Праздник, посвященный каше, – "Праматерь хлеба". Каша для новорожденной - сценарий праздника

Елена Елтуховская
Сценарий развлечения «Её величество - каша!»

Цель : Раскрыть значение каш для правильного питания дошкольника.

Задачи :

1. Расширить знания детей о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.

2. Пробуждать интерес детей к народным традициям, связанным с питанием и ЗОЖ.

3. Расширить знания ребят о пользе каш.

Ведущий : Сегодня героиней нашего праздника будет её величество – каша .

Кто из нас в хоть раз жизни не пробовал каши?

На Руси каша из покон веков занимала важнейшее место в рационе питания, являясь одним из основных блюд, как у бедных, так и богатых людей. Отсюда и пословица «Каша – мать наша » ! Очень много сложено легенд и сказок о каше это, потому что издавна наш народ занимался земледелием : выращивал рожь, пшеницу, ячмень, просо (показ разнообразной крупы) . Каша была обязательным угощением на свадьбах, а также при заключении мира между враждующими сторонами в знак дружбы и мира. И если не получалось заключить согласие, то говорили «С ним каши не сваришь!»

С маленькими детьми обязательно играют в игру : «Сорока - белобока, кашу варила…» Кто её из вас помнит?

Исполняют песню : «Варись, варись кашка…»

Ведущий : Давайте послушаем шуточные стихи про кашу.

1 ребенок : Если в беспорядке ваши мысли, Если в голове у вас сумбур.

Говорят в голове у вас каша , Только, это друзья чересчур!

Ведь согласитесь-ка ребята, Что поговорка не права,

Ну, разве каша виновата , Что бестолкова голова.

2 ребенок : Если все слова смешались ваши, если вашу речь нельзя понять.

Говорят во рту у вас каша , обвиняют беднягу опять.

Но согласитесь-ка ребята, что приговор не справедлив.

Да разве каша виновата , когда язык у вас ленив.

3. ребенок : Если порвались ботинки ваши, и в дыре нога видна.

Говорят : башмаки просят каши, значит вновь, виновата она.

Но разве правильно ребята , нам возмещать на каше злость?

Ведь разве каша виновата , что плохо вбит в подошву гвоздь.

Не верьте, в разные обманки, нет ничего прекрасней манки!

Ведущий : Каши бывают разные, но все они очень важные, полезные и вкусные.

4. ребенок : Кашу я люблю из проса, и не может быть вопроса.

Как? За что? И почему? поклоняюсь я ему.

5. ребенок : Я люблю кашу из печки, да когда она из печки.

Со сметаной белою, только не горелую.

6. ребенок : А я манную люблю, всем всегда её хвалю

А с малиной красной нет каши прекрасней.

7. ребенок : Мама кашу мне сварила, в кашу тыкву положила.

Думала : еда пропала, три добавки съел и мало!

Ведущий : Оказывается, каждая каша по-своему полезна и вкусна. В ней много витаминов и полезных веществ, для здоровья и роста детей.

Исполняют песню : «Кошалотик, кошалот» .

8. ребенок : Кашу с рисом есть готов. Если это сладкий плов.

В нем и мясо есть и фрукты, витаминные продукты.

9. ребенок : Я люблю овсяную, кашу очень главную.

В знатной Англии, к примеру, кормят кашей королеву.

10. ребенок : Расскажу про новую, про кашу перловую.

Я её люблю с грибами, с перцем, солью, огурцами.

11. ребенок : Во всем мире едят каши, Тани, Пети и Наташи,

Каши всякие нужны, каши всякие важны!

Ведущий : Ребята, а какие каши вы любите и знаете? (ответы детей) .

А какие продукты нужны для того, что бы приготовить вкусную и полезную кашу? (ответы детей) .

Игра : «Свари кашу для гостей» .

Игра : «Сервировка стола» .

Ведущий : Ребята русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу. Назовите их :

1. Кашу маслом не испортишь.

2. Кто заварил кашу тот и расхлёбывай.

3. Мать наша – гречневая каша .

4. Без каши и обед не обед.

5. Где каша с маслом тут и место наше.

А теперь давайте поиграем. Игра : «Узнай крупу на ощупь» .

Игра : «Золушка» .

Ведущий : Ребята, ешьте каши и будете здоровы всегда!

С каждым днем вы подрастайте. Сил, здоровья набирайте!

Публикации по теме:

К Конспект НОД в подготовительной группе «Каша – матушка наша» Форма проведения – коллективное обобщающее занятие с участием родителей.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Наша каша» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Наша каша. Тема: "Наша каша" Цель: Расширять знание о каше. Задачи:.

(сценарий в стихах про Хрюшу и его друзей)

Продолжительность спектакля: 10 минут; количество актеров: от 2 до 3.

Действующие лица:

Хрюша
Степашка
Филя

На втором плане стена кухни. На первом плане по краям сцены две кулисы. У правой кулисы стоит плита. Посредине накрытый скатертью стол.

Из-за левой кулисы выходит Степашка. Напевая песенку, он начинает готовить завтрак. Степашка ставит на стол кастрюлю, достает пакет молока, наливает молоко в кастрюлю и ставит ее на плиту.

Степашка (весело напевает себе под нос)

С добрым утром! С добрым утром!
Пусть погода будет чудной!
Пусть веселым будет день…

Из-за левой кулисы выходит только что проснувшийся Хрюша.

Хрюша (подхватывает)

Пусть к нам приплывет тюлень!

Степашка

Хрюша (зевая)

Привет, Степашка!
Что делаешь?

Степашка

Да вот –
Варю на завтрак кашу!

Степашка достает пачку геркулеса, засыпает крупу в кастрюлю и начинает перемешивать ложкой.

Хрюша (разочарованно)

Степашка

И что с того?

Хрюша (возмущенно)

Вчера! Сегодня! Завтра!
И как тебе не лень!?
Своею кашей завтрак
Ты портишь каждый день!

Степашка

Не порчу, а спасаю!

Не трать напрасно сил –
Себя, насколько знаю,
Спасать я не просил!

Хрюша заглядывает в кастрюлю.

Хрюша (капризно)

Овсянку есть не стану!
Пусть лучше лошадь ест!

Степашка протягивает Хрюше пустую пачку.

Степашка (назидательно)

Но это не овсянка,
А каша «Геркулес» –
Совсем другое дело!

Хрюша бросает пачку на пол. Степашка накладывает кашу в тарелку и протягивает Хрюше.

Хрюша (капризничает)

Не буду! Не хочу!
Мне каша надоела!

Степашка ставит тарелку на стол, зачерпывает кашу ложкой и пытается накормить Хрюшу, как маленького.

Степашка (уговаривая)

Попробуй, хоть чуть-чуть!
За Филю!

Степашка

За Мишутку!

Хрюша отрицательно мотает головой.

Степашка

Хоть за меня!

Ни в жизнь!
И за себя не буду!
(уворачиваясь)
Сказал же, отвяжись!

Степашка накладывает кашу себе в тарелку, садится за стол и начинает есть.

Степашка

В сто раз вкусней вчерашней!

Неправда! Врёшь-врёшь-врёшь!

Степашка (обиженно)

Пока не съешь всю кашу,
Гулять ты не пойдешь!

Степашка встает из-за стола и уходит из комнаты.

А так уже нечестно!
Наказывать? За что?
Ну, ладно, съем – не тресну!

Хрюша решительно берет ложку, замахивается ей на кашу, но потом снова бессильно кладет на стол.

Хрюша (со вздохом)

Помог бы что ли кто…

Из-за кулисы выходит Филя.

Филя (принюхиваясь)

Как пахнет аппетитно!
Привет!

Хрюша (радостно)

Привет, привет!

Хрюша пододвигает свою тарелку к Филе

Вот! Ешь! Полезно! Сытно!

Филя берет ложку и начинает есть Хрюшину кашу, но вдруг останавливается.

А ты не хочешь?

Филя начинает с аппетитом кушать.

Напрасно! Очень вкусно!

Хрюша берет со стола и с восторгом разглядывает пустую тарелку.

Хрюша (радостно)

Ты просто молодец!
Ура! В тарелке пусто –
Мучению конец!
Свобода!

В комнату возвращается Степашка.

Степашка

Здравствуй, Филя!
(Хрюше строго)
Доел ты или нет?

Доел! Смотри!

Хрюша вручает Степашке пустую тарелку.

Но ты не…

Хрюша (Филе шепотом)

Не выдавай секрет!
(Степашке громко)
Всё было вкусно очень!

Степашка

Могу добавки дать!

Хрюша (в ужасе)

Он не хочет!

Степашка

Тогда пошли гулять!

Хрюша, Филя и Степашка уходят из комнаты. Плита и стол исчезают. На втором плане комната сменяется парком.

Из-за правой кулисы выходят Степашка и Филя. Хрюша плетется позади.

Степашка

Давайте в той аллее
Найдем пиратский клад!

Нет, лучше кто быстрее
До речки и назад!

Все трое бросаются бежать и скрываются за левой кулисой. Через некоторое время из-за правой кулисы выбегает Степашка и радостно прыгает посреди сцены.

Степашка (радостно)

Я первый! Первый! Первый!
Ура!

Прибегает Филя.

А я второй!

Филя (удивленно)

А Хрюша где?

Степашка (со вздохом)

Наверно,
Уже ушел домой!
Он бегает так быстро,
Что нам и не догнать!

Из-за кулисы появляется уставший Хрюша и падает на край ширмы.

Хрюша (тяжело дыша)

Ох! Еле дотащился!

Степашка (торжествуя)

И, если хочешь знать,
Последним!

Хрюша (в растерянности)

Быть не может!
(испуганно)
А я не заболел?
Да что со мной?

Похоже,
Ты мало каши съел!

Степашка

В ней наша сила!

Кто мало каши ест,
Тот слаб!

Хрюша (умоляюще)

Степашка! Филя!
Несите «Геркулес»!
Перловку! Гречку! Манку!
Хоть ложку! Хоть чуть-чуть!
Я съем всё без остатка!
Я буду! Я хочу!

Степашка уходит и возвращается с кастрюлей каши. Он ставит ее на край ширмы. Хрюша достает ложку и начинает есть прямо из кастрюли.

Хочу быстрей всех бегать
И прыгать высоко!
Хочу, чтоб все победы
Давались мне легко!
И если вы, ребята,
Хотите не отстать,
Отказываться надо
От каши перестать!


«Праздник русской каши»

Цель : познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни через музыкальное и театральное творчество.

Материалы и оборудование: тарелки, ложки, скатерти, салфетки, кринка, чугунок,. Коллекция круп, а также зерен бобовых (бобы, фасоль, горох) в стеклянных баночках.

Предварительная подготовка:

сварить несколько разных видов каш из круп и бобовых культур (рисовую, пшенную, манную, гороховую и др.); отрепетировать: частушки на тему "Злаки и каши"; песни, частушки, пословицы, хоровод.

Ход праздника:

Праздник проводиться в «русской» комнате с печью

Ведущий народном сарафане) : Здравствуйте дорогие гости!

На Руси осенью и на послерождественские дни, после окончания поста, приходился грандиозный праздник – день каши. И мы, ребята, сегодня узнаем очень много интересного о каше. У наших предков каша была блюдом праздничным и далеко не простым. На любом гулянье, обряде каша занимала одно из главных мест. До наших дней дошло множество народные приметы о каше.

Много в поле кашки, быть сеногною.

Кашица в печи румянится, летом к дождю, зимой- к снегу.

Каша из горшка вылезет из печи- к худу, в печь -к добру.

Учитель. Одним из основных блюд наших дедов была каша. Крупу наши предки называли «засыпа». Отсюда и слово «засыпать». Дробленая крупа называлась «варгеня». Из нё можно было приготовить наскоро – «сварганить». А что сегодня означает выражение «сварганить»?

Приготовить, сделать что-то наскоро, быстро.

Выбор каш в русской кухне был очень широк. Их варили из ячменя, проса, овса. Сдабривали их маслом. Богатые люди – маковым, ореховым, бедные - льняным, конопляным.

Ведущий. Щи да каша – пища наша. Недаром так в народе говорится. Кашу с удовольствием едят русские люди: вкусная, сытная, полезная. Готовится без затей, особенно нужна для детей.

Ребята! Вы тоже в столовой часто едите кашу. Многие не хотят её есть, поступают, как эти 2 девочки:

Девочка-1. Каша, каша – не хочу, лучше сникерс проглочу!

Девочка-2. А меня зовут Алина, тоже каши не хочу!

Мне на завтрак мареладку, шоколадку я хочу!

Ведущий. Ах, вы глупые мои, неразумные мои! Кушайте кашу, кушайте! Да про неё послушайте!

Как появилась каша на нашем столе?

Праматерью хлеба величают её в народе. Рассказывают, сто варил как-то древний кулинар кашу, и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди сначала огорчились на кашевара, а потом попробовали новое блюдо. Так народ рассказывает – из каши хлеб появился.

Отсюда и поговорка: «Каша-мать наша».

У русичей сушествовал обычай: при заключении мирного договора вместе с бывшими врагами готовили кашу и съедали в знак примирения. Отсюда и поговорка: «С ним каши не сваришь!»

Без каши не обходились на Руси Рождественские праздники, крестины, похороны и другие события в жизни народа.

Дети:

1. Сорока - белобока

кашу варила,

ребят созывала

про кашу слушать

да кашу кушать.

Маше каша не дается,

В рот из ложки не кладется,

А конфеты без хлопот

Сами так и лезут в рот.

Разве Маша виновата -

Каше места маловато.

2-й: Каша из гречки

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Митенька ел,

Кашу хвалил,

На всех разделил.

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

Учитель. (презентация) Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.

Итак, попробуем представить дом русича в древности.

Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и сосновым духом вылечит.

Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь, с чего начинать? Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.

Ведущий. Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка. Так первым делом начинает растапливать печку, да ставить в неё чугунки. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всякой надобности.

Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, калачи – для детишек маленьких. Вот такая славная печка была в русском доме!

Появляется Домовой: Сама-то печка-добрая. И пироги печет, и щи варит! А люди норовят все сами съесть, мне ничего не оставляют!

Учитель. Это что ещё за чудо?

Домовой: Это я, Домовой.

Ведущий. Рады тебя видеть в нашем доме! Мы много о тебе знаем, но встречаем впервые. Может, ты нам расскажешь о наших далеких предках?

Домовой: Я, конечно, могу много интересного вам рассказать. Но сначала хочу проверить, что вы знаете обо мне и о моих друзьях – домовых духах.

1-й ученик. Я знаю, что важнейшим духом, охранявшим дом славян, считался ты, уважаемый Домовой. Живешь ты под печкой. И чтобы ты был добрый, дают тебе краюшку хлеба, да миску молока.

2-й ученик. А я знаю, что ты добрый дух. Но как всякая нечисть, любишь иногда делать всякие пакости.

3-й ученик. Если ты, Домовой, живешь в ладу с хозяевами, то бережешь скотину, расчесываешь гриву лошадям, даже посуду иногда моешь! А, если ты сердишься, то путаешь гриву лошадям, крадешь молоко у коров.

Уважаемый Домовой, испокон веков тебя чтили на Руси, не представляли свой дом без тебя!

Ведущий. Деревянные фигурки бородатых людей – Чуров олицетворяли пращуров того или иного рода. До наших дней сохранилось выражение: «Чур меня!».

4-й ученик. Кроме Домового и Чуров охраняли семью Дворовой, Скотник, Кутный бог. Они были добрыми. Но был и злой дух – Банник. Для него резали черную курицу, чтобы задобрить.

Домовой. Молодцы, ребята! А я хочу вам рассказать, как выглядела русская изба.

По диагонали от печи находился Красный угол. Это самое святое место, в нем стояли иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься. Стол ставили в Красном углу. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. А лавки и скамьи – это одно и то же? В чем разница?

5-й ученик. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать. А еще в домах были рундуки, сундуки – вот и вся мебель!

Домовой. Ой, какие вы молодцы! Как много знаете! Только мы, Домовые не только умные, но и веселые, танцевать любим! А ну, честной народ, выходи в хоровод! Давайте потанцуем!

Хоровод «Калина-малина»

Учитель: А вы знаете пословицы и поговорки о каше?

1-й ребенок: Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

1-й ребенок: Щи да каша – пища наша! 1-й ребенок: Густая каша семьи не разгонит.

2-й ребенок: Русского мужика без каши не накормишь.

2-й ребенок: Нет щей – так каши больше лей!

3-й ребенок: Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

3-й ребенок: Кашу есть – зубов не надо!

4-й ребенок: Без каши и обед не в обед.

4-й ребенок: Горе наше, что без масла каша!

5-й ребенок: На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

5-й ребенок: Кашу маслом не испортишь.

6-й ребенок: Каша - кормилица наша!

6-й ребенок: Хороша кашка, да мала чашка

7-й ребенок: Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова.

7-й ребенок: Кашу ешь, а ножом не режь!

Домовой. А я как кашу люблю! Век её ем, и все время хочу! А вы знаете, ребята, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки:

· Что всегда поверх каши лежит? (Масло).

· Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (Соль).

· Жидкое а не вода, белое, а не снег (Молоко.)

· Я бел, как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар).

Молодцы, ребята! Знаете, как кашу готовить! За это я с вами в игру сыграю!

Ведущий: Ай да молодцы, а сейчас я проверю, умеете ли вы по вкусу определять виды каш, выйдите три храбреца, удальца, смельчака.

Конкурс "Что за каша? "

Дети с завязанными глазами определяют название каши, после тоо как попробуют.

Учитель: Отгадайте загадки о злаках и о кашах, которые готовятся из этих злаков:

1. Не поле, а волнуется. (нива)

2.Черна, мала крошка, соберут немножко.

В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)

3. Что две недели зеленеет,

две недели колосится,

две недели отцветает,

две недели наливает,

две недели подсыхает? (рожь)

4. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (овес)

5. Мала малышка, золота кубышка. (просо)

6. Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)

7. Без рук, без ног, ползет на батог. (горох)

8. Эта каша витаминов полна, хоть на вид она черна (Гречневая).

Точно известно, что родом она с юга. А про все южное в древние времена говорили – греческое. Вот откуда название каши.

9. Её любят маленькие дети, самая вкусная на свете. (Манная)

10. Называют её кашей красоты. Полюби её и ты. (Овсяная)

11. Белые зернышки во рту тают, о Китае вспоминают. (Рисовая).

12. Разваренные крупинки сверкают, словно жемчуга (Перловая).

12. Эту кашу любил Петр-I. Перловая - потому что перл – по французски – жемчуг, а разваренная каша напоминает бусинки жемчуга.

13. Мелки зернышки напоминают солнышко. Желто в горшке – сытно в брюшке. (Пшенная)

Домовой: Я буду называть продукты. Если они подходят для каши, говорите –«Да», а не подходят – говорите «Нет».

ИГРА:

Сорока – белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить. На рынок пошла, и вот что взяла:

· Парное молоко … (да)

· Куриное яйцо… (нет)

· Крупа манная… (да)

· Капуста кочанная … (нет)

· Соленый огурец… (нет)

· Мясной холодец… (нет)

· Сахар да соль… (да)

· Белая фасоль… (нет)

· Масло топленое

· Рыбка соленая

· Лавровый лист

· Китайский рис

· Чернослив и изюм

· Шоколадный лукум

· Перец болгарский

· Соус татарский

· Клубничное варенье

· Бисквитное печенье

Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой!

Учитель: Дорогие наши гости, а ребята знают частушки о каше.

«Частушки про зерно и про кашу»

1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

2-й ребенок: Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

3-й ребенок: Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

4-й ребенок: И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полведерка каши съел бы,

Если б кто-нибудь сварил.

5-й ребенок: Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

Все вместе: Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Кашу любят все!

Домовой: Молодцы, а теперь проверим вашу силу, много ли вы каши ели.

Конкурс «Перетягивание каната»

Дети делятся на две команды и соревнуются силой.

Ведущий: А любите ли дети поупражнять свой язычок скороговорками. повторяйте:

На столе каша, а на стуле Маша.

Маша ела кашу, мама мыла чашу.

Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.

Наша каша хороша - из пшеницы и овса.

Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

Конкурс «Золушка»

Дети отделяют фасоль от гороха.

ГИМН КАШЕ. Читают учащиеся.

1. Если в беспорядке мысли ваши,

Если в голове у вас сумбур,

Говорят: В голове у вас – каша,

Только это, друзья, чересчур!

Ведь, согласитесь-ка, ребята,

Что поговорка не права.

Но разве каша виновата,

Что бестолкова голова?

2. Если все слова смешались ваши,

Если вашу речь нельзя понять,

Говорят, что во рту у вас каша,

Обвиняют беднягу опять.

Но, согласитесь-ка, ребята,

Что приговор несправедлив.

Да разве каша виновата,

Когда язык у нас ленив?

3. Если порвались ботинки ваши,

И в дыре нога уже видна.

Говорят - башмаки просят каши,

Значит, вновь виновата она!

Но, разве правильно, ребята,

Нам вымещать на каше злость.

Ведь в том не каша виновата,

Что плохо вбит в подошву гвоздь.

4. Не верьте в разные обманки

Нет ничего прекрасней манки!

Развеять эти мифы каждый будет рад.

Каша – это то, что на столе дымится

И испускает вкусный аромат!

Ведущий. На каше даже гадали. Если летом каша подрумянилась – к дождю, а зимой – к снегу. На Рождество ложку каши подбрасывали к потолку. Если много зерен прилипнет – богатый будет урожай! А если мало – плохой.

Учитель. Главным угощением каша была в день, когда крестят ребенка. Устраивали праздничный обед - крестины. В старину основными угощениями на крестинах были «бабьи каши» и «бабьи пироги». Каша символизировала продолжение рода, она варилась из нескольких видов крупы и была очень густой и сытной. За горшок каши родня вела шуточный торг, а после опустошения горшок разбивался на счастье малышу.

стоит стол, за столом гости (ученики), (в центре стоит кроватка, в ней кукла)

Крестная (девочка):

Собрались мы на крестины.

Ангелочка именины!

Наш малыш на радость нам

Был введен в священный храм.

Гости званые, садитесь,

Хорошенько угоститесь,

Ешьте-пейте не спеша

За здоровье малыша!

Крестная выносит на этот раз кашу и начинает раздавать.

Кладет ложку маме малыша:

Первой нашу кашу

Откушает мамаша!

Мамаша: Буду есть, поправляться,

Сил набираться!

Кладет ложку каши отцу и обильно посыпает солью, перцем или поливает горчицей:

Папаша: И Папаше ложечку!

Буду жевать понемножечку,

Кашка ядреная,

Кашка соленая!

Все: Будет папаша знать,

Как трудно деточек рожать!

Угощает братьев и сестер (любым ученикам):

По ложке братикам-сестричкам,

И большим, и невеличкам!

Чтобы с младшеньким играли,

Чтоб его не обижали!

Угощает бабушек и дедушек:

Бабушка и дедушка: Внук у нас отменный,

А возраст наш почтенный,

Нам кашки по полной чашке!

Угощает крестного:

Крёстный: Крестный съест в один присест!

В кашке маслице коровье,

Будет ребеночку здоровье!

Угощает других родственников:

Вам, тетушки-дядья,

На всех одна бадья!

Ешьте-доедайте,

Малышу расти желайте! (ставит на стол)

Домовой: Ну и удивили меня, даже традиции старинные знаете

Домовой: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можно полечиться!

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней!

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит!

Сокрушит любой недуг.

Чай - здоровью лучший друг!

Ученик 7. Чай появился на Руси намного позже. Его привезли из Монголии, потом – из Китая. Сначала он был очень дорог и недоступен для простого люда. А потом, когда чай подешевел, русский люд не представлял себе застолья без чаепития. Да с вареньицем! Да с пряниками! Да с конфетами и всякими сладостями!

песня "Сладкоежки".

Домовой: А теперь мне пора возвращаться к себе за печку, молодцы вы ребята, теперь я точно знаю, вы любите кашу и знаете о ней очень много, и я вам в подарок оставляю горшочек каши, которая вам прибавит здоровья и ума. Прощайте. (уходит)

Ученик 8: Нас вскормили кашей. Потому мы и выросли такими большими и умными, что хорошо кушали кашу в детстве- ложку за папу, ложку за маму. А если мало каши ели - кто же вам виноват? Учтите, наверстать это вовсе не поздно

Учитель. В конце трапезы подавали «сыто» - вареное пшено с медом, и гости понимали, что им пора уходить. Отсюда и поговорка – «Наесться досыта!»

Многие блюда тех далеких времен мы любим по сей день. Это и каши, и борщи, кисели и квасы. И много других блюд. Нет будущего у того народа, который не помнит своего прошлого. Так давайте помнить и чтить нашу историю и наши традиции!

Ученик 9:

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

А преданья станины

Забывать мы не должны

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Песня «Самовар».

Чаепитие.

Мануковская И.В. 2013 год

Гости собираются за столом. Звучит музыка.

Ведущий.
Собрав опять родню всю нашу,
Мы пригласили вас на «Кашу»,
Ведь в семье нашей прирост
Месяц, как уже подрос.
Праздник наш мы начинаем,
На весь мир оповещаем,
Что нет родителей счастливей!

(обращаясь к родителям новорожденной),

А вашей доченьки - красивей!
Пусть всеми любима будет она,
А счастье в награду даст ей судьба.
Пусть только лишь радость всегда доставляет
И поскорее большой вырастает!

Звучат аплодисменты гостей.

Ведущий.
Чтоб восторг родительский
На всех нам разделить,
Прошу гостей полнее Бокальчики налить.

Гости наполняют бокалы.

Дорожа этим мгновеньем,
Заявляем с умиленьем:
Кроха с каждым днем чудесней!
Выпьем все за это вместе!

Гости выпивают. Музыкальная пауза 2-3 минуты.

Ведущий.
Что ж, друзья, мы продолжаем,
Бокалы снова наполняем!

Гости наполняют бокалы.

Выпьем все без прибаутки
За родителей малютки!

Гости выпивают.

Ведущий.
Прелестью весеннего цветочка
Расцветет у вас наверняка
Долгожданная малютка-дочка,
Хоть она Дюймовочка пока.
Чтоб гостям увидеть вашу крошку,
Приоткроем лепестки немножко.

Ведущий, открывая лепестки живого или искусственного цветка, достает из середины пупсика-девочку маленького размера.

Ведущий.
Все еще у ней миниатюрно:
От макушки и до самых ног.
Каждый из игрушечных предметов
Ей служить бы долго еще смог.

Дорогие гости! Постарайтесь обнаружить на праздничном столе миниатюрные предметы для нашей Дюймовочки, которые легко распознать по прикрепленным запискам. С помощью их содержания мы узнаем назначение каждого предмета.

Гости, находя на столе миниатюрные предметы, зачитывают текст записки и передают все ведущему.

Скорлупка грецкого ореха
Нужна новорожденной для...

Все. Успеха!

Пусть бархатистая пыльца
Послужит пудрой для... (лица) .
А вот эти лепестки
Пусть украшают... (ноготки) .
В блюде, где чистая вода,
Пусть отражается ее... (красота) .
От искры этой небольшой
Пусть светла будет... (душой) .
В праздничный день для Дюймовочки
Этот лист будет вместо... (лодочки) .

Ведущий перемещает пупсика из цветка в «лодочку», которую опускает в блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.

Ведущий.
По жизни движется пусть прямо
Эта маленькая дама!
А мы ее не подведем.
За эту даму дружно пьем!

Гости выпивают. Музыкальная пауза.

Ведущий.
Друзья! Вполне вероятно, что еще несколько дней назад новорожденная была всего в дюйм ростом. Но сегодня нам бы хотелось узнать ее настоящие размеры. Возможно, этот цветок может нам помочь.

Ведущий демонстрирует гостям цветок, из которого был взят пупсик. Этот цветок должен действительно соответствовать размерам новорожденной.

Ведущий.
Как вы считаете, размеру какой части тела нашей крошки соответствует сердцевина цветка (или бутон цветка)? (Голове)
Чему равен стебель? (Длине тела.) С чем можно сравнить длину листьев? (С ручками.)

Ведущий.
Вот наша Дюймовочка
Совсем уже не кнопочка,
А подобие цветка,
Который не расцвел пока.
Чтоб силу роста ему дать,
Словам сердечным
Нужно прозвучать.

Я прошу всех собравшихся обратить внимание на открытки в виде сердца. Ваша задача, дорогие гости, заполнить их сердечными пожеланиями нашей малютке и зачитать.

Звучит музыка. Гости заполняют открытки и по очереди зачитывают их.

Тост: За сердечные пожелания наших гостей!

Ведущий.
С раннего детства многие знают,
Какие цветы их всегда окружают.
Не будем мы долго сегодня скрывать:
Девочку нашу Алиною звать.
Это имя, как картинка,
Будет крошку украшать,
И тогда наша Алинка
Будет только процветать.
Много лет пройдет отныне,
И когда-нибудь потом
Об известнейшей Алине
Говорить будут кругом.
Возможно, вырастет Алина
И будет прима-балерина.
А, может, станет и врачом...
Как знать хотелось бы о том!

Ведущий (обращаясь к родителям).

Поэтому, чтоб не гадать,
Билетик надо вам достать.

Родителям предлагаются карточки с названиями различных профессий. Например: стюардесса, фотомодель, банкир, жена президента и др. Они вытягивают одну из них с закрытыми глазами и зачитывают профессию.

Ведущий.
Кроха съест немало каши,
Чтоб сбылись мечты все ваши.
Так что долго не сидите,
Кашу вкусную варите.
Ну, а мы поможем вам,
Если выпьем по 100 грамм.

Звучит тост.

Вижу, папа уже рад
Тут же в руки взять ухват,
Подцепить им чугунок,
Дочке сделать кашу впрок.
Это дело одобряем,
Папу быстро испытаем.
Сноровку нужно проявить,
Чугуночек подхватить.

Папе новорожденной выдается ухват, чугунок. Он выполняет задание.

Ведущий.
Мама, чтоб вклад свой
Весомый внести,
Воды нам для каши
Должна принести.

Мама выполняет задание.

Ведущий.
А сейчас нам, гости, нужно
Кашу всем сварить здесь дружно.
Кажется, нет ничего проще, чем сварить обычную кашу. Но недаром говорят, что во всем должна быть своя изюминка. Надеюсь, сегодняшнее блюдо поразит вас своей оригинальностью и простотой.
Ведь на праздничный обед
Едет бабушка Варвара
Сообщить простой секрет,
Как добиться нам навара.

На фоне музыки появляется бабушка Варвара.

Бабушка Варвара.
Добрый день, а вот и я!
Кашу вам сварю, друзья.
Ничего от вас не скрою,
А секрет один открою.
Самое простое - сварить кашу из топора.

Показывает топор, перевязанный красной лентой.

Бабушка Варвара.
Почему варим топор?
Даст он бедам всем отпор.
Да и навара каше прибавит, и время сэкономит. Так что кладем его в чугунок, наполненный водой, ставим на печь и ждем, когда закипит.

Бабушка Варвара помещает топор в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чтоб сладким ребенок
Был долгие годы,
Мы сахар добавим
В кипящие воды.
А соли придется,
Увы, миновать,
Чтоб слез у малышки
Вовек не видать.

Добавляет в чугунок сахар, а баночку с солью отодвигает в сторону.

Бабушка Варвара.
Чтоб зубкам молочным
Крепкими быть,
О молоке мы должны
Не забыть.

Вливает молоко в чугунок.

Бабушка Варвара.
Чего-то еще нашей каше не хватает. Вот бы вспомнить! Может, кто подскажет мне?

Звучат советы гостей.

Бабушка Варвара.
Говорите, крупы? Что ж, давайте выбирать самую лучшую. Приглашаю одного желающего определить с закрытыми глазами виды различных круп.

Участнику игры предлагаются блюдца с крупами под номерами:
1) манная; 2) гречневая; 3) рисовая; 4) гороховая; 5) пшенная; 6) ячневая.
Он выполняет задание.


Бабушка Варвара.
Чтобы узнать, какая крупа наиболее пригодна для нашей каши, необходимо сложить цифры года новорожденной (2003 - 2 + 0 + 0 + 3 = 5), к сумме прибавить число ее рождения (5 + 2 = 7), вычесть количество детей в ее. настоящей семье (7 - 3 = 4), увеличить это на число, получающееся при подсчете колес у детской коляски (4 + 4 = 8) и из суммы вычесть число, содержащееся в слове «семья» (8 - 7 =1).

Гости подсчитывают, дают ответ.

Бабушка Варвара.
Да, манная крупа -
Лучший вариант!
Ее добавим тут же
В наш мы вариант.

Добавляет крупу в чугунок.

Бабушка Варвара.
А кто знает, чем можно наше блюдо сдобрить? Говорите, маслом? Только масло разное бывает. Вот, например:
1. Масло, которое все блюда золотым делает. Как оно называется? («Злато».)
2. А название какого масла символизируем созданное, по представлениям людей, самое лучшее? («Идеал».)
3. Как называется масло, которое любят все боги на Олимпе? («Рама Виталити».)

Бабушка Варвара.
Чтоб Бог возлюбил
Нашу милую крошку,
Мы «Рамы» добавим
В кашу немножко.

(Добавляет масло.)

А сейчас, чтоб вкусным стать,
Блюду нужно постоять.

Уносит чугунок в другую комнату.

Бабушка Варвара (возвращаясь).
Предлагаю поварам выпить дружно по 100 грамм.

Гости поддерживают тост. Звучит фонограмма песни «Где-то на белом свете...». Исполняя песню, появляются 4 «карапуза» в чепчиках, нагрудниках, памперсах.

Песня.

1. Когда-то на белом свете
В маленькой семье
Появятся детишки
Всерьез, а не во сне.
Родители будут рады,
Счастлива родня.
Они не ожидали,
Что ждет их четверня
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот дом пришла.

2. Каждый ребенок крупный,
В развитии силен,
Во многом очень талантлив,
Не по годам умен.
Мама им кашу варит,
Папа за этим следит.
«В каше ведь вся сила» -
Так молва твердит.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Радость в этот Дом пришла.

1-й карапуз.
Карапузы! Посмотрите -
Дяди, тети что едят?!
Разве взрослые сегодня
За здоровьем не следят?

2-й карапуз.
Ведь они пришли на «Кашу»,.
Пусть попробуют ее.
Станут сразу все похожи
На больших борцов сумо!

3-й карапуз.
Мы не прочь уж подкрепиться,
Время наше подошло.
Братья, сестры, что стыдиться?
Надо требовать свое!

4-й карапуз.
Голод вроде бы не тетка!
Дайте каши малышам!
А не то мы очень звонко
Здесь концерт устроим вам!

Изображают детский плач.

Ведущий.
Дорогие дети наши!
Чтоб попробовать всем каши,
За стол быстрей нужно садиться
И досыта угоститься.
В честь новорожденной крошки
Все съедим по полной ложке.

На фоне музыки бабушка Варвара выносит на ухвате чугунок, в котором находится настоящая манная каша.

Бабушка Варвара.
Вышло все, как я хотела, -
Каша вроде подоспела,
Получилась хороша.
Угощайтесь не спеша!
Но, дорогие гости...
Хотите, не хотите ли,
Начнем сейчас с родителей.
Они давно уж говорили,
Что кашу эту заварили.
Так что пробу им снимать,
Кашу ложкою хлебать.

Родители новорожденной пробуют кашу.

Настала очередь гостей -
Ешьте кашу все дружней!

Гости в обмен на кашу одаривают новорожденную подарками. Вечер заканчивается чаепитием.

Реквизит

1. Искусственный цветок длиной с новорожденного ребенка, в лепестках которого помещен пупсик-девочка.
2. Миниатюрные предметы на столе с записками.
3. Блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.
4. Открытки в виде сердца.
5. Карточки с названиями различных профессий.
6. Ухват, чугунок.
7. Топор, перевязанный красной лентой.
8. Сахар, крупы, повязка для глаз.
9. Масло «Рама», молоко.
10. Нагрудники, памперсы.
11. Горшочек с манной кашей.

любовь коваленко
Сценарий «Праздник каши»

Цель : Закрепить знания детей о продуктах и способах приготовления каш.

Создавать детям праздничное настроение .

Ведущая : Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Здравствуйте, взрослые и ребятишки!

Я рада снова видеть вас в нашем зале,

А поговорим мы сегодня о каше.

Дети во всем мире с утра едят кашу - манную, рисовую, овсяную, пшеничную, а некоторые каши не любят .

А вы любите кашу? (Да)

Наши предки, которые жили за много-много лет до нас, кашу всегда ели с медом и очень её любили. Каша считалась лакомством, как, например, сейчас шоколадные конфеты или мороженое.

1. Как у наших у ворот

Собирается народ.

Все то с ложками

Да с поварешками.

2. Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшку накормить?

3. Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою.

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

4. Это вам не просто каша

На тарелочке лежит

Зачерпни её дружок,

Положи её в роток.

5. Я посыпал в миску риса

И залил его водой.

Рис поднялся, разварился,

Дышит – пышет, как живой.

6. Из- под крышки пар клубится,

Крышка прыгает звеня,

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

Звучит музыка.

Ведущая : Дети, к нам кто-то идет в гости на праздник . Как вы думаете, кто?

(Дети пытаются отгадать) .

Я сейчас загадаю вам загадку, и вы узнаете, кто идет к нам в гости.

«В городе Горжке Продают бабу в горшке» . (каша)

Правильно – это каша.

(Входит взрослый, исполняющий роль каши и исполняет песню «Манная каша» ).

Каша : А вы знаете, какие еще бывают каши ? (ответы детей)

Ведущая : Наши ребята знают даже пословицы и поговорки о кашах. Милая каша, хочешь послушать?

Пословицы, поговорки.

Без каши обед не в обед .

Горе наше – гречневая каша : есть не хочется, а оставить жаль.

Каша то густа, да чашка то пуста.

Кашу маслом не испортишь.

Гречневая каша – матушка наша.

Хороша кашка – да мала чашка.

Щи да каша – мать наша.

Воду жалеть – и каши не сварить .

Ведущая : Дети, а вы знаете, какие продукты нужны, чтобы сварить кашу? (ответы детей) . А вот сейчас я проверю : мы проведём игру-аттракцион.

«Принеси продукты для каши » .

(На одной стороне зала стоит стол, на нем продукты : мясо, сахар, вермишель, картошка, крупа, соль, молоко, морковь, вода)

Ведущая : Кто же варит кашу, вы знаете? (ответы детей) .

Танец «Добрые хозяюшки» .

Ведущая : У нас в гостях сегодня поварята и они исполнят

«Песенку поварят» .

(вокальная группа старшей группы)

Ведущая : Не хотим мы сладкого печенья,

Нам кашу помогите сварить.

Поваренок : Чтобы кашу сварить, надо крупу перебрать, вы поможете нам?

Игра «Переберём крупу» .

(Горох, фасоль, перловка смешаны в тарелочке. Дети должны перебрать и разложить в первую тарелочку – горох, во вторую – фасоль, в третью – перловку. Кто быстрее переберёт – победитель)

Ведущая : Крупу перебрали. Можете варить кашу.

Поваренок : Но для каши надо ещё молоко . Оно у вас есть?

Ведущая : Пока молочка нет, но сейчас малышки попросят его у коровушки-бурёнушки.

Песня «Коровушка-бурёнушка» .

(вокальная группа)

Ведущая : Крупу перебрали, молочко у коровки попросили. А сейчас весёлые поварята сварят кашу.

Танец «Маленькие поварята» .

Ведущая : Кастрюля – хитрюля

Нам кашки сварила.

Платочком накрыла

И ждёт не дождет,

Кто первым подойдет?

КОНКУРС : «НАКОРМИ ДРУГ ДРУГА КАШЕЙ»

Ведущая : Потихоньку, помаленьку, понемножку, не спеша ели кашу. Правда, каша хороша?

Каша : Я рада за вас ребята, хорошо вы справились с конкурсом. А понравилась вам каша? А у меня есть подружка – гороховая каша. Вы когда-нибудь ели такую кашу? (Да)

Ведущая : Дети не только любят гороховую кашу, но они знают и играют в интересную игру.

Игра «Баба сеяла горох» .

Ведущая : Наши дети каждое утро на завтрак кушают кашу, поэтому растут сильными.

Каша : Я сейчас посмотрю, как они справятся с моими заданиями.

Игры – аттракционы :

1. Перетяни канат

2. Силачи с гирями

3.«Бой петухов»

Каша : (хвалит детей)

Ведущая : Много танцев есть на свете

И везде их пляшут дети.

С балалайкой, цветами,

С бубенцами и флажками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех их не переплясать.

Каша : Я приглашаю всех вас на танец «Потанцуйте, как я» .

Ну, что ж, ребята, мне понравилось быть у вас в гостях и я рада, что вы любите кашу, и в подарок я вам оставлю горшочек вкусной рисовой с изюмом каши .

Дети благодарят.

До свидания, дети, до свидания, взрослые.

Дети прощаются с кашей, каша уходит.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Песня «Манная каша» .

1. Молоко кипит в горшочке,

Соли надо бы, дружочки!

Соли надо – вот вам соль!

2. Молоко кипит в горшочке,

Масло надо бы, дружочки!

Масло надо – масло есть!

3. Молоко кипит в горшочке,

Сахар надо бы, дружочки!

Сахар надо – сахар есть!

4. Всё у нас кипит в порядке,

Манки надо, поварятки!

Манку мы уже несём.

5.– Всё сварилося в горшочке

Вкусна каша ли, дружочки?

Вкусно! Вкусно! Будем есть!

Песня «Коровушка-бурёнушка» .

(слова и музыка Литовко)

1. Коровушка-бурёнушка,

Гладкие бока,

Дай мальчикам и девочкам

Побольше молока.

Припев : теплого, парного,

вкусного такого.

2. Коровушка-буренушка,

Гладкие бока,

Дай маленькому котику

Немного молока.

Припев : теплого, парного,

вкусного такого.

Песенка поварят.

Слова Деникиной Музыка Никольского.

1. Мы в белых, белых колпаках,

В халатах белых, белых,

Ложки держим мы в руках,

Ловких и умелых.

2. Хотите суп, - мы сварим суп,

И тесто раскатаем

Печенье сладкое кому б

Напечь сегодня к чаю?

Танец : «Маленькие поварята» .

1. Выходит мальчик с кастрюлей, ставит перед собой на пол, весело подскоками обходит вокруг.

2. Выходят поварята с поварешками на плече и подходят к кастрюле. Удивленно смотрят в кастрюлю, покачивая головой. Имитируют – засыпают кашу, наливают молоко.

3. Мешают поварешками в кастрюле, пробуют на вкус.

4. Радостно пританцовывают вокруг кастрюли.

5. Два повара берут кастрюлю и несут. Остальные весело идут за ними пританцовывают.

Танец : «Добрые хозяюшки» .

1. Идут по кругу, останавливаются.

2. Зачерпывают водичку ведерком.

3. Ставят ведерки, танцуют.

4. Берут ведерки в руки, идут по кругу.

5. Идут и выливают водичку в бочок.

Игра : «Перебери крупу» .

На столе тарелочки. В одной крупа (горох, рис, другие пустые. Нужно крупу рассортировать по тарелочкам, кто быстрее переберет – победил!

Для малышей упрощенный вариант – перебирают фасоль и горох.

Конкурс : «Накорми друг друга кашей» .

За столом сидят два ребёнка, друг против друга, с завязанными глазами. Перед ними стоят тарелочки с кашей, в руках ложечки. Кто быстрее и аккуратнее накормит кашей.

Игра : «Бой петухов» .

Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов : прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры.

Дети, перед началом, договариваются, как они будут держать руки : на поясе, скрестив перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Публикации по теме:

Рисование крупами - одно из самых необычных и интересных занятий для детей. Казалось бы, что в нем такого особенного? Каждый может выложить.

«В мамином сердце не гаснет любовь». Сценарий концертной программы Звучит музыка Ведущий: Я верю, что женщина – чудо земное! Какого на Млечном пути не сыскать, И если женщина - слово святое, То трижды.

Как привить любовь к чтению Консультация для родителей «Как приветь любовь к чтению» «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В. А. Сухомлинский.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Горшок каши»в 1 младшей группе. Задачи:Формировать умение.