Ребенок в 5 месяцев развитие игры. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

На пятом месяце жизни у ребенка значительно повышается подвижность. Малыш пытается ползать, хватать руками все предметы, находящиеся в пределах его досягаемости. В этот период весьма эффективны будут развивающие игры, направленные на совершенствование тактильных, интеллектуальных и физических навыков ребенка.

Цель и предназначение развивающих игр для ребенка 5 месяцев

  • развитие зрительного и звукового восприятия ребенка;
  • совершенствование моторики движений и тактильных ощущений;
  • изучение новых предметов окружающего мира, получение новых эмоциональных впечатлений;
  • развитие физических навыков, укрепление мышечного аппарата;
  • укрепление эмоционального контакта с матерью и другими родственниками.

Все игры, используемые для занятий с малышом 5-месячного возраста, можно условно разделить на следующие категории:

  • игры, направленные на развитие и совершенствование органов слуха (занятия с музыкальными игрушками, игры с использованием мелодий и песен);
  • занятия, способствующие физическому развитию малыша, в том числе помогающие ему научиться ползать;
  • игры, развивающие интеллектуальные навыки малыша, способствующие пополнению его пассивного словарного запаса;
  • игры, способствующие эмоциональному развитию малыша.

Виды развивающих игр для ребенка в возрасте 5 месяцев

Для проведения занятий с малышом в этот период рекомендуется использовать следующие игры:

Для проведения игры необходимо иметь в наличии легкий надувной мячик среднего размера. Сначала положите мяч под ножки ребенку, который в это время лежит на спинке. Предоставьте малышу возможность «побить» мячик ногами.

Далее можно немного усложнить задание. В исходном положении ребенок лежит на спине на большой горизонтальной поверхности. Взрослый бросает мяч так, чтобы он катился по столу или дивану прямо к ножкам малыша. Стимулируйте малыша отбивать мячик ногами. Вначале можете показать ему, как это делается.

Точно так же можете приближать мяч к рукам малыша. Пусть ребенок попытается оттолкнуть мячик ручками в направлении от себя. Упражнение можно повторить несколько раз.

Указанная игра развивает мускулатуру малыша, совершенствует координацию движений. Продолжительность занятия – 5-7 минут. Заниматься можно в то время, когда ребенок активно бодрствует. Проведение игры следует отложить, если ребенок только что покушал или устал.

Это занятие представляет собой игру в прятки в упрощенном варианте. При ее проведении можно импровизировать: например, взрослый закрывает лицо платком, затем неожиданно появляется, открывая свое лицо.

Можно также закрыть своими руками глазки малышу, а через несколько секунд – открыть. Интересно малышу будет и в том случае, если спрятать его любимую игрушку под какой-либо тканью, а когда малыш не сможет найти ее – показать, где находится игрушка.

При выполнении всех вышеперечисленных действий следует повторять выражение «ку-ку» в тот момент, когда ребенок пытается найти исчезнувший предмет или человека.

Указанная игра развивает интеллектуальные и эмоциональные навыки малыша, способствует тренировке внимания и наблюдательности.

Для проведения игры потребуется любой музыкальный игрушечный инструмент с клавишами. Подобных устройств сегодня в продаже имеется большое количество, а их стоимость является вполне доступной.

Продемонстрируйте малышу игрушечное пианино, нажмите пальцами несколько клавиш, чтобы показать, вследствие каких манипуляций возникает звук.

Затем подвиньте игрушку ближе к малышу и попросите его нажать на клавиши. Если он пока не понимает, как это сделать, сами нажмите его пальчиком на клавишу. Ребенку наверняка понравится подобная игра, и он с удовольствие будет стучать ладошкой по всем клавишам. На данном этапе этого вполне достаточно, ведь у малыша пальчики еще недостаточно развиты для того, чтобы нажимать тугие клавиши, а вот стучать ладошкой или кулачком по игрушке он вполне сможет.

Представленная игра развивает слух малыша, способствует укреплению мускулатуры кистей рук. Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут. Заниматься можно в любое время суток в то время, когда ребенок активно бодрствует.

Для проведения игры необходимо иметь в наличии пластмассовую или резиновую игрушку, способную издавать писк или другой звук при нажатии на нее или сдавливании. Во время занятия ребенок может лежать на спинке. Покажите ему игрушку и пропищите ее, сказав при этом: «Кто это? Это зайчик! Поймай зайчика!»

Малыш начнет тянуть руку к игрушке, но в этот момент следует отодвинуть ее немного дальше. Ребенок снова будет тянуться к пищащему предмету, но игрушка будет все время ускользать от него. Через несколько подходов дайте малышу возможность наконец-то поймать игрушку. При этом ребенок придет в неописуемый восторг.

Игра направлена на развитие внимания малыша, тренировку мышц рук, совершенствование координации движений. Кроме того, ребенок лучше научится распознавать тональность и источник появления различных звуков. Продолжительность занятия – 5-10 минут. Проводить игру лучше на протяжении дня, когда ребенок бодр и весел.

Пятимесячный малыш уже может выбрасывать надоевшие ему игрушки и другие предметы (соски-пустышки, бутылочки) из кроватки. Если мама в этот момент будет молча подбирать все упавшие вещи, ребенок совсем «разбалуется», и в дальнейшем его будет трудно отучить от этой привычки.

Попробуйте превратить указанное действие в игру и одновременно в обучение навыку убирать за собой. Как только малыш отбросил предмет от себя, скажите: «Ай-я-яй! Игрушка упала!». Затем возьмите ребенка на руки, поднесите поближе к упавшему предмету и скажите: «Подними!». Дождитесь, пока малыш сам поднимет игрушку или хотя бы попытается это сделать.

Указанное занятие способствует развитию мускулатуры малыша, совершенствованию движений рук. Но самое главное значение состоит в том, что ребенок с младенческого возраста будет приучаться к порядку и ответственности за свои поступки.

Продолжительность занятия – по мере необходимости, то есть проводить его следует только в том случае, если малыш сам выбрасывает игрушки с кроватки. Специально бросать игрушки на пол не следует, ведь таким образом ребенок может посчитать, что указанное действие является правильным.

С пятимесячным малышом можно попытаться освоить такой новый вид деятельности, как рисование. Для занятия выбираем медовые или пальчиковые краски, являющиеся гипоаллергенными и безопасными для ребенка. При первом занятии достаточно использовать один-два цвета, в дальнейшем спектр оттенков можно расширять.

Перед малышом следует положить большой лист белой бумаги (его можно приобрести в магазине канцтоваров) и краски. Пусть малыш сам выберет желаемый цвет. Аккуратно опускаем кончик указательного пальца ребенка в емкость с краской, затем проводим пальчиком по листу бумаги, пытаясь нарисовать какой-либо несложный предмет.

Первые рисунки, самостоятельно созданные малышом, можно сохранить на память даже в том случае, если на них трудно что-либо разглядеть. В дальнейшем ребенок будет благодарен за то, что вы предоставили ему возможность любоваться продуктом его «творчества» в более сознательном возрасте.

Продолжительность занятия – 5-7 минут. Рисовать лучше во второй половине дня или вечером, за исключением времени подготовки ко сну.

Для проведения развивающих занятий можно использовать и время купания. Когда малыш находится в детской ванночке, опустите на поверхность воды игрушечный пластмассовый кораблик или обычную пластмассовую мыльницу. В кораблик можно положить один-два небольших предмета. Далее начинайте создавать эффект «волны» на поверхности воды. Обратите внимание малыша на то, что при появлении «волн» кораблик начинает качаться. Также покажите малышу, что движением корабля можно управлять, подталкивая этот предмет руками в определенном направлении или разгребая воду вокруг.

Как правило, ребенку очень нравится подобное времяпровождение. При проведении игры следует учитывать несколько важных моментов:

  • если вы используете в качестве «кораблика» мыльницу, то она должна быть тщательно вымытой;
  • ни в коем случае не следует оставлять малыша без присмотра во время купания и игры;
  • в процессе купания и проведения игры необходимо внимательно следить за температурой воды в ванне. Обращайте внимание на то, как себя чувствует ребенок, не слишком ли горячей или холодной является вода.

Указанное занятие развивает координацию движений малыша, помогает ему понять свойства предметов, помещенных в воду. Кроме того, в процессе любых игр в ванной у малыша значительно улучшается настроение.

Продолжительность занятия – от 5 до 15 минут. Рекомендуемое время проведения – вечером во время очередного купания малыша.

Развивающие игры с ребенком 5 месяцев должны соответствовать следующим требованиям:

  • очень важно использовать во время занятий только высококачественные сертифицированные игрушки, не содержащие вредных красителей и других опасных компонентов;
  • игрушки, используемые при проведении игр, следует регулярно мыть чистой прочной водой;
  • размер игрушек не должен быть меньше, чем 5-6 см. Предметы меньшего размера ребенок может случайно проглотить или запихнуть, например, в ухо или нос;
  • два-три раза в неделю игрушки, используемые при проведении игр, следует заменять новыми, чтобы малыш не терял интерес к игре. Через некоторое время их можно вновь вернуть.

В этот период следует развивать способность малыша к манипулированию различными предметами. Совершенствванию этого умения будут способствовать игры с мячиком или пирамидками. Совсем не обязательно приобретать слишком много игрушек: достаточно иметь два-три комплекта, а также использовать во время занятий предметы домашнего обихода, не представляющие опасности для малыша.

С первых дней жизни малыш развивается в разных направлениях. Активность с каждым месяцем прогрессирует и являет на свет все новые и новые способности. Параллельно с физическим развитием, кроха развивается и умственно и эмоционально. Внимательное наблюдение позволяет разделить стадии в зависимости от возраста. Так и 5 месячный возраст требует к себе отдельного внимания.

Из этой статьи вы узнаете:

Естественным развитием являются рост маленького человека, изменение его веса, окружности головы. Напрямую размеры зависят от пола. Мальчики, как правило, развиваются в этом плане быстрее девочек, ведь из них затем вырастают богатыри и защитники слабого пола.

Для девочек характерны следующие показатели:

Для мальчиков показатели будут иными:

Эти средние данные установлены отечественными исследованиями и могут разниться индивидуально для каждого ребенка.

Физические достижения ребенка

Именно в этом возрасте начинает проявляться слаженность действий. Малыш уже четко начинает согласовывать движение всех частей тела для достижения цели.

Способности его не ограничиваются поворотами тела с живота на спину — некоторые дети способны поворачиваться и в обратном направлении.

Характерными движениями для возраста 5 месяцев являются:

  • Способность полусидеть — доставляет значительное облегчение родителям. В таком положении малыш способен наблюдать за действиями окружающих и рассматривать предметы. Это позволяет на время занять его и освободить несколько минут для домашних дел.
  • Передвигаться ползком – причем как вперед, так и назад. У разных детей свой способ ползти: кто-то отталкивается ногами, а кто-то подтягивается на руках.
  • Попытки схватить любой предмет , находящийся в пределах досягаемости. Правда, это не всегда удается, так как подвижность кистей еще не до конца сформирована.
  • Первые начинания в игре с полюбившимися игрушками . Кроха уже различает цвет и образ, в результате чего у него формируются предпочтения и он выбирает конкретную, нужную ему игрушку.

При знакомстве с новыми вещами ребенок уже может различать его состояние, теплое или холодное, ощупывает поверхность. У детей могут наблюдаться и другие удивительные способности, так как с каждым годом развитие происходит все быстрее.

Развитие 5 месячного ребенка также отражается в способностях активно поднимать конечности. Малыш может подтягивать свое тело, держась за палец родителя и попытаться сесть. Но удержаться в таком положении он не сможет, да и рано еще усаживать чадо в ровное положение.

В случае принудительного усаживания, например, в подушки, может искривиться позвоночник. В то время как самостоятельные подтягивания принесут только пользу для развития его мышц.

Таким образом можно наблюдать возможные отклонения в развитии. Если кроха не выполняет какие либо действия, характерные для его возраста, можно выявить слабые части тела и укрепить их путем регулярного массажа.

Познание друг друга

Любознательный возраст в 5 месяцев привлекает юного исследователя к изучению людей. Ему нравится за ними наблюдать, ухватывать любое движение, слышать разговор. Но в пять месяцев малыш уже четко знает близкий круг людей и может отличить посторонних.

Для родителей важно не стать для ребенка «чужими». Произойти это может по причине ограничения своего общения с ним. Чем теснее контакт, тем ближе родитель становиться малышу. Важны не только эмоциональные отношения, но и телесные прикосновения.

Не нужно запрещать чаду трепать волосы, хватать за нос или уши, ведь ему все это интересно — так он пытается передать то, что не может сказать словами.

Для того чтобы не потерять нить с ребенком, еще в раннем возрасте необходимо следовать путем взаимного познания:

  • Больше разговаривать – так быстрее будет формироваться его собственный язык. Со временем малыш будет все чаще произносить гласные звуки, а возможно, даже простые слоги.
  • Участвовать и придумывать совместные игры – все индивидуально. Поэкспериментировав, можно узнать наиболее понравившиеся игры. Большинство любит, когда родители подбрасывают их вверх или немного щекочут.

Планируя распорядок дня, необходимо любую свободную минуту уделять именно общения, а не просто необходимой заботе о нем.

Чувства в формировании ребенка в возрасте 5 месяцев

В этот период происходят изменения и в зрении. Если раньше новорожденный способен был видеть только на расстоянии не более 50 см, то сейчас его зрение развито в полную силу. Он может наблюдать за движением и предметами на любом расстоянии.

Очень нравится всем детям наблюдать за собой в зеркале. Таким образом они как бы изучают сами себя:

  • изменение своей мимики;
  • движение рук;
  • передает настроение своему отражению.

Чувство осязания в пять месяцев происходит практически посредством губ и рта. Любой небольшой предмет, который малыш может схватить, он бессознательно тянет в рот. И это связано не только с возможным прорезыванием зубов. Так ребенок исследует предметы.

Также в этом возрасте дети очень восприимчивы к собственным звукам. Издавая их, кроха сам радуется собственным успехам. А особо понравившиеся малыш будет повторять неоднократно, пока не постигнет новый звук.

Каким занятием рационально занять ребенка в этом возрасте

Для начала можно попробовать научить его понятию причинно-следственной связи. Например, катание машинки без помощи рук с горки. Также всем детям нравятся мыльные пузыри, а именно то, как они лопаются, соприкасаясь с телом. Наблюдая за их полетом, ребенок получит незабываемую радость надолго.

Одним из развивающих видов игрушек для возраста 5 месяцев могут стать звуковые игрушки . Причем не только те, которые самостоятельно издают звуки, но и те, которые пищат или кричат только при нажатии на них. Так исследователь самостоятельно сможет выбрать частоту и последовательность звуков.

Методы развития 5 месячного ребенка

Для того чтобы умение малыша владеть двигательными навыками активно развивалось, потребуется помощь родителей. Существует несколько методов в игровой форме, которые приведут мышцы в то состояние, когда можно будет свободно владеть частями тела:

  • Поднимать и опускать руки, при этом массируя их и поглаживая;
  • Покачивать головой из стороны в сторону.
  • Делать массаж легкими похлопываниями тела;
  • Помогать ребенку ползать;
  • Подтягивать ножки к животу.

Для мыслительного развития малыша можно использовать игру в детские прятки «ку-ку», когда прятаться от ребенка следует закрывая глаза. Постепенно он будет перенимать движения и повторять те же действия, а возможно и сопровождать их звуками.

Занимаясь регулярно с ребенком, уделяя ему все свое свободное время, можно получить взамен не только крепкий растущий организм и здоровое активное развитие, но и ни с чем не сравнимую любовь и радость малыша. С первых дней дети перенимают все повадки и настроение близкого окружения, поэтому достойной наградой станет улыбающееся и счастливое чадо.

7 голос, средняя оценка: 3,14 из 5

Развитие ребенка в 5 месяцев значительно пошло вперед, по сравнению с предыдущим периодом. Из пассивного наблюдателя он превращается в активного участника всего, что происходит вокруг него. Его мышцы достаточно окрепли, улучшилась координация движений. Он уже различает своих и чужих, умеет разными способами выражать свои эмоции, пытается общаться. Каждый день малыш делает для себя новые открытия и важно, чтобы родители смогли активно в этом ему помочь.

Физическое развитие малыша

В пять месяцев масса ребенка удваивается, сейчас он весит 6-6,5 кг. Рост его составляет 64-67 сантиметров. Некоторые дети обгоняют эти показатели, некоторые чуть недотягивают, все зависит от их индивидуальных особенностей. Девочка может расти и поправляться чуть медленнее, чем мальчик. Сейчас малыш больше времени проводит на животе, ему так удобнее рассматривать окружающий мир, он понемножку готовиться ползать. Если уложить ребенка на спинку, он будет выгибать позвоночник и поднимать ягодицы, делая мостик. Это тоже важный навык, так как укрепляет мышцы спины. В 5 месяцев младенец уже спокойно переворачивается, потому нужно внимательно следить, чтобы он не упал с кровати.

Ребенок в 5 месяцев начинает активно изучать собственное тело. Он часто захватывает ножку в руки и начинает сосать пальчики или пятку. Когда малыша подтянуть за ручки, когда он лежит на спинке, он с удовольствием попытается сесть, и будет уверенно держать головку. Долго держать его так пока не нужно, мускулатура у него еще слабая и слишком большие нагрузки могут вызвать искривление позвоночника. Если ребенку очень нравится сидеть, лучше уложить его не между подушками, а в шезлонге. В положении на животе малыш способен делать «самолетики», поднимать ручки и ножки, опираясь только на живот.

На пятом месяце жизни карапуз уже уверенно манипулирует различными предметами. Он может хватать их двумя руками, перекладывать из одной руки в другую, способен до десяти минут играть, не отвлекаясь, с понравившейся вещью, активно трясет игрушку, чтобы услышать звук. Младенец уже научился брать игрушка из рук взрослого, при чем выбирает самый удобный способ для этого, например, берет предмет за ручку, при этом противопоставляет большой палец остальным. Кроме того, он уже понимает, что, разжав ладонь он может бросить игрушку на пол, это становится его любимой забавой. Если уложить малыша на животик, а перед ним разместить какой-то яркий предмет, он будет пытаться к нему подползти. В большинстве случаев у него еще не получается преодолеть больше нескольких сантиметров, но эти навыки каждый день совершенствуются. Иногда крошка, вместо того, чтобы ползти вперед, движется назад.

Итак, в 5 месяцев ребенок обладает целым рядом физических навыков, вот основные из них:

  • Умеет переворачиваться с живота на спинку и наоборот
  • Делает «самолетики», когда лежит на животе, и «мостики» в положении на спинке
  • Способен перейти из лежачего в сидячее положение, если подтянуть его за ручки, при этом уверенно держит голову
  • Умеет хватать игрушку двумя ручками, перехватывать ее из рук взрослого, брать предмет со стола или другой поверхности
  • Делает первые попытки ползать, когда лежит на животике

Развитие зрения, слуха, тактильных ощущений

В 5 месяцев ребенок уже начинает фокусировать свой взгляд не только на предметах, которые находятся вблизи него, но и на отдаленных. При этом может довольно быстро переводить взгляд с одного ракурса на другой. Он уже способен различать мелкие детали, активнее воспринимает яркие и контрастные цвета. Узнает предметы по их очертаниям или по отдельным частям. При быстром приближении предмета к лицу начинает моргать.

Важным навыком в этом возрасте является установление связи между органом зрения и сознанием. Дети реагируют на исчезновение игрушки, пытаются восстановить траекторию ее движения. Они проводят взглядом игрушку, а потом пристально смотрят на то места, где она была раньше. Ребенок способен понимать, что мама дает ему есть. Раньше, когда он был голодными, успокаивались только тогда, когда брали в рот грудь или бутылочку. Сейчас перестает плакать в момент появления мамы. Малыш активно интересуется своим изображением в зеркале, улыбается своему «двойнику».

Слух у ребенка 5 месяцев тоже развит достаточно хорошо. Он уже научился различать голоса мамы и папы, незнакомую чужую речь воспринимает с настороженностью. Слов малыш пока не понимает, но живо реагирует на изменения интонации. Он может расплакаться, когда мама говорит с ним сердито и наоборот, улыбаться при ласковых звуках речи. Воспринимает не только простые звуки, такие как звук колокольчика, стук, звон, но и более сложные. В этом возрасте дети с удовольствием слушают музыку, колыбельные. Под нежные тихие звуки они могут быстро уснуть. Младенец начинает прислушиваться к собственной «речи», ему нравится экспериментировать со звуками и слогами. Он уже не просто гулит и агукает, а выдает целые свирели. Карапуз способен произносить такие слоги, как «да», «ма», «та», «ге». При этом малыш с удовольствием повторяет их по нескольку раз подряд. Правда в произношении пока не задействован в полной мере язык и губы, звуки издаются, в основном, гортанью.

Несмотря на то, что у пятимесячного малыша уже развит слух и зрение, тактильные ощущения продолжают играть важную роль. Когда он берет в руки игрушку, обязательно тянет ее в рот, именно там у малыша больше всего нервных окончаний, которые способны дать ему больше информации о предмете. У некоторых в пять месяцев начинают резаться зубки, потому ребенок часто кусается и пытается грызть все, что попадет ему в руки. Можно купить ему специальные кольца для десен, они облегчат зуд и успокоят. Дети живо реагируют на прикосновения матери, от них они могут успокоиться, перестать плакать, когда капризные.

Как видим, к пяти месяцам ребенок учится многому, его зрение и слух активно развиваются, неделя за неделей появляются все новые навыки. Вот что он уже умеет:

  • Различать мелкие детали на игрушках
  • Узнавать знакомые предметы по очертаниям
  • Фиксировать взгляд на дальних предметах и быстро переводить их на ближние
  • Моргать, когда что-то приближается близко к лицу
  • Узнавать себя в зеркале
  • Устанавливать связь между зрительными образами и действиями, которые затем последуют
  • Хорошо различает голоса близких людей
  • Интересуется собственной «речью» и совершенствует ее
  • Активно изучает игрушки ртом.

Умственное и эмоциональное развитие ребенка

Уже в предыдущем разделе мы рассказали, насколько сильно продвинулся ребенок в установлениях причинно-следственных связей, сознательном анализе той информации, которую он получает из окружающего мира через органы зрения и слуха. В пять месяцев важнейшим навыком для малыша становится умение различать своих и чужих. С одной стороны, он с удовольствием разглядывает новых людей, но слишком активный интерес с их стороны к себе может воспринять негативно. Младенец начинает плакать, если незнакомый ему человек пытается взять его на руки или слишком активно с ним играет.

Для пятимесячного ребенка очень важно, как можно больше находится рядом с родителями. Возле взрослых он чувствует себя уверенным и защищенным. Ведь в таком возрасте совершенствуются не только положительные эмоции, но и отрицательные. У грудничка появляются страхи, которые он еще не может толком объяснить.

Кроме того, он активно подражает старшим, так он учится выражать свои желания, обретает новые навыки. Посадите малыша на диван или в кресло рядом с собой, когда занимаетесь делами, тогда ему не будет скучно и страшно, он с удовольствием будет за вами наблюдать и развлекать «разговорами». Если ребенок капризничает, попробуйте отвлечь его игрушкой, музыкой, книгой, увидите, что в пятимесячном возрасте его уже довольно легко отвлекать и развлекать.

Ребенок на пятом месяце жизни перестает быть пассивным наблюдателем мира, он старается действовать. Младенец уже понял, когда он плачет, кто-то к нему должен прийти. Но в пять месяцев он начинает экспериментировать, останавливает свой плач на несколько секунд, чтобы проверить, есть ли реакции. Также малыш более активно реагирует на упавшие предметы, старается проследить за ними взглядом, часто сам осознанно бросает игрушки. Все, что попадает в поле его зрения, ребенок старается потрогать, вполне сознательно тянется к понравившимся предметам, способен выбирать тот, который больше всего заинтересовал. Запоминает действия, которые делал перед этим, и способен повторить простые движения за мамой. То же самое относится к звукам и речи, дети в 5 месяцев активно пытаются повторять отдельные звуки за взрослыми.

Уход за ребенком в пять месяцев

Пятый месяц часто рекомендуют для введения прикорма, если ребёнок на грудном вскармливании, лучше подождать до полугода. Кормление в этом возрасте уже не такое частое, как раньше. Для грудничка частота приемов пищи составляет 6-8 раз в день, некоторые просыпаются еще и ночью. Если это происходит каждые 2-3 часа и ребенок долго капризничает, следует подумать о том, что молока не хватает и малыш голодный. В этом случае стоит провести контрольное взвешивание, понаблюдать, не стал ли он меньше писать и какать, возможно, придется изменить календарь прикорма и давать новые продукты чаще. Дети на смесях едят чуть реже, 5-6 раз в сутки. Педиатры рекомендуют им в этом возрасте подобрать смесь с большим содержанием железа, вводить в качестве прикорма соки и овощные пюре.

В норме пятимесячный ребенок спит днем уже мало, два раза по два часа. Ночью он может спать до десяти часов, иногда просыпается потому что хочет пить или есть. Ночное кормление в этом возрасте приемлемо, но постепенно грудничка от него нужно отучать. Утром дети просыпаются рано, так что постарайтесь подстроить свой режим под них, ложитесь спать пораньше, если устали, вздремните рядом с малышом днем.

Как и раньше, в пять месяцев за ребенком должен быть правильный уход. Очень важно следить за состоянием кожных покровов. Купать малыша можно и нужно каждый день, в теплой воде с пенкой или детским шампунем. Дети уже с удовольствием воспринимают воду. Купите им специальные игрушки для ванной, тогда купание превратится из обычной гигиенической процедуры в захватывающее развлечение. Некоторые педиатры не советуют в 5 месяцев постоянно держать детей в подгузниках, чтобы не вызвать опрелостей, особенно в жаркое время года.

Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребёнка физически, ведь не только уход и кормление для него важны? В этом помогут упражнения, которыми пятимесячный малыш занимается с удовольствием. Положите его на животик и в некотором отдаление разместите цветную игрушку. Карапуз будет пробовать к ней подползти, если у него это получится, похвалите обязательно. Крохе важно слышать положительные отзывы о своих действиях. Когда же совершить сложный маневр не вышло, пододвиньте игрушку ближе, чтобы ребенок мог взять ее в руки. Из положения лежа можно приподнимать кроху за ручки, но пока не заставляйте сидеть его самостоятельно, он к этому еще не готов. Тренируйте ручки, сгибайте их на груди, поднимайте вверх и опускайте вниз. Делайте ножками велосипедик, разводите в тазобедренных суставах. Подбрасывайте малыша вверх и вниз, немножко покрутите. Такие упражнения полезны для развития вестибулярного аппарата. Не забывайте о массаже, он хорошо укрепляет мышцы, снимает остатки гипертонуса. Главное, не переусердствуйте, зарядка должна приносить и вам, и малышу удовольствие.

Для развития моторики рук и пальцев следует использовать маленькие игрушки. В пять месяцев дети достаточно долго, около 10-15 минут, могут изучать новую вещь. Можно дать в руки малышу колечко с подвесками, детали пирамиды. Покажите, как их можно надевать на основу и что из этого получается. Остерегайтесь мелких предметов, чтобы ребенок не потянул их в рот. Хорошо игрушку повесить над кроватью, тогда кроха сможет играть самостоятельно, даже если вы заняты делами. Для развития зрения можно показывать малышу картинки с изображением букв, цифр, разных геометрических фигур. Они должны быть яркими, подбирайте постепенно изображения с более мелкими деталями.


Отправить

Обязательно разговаривайте со своим малышом, комментируйте все, что он делает, называйте предметы, которые он берет в руки. Если у крохи получилось сказать какой-то сложный слог, повторите за ним, он тоже начнет его повторять, тренируя произношение. Следите за своей речью, ведь дети в пять месяцев реагирует больше на интонацию, чем на смысл. Постарайтесь, чтобы в разговоре не звучало злых и сердитых ноток. Малыш не способен еще понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, ваша ругань только напугает его. Зовите чаще ребенка по имени, чтобы он начал себя с ним ассоциировать. Также называйте ему имена родственников, знакомых, других детей, которые живут с вами или приходят в гости. Прочитайте малышу книгу, стишок, спойте колыбельную, если умеете, дайте послушать хорошую музыку. В таком возрасте ребенок начинает проникать в мир звуков, учится их анализировать и понимать.

Очень хорошо влияет на развитие мозга игра с прятаньем предметов. Накройте игрушку одеялом, а через несколько секунд покажите ее опять. Попробуйте сами спрятаться за дверью, а потом показаться из-за нее. Возьмите яркую игрушку и медленно уберите ее из поля зрения ребенка, затем сделайте это немного быстрее, чтобы малыш учился следить за ее траекторией. Покажите, как игрушка может издавать звук, например, нажмите на кнопочку пищалку. Возможно, малыш еще не сможет повторить такое движение, но точно его запомнить. Подставьте под руки игрушечное пианино, случайно нажав на клавиши, ребенок быстро сообразит, что ни могут издавать звук и уже осознано будет повторять движение. Такое упражнение очень хорошо помогает укреплению связи между причиной и следствием.

Развитие ребенка в пять месяцев продолжает совершенствоваться, для него очень важными становятся социальные связи. Потому мама с папой должны стать для него не просто нянями, а настоящими друзьями, с которыми интересно играть, «разговаривать». Также стоит помнить, что маленькие дети остро нуждаются в чувстве защищенности. Только ласковые слова, прикосновения, радостны эмоции могут его дать в полной мере. Если вы устаете, попросите помощи, но ни в коем случае не сбрасывайте свой негатив на ребенка. Обязательно снимайте то, что делает ребенок на видео. Ведь эти моменты взросления уже никогда в жизни не повторятся, они бесценны. И не заглядывайте каждый раз на женский форум, чтобы сравнить своего малыша с другими. Ведь у каждого малыша свои особенности, и ваш не должен уметь именно то, что ребенок подруги. Советоваться об особенностях развития ребенка, сроках введения прикорма, деталях ухода, лучше с педиатром. Некоторые нюансы поможет понять таблица с нормальными показателями физического и умственного развития детей.

Первый год жизни малыша – важный период. Мамочка должна позаботиться не только о здоровье крохи, но и о правильном своевременном развитии. Все занятия в этом возрасте нужно проводить в игровой форме, чтобы малыш не устал и постоянно испытывал положительные эмоции. Игры с ребенком в 5 месяцев должны включать в себя и развитие тела, и мелкую моторику, и изучение различных цветов и форм предметов, а также многое другое.

На что обратить внимание при выборе игр с малышом

Первое, на что нужно обращать внимание, – это то, что именно стимулирует та или иная игра. К пяти месяцам большинство деток:

  • Уверенно переворачиваются на животик, в таком положении любят лежать и рассматривать окружающий мир.
  • Интересуются игрушками и хорошо держат их в ручках.
  • Некоторые дети в этом возрасте пытаются садиться или уже сидят.
  • Делают первые попытки поползти.

Именно эти качества нужно развивать и стимулировать, поощряя ребенка к покорению новых вершин.

Нужно помнить, что у маленьких деток физическое и умственное развитие неотделимы друг от друга. Развивается все в комплексе. Подвижные игры развивают мозг, а занятия на умственную деятельность способствуют физическому развитию. Поэтому если кроха предпочитает активные игры, то нужно такие и выбирать. Ну а в случае, когда малышу больше нравится лежа рассматривать и играть с погремушками, прорезывателями, игровым ковриком, то не стоит насильно заставлять его двигаться. Всему свое время. Даже если ребенок немного ленив поначалу, то с возрастом он обязательно наверстает упущенное.

Большое внимание в этом возрасте необходимо уделять речевому развитию. Для этого необходимо поощрять ребенка, когда он произносит первые звуки и слоги. В обращении к ребенку важна интонация и правильное произношение всех слов. Именно в этом возрасте ребенок учится понимать и воспринимать обращение к нему. Важно проговаривать и называть все окружающие предметы, цвета, звуки животных, комментировать все свои действия. Большинству родителей кажется, что ребенок не понимает услышанное, но не стоит бросать и отчаиваться. Кроха все запоминает и через несколько месяцев он обязательно удивит окружающих своими знаниями.

Игры со взрослыми

Универсальные игры для 5 месячного ребенка со взрослыми будут интересны малышам. В качестве взрослого могут выступать мама, папа, бабушки и дедушки, а также старшие детки в семье, которые уже понимают, что с крохой нужно обращаться аккуратно и бережно.

«Упал-встал»

В эту игру лучше играть на диване или на полу, подстелив что-то мягкое, например, коврик или детское одеялко. Малыша аккуратно «роняют» на пол, а он пытается встать и сесть. После удачной попытки, его опять аккуратно заваливают на спинку, а он опять садится. Нужно следить, чтобы ребенок не ударился и не переутомился. Если играть каждый день, то умение садиться быстро будет освоено и закреплено.

«Аттракционы»

Эту игру лучше доверить папе. Малыша можно слегка подбросить вверх, несильно покрутить, наклонить чуть вперед. Затем, опустить вниз, дать чуть-чуть постоять на пяточках и опять подбросить вверх. Такое времяпрепровождение вызывает неизменный восторг у большинства детей и развивает вестибулярный аппарат, а также прививает первоначальные навыки ходьбы. Первое время лучше делать это сидя на диване или кресле, так как высота не очень большая и малыш точно не испугается. Затем, когда кроха привыкнет, можно попробовать стоя.

Важно: Если игра для малыша в новинку, то нужно следить за реакцией, возможно, что ребенок испугается. Не нужно подбрасывать высоко и разжимать руки. Ребенок должен чувствовать поддержку и уверенность взрослого. Если нет уверенности в своих силах и малыша тяжело удержать, то лучше выбрать другие подвижные игры.

«Прыжки на коленях»

Ребенка нужно усадить на колени и двигать ногами вверх-вниз, немного подбрасывая кроху вверх. При этом необходимо сопровождать действие веселым стишком или песенкой. В конце можно слегка раздвинуть колени, позволяя ребенку чуть провалиться, при этом его нужно крепко поддерживать за подмышки. Такой «сюрприз» в конце очень веселит деток. Если играть так каждый день, то со временем малыш к концу стишка уже будет ждать «сюрприза», заранее заливаясь смехом. Это свидетельствует об укреплении памяти.

Игры с мячом

Для этого нужно приобрести яркий надувной мячик не очень большого диаметра. Мяч должен быть легкий. Ребенка укладывают на спинку и подставляют мячик под пяточки. Затем мячик нужно двигать, чтобы стимулировать кроху перебирать по нему ногами или пинать его.

Если кроха уже сидит, то можно легонько бросать или катать мячик ему навстречу, чтобы стимулировать ребенка поймать или отбить игрушку. При бросании нужно избегать области головы.
Можно просто подбрасывать мячик вверх и ловить, чтобы кроха наблюдал за быстродвижущимся предметом.

Если малыш уже сидит в стульчике, то хорошо играть в такую игру – мячик с помощью взрослого закатывается под стул, стоящий у стены, ударяется об стену и выкатывается обратно. Ребенок с интересом будет следить за перемещением предмета и тем, как он исчезает под стулом и вновь появляется.

Развивающие игры с мячиком нравятся большинству деток и хорошо влияют на становление координации движений и внимательности

«Ку-ку»

Это любимейшая игра маленьких детей вплоть до двухлетнего возраста. Для этого взрослый прячет лицо за салфеткой, пеленкой или полотенцем. Можно использовать любую подручную вещь. Затем нужно дать малышу немного времени и выглянуть со звуком «ку-ку». Можно накрывать самого ребенка платочком или пеленкой, при этом спрашивая: «А где (Имя), ку-ку?». Детки очень быстро соображают, что нужно снять с себя платочек.

Эта простая и незамысловатая игра развивает зрение, слух, мышление, физическую активность.

Игры с пальчиками и ладошками

Эти игры известны каждому с детства, например, «Сорока-сорока» или «Ладушки».

При этом можно:

  • Производить легкий поглаживающий массаж ладошек.
  • Загибать и разгибать пальчики, прорабатывая небольшими надавливаниями каждую фалангу.
  • Разводить ручки в стороны.
  • Хлопать в ладошки.
  • Слегка потягивать и вращать каждый пальчик.
  • Использовать дополнительные приспособления. Это могут быть различные предметы: силиконовые мячики с шипами, пушистые шарики и так далее).
  • Проводить ручками ребенка по своей или его голове, приглаживая волосы.

Обязательно сопровождать действия потешками и песенками. По большому счету можно использовать любые стишки. Такие игры разовьют моторику и слух ребенка, поспособствуют становлению речи. А повторяющиеся движения и ритмичные песенки хорошо развивают память.

Игры с подручными предметами

Если нужно занять ребенка во время домашних дел, то можно это сделать с пользой. Например, во время готовки можно усадить кроху на коврик и дать ему большую кастрюлю с крышкой. Многие дети любя играть с посудой. Лучше выбрать блестящую кастрюлю из нержавейки. Малыш с интересом будет рассматривать свое причудливое отражение в ней, хлопать ладошкой по стенкам и дну, изучать крышку.

Если дома есть большое зеркало, то можно поместить ребенка рядом и дать ему возможность рассмотреть себя. Можно показать ему на маму, указывая пальчиком на отражение, а потом на него самого.

Во время кормлений можно давать ребенку ложку. Конечно, кушать сам в таком возрасте он не будет. Можно даже не надеяться на попытки. Но то, что он держит ложку и интересуется предметом, – это уже хорошо.

Во время купания можно поглаживать и называть все части тела малыша. Хорошо использовать в ванной что-то наподобие «корабликов». Это может быть пластмассовая мыльница, стаканчики из-под творожка или йогурта. Конечно, можно купить и специальные резиновые игрушки для купания. В любом случае крохе будет интересно ловить их в воде – это разовьет мышление и координацию.

Все детки разные, поэтому нужно выбирать такие игры, чтобы крохе они понравились и ему было интересно. Можно немного усложнить процесс, если видно, что ребенок готов. А если мама заметила, что малышу трудно что-то дается, то нужно проявить терпение.


Нравится малышу игра или нет – понять несложно. Если кроха радуется и смеется, то все в порядке. А о том, что ему не нравится, он даст знать плачем и недовольным кряхтением

  • Пятый месяц – это еще очень ранний возраст. Детки быстро устают, не нужно перебарщивать с занятиями и играми. Нескольких минут будет вполне достаточно для одной игры. Через некоторое время, когда малыш покушает и отдохнет, можно повторить.
  • Нельзя играть в подвижные игры сразу после кормления. Лучше выждать 30-40 минут.
  • Во время прогулок хорошо использовать слинг или специальный детский рюкзачок. Так ребенку будет легче воспринимать то, что говорит ему мама и рассматривать окружающий мир.
  • Во время игр на природе можно использовать небольшой спасательный круг. Такое приспособление, надетое на кроху, защитит его от ушибов во время случайного падения, если он еще плохо сидит.
  • Все игрушки должны быть доступны для ребенка. Если где-то в доме есть висящие игрушки (мобиль в кроватке, дуги на или коляске), то лучше их снять или опустить как можно ниже, чтобы кроха мог ими играть и рассматривать.
  • Хорошо давать ребенку игрушки сразу в обе руки. Так он научится взаимодействовать сразу с несколькими предметами, перекладывая их из руки в руку.
  • Нужно постоянно говорить с ребенком, объясняя все вокруг, комментируя перемену обстановки, свои действия и действия малыша. Это очень развивает речь и слух.
  • Любое действие с ребенком, даже смену подгузника, можно превратить в развивающую игру. Главное, не выполнять повседневный уход механически, а каждый раз стремиться к общению с ребенком.

Организовывая занятия с ребенком, нужно помнить, что покупка даже самых лучших и дорогих игрушек не компенсирует ребенку общение и тактильный контакт с мамой.

Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку: схватить, осмотреть и снова схватить. Точно также кроха ведет себя по отношению к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, он как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В возрасте 5 месяцев дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, увидев входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего младенца, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Учимся понимать друг друга

Внимание младенца привлекают лица любого вида и формы – он радуется приходу гостей и с интересом их рассматривает. Но, несмотря на то, что крохе нравится видеть новых людей, на пятом месяце жизни он уже начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Среди последних может оказаться не только посторонний человек, но и мама, решившая не бросать карьеру и вышедшая на работу.

Поэтому, как бы вы ни были загружены своими «взрослыми» делами, заведите себе за правило каждый день уделять хотя бы несколько минут общению с малышом. Тех же, кого ребенок считает «своим», он с удовольствием изучает: притрагивается к глазам, кусает за нос, дергает за волосы. Когда мама или папа разговаривают с младенцем, он сует пальцы им в рот, как будто пытается схватить вылетающие слова.

По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный звуковой репертуар все больше расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и даже глухие одинаково произносят звуки.

В 4-4,5 месяца можно заметить, что дети подражают языку, на котором говорят окружающие. Свое умение «говорить» младенец с готовностью демонстрирует и игрушке, оказавшейся в поле его зрения, и маме, смотрящей на него. Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса.

Огромную радость доставляют ребенку физические игры, которые так любят папы. Легкие подбрасывания вверх, щекотка или громкое чмокание вызывают у малыша громкий смех. Но при этом важно помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны. Многим знакома следующая ситуация: ребенок заливисто хохочет от легких подбрасываний, но стоит поднять его чуть выше, как он тут же заливается плачем. Это говорит о том, что у маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Старайтесь играть с любимым чадом, не перевозбуждая его.

Двигательные навыки ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.

На 5 месяце жизни многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым детишкам удается переворачиваться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев ребенок способен некоторое время проводить в полусидячем положении – это очень полезно, поскольку кроха может наблюдать, что происходит вокруг, замечать проходящих мимо людей, которые, отвечая на улыбку, останавливаются и разговаривают с ним.

Однако мягкая мебель не лучшее место для того, чтобы усаживать ребенка. Подкладывать под спину подушку тоже не рекомендуется, а вот та же подушка, подложенная под матрасик, дает хороший наклон, удобное положение и достаточный обзор. Лучшее решение – посадить ребенка в шезлонг с регулируемой спинкой, в котором младенец будет чувствовать себя удобно и комфортно.

Заметные сдвиги наблюдаются и в способности маленького человечка перемещаться, находясь в положении на животе. Младенец принимает позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигается вперед. Некоторые малыши передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, ребенок начинает пятиться назад.

Но самой подвижной частью тела по-прежнему являются руки. Они постоянно чем-то заняты. Малыш тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Он будет стремиться достать все, что попадается ему на глаза, до тех пор, пока видит собственную руку и объект. Однако в действиях еще не достаточно ловкости. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Кроха скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремиться использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он захватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Вижу, слышу, ощущаю…

До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом: он мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет.

Самая любимая игрушка 4-x месячного ребенка – зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему.

Несмотря на развитие зрительных навыков, младенец исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Народная поговорка: «Губа – не дура, язык – не лопатка, знают, где горько, где сладко» иллюстрирует именно этот период в развитие малыша. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравится, и он повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получает удовольствие от эффекта, который они производят.

Занятия с ребенком 5 месяцев

Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.

Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Физическое развитие детей 5 месяцев

Ребенок совершенствует хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Запаситесь погремушками разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой ручки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите игрушку высоко, затем приблизьте к младенцу и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Расстелите одеяло и положите кроху на живот на край. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет: для того чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте младенца. Если он не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

Практические советы

Опустите двигающиеся игрушки: Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.

Детский рюкзачок: Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.

Посадите малыша к себе на спину: Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).

Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки: Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.

Протягивайте руки навстречу малышу: Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом «Оп!» Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Время игр

Новые открытия

Блестящая кастрюля: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся «игрушки» взрослых.

Перед зеркалом: Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

Несколько игрушек в детской кроватке: Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.

Куклы-неваляшки: В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Детские качели: Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Потрогай звук: Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Погремушки: Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.

Развитие координации

«Вот какой ты большой» Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой ты большой!» Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.

Веселые прыжки: Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Раз-два встали! Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.

Прикрепите кольца к детской кроватке: Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.

Вниз под горку: Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Спасательный круг: Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.

Принятие решений

По игрушке в каждой руке: Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.

Игра в мяч: Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.

Нарисованное лицо: Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.

Карусель: Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы – с одной стороны веселую, а с другой – печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?

Исчезающий мяч: Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Повседневные дела

Время кормления

Дайте ребенку ложечку: Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.

Дайте ребенку чашку: Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.

Называйте части тела ребенка: Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.

Застывшее лицо: Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.

Кораблик в детской ванночке: Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.

Время отдыха

Ласково похлопайте малыша: Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.

Разговор шепотом: Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Укачивание: Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.