В семье появился второй ребенок. Если в семье появился особый ребенок. Старший нуждается в подготовке

Появление в семье второго ребенка является громадным стрессом для старшего, еще совсем недавно единственного ребенка. Ревность по отношению к малышу – совершенно естественное явление. Чтобы помочь старшему ребенку справиться с возникшей проблемой, родителям необходимо соблюдать правила поведения, в основе которых лежат равноправие и безопасность.

Что не рекомендуется делать по отношению к старшему с появлением младшего ребенка

По мнению психологов, если в семье появился или еще только появится второй малыш, нельзя делать следующее:

Нельзя спрашивать у старшего ребенка, кого он хочет – братика или сестричку. У малыша появится иллюзия, что он сам может решить, будет ли в семье пополнение. Если он прямо заявит, что ему никто не нужен, то его очень обидит, что родители его «не послушались». Поэтому просто поставьте малыша в известность, что скоро в вашей семье появится еще один человек.

Не увозите старшего ребенка из дома при появлении младшего, даже к его любимым бабушкам и дедушкам. Он может воспринять это как предательство.

То, что в доме появился малыш, вызывает у старшего ребенка естественное любопытство. Не нужно отгонять его, даже если он немного мешает. Просто чаще объясняйте ему особенности малышей и то, как и почему за ними нужно ухаживать. Обязательно расскажите ребенку, что когда-то и он был таким же беззащитным, и вы столь же бережно за ним ухаживали. Покажите ему младенческие фотографии и видео.

Не нужно заявлять ребенку, что он «взрослый», «мамин помощник», он «должен помогать», так как в семье появился малыш, о котором нужно заботиться. Ведь появление второго ребенка – это ваш выбор, а не вашего старшего ребенка, и вы не вправе требовать от него помощи.

Не нужно превращать старшего ребенка в няню для младшего. Воспитание – это обязанность родителей. Вы можете попросить у него помощи, но только попросить, а ни в коем случае не приказать.

Проследите за тем, чтобы старший ребенок не забывал о своих интересах, когда будет проявлять заботу о младшем, даже если это его собственное желание. Вполне возможно, что он так пытается заслужить вашу любовь и внимание.

Не разговаривайте по душам со старшим ребенком, когда кормите младшего. Он должен понимать в такой момент, что ваше внимание сосредоточено именно на нем.

Когда малыш подрастет, вы должны позаботиться о том, чтобы он не покушался на личное пространство старшего ребенка, иначе конфликтов между детьми не избежать.

Не нужно ждать от детей того, чтобы они были неразлучными друзьями, разделяли интересы друг друга.

Если дети ссорятся, не вмешивайтесь, пока они сами об этом не попросят, как бы вам не хотелось уладить проблему самой. Они должны научиться находить компромиссы и отстаивать свою точку зрения.

Как сблизить детей

Существуют определенные подходы, с помощью которых можно создать максимально тесную связь между детьми, не ущемляя при этом в правах старшего ребенка.

Не забывайте создавать условия для полноценного развития старшего ребенка. Нельзя занижать его уровень ради комфорта младшего.

Вы должны постараться ежедневно уделять по 15 минут времени каждому из детей.

Предоставляйте возможность старшему ребенку проводить время со сверстниками.

Не забывайте восхищаться достижениями старшего ребенка.

Всегда руководствуйтесь в воспитании детей такими ценностями, как уважение и равноправие. Не забывайте, что у каждого из них свои потребности и желания, и оба они хотят чувствовать себя любимыми вами!

С появлением ребенка, на плечи родителей ложиться немалая физическая и психологическая нагрузка. Меняется привычный устой жизни, во многом зависящий от личного режима малыша, который может не спать по ночам и выматывать родителей. Добавляется работа по дому, необходимо больше средств на новые вещи. Такая нагрузка вызывает усталость, раздражение обоих супругов.

Привыкание к новой жизни проходит легче, если супруги заранее представляли и обсуждали какие изменения нужно привнести в жизнь, как поменяется привычный быт. Поэтому лучше, когда беременность запланированная, и пара осознанно идет на все последствия рождения ребенка.

Эмоциональная и духовная связь между супругами

Каждодневная загруженность, отсутствия полноценного отдыха, постепенно отдаляют мужчину и женщину друг от друга. Важно помнить, что став родителями пара не перестает оставаться супругами, поэтому необходимо выкраивать, хоть небольшое количество времени и проводить его вместе. На помощь могут прийти бабушки и дедушки, можно нанять няню и посвятить один из вечеров друг другу. Обсуждение совместных планов, методов воспитания и развития ребенка, совместные прогулки и игры также объединяет семью.

Единый подход к воспитанию ребенка

Мужчина и женщина изначально были воспитаны в различных семьях, с разными устоями и моральными принципами. Поэтому часто встречаются расхождения в вопросах воспитания их собственного ребенка. Один родитель наказывает малыша, второй тут же его жалеет, бывает, что от отца редко можно дождаться обычной похвалы, в то время как мать балует ребенка, выполняя все его прихоти.

Родителям должны заранее обговорить принципы воспитания своего чада, те качества, которые они хотят в нем видеть. Со временем обсуждение таких вопросов должно войти в привычку, ребенок растет его характер, и восприятие мира меняется, все эти факторы во многом зависят от влияния родителей.

Сплоченность семьи, умение супругов идти на компромисс, поддерживать друг друга залог счастливой семейной жизни.

Говорят, сложно воспитывать одного ребенка – в больших же семьях малыши общаются между собой, и у мамы остается время на уход за собой в домашних условиях . Правда, дети разного возраста трудно уживаются друг с другом, что становится причиной конфликтов и даже драк. Поэтому некоторые супружеские пары (наверно, на основании личного опыта) отказываются заводить второго ребенка. Второй малыш – не лишний, говорит автор следующей статьи и рассказывает о том, что делать, если в семье появился второй ребенок, и как научить маленьких жить дружно.

Психологам известно, что пополнение в семействе может породить немало конфликтов. И это нормально. В силах взрослых их разрешить, ведь братья и сестры должны расти союзниками и друзьями.

Источник повышенной опасности

На детской площадке слышен громкий женский голос:
– Илья, немедленно поставь Полину на ноги! Куда ты ее потащил? Уронишь! Нет, она не хочет кататься с горки, она хочет копать песок!
Восьмилетний Илья послушно опускает сестренку на землю и ведет к песочнице. Но Полина спотыкается и падает.

Подбежавшая мать решительно отодвигает сына, помогает малышке встать на ноги и громко высказывает недовольство:
– Посмотри, что ты наделал! Из-за тебя я теперь должна стирать ее комбинезон! Иди, займись чем-нибудь!

Илья отходит и остаток прогулки бесцельно слоняется по площадке. Можно понять беспокойство родителей, которые стараются оградить маленького ребенка от «буйных» игр школьника. Однако не следует забывать, что он чаще всего исходит из добрых побуждений, а постоянные одергивания и запреты могут создать ощущение изоляции. Непедагогично «выжимать» из старшего ребенка проявления «братской любви».

Стоит поддерживать любую позитивную инициативу по отношению к младшему, деликатно контролируя ситуацию. Например, если старший ребенок сильно раскачивает малыша на качелях, не ругайте его за беспечность, а сошлитесь на неприспособленность сиденья и предложите не рисковать. И обязательно поощряйте совместные игры и занятия, которые доставляют радость обоим детям.

Безусый нянь

Первокласснику Денису некогда заниматься ерундой. Нужно быстро сделать уроки и помочь маме, которая не успевает приготовить ужин из-за того, что трехмесячный Саша все время капризничает. Он обычно успокаивается, когда брат трясет перед ним погремушкой. Если монотонный звук надоедает младенцу, находчивый школьник включает мелодии, записанные в телефоне.

Когда и это не помогает, есть последнее средство – нужно аккуратно перевернуть малыша на животик. С интересом осмотрев в течение минуты окружающие предметы, ребенок опять начинает плакать. – Ма-ам, он больше не хочет лежать на животе! Что мне теперь делать? Я хочу позвонить Мише, попросить принести завтра в школу новый трансформер. А когда ты приготовишь ужин? А еще – у меня через десять минут начнутся мультики…

– Денис, ты меня удивляешь! – мама строго смотрит на мальчика. – Ты теперь не один, есть братик.
Не зная, что возразить, Денис неохотно берет погремушку и начинает трясти, то и дело поглядывая на часы. Безусловно, полезно привлекать школьника к уходу за малышом, но его участие в этом процессе должно быть посильным.

Нуждаясь в помощи, взрослым стоит научиться формулировать просьбу в виде предложения, например: «Поиграйте вместе 15 минут, а я пока приготовлю что-нибудь вкусненькое». При этом стоит подчеркивать, что у детей много общего, и развивать их интерес друг к другу:

«Посмотри, как малышу нравится дом из конструктора! Покажи ему, пожалуйста, что там внутри». Важно демонстрировать старшему преимущества его «старшинства». Так, запрещая малышу играть с учебниками и тетрадями, непременно отметьте, что он пока не понимает в математике и чтении и не должен трогать школьные принадлежности.


Параллельные миры

Учеба в пятом классе требует особой сосредоточенности, поэтому взрослые создают Насте максимально благоприятные условия для жизни. Вечерами мама специально уходит гулять с маленькой Соней на улицу, чтобы бабушка тщательно проверила уроки у старшей внучки. Когда они возвращаются, папа с Настей закрываются в комнате, где спокойно ужинают и смотрят телевизор.

По выходным Настя отправляется с дедушкой в кино, зоопарк или к родственникам в гости, а мама и папа остаются дома с малышкой. Когда учителя или соседи расспрашивают девочку о маленькой сестренке, она застенчиво пожимает плечами и не знает, как ответить на простой вопрос: «Что Соня уже умеет делать?».

Часто после рождения младшего брата или сестры у школьника временно ухудшается успеваемость. Это связано с изменением ритма жизни семьи, так как всем ее членам необходимо адаптироваться к новой ситуации. Конечно, хлопоты с младенцем должны минимально затрагивать интересы старшего. Но детям необходимы точки пересечения, иначе они просто вырастут чужими людьми.

А это гораздо печальнее, чем тройка за контрольную. Если взрослые считают, что учеба в школе под угрозой, стоит тщательно распланировать время ученика, составить четкое расписание. Но в нем должны оставаться и свободные часы, когда дети смогут вместе играть. Улучшить отношения между братьями и сестрами никогда не поздно, и сделать это можно в любом возрасте.

Способы, которые помогут детям сблизиться:

1. Заведите домашнее животное. Совместная забота о кошке, собаке, кролике, хомяке поможет братьям и сестрам забыть о ревности и сделает их союзниками.

2. Чаще просите помощи у обоих детей. Даже если младший ребенок только усложнит выполнение задания, не показывайте неудовольствие и раздражение. Любовь и благодарность лучше всего убеждают, что не так уж плохо иметь «общую» маму.

3. Купите одинаковые футболки, бейсболки, спортивные куртки для всех членов семьи. Ощущение принадлежности к одной «команде» объединит детей, позволит ощутить гордость за свое родство.

Стоит первенцу немного подрасти, и он все чаще начинает просить маму и папу родить ему «братика или сестричку». Но когда в семье появляется второй ребенок, у старшего находится больше поводов для тревоги, чем для радости. Как избежать ревности и помочь первенцу вместе с мамой и папой радоваться общению с новым членом семьи?

С рождением второго ребенка для первенца рушится привычная ему картина мира. За несколько лет он привык, что все внимание родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи, даже гостей, приходящих в дом, направлено в первую очередь на него. Когда в доме появляется младенец, старший, если он недостаточно подготовлен к этому событию, сначала недоумевает. Почему вдруг все, вместо того чтобы играть и общаться, как обычно, с ним, все время и внимание отдают этому невесть откуда взявшемуся существу, которое не то что говорить не умеет, но вообще – только кричит и спит?

Если старшему ребенку не объяснять и не показывать, что мама и папа любят его по-прежнему, он может начать бороться за их внимание, сознательно и бессознательно. Последствия могут быть совсем нерадостными – от шалостей и непослушания до заикания и постоянных болезней. Но все это можно предотвратить.

Оптимальная разница в возрасте

Понятно, что обстоятельства бывают разными, но если есть возможность, лучше, чтобы вторая беременность (как и первая) была запланированной. И строить планы лучше грамотно. Идеальная разница между детьми – 3-4 года, ближе к 4 годам.

Тому есть свои причины. Когда разница между детьми совсем небольшая, например, рождаются погодки, это не только делает довольно сложной жизнь родителей, в первую очередь, мамы, но и влияет на развитие обоих детей. Младенцу до года мама нужна всегда, и чем больше времени они проводят вместе, тем лучше для ребенка. После года важным становится не только эмоциональный контакт и ощущение защищенности от близости мамы, но и общение с обоими родителями. Ребенок начинает говорить, ходить – следить за ним и уберегать с каждым днем все сложнее, а вопросов, на которые требуются ответы, становится все больше. Да, в этот момент ребенок еще недостаточно повзрослел, чтобы по-настоящему почувствовать ревность, но появление в семье нового малыша может привести к тому, что он не получит всего внимания и общения с родителями, которые ему необходимы. К тому же, когда дети немного подрастают, они начинают проводить очень много времени вместе, вместе расти и развиваться, почти как близнецы. Это может несколько затормозить развитие старшего ребенка: он будет «притормаживать», чтобы младший за ним «успел».

В два года малыш все еще эгоцентричен, но уже осознает себя настолько, чтобы болезненно воспринять изменение своего положения в семье. К трем годам в разгаре кризис. Вопросы «почему» и «отчего» ребенок выдает каждую минуту, постоянно стремится сам все потрогать, попробовать и понять. Уследить за ним в это время бывает сложно даже той маме, чье время отдано только одному ему. К тому же в этом возрасте малыш уже достаточно вырос, чтобы воспринимать себя отдельно от родителей, отмечать, сколько он получает их внимания и любви, и даже скрывать свои переживания. Но у него пока нет механизмов, чтобы адекватно перерабатывать то, что он переживает. Чаще всего, лишаясь доли привычного внимания и ощущая перемену отношения к себе, малыш, не умея реагировать по-другому и не имея опыта взглянуть на ситуацию «со стороны», винит в этом себя самого и начинает реагировать, чаще всего – бессознательно. Например, он вдруг, до этого росший и развивающийся нормально, может начать часто болеть – пусть и такой ценой перетягивая центр внимания семьи на себя.

Ребенок четырех лет уже может понять – при разумном объяснении, подкрепленном действием, – что мама любит его, даже если не находится с ним все время. Он во многом уже может заботиться о себе и даже помогать старшим с заботой о брате или сестре. Когда младший ребенок подрастет, им будет интересно играть вместе.

При разнице же в 6-7 лет и больше разрыв между детьми уже слишком велик, чтобы их интересовали общие игры и занятия. Психологи говорят: в ситуации, когда разрыв между детьми слишком большой, можно считать, что у вас не двое детей, а один и еще один. То есть, растут они по отдельности, и заниматься с ними родителям тоже придется по большей части отдельно с каждым.

Конечно, не стоит ориентироваться только на возраст. Старшему, сколько бы лет ему ни было, перед появлением младшего брата или сестры нужно объяснять все происходящее в семье. Причем начинать стоит еще до того, как в ней появится новый ребенок.

Готовимся к встрече с новым членом семьи

Соперничество между детьми начинается, когда младший еще «сидит в животе» у мамы. С этим моментом приходится сталкиваться в практике постоянно – родители же часто не думают об этом. Будучи беременной, мама уже не может поднимать малыша на руки, как раньше, не может лежать с ним, играть так, как он привык. Именно в эти моменты, еще до того, как младенец появится в доме, старший мальчик или девочка уже начинают чувствовать: «Что-то не так!», и тут же у ребенка появляется мысль, что все происходящее – «из-за него/нее».

Вообще, для ребенка это частый сценарий: изменения в семье, приводящие к уменьшению внимания к нему, считать своей виной. Скорее всего, он прямо не скажет об этом, но будет переживать. Поэтому лучше подготовить малыша к появлению брата или сестры заранее.

Уже во время беременности маме полезно разговаривать со старшим малышом, объясняя и рассказывая ему, что скоро в семье появится еще один ребенок, сестричка или братик, о котором он так мечтал. При этом не стоит обещать ему, что теперь у него всегда будет партнер для игр – при виде беспомощного младенца старший почувствует себя разочарованным и обманутым, ведь он рассчитывал совсем на другое. Чтобы ваш первенец лучше понимал, к чему готовиться, можно показать ему фотографии или видео, которые запечатлели в младенчестве его самого, и рассказать о том, каким он был несколько лет назад. Объяснить, что тогда он не умел ни ходить, ни говорить, ни играть, а сейчас всему научился, и сможет помочь родителям научить этому и малыша. Нужно, чтобы старший понял, что маленький будет играть с ним вместе, только это произойдет не слишком скоро. Можно показать ребенку книжки, где в картинках рассказывается о том, как проходит беременность, это поможет ему понять, что происходит с мамой, почему изменился ее внешний вид и поведение, почему она не может играть с ним, как раньше. Хорошо найти среди друзей и знакомых семью, где недавно появился младенец, и сходить к ним в гости вместе со старшим ребенком, чтобы он своими глазами увидел, какое забавное, милое и трогательное существо скоро появится в их семье.

Особое внимание стоит уделить ребенку, если маме на несколько дней надо лечь в больницу, для родов или по другой причине. Малыш, который привык не расставаться с матерью больше чем на 2-3 часа, может решить, что маму у него «отнимают» – реакция может быть самой разной, вплоть до заикания. Перед расставанием с мамой ребенка обязательно надо подготовить, особенно если такого не случалось до этого момента.

Смещение с «пьедестала»

Но как бы вы ни подготавливали старшего ребенка к появлению маленького, первое время в доме с новым членом семьи будет для него непростым. Представьте: рушится все то, к чему он привык за несколько лет своей жизни. При этом он вроде продолжает делать все как прежде – а ситуация изменилась, причем кардинальным образом. Он больше не самый маленький член семьи, вокруг которого сконцентрировано все внимание. На него могут даже махнуть рукой, забыть о нем на некоторое время. Малыш кричит – старшего отсылают в другую комнату, будто бы забывая о нем… В «лагерь взрослых» при этом его тоже не принимают по причине малолетства. Он будто бы был на неком пьедестале в семье, причем был все время, пока он себя помнит, – и вот его сместили с пьедестала, и непонятно, почему. Ребенок не понимает: как так? И может начать «перетягивать одеяло» на себя.

Старший может реагировать по-разному. Пусть родители не пугаются, если он начнет вновь просить пустышку, даже если давно от нее отказался, просить надеть подгузник, хотя надобности в нем уже нет, или как-то еще копировать поведение младшего, на время «превратившись в младенца». Это нормально. Лучше объяснить старшему разницу между ним и малышом, подчеркивая, как многому он успел научиться, не забыв похвалить его за все успехи и достижения. Хуже, если не получая должного внимания и любви в семье, ребенок пытается найти ее вовне – в дворовых компаниях, например. Друзья – это хорошо, но общения с родителями они не заменят.

Не получая привычного внимания, старший сын или дочь могут начать капризничать, вести себя агрессивно, высказывать недовольство по любому поводу, с ними становится тяжело договориться. Так ребенок показывает взрослым, что ему требуется внимание – и он его получает, пусть даже с помощью скандалов.

Главное – качество

С рождением малыша мама и папа уже не смогут уделять старшему ребенку столько же внимания, как прежде. Но тут важно не количество, а качество времени, которое с ним проводят.

Старший ребенок не виноват в том, что родители и мама в частности теперь больше заняты. Важно регулярно выделять старшему то время, которое будет посвящено только ему и никому больше. Час, пусть даже полчаса в день – но эти минуты мама должна проводить только со старшим ребенком. В это время ничто не должно вторгаться в их общение. Маму не должен отвлекать ни плач малыша, ни телефонные звонки, ни просьбы и вопросы других членов семьи. Это важно.

Может быть, на это время сможет помочь вернувшийся с работы папа, или бабушка с дедушкой. Главное, чтобы старший четко знал: есть «святое» мамино время, когда она принадлежит только ему и никому и ничему больше, и день за днем снова убеждался в этом.

Для такого общения хорошо подходит время перед сном. Дети часто не хотят идти в кровать, долго не засыпают. В эти моменты они, с одной стороны, эмоционально восприимчивы, а с другой – максимально открыты. Перед сном можно как разговаривать с ребенком, читать ему книги или рассказывать сказки, так и обсуждать произошедшее за день, в частности – его поведение. При этом к старшему ребенку нужно относиться уважительно. Даже оценивая его поведение, поступки, не стоит сравнивать его с младшим или с другими детьми. Такие сравнения приводят не к улучшению поведения, а к возникновению злости и даже желания причинить вред тому, с кем сравнивают. Лучше отдать это время знакам взаимной любви и доверия. Тогда ребенок спокойно уснет и поведение его смягчится.

Помощник, но не нянька

Самое главное – старшего малыша превратить в того, кто помогает маме опекать младшего, кто может чему-то научить брата или сестру. Но помните: при этом нянькой старший быть не обязан! Бывают случаи, когда мамы, вернувшись из роддома с младенцем, начинают воспринимать старшего ребенка как взрослого – на контрасте. Но 3 или 5-летний ребенок – не взрослый! Конечно, он старше, чем тот, кому еще не исполнилось месяца. Но он такой же ребенок. Появление маленького не значит, что старший вдруг резко вырос.

Надо помнить, что даже если старший сам высказывает желание помогать родителям с братом и сестрой, от этого он не превращается в няньку. Помощь в воспитании или уходе за младенцем не должна становиться для него обязанностью, иначе он будет находить в общении с маленьким не радость, а неудовольствие, и со временем может начать стремиться избегать его. Если же ребенок помогает с удовольствием, и у него все получается, надо не забывать его хвалить и поддерживать.

С чем идти к специалисту

Бывают и обратные случаи – когда мама с появлением малыша начинает слишком баловать старшего ребенка. Такое происходит, если у мамы есть большое, чаще всего необоснованное, чувство вины. Корни его могут лежать в детстве – например, если сама она когда-то оказалась в положении старшей дочери, не получавшей достаточного внимания. Теперь, задаривая ребенка и балуя его, она стремится уберечь его от того, что сама когда-то пережила.

Другая проблема – если родители, «закрутившись» с малышом, все же вовремя не вспомнили о старшем, и обнаружили, что поведение ребенка изменилось или что болезни следуют одна за другой, уже тогда, когда не замечать этого стало невозможно. В таких случаях стоит обратиться к специалисту. Профессиональные психологи знают все алгоритмы возникновения тех или иных сложностей, и нам проще найти причину и помочь решить возникшую проблему.

Чем проблема будет решена раньше, тем лучше. Даже если возможности постоянно посещать психолога нет, стоит сходить хотя бы на несколько приемов, как следует к ним подготовившись. Нужно быть внимательными к своему поведению и поведению ребенка. Если возникают необычные ситуации, вызывающие у вас беспокойство, лучше записывать, когда, при каких обстоятельствах, как и что произошло, и приходить в клинику с этими записями. Это поможет и сократить число визитов, и быстрее и безболезненнее решить проблему, и самим родителям стать внимательнее к себе и детям, что предотвратит новые сложности.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»: «Когда ребенок с родителями или мамой приходит ко мне в кабинет в клинику «Семейная», я провожу комплексную диагностику, ведь я – медицинский психолог. Для того чтобы понять, в чем причины проблем ребенка, нарушений поведения, очень хороши проективные методики, в частности, рисуночные тесты. По тому, как ребенок рисует человека, семью, какие он использует цвета в своих рисунках, можно понять очень многое. Попутно, даже если девочка или мальчик попали ко мне именно в связи с рождением брата или сестры, могут выявиться и другие причины проблем. Тесты помогают понять, почему у ребенка появляются трудности в школе или в детском саду, проблемы общения со сверстниками. Так можно докопаться до сути: что на самом деле скрывается за особенностями его поведения, и составить грамотную коррекционную программу, причем как для него, так и для родителей. Программу можно выстроить так, чтобы выполнять ее и в кабинете психолога в клинике, и дома».

журнал для родителей «Растим Ребенка», октябрь-ноябрь 2013

В нашей сегодняшней статье:

Что значит сегодня воспитывать ребенка-инвалида, знают лишь те, кто положил все силы, чтобы увидеть однажды, как он несмело находит точку опоры, как еле внятно произносит первое слово и улыбается при виде тех, кого совсем недавно не подпускал близко. Эта сила духа, к сожалению, свойственна не всем родителям. Ведь уход за необыкновенным малышом сопряжен с бесконечными заботами. По данным медиков, случаи отказов от детей с патологиями фиксируются в крае ежегодно и достигают 90% от общего числа отказников. Их количество, кстати, не так велико - всего в пределах сотни.

Причин отказа обычно две, утверждает Анна Паутова, руководитель Алтайского краевого центра медико-психологической и социальной помощи беременным. Психологическая, когда мама испытывает страх перед будущим с на руках, ее пугает перспектива одиночества и неверие в собственные силы. И социальная, когда родитель понимает, что тех средств, которыми располагает семья, будет недостаточно, чтобы заботиться о больном ребенке. В крае сегодня ведется большая реабилитационная работа с детьми-инвалидами, поэтому число отказов, по словам Паутовой, из года в год снижается, а родители, даже на этапе беременности зная о недуге будущего малыша, с нетерпением ждут его появления на свет.

Согласно социальному паспорту, разработанному в Главалтайсоцзащите, более девяти тысяч несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья сегодня воспитываются в 8,5 тысячи семьей в Алтайском крае. Малыши видят ежедневно родительскую любовь, что помогает им адаптироваться в этом, пока не совсем понятном для их сознания мире.

«Положить свою жизнь на то, чтобы поднять на ноги больное дитя, не страшно. В помощь есть масса действенных методик», - рассказывает Лариса Шацких, бабушка 14-летней Ани Путинцевой. Девочка родилась с синдромом аутизма, но росла очень одаренным ребенком. В минувшем учебном году Аня экстерном с золотой медалью окончила Барнаульскую школу №102. Сегодня участвует в конкурсах стихов, эссе и выставках рисунков, играет на виолончели, пианино и фортепиано. Лишь легкая невнятность речи подростка намекает на присутствие неврологического заболевания, явные признаки которого за 11 лет регулярного общения с животными удалось побороть.

Общение с лошадью

«Когда она родилась - это был мешок с песком, который сам только и научился, что держать голову. У нее даже рефлексов не было. Нам долго не могли поставить диагноз, а девочка, когда подросла, не отличала живой организм от неживого. Когда кошка к ней ластилась и пыталась поиграть, Аня кричала от испуга и отталкивала невинное существо от себя. Всего добивались ежедневным лечением с вкраплениями два раза в неделю занятий на ипподроме», - рассказывает бабушка.

Иппотерапия стала для Ани настоящим спасением 11 лет назад. Сначала девочка издали наблюдала, как лошади обедают, потом попытались сама угостить их морковкой, кусочком белого хлеба и половиной яблока. Изо дня в день, из месяца в месяц просыпался интерес к животным, а когда она взяла гребень и стала расчесывать свою любимую пони, бабушка расплакалась. Это был первый положительный сигнал о том, что аутизм частично побежден. Аня и сегодня посещает занятия на ипподроме: не может распрощаться с любимицей Кромкой.

«А какое чувство испытываешь, когда подаешь лакомство лошади! Она бережно берет из руки угощение и дышит в ладонь. Когда едешь верхом, будто сливаешься воедино со своим напарником. Чувствуешь теплое тело лошади, ее настроение, а она без слов понимает тебя...» - написала в прошлом году Аня в сочинении на тему «Лучшее место на земле».

Пока мы восторгались динамикой развития девочки и безграничными силами ее бабушки, на занятия приехала маленькая Маша. У девочки ДЦП. Бабушка с дедушкой вынесли ребенка из салона автомобиля на руках, чтобы положить на лошадь. Но ребенок стал что-то возмущенно бормотать. Со стороны показалось, что она испугалась зверя. А ей просто хотелось отточить полученный навык забрасывания ноги на спину животному. На раз, два, три она сделала это и порадовалась своему успеху.

«Лошади - они как люди, все понимают. На занятиях с такими детками ведут себя осторожно, смиренно, позволяют себя гладить и присаживаются на задние ноги, когда ребенок не может забраться», - рассказывает инструктор Барнаульского ипподрома Юлия Попова, получившая с коллегой Еленой Вебер губернаторский грант в номинации «Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации». Средства в размере 130 тысяч рублей уже активно осваиваются на приобретение специального инвентаря и изготовление оборудования для ипподрома, где проводятся занятия лечебной верховой ездой на пони и лошадях. Целительные уроки посещают дети с синдромом раннего аутизма, диагнозом ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

«Увидев в первый день занятий лошадь, мой сын захлопал в ладоши. Мы его положили на спину животному и пять минут прокатили по кругу. Радости не было предела. Трехлетний малыш визжал от удовольствия. Спустя три месяца наш Захар, который из-за врожденного ДЦП мог только лежать, стал держать спину. Сегодня он уже ровно сидит на лошадке отведенные ему 10-15 минут и гордо держит поводок», - рассказывает Олеся Ермакова, мама пятилетнего мальчика.

Иппотерапия развита в Барнауле уже более 12 лет и показана специалистами для раскрытия заложенного потенциала ребенка. Более 200 человек от 4 до 12 лет за годы реализации проекта смогли получить неоценимую помощь. Занятия проводятся два раза в неделю от 10 до 30 минут и рассчитаны на полугодовой курс.

«Если мы наблюдаем улучшение общего состояния ребенка, то позволяем продлить курс занятий до достижения максимального эффекта. А вообще, на эти процедуры у нас очередь - более 20 человек», - говорит Ольга Герасименко, заведующая отделением комплексного центра соцобслуживания по Ленинскому району Барнаула, который и дает направления на иппотерапию.

Преодолеть эмоциональный барьер

«Аутизм был открыт в разгар Второй мировой войны, в 1943 году. Это самый молодой диагноз в психиатрии. В силу новизны и неисследованности он один из самых сложных. Если другие неврологические заболевания описаны в медицинской литературе с конкретными методиками лечения, то про аутизм еще многое доподлинно неизвестно. Поэтому на занятиях в центре я наблюдаю за реакцией детей на тот или иной объект, таким образом ищу способы преодоления недуга», - рассказывает Евгения Мирская, педагог-психолог краевого реабилитационного центра «Журавушки».

Методом проб здесь была применена совершенно новая техника контакта с окружающим миром - «канистерапия», общение с собакой. Своевременную помощь оказал волонтер, кинолог по профессии Евгений Карбышев, который пришел однажды в центр с животным и объяснил, что пес долгое время работал с детьми на ипподроме. Евгений стал приводить золотистого ретривера по кличке Бонифаций к детям. Спокойный, вальяжный Боня позволял маленьким любознайкам потрепать себя за ухо, подергать за хвост и даже посидеть у себя на спине.

«У нас дома вообще не было животного, потому что мой мальчик-аутист и близко не подпускал к себе даже маленьких котят. А если на улице залает собака, у него начиналась истерика. После нескольких занятий с Боней Егор изменился. Он стал ждать, когда мы пойдем в центр гладить песика. А недавно мы завели котенка. Теперь малыш, привлекая четвероногого друга веревочкой, играет с ним в догонялки», - рассказывает мама, Екатерина Сухорукова.

Психологи утверждают, что причинно-следственные связи умеет устанавливать только здоровый человек, для аутистов они потеряны, но проблему можно решить, преодолев эмоциональный барьер. В этом и помогают животные. Стандартных уроков с собакой здесь нет, есть просто возможность наладить контакт и снять эмоциональную нагрузку.

«Порода золотистый ретривер подходит для общения с маленькими детьми, потому что поисковая собака совсем не агрессивна», - уверяет кинолог.

Спустя год периодичных занятий педагоги центра пришли к выводу, что для расширения спектра восприятия окружающего мира ребенок должен уметь общаться не с одной собакой. Решили ввести в проект еще одного пса по имени Бася, с более веселым темпераментом в силу молодости. Если нужно, чтобы ребенок собрался, осмелел, сделал первый шаг к цели, психолог работает с уравновешенным Боней, если же надо успокоить егозу с яркими эмоциями и обратить на себя внимание - на помощь зовут Басю, который успешно вливается в коллектив.

Вылечить игрой

Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Журавлики», наверное, один из немногих в крае, где для работы с детьми-инвалидами применяются самые разные инновационные технологии. В 2009 году он стал основоположником на Алтае еще одного направления для реабилитации детей-инвалидов - «Лекотека». Оно было позаимствовано у коллег из Москвы, теперь проект успешно реализуется в ряде районов края.

«Он дает возможность родителям увидеть потенциал ребенка, зону его ближайшего развития», - поясняет Марина Атяшкина заместитель директора по реабилитации центра «Журавлики».

В дословном переводе название методики означает «библиотека развивающих игр и игрушек». Участники занятий - малыши первых полутора лет жизни, как правило, недоношенные дети, с диагнозом ДЦП и синдромом Дауна. На индивидуальных занятиях специалисты учат мам правильно использовать в домашних условиях имеющийся игровой материал: какие игрушки предлагать, на каком расстоянии их держать и сколько времени отводить на игру.

«Ребенок развивается через игру. Чем больше он слышит в раннем возрасте разных звуков, тем лучше становится слух, чем больше он видит разнообразных предметов, тем лучше у него зрение, чем больше есть возможностей что-то потрогать, тем лучше становится тактильное восприятие. Необходимо создавать такую развивающую среду, где малыш без ограничений мог бы общаться с сенсорными стимуляторами, накапливать опыт, что позволит позже ассимилироваться в обществе», - рассказывает Марина Атяшкина.

Для самых маленьких проектом «Лекотека» предусмотрены звуковые игрушки, разные по текстуре, подвижные и обязательно разноцветные. Ближе к полутора годам игрушки усложняются, их уже можно не просто увидеть и потрогать, а соотнести по разным критериям.

По мнению специалистов, дети рождаются с определенным набором нервных клеток. В первые два года жизни между клетками образуются нейронные связи - то самое время, когда по максимуму можно развить возможности ребенка, и, если нарушения не тяжелые, крошечный пациент может достичь полноценного развития в соответствии с возрастной нормой. При тяжелых формах заболевания видна положительная динамика. Главное - не опускать руки, не оставлять беззащитное дитя одного в большом социуме. Необыкновенный ребенок приходит в семью неслучайно. Он помогает родным сблизиться, а иногда переоценить свою жизнь.

Евгения Городенцева