Становление и развитие системы дошкольного воспитания в россии. Становление дошкольной педагогики как науки в россии и за рубежом История развития дошкольной педагогики

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра управления дошкольным образованием

Борискина

Педагогические условия моделирования экологического образования

в дошкольном образовательном учреждении

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление подготовки – 050100.62 Педагогическое образование

Курс обучения - 2

Форма обучения - заочная

Научный руководитель : Кулакова

преподаватель Светлана Александровна

Москва 2013

Я немного подкорректировала план, что касается содержания самого текста, то мне кажется, что теоретическая часть слишком емкая, ее надо сократить. Все остальное можно оставить, но добавить программное содержание (анализ программ по экологическому содержанию).

Введение

Актуальность. В современном мире сложилась достаточно сложная экологическая ситуация. Человек в процессе жизнедеятельности разрушает окружающую среду, и это негативное влияние на природу растет по мере повышения энерговоо­руженности и численности народонаселения. Очевидно, что от сохранения окружающей природы зависят жизнь и здоровье настоящих и будущих поко­лений.

Сегодня научно-техническая революция поставила перед человечеством целый ряд новых весьма сложных проблем, с которыми оно до этого или не сталкивалось вовсе, или они не были столь масштабными. Среди них отношения между человеком и окружающей средой занимают особое место.

Взаимодействие человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, в оценках и решениях, соответствующих уровню общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей.

Очевидно, что такой путь себя полностью исчерпал и требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры. Это не­возможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрас­тания в нем роли экологического образования, т.к. оно является основой вос­питания экологической культуры, причём формирование экологической культуры нужно начинать уже с раннего возраста.

Фрагментарно экологическое воспитание дошкольников ведётся уже давно, в данной курсовой работе мы поставили цель изучить динамику взглядов на экологическое воспитание дошкольников и проанализировать особенности экологического воспитания детей в современном ДОУ.

Цель исследования:

Объект исследования: экологическое образование дошкольников.

Предмет исследования: особенности экологического образования дошкольников в современном ДОУ.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть oсoбеннoсти организации экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.

2. Изучить программное содержание экологического образования дошкольников.

3. Проанализировать структурно-функциональную модель экологического образования современного ДОУ.

Структура курсовой работы: . сoстoит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. Теоретическое изучение исторического становления экологического воспитания дошкольников

История развития экологического образования в дошкольной педагогике

У истоков отечественной методики преподавания естествознания стоял В.Ф. Зуев, академик, профессор учительской семинарии. Он являлся основоположником российского теоретического и практического естественного об­разования, а также автором первого учебника "Начертание естественной истории". Материал в учебнике распределялся по частям, от неживой природы к живой: "Ископаемое царство", "Прозябаемое царство", "Живот­ное царство", что выгодно отличало его от других учебников того времени. Свежий научно-достоверный фактический материал, изложенный живым, доступным языком, способствовал формированию у детей интереса к приро­де. В учебнике человек не отчуждался от природы и был помещен среди жи­вотных, а не выделен в особую категорию. Как методист, В.Ф. Зуев был сто­ронником изучения натуральных объектов природы. Опираясь на идеи Яна Амоса Коменского, он настаивал на предметности и наглядности в обучении, рекомендовал вести преподавание путем живого собеседования, требовал не ограничиваться рамками учебника, а совершать экскурсии в природу. Положительные черты его педагогического учения отмечает известный ученый -методист Б.Е. Райков: "Задолго до Песталоцци русскому методисту было совершенно ясно преимущество наглядности живой, предметной перед нагляд­ностью "графической".

Таким образом, В.Ф. Зуевым была сделана серьезная попытка решения ряда методических проблем: соотношения научности и доступности, определения места натуральной и изобразительной наглядности в обучении, орга­низации практической направленности естественного образования. Данный этап в развитии методики естествознания получил название практического. О современном значении методических подходов В.Ф. Зуева в экологическом воспитании дошкольников говорит тот факт, что в настоящее время в отборе содержания для различных программ по ознакомлению детей с природой в дошкольном образовательном учреждении используются его рекомендации, например, последовательность изучения окружающего мира.

К началу XIX века в науках о природе произошло усиление описательно-систематического направления, которое надолго утвердилось в отечественной методике естествознания. Развитие данной тенденции было связано с тем, что все большую популярность завоевывали идеи систематики шведского ученого-ботаника К. Линнея, описанные в его "Системе природы". Но прогрессивные идеи нашли негативное отражение в методике преподавания естествознания – заучивание сухой систематики привело к упадку естественного образования в России.

Следует отметить также, что в этот период времени развитие биологического учебного знания шло параллельно с развитием биологии как науки. Свое наименование она получила в 1802 году, когда термин "биология" в его современном толковании предложил французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк. Формирование биологического образования происходи­ло под влиянием методологии научного познания, разработанной Ф. Бэконом, который называл природу источником познания закономерно­стей.

Следующий этап в становлении биологической науки наметился к середине XIX века, когда в России активно начала развиваться промышленность. Это время ознаменовалось подъемом прогрессивных настроений в общественной жизни и возросшим интересом не только к развитию естест­венных наук, но и к проблеме естественнонаучного образования.

В этот период времени формировались новые пути и средства дошкольного воспитания под влиянием идей революционно-демократической педа­гогики, стоящей на позиции воспитывающего обучения (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский). С одной стороны, акцент делался на изучении особенностей развития детей дошколь­ного возраста. С другой стороны, российские просветители выступали про­тив формального изучения природы. В своих педагогических взглядах они исходили из того, что знания природных закономерностей позволят не толь­ко формировать нравственные качества личности, но и регулировать поведе­ние человека в природе.

Развитие новых педагогических идей и теорий в середине 19 века было связано с критикой крепостнического воспитания и выдвижением требова­ний об организации массовой народной школы, о разработке методики обу­чения и общественного дошкольного воспитания.

Так, русские просветители, философы-материалисты Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, продолжая традиции Б.Г. Белинского и А.Г. Герцена, активно боролись за создание народного об­разования. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что развитие де­тей должно начинаться с ранних лет жизни, так как период детства важен в становлении личности человека. Выступая против узкого прагматизма, ути­литарного отношения к природе, они внесли свой вклад в разработку процес­са обучения, одним из которых считали формирование реалистических представлений о природе. Д.Н. Писарев в своих трудах также активно пропаган­дировал естествознание, которое считал важнейшим средством просвещения.

Развитие дошкольного воспитания во второй половине XIX века было связано с отменой крепостного права, после чего в России наблюдался подъем в развитии науки, философии. Успехи в развитии естествознания этого этапа связаны с именами И.И. Мечникова, К.Ф. Рулье, И.М. Сеченова и др.

Новые научные открытия оказали существенное влияние на методику преподавания естествознания. Основоположник учения об эволюции органического мира К.Ф. Рулье критиковал господство систематики в образовании и рассматривал все явления природы в динамике. Он призывал к пониманию природы как единого целого, к изучению сложных взаимоотношений орга­низма с окружающей средой. Еще до появления термина "экология"он подчер­кивал, что дальнейшее развитие обучения естествознанию будет основано на биологическом (экологическом) подходе.

В тоже время русские ученые-естествоиспытатели А.Н. Бекетов, В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев и др., найдя опору в теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира, открытиях Г. Менделя в генетике, Л. Пастера в микробиологии, выступали против догматичного обучения, описательного подхода в естествоведческом образовании. По их мнению, наблюдения, самостоятельное исследование природы, индуктивный метод и ценностный подход – вот путь, по которому должно идти ознакомление детей с природой.

Таким образом, во второй половине XIX века виднейшими прогрессивными учеными, педагогами и методистами были сделаны серьезные попытки показать важность изучения природы в развитии личности ребенка в частно­сти и общественного сознания в целом.

Наибольшее выражение педагогические идеи того времени нашли в работах великого русского педагога, основоположника педагогической науки в России, К.Д. Ушинского. В разработанной им научной педагогической системе особое значение придавалось воспитанию детей в период дошкольного детства, важнейшей ступени в общей системе воспитания и обучения.

Большое внимание К.Д. Ушинский уделял в своих научных трудах "воспитывающим душу впечатлениям природы". Разработанная им мето­дика по ознакомлению детей с природой до сих пор дает богатый материал для разработки дидактики детского сада. Основу ее составляют наблюдения, получаемые детьми в процессе игры и занятий в природе. Широко известны слова К.Д. Ушинского: "Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей". Он определил требования к отбору материала о природе, к последовательности ознакомления с окружающим миром. Его книга "Родное слово" включала естественно-научный материал, отражаю­щий развитие науки того времени, и определяла содержание знаний о приро­де. При обосновании принципа наглядности и разработке методики наблю­дений он постоянно обращал внимание на тесные связи детей с природой, важность их знакомства с окружающим природным миром. Он писал о при­роде как об "одном из могущественных агентов воспитания человека".

Глубину научного подхода К.Д. Ушинского можно оценить по реализации в его методических работах принципа природосообразности в несколь­ких направлениях: глубоком понимании природы самого ребенка; в прибли­жении содержания и организации педагогического процесса к природе; в опоре воспитания на народные традиции и обычаи.

Дальнейшее развитие идей К.Д. Ушинского о развитии ребенка в процессе ознакомления с природным окружением было продолжено основопо­ложником отечественной методики естествознания А.Я. Гердом. Ученый вы­соко оценивал значение знаний о природе, как в средстве формирования ми­ровоззрения детей, так и в воспитании любви и развитии интереса к ней. В своих методических трудах А.Я. Герд придавал огромное значение наглядно­сти: он разработал методику проведения наблюдений. Он считал, что дети должны изучать естественные предметы в их естественной обстановке, так как это пробуждает интерес к природе: "Преподавание естествознания долж­но, по возможности, начаться в саду, в лесу, в поле, на болоте". В своих педагогических работах А.Я. Герд отстаивал положения, выработанные педа­гогикой со времен Песталоцци: любые знания нельзя навязывать детям, они должны вытекать как естественные выводы из наблюдений, сравнений и опытов. Соглашаясь полностью с К.Ф. Рулье, большое значение он придавал экскурсиям, полагая, что только здесь можно рассмотреть животного в связи со всей его обстановкой, растение – в связи с почвой, на которой оно произ­растает.

Таким образом, А.Я. Герд вплотную подошел к решению многих современных проблем экологического воспитания. Разработанный им экологи­ческий подход был построен на методике изучения детьми растений и животных в их "взаимных отношениях, в связи с их приспособленностью к ус­ловиям обитания".

Такая трансформация содержания естествознания в дальнейшем способствовала оформлению нового научного направления в рамках биологиче­ской науки – экологии.

Впервые термин "экология" появился в 1866 году, когда Эрнест Геккель в работе "Всеобщая морфология ор­ганизмов" дал ему следующее определение: "Под экологией мы подразуме­ваем общую науку об отношениях живых организмов к окружающей сре­де...". В 1869 году Геккель добавляет к определению науки новую задачу: "она исследует... взаимоотношения живых организмов друг с другом". Эти­мология термина "экология" образована из слияния двух греческих слов: "ойкос" (дом, жилище, обиталище) и "логос" (наука, изучение). Таким обра­зом, дословный перевод понятия "экология" означает наука о доме.

Таким образом, когда наука о взаимоотношениях различного типа в живой природе (организмов между собой и с окружающей средой) стала оформляться в самостоятельную отрасль знаний, в биологической науке по­является ее новое научное направление – экология.

Данная научная тенденция способствовала появлению в школьном естествознании (сначала в Германии, а затем в России) раздела, отражающего экологическую составляющую биологического образования. В результате именно в этот период времени в школьном биологическом образовании фор­мируются зачатки его инновационной составляющей – экологическое обра­зование.

В результате появляется целый ряд экологических концепций, построенных на естественно-научном понимании взаимодействия общества и при­роды. Среди них выделяется новое направление – русский космизм. Философы-космисты Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев и др. утверждали, что "природа Земли – часть космической гармонии, а человек и природа со­ставляют "сущностное единство", поэтому партнерские взаимоотношения следует строить на основе законов нравственности". Противоречия меж­ду Разумом и Природой естественны, но Разум отвечает за поиск пути их разрешения. Эта философская мысль в условиях современного социума при­обретает особую актуальность для решения проблемы экологического воспи­тания вообще и экологического воспитания дошкольников в частности.

Необходимо отметить также, что идея природосообразности прослеживается и в литературном наследии Л.Н. Толстого. В разностороннем творчестве велико­го русского писателя-мыслителя было много сторон, обогативших педагоги­ческую мысль. Он принял активное участие в решении проблемы обучения и воспитания маленьких детей. Всегда подчеркивая педагогическую ценность укрепления гуманных чувств детей средствами природы, являлся представи­телем философского направления, так называемой "народной этики", кото­рая нашла свое продолжение в идеях "универсальной экологической этики".

Так, Л.Н. Толстой видел в окружающей природной среде идеальные условия проявления человеческой натуры, а следовательно, и условия для образования и развития ребенка. Вслед за Руссо он считал, что "детский воз­раст есть первообраз гармонии", поэтому воспитание ребенка в "лоне природы" дает возможность раскрыться всему тому, что в нем заложено от приро­ды. Естественный трудовой цикл взаимодействия человека с природой был для него идеалом образа жизни, сообразного с установлением Царства Божия на земле. По его мнению, чувство гармонии с миром дано лишь ребенку и сохранить его поможет воспитатель, который способствует проявлению нравственной красоты через красоту природы.

Эти идеи Л.Н. Толстого являются актуальными на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников, так как ориентированы на формирование у них современного экологического сознания, атрибутами которого выступают: самоценность любой формы жизни; наличие в природе внутренних связей; взаимосвязь человека и природы, в рамках которой чело­век является ее частью и несет по отношению к ней ответственность.

Идеи русского космизма разделял и академик В.И. Вернандский, который последовательно выступал за претворение в жизнь традиций и принци­пов естественнонаучного гуманизма. Разрабатывая свое учение о биосфере, он писал, что биосфера – это "та природа, которая нас окружает, о которой мы говорим в разговорном языке. Человек – прежде всего – своим дыханием, проявлением своих функций, неразрывно связан с этой "природой" хотя бы он жил в городе или в уединенном домике".

Дальнейшее развитие идей об экологическом воспитании в дошколь­ном детстве связано с возникновением новой науки – дошкольной педагоги­ки.

Большое влияние на ее становление оказали педагогические идеи Фридриха Фребеля – немецкого педагога-теоретика, создавшего особый тип дошкольного учреждения – детские сады.

В этих учреждениях была организована специальная система игр и занятий, строго соответствующая возрастным особенностям детей, с использо­ванием дидактического материала – "фребелевскихъ даров". Ф. Фребель счи­тал, что воспитание ребенка должно проходить в тесной связи с природой. В своем произведении "Детский сад" он писал о целесообразности обучения детей не только наблюдениям, но и практической деятельности, например, самостоятельному выращиванию растений. При этом Фребель отмечал бла­готворное влияние природы на образование и воспитание тех, "кто рано от­крывает свое сердце и ум для нее". Основной акцент в воспитании был сде­лан на развитие умственной деятельности и ознакомление с окружающей природной средой. Знакомство с природой осуществлялось во время игр по­средством формирования отношений: "ребенок и лес", "ребенок и дерево".

Педагогические идеи ученых вто­рой половины XIX века послужили в дальнейшем мощным стимулом для разработки в России национальной системы дошкольного воспитания. Уже в 60-ые годы XIX века возникли первые детские сады, представленные "се­мейными группами", "народными детскими садами" как благотворительны­ми.

Таким образом, с появлением дошкольной педагогики как специальной отрасли науки знаний методические идеи ученых-естествоиспытателей о необходимости развития экологической составляющей в биологическом обра­зовании получают предметное развитие в русле дошкольной педагогики, в рамках которой научное обоснование получает вопрос об экологическом воспитании дошкольников. В то же время слабая разработка содержания, методов, форм дошкольного образования тормозили развитие методики ознакомления детей с природой.

Важную роль в дальнейшем развитии дошкольного экологического образования вообще и методики экологического воспитания дошкольников в частности сыграла научно-педагогическая система педагога-натуралиста Е.Н. Водовозовой. Развивая идеи своего учителя, выдающегося русского пе­дагога К.Д. Ушинского, она впервые наиболее полно раскрыла проблемы умственного, нравственного, эстетического воспитания дошкольников средст­вами природы. Е.Н. Водовозова писала: "Если ребенок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть наблюдательным, природа с ее разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний". Но, по ее мнению, значение природы в формировании личности ребенка этим не ограничивается. Природные объекты также служат "для пробуждения на­блюдательности, внимания и интересов к природе". В своей книге "Из рус­ской жизни и природы" Е.Н. Водовозова прямо указывала: "Если вы рас­кроете перед ребенком великую книгу природы и будете руководить им, то он всей душою привяжется к окружающему миру".

Таким образом, Е.Н. Водовозовой впервые была предпринята попытка научного обоснования и раскрытия методики наблюдений с учетом возрастных особенностей дошкольников, в процессе которых ребенок "приучается получать представления о каждом наблюдаемом предмете природы" на ос­нове активных методов воспитания: прогулок, экскурсий, постановки опы­тов, самостоятельного труда по уходу за растениями и животными. В этой связи Е.Н. Водовозова подчеркивает: "Обращайте внимание вашего питомца на блеск солнца, красоту неба, не пропускайте без внимания ни дерева, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки".

К началу XX века наметилась устойчивая тенденция на развитие системы дошкольного образования в России. В связи с урбанизацией произошли существенные изменения в самом названии воспитательного учреждения для детей дошкольного возраста. Так, если у Фребеля они назывались "детские сады" (сад – природное образование), то в России они стали называться – "домами ребенка" (дом – городской атрибут). Произошло также существенное увеличение количественных показателей дошкольных образовательных учреждений. В результате общая численность платных детских садов достиг­ла 250, народных – 30.

Наметившаяся тенденция на развитие дошкольного образования в России во многом предопределила и дальнейшее развитие методики экологиче­ского воспитания вообще, а также методики экологического воспитания дошкольников в частности. Необходимо особо подчеркнуть, что именно в этот период времени были заложены научные основы частных методик, в том числе и природоведения.

В рамках биологического подхода к дошкольному образованию получило существенное развитие воспитание бережного отношения дошкольни­ков к природе и доминирование у них практических навыков для активного освоения природы. В этот период времени появляется первый методический журнал по дошкольному воспитанию – "Детский сад". Отдельная часть научно-методических публикаций, представленных в этом журнале, была направлена на дальнейшее решение проблемы экологического воспита­ния дошкольников. Создателем журнала стала известный деятель по дошко­льному воспитанию – педагог-методист А.С. Симонович. Методической ос­новой являлись идеи К.Д. Ушинского, а основным принципом был родино-ведческий: ознакомление с природой своего края, чтение детям рассказов из жизни родной природы и т.д.

В первые годы становления Советской власти в России в методике дошкольного образования при рассмотрении вопросов ознакомления детей с природой доминировал метод наблюдений. Активно разрабатывалось положение о том, что необходимо "приблизить природу к ребенку": создать в детских садах условия для ознакомления детей с животными и растениями (аквариумы, террариумы, цветники и т.д.), больше использовать метод наблюдений в природе.

Это положение впервые было озвучено на Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию. В этом же году появился первый программный документ для воспитателей и родителей: "Инструкция по ведению очага и детского сада", то есть впервые были изданы методиче­ские рекомендации. В них указывалось, что общение с природой является одной из важных задач воспитания, и предусматривалось создание в детском саду специальной природной среды (аквариумы, террариумы и др.). Реко­мендуемыми формами экологического воспитания дошкольников стали са­мостоятельный уход дошкольников за животными, выращивание растений и т.д., причем выбор занятий был свободным, а участие в них детей – добро­вольным.

Необходимо отметить, что в 20-е годы в системе дошкольного образования в России четко обозначились два дидактических направления. Первое направление было связано с реализацией дидактических принципов Ф. Фребеля ("фребелевское направление") и с новаторскими взглядами итальянского педагога Марии Монтессори. В практической деятельности детских садов, работавших в данном направлении, доминировало большое количество дидактических материалов при ознакомлении детей с природой.

Так, например, Мария Монтессори решала педагогические задачи на основе провозглашения принципа "свободы". Как и Руссо, она считала, что воспитание способствует развитию сил ребенка. Разработанная ею для самообучения ребенка система дидактического материала, в основном, была на­правлена на психолого-сенсорное развитие и замыкала познание в узкие рам­ки. В этой связи ценным для нашего исследования в опыте Монтессори явля­ется то, что природе она отводила ведущую роль в сенсорном воспитании, признавая ее огромное влияние на развитие у ребенка любознательности, гу­манного отношения к окружающему миру. Из важнейших форм деятельно­сти ребенка в природе выделяла наблюдения и труд по уходу за живыми объ­ектами. Необходимо отметить также то, что большое влияние на методику дошкольного воспитания оказали и популярные в те годы на Западе идеи свободного воспитания и саморазвития, попытки решить воспитательные за­дачи образовательным путем.

Влияние зарубежного опыта на развитие дошкольного воспитания в России выразилось в отказе от учебных программ, с одной стороны, и в ориентации детских садов на создание условий для самовоспитания и самообу­чения детей, с другой стороны.

Представителем второго, противоположного направления, была советский педагог-методист Е.И. Тихеева. На основе педагогического наследия Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо она развила идеи Е.Н. Водовозовой, разработав дидактическую систему воспитания детей дошкольного возраста посредством ведения обучающих занятий, где основным методом обучения было использование дидактического материала и системы дидак­тических игр. Е.И. Тихеева, критикуя популярную в те годы систему М. Монтессори, считала ее искусственной и в решении вопроса об ознаком­лении детей с природой предлагала свою методику ознакомления детей с ок­ружающим миром. Подчеркивая большое воспитательное значение природы, она указывала на необходимость "осуществить основное требование Руссо – воспитывать детей среди природы" – и уточняла: "Развивать чувства детей следует по возможности путем общения их с живыми объектами живой при­роды, на основании всего того, что выдвигает сама жизнь в своем естествен­ном течении".

Е. И. Тихеева считала, что в восприятии природы дошкольник должен быть активным, более полные впечатления он сможет получить, если в этом будут участвовать все органы чувств, это даст материал для игр и наблюдений.

Таким образом, вслед за К.Д. Ушинским она придавала большое значение окружающему природному миру для развития наблюдательности детей. Необходимо особо подчеркнуть, что многие педагогические идеи Е.И. Тихеевой играют заметную роль для становления и развития методики современного экологического воспитания дошкольников, а именно: методика проведения бесед, экскурсии в природу, использование наглядности при обучении: "Если Вы хотите дать детям представление о лесе - прежде всего, по­ведите детей в лес, предоставьте им возможность собственными глазами увидеть лес во всей его красоте и разнообразии".

Е.И. Тихеева впервые в своих трудах доказала необходимость создания уголка живой природы, так как ребенка этого возраста "влечет мир животных, в лице его самых близких, знакомых ему представителей. Таким обра­зом, дети незаметно приобретают ряд определенных знаний и представлений о природе". Требования к устройству содержания уголка природы, разрабо­танные Е.И. Тихеевой, актуальны и сегодня. Также большое значение она придавала отбору знаний о природе для школьников. К положительным чер­там педагогической методики Е.И. Тихеевой относится развитие принципа природосообразности. "Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы" – эта мысль является истинно экологи­ческой.

Л.К. Шлегель в своих "Методических указаниях" также делала акцент на реализации идеи природосообразности в процессе экологического воспитании дошкольников. Она считала природу одним из основополагающих факторов в развитии ребенка-дошкольника. Л.К. Шлегель были разработа­ны методики проведения экскурсий, варианты подбора содержания разнооб­разных знаний о природе, установки связей и взаимосвязей внутри нее, что по сути означало реализацию экологического подхода к воспитанию детей дошкольного возраста.

Определенное позитивное влияние на дальнейшее развитие дошкольного образования вообще и его экологической составляющей в частности оказали решения Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию. Так, позитивным итогом состоявшегося в 1921 г. Второго Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию было определение форм и методов природо­ведческой работы, приближающих ребенка к природе через экскурсии, про­гулки; работу детей в саду и огороде; уход за животными; наблюдения за природой. Таким образом, ведущим методом воспитания любви к природе стал метод, предусматривающий "исследование окружающей среды путем систематических упражнений внешних чувств".

Позитивным итогом 3-го (1924) и 4-го (1928) съездов по дошкольному воспитанию можно считать комплексное рассмотрение задач содержания и методов ознакомления дошкольников с природой, а также определение ве­дущей организационной формы по ознакомлению детей с природой, которой стала организация специального занятия.

В то же время необходимо констатировать, что в определении конкретных целей и форм учебной работы с дошкольниками по ознакомлению с природой прослеживался антропоцентрический подход. Сами полученные знания были не только бессистемными, но и лишенными экологической на­правленности. С одной стороны, они должны были "содействовать воспита­нию любви к родной природе", а с другой – "формировать практические умения воздействовать на природу в интересах людей".

Только к 1934 году объем знаний о природе, определенные умения и навыки по уходу за животными и растениями были определены в соответст­вующем программном документе ("Программа и внутренний распорядок детского сада").

В 1938 году появляется "Методическое руководство для воспитателей детского сада", в котором один из семи разделов был посвящен знакомству с природой. Существенным недостатком данного пособия является то, что задача бережного отношения к природе носила декларативный характер.

В программе по дошкольному воспитанию в 1938 году вопросам ознакомления детей с окружающей природой также уделялось незначительное внимание.

Таким образом, наметившаяся негативная тенденция на возврат к антропоцентризму была связана с тем, что в начале 30-х годов XX столетия шла активная индустриализация страны и потребительское, равнодушное отношение к природе не могло не отразиться на процессе воспитания дошколь­ников.

Не случайно Л.И. Пономарева в своих исследованиях, посвященных анализу отечественных методик ознакомления детей с природой, отмечает, что программные документы этого периода рассматривали человека отдельно от природы. Учебно-воспитательный процесс строился на формировании представлений о том, как человек использует природу, а не пред­ставлений о том, что человек (наряду с животными и растениями) является частью природы. Таким образом, данное положение делало невозможным изучение дошкольниками природы на основе принципа природоцентризма, предусматривающего единства человека и природы, осознание роли приро­ды в жизни человека.

Современные педагоги-исследователи (А.В. Запорожец, A.M. Леушина, В.И. Логинова, Н.Н. Подъяков, П.Г. Саморукова и др.) отмечают, что до 50-х годов не было сформировано четкой концепции образовательной и воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении, а значит, не было концепции экологического воспитания. К этому привело несколько причин. Например, отрицание образовательных программ. Так, Л.К. Шлегер утверждала: "Раз мы хотим создать детскую жизнь, то приходится говорить о программе жизни, а не о программе знаний".

Дальнейшее развитие вопроса ознакомления детей с природой первой половины XX века связано с появлением учебных программ и учебных пособий после решений Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию, где основной акцент был смещен на содержание, формы, методы ознакомления детей с природой (через наблюдения, экскурсии и т.д.)

В педагогической литературе история дошкольной педагогики прослеживается некоторыми авторами со времён античности. Однако на протяжении многовековой истории педагогической мысли, своеобразие дошкольного детства фактически не выделялось. Рассуждения большинства мыслителей древности о воспитании носили преимущественно общий характер, и их замечания о ранних этапах возрастного развития представлены лишь отдельными косвенными высказываниями. Это было связано с преобладавшей в общественном и научном сознании концепцией детства, которое вообще не выделялось в качестве своеобразного этапа развития человека. Рассмотрение ребёнка с точки зрения его несовершенства, отставания от взрослого по всем физическим и психологическим параметрам порождало общую направленность педагогической мысли на преодоление этого отставания. Целью обучения и воспитания ставилось достижение «несовершенным взрослым», каковым считался ребёнок, уровня нормально развитого взрослого. Особенности возрастного психофизического развития расценивались главным образом как помехи на пути к достижению этой цели.

В истории развития человечества объективное выделение дошкольного детства в специфический этап становления личности имеет общественно обусловленный характер. По мнению Д.Б. Эльконина, дошкольное детство появляется лишь на определенном этапе развития общества, предъявляющем повышенные требования к формированию личности. На протяжении многовековой истории включение ребёнка в мир взрослых, в процесс материального производства осуществлялось постепенно с самых ранних лет и почти исключительно определялось созреванием организма и параллельным усвоением элементарных трудовых навыков. Материальный и духовный прогресс общества обусловил необходимость длительного поэтапного вхождения ребёнка в мир взрослых и обособления в этом процессе специфических возрастных периодов. В педагогике это проявилось в оформлении концепций детства как качественно своеобразного возрастного этапа.

Положение о решающей роли педагогического влияния на развивающуюся личность ребёнка наиболее полно оформилось в трудах Я.А. Каменского , который сформулировал цели, задачи и разработал содержание обучения и воспитания на период от рождения до юности, в т. ч. в период дошкольного детства. Книга «Материнская школа» (1632) и соответствующий раздел «Великой дидактики» явились исходным этапом становления дошкольной педагогики. Коменский считал, что основой развития речи и качеств ума маленького ребёнка должна быть «игра или развлечения». Им написана для детей книга «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), которая должна «побуждать молодые умы искать в ней что-нибудь занимательное и облегчить усвоение азбуки».

В эпоху Просвещения гуманистические тенденции развивал Джон Локк, выступавший против средневекового подавления личности, муштры, запугивания маленьких детей. Он выдвинул важные психолого-педагогические положения об учёте возрастных особенностей, механизме привычки и её роли в формировании характера, развития любознательности и сознательности детей, показал пути формирования нравственности.

Для дошкольной педагогики важное значение имели демократические идеи Жан- Жака Руссо , способствовавшие развитию интереса и уважения к личности ребёнка. Руссо утверждал, что детство должно рассматриваться как нечто самостоятельное в общем процессе становления личности и имеющее свои законы развития. Он высказал ценные положения о сенсорном воспитании ребёнка, его физическом и моральном закаливании, предоставлении детям возможно большей самостоятельности, об использовании природных факторов в развитии чувств и мышления.

Во 2-й пол. XVIII в. внимание к вопросам дошкольного воспитания усилилось. И.Б. Базедов выделил круг вопросов дошкольного воспитания, требующих разработки: планомерное и последовательное развитие детей, использование дидактических игр и др. Ж.Ф. Оберлин (Франция) основал (1769) первые учреждения для воспитания маленьких детей, получившие назв. «вязальные школы», в которых применялись игры, широко использовалась предметная наглядность, уделялось особое внимание развитию речи и нравственно-религиозному воспитанию.

Перспективные для воспитания детей в дошкольном возрасте направления педагогики, в т. ч. принцип развивающего обучения, организацию жизни детей на основе их самостоятельности, разрабатывал И.Г. Песталоцци . Он указал на связь между дошкольным воспитанием и школой, которую предлагал осуществлять через специальный «детский класс». Рекомендуя тщательно изучать индивидуальные особенности детей, Песталоцци способствовал психологизации процесса воспитания, разработал дидактику и методику первоначального обучения.

В 30-40-е гг. XIX в. сложилась педагогическая система Ф. Фрёбеля , приобретшая исключит, влияние в дошкольной педагогике во 2-й пол. XIX – начала XX вв. Учение Фрёбеля включало многие прогрессивные идеи: представление о ребёнке как о развивающейся личности; трактовка развития как деятельного вхождения ребёнка в мир природных и обществ, явлений; создание спец. учреждения для воспитания детей – «детского сада», существенно отличавшегося от различных типов «школ для малышей»; утверждение игры как основы воспитания в детском саду; разработка дидактических материалов, методики развития речи, содержания занятий в детском саду; создание учреждения для подготовки воспитателей. С деятельностью Фрёбеля связано выделение дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль педагогической науки.

При всей своей популярности система Фрёбеля с первых лет существования критически оценивалась и пересматривалась. На её основе сложились некоторые национальные системы дошкольного воспитания, в которых отрицались такие черты исходной теории, как мистичность, символизм, педантичность, канонизация дидактического материала.

Дошкольная педагогика конца XIX – начала XX вв. под воздействием меняющихся социальных условий, успехов в развитии естествознания была вынуждена отказаться от концепции жёсткого управления воспитанием и выдвинула на первый план биологизаторское направление с его положением о спонтанном развитии способностей ребёнка. В соответствии с этой установкой роль педагога в значит, степени сводилась к подбору комплексов упражнений и созданию необходимой среды для саморазвития и самовоспитания ребёнка. Овид Декроли и Мария Монтессори применили в дошкольных учреждениях усовершенствованные методики тренировки органов чувств, умений, а также дидактические материалы, созданные ими при работе с отсталыми детьми; они ориентировались на индивидуальный стиль деятельности ребёнка в дошкольном учреждении. Находки и рекомендации этих педагогов в области сенсорного воспитания значительно обогатили теорию и практику дошкольной педагогики.

В практике дошкольного воспитания получила распространение прагматистская педагогика Дж. Дьюи , выдвигавшего на первый план развитие прикладных умений и навыков.

Важнейшую роль в развитии дошкольной педагогики в России сыграла педагогическая система К.Д. Ушинского , разработанные им принципы народности воспитания, формирования потребности в труде, а также мысли об использовании огромных возможностей родного языка, роли личного влияния педагога в воспитании ребёнка. Для дошкольной педагогики ценны идеи Ушинского об особенностях психического развития детей, о роли активности и деятельности в раннем возрасте, о необходимости изучения детских народных игр, о педагогическом значении сказок и т. д.

С 60-х гг. XIX в. в практической и теоретической деятельности E.H. Водовозовой, А.С. Симонович, Е.И. Конради и других последователей Ушинского отрабатывались и осмысливались особенности русской национальной системы дошкольного воспитания. Симонович начала работать по фрёбелевскому методу, но впоследствии видоизменила его, усилив роль русских народных элементов: в систему занятий она ввела специальный раздел «Родиноведение», использовала народные песни, игры. Издавала первый русский журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Водовозова с демократических позиций решала вопрос о целях воспитания, раскрывала содержание и методы нравственного и умственного воспитания в раннем возрасте, указывала на ведущую роль матери в формировании личности ребёнка.

В конце XIX – начале XX вв. ведущими учреждениями, пропагандировавшими идеи общественного дошкольного воспитания и готовившими квалифицированных воспитателей, стали фрёбелевские общества и курсы. Усилилась пропаганда научных основ воспитания в семье. П.Ф. Каптерев отстаивал идею общественного дошкольного воспитания, имевшую в то время немало противников, анализировал опыт различных направлений в воспитании. П.Ф. Лесгафт обстоятельно рассматривал цель, задачи, содержание и методы семейного воспитания, с научной психологической и физиологической позиции анализировал вопросы формирования личности, создал оригинальную систему физического воспитания. К теории свободного воспитания, наиболее последовательным пропагандистом которой был К.Н. Вентцель , примыкало несколько направлений (М.X. Свентицкая, Л.К. Шлегер). Разработкой собственной системы дошкольного воспитания занималась Е.И. Тихеева (методика развития речи детей, проблемы сенсорного воспитания и его роли в умственном развитии, создание комплекса дидактических материалов и игр, пропаганда достоинств общественного воспитания и критика теории свободного воспитания). В этот период вопросы дошкольного воспитания широко обсуждались на страницах педагогических журналов «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение», «Русская школа». «Свободное воспитание».

После 1917 развитие отечественной дошкольной педагогики характеризовалось в течение нескольких лет определённым идейно-педагогическим плюрализмом, когда одновременно существовали различные направления в дошкольном воспитании. В 20-х гг. сохранялись детские сады, работавшие по системе Фрёбеля, по «методу Тихеевой», а также иные, сочетавшие элементы различных систем. В то же время начал формироваться тип советского детского сада. Проводились всероссийские съезды по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928), в которых принимали участие учёные в области педагогики и психологии (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, К.Н. Корнилов), педиатрии и гигиены детей (Е.А. Аркин, В.В. Гориневский, Г.Н. Сперанский, Л.И. Чулицкая), искусства и художественного воспитания (Г.И. Рошаль, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, М.А. Румер). В этот период развернулись исследования по проблемам воспитания в дошкольных учреждениях детей раннего возраста (В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов, H.M. Аксарина и др.).

Важную роль в формировании советской дошкольной педагогики сыграла Н.К. Крупская. Она вместе с другими педагогами (Д.А. Лазуркина, М.М. Виленская, Р.И. Прушицкая, А.В. Суровцева) проводила в теорию и практику дошкольного воспитания идеи, вытекавшие из своеобразной трактовки социально-экономических положений марксизма. Эта трактовка заключалась в чрезвычайной идеологизации всего процесса дошкольного воспитания, выражавшейся в доминировании целей политических над гуманистическими. Н.К. Крупская определила основные принципы построения советской системы дошкольного воспитания, указав на необходимость проводить уже в первые годы жизни ребенка целенаправленную систематическую воспитательно-образовательную работу по специально созданной и научно обоснованной программе, учитывающей возрастные психофизиологические особенности детей.

2-й съезд по дошкольному воспитанию (1921) провозгласил идею создания системы общественного дошкольного воспитания на марксистской основе. Ведущими принципами воспитательной работы утверждались коллективизм, материализм, активизм. Подчёркивалась необходимость уделять большое внимание знакомству детей с основами политграмоты, исследовательским методам в изучении детьми окружающего мира. Идеологические установки в области дошкольной педагогики характеризовало преувеличение роли трудового воспитания в дошкольном возрасте, активная антирелигиозная пропаганда, отрицательное отношение к кукле, сказке, традиционным праздникам, игнорирование многих положений дореволюционной педагогики. В середине 20-х гг. был провозглашён отказ от попыток приспособления и использования («советизации») иных педагогических систем, и к концу 20-х гг. детские сады, следовавшие системам, которые не получили одобрения Наркомпроса, были закрыты.

Изменения в работе дошкольных учреждений, неизбежно следовали за изменениями в школьной политике. Постановления ЦК ВКП(б) о школе 1931-1936 гг. способствовали уменьшению идеологизации содержания и форм воспитательной работы, отказу от крайностей, характерных для предыдущего десятилетия. Неоднозначные последствия для изучения развития ребёнка имело постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Были подвергнуты критике механистические подходы к объяснению факторов детского развития (биологизаторское и социологизаторское направления) и недостатки тестовых измерений. Однако данное постановление повлекло сворачивание ряда направлений в области изучения детства.

К концу 30-х гг. сложились основные теоретические положения советской дошкольной педагогики, которые оставались общепризнанными до середины 80-х гг. Были определены основные принципы: идейность, систематичность и последовательность воспитания, связь его с жизнью, учёт возрастных психофизиологических особенностей ребёнка, единство семейного и общественного воспитания. Утвердился принцип ведущей роли воспитателя в формировании личности ребёнка, подчёркивалась необходимость чёткого планирования воспитательной работы. В 1934 принята первая программа работы детского сада. Над разработкой различных вопросов дошкольной педагогики работали Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Ф.С. Левин-Щирина, Е.И. Радина, А.П. Усова, Б.И. Хачапуридзе и др. Разрабатывались частные методики дошкольной педагогики: развития речи – Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Е.Ю. Шабад; изобразительной деятельности – Флерина, А.А. Волкова, К.М. Лепилов, Н.А. Сакулина; музыкального воспитания – Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов; природоведения – Р.М. Басе, А.А. Быстров, А.М. Степанова; формирования элементарных математических представлений – Е.И. Тихеева, М.Я. Морозова, Блехер. Вместе с тем в силу сложившихся социально-политических условий развития страны произошло определённое отчуждение советской дошкольной педагогики от мировой теории и практики дошкольного воспитания.

Исследования вопросов дошкольного воспитания продолжались и в годы Великой Отечественной войны. Изучались проблемы физического воспитания и закаливания, детского питания, охраны нервной системы детей, патриотического воспитания. При создании АПН РСФСР (1943) был сформирован сектор проблем дошкольного воспитания. В послевоенный период работа в области дошкольной педагогики развивалась в НИИ, на кафедрах педагогических институтов. А.П. Усовой совместно с сотрудниками была разработана система дидактики детского сада (1944-1953 гг.): выделена программа и методика обучения дошкольников, а впоследствии осуществлено введение систематического обучения в детском саду. Во 2-й пол. 50-х гг. были проведены опыты обучения детей 6 лет и изучения иностранного языка в детском саду.

В 1960 г. создан НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР. Его сотрудниками совместно со специалистами АМН СССР была создана единая программа воспитания детей в дошкольных учреждениях, направленная на ликвидацию разобщенности в воспитательной работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Возникновение НИИ дошкольного воспитания способствовало значительному усилению изучения различных аспектов дошкольного детства. Повысилось внимание к психологическим аспектам развития дошкольника. Широкую известность получили работы А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Венгера, H.H. Поддьякова.

Во 2-й пол. 70-х гг. Запорожец разработал концепцию обогащающего развития ребёнка с первых лет жизни (амплификация развития). Ее реализация требует поиска резервов возможностей дошкольника при максимальном учете его возрастных и индивидуальных особенностей. Важнейшие направления исследований в современной дошкольной педагогики: формирование наглядно-образного мышления как основы понятийного мышления, воспитание устойчивых нравственных привычек, развитие творческого воображения, широкое использование игры в целях воспитания и обучения.

С середины 80-х гг. возникло широкое общественно-педагогическое движение, охватившее и систему дошкольного воспитания. Изменение подходов к целям, содержанию и средствам воспитания приводит к появлению новых концепций дошкольного воспитания, характеризующихся ориентацией на признание самоценности дошкольного детства, на необходимость отхода от авторитарных методов, на отказ от идеологических крайностей в содержании воспитания и обучения, на создание возможностей для более свободных к естественных позиций участников педагогического процесса – ребенка и воспитателя.

Вопрос: Дошкольная педагогика как наука. История становления и развития дошкольной педагогики.

От рождения до 7 лет;

От 14 лет до 21 года.

Обр прогр ОУ

(разраб в учрежд) Раб прогр педагога.

"От рожд. до школы" Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Физ-ра Пензулаева

Познание Дыбина, Соломенникова, Веракса (поз-иссл)

Худ-эстетич. Комарова, Куцакова

Соц-ком Буре, куцакова, Губанова(игроая деят)

Реч разв Гербова.

5. Современное дошкольное образование как педагогическая система.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом (Закон РФ «Об образовании»).

Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающему поколению знаний, умений, навыков, накопленных обществом. Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое включает следующие аспекты: - возможность посещения образовательного учреждения; - создание условий для образовательной деятельности; - содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, дружбы между народами; - отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка.

В Законе РФ «Об образовании» поддерживается роль родителей как первых педагогов (ст. 18). В помощь семье действует сеть ДОУ. Сохранение и развитие сети ДОУ – стратегическая задача Управления дошкольного образования Минобразования РФ. В соответствии с Типовым положением о ДОУ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562, выделяют следующие виды ДОУ:

1- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

2- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 мес. до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

3- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению 24 равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

4- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно- оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

5- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья); 6- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

7- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из направлений: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое);

8- центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности воспитанников по нескольким направлениям: познавательно-речевое, социально- личностное, художественно-эстетическое, физическое; в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности развитие воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии).

6 вопрос: ФГОС ДО как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию в РФ.

ФГОС- Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

К структуре Программы;

К условиям реализации Программы;

К результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования

III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к условиям реализации Программы включают требования к:

Психолого-педагогическим,

Кадровым,

Материально-техническим,

Финансовым условиям реализации Программы,

Развивающей предметно-пространственной среде.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

вопрос: Дошкольная педагогика как наука. История становления и развития дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика– отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.

Дошкольная педагогика– отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.

Источники развития дошкольной педагогики: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­ка, Китая, Египта, Греции, на Руси. Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания исти­ны с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический ме­тод» или «эвристическая беседа». В этих беседах Со­крат стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости. Современник Сократа Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) высказывал идеи о природосообразности вос­питания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, лю­бознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», – учил Демокрит. Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и вос­питания граждан.

Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не препо­давай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».

Ученик Платона философ Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть еди­ный процесс, имеющий три стороны: физическое во­спитание, нравственное и умственное.

Аристотель предпринял первую попытку в исто­рии педагогической мысли дать возрастную периоди­зацию воспитания и образования. Он выделил три периода возрастного развития:

От рождения до 7 лет;

От 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет) ;

От 14 лет до 21 года.

Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы».

В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670) . Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагоги­ческой науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие по­ложения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. Большое значение имело религиозное воспитание. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь.

В России в 60–е гг. XIX в. стали открываться первые детские сады. Они работали по системе Ф. Фребеля, но некоторые развивали свои методические идеи.

Страница 4 из 63

4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Р.Оуэн, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Фребель, М.Монтессори).

Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:

Указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.

Для детей от рождения до б лет предназначается "материнская школа"

Выдвинул идею природособразности воспитания;

Созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,

Обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;

Важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;

Предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;

швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,

Основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;

Выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;

Разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;

Уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;

В умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;

Создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.

Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,

абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами- строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.

Ее прогрессивные идеи:

Впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

Для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;

Наряду с основной формой воспитания и обучения детей- самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность

Создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:

Строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;

Детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;

Исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;

Считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.

Роберт Оуэн организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, где воспитывал их в духе коллективизма, прививал им трудовые навыки, учитывая их интересы и используя в работе с ними игры и развлечения как важнейший воспитательный фактор.

Мы рассмотрели наиболее прогрессивные и известные во всем мире педагогические теории, которые составляют основу дошкольной педагогики

Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­ка, Китая, Египта, Греции, на Руси.

Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания исти­ны с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический ме­тод» или «эвристическая беседа». В этих беседах Со­крат стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости.

Современник Сократа Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) высказывал идеи о природосообразности вос­питания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, лю­бознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», – учил Демокрит.

Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и вос­питания граждан. Платон предлагал следующую орга­низацию образования:

С 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин;

С 6 до 12 лет дети учатся чтению, письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в го­сударственных школах;

С 12 до 16 лет юноши обучаются в палестре – школе, где основное внимание уделяется всесторонне­му физическому развитию;

С 16 лет в центре внимания становятся такие предметы, как арифметика, астрономия, геометрия, что способствует военной подготовке;

С 18 до 20 лет юноши получают специальную воен­но-физическую подготовку.

Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не препо­давай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».

Ученик Платона философ Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть еди­ный процесс, имеющий три стороны: физическое во­спитание, нравственное и умственное.

Аристотель предпринял первую попытку в исто­рии педагогической мысли дать возрастную периоди­зацию воспитания и образования. Он выделил три периода возрастного развития:

От рождения до 7 лет;

От 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет);

От 14 лет до 21 года.

Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы».

Так же, как Аристотель, римский оратор и педагог Квинтилиан (42–18) большое внимание уделял до­школьному воспитанию. Важным средством воспита­ния он считал игру. В шесть лет ребенка необходимо начинать учить, но обучение должно быть интересным для него, чтобы не отвращать его от этого важного за­нятия.

Большую известность получила педагогическая деятельность педагога-гуманиста эпохи Возрождения итальянского профессора Падуанского университета Витторино да-Фельтре. Он организовал свою школу, названную «Дом радости». Школа находилась в непосредственной близости от природы. В этой школе большое внимание уделялось всестороннему развитию детей.

В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Он обосновал теорию обра­зования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен разви­ваться по законам природы..Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соот­ветствовать своя школа.

Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я.А. Коменского «Великая дидактика». Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его рабо­та «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

Коменский определил, что должен познать ребе­нок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет. В книге описываются и методы воспитания детей. Последняя глава называ­ется «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». Содержание этой главы не потеряло своей актуальности и сегодня. Коменский горячо лю­бил детей и постоянно подчеркивал необходимость уважительного отношения к ребенку.

Особое место в истории педагогической мысли за­нимают труды известного философа и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712–1778). Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди­видуальные особенности. Он требовал считаться с инте­ресами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

Руссо выделил три источника воспитания: приро­ду, людей и окружающие вещи.

Педагог-практик, теоретик и публицист И.Г. Песталоцци (1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий.

Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо – слы­шать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

Природосообразность он понимал как «совокупность определенных задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на Земле…». Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он счи­тал, что любовь матери к младенцу – основа его спокой­ствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Видное место среди педагогических идей прошло­го занимают идеи Роберта Оуэна (1771–1858). В 1816 г. он создает воспитательно-образовательное учрежде­ние, в котором воспитывались дети от года и до 10 лет. Причем дети от года и до пяти лет воспитывались в детской школе, где было два отделения. Фактически это было учреждение для детей дошкольного возраста. Воспитание в детской школе заключалось в расширении представлений ребенка об окружающей среде, в развитии чувства товарищества. Много времени отво­дилось детским играм, гимнастике, танцам, пению.

В дошкольном отделении школы Р. Оуэна осуще­ствлялось физическое воспитание, которое сопровож­далось прогулками на воздухе, экскурсиями, гимнас­тикой. Свои мысли об организации воспитания он изложил в книге «Опыты об образовании характера». Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая де­ятельность К.Д. Ушинского (1824–1870).

К.Д. Ушинскому принадлежит заслуга в постанов­ке и разработке многих важнейших вопросов педаго­гической теории и практики. К.Д. Ушинский обосно­вывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, исто­рию, традиции, фольклор.

Рассматривая язык важнейшим компонентом на­родности, Ушинский разрабатывал учение о родном языке. Родной язык он считал «величайшим народным наставником». Он настаивал на обучении детей родно­му языку и создал для этого книгу «Родное слово», которая переиздавалась уже 150 раз.

Важное место в педагогической системе Ушинс­кого занимает дидактика. Свое дидактическое учение он строил на психологической основе, стремясь пре­одолеть разрыв между обучением и воспитанием де­тей. При этом он подчеркивал, что обучение есть лишь средство воспитания, поэтому оно должно но­сить воспитывающий характер. Он впервые в педа­гогике обосновывает принцип – воспитывающего обучения.

К.Д. Ушинский является родоначальником обосно­вания психологических основ обучения и воспитания, анализ которых изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания».

Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка. В частности замечательный педагог писал: «В действительной жизни дитя – не более как дитя, су­щество, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями».

Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающей­ся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в вос­питании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспи­тания и обучения.

Детские сады в России

Первый детский сад в России был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе. Затем появился детский сад в Петер­бурге, позже детские сады стали открываться в Моск­ве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах. Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегиро­ванных классов. Для детей рабочих открывались дет­ские сады на средства благотворительности.

Опыт работы воспитательных домов появился в Москве, а затем в Петербурге в 1763 г. по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И.И. Бецкого.

В этих воспитательных домах находились дети от рождения и до 18 лет. До 2-х лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитатель­ный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию.

Часто детские сады включали и начальную школу. Программы в каждом случае составлялись свои. Дет­ский сад-школа Е.П. Смидович находился в хорошем помещении, был прекрасно оборудован, особенно ма­териалами для детского конструирования.

В группах детского сада по желанию родителей детей обучали чтению, письму, счету, В теплое время года многие занятия с детьми проводились на воздухе. Уровень развития детей детского сада был выше, чем у детей, которые не посещали детский сад. Свой опыт о воспитании детей Е.П. Смидович изложила в книге «Детский сад», которая вышла в 1907 г.

В начале 1870-х гг. появилась книга Е.Н. Водовозовой (1844–1923) «Умственное и нравственное разви­тие детей от первого проявления сознания до школь­ного возраста». Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания.

Е.Н. Водовозова считала необходимым всесторон­нее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.

Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – нача­ла XX в. П.Ф. Каптерев. Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.

Каптерев предлагал принимать в детский сад ма­лышей с 4 лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе.

Каптерев предъявлял высокие требования к педа­гогам и воспитателям. Они должны были обладать большими знаниями, иметь интерес к природе, петь, рассказывать, говорить четко и ясно, уметь наблюдать детей. Кроме того, считал Каптерев, педагоги и воспи­татели должны знать анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, историю культуры, знать детскую литературу.

Важную роль в развитии общественного дошколь­ного воспитания в России сыграл замечательный пе­дагог, теоретик и практик С.Т. Шацкий (1878–1934).

Его педагогическая деятельность началась в 1905 г. с организации первых клубов для детей рабочих. Он создал (вместе с архитектором Зеленко) общество «Сетлмент», а позднее «Детский труд и отдых», одним из направлений деятельности которого была работа с деть­ми дошкольного возраста. После революции С.Т. Шац­кий принял активное участие в строительстве новой школы. Он возглавил Первую опытную станцию, зада­чей которой была разработка содержания, форм и мето­дов деятельности новой школы. При опытной станции су­ществовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях, на поис­ки путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации.

Таким образом, в России всегда ряд общественных деятелей педагогов-исследователей и практиков стре­мились обосновать воспитание дошкольников в специ­альных учреждениях для детей различных возрастных групп и при этом в их работах важное место отводится педагогам и воспитателям дошкольных образователь­но-воспитательных учреждений.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте взгляды на воспитание и обуче­ние детей дошкольного возраста педагогов и об­щественных деятелей прошлых столетий. Приве­дите их высказывания по вопросам воспитания и образования.

2. Раскройте основное содержание работы Я.А. Коменского «Материнская школа».

3. В чем заключается педагогическое новаторство К.Д. Ушинского?

4. Изложите взгляды отечественных педагогов, зало­живших основы дошкольного воспитания.

5. Раскройте историю открытия детских садов в Рос­сии.