Федеральный закон 400 от года. Последняя редакция закона «О страховых пенсиях. Периоды страхового стажа

Действующий

Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном . В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2015 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с комментируемым в части, не противоречащей комментируемому Закону. Другими словами, отдельные положения ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжают применяться, но как вспомогательные для целей исчисления размеров пенсий.

Закон нацелен на защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев. Понятие "обязательного пенсионного страхования" раскрывается в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подразумевает систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование изначально создавалось для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.

Обязательное пенсионное страхование закладывает основу для пенсионного обеспечения. До 1 января 2015 г. большинство пенсионеров России получали трудовые пенсии, и точно так же с даты вступления в силу комментируемого Закона большей части пенсионеров будут устанавливаться и выплачиваться страховые пенсии (наряду с накопительными, о которых см. "О накопительной пенсии").

1. Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования). До 1 января 2014 г. также в нее входило профессиональное пенсионное страхование, которое перестало быть актуальным (подробнее см. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463, которым одобрена федеральная пенсионной реформы, определившая основные принципы и направления развития новой пенсионной модели).

Законодательство РФ о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (т.е. пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

В комментируемой статьи названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. Надо сказать, что само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты (о них речь пойдет ниже).

Предметом регулирования "Об основах обязательного социального страхования" являются отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.

В ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

В комментируемого Закона содержится ссылка на "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.

Каждому лицу, проживающему на территории РФ и достигшему определенного возраста или утратившему возможность обеспечивать себя лично, в связи с приобретением инвалидности либо утратой кормилица, Конституцией РФ гарантирована социальная защита посредством назначения пенсии.

При этом учитывая, что с каждым годом процент трудоспособного населения уменьшается, а количество пенсионеров растет, Пенсионный фонд РФ испытывает острый дефицит в средствах, предназначенных для выплат пенсий, что собственно и привело к необходимости реформирования пенсионной системы.

Основные положения

Многие слышали о том, что за рубежом новоиспеченные пенсионеры могут себе позволить не только вполне комфортное проживание, но и кругосветные путешествия благодаря пенсионным накоплениям, собранным на протяжении трудовой деятельности. В то время как большинство граждан РФ, имеющих трудовой стаж от 35 и более лет, при выходе на пенсию наоборот испытывают острую необходимость в материальных средствах в связи с тем, что уровень сегодняшней пенсии покрывает лишь повседневные затраты.

Именно поэтому многие даже после достижения пенсионного возраста и оформления пособии продолжают работать, таким образом увеличивая собственный доход. При этом в связи со сложившейся обстановкой Пенсионный фонд испытывает значительный дефицит финансовых средств в связи с тем, что процент отчислений страховых взносов значительно ниже в сравнении с общим перечислением средств, предназначенных для выплаты пенсий.

Решение возникшей проблемы нехватки средств, а также возможности увеличения пенсий в течение какого-то времени предлагалось купировать за счет увеличения пенсионного возраста, но в связи с бурным протестом рядовых граждан Правительство РФ решило пойти по другому пути, результатом которого и стало принятие нового федерального закона о страховых пенсиях №400, введенного в действие 28.12.2013 года .

Так в частности, в соответствии с новым пенсионным законодательством пенсия получила двухуровневую систему , подразумевающую страховую часть пособия и накопительную в порядке ФЗ №424. При этом страховая пенсия также была разделена на две части, состоящую из базовой части , которую любой пенсионер получит в любом случае и страховой , рассчитываемой в соответствии с имеющимся стажем, переведенным в и их , ежегодно повышаемой на соответствующий коэффициент в связи с инфляцией.

Также еще одним из новшеств пенсионной системы стало условие о добровольном отказе от оформления пенсии при достижении пенсионного возраста с целью увеличения размера пособия в дальнейшем, к примеру, через пару лет. Таким образом, внедренные вышеописанных новшеств позволило увеличить размер пенсий и предупредить образование дефицита финансовых средств в Пенсионном фонде РФ.

Определение понятий

Каждому пенсионеру нормами ФЗ №400 гарантирована ежемесячная выплата страховой пенсии, которая в соответствии со ст.3 представляет собой материальную компенсацию за потерю трудоспособности в связи с достижением преклонного возраста либо ограничением физических возможностей, не говоря уже об утрате источников существования в связи с безвременным уходом кормильца.

То есть, по сути, нормами ФЗ №400, а именно ст.6 предусмотрены следующие виды пенсионных пособий :

При этом гражданам при наступлении вышеописанных обстоятельств, страховая пенсия назначается не автоматически, а только при соблюдении ряда условий , оговоренных в ст.8-10 ФЗ №400 и к которым относятся:

  • Пособие по возрасту:
    • обязательное наличие трудового стажа не менее пятнадцати лет;
    • достижение установленного законом возраста, а именно 65 и 60 лет;
    • ИПК не менее 30 баллов.
  • Пособие по выслуге:
    • достижение 55 и 50 лет в отношении лиц мужского и женского пола;
    • наличие вредного стажа не менее 12,6 и 10 лет либо северного стажа – 15 лет;
    • наличие общего стажа занятости 25 и 20 лет;
  • По инвалидности:
    • установление ограничения физических возможностей;
    • наличие стажа даже в минимальном размере.
  • При потере кормильца:
    • нетрудоспособность в связи с юным возрастом либо ограничением физических возможностей, не говоря уже о невозможности трудиться в связи с уходом за ;
    • утрата основного источника материальной помощи, которую оказывал умерший родственник;
    • наличия трудового стажа у погибшего.

Начиная с 2019 года эти правила применяются с учетом переходных положений. В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года право на пенсию по возрасту имеют граждане у которых:

  • обязательное наличие трудового стажа не менее 10 лет;
  • достижение установленного законом возраста, а именно 60,5 и 55,5 лет (мужчины и женщины);
  • ИПК не менее 16,2 баллов.

Порядок расчета страхового стажа

Одним из основных условий назначения пособия в порядке ФЗ №400 претенденту на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа, который при оформлении пенсии требуется подтвердить.

Так в соответствии со ст.11-12 ФЗ №400 к учету принимаются следующие периоды трудовой деятельности :

При этом порядок подтверждения и расчета совокупного трудового стажа осуществляется в порядке норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 1015. В частности, основным документом, подтверждающим занятость, является трудовая книжка, а при ее отсутствии либо частичной утрате данных трудовые договора, справки с предыдущих мест работы и лицевые счета о начислении оплаты труда, не говоря уже о справках, об уплате страховых взносов.

При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.

После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.

Определение размера выплат

Страховая пенсия, по сути, состоит из двух частей, а именно фиксированной или базовой, которая рассчитывается на основании норм ст.16-17 ФЗ №400? и трудовой, устанавливаемой в соответствии с нормами ст.15 ФЗ №400.

В частности, минимальный размер фиксированной части пенсии в 2019 году составляет 5334 рубля 19 копеек и выплачивается всем пенсионерам, за исключением лиц, претендующих на пенсию по утрате кормильца, учитывая, что данной категории в соответствии со ст.16 ФЗ №400 базовая часть перечисляется в размере 50% от указанной суммы. При этом фиксированная выплата может быть и увеличена в случае, если на содержании пенсионера находятся иждивенцы на 30% либо при наличии северного стажа еще на 50%.

Трудовая часть пенсии исчисляется уже на основании имеющегося стажа переведенного в пенсионные баллы или так называемые ИПК, которые рассчитываются исходя из количества лет и совокупности перечисленных взносов. При этом минимальное количество баллов в 2019 году составляет 16,2, к которым, в большинстве случаев, добавляются баллы за в количестве 1,8 за каждого малыша. После установления количества ИПК, каждый из них умножается на установленную законом стоимость баллов, которая ежегодно индексируется.

Сроки осуществления выплат

В соответствии со ст.22 ФЗ №400 пенсия претенденту на пособие назначается с момента регистрации заявления и документов , которые после приема сотрудниками ПФ РФ изучаются в течение 10 дней на предмет достоверности. При этом, если гражданин не предоставил какие-либо данные либо требуется подтверждение определенных сведений, ему дается еще три месяца на дополнение.

Также ч.5 ст.22 ФЗ №400 в качестве дополнительной льготы предусмотрено и досрочное назначение пособия , то есть не с момента обращения, а ранее в случае, если гражданин, претендующий на пенсионное обеспечение по старости, обратился в ПФ в течение 30 дней с момента увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, а в случае назначения пенсии по инвалидности на протяжении года с момента получения удостоверения об ограниченных физических возможностях.

При этом после оформления пенсии посредством предоставления полного пакета документов, пособие пенсионеру назначается ежемесячно и за текущий месяц в порядке норм ст.26 ФЗ №400 независимо от того, какого числа были представлены необходимые данные. А вот доставка назначенного пособия осуществляется уже в соответствии со ст.21 ФЗ №400, которой пенсионеру дано право выбора способа получения пенсии, которая может передаваться посредством почтовых услуг либо зачислением на банковскую карту или счет гражданина.

Досрочное начисление

Учитывая, что некоторые граждане РФ трудятся в особых условиях, подразумевающих влияние либо климатические особенности, отклоняющиеся от нормы, для данной категории тружеников предусмотрен особый порядок пенсионного обеспечения ранее достижения общего пенсионного возраста на пять лет, то есть в 55 и 50 лет для лиц мужского и женского пола.

Так в частности, досрочная пенсия устанавливается в порядке ст.30-32 ФЗ №400 в следующих случаях:

Последние изменения и дополнения в 2019 году

Внесенные в Федеральный Закон ФЗ№400 «О страховых пенсиях» изменения касаются отдельных положений данного нормативно-правового акта, а также некоторых формулировок . Российским гражданам, интересующимся вопросом назначения страховых пенсионных выплат, следует учитывать такие важные нюансы :

  1. Мужчины могут выйти на заслуженный отдых по достижении 60,5 лет, а для женской аудитории эта граница увеличена до 55,5 лет.
  2. Для оформления страховой пенсии необходим трудовой стаж минимум 10 лет.
  3. у претендента на получение ежемесячный выплат должен быть пенсионный коэффициент минимум 16,2 баллов.
  4. Страховые пенсии могут оформлять люди с ограниченными возможностями, способные документально подтвердить 1, 2 или 3 группу инвалидности.
  5. Претендовать на получение страховой пенсии по потере кормильца могут нетрудоспособные родственники покойного пенсионера: внуки, сестры, тети, братья, супруги, родители. Стоит отметить, что для оформления таких выплат граждане должны документально подтвердить факт смерти кормильца. Если он числится пропавшим без вести, то этот статус также должен быть подтвержден официальным документом, выданным правоохранительными органами.

Про основные положения данного закона О страховых пенсиях смотрите в следующем видеоматериале:

400-ФЗ от 28.12.2013 г. принят во исполнение Конституции и в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 года № 167. Цель нормативного акта состоит в обеспечении гражданам гарантий в получении денежных средств в связи с окончанием трудовой деятельности. Рассмотрим далее некоторые положения Закона "О страховых пенсиях".

Общая характеристика

Рассматриваемый нормативный акт определяет в первую очередь . При этом во внимание принимается существенность трудовой деятельности или другого общественно-полезного занятия людей в государстве с социально-ориентированной экономической моделью. В соответствии с документом формируется материальная основа для финансового обеспечения граждан конкретных категорий для удовлетворения их ключевых жизненных потребностей. На базе этого нормативного акта реализуется субсидиарная ответственность государства.

Категории граждан

Лица, имеющие право на страховую пенсию , перечисляются в ст. 4 комментируемого акта. Соответствующие юридические возможности получают:


Особые случаи

В законодательстве предусматривается право на досрочное назначение страховой пенсии. Согласно рассматриваемому нормативному акту, им могут воспользоваться граждане, индивидуальный коэффициент которых не меньше 30 и которые работали в особенных трудовых либо природно-климатических условиях. Соответствующие положения устанавливают статьи 30-32.

Выбор выплат

В российском законодательстве устанавливаются разные. Если статус гражданина предусматривает одновременное получение нескольких выплат, то субъект должен выбрать одну из них. Для некоторых лиц, однако, может быть сделано исключение. Соответствующие случаи установлены в Законе №167. Согласно нормативному акту, допускается одновременное получение выплаты по государственному обеспечению и страховой пенсии. Расчет и предоставление последней при этом осуществляются вне зависимости от накопительной суммы. Обратиться за назначением страховой выплаты гражданин может в любое время с момента возникновения соответствующего права.

Классификация

Рассматриваемый Закон определяет такие , как:

  1. По старости.
  2. По инвалидности.
  3. Вследствие потери кормильца.

Для каждого типа предусматриваются общие и специальные правила получения.

Финансовое обеспечение

Оно устанавливается в соответствии с Законом №167. В нормах определен порядок финансирования выплат страховых пенсий, фиксированных сумм к ним и их повышений. В случае внесения в ФЗ 400 изменений, влекущих увеличение затрат на денежное обеспечение, должны быть приняты корректирующие положения к бюджетному законодательству на текущий и предстоящий периоды. Кроме этого, дополнению подлежит Закон о финансировании ПФР.

Выплаты по старости

Закон "О страховых пенсиях " устанавливает требования, которым должны соответствовать граждане для получения соответствующих сумм. Основными требованиями являются:

  1. Достижение установленного возраста. Для мужчин он составляет 60, для женщин - 55 лет.
  2. Наличие страхового стажа, продолжительностью не менее 15 лет.
  3. Величина индивидуального коэффициента должна быть не меньше 30.

Выплаты по инвалидности

ФЗ 400 устанавливает, что возможностью получать денежные суммы данного типа могут воспользоваться граждане, имеющие 1, 2 гр. Признание субъекта инвалидом, установление соответствующей группы осуществляется федеральными учреждениями МСЭ. Правила проведения освидетельствования установлены в Законе №181. Страховая выплата назначается вне зависимости от причины инвалидности, длительности стажа. Не имеет значения, продолжает ли гражданин трудовую деятельность или выполняет другую общественно-полезную работу. Во внимание также не принимается время наступления инвалидности (во время работы, после ее прекращения или до поступления на предприятие). Если у субъекта полностью отсутствует страховой стаж, ему назначается социальное пособие по правилам, предусмотренным в Законе №166.

Выплаты вследствие потери кормильца

Правом на получение пенсии обладают нетрудоспособные близкие умершего застрахованного лица, если они состояли на его иждивении. Исключение из данной категории составляют субъекты, совершившие преступление, повлекшее гибель указанного гражданина и установленное в порядке уголовного судопроизводства. Один из супругов, родителей или иной член семьи может получить выплату вне зависимости от того, были ли они на иждивении умершего или нет. В ряде случаев кормилец в семье признается безвестно отсутствующим. При наличии соответствующего решения суда его родственники приравниваются к близким умершего гражданина.

Нетрудоспособные категории

В пункте втором 10 статьи ФЗ 400 определены граждане, которые обладают возможностью получить выплаты вследствие потери кормильца. К ним относят нетрудоспособных:


Нюансы

Близкие умершего будут считаться состоявшими на иждивении, если они получали помощь, которая выступала как постоянный и основной источник дохода, или были на полном содержании умершего. Особое положение в ФЗ 400 предусмотрено для детей. Они считаются иждивенцами по умолчанию, если не объявлены полностью дееспособными в соответствии с законодательством или не достигли 18 лет. Нетрудоспособные супруг/супруга или родители, которые не состояли на иждивении, могут рассчитывать на получение выплаты, если вне зависимости от времени, прошедшего с момента смерти застрахованного лица, утратили основной и постоянный источник средств своего существования.

Дополнительно

Страховая выплата вследствие потери кормильца-супруга при вступлении в новый официально зарегистрированный брак сохраняется. На пособие могут рассчитывать также усыновители и усыновленные наравне с родителями и родными детьми. Мачеха и отчим имеют право на получение пенсии так же, как и родные мать и отец, если они содержали и воспитывали умершего ребенка не меньше пяти лет. Выплата семье, потерявшей кормильца, предусматривается вне зависимости от продолжительности стажа умершего, времени и причины смерти. Исключение составляют случаи, определенные в 11 статье ФЗ 400. В соответствии с ней при полном отсутствии стажа у умершего или при совершении нетрудоспособными близкими уголовного деяния, повлекшего его гибель, начисляется социальное пособие по правилам Закона № 166.

Страховая пенсия представляет собой фиксированную ежемесячную выплату. Федеральный закон 400-ФЗ регулирует данные аспекты. Он указывает, в каких случаях назначаются выплаты, какие основания для этого имеются. Также учитываются правовые стороны возникающих вопросов. Рассчитываются размеры начисляемых выплат.

Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях

Закон о страховых пенсиях под федеральным номером 400 принят в декабре 2013 года. Структурно документ состоит из семи глав, которые в полном объеме освещают данное законоположение. Дополнительно к акту прилагается 5 приложений, которые наглядно показывают коэффициенты и данные при расчетах предлагаемых выплат.


Правовые аспекты, которые регулируется соответствующими главами Федерального закона 400-ФЗ о страховых пенсиях, заключены в следующих моментах:

  • общие положения - включают в себя основу для всего документа, дают определение основным понятиям, обозначают цель и предмет документа, определяют виды выплат и лица, которым они полагаются;
  • условия назначения - здесь в отдельном порядке оговариваются три основных вида выплат и основания для их получения;
  • страховой стаж - что под собой подразумевает, по каким правилам и в каком порядке определяется;
  • размеры выплат - все положения, касающиеся расчетов суммы начисляемых средств;
  • установление и порядок получение выплаты - каким образом она начисляется, сроки, приостановление и возобновление, правовая ответственность;
  • права на досрочное пенсионное обеспечение;
  • заключительные положения по документу;
  • приложения.

Закон о пенсионных выплатах 400-ФЗ устанавливает три вида пенсий:

  • пенсионные выплаты по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

Каждый из данных видов имеет собственные условия и нюансы. Однако несмотря на различия в условиях, правовое регулирование имеет общую основу.

Изменения на 2018 год

За время существования Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях претерпел ряд поправок и изменений. Последнее из них было внесено 19 декабря 2016. Именно оно определило актуальность документа на начало 2018 года.

Изменения касаются формулировок и отдельных положений данного акта. Все закрепленные здесь нормы сохраняют свою правовую силу. Как и в любом другом законопроекте, все имеющиеся изменения отображаются на официальном информационном сайте по правовым актам РФ.

Федеральный закон о страховой пенсии по старости

Для получения пенсионных выплат по старости имеется ряд условий:

  • возрастной порог составляет 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно;
  • для оформления необходимо обладать трудовым стажем не менее 15 лет - именно данный период считается минимумом в уплате соответствующих взносов;
  • минимальный индивидуальный пенсионный коэффициент должен составлять не менее 30 единиц.

Расчет коэффициента с 2015 года начинается с 6,6 единиц. Далее каждый год он увеличивается на 2,4 пункта. Именно данный показатель определяет пенсионные выплаты по старости.

Закон о страховой пенсии по инвалидности

На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна - до, во время или после работы.

Признание статуса инвалида осуществляется в соответствии с 181-ФЗ . Процедура медико-социальной экспертизы осуществляется в стандартном порядке.


Закон о страховой пенсии по случаю потери кормильца

На получение страховых платежей при потере кормильца могут рассчитывать его нетрудоспособные ближайшие родственники. По представленному документу к ним относятся:

  • дети, братья и сестры, внуки, если они не достигли 18 лет или же в возрасте до 23 лет не обучаются на очном отделении вуза, при этом подразумевается отсутствие трудоспособных родителей;
  • родители или супруг, дедушка, бабушка — если они являются инвалидами одной из групп или уже достигли пенсионного возраста.

При этом кормилец, на иждивении которого находятся указанные лица, должен считаться умершим или пропавшим без вести. Последний статус оформляется в соответствии с текущим законодательством.

Закон о страховых пенсиях 400-ФЗ в последней редакции с комментариями

Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2018 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.

Правовое регулирование и порядок начисления пенсий по Федеральному закону 400-ФЗ требует еще внимательного изучения. С момента принятия данного акта прошло сравнительно немного времени, а потому следует понимать, что поправки и изменения продолжат вноситься.

    Закон Российской Федерации о занятости населения в 2018 году

    Федеральный закон о занятости населения РФ регулирует основные аспекты жизнедеятельности граждан, касающиеся не только наличия…

    Закон о муниципальной пенсии за выслугу лет в 2018

    Существуют разные виды пенсионных начислений, например, один из вариантов дополнительных выплат - пенсия за перевыполнение…

    Дополнительные отпуска медицинским работникам 2018 – изменения

    Вы медработник, и вам не хватает рабочего отпуска, хотите продлить вакантные дни? Можно ли сделать…

    Федеральный закон 212-ФЗ и новый закон о страховых взносах с 2018

    Федеральный закон о страховых взносах регулирует такие моменты, как порядок и размеры внесения средств по…

    Закон о госслужбе 79-ФЗ в последней редакции

    Закон о государственной гражданской службе регулирует трудовую деятельность граждан на соответствующих должностях. Именно он является…

    Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации 173-ФЗ

    Закон о трудовых пенсиях в РФ под номером 173-ФЗ регулирует все вопросы, касающиеся начисления пенсионных…

Изменения, которые были внесены в Федеральный закон РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, затрагивают ряд норм данного документа.

Внимание! Ключевыми положениями пенсионного обеспечения в РФ являются следующие:

  • пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для женщин – 55 лет;
  • для получения страховой пенсии по старости требуется наличие не менее чем пятнадцати лет страхового стажа;
  • для получения страховой пенсии по старости требуется наличие не менее чем 30 баллов пенсионного коэффициента;
  • правом на получение страховой пенсии по инвалидности обладают граждане, утратившие трудоспособность и имеющие первую, вторую или третью группу инвалидности;
  • правом на получение страховой пенсии по потере кормильца обладают нетрудоспособные лица, являющиеся близкими родственниками умершего: дети, братья и сестры, супруг, родители, внуки. Для получения данного вида пенсии необходимо документальное подтверждение смерти кормильца (это может быть свидетельство о смерти или решение суда о признании гражданина умершим).

Основные положения

В иностранных государствах пенсионеры свободно путешествуют, отдыхают на курортах, не испытывая при этом материальных трудностей. Пенсия позволяет им достойно проводить заслуженный отдых.

В России дела обстоят иначе: граждане, проработавшие большую часть своей жизни, при выходе на пенсию испытывают финансовые трудности, так как размер получаемой пенсии позволяет удовлетворять лишь повседневные нужды.

По этой причине многие пенсионеры продолжают осуществлять трудовую деятельность и по достижении пенсионного возраста, получая дополнительный доход. В Пенсионном фонде РФ был зафиксирован дефицит денежных средств, так как размер отчислений был ниже, чем общая сумма средств для выплаты пенсий гражданам.

Для решения указанной проблемы и увеличения размера пенсий был принят Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Согласно положениям указанного нормативно-правового акта, пенсия стала складываться из двух частей: страховой и накопительной. Страховая часть пенсии регулируется указанным ФЗ, а накопительная часть — Федеральным законом «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ.

Страховая часть пенсии в свою очередь состоит из базовой части (фиксированная выплата), которая выплачивается вне зависимости от наличия и продолжительности стажа, и страховой части, для получения которой требуется подтверждение стажа и наличие пенсионных баллов.

Одним из нововведений является право пенсионера отказаться от оформления пенсии в целях увеличения ее размера в течение нескольких лет. Указанные нововведения способствовали увеличению размера пенсий и предотвращению дефицита денежных средств в ПФР.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Определение понятий

Для каждого лица, который является пенсионером, в соответствии с ФЗ №400 предусмотрена ежемесячная страховая пенсия. Согласно статье 3 указанного нормативно-правового акта, страховая пенсия является материальной компенсацией в связи с потерей трудоспособности по достижении пенсионного возраста, вследствие получения инвалидности или же по потере кормильца.

В соответствии со статьей 6 ФЗ №400 существуют следующие виды пенсий:

  • по достижении определенного возраста;
  • по выслуге лиц;
  • в связи с инвалидностью;
  • по потере кормильца.

Однако гражданин не получает страховую пенсию автоматически при наличии указанных оснований. Для оформления страховой пенсии требуется наступление следующих условий.

Важно! Для пенсии по старости:

  • не менее 15 лет страхового стажа;
  • достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин);
  • не менее 30 баллов пенсионного коэффициента.

Для пенсии по выслуге лет:

  • достижение возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин;
  • наличие не менее 12,5 лет стажа работы при вредных условиях труда для мужчин и 10 лет для женщин или же наличие 15 лет стажа работы на Крайнем Севере;
  • наличие не менее 25 лет общего стажа трудовой деятельности для мужчин и 20 лет для женщин.

Для пенсии по инвалидности:

  • документальное подтверждение утраты трудоспособности;
  • наличие стажа. При этом не установлена минимальная продолжительность стажа;

Для пенсии по потере кормильца:

  • наличие нетрудоспособности по возрасту или состоянию здоровья, достижение пенсионного возраста;
  • утрата в связи со смертью гражданина источника средств к существованию;
  • наличие у кормильца страхового стажа.

Посмотрите видео. Закон № 400 «О страховых пенсиях»:

Порядок расчета страхового стажа

Основным условием реализации права на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа. Стаж необходимо подтверждать с помощью соответствующих документов.

Согласно положениям статей 11 и 12 ФЗ №400, в трудовой стаж засчитываются следующие периоды:

  • периоды трудовой деятельности, в течение которых отчислялись взносы в ПФР;
  • период осуществления ухода за инвалидом первой группы или пожилым гражданином, который достиг 80-летнего возраста;
  • период осуществления трудовой деятельности в иностранном государстве, если заключен соответствующий международный договор;
  • период прохождения военной службы;
  • период отпуска по уходу за ребенком (пока ему не исполнится 1,5 лет);
  • период, в течение которого гражданин получал пособие по безработице;
  • период, в течение которого супруга военнослужащего проживала с ним в ином населенном пункте, где не смогла трудоустроиться (не более 5 лет засчитывается).

Порядок подтверждения стажа и его расчет осуществляется в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1015. Подтверждается страховой стаж в первую очередь с помощью трудовой книжки. Если данный документ отсутствует, или часть сведений в нем утрачена, стаж можно доказать с помощью трудового договора, справок о начислении заработной платы и т. д.

При утрате указанных документов и невозможности их восстановления вследствие стихийных бедствий можно доказать наличие страхового стажа с помощью двух свидетелей, которые работали вместе с гражданином, и справки местной администрации о факте стихийного бедствия.

Запомните! Рассчитывается страховой стаж в соответствии с положениями Постановления Правительства №1015: стаж исчисляется в месяцах, при этом исходят из того, что каждый месяц равен тридцати дням. Месяцы суммируются, и считаются года.

Учитываются периоды, которые имеют документальное подтверждение (с момента начала осуществления трудовой деятельности до увольнения или же до момента обращения в Пенсионный фонд).

Определение размера выплат

В страховую пенсию входят две составляющие: фиксированная выплата и страховая часть. Минимальный размер фиксированной выплаты – 4805,11 руб. Она начисляется каждому пенсионеру кроме лиц, которые получают пенсию по потере кормильца.

Допустимо увеличение размера фиксированной выплаты, если пенсионер имеет на содержании иждивенцев (увеличивается на 30%) или имеет стаж работы на Крайнем Севере (увеличивается на 50%).

Страховая часть пенсии определяется в соответствии с имеющимся страховым стажем и наличием пенсионных баллов ИПК, на которые влияют перечисленные в период трудовой деятельности взносы в ПФР.

Для получения страховой пенсии гражданин должен иметь не менее 30 баллов. Как правило, к ним добавляются баллы, которые были начислены за декретные отпуска (по 1,8 за каждого ребенка). Каждый балл имеет определенную стоимость, которая определена законом, и подлежит ежегодной индексации.

Сроки начисления пенсии

Согласно статье 22 ФЗ №400, пенсия будет назначена с момента регистрации поданных документов. После того как сотрудник Пенсионного фонда принял их, в десятидневный срок осуществляется проверка на достоверность. При отсутствии тех или иных документов заявитель вправе подать их дополнительно в течение последующих трех месяцев.

В соответствии с ч. 5 статьи 22 данного нормативно-правового акта допустимо досрочное назначение пенсии. Это означает, что пенсия будет назначена не с момента подачи документов, а ранее, если заявитель обратился в Пенсионный фонд в течение месяца после увольнения по достижении пенсионного возраста или в течение года после получения удостоверения инвалида.

После предоставления необходимых документов пенсия будет выплачиваться ежемесячно, в том числе за тот месяц, в котором она была оформлена.

Внимание! Согласно статье 21 ФЗ №400, пенсионер вправе самостоятельно выбрать способ получения пенсии: по почте, на банковскую карту или же лично.

Досрочное начисление

Все граждане осуществляют трудовую деятельность в различных условиях, некоторые из них работают на Крайнем Севере, некоторые имеют вредные условия труда. Указанные категории работников обладают правом выхода на пенсию ранее установленного для всех пенсионного возраста.

Мужчины вправе претендовать на пенсию по достижении 55 лет, а женщины – по достижении 50 лет.

Согласно положениями статей 30-32 ФЗ №400, досрочная пенсия устанавливается при следующих обстоятельствах:

  • наличие вредного стажа: для мужчин – не менее 12,5 лет, а для женщин – не менее 10 лет;
  • лицам, постоянно проживающим на Крайнем Севере, если у них имеется следующий стаж: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет – для женщин, при этом не менее 15 лет стажа непосредственно на Крайнем Севере;
  • женщинам, родившим и воспитавшим 5 и более детей, при наличии стажа не менее 15 лет;
  • одному из родителей ребенка-инвалида при наличии стажа не менее 20 лет для мужчин и 15 лет – для женщин;
  • инвалиды, имеющие военную травму, при наличии стажа не менее 25 лет для мужчин и 20 лет – для женщин.

Указанные лица получают пенсию с учетом повышенной фиксированной выплаты.

Закон о страховой пенсии по инвалидности

Правом на получение пенсии по инвалидности обладают инвалиды каждой группы. При назначении пенсии причины наступления нетрудоспособности не учитываются. Не принимается во внимание также продолжительность страхового стажа гражданина, он может быть минимальным.

Процедура получения статуса инвалида регламентируется положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Проводится медико-социальная экспертиза.

По случаю потери кормильца

Правом на получение пенсии по потере кормильца обладают близкие родственники умершего, которые являются нетрудоспособными.