет и прекрасный муж, самый лучший, заботливый. Как мне казалось.... Той осенью я случайно узнала, что мой лучший в мире супруг мне изменяет, причем очень серьезно: зимой он собрался даже уходить из семьи. Хотя очень любил нашу дочь (надо сказать, что роды были сложными, но дочка получилась исключительная). Уходить-то он собрался, но все-таки любил нас и делал шаги, чтобы «оставить» себя в семье. И вроде бы к концу января этого года все казалось прекрасным вновь. Но… Я была за рулем, дочь сидела сзади в машине (машина хорошая, «Форд») на самом безопасном месте, за водителем, пристегнутая. Скорость была 30-40 км/час. На гололеде меня выбросило на встречную полосу, и в нас врезалась «Волга». Машине хоть бы что, а у нас дочь погибла практически на месте! Крови не было, никаких внешних повреждений, а разорвалась сонная артерия и все... Я не врач и не поняла, что случилось, думала, что у нее шок, но ее не стало в возрасте 7,5 лет. Когда еще осенью прошлого года я почувствовала, что у нас с супругом проблемы, то предложила ему: давай родим второго ребенка. На что супруг мне отрезал: «Мне от тебя детей не надо». У меня к вам вопрос: почему так произошло? Гибель ребенка - это может быть наказание Аллаха, в том числе и за слова супруга? Мы так ее любили и любим, ну неужели нужно было вот так, на месте моментально погибнуть? Я была у психотерапевтов: один (очень сильный религиозный психотерапевт) посоветовал мне читать намаз, что я и делаю сейчас. Другой, посмотрев на фотографию ребенка, сказал, у нее была депрессия, что она была очень чувствительным ребенком и понимала, что происходило между родителями, сильно переживала. Но зачем так, за что? Я ничем не гневила Аллаха, и моя семья (мои старые родители) тоже. Мы жили нашей дочкой, ее гибель слишком плохо сказалась на здоровье моих близких. Супруг сейчас делает все, чтобы мы жили вместе дальше. Но я не могу понять, зачем нам послано такое испытание. Разве можно через гибель ребенка обучить нас, возможно, в чем-то провинившихся? Э., 36 лет.

Конечно, смерть собственного ребенка трудно пережить и реабилитироваться, но нужно развернуть свое сознание, дабы понять, что во многих жизненных трагедиях заложено для нас целительное лекарство. В Священном Коране не раз упоминается пророк Айюб (библейский Иов), который внезапно потерял всех своих 14 детей, все свое состояние, имущество, хотя был очень набожным и щедрым человеком. И он взмолился Господу, когда уже стал физически немощен от постигшей его вдобавок болезни: «Воистину, меня постигли потери, а Ты - милостивей всех милостивых!» (Св. Коран, 21:83). В следующем аяте Всевышний говорит: «Мы ответили ему. Удалили (сняли) все проблемы (восполнили ущерб), даровали ему детей вдвое больше , и это - милостью от Нас и в назидание для набожных (поклоняющихся Творцу)» (Св. Коран, 21:84). Назидание же заключается в том, чтобы (1) никогда не терять надежду на прощение Господа (ради мольбы о котором нет необходимости грешить, а должно быть желание и стремление самосовершенствоваться), (2) не отчаиваться в Его милости, живя при этом не в ожидании, чтобы тебя пожалели или тебе помогли, а активно, несмотря ни на что, преодолевая на первый взгляд непреодолимое, повернувшись при этом к Богу лицом, а не спиною (образно говоря, ведь фактические и практические формы этого состояния души могут быть разными).

А в трудные моменты вспоминайте, что у других людей в жизни случаются еще более горестные события, например, когда в аварии родители теряют двух, порой даже трех своих детей. Представьте, какое это для них горе! Но жизнь продолжается, и время, дарованное нам Богом, идет. Поэтому тратьте его на благо, оставьте прошлое, которого не вернуть. Думайте больше о будущем, созидайте его (вместе со своим мужем).

Относительно признаков есть уточнение в одном из хадисов: «если закричит, чихнет или заплачет» (хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани). См.: аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха [Цепь (серия) достоверных хадисов]. Ар-Рияд: аль-Мактаб аль-ислами, [б. г.]. С. 60, хадис № 152.

В арабско-русском словаре Х. К. Баранова данный глагол (истахалля) переводится как «начинать», существительное «истихляль», полученное из этого глагола, переводится как «начало, вступление». То есть «начало жизни младенца, определяемое признаками ее». Словарь богословских терминов дает данному слову следующее определение: «Истихляль новорожденного ребенка - это когда он с появлением на свет начинает кричать или подает иные признаки жизни». См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 66.

Ребенок родился живым и сразу умер, но в промежутке между началом пятого месяца беременности матери и до смерти ребенка кто-то из родственников его умер (например, отец ребенка). При распределении его (родственника) наследства в соответствии с положениями шариата часть наследства пришлась бы на данного ребенка, но не успел он родиться, как сразу умер. В этом случае та часть, что пришлась на него, распределяется между его родными в соответствии с канонами деления наследства.

Св. х. ат-Тирмизи, ан-Насаи, Абу Дауда, аль-Байхакы, Ибн Маджа, аль-Хаким и др. С незначительным отличием в тексте, но с единым каноническим смыслом данный хадис передается от разных сподвижников пророка Мухаммада и приводится в значительной части сводов хадисов. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 166, хадис № 1508, «сахих»; там же. С. 300, хадисы № 2750 и 2751; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 7. С. 93; аль-Албани М. Сильсиляту аль-ахадис ас-сахиха. Т. 1. С. 61, хадис № 153; Заглюль М. Мавсу‘ату атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 244; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 2. С. 193, хадис № 3050; аз-Зайля‘и Д. Насбу аррая ли ахадис аль-хидая. Т. 2. С. 277, 278; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95 и др.

См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 95; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 35; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 51; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 93, 94.

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же - в виде кусочка плоти, а затем Творец направляет к нему ангела, который вдыхает в него душу». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1–(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

Богословы-ханафиты добавляют, что если внешне мертворожденный зародыш выглядит физически сформировавшимся, то ему можно дать имя и омыть водой, перед тем как завернуть в полотно и предать земле. Погребальная молитва над ним не совершается. См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1533.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1532–1534; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 217.

В Коране сказано: «[Порой, не задумываясь или теряя над собою контроль] человек [словами, сходящими с уст, или настойчивым душевным настроем] молит Господа о злом, плохом [накликает неприятность, беду, болезнь], будто молит Его о хорошем, благом [столь же уверенно, настойчиво]. Человек [по своей природе, которую он должен принимать во внимание и над которой ему следует работать, совершенствуясь, развиваясь в лучшую сторону] является необычайно поспешным (торопливым) [далеко не всегда приостанавливается, задумывается, исправляется]» (Св. Коран, 17:11).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерегал: «Не молите Аллаха (Бога, Господа) против самих себя! Не накликайте на себя, своих детей и имущество беды (несчастья)! Вы можете попасть в тот момент, когда любая мольба (прошение) принимаются, и произойдет то, о чем вы молили (просили)». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1204, хадис № 74–(3009); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 31; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 182, хадис № 1532, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13. С. 51, 52, хадис № 5742, сахих».

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 358, хадис № 14–(926); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 125, хадис № 2041, «сахих».

Такого рода повествования называются хадисами-кудси, то есть это слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.

Подстрочный перевод звучит так: «Если Я [говорит Господь миров] заберу его близкого [человека, с которым у него самые что ни на есть добрые, искренние, бескорыстные отношения; его ребенка, брата, сестру] у него [у верующего, а жизнь его на земле будет продолжаться еще, возможно, несколько десятилетий]…».

В высоком понимании этого слова.

См.: Св. Коран, 2:155–157.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2018, хадис № 6424; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 14. С. 290, хадис № 6424 и комментарий к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 55, хадис № 8/32.

Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1249; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 179, хадис № 2989, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 152–(2633); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 629, хадис № 3/954.

Есть похожий хадис от Абу Хурайры в своде хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1056, хадис № 151–(2632).

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 374, хадис № 1248.

Также похожий хадис см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 375, хадис № 1251; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1055, хадис № 150–(2632).

Хадис от Василя; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 525, хадис № 8669, «хасан».

Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 93; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 329, хадис № 1062; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 189, хадис № 1061, «да‘иф». Отмечу, что у данного хадиса низкая степень достоверности.

Однако упоминание об одном ребенке есть и в других хадисах. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 153, 154. К тому же приведенный ранее хадис, где говорится о потере близкого человека, очень достоверен и прямо указывает на то, что при потере и одного ребенка родителей, мудро и с терпением отнесшихся к этому, также ждет райская обитель в вечности.

«Я восхищаюсь верующим: что бы ни произошло с ним, это ему лишь во благо [любая неприятность - не говоря уже о трагедиях и несчастьях - воспринимается им благоразумно, трезво и сдержанно, а потому непременно оборачивается для него благом мирским либо вечным]», - говорил пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 333, хадис № 5387, «хасан»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 338.

В оригинале это звучит так: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун».

В Священном Коране сказано: «Поистине, и нет сомнений в том, что Мы [говорит Господь миров] будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо; появится чувство страха перед чем-либо, иллюзорно превращающее спокойно текущую реку реальности в ужасающий и смертоносный водопад, обрыв безысходности], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства, имущества, (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, настойчив, упорен почти до упрямства, постоянен, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки, они ведомы Им].

Они те, кто в случае несчастья или беды скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» - «Поистине, мы принадлежим Господу [наши тела, устремления, намерения, знания, благосостояние являются Его собственностью]. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше.]

Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] - благословения от их Господа и милость. Они - идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).

Хадис от Абу Мусы; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 318, хадис № 1022, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 612, хадис № 3/922; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 59, хадис № 854, «хасан».

В самих коранических аятах не оговаривается, что учителем пророка Моисея некоторое время был именно Хызыр (более правильно - Хыдр). В тафсирах об этом оговаривается со ссылкой на достоверные хадисы пророка Мухаммада. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 310.

Вершить суд подобным образом было дано лишь Хыдру в качестве поучительного урока для Моисея. Никому другому это не дано. Заявляющий о чем-либо подобном в наше время - психически болен и нуждается в принудительном лечении, подобно одному из героев фильма «Код да Винчи» (2006 г.), объявившему себя вершителем Божьей воли, а в итоге понявшему, что оказался игрушкой в цепких руках Дьявола.

Если они неверующие, атеисты или многобожники, то милость Творца по отношению к ним будет ограничена этой жизнью. Если же они верующие в Единого и Единственного Творца всего сущего, ангелов Его, всех посланников и пророков, все Священные Писания, Судный День и вечное существование в Аду или Раю, то - как в этой жизни, так и в вечности.

В Коране сказано: «[Заслуживающие радостной вести - это в том числе те] кто внимательно слушает слово (речь) [находится в постоянном поиске мудрости, наставления, назидания] и следует лучшему [внедряет его в свою повседневную практику, прикладывая интеллектуальные, эмоциональные и физические усилия - а это нелегко]. Они те, кому Господь дал благословение [по итогу их усилий и стараний] следовать верному пути. Они - обладатели разума» (Св. Коран, 39:18).

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 156.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1–(2643); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6594; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

При подстрочном переводе хадис звучит как: «Ему (Господу миров) не надоест (не наскучит) [помогать вам, одаривать вас новыми победами и успехами], пока вам не надоест (не наскучит) [делать свое дело, сохраняя уверенность в помощи, милости и щедрости Творца; пока не надоест ставить цели и, несмотря ни на что, достигать их]». Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа, Абу Я‘ля и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 180, хадис № 3013, «сахих».

Он сам и его супруга (по милости Творца) помолодели, испив воды и омывшись из целительного источника. В последующие годы у них родилось вдвое больше детей, чем было ранее. Все материальные блага (по безграничной милости Господа миров) восстановились и приумножились.

Подробнее о пророке Айюбе также см.: Св. Коран, 38:41–44.

Дмитрий и Светлана Акимовы руководят родительским центром «Волшебный ребенок». У них трое детей, у младшего из которых, Ленечки, было врожденное онкозаболевание. За жизнь сына родители боролись почти 4 года, но болезнь оказалось сильнее и в 2009 году Лени не стало. После его гибели Дмитрий вошел в Попечительский Совет Морозовской больницы, где лечился Леня, стал соучредителем и директором благотворительного фонда «Кораблик».

Дмитрий Акимов: «Когда твой ребенок погибает, ты осознаешь, что земная жизнь конечна»

— Каково это – быть родителями паллиативного ребенка?

Сложнее всего отказаться от надежды. Врачи часто говорят: «Важно вовремя остановиться». А что значит «вовремя остановиться»? Ведь ситуация не с самого начала безнадежная, важно попытаться объективно оценить шансы и делать все возможное.

Вот, допустим, врач говорит: «Ваш случай не операбелен». А правильнее было бы сказать: «Я не знаю, как эту операцию провести». И тогда у меня появляется надежда найти другого врача.

В какой момент нужно остановить лечение? Думаю, — когда поиски новых средств ухудшают качество жизни, наверное… Когда трубки затрудняют дыхание, когда процедуры становятся все болезненнее, а легче все равно не становится… Я не знаю, когда нужно остановиться… Мы пытались найти выход до последнего момента. Надежда жила до самого конца…

Всегда остается шанс, что даже если подходящего лекарства сейчас нет, его изобретут. Ведь наука развивается. Еще сравнительно недавно от пневмонии люди умирали, до изобретения и внедрения традиционных сегодня препаратов онкологический диагноз был приговором, а теперь вероятность успеха при лечении лейкоза не меньше 80%. Мы все с надеждой смотрим в будущее. Нужно только дожить, дотянуть.

Нельзя отступать, искать легких путей. Лечение – это тяжкий труд. Велик соблазн найти чудо-средство, какой-нибудь керосин с подсолнечным маслом. Но не нужно на это поддаваться и упускать драгоценное время.

Лучше думать не о том, сколько осталось ребенку прожить. Попробуйте каждый день жизни воспринимать как подарок. Мы даны друг другу, а ведь могли бы и не встретиться! Уже после гибели Лени кто-то из знакомых хотел меня поддержать и сказал: «Лучше бы его и вовсе не было, тогда вам бы не пришлось этот ужас пережить!» Эти слова больно ранили. Нет! Это были самые счастливые годы нашей жизни! Годы борьбы, любви и поддержки! Мы никогда до этого не встречались с таким потоком человеческого тепла, теперь надо учиться его как-то отдавать… Я не готов отказаться ни от одного из тех дней. То время, те воспоминания очень дороги для нас.

Чем могут поддержать окружающие? Словами вообще трудно поддержать в такой момент. Слова тогда мало что значат… Ты просто не можешь дышать. Не понимаешь, зачем дышать, зачем поддерживать жизнь, если твоего ребенка, у которого должна была быть впереди целая жизнь, уже нет. Кажется, что и твоего будущего больше нет… Какие слова тут подберешь?

Если хотите поддержать, хорошо просто быть рядом, давать свое тепло. Не мешать горевать. Не нужно развлекать, пытаться избавляться от одежды и игрушек ребенка, чтобы не напоминали об утрате. Не нужно! Всему свое время…

Для меня, например, они – островки памяти. Когда-то психотерапевт Саша Кудрявицкий сказал: «Горе должно сделать свою работу». Нужно не мешать этому. Можно помочь пройти все так называемые стадии горевания. Когда придет этап принятия случившегося, будет немного легче. Горе не пройдет, но станет немного легче. Оно никогда не пройдет. Моя супруга цитировала чьи-то слова: «…Ты будто получил пушечное ранение в грудь, и оно уже никогда не затянется. Ты просто дальше с этим живешь». И я ощущаю то же самое.

Но, с другой стороны, тебе был дан такой многогранный, такой огромный опыт… Ребенок, с которым ты прошел часть этого пути, показал тебе пример такого невероятного мужества… Ты только улавливаешь оттенки, а достичь тех его высот не можешь…

Чтобы этот опыт был не напрасен, нужно воплотить его во что-то. Кто-то меняет свою жизнь. Кто-то создает семью. Кто-то начинает помогать другим. Этот драгоценный опыт, эту память обязательно нужно во что-то воплотить. А если ты просто захочешь свести счеты с жизнью – значит, все было напрасно?

Когда твой ребенок погибает, ты как-то особенно остро осознаешь, что земная жизнь конечна. То есть ты знал, конечно, об этом всегда. Но знал как-то умозрительно. А тут ты это ощущаешь. И это ощущение заставляет тебя поторопиться. Сделать что-нибудь нужное в оставшийся отрезок времени. Что именно? Каждый сам решает. Не нам решать, что важнее: заниматься благотворительным фондом или делать отличные, качественные столы, например. И та, и другая работа важна, вопрос в качестве этой работы.

Петр и Ольга Свешниковы – приемные родители Алексея и Дарьи. Еще до знакомства с Алексеем они знали, что у него тяжелый диагноз — миодистрофия Дюшенна. По этой причине прежние опекуны отказались от него. Петра и Ольгу Лешин диагноз не испугал. Сейчас они организовали фонд «Моймио», в котором объединили и поддерживают родителей и детей с подобным диагнозом.

Ольга и Петр Свешниковы со своими детьми Лёшей и Дашей. Фото Михаила Свешникова с сайта snob.ru

Петр Свешников: «У нас нет другого глобуса»
«Как на нас влияет его диагноз? Да никак! Мы веселые, жизнерадостные люди! Да, он знает, что он болен. Он знает, что, возможно, через какое-то время не сможет сам ходить, а сядет в инвалидную коляску. Он видит таких ребят. Он общается с ними. Видит, что жизнь в инвалидной коляске продолжается.

Недавно один знакомый 7-летний мальчик на коляске пригласил на свидание 5-летнюю девочку, подарил ей цветы. Вообще, эти дети (с миодистрофией Дюшенна) – очень открытые. Они умеют быть жизнерадостными, озорными. Они просто живут. А там, кто знает… Может, скоро изобретут лекарство.

А насчет ухода… Недавно у знакомой умер ребенок. И его мама сказала: «Наверное, нужно просто принять, что мы живем в другом мире. Не в том, в котором дети хоронят своих родителей, а в котором все наоборот – родители хоронят своих детей». Нужно просто принять это. У нас нет другого глобуса.

Ольга Свешникова: «Просто стараемся жить сегодня»
«Трудно ли принять болезнь ребенка? Это зависит от родителей. Нам было проще: мы знали, на что шли, мы знали диагноз Алеши, уже когда брали его. Мы просто живем, как живем. Впрочем, когда я ухаживала за новорожденной Мусей, у которой был рак, в РГКБ (у Муси не было родителей, и Ольга прожила с ней в хосписе всю ее короткую жизнь – прим. Ред.), я сначала приняла ситуацию, как она есть: «Бог дал, Бог взял». Но Муся выкарабкалась. И вот когда у нее начался рецидив, я… просто сошла с ума. Я тогда совсем потеряла себя.

Но сейчас мы об этом не думаем. Просто стараемся жить сегодня. Просто хотим дать Алеше яркую жизнь, даже если она будет короткой.
Конечно, мы говорим с ним о болезни. Ребенок имеет право знать, что с ним будет. Так ему будет легче. И они намного больше чувствуют и понимают, чем мы думаем».

Справка: Миодистрофия Дюшенна — редкое генетическое заболевание, которым страдает около 4000 мальчиков в России. Болезнь постепенно атрофирует мышцы. Ребенку становится сложнее ходить, к 18 годам он полностью обездвижен. В итоге болезнь доходит до самой важной мышцы – сердца. В настоящий момент радикального лечения не существует.

Комментарий психотерапевта Центра психологической помощи «Свеча» Александры Имашевой.

Видеть не болезнь, а человека

— Если диагноз поставлен, если прогноз неутешителен, если исход болезни предрешен, как прожить с ребенком этот период? Вообще такой режим возможен, нормален для психики: лечить, кормить, любить и знать, что очень скоро он умрет? Или это запредел, где вся жизнь очень меняется, вся психика, все отношение к окружающему миру, людям, друг другу?

Александра Имашева.