С какой стороны поплывет алые паруса. Питерские «Алые паруса», или здравствуй, жизнь! Корабли, ходившие под алыми парусами

Официальная история петербургского бренда, праздника выпускников «Алые паруса», насчитывает 12 лет в обновленном формате - после его возрождения в 2005 году. Он мог бы скоро отмечать полувековой юбилей - если бы созданную в 1968 году ночную феерию не закрыли в 1979-м на долгие четверть века.

Первые «паруса»

По официальной версии, история праздника началась в 1968 году, но в 1979-м он прекратил свое существование. В 2005 году шоу вновь возрождено и даже внесено в реестр мирового событийного туризма и рекомендовано к посещению в 20 европейских странах.

До сих продолжаются дискуссии, кто и когда придумал его и почему оно было закрыто в конце 1970-х. По одной из версий, единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году по инициативе городского отдела народного образования. Организовать его было поручено руководству и городского дворца пионеров имени Жданова, в котором занимался едва ли каждый советский ребенок (ныне - Дворец творчества юных).

Праздник открылся 27 июня 1968 года за час до полуночи. Главной сценой стала акватория Невы между Кировским и Дворцовым мостами. Праздник начался со светового шоу под знаменитый «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.

«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» - произнес диктор.

Затем была предложена постановка в духе советских театрализованных представлений: прошли «рабочие Путиловского завода», революционные матросы, солдаты. На параде кораблей были представлены живые картины: на первом корабле - имитация завода с цехами, машинами и рабочими. На втором - серп с полеводами и механизаторами. Третьим шел корабль «Атом» с молодыми учеными. Таким образом, молодежи был предложен традиционный советский выбор: стать рабочим, крестьянином или податься в интеллигенцию. Корабли сопровождали суворовцы и нахимовцы.

Главным кораблем был катер «Ленинград», на котором был поднят флаг праздника, а затем несколько десятков молодых людей зажгли факелы, которые по цепочке передали огонь на Ростральные колонны. От стен Петропавловской крепости со Стрелки были произведены залпы навесного фейерверка. Затем в Неву вошел трехмачтовый «Секрет» под алыми парусами. На борту были герои Александра Грина.

Праздник, как свидетельствуют официальные источники, продолжался до 4-5 часов утра, представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» в таком формате стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его.

Впрочем, есть еще одна версия рождения праздника. Некоторые СМИ утверждают, что первый праздник «Алые паруса» состоялся на десятилетие раньше - в 1958 году. Первыми ведущими праздника были студентка Института культуры Лариса Куприна и курсант ЛВИМУ им. Адмирала С.О. Макарова («Макаровки») Юрий Козлов, которые, как утверждается, и придумали название праздника. Официальная часть проходила в театре им. Ленинского комсомола, затем все перемещались на набережную. Через несколько лет праздник прикрыли, а в 1968 возродили вновь.

Почему и кому не угодили «Алые паруса»

Версий несколько: по одной из них - праздник был закрыт из-за того, что подвыпившие выпускники устраивали стычки друг с другом, а милиция не справлялась. По другой версии - на последнем в 1970-х годах празднике несколько выпускников на спор решили перепрыгнуть разводящиеся пролеты моста и погибли, упав в Неву. Есть и третья версия: закрыть ленинградский бренд приказали «сверху», чтобы вторая столица не перекрывала славу первой, то есть Москвы.

Так или иначе, в 1979 году «Алые паруса» прекратили свое существование. Несколько поколений ленинградских выпускников отмечали день и ночь прощания со школой и с детством на той же Неве, но неофициально. Нанимали кораблики, гуляли по набережным, пили шампанское на Марсовом поле и пели песни на ночном Невском. Праздник был возрожден лишь 26 лет спустя, в 2005 году.

Почему паруса - шведские?

В течение четырех лет в Неву под алыми парусами входил российский фрегат «Штандарт». Однако в 2010 году его место занял шведский парусник «Три короны» (Tre Kronor). Тогдашний «культурный» вице-губернатор Петербурга Алла Манилова объясняла замену отечественного парусника на иностранный тем, что «Штандарт» не имел разрешения на перемещение во внутренних водах России и в предыдущие годы его выпускали на «Алые паруса» в порядке исключения. В 2009 году, по словам чиновников, капитан «Штандарта» якобы вновь не оформил документы и даже не стал вести с переговоры со Смольным.

«Решение найти новый парусник стало результатом затяжных и безуспешных переговоров с капитаном “Штандарта” Владимиром Мартусем», - подчеркнула Манилова.

Сам капитан Владимир Мартусь обижен и считает, что замена его корабля иностранным - результат чиновничьей лени и внутренних разборок.

«Естественно, сам я отношусь к участию иностранного судна d русском празднике очень плохо. Но могу заверить, что со своей стороны я предпринимал все усилия, чтобы именно “Штандарт” участвовал в “Алых парусах”. Сейчас же бороться с бюрократией силы иссякли. Я вижу в этом коммерцию и работу на картинку – ну, что ж делать, может быть, сейчас у нашего города такая судьба», - рассказал Мартусь в интервью РИА «Новости» в 2013 году.

По его словам, он уже 4 года не может вернуться в Россию из-за проблем с законодательством. Дело в том, что для деревянных и парусных кораблей в России нет базы по техническому надзору и контролю, а потому корабль может остаться вечно на приколе.

«Со стороны чиновников только апатия. Нет исторических судов - ну, нет и нет. Видимо, это их устраивает. Чтобы поставить ситуацию с головы на ноги, нужно чуть ли не в кодекс торгового мореплавания изменения вносить. То есть это серьезная работа на уровне Госдумы, на которую лично у меня нет ресурсов. У шведского же корабля все хорошо, на него действуют шведские законы. Если “Штандарт” перевести под флаг другого государства, то мы тоже могли бы заходить в Петербург по шведским или голландским правилам, но петровский фрегат под шведским флагом… Такую картинку мне представить сложно и больно. Тем более когда я знаю, что все проблемы от того, что чиновникам лень немного поработать», - сообщил Владимир Мартусь.

Заметим, что за все годы существования праздника роль гриновского «Секрета» выполняли несколько судов. Сначала была шхуна «Ленинград» (немецкая трофейная шхуна «Дер Зеетойфель»). В 2008 году по Неве плыл учебный трехмачтовый корабль «Мир», построенный на верфи Гданьска в 1987 году. Затем были «Штандарт» и последние годы - шведские «Три короны».

Гимн Ассоли и Грэя

Увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта» уже стала гимном и музыкальным символом праздника. В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева, который лично участвовал в подготовке музыкального материала, а в 2012-м - классиков Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, а также популярного российского артиста и композитора Дмитрия Маликова, который исполнил сюиту в сопровождении Балтийского симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна.

За что ругают

За тонны мусора, которые не успевают убрать даже значительно усиленные бригады дворников. За пьяную молодежь, причем, по оценке полицейских, напиваются все подряд - и сами выпускники, и гости.

Немало доставалось городскому правительству за недостаток урн и туалетов, за неработающее метро, профанацию проверок и «металлодетекторов», через которые молодежь спокойно проносила на Дворцовую и горячительные напитки и петарды.

Ситуацию удалось исправить не сразу - меньше всего негативных отзывов о бардаке на празднике поступило в 2011 году. Последние два года в эту ночь без закрытия работает и метро, что, безусловно, очень помогает гостям праздника.

«Алые паруса-2016»

Руководитель оргкомитета праздника, вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов рассказал, что в 2016 году вход на Дворцовую набережную и Дворцовую площадь будет открыт только для 80 тысяч выпускников школ (из которых около 700 - окончившие кадетские школы, а также выпускники из 19 регионов и 3 зарубежных стран).

Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники.

Во избежание подделок пригласительные билеты, помимо других степеней защиты, снабжены специальной перфорацией. Их бесплатное распространение начнется только накануне самого события. Впрочем, уже появилась , что на «черном рынке» можно купить билет на Дворцовую площадь за 1 - 3 тысячи рублей.

В организации мероприятия принимает участие 5 тысяч человек, из которых 2 тысячи - стражи порядка. Около 30 специализированных судов будут обеспечивать безопасность акватории между Троицким и Дворцовым мостами и так называемые «буферные» зоны, не допуская опасных маневров в районе размещения пиротехники. В центре города установят почти полторы тысячи туалетов, а 135 специальных уборочных машин обеспечат быстрое наведение чистоты после праздника. Досмотр обещают как в самом серьезном аэропорту. Запрещено проносить с собой еду и напитки.

Гостей будут развлекать музыкальные группы, вошедшие в топ-20 предпочтений петербургской молодежи. Среди них - «Звери», «Ночные Снайперы», «Сплин», Iowa, Мот и Бьянка. В 12-й раз подряд ведущим станет петербуржец Иван Ургант. Его напарница - ведущая Пятого канала Даша Александрова.

Дирижер Сергей Жилин будет управлять сводным петербургским симфоническим оркестром из Москвы в режиме телемоста благодаря большому экрану, установленному на Стрелке Васильевского острова. В пиротехническом мюзикле примут участие Диана Арбенина, Мария Максакова, Иван Ожогин, отец и сын Пресняковы.

В ходе представления зрители увидят 20 лазерных картин и 50 уникальных пиротехнических взрывов.

Кульминацией праздника станет появление брига под алыми парусами в пролете Троицкого моста. Для показа шоу с наиболее выгодных ракурсов камеры Пятого канала будут установлены на крыше Эрмитажа, на балюстраде Исаакиевского собора, смотровой площадке петербургской телебашни, мачтах и палубе парусника «Tre Kronor».

Метро в Северной столице будет работать всю ночь.

Фото Дениса Тарасова.

Близится главный выпускной страны. Традиционно в Петербурге выпускников встретит бригантина под алыми парусами. До романтичного момента остались недели. Мало кто задумывается о том, что для корабля, исполняющего роль "Алых парусов", требуются не только красота и масштаб, но и отличная маневренность, а также умелая сплоченная команда и виртуозный капитан.

РЕН ТВ публикует материал "Пятого канала" , рассказывающий о кораблях, год за годом создававших атмосферу сказки и чуда.

За годы существования праздника, занесенного в реестр мирового событийного туризма с рекомендацией к посещению почти в 20 странах Евросоюза, главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли.

С 1970 года роль галиота "Секрет" исполняла шхуна "Ленинград". Это был немецкий трофейный корабль Der Seeteufel (в переводе с немецкого "Морской ангел"), принадлежавший в 30-х годах графу Феликсу фон Люкнеру - главному немецкому корсару Первой мировой войны. "Дер Зеетойфель" стал первым немецким судном, совершившим кругосветное плавание. Впрочем, команда корабля ставила перед собой отнюдь не романтические цели. Экипаж состоял в основном из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветки "Морской ангел" осуществлял сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны.

После окончания Второй мировой войны странами-победительницами была создана военно-морская комиссия для раздела флота Германии. "Дер Зеетойфель" как военный трофей был передан Нахимовскому училищу и переименован в "Надежду". В июле 1956 года шхуна была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. А еще через два года была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в "Ленинград". Корабль неоднократно участвовал в съемках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли фрегатов и морских шхун.


Фото: sailngstamps.ru

С 1971 по 1979 год совместно с "Ленинградом" в празднике участвовала трехмачтовая бермудская шхуна "Кодор", построенная на верфи города Турку в 1951 году. Изначально корабль использовали как рыболовецкое судно. Со временем его отдали Ленинградскому мореходному училищу. Парусник находился в эксплуатации больше 30 лет, что было настоящим рекордом для деревянного корабля. С курсантами на борту "Кодор" обошел одиннадцать морей и побывал в водах Атлантического океана. Кроме того, шхуна использовалась при съемках таких фильмов, как "В поисках капитана Гранта", "Капитан "Пилигрима" и "Остров сокровищ".


Фото: sailngstamps.ru

Трижды в акваторию Невы поздравить выпускников заходил фрегат "Штандарт" - действующая копия первого корабля Балтийского флота, заложенного по указу Петра Первого в 1703 году. Сегодня экипаж "Штандарта" составляют волонтеры, подготовленные перед началом каждого плавания. Летом 2000 года "Штандарт" отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства - тем городам и странам, которые посетил Петр Первый, обучаясь корабельному ремеслу. С 2005 по 2007 "Штандарт" - главный символ "Алых парусов".


Фото: Пятый канал

В первом десятилетии 21-го века роль галиота "Секрет" выполнял и учебный трехмачтовый корабль "Мир", который был построен на польской верфи в 1987 году. С момента спуска на воду учебный фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах. До сих пор этот трехмачтовый корабль считается самым быстрым парусником в мире. В 2008 году появление "Мира" стало кульминацией самого романтического петербургского праздника.


Фото: Пятый канал

В 2009 алые паруса примеряет учебная шхуна "Юный балтиец". Корабль заложили тридцать лет назад. С 1914 года - это был первый парусник, построенный в нашей стране. Он участвовал практически во всех европейских регатах - в Германии, Польше, Голландии, Бельгии, включая знаменитые гонки "Катти Сарк", и показывал неплохие результаты. Сейчас шхуна снова находится в открытом море, после модернизации "Юный балтиец" взяла курс на север Швеции, в порт, где 75 лет назад были сформированы легендарные арктические конвои.


Фото: Пятый канал

Вот уже седьмой год подряд в акваторию Невы под алыми парусами зайдет бриг Tre Kronor (в переводе со шведского "Три короны"). Корабль еще называют "парусником мира", поскольку он строился на деньги благотворителей и волонтеров из разных стран. Изначально "Три короны" создавался как учебное судно для интернациональной команды моряков. Бриг регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества.

В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов The Tall Ships Races. Именно тогда организаторы праздника "Алые паруса" обратили внимание на корабль. Шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером тогда впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой традицией, что уже семь лет бриг является главным действующим лицом праздника "Алые паруса".

Одно из величественнейших и самых неповторимых шоу России «Алые паруса» вот уже 11 лет воспроизводит самую романтическую сцену из одноименного литературного произведения Александра Грина. На этот неповторимый фестиваль в Санкт-Петербурге мечтают попасть тысячи выпускников, и каждый год эти желания сбываются.

Этим торжеством Россия показывает, что гордится своим новым поколением и возлагает на перспективную и талантливую молодежь большие надежды.

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге: рождение традиции

В 11 ч вечера 27 июня 1968 года в Ленинграде был организован масштабная для того времени феерия для выпускников всех городских школ. По всей поверхности Невы, выступающей в качестве сцены, разворачивалось красивейшее театрализованное выступление, за которым наблюдали зрители с Дворцовой набережной. Диктор посвящал будущее празднование всем выпускающимся школьникам – молодым юношам и девушкам города, с пожеланиями запомнить день вручения аттестатов зрелости на всю жизнь.

После всех представлений, фейерверков и шоу на воде в акваторию Невы, словно со страниц произведения Грина, величественно выходил живой символ праздника – галиот «Секрет» с парусами алого цвета. На его палубе разыгрывалась романтическая встреча Ассоль с капитаном Греем под аккорды живого оркестра. Празднования продолжались до самого утра, а представление увидело более 25 тыс. гостей… Именно с этого и началась история праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге.

Это был единственный фестиваль подобного рода во всем Советском Союзе: красочный, яркий, завораживающий и впечатляющий. Он повторялся год за годом до 1979 г. А затем был запрещен Григорием Романовым – главой городского обкома КПСС, который опасался, что массовые скопления молодежи могут привести к массовым беспорядкам. Мероприятие стало неофициальным и возродилось только в 2005 году.

Первый «воскрешенный» фестиваль «Алые паруса» представил в виде 25-минутного шоу, состоящего из 3-х различных синхронных проекций, и опять во главе — корабль с парусами из алого полотна. На тот момент это был парусник «Штандарт», красочно подсвеченный не только снаружи, но и изнутри.

Из года в год гуляния набирали обороты, расширяя масштабы представления за счет разработок в сфере светопиротехнических и музыкальных направлениях. И сейчас «алый бал» выпускников внесен в реестры мирового туризма по посещению стран к конкретным событиям, и почти 20 государств Евросоюза рекомендуют посетить Санкт-Петербург именно в этот период.

Попутного ветра кораблю юности, кораблю радости, кораблю счастья!

Фестиваль «Алых парусов» имеет и второе название – неофициальное: Праздник выпускников. Датой мероприятия выбирается одна из июньских суббот, ближайшая к 21 числу – Дню летнего солнцестояния, а его проведение совпадает с периодом белых ночей в Санкт-Петербурге. Поэтому, видимо, фразы «белые ночи», «Алые паруса», «Санкт-Петербург» звучат неразрывно и практически повсеместно в преддверии самого длинного дня в году.

Программа фестиваля «Алые паруса» в Санкт-Петербурге представляется обычно двумя последовательными частями. Первое театрализованное отделение проходит на территории Дворцовой площади при участии популярных артистов и певцов российского шоу-бизнеса. Вход сюда только по пригласительным.

Второе отделение – самое главное и самое кульминационное, плавно вытекает из первого и занимает почти всю водную гладь Невы и часть Дворцовой набережной. Это мультимедийный спектакль грандиозного масштаба, включающий в себя прохождение корабля с парусами истинно алого цвета, суперсовременное музыкальное сопровождение и обрамление всего происходящего многочисленными фейерверками и салютами. В процессе прохождения корабля мимо набережной зрители могут наблюдать воспроизведение отдельных сюжетов бессмертной одноименной повести Грина в исполнении театральных актеров. Сюда вход свободный.

Из интересных фактов фестиваля:

«Алый» фестиваль-2016: как это будет

В 2016 г. праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге откроется 25 июня. В этом году символом праздника станет мост, который олицетворяет переход в будущее из прошлого, переход во взрослую жизнь из мира детства, объединение народов и времен, путь вперед и преодоление препятствий.

Стартует праздник вечером в 22:00 по Московскому времени на Дворцовой площади Санкт Петербурга, открываясь величественным театральным прологом. Шесть разных красочных эпизодов, главным действующим элементом которых будет именно мост – петербургский, реально существующий, и вымышленный, фантастический. В этот момент сцена, собранная у Главного штаба, будет отображать собой сверкающий мост. По ходу представления конструкции будут разводиться, словно разводные питерские мосты.

Почти сразу после полуночи начнется главная сенсация праздника — шоу пиротехники на Троицком мосту. Это будет представление по последним, новейшим техническим технологиям с конструкциями, наполненными хитроумными сюрпризами.

Ожидается масса новинок. Например, будет соединены воедино огонь с водой и звук со светом в момент переноса гостей в мир кинематографа. Стрелка Васильевского острова станет пристанищем живого симфонического оркестра и лучших голосов страны, которые по-новому исполнят хиты отечественной классики кино. И, конечно же, апогеем мероприятия «Алые паруса-2016» в Санкт-Петербурге станет долгожданный парусник «Tre Kronor» с легендарными алыми парусами. Стоит заметить, что именно в 2016 году снаряжение парусника будет полностью обновлено – впервые с 2010 г.

Для повышенной безопасности праздника и качественной организации порядка вход на Дворцовую набережную и площадь осуществляется исключительно по пригласительным. Разрешение дается только выпускникам 2016 года и одному сопровождающему их лицу. Примерно ожидается более 80 тыс. человек. Билеты имеют особые защитные элементы от поддельных, распространяются бесплатно по училищам и школам и станут доступны не ранее, чем за двое суток до начала праздника.

В ночь на 26 июня в Санкт-Петербурге прошел традиционный праздник «Алые паруса», в котором приняли участие более 30 тыс. выпускников, 5 тыс. гостей из различных регионов страны, а за действом наблюдали более 80 тыс. зрителей.

Деревянный шведский бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

За 11 лет после своего возрождения праздник выпускников уже стал одним из летних символов города на Неве. Главную роль в нем вот уже шестой раз подряд выполнял шведский бриг «Tre Kronor of Stockholm».

Первые праздник выпускников в Ленинграде провели в 1968 году. Тогда по Неве прошла целая флотилия из «Кораблей труда», на котором плыли рабочий Кировского завода, революционный матрос, солдат Великой Отечественной войны. А сами катера символизировали идею строительства общества, основанного на свободном труде: на первом судне был изображен громадный молот, на втором серп, на третьем атом.

С 1970 года праздник приобрел более романтический оттенок повести Александра Грина «Алые паруса». Галиот «Секрет» тогда исполняла шхуна «Ленинград», судьба которой заслуживает даже не статьи, а целой книги.


Шхуна «Ленинград / Алые паруса» / ПАРУСНИКИ ИНФО Будущая шхуна «Ленинград» была построена на верфи Геброудерся в Голландии в 1912 году, как парусное рыболовое судно «СН 374», а после - «Стерна». В 1927 году парусник приобрёл новый судовладелец из Гамбурга, который переоборудовал его в универсальное грузовое судно и переименовал в «Эдельгард». В 1936 году шхуну купил герой Первой мировой войны в Германии граф Феликс фон Люкнер (Felix Graf von Luckner). Он перестроил шхуну, изменив носовую часть установил новый, заменив старый двухтактный двухцилиндровый двигатель производства «Дойче Веерке» (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с. на 140-сильный уже четырехтактный, и переоборудовал её в комфортабельную яхту. Шхуна получила новое имя ″Seeteufel″ – ″Морской дьявол″. Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна в 1937-1939 годах совершила кругосветное плавание по маршруту: Норвегия - Панамский канал - Таити - Австралия - Индонезия - Аден - Суэцкий канал - Средиземное море - Италия - Англия. На самом деле, экипаж судна состоял из разведчиков и картографов, и основной целью путешествия был сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. С началом второй мировой войны шхуна числилась вспомогательным судном немецкого ВМФ. После войны шхуна по репарации была передана СССР и много лет служила учебно-парусным судном ВМФ и Нахимовского училища под именем "Ленинград".

В 2005 году, после 26-летнего перерыва праздник выпускников было решено возродить. И до 2010 года галиот «Секрет» в разное время играли историческое судно «Штандарт», парусник «Мир», шхуна «Балтиец». В 2010 году алые паруса впервые на себя примерил шведский парусник «Tre Kronor of Stockholm».


Бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Гордость Швеции

В 1993 г. в Стокгольме стартовал проект «Стокгольмский бриг», и за основу нового деревянного «парусника мира» был взят учебный бриг «Gladan» 1857 года.

Бриг «Gladan» несколько раз принимал участие в полярных экспедициях к Шпицбергену и Гренландии известного полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда. Позже «Gladan» использовался как учебный парусник ВМС Швеции. Его служба окончилась в 1924 году, когда он затонул в военной гавани г. Карлскрона. Мачты парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Это судно стало идеальной моделью для создания парусника по старинной технологии, поскольку в военных архивах нашлись подробные чертежи.

Киль «Tre Kronor of Stockholm» был заложен на верфи Скипхолмен (Skeppsholmen) в Стокгольме. Строилось судно на деньги благотворительных организаций и волонтеров – как теперь говорят по схеме краудфандинга.

27 августа 2005 году судно спустили на воду, причем крестной матерью судна стала принцесса Виктория. А в свое первое плавание «гордость Швеции» отправилась в 2007 году.

Технические характеристики парусника «Tre Kronor of Stockholm»:

полное водоизмещение,т 330
макс. скорость под двигателем, узл. 8
максимальная скорость под парусами, узл. 17
длина по палубе, м 35
ширина габаритная, м 8,25
осадка, м 3,25
высота мачт от ватерлинии, м 29,5
площадь парусов, кв.м 735
количество парусов, шт 16
экипаж штатный, чел 8—12
максимальное число людей на борту, чел 68

Основными материалами для строительства судна послужили дуб, сосна, сибирская лиственница. На корпус судна пошло около 544 куб. метров дуба, а это примерно тысяча взрослых деревьев. Палуба сделана из сибирской лиственницы, мачты и реи изготовлены из сосны и лиственницы.

При этом на судно построено с учетом всех правил классификационных обществ. Например на нем 8 водонепроницаемых отсеков, современная рулевая машина, навигационное оборудование. Для создания праздничного освещения судна используется специальный дизель-генератор.

Постоянный экипаж парусника - от 8 до 13 человек, остальные – волонтеры, курсанты или пассажиры, которые на коммерческой основе могут свободно попасть на судно. При этом требования к ним равные с практикантами.

Все члены экипажа свободно говорят по-английски, однако основная их часть – все-таки шведы, поэтому шведскую речь, особенно во время установки парусов можно услышать чаще.

Говорит Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны:


Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны

«Праздник состоит из нескольких основных составляющих: пиротехника, музыка, световое шоу, десятки тысяч зрителей на берегах Невы – все это вместе создает настоящую атмосферу праздника, кульминацией которого является появление парусника в пролете Троицкого моста.

В это время на борту судна идет колоссальная работа. В обычных условиях на выполнение таких, казалось бы, несложных маневров, как прохождение, поворот, швартовка нормы времени исчисляются десятками минут. У нас задача уложить все это в несколько секунд – ведь все выверено, согласовано с пиротехникой, музыкой. В прошлом году, например, мы отклонились от сценария всего на 3 секунды. Это, безусловно, верх профессионализма.

Поэтому несмотря на то, что «Tre Kronor» приходит на праздник уже шестой год подряд, экипаж проводит огромное количество тренировок».


Карл Бавнер (Karl Bavner) главный кок парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Всем известно, что на судне «главный человек» после капитана это кок, а «главное место» после капитанского мостика – камбуз. Надо признаться, что вкусно и вовремя приготовленная пища — это залог хорошего настроения экипажа. Судовой кок парусника «Tre Kronor» Карл (Karl Bavner) — энергичный молодой человек лет 25ти. Рассказывает, что один с легкостью справляется с приготовлением пищи на 20 человек команды. Система вахт на судне такая же, как и на российских парусниках 4 через 8, поэтому кормится экипаж 4-5 раз в день. Сложнее приходится, когда парусник делает коммерческие однодневные выходы, тогда к 20 членам экипажа прибавляется ещё 50 пассажиров, но Карл не жалуется, работа творческая. «Готовлю еду, смотрю в иллюминатор, а за бортом море плещется, романтика», – улыбаясь рассказывает Карл. Когда судно стоит дома в порту Карл подрабатывает в одном из местных ресторанчиков, но говорит, что на судне, конечно, интереснее.

В ответ на наши вопросы Карл спросил, есть ли в Петербурге заведение для моряков, куда можно сходить после вахты, отдохнуть, отведать разные напитки. И мы конечно посоветовали ему знаменитый портовый кабак «Fiddler’s Green» на Рубенштейна 5 , настоящее пристанище для моряков и людей влюблённых в море.

Капитан парусника «Tre Kronor» Аллан Палмер (Allan Palmer) не менее интересная личность. Потомственный моряк, сам вот уже 20 лет ходит на парусных судах, в проекте «Tre Kronor» он участвовал с самого основания. В свободное от морской деятельности время Аллан художник-оформитель. И особая его любовь - подготовка изображений для почтовых марок (подробнее об этом можно прочить здесь )


Капитан брига «Tre Kronor» Allan Palmer / ПАРУСНИКИ ИНФО

Все петербургские журналисты задают Аллану один и тот же вопрос об особенностях маневрирования на Неве. Задали его и мы. И как заверил опытный капитан, основная проблема на Неве – это ветер, поэтому надо координировать работу главного двигателя и парусного вооружения, и еще следить, чтобы на палубу не попали догорающие фейерверки.

А вот культурная жизнь на борту парусника не так развита. Например, что удивительно – нет традиционного шанти-хора. «Мой отец ходил на паруснике, у него на борту был шикарный шанти-хор, а вот у нас не получается, наверное, потому как большая часть экипажа – практиканты», – рассказывает Аллан.

После непродолжительной экскурсии капитан ушел по своим делам проверять паруса, высказав на прощание свои впечатления от уже шестого посещения «Алых парусов»:

«Выступление для нас - это не только работа. Потому что, когда приезжаем, мы стараемся немного погулять по городу. Петербург – очень красивый город. В некотором роде мы, как артисты – даем хорошее представление и радуемся, если все вышло хорошо и зрителям понравилось».

Наблюдая за выступлением шведского коллектива с берега мы можем сказать, что Аллану и его команде оно удалось на славу. Достаточно посмотреть на фото.



Рында парусника, «нечищенная». Год указан 1687. Происхождение и подлинность рынды неизвестна. Но как сказал капитан, это скорее всего «стилизация под старину». У нас бы все равно надраили.


Рында парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Настоящие повседневные паруса парусника «Tre Kronor».


Настоящие паруса «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Кстати, в этом году алые паруса, которыми оснащались все парусники, принимавшие участие в празднике, впервые за 12 лет поменяли. Старые паруса передали в музей Грина в Феодосии,

Каюта для пассажиров / ПАРУСНИКИ ИНФО

Швеция – нация пива. Специальный аппарат в кают компании парусника.


Швеция — нация пива / ПАРУСНИКИ ИНФО


Большинство матросов на паруснике «Tre Kronor» это красивые отважные шведские девушки / ПАРУСНИКИ ИНФО












Появление прекрасного брига с алыми парусами — всегда самый эффектный и романтичный момент праздника «Алые паруса», кульминация водно-пиротехнического шоу. Для корабля, исполняющего эту роль, требуются не только красота и масштаб, но и отличная маневренность. А также умелая команда и виртуозный капитан, ведь в узкой акватории Невы с очень переменчивой розой ветров следует появиться секунда в секунду.

За годы существования праздника, занесенного в реестр мирового событийного туризма с рекомендацией к посещению почти в 20 странах Евросоюза, главную роль бригантины с алыми парусами из повести Александра Грина исполняли самые разные корабли.

«Алые паруса — 2019»

В этом году главным символом праздника выпускников в Санкт-Петербурге станет новый корабль, его уже готовят в Кронштадте. Парусно-моторное судно заменит на ответственном посту шведский бриг «Три короны», который последние семь лет выходил под алыми парусами в Неву.

Бриг «Россия» заходит в Кронштадт, 2019 год
Пятый канал

«Металлист» — Первый корабль с алыми парусами

Первым символом праздника мечты — кораблем с алыми парусами — стала яхта «Металлист». Специально для нее были заказаны паруса алого цвета. «Одели» яхту Центрального яхт-клуба Ленинграда в ночь накануне праздника. Борт украсили светящимися буквами «Секрет» — так назывался тот самый корабль в повести Александра Грина, на котором Грэй приплыл за Ассоль.

Фото: Архив Пятого канала

«Ленинград»

С 1970-го роль галиота «Секрет» исполняла шхуна «Ленинград». Это был немецкий трофейный корабль «Der Seeteufel» (в переводе с немецкого — «Морской ангел»), принадлежавший в 30-х годах графу Феликсу фон Люкнеру — главному немецкому корсару Первой мировой войны.

«Дер Зеетойфель» стал первым немецким судном, совершившим кругосветное плавание. Впрочем, команда корабля ставила перед собой отнюдь не романтические цели. Экипаж состоял в основном из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветки «Морской ангел» осуществлял сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны.

Граф Феликс фон Люкнер и шхуна «Der Seeteufel»

После окончания Второй мировой странами-победительницами была создана военно-морская комиссия для раздела флота Германии. «Дер Зеетойфель», как военный трофей, был передан Нахимовскому училищу и переименован в «Надежду».

В июле 1956-го шхуна была отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. А через два года — исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград».

Корабль неоднократно участвовал в съемках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли и фрегатов, и морских шхун.

Шхуна «Ленинград» под алыми парусами
Фото: архив Пятого канала

Каравелла «Нева»

«Нева», которая участвовал в празднике выпускников «Алые Паруса — 1971» вместе с «Ленинградом», — реплика трехмачтового парусного судна «Санта-Мария». Оно входило в состав флотилии Колумба. Именно на «Санта-Марии» в 1492-м Христофор Колумб и отрыл Новый Свет.

К 1971-м энтузиасты Ленинградского клуба водно-моторных туристов закончили строительство «Невы». И сделали они это собственными силами. Судно «Нева» очень близко по характеристикам к каравелле «Санта-Мария».

Каравелла «Нева»
Фото: ТАСС /Олег Пороховников

Шхуна «Кодор»

С 1971 по 1979 год совместно с «Ленинградом» в празднике участвовала трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор», построенная на верфи города Турку в 1951-м. Изначально корабль использовали как рыболовецкое судно, но со временем его отдали Ленинградскому мореходному училищу.

Парусник находился в эксплуатации больше 30 лет, что было настоящим рекордом для деревянного корабля. С курсантами на борту «Кодор» обошел одиннадцать морей и побывал в водах Атлантического океана. Кроме того, шхуна использовалась при съемках фильмов «В поисках капитана Гранта», «Капитан „Пилигрима“» и «Остров сокровищ».

Шхуна «Кодор», 1972 год
Фото: sailngstamps.ru

Фрегат «Штандарт»

Трижды в акваторию Невы поздравить выпускников заходил фрегат «Штандарт» — действующая копия первого корабля Балтийского флота, заложенного по указу Петра Первого в 1703-м.

Сегодня экипаж «Штандарта» составляют волонтеры, подготовленные перед началом каждого плавания. Летом 2000-го «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства — городам и странам, которые посетил Петр Первый, обучаясь корабельному ремеслу. С 2005 по 2007 год «Штандарт» — главный символ «Алых парусов».

Фрегат «Штандарт» под алыми парусами, 2006 год
Фото: Пятый канал

Трехмачтовый корабль «Мир»

После «Штандарта» роль галиота «Секрет» выполнял учебный трехмачтовый корабль «Мир», который был построен на польской верфи в 1987 году. С момента спуска на воду фрегат неоднократно занимал призовые места на самых престижных парусных регатах. До сих пор «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. В 2008-м его появление стало кульминацией самого романтического петербургского праздника — «Алых парусов».

Фрегат «Мир» под алыми парусами, 2008 год
Фото: Пятый канал

Шхуна «Юный балтиец»

В 2009-м алые паруса примеряет учебная шхуна «Юный балтиец». С 1914 года — это был первый парусник, построенный в нашей стране. Он участвовал практически во всех европейских регатах — в Германии, Польше, Голландии, Бельгии, включая знаменитые гонки «Катти Сарк». Показывал и продолжает показывать неплохие результаты.

Шхуна «Юный балтиец» под алыми парусами, 2009 год
Фото: Пятый канал

Бриг «Tre Kronor»

С 2010-го по 2018-й включительно в акваторию Невы под алыми парусами заходил бриг «Tre Kronor» (в переводе со шведского — «Три короны»).

Корабль называют «парусником мира», поскольку строился он на деньги благотворителей и волонтеров из разных стран. Создавались «Три короны» как учебное судно для интернациональной команды моряков. До сих пор бриг регулярно ходит в экологические экспедиции и выступает международным символом сотрудничества.

Бриг «Tre Kronor» под алыми парусами
Фото: Пятый канал

В 2009 году бриг победил в крупнейшей регате больших парусных судов «The Tall Ships Races». Именно тогда организаторы праздника «Алые паруса» и обратили внимание на корабль. Шведская команда во главе с капитаном Алланом Палмером тогда впервые открыла для себя книгу Александра Грина. Моряки настолько прониклись красивой петербургской традицией, и следующие семь лет бриг был главным действующим лицом праздника «Алые паруса». В 2019 году его место займет новый корабль — новый символ самого романтичного праздника России.

«Алые паруса — 2019» состоятся 23 июня на Дворцовой площади и ближайших набережных. Ожидается, что участие в выпускном под открытым небом примут более 30 тысяч выпускников, а также сотни тысяч петербуржцев и гостей города на Неве.