Религия в которой существует понятие карма. Понятие кармы. Что такое карма

Вопросы о предначертании и состоянии его души после смерти волновали человечество много веков назад. Различные теории и рассуждения о том, каков смысл быть , породили возникновение различных течений, которые сегодня носят название религиозных - буддизм, даосизм, ваджраяна, кришнаизм, иудаизм и многие другие. В каждой из этих направлений есть свое понимание , его бессмертии, возможности или невозможности перевоплощения и состояния души после смерти. В этой статье мы разберемся, что такое закон кармы, относят ли ее к наказанию или испытанию, которое должен пройти каждый, как предначертание связано с судьбой и точными науками, какие у нее есть причинно-следственные связи.

Что такое карма

Под понятием «кармические отношения» популярные словари подразумевают несколько значений. В широком смысле - это то, как может самоидентифицировать , исходя из совершенных поступков . Это может быть и судьбоносным предназначением человека, его путем в . Это также закон прямой справедливости - душа получает то действие, которое когда-то она уже совершала в прошлом по отношению к кому-то.

Согласно философии буддизма, карма - это послесмертная награда человека, которая может быть перевоплощением (для , ведших греховный ), или нирваной - для праведных, «чистых» людей. В религиозных течениях индийского вероисповедания краткое определение кармического закона - это «закон возмездия», который определяет послесмертную дальнейшую судьбу человека - будет ли он обречен на хорошую, или плохую - зависит от того, какой образ он вел до этого.

Четыре вида кармической связи

Кармические связи - это способы сочетания, взаимодействия и работы душ людей в этом мире. Кармические связи или , могут быть как тесными, близкими, так и далекими, едва сочетаемыми. Кармическая связь душ может быть как разрушающей, пагубной, ведущей к негативным последствиям, так и исцеляющей, облагораживающей и преобразовывающей к лучшему.
Выделяют 4 вида:

  1. Саньчита. Это все те прошлые поступки, которые совершал индивид в прошлой - как , так и положительные. Все действия фиксируются на определенном «кармическом счете». Саньчиты могут быть как известными - те, о которых вы знаете или видите в конкретных действиях, либо неизвестные - та карма, о существовании и исполнении которой вы можете не знать. Такой «неизвестный» кармический результат исходит из теории реинкарнации - согласно ей, причинами всех событий в настоящем является результат поступков и действий, совершенных в прошлом. Мы можем задавать различные вопросы - к примеру, почему удалось хорошо окончить университет, но не нашлась подходящая , почему не удается выйти замуж, или почему не получается завести . На самом деле, все это результат предыдущих карм, испытанных ранее - либо в прошлой , либо в самом раннем детстве - даже еще на уровне . Все действия, уже совершенные в жизни, оставят отпечаток и вернутся бумерангом каждому человеку. Некоторые последствия своих поступков каждый сможет испытать уже в своей жизни, а часть из них может перенестись на будущую, перевоплощенную жизнь.
  2. Прарабдха. Это тот вид кармы, которую предстоит испытать в непосредственном будущем. Под ней подразумевают все прошлые поступки, которые уже проявились в настоящем или проявятся в ближайшем будущем. Прарабдха является частью санчиты. Пример: если является именитым , или у него потрясающий голос - он считается одаренным, талантливым. Такое проявление мастерства в может являться результатом упорного труда в прошлой жизни.
  3. Криямана. Это сумма всех текущих карм, все последствия, которые человеку возвратятся, исходя из совершенных им поступков сейчас, в настоящем времени. Если 2 предыдущих понятия в некотором роде предопределены, то кримаяна - это только то, что человек сам «заработал» в настоящей жизни. Это активный вид, который состоит из активных поступков и действий, по результатам которых будет составляться ближайшее будущее индивида. Пример: если у успешного юриста есть врожденное , не дающее ему возможность иметь - это результат либо саньчиты, либо прарабдхи. Однако, если пойдет на хирургическое вмешательство и устранит недуг, он приведет в действия кримаяну - то есть повлияет на результат в будущем.
  4. Агама (будущие кармические законы отдельного человека). Это все действия, которые вы в принципе планируете осуществить в будущем. Дальновидность индивида и умение принимать решения - основные характеристики такого вида. Исходя из рассмотренных выше примеров, агамой будет планирование операции, которая вылечит его . Существует известное изречение: чтобы добиться успеха, нужно тщательное планирование. В этом примере, планирование - это агама, а достижение - это криямана.

Карма как механизм движения сансары. Зачем нужна карма?

Примеры кармических причин болезней

Определение состояния кармы человека - это такое состояние, что может длиться довольно продолжительное . Положительная карма в большинстве своем обеспечивает человека как на физическом, так и духовном уровне. Однако плохие поступки, негатив и неправильный образ жизни провоцируют появление определенных осложнений.
К ним относятся:

  • Поражение ЦНС, . Не стоит объяснять, что постоянные плохие взаимоотношения с окружающими, негативные эмоции влекут за собой , нарушение внутренней гармонии, в тяжелых случаях - психические расстройства, вплоть до умственных болезней.
  • Ожирение. Неумеренность в разрушает «храм тела», отдаляет от совершенства и тормозит наполнение кармического сосуда.
  • Цирроз и болезни, вызываемые злоупотребление и наркотиками . Согласно буддистской философии, это является страшным грехом - когда человек целенаправленно разрушает свой организм.
  • Различные кожные заболевания ( , сыпь и т. д). Согласно кармическим законам, такие наглядные проявления, как высыпания на теле и поражения кожного покрова, свидетельствуют о том, что человек поступает не по , по правилам. Возможно, за ним числится кармический долг. Буддисты рассматривают такого рода болезни как наказание, посылаемые свыше - это знак остановиться, пересмотреть свои поступки, изменить способ жизни, вернуться к духовным практикам.
  • Церебральный паралич (повреждения головного ). Считается, что если такая болезнь врожденная - это следствие того, что при перерождении человек унаследовал плохую карму из своей прошлой жизни.
  • Заболевания эндокринной системы и поражения костной системы. Одной из причин болезни может являться плохая родовая карма - если, к примеру, кто-либо из ваших предков был черным магом, либо на роду висит проклятие.
  • Женское и мужское бесплодие. Может быть как наказанием за грехи, совершенные как в прошлой, так и в нынешней жизни. Также это может быть проверкой, насколько сильно заложена в вас родительская карма, как сильно вы хотите своего младенца.
  • , ОРВИ, грипп. Такие болезненные состояния выбивают человека из привычной колеи, суеты, дают время для уединения и переосмысления жизни. Поэтому не всегда плохо, когда из-за гриппа вам приходится брать на работе и оставаться дома - возможно, это время дано специально для самоанализа.
  • СХУ (синдром хронической ) - еще один своеобразный «стоп-сигнал», который посылается для остановки, восстановления душевного баланса и возможности пересмотреть свои действия и поступки.

Кармические причины болезней в настоящем - это те поступки, которые мы осуществили в прошлой жизни, и которые влияют на наше настоящее существование. К примеру, если в прошлом мы обижали , смеялись или издевались над ними - кармой может быть врожденное (высшие силы не дают шанса иметь детей, чтобы человек не осуществил рецидив своего поведения). В этом смысле, такая болезнь - это наказание из прошлого, которое человек сделал себе сам.

Важно! Кармические болезни - это своего рода отработки, которые необходимо осознать и пройти. Только так можно будет избавиться от болезни, вызванной плохой кармой. Длительность процесса будет зависеть от запущенности болезни и желания человека работать над собой и своими ошибками.

Наследственные болезни - результат затрагивания кармического закона родителей по отношению к своему ребенку. Это может также быть наказанием родителей, которое отражается и в их детях. Сюда можно отнести разные виды наследственных и генетических болезней - от гемофилии до синдрома Дауна. В этом примере и родители, и дети выполняют свои кармические обязательства.
Считается, что карма весьма тщательно строит взаимосвязь людей, поэтому если у ребенка присутствуют серьезные заболевания, это означает, что мать или отец, возможно, в прошлой жизни издевались над кем-либо - и теперь эта измученная душа стала больным ребенком, которая как бы «возмещает» причиненные страдания. Ребенок в данном примере в прошлой жизни мог не слушаться своих родителей или учителей - поэтому кармический долг приписывает ему страдания такого рода.

Хронические болезни зачастую требуют хирургического вмешательства - это приводит к изменению тела, и как следствие, души. Такая переориентировка также может являться кармой, которая проявит себя либо в настоящей, либо уже в перевоплощенной жизни. Один из основных лозунгов кармической медицины - это то, что не существует неизлечимых болезней, однако есть люди, которые попросту не хотят ничего менять в своих мыслях, поступках душе и образе жизни в целом. Обратите внимание: иногда болезни - это не всегда наказание или способ проверки. Это может быть благом, которое направлено на остановку, самоанализ и исправление будущего кармического закона путем изменения действий в настоящем.

Как узнать свою карму?

Узнать свою карму или продиагностировать ее может каждый человек. Но для этого потребуется определенная практика. По сути, то, чем занимаются йоги, в широком смысле - это исследование себя, своего «Я», своей кармы. В некоторых случаях прибегают к сеансам или психотерапии - это помогает раскрыть глубинные тайна сознания человека. Однако можно узнать карму и без таких радикальных способов, а именно - путем тщательного анализа своих поступков, причинно-следственных связей, налаживания контакта с подсознанием, расшифровки . Помощью в этом станут утренние , занятия , правильное , время для созерцания природы, умение чувствовать собственные импульсы и биоритмы тела. При таком очищении мыслей, можно ясно увидеть путь, который предстоит пройти в дальнейшем.

Как улучшить свою карму?

Изменить результат действий, совершенных в прошлой жизни (то есть санчьиту и прарабдху) фактически невозможно - следует лишь принять и перенести то, что должно произойти. Однако можно изменить свою будущую карму, повлиять на карму своих будущих перерождений и всего человечества.
Улучшение ауры и предначертания находится в прямопропорциональной зависимости от хороших, положительных дел, способа жизни человека, его контактов с окружающими в настоящем. Для очистки кармы и наполнения кармического сосуда, необходимы определенные упражнения, иногда умение сдерживаться в определенных ситуациях и держать себя в руках, не сквернословить, придерживаться умеренности в пище, влияют на подсознание человека, и создают канал между ним и энергией Вселенной. , новичкам следует практиковать чтение мантр с опытным йогом - в противном случае, неправильный порядок действий и произношение мантр при медитации может усилить дисбаланс гармонии. Присутствие же духовного медиума поможет вам раскрыть свои чакры и правильно пройти путь очищения с помощью мантры.

Как освободиться от кармы?

Каждый стремится к лучшей жизни, к лучшей карме и судьбе. Однако не стоит забывать, что карма в древнеиндийской философии - это закон и результат воздаяния за уже совершенные дела - это результат действий, совершенных и в прошлой жизни (особенно ярко это проявляется у детей дошкольного возраста). Самостоятельно можно изменить влияние кармы на свое будущее, однако для этого требуется направленные усилия и тяжелая работа над собой. Изменить карму можно, только предварительно разобравшись в себе: в какой конкретно сфере возникают проблемы - в семейной, финансовой, сфере , детьми, жилищные проблемы и многое другое. Важно знать, что является первопричиной проблем - для этого требуется тщательный самоанализ.

Знаете ли вы? Карма буквально переводится с санскрита как «действие». В Америке закону кармы причисляют второй закон Ньютона - «сила действия равна силе противодействия».

Ярким примером того, кто в полной мере ощутил свою карму, является Будда - он видел причину и следствие своих поступков, осознал, как можно освободиться от кармических узлов, переделал свой путь и постиг пути освобождения. Учителя йоги и последователи Будды следуют его примеру, пытаясь достигнуть такого же очищения сознания от плохой кармы человека и постигнуть нирвану - полное освобождение. Некоторым это удается, спустя несколько лет упорных тренировок. Таким образом, можно сделать вывод, что свою будущую жизнь или кармический закон (агаму и крияману) действительно можно изменить, однако для это стоит запастись огромным терпением и упорством.

В практически всех религиях нашего мира существует объяснение того, почему человек должен придерживаться высокоморального поведения.

Особенно глубоко и подробно эта тема раскрыта в ряде индийских учений – карма в буддизме и индуизме является воплощением причинно-следственной духовной связи. Мы подробно разберемся в самом этом понятии, а также рассмотрим основные его отличия в двух представленных выше религиях.

Общее понятие кармы в буддизме и других религиях

Какой бы религии не придерживался человек, он прекрасно знает, что почти каждое его действие и поступок имеет определенные последствия. Обычно тот или иной выбор оставляет след на будущей жизни после смерти. Если постараться обобщить данную схему, то получится, что плохие или же негативные поступки склоняют чашу весов в сторону будущего наказания, а хорошие или положительные деяния соответственно влекут поощрение.

Такая система несколько разнится в каждой из религий, но принципы остаются примерно одинаковыми. Несколько иначе на этот вопрос отвечает блок индийских учений. Любое из них известно тем, что уделяет особое внимание, прежде всего духовной составляющей человека и ставит во главу всей жизни развитие именно в этом направлении. Не удивительно, что и причинно-следственная связь человеческих поступков и событий здесь трактуется совсем по-другому.

Прежде всего, следует отметить, что переводится это слово на русский как деяние. Это наиболее близкое по значению слово из всех возможных переводов. Карма представляет собой своеобразный закон, который регулирует взаимоотношение между поступками человека и будущими событиями, которые становятся их результатом. Это подразумевает, что в жизни людей ничего не происходит просто так. Любая потеря или находка, успех и неудача – все это регулируется только кармой и ничем другим. Именно действия человека программируют всю его последующую жизнь.

Что интересно, карма затрагивает не только конкретную человеческую жизнь – не стоит рассматривать ее так узко. Этот закон является центральным в еще одном понятии, которое характерно для индийского блока религий, как сансара. Как и в отношении кармы, у каждого учения своя трактовка этого явления и для каждого она индивидуальна, но все же информационный фундамент понятия одинаков.

Сансарой называется цикл перерождений человеческой души, в ходе которого меняется только физическое тело и сознание, а ряд характеристик остается прежним.

Именно такой константой и является карма, хотя такое определение не совсем верно, ведь именно она и провоцирует данную цикличность и процесс перерождения вызван ее наличием у того или иного человека. Всякая душа, которая столкнулась с понятием кармы и сансары пытается вырваться из этого цикла, ее цель – освобождение от него и переход на совершенно иной уровень. Об этом процессе мы поговорим чуть ниже.

Важно отметить, что роль Бога во всем этом действии также немного отличается в зависимости от того, какую религию мы рассматриваем. Чаще всего Бог является своего рода распределителем поощрений и наказаний в зависимости от качества кармы. Либо же никак не вмешивается в кармические процессы, но способен воздействовать на нее непосредственно.

Закон кармы в индуизме

Прежде всего, необходимо осознать, что понятие кармы не подразумевает какой-либо судьбы и не выступает в ее роли. Индуизм придерживается того, что человек обладает свободой выбора, ведь без нее и не было бы возможности выйти из сансары и обрести высшую свободу.

Не существует абсолютно никакой упорядоченности в кармических действиях. Это означает, что совершая тот или иной поступок, человек не программирует себя на какое-либо событие. Конечно, положительные действия влекут положительное и наоборот, но в какой момент времени плоды будут получены – не знает никто.

Чтобы лучше понять это явление, необходимо ознакомиться с разновидностями кармы, которые описывает индуизм.

Всего их три:

  • Накапливаемая (криямана);
  • Приносящая плоды (прарабдха);
  • Накопленная (санчита).

Все поступки и действия оставляют какую-то часть в накапливаемой карме, ее запас постоянно пополняется, пока мы выполняем кармические действия. Когда приходит пора перерождения духа, накапливаемая энергия переходит в разряд накопленной. В этот момент происходит цикл сансары и часть накопленной кармы распределяется по будущей жизни случайным образом. Это означает, что в ней может быть поровну наказаний и поощрений, либо же они могут быть в абсолютно разных долях.

Все это является волей случая, поэтому велика вероятность, что прарабдха в итоге будет полностью состоять из наказаний, хотя в целом карма была положительна. Подобный круговорот происходит до тех пор, пока накопленная карма не используется вся для перерождений. В этом случае дух человека обретает свободу и вырывается из цикла сансары. Но как может закончиться санчита, если она постоянно восполняется за счет крияманы, спросите вы. Именно об этом мы сейчас и поговорим.

Как уже упоминалось, положительные поступки делают карму светлее и влекут за собой всевозможные поощрения в виде наслаждений и тому подобного.

Негативные же действия пагубно отражаются на карме и переводят ее в отрицательную плоскость.

На первый взгляд может показаться, что следует стремиться к позитиву, и что именно здесь сокрыт единственный путь к духовной свободе. На самом деле это не так. Любые поступки, будь то хорошие или плохие, укрепляют вашу позицию в цикле сансары. Конечно, в первом случае ваша жизнь будет куда лучше, она приносит много радости и наслаждений, но это не свобода, а хождение по кругу.

Освобождение, или как оно еще называется мокша, возможно только в том случае, когда за вашими поступками не стоит никаких собственных желаний. То есть суть такой деятельности сводится к выполнению какого-либо дела, без ожидания платы или вознаграждения за него. Конечно же, речь здесь идет не столько о материальных благах, сколько о достижении какого-то внутреннего результата.

Например, человек может сделать что-то хорошее на первый взгляд безвозмездно, на самом же деле он преследует какие-то свои интересы, это даже может быть банальное желание потешить свое самолюбие или что-то в этом духе. Пусть такой поступок и отложится положительно в его карме, но ни одного шага на пути к мокше в результате такой деятельности не произойдет.

Поступок, который не имеет никакой подложки в виде личных желаний, на карме вообще никак не отражается.

Напротив, такая деятельность берет часть санчиты и уничтожает ее. Именно в этом и заключается секрет того, каким образом можно покинуть сансару. Следует отметить, что все это вовсе не означает, что душевное освобождение и выход из цикла возможен только после смерти, нет, подобных результатов можно добиться и при жизни, а также сопровождается познанием самой сути человека и раскрытием душевного потенциала.

Закон кармы в буддизме

Здесь дела обстоят несколько более лояльно к человеку, нежели в индуизме. Карма в учении буддизма это, прежде всего осознанный выбор каждого. Данную особенность можно трактовать таким образом: только обдуманные намерения могут как-либо влиять на карму человека.

Цикличность и сансара в буддизме также присутствуют, только имеют гораздо более обобщенный характер. Дело в том, что кармические последствия нарастают как снежный ком. Это означает, что совершая какой-либо негативный поступок, вы призываете данный негатив в свою жизнь. Его присутствие провоцирует появление еще большего объема плохих событий.

В результате человек остается с резко негативной кармой, которая способна переноситься на следующие жизни и проявляться в них целым рядом проблем. Именно с подобными процессами и связаны различные врожденные заболевания, склонность к преступной деятельности, нищете или жестокости.

Как же исправить положение дел, если сама отрицательная карма провоцирует человека на действия, еще больше ухудшающие ее? Здесь необходимо вспомнить о том, что буддийская карма принимает только те действия, что выполнены осознанно. Это значит, что достаточно изменить свой взгляд на ситуацию и начать выполнять действия для других, а не для себя.

Что интересно, буддийская карма учитывает даже мысли, а не только поступки. Конечно, замыслить убийство и совершить его не одно и то же, но даже допуск таких рассуждений оставляет некоторую негативную отметку. Именно поэтому важно контролировать не только свои действия, но и мысли.

Вообще, буддизм различает всего две кармические разновидности, что меньше чем в индуизме, причем они не имеют столь плотной связи. Существует так называемая судьба или дайва и действие или пуруша-кара. Первую можно кратко охарактеризовать как прошлое, вторую – настоящее.

Само учение рекомендует отбросить все воспоминания и думать только о настоящем и будущем, поскольку именно тут сосредоточены возможности для изменения кармы, а никак не в прошлом. Конечно, дайва создала все то, в чем человек живет, но именно в его силах сделать так, чтобы все изменилось.

Поэтому необходимо сконцентрироваться и изменить свою деятельность, а также постараться контролировать абсолютно все свои мысли. Результатом этого станет обретение положительной кармы, которая будет приносить всевозможные дары своему обладателю.

Спрогнозировать то, какие последствия будет иметь тот или иной поступок достаточно сложно. Вполне вероятно, что хороший поступок повлечет негатив и наоборот. Это объясняется витиеватостью будущего и тем, что существует слишком большое количество различных переменных, которые могут повлиять на то или иное событие. Такое явление довольно часто встречается в нашей жизни, и оно далеко не ново.

Вспомните, сколько случаев вы знаете, когда намерения человека были благими, а результат его деятельности повлек катастрофические последствия. Именно поэтому упор следует делать не на те поступки, свершение которых стало итогом личного желания, а на те, которые делаются неосознанно и не преследуют никакой выгоды. Это также позволит достичь состояния нирваны – аналога мокши.

На самом деле вырваться из цикла сансары в буддизме в разы проще, чем это описывается в индуизме. Для этого необходимо сосредоточить всю свою деятельность на других людях, а не на себе. Любые проявления собственного желания отбрасываются в сторону, поскольку они могут не только просто добавить положительной кармы, но и повлечь негативные последствия описанные выше. Именно поэтому поступки, которые никак не привязаны к результатам являются наилучшим выбором и позволяют покинуть сансару, перейдя на новый уровень понимания души.

Следует отметить, что причина, по которой появляется карма в буддизме, схожа с ее появлением в индуизме. Это, прежде всего так называемое невежество человека. Дело в том, что люди отстраняются от своего духовного развития и замыкаются только на своей физической оболочке и мире материальном. Подобные действия как раз и заключают душу в цикл сансары, поскольку она уже не представляет собой того, чем была изначально.

Поступки без привязки к желаниям же возвращают ее первоначальный вид и наделяют полной свободой.

Именно поэтому они присутствуют абсолютно во всех индийских религиях и являются ключом к освобождению.

КАРМА (санскр. karman – действие, деяние, жертвоприношение, жребий) – 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т.п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма , адхарма ), во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока ). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ.

Поскольку многие поступки человека, рассматриваемые как причина его теперешнего положения, совершены им в прошлой жизни, о которой он не помнит, ответственность за них носит неизбежно абстрактный и пассивный характер (как, напр., ответственность за преступление, совершенное в состоянии беспамятства). В этом случае карма воспринимается как судьба, рок. Вместе с тем, поскольку в настоящем существовании человек волен сознательно совершать поступки, которые станут отправными моментами его будущей жизни, карма неразрывно связана с свободой воли и этим отличается от фаталистического взгляда на мир. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность полного освобождения от перерождений и действия закона кармы (мокша , нирвана ).

Т.о. в центре доктрины кармы – нравственная активность человека, что отличает карму от божественного провидения (в индийских религиях боги, как и люди, подчинены действию закона кармы). В популярных версиях индуизма и буддизма развивается идея о возможности передачи религиозных заслуг (от сына к отцу, от монаха к мирянину, от божества к верующему). Однако в философских традициях этих религий преобладает убеждение, что каждый человек должен «избывать» свою собственную карму.

Идея кармы в том или ином виде принимается большинством религиозно-философских школ Индии. Предполагается, что она сформировалась в неарийских регионах долины Ганга и почти одновременно попала в сферу религиозных исканий джайнизма , буддизма и брахманизма. В вопросе о моральной силе кармы брахманы и шраманы разделились на криявадинов и акриявадинов (соответственно, сторонников и противников идеи моральной причинности). Среди последних выделяются фаталисты (адживика ), окказионалисты (ядриччха-вада ), теисты (см. Ишвара-вада ), а также квази-детерминисты, сторонники свабхава-вады , с точки зрения которых, причиной всего является собственная природа вещей.

Самыми крайними криявадинами были, безусловно, джайны. Они трактуют карму наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива ) и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно классифицируют разновидности этого вещества (8 видов) и в качестве «противоядия» предлагают разные формы аскетического «подавления» действия.

Буддисты, тоже причисляя себя к сторонникам криявады, не разделяют тотального детерминизма джайнов, полагая, что далеко не все в человеке определяется кармой. Так в диалоге с Шивакой Будда перечисляет «некармические» факторы – флегму, ветер, гуморы, времена года, а также «внутренние обстоятельства», случайность и созревание прошлой кармы («Самьютта-никая» II.214 и далее). С точки зрения Будды, кармичны только те поступки, которые совершены сознательно, т.е. главное ударение делается не на самом действии, а на его мотивах (четана). Бессознательные действия являются результатом прошлой кармы. Однако и она тоже «срабатывает» не автоматически, а в зависимости от условий своего «созревания».

Поскольку буддисты заменяют душу (см. Анатма-вада ) агрегатом постоянно меняющихся психофизических элементов (дхарм), возникает вопрос о субъекте кармического воздаяния и перерождения. Буддийские авторы ссылаются на аналогию с пламенем, которое, меняясь каждое мгновение, остается тем же самым. В некоторых текстах появляется описание промежуточного психического агрегата, который признается самостоятельным существом (Васубандху наделил это существо психологией пола и объяснил его возвращение в мир сансары похотью и ненавистью к родителям). На основе этих представлений в тантристском буддизме возникает теория посмертных странствий промежуточного существа. В махаяне сила кармы проявляется в создании «образцов привычек» (васана) и «семян» (биджа), которые «актуализируются» (при соответствующих условиях) в настоящем и будущем существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый резервуар, называемый алаявиджняна («сокровищница сознания»). В буддизме махаяны возникает идея общей (родовой) кармы в отличие от кармы индивидуальной.

Если антиведийские школы (астика) отрицали действенность ритуалов, то в ведийской литературе (особенно брахманах) карма понимается гл.о. как жертвоприношение, ритуальное действие, приносящее материальные блага или достижение небес. Развитие идеи кармы как передачи религиозных заслуг достигает кульминации в учении упанишад о «пути предков», которым следует душа, поддерживаемая поминальными обрядами. Ростки новой тенденции в толковании кармы связаны с другой альтернативой посмертного существования – «путем богов», служащим вознаграждением за исполнение «внутренних» обрядов (медитации). Именно последнее становится стимулом для идеи индивидуальной кармы, получившей развитие в религиозно-философских школах индуизма. В трактовке кармы в мимансе делается ударение на ритуальном действии, предписанном Ведами. Чтобы объяснить, каким образом исполнение ритуала здесь и сейчас может привести к желаемым результатам (напр., достижению небес) лишь в отдаленном будущем, вводится понятие апурвы – особой силы, аккумулируемой ритуальным действием и порождающей следствие через длительное время. Ньяя-вайшешика толкует механизм кармы с помощью понятия адришты – невидимой силы, состоящей из дхармы и адхармы (качеств души) и отвечающей за перерождение.

Согласно санкхье, карма создается только действием пракрити , пуруша же, подобно атману веданты, в действительности, не перерождается и не освобождается. Психологические аспекты кармы разрабатываются в йоге Патанджали, где она определяется как психический «след» (васана), «записанный» каким-либо действием или мыслью индивида и создающий предрасположенность к такому же действию в будущем. Суммой кармических «следов» объясняется бессознательное в психике человека – сновидения, иллюзии, аффекты.

Хотя для большинства религиозно-философских школ Индии высшей ценностью было освобождение от действия закона кармы и прекращение перерождений (нивритти), широкое распространение получили представления о достаточности простого «улучшения» кармы. В их рамках, как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре);

2) в более специальном смысле карма означает: а) объект действия – один из факторов реализации действия в грамматике (см. Караки ) и б) механическое движение – в вайшешике. Вайшешика сделала конкретные наблюдаемые движения предметом специального теоретического анализа, создав первую в Индии механистическую концепцию движения. Общефилософской рамкой интерпретации движения служит в этой школе система категорий, в которой движение выступает как один из шести факторов реальности (см. Падартха ). Отсюда и вай-шецшковская «анкета» для изучения движения: отношение движения и субстанции, движения и качества, движения и пространства и т.п. В «Вайшешика-сутрах» движение делится на пять классов: бросание вверх, бросание вниз, сжатие, расширение и хождение. В классификации Прашастапады различаются движения с участием сознания (частей тела человека и предметов, связанных с ними, напр., движение пестика в ступе) и бессознательные движения четырех стихий (см. Бхуты ) и манаса. Первым свойственен принцип сознательной мотивации, определяющей меру усилия человека, а также временные и пространственные координаты движения (продолжительность и направление). К специфическим движениям в стихиях относится падение (для земли), течение (для воды), дыхание (для ветра). Движение огня, манаса и ряда других вещей объясняется действием адришт (невидимых причин). Всякий процесс движения состоит, по вайшешике, из дискретных моментов, в каждый из которых предмет разъединяется с одной точкой пространства и соединяется с другой, после чего движение прекращается. Чтобы начался новый момент этого процесса, требуется внешний толчок; при отсутствии его движение продолжается благодаря санскаре – особой способности тел сохранять свои предшествующие состояния (аналог понятия инерции). Одна из форм санскары – вега (скорость), другая – стхитистхапака (эластичность).

Литература:

1. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;

2. Karma and Rebirth in Classical Indian Tradition, ed. W. D. O’Flaherty. Berkely etc., 1980.

карма, карма это
Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Направления

Вайшнавизм · Шиваизм ·
Шактизм · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Священные писания

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавадгита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

П·о·р

Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Понятия
Тексты
Хронология
Критика буддизма
Проект | Портал
п·о·р

Ка́рма , Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma - «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman IAST - «дело, действие, труд») - одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала . Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму - свои действия и их последствия - и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы.

Согласно другой точке зрения, компетентный гуру, действуя как представитель Бога, может по своему усмотрению частично освободить ученика от его кармы.

  • 1 Индуизм
    • 1.1 Толкование кармы в разных философских школах индуизма
  • 2 Буддизм
  • 3 Гностицизм и христианство
  • 4 Оккультизм
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Индуизм

Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в «Бхагавад-гите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Один из главных героев эпоса, Арджуна, готовясь к битве осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении. Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве. Вся «Бхагавад-гита» представляет собой беседу между Кришной и Арджуной о различных аспектах жизни и философских темах. Изначальная концепция кармы в индуизме получила своё дальнейшее развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра.

Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой - люди действуют в соответствии со свободой воли, создавая свою собственную судьбу. Согласно Ведам, если мы сеем добро - мы пожнём добро; если мы сеем зло - мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно преодолеть путём разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний.

Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума. Кармические последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определённых действий и не обязательно являются частью судьбы индивида, не поддающейся изменению. То есть определённое действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определённому будущему опыту или реакции - карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.

В священных писаниях индуизма карма делится на три вида: санчита (накопленная), прарабдха (приносящая плоды) и криямана (накапливаемая в настоящий момент). Вся криямана-карма в конце концов превращается в санчита-карму. Из запаса санчита-кармы для каждого воплощения индивида берётся пригоршня - и эта пригоршня действий, которая уже начала приносить свои плоды, и которая истощится только после того, как её плод будет вкушён, называется прарабдха-кармой. Таким образом, пока запас санчита-кармы ещё не истощился, его часть забирается как прарабдха-карма, давая индивиду кармические результаты в этой жизни, и удерживая его в круговороте рождения и смерти. Джива не может достичь мокши до тех пор, пока весь накопленный запас санчита-кармы полностью не истощится.

Толкование кармы в разных философских школах индуизма

Последователи некоторых систем философии индуизма (таких как ньяя и вайшешика ) считают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом - Верховным Существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта - добродетельная и греховная карма определённых живых существ - не может сама по себе принести надлежащие результаты, так как является неразумным, лишенным сознания началом. Тот, кто контролирует адришту и распределяет все радости и печали жизни в соответствии с кармой, - это Бог.

В некоторых других системах - таких как санкхья и миманса - закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью одного закона кармы без признания бытия Бога.

Какой бы ни был статус закона кармы, сфера его применения ограничивается областью действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и желаний. Все действия, производимые ради получения выгод и благ в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия не приводят ни к каким - хорошим или плохим - результатам в жизни индивида. Таким образом, под влиянием закона кармы находятся те индивиды, которые так или иначе зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся к получению определённых благ в следующей жизни. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, а наоборот способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведёт нас к мокше. С достижением освобождения от зависимости наше «Я» выходит из подчинения закону кармы, живёт и действует в атмосфере свободы.

Буддизм

В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть осознанным действием, а не всяким действием вообще. буддийской терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; её последствия известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала или камма-випака; монг. үйлийн үр). Намерение может быть хорошим или плохим, так же как и желание может быть хорошим или плохим. Хорошая карма (кусала) дает в дальнейшем хорошие последствия, а плохая карма (акусала) - плохие последствия.

Будда отрицал как кармический детерминизм, согласно которому текущий момент полностью предопределён прошлой кармой, а будущее изменить невозможно, так и индетерминизм, согласно которому настоящее не имеет причин. Кроме прошлой кармы (пурана-камма), действующей при определённом сочетании факторов, Будда выделял карму, формируемую в настоящем (нава-камма), которая оказывает влияние на будущее. Согласно другому схожему разделению, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «сво­бодной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего. качестве предельного проявления пуруша-кары человек при помощи «действия без привязанности к его результатам» (карма-марга) или особого знания (джняна-марга) может «прекратить действие закона кармы» и достигнуть нирваны.

Проповедуя о прошлой карме монахам в «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывал на то, что каждое из следующих суждений может быть верным в конкретных случаях:

  1. Плохие действия приносят плохой результат;
  2. Плохие действия приносят хороший результат;
  3. Хорошие действия приносят хороший результат;
  4. Хорошие действия приносят плохой результат.

Будда объяснял это «бесконечным количеством факторов (в бесконечной цепочке предыдущих перерож­дений)», которые необходимо принимать во внимание. Запутанный механизм действия кармы, согласно Будде, может полностью видеть только тот, кто достиг пробуждения.

В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни - с жестокостью, уродство - с гневом, а бедность - с завистью и жадностью.

Будда призывал последователей сместить внимание с прошлого на настоящее, говоря, что выражение «Что посеешь в прошлом, то и пожнёшь» обнуляет ценность правильного поведения и убирает возможность достичь освобождения. Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях.

Гностицизм и христианство

Христианские конфессии и Церкви, имеющие Апостольское преемство, отрицают веру в существование кармы.

Учение о переселении душ и карме исторически принимали такие гностические течения, как альбигойцы (катары), павликиане и богомилы.

Гностические течения, а также современные течения, не принадлежащие к традиционным христианским конфессиям, трактуют некоторые отрывки из Библии как примеры кармического воздаяния. качестве аргументов ими приводятся толкования эпизодов Нового Завета об Иоанне Предтече и слов Иисуса Христа об Илии.

В учениях традиции эзотерического христианства карма нашла своё отражение как «закон причины и следствия».

Оккультизм

Алиса Бейли «кармой» называет один из важнейших законов, причины и основания которого скрыты в строении любой материи и во взаимодействии единиц этой материи между собой. Отсюда, помимо самого кармического закона и его принципов, всегда необходимо рассматривать и тот план, ту субстанцию, материю, в которой этот закон действует, те атомные единицы материи, чьё взаимодействие законом регулируется, а также ту «бо́льшую жизнь», в которую эта материя и эти единицы включены и которая так же кармически их обуславливает, но уже на своём, более высоком уровне существования, на более высоком уровне причинно-следственных связей.

Различают карму разных типов и подтипов, в зависимости от уровня существования. Человеческую карму (где субстанция - само человечество) разделяют на: индивидуальную карму, семейную, национальную, расовую, мировую. Так же различают карму царств природы (минеральную, растительную, животную), карму планетарную, солнечную, космическую.

Тема освобождения от кармы - это в реальности лишь эволюционный уход той или иной сущности из-под влияния кармических ограничений субстанции более низкой и переход под влияние более высокой кармической вибрации и плана её существования. Для человека это волевое преодоление кармы его животной, физической природы, отрыв от влияния этой природы и переход под влияние кармы «Божьей Воли». Буквальное «освобождение от кармы» невозможно в принципе, как невозможна в природе пустота.

См. также

  • Теософия Елены Блаватской
  • Философия индуизма
  • Дхарма
  • Четыре Благородные Истины
  • Сурат Шабд Йога

Примечания

  1. Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму. Примером данной ошибки могут служить высказывания вида «Такова моя карма».
  2. Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
  3. Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1
  4. Yogananda, Paramahansa, Autobiography of a Yogi, Chapter 21 ISBN 1-56589-212-7
  5. Swami Krishnananda on the Guru mitigating the karma of the disciple
  6. Swami B. V. Tripurari on grace of the Guru destroying karma
  7. Sant Kirpal Singh GodMan - Богочеловек 1971
  8. Sant Kirpal Singh THE WHEEL OF LIFE - Колесо Жизни 1971
  9. Пьер Франко Марченаро, Путь Духовности 50,66 (Центр Человека, Кишинев, 2003) ISBN 9975-9663-8-1
  10. E.g., Compare with Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
  11. Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II, at 217-225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
  12. Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1.
  13. Goyandaka J, The Secret of Karmayoga, Gita Press, Gorakhpur
  14. Лысенко, 2011, с. 362
  15. 1 2 3 Лысенко, 2011, с. 363
  16. Лысенко, 2011, с. 361
  17. 1 2 3 Лысенко, 2011, с. 364
  18. J. Lavrin «The Bogomils and Bogomilism» The Slavonic and East European Review (London, 1929, vol. VIII, p.270)
  19. Avi Rabinowitz Karma in the Bible: Jacob, Joseph, Moses, the Egyptians, and the Ten Commandments
  20. Max Heindel, The Rosicrucian Cosmo-Conception|The Rosicrucian Cosmo-Conception or Mystic Christianity (Part I, Chapter IV: Rebirth and the Law of Consequence), ISBN 0-911274-34-0,1909.
  21. Heindel, Max (1910s), The Rosicrucian Philosophy in Questions and Answers (Volume II, Section 7, Question nº89: The Essence of Christianity), ISBN 0-911274-90-1, www2
  22. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с. 798
  23. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.469
  24. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.802

Литература

  • Аюшеева Д. В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2010. - № 14. - С. 5-10. - ISSN 1994–0866.
  • Донец А. М. О некоторых особенностях буддийской концепции кармы // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2011. - № 14. - С. 210-215. - ISSN 1994–0866.
  • Кэрролл Р. Т. Карма // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 672 с. - ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
  • Лысенко В. Г. Карма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. - М.: Вост. лит.,ИФ РАН, 2011. - С. 360-369. - 1045 с. - ISBN 978-5-02-036492-9.
  • Rosen, Steven J. (1997), «The Reincarnation Controversy: Uncovering the Truth in the World Religions», Torchlight Publishing, ISBN 188708911X,
  • Capel, Evelyn (1988), «Reincarnation Within Christianity», Rudolph Steiner College, ISBN 0904693082,

Ссылки

  • Карма - статья из словаря: «Индуизм, джайнизм, сикхизм»
  • Понятие кармы в индуизме
  • Часто задаваемые вопросы о карме и перерождении - статья Александра Берзина о понятии кармы в буддизме.
  • Камма в буддизме Тхеравады
  • «Как управлять своей кармой» - статья из журнала Hinduism Today - Бодхинатха Вейлансвами
  • Карма - Азбука Эзотеризма