Послушание ребенка. Непослушный ребенок: как добиться послушания без крика, ремня и успокоительных. Хорошее воспитание ведет от вынужденного подчинения к добровольному и радостному послушанию

Как часто мы слышим от мам и пап: «У нас непослушный ребенок»… И какой родитель не грезит закончить наконец этот «праздник непослушания» и, точно по мановению волшебной палочки, сделать свое чадо кротким и смирным? Приблизить родителей к исполнению мечты поможет детский нейропсихолог, учитель начальных классов с 20-летним стажем Ольга Беляшова . Эксперт дала несколько рекомендаций относительно того, как сделать ребенка послушным, и рассказала, нужно ли вообще совершать это «волшебство».

1. Не забывайте, что для детей вы - главный пример для подражания

Как сможет мама, перебегающая дорогу на глазах у ребенка на красный свет, научить его переходить ее на зеленый? Или если папа ест на улице немытое яблоко, почему это не должен делать малыш? Чтобы избегать таких противоречий, родители должны следить за своим поведением. Если ребенку, запретите это и себе. Помните, что ваш пример для него гораздо важнее любых слов.

2. Учитывайте желания ребенка

Часто родители требуют от ребенка постоянного послушания и бывают недовольны, когда он реагирует на это недолжным образом. Например, вместо того, чтобы быстро умыться, начинает баловаться с водой или упорно продолжает собирать конструктор, несмотря на просьбы отправляться спать. В данном случае дело не в непослушании, а в том, что у ребенка есть свои собственные желания, которые он, естественно, ставит на первый план и искренне не понимает, почему должен их отложить ради вашего намерения вовремя уложить ребенка спать. В этом случае сталкиваются родительские и детские интересы, которые необходимо учитывать как с одной, так и с другой стороны. Специалисты советуют составлять распорядок дня для ребенка (лучше в красивом оформлении с крупными веселыми картинками). Это, пусть и не сразу, но все же приучит его к дисциплине и организованности. Относитесь терпеливее к тому, что в первое время ребенок будет игнорировать ваши напоминания о том, что, например, по распорядку сейчас нужно идти умываться. Позже станет намного проще.

3. Делите информацию на части

Целиком пирог съесть сложно. Разрезав же его на кусочки, мы сделаем процесс потребления лакомства удобным и приятным. Так же и с информацией. Большой объем - словно лабиринт для ребенка, в котором он блуждает и не знает, как найти выход. Помогайте ему: дробите информацию. Дождитесь, пока он закончит с одним действием, и только потом называйте другое. Например: «Разуйся» - ждите, пока действие будет выполнено; «Сними куртку» - вновь ждите; «Помой руки» - и так далее. Избегайте цепочек: «Разуйся, сними куртку, иди в ванную, помой руки…».

4. «Спокойствие, только спокойствие…»

Существует ли родитель, не знающий расхожую фразу «Спокойная мама - спокойный малыш»? В ней заключен глубокий смысл, ведь на любое проявление и паники ребенок может отреагировать слезами и криком. Дети чувствуют их на интуитивном уровне. Поэтому сохраняйте спокойствие и старайтесь избегать ситуаций стресса. Например, будите ребенка раньше, если знаете, что он медлительный и может очень долго собираться в детский сад.

5. Слишком послушный ребенок - это… неправильно!

Удивительно, но это факт! Ребенок, который находится в полном подчинении у родителей, рискует навсегда потерять собственное «Я». А это приводит к неумению отстаивать свои позиции и интересы, к ведомости и даже к вероятности попасть в дурную компанию. Поэтому если вы заметили, что малыш всегда и во всем с вами соглашается, измените свою линию поведения (и не забудьте сохранить спокойствие!). Учите его принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать свои интересы, а чтобы он смог и реализоваться в какой-то деятельности, отдайте его в творческий кружок (например, в театральную студию).

Вывод: будьте спокойным, терпеливым и внимательным родителем. Следите за своим поведением, требуйте от ребенка то, что исполняете сами, и не забывайте о детских интересах, потребностях и желаниях.

Послушание является необходимой составляющей развития ребенка. Именно таким образом родители воспитывают своего ребенка. Через послушание ребенок научится контролировать себя и выработает правильные черты характера, которые пригодятся ему в будущем.

Однако нельзя заставить ребенка слушаться насильно. Родители, просто отдающие приказания своим детям, не добьются ничего, кроме негодования, перетекающего в сопротивление. На самом деле, некоторые исследователи установили, что неправильные методы воспитания могут привести к постоянному сопротивлению со стороны детей. Несмотря на то, что вам позволено наказывать детей за непослушание, эту практику нельзя применять длительное время. Когда ребенок достигнет подросткового возраста и станет более самостоятельным, наказание сможет лишь разрушить и так нестабильные отношения между родителями и детьми.

Следовательно, нашей целью является не принуждение детей к послушанию, а их добровольное желание слушаться. Добровольное послушание может быть достигнуто, только когда требования родителей основываются на семи нижеперечисленных принципах.

1. Забота о ребенке.

Ребенок очень быстро понимает, направлены ли требования его родителей на его же благополучие или лишь на удовлетворение собственных прихотей. Если основным мотивом родителей является облегчение собственной жизни, тогда и ребенок будет ставить на первое место свои собственные интересы. Если вы хотите преуспеть в воспитании ребенка, тогда ваши требования должны быть во благо вашему ребенку. Когда ребенок чувствует, что вы требуете от него чего-то, что принесет пользу ему же, он будет слушаться вас с большей охотой. Он будет знать, что это делается для его же блага. Он будет понимать, что все требования к нему, какими бы неприятными они ни были, в конечном итоге послужат для его же благополучия.

2. Искреннее уважение к ребенку.

Родители должны уважать своих детей. Это понятие не столь уж широко практикуется в современном обществе. В западных культурах основной ценностью является имущество. И многие родители воспринимают своих детей как часть своего имущества. Мы должны помнить, что наши дети - не предметы, а живые люди. И как люди они заслуживают уважения. Мы должны уважать своих детей так же, как бы нам хотелось, чтобы окружающие уважали нас.

3. Терпение.

Зачастую, наши дети совершают поступки, которые раздражают нас. Обычно это происходит не намеренно с их стороны, а лишь в результате их незрелости. Однако если мы будем демонстрировать своим детям, что они нам надоедают своими действиями, они могут прийти в негодование. Это негодование может привести к тому, что дети начнут восставать против наших требований. Одной из целей родителей является контроль за своими отрицательными эмоциями.

4. Говорите мягко.

Ничто не способствует послушанию детей так, как мягкий голос. Спокойная манера разговора помогает нам избежать отрицательных эмоций, а в особенности гнева. Мягкий голос успокаивает и скорее приводит к послушанию. Он создает спокойную атмосферу и вселяет в детей уверенность.

Когда мы говорим мягким голосом, это придает сил. Мы показываем своим детям, что полностью контролируем ситуацию и не поддаемся эмоциям. Если единственным инструментом контроля над ситуацией является ваш голос, этого уже будет достаточно, чтобы добиться послушания со стороны ребенка. Вы заметите, что все будет проходить гладко.

5. Предъявляйте умеренные требования.

Ни одному человеку не нравится, когда ему предъявляют требования. Дети не являются исключением. Тем не менее, мы постоянно от них чего-то требуем. Будучи родителями, мы понимаем, что должны предпринимать необходимые меры для исправления проступков наших детей. Когда требования становятся чрезмерными или деспотическими, родители начинают выступать скорее в роли диктаторов, нежели воспитателей.

Если вы возлагаете на ребенка слишком много обязательств, ваш ребенок может начать сопротивляться вашей власти. Одним из наиболее важных шагов для того, чтобы научить ребенка слушать вас, является сокращение количества требований, предъявляемых к нему. Для этого вы должны будете проявлять спокойствие и уметь закрывать глаза на многие детские поступки. Требования должны быть тщательно продуманы. Основное правило в этой ситуации: если определенное поведение вашего ребенка присуще лишь его возрасту и не является опасным, тогда вам не следует ставить перед собой непременную цель его исправить.

6. Следуйте правилам.

Даже если вы будете исправно следовать перечисленным выше советам, вам все равно придется предъявлять ребенку определенные требования. Когда будете это делать, будьте тверды и добивайтесь послушания ребенка. Если вы даете ребенку указания, необходимо настоять на том, чтобы он их выполнил. Зачастую оказывается намного проще или удобнее закрыть глаза на непослушание. Подобные действия лишь подорвут ваш родительский авторитет в глазах ребенка.

К своему ребенку вы должны предъявлять умеренные и хорошо продуманные требования. Однако, когда вы их предъявляете, ваш ребенок должен их выполнять. Если вы хотите, чтобы ваши дети воспринимали ваши слова всерьез, вы должны продемонстрировать им, что настроены решительно.

7. Смело используйте слово "да", и не злоупотребляйте словом "нет".

Мы должны стараться выполнять любые разумные просьбы наших детей. Они должны чувствовать, что мы даем им все возможное и в достаточных количествах. Вы должны взять за правило давать своему ребенку все, что он попросит, если, конечно, его просьба обоснованна.

Помимо этого, мы должны умеренно употреблять слово "нет". Старайтесь избегать отказов. Например, если вашему ребенку хочется получить десерт до ужина, а вы хотите, чтобы он сначала покушал, вместо того, чтобы сказать "нет" или "не сейчас", скажите "хорошо, после ужина". Эта небольшая перемена слов с "нет" на "да" изменит восприятие вашего ребенка. Он будет чувствовать, что вместо отказа на большинство своих просьб он получает согласие.

Заключение

Для ребенка естественно желание слушаться своих родителей. Послушание также необходимо для его полноценного роста и развития. Последовав этим семи советам, вам будет легче научить своего ребенка слушаться. Если вы хотите проверить, насколько хорошо вы справляетесь с родительскими обязанностями, проведите тест о воспитании. Если вам требуется больше информации о том, как научить ребенка послушанию, проведите небольшое исследование на тему поведения детей.

Наталья Лёнова
Консультация для родителей «Воспитание послушания у детей»

Консультация для родителей .

Воспитание послушания у детей .

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т. к. без умения слушаться невозможна ни какая дисциплина. Послушание можно начинать воспитывать с того времени , как ребёнок станет понимать требования окружающих.

Есть родители . Которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не готовность подчиняться чужой воле. Да, самостоятельность и инициатива необходимы, но только тогда, когда они направлены на достижение разумных целей. Как с точки зрения ребёнка, так и с точки зрения окружающих. Инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. И если ребёнок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования, то значит эти нормы успешно усваиваются. Послушание не противоречит так же и воспитанию воли . Сила воли в том и заключается, чтобы уметь подчинять свои желания определённым требованиям.

Ребёнку недоступно понимание многих моральных принципов, и если в своём поведении он не находит опоры в твёрдой воле старших, он вырастает своевольным человеком.

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко писал : «Ребёнок в младшем возрасте должен слушаться родителей , ибо если он не послушен сейчас , то он совершенно утратит послушание в 6-8лет ». Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо. Что плохо, выработать у него привычки нравственного поведения.

Но и слепое послушание нам не нужно . Мы должны видеть, что ребёнок признаёт справедливость предъявляемых к нему требований и с желанием их выполняет.

Воспитание послушания требует от родителей спокойствия и терпения.

При воспитании послушания считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности и результатам этой деятельности, внимательно выслушивать вопросы и умело на них отвечать. Н. К. Крупская говорила : «Самое важное – это не смотреть на ребёнка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребёнка как на раба, обузу или игрушку.

Надо научиться смотреть на ребёнка, как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите… но всё же на человека, притом человека будущего».

Любовь и уважение должны сочетаться с требовательностью к нему. Заметим, что отрицательную реакцию нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребёнка надо требовать только то, что ему под силу : содержать в порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и др.

Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет.

В группе воспитатели всегда едины в своих требованиях, особенно к тем, кто непослушен . Ребёнку можно объяснить очень многое : например, почему нельзя шуметь, когда кто-то отдыхает, грубо разговаривать со старшими, обижать малышей. Беседы с ребёнком помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению.

Иногда послушный ребёнок не выполняет того, что вы потребовали, это зависит от того как вы потребовали, будь то приказ или тон раздражения. Он думает, что вы его не любите и он переживает отчуждение.

Недопустимо требовательность упрашиванием и так же по мере возможности избегать распоряжений.

Дети, как правило, выражают много желаний, и в этом проявляется их стремление к самостоятельности, активности. Хорошие желания надо поощрять. Это такие желания, как помочь маме в уборке квартиры, сделать что - нибудь приятное. Но у детей бывает много желаний, которые по разным причинам невыполнимы. Такие желания, запрещая мы должны быть твёрдыми, настойчивы и не поддаваться жалости – ребёнок должен научиться слову «нельзя» .

Но и чем больше мы запрещаем, тем больше ребёнок желает нам противодействовать. Иногда следует отказаться от применения простых запретов. Порой ребёнку даже полезно разрешить то, на чём он настаивает : например, надеть в жаркую погоду новый шерстяной костюм, пусть на собственном опыте убедится в неразумности своих желаний. Этот метод позволяет выработать доверие к советам старших и самому разобраться, что получится из задуманного.

Дети по своей природе активны, деятельны. Покажите своему ребёнку, как из спичечных коробков можно сделать полезную вещицу в подарок кому-нибудь и вы будете приятно удивлены какой у вас послушный ребёнок .

Жизненный опыт детей ещё незначительный , они многого не знают, не умеют, поэтому склонны искать поддержку у родителей . Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей . Но недостаточно сказать ребёнку «молодец» , нужно оценивать конкретные действия (что хорошо, что плохо) .

Ни в коем случае нельзя делать за послушание подарки . Подарки дарятся к празднику, ко дню рождения. При выборе мер поощрения надо учитывать возраст ребёнка. Не следует хвалить ребёнка за то, что он убрал свои игрушки, но стоит его похвалить за то, что он кому-нибудь помог.

Во многих семьях мерой воздействия на поведение детей является наказание .

Оно всегда должно исходить из мотива поступка, а не из его результатов. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки : неряшливое отношение к вещам, грубость со старшими… наказания не должны быть частыми, т. к. ребёнок к ним привыкает и становится равнодушным к воздействию родителей . Совершенно недопустимы физические наказания Дети перестают уважать родителей , они начинают их бояться.

Какие вы будете использовать методы и приёмы воспитания , во многом зависит от вас, но во всех случаях необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребёнка. Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы собственным поведением не будете подтверждать того , что вы требуете от ребёнка.

Так или примерно так называется изрядное количество брошюр и статей, популярных у православных родителей. Еще бы. Помню, как, ожидая появления первенца на свет, я с ужасом наблюдала типичные сценки в супермаркетах с детскими воплями «Купи!!», дрыганием ногами на полу и затравленно орущей на кассе мамой. «Как предотвратить?» — я готовилась к худшему, собирая советы по обузданию детского своеволия в печатных изданиях и у собственных знакомых. Так что к моменту выхода из роддома я в теории была уже вполне профессиональным… дрессировщиком. Ну а как еще можно назвать маму, которая намерена вырастить из ребенка не какую-нибудь дворняжку-разгильдяйку, а самую благовоспитанную паиньку в своем приходе?

Конечно, оптимизм времен начала дрессировки сопровождался временами приступами уныния, поскольку то и дело приходилось видеть печальные плоды, созревшие в детской у моих единоверцев. Вот дочь священника выходит замуж «в положении», а у знакомой прихожанки сын-наркоман, а у еще одной — благочестивые подростки, но готовенькие невротики, худые, сутулые, в глаза не смотрят, болеют еженедельно…

А у своей трехлетней дочери я вдруг обнаружила характерное покашливание, с которым она подходила, смотрела на меня, подергивала как-то по-особому плечами и уходила. Только позже, когда это покашливание начало откровенно меня раздражать, я установила причину: ребенок так привык получать по разным поводам «смиряющее нет» , что, подходя с просьбой, был уже заранее невротизирован возможным отказом. Типичный пример патологической привычки — детской реакции на недостаток внимания или такую вот хроническую фрустрацию*. Отличное выходит «православное воспитание»: думаем, что прививаем ребенку умеренность и начала воздержания, а на выходе получаем стойкую привычку не просить. И не верить в получение просимого. То есть вообще не верить. Растим булгаковскую Маргариту?

Ну, снова эта ваша «фрустрация», снова психология, что за мода — поверять ею духовное воспитание, — заметит, быть может, читатель? Ответить на это лучше в отдельном разговоре, пока же скажу, что совсем недавно и я недалека была от подобных мыслей. Но при таком подходе и к педиатру ребенка вести незачем: чем-де он отличается от нашего взрослого терапевта? Мы, верующие родители, часто не учитываем именно этого возрастного различия, естественной душевной незрелости ребенка, о которой весьма осведомлены психологи. Не понимая и не желая изучать особенности детской психики, мы приписываем ребенку абсолютную разумность и способность к саморегуляции, свободному волеизъявлению. А следовательно, мы приписываем ему и наши взрослые, сознательные грехи, которые и бросаемся с энтузиазмом попалять.

Типичный пример: ребенок двух с половиной лет носится по храму и с каким-то уже звериным остервенением визжит, а бабульки поочередно отлавливают «хулигана» и строгим голосом выговаривают нечто ему, а затем и маме — про «беснование», «покропить водичкой» и разбалованность. Мама в отчаянии: какое растет неблагочестивое чудовище, какое оскорбление Господу нанесено. Дома дитя водворяется в угол, из коего вскоре и вываливается в бурной истерике и… засыпает.

Ну не умеет детский организм реагировать на усталость и голод иначе как перевозбуждением, агрессией, неуправляемостью! Тем более бессмысленны для него любые нотации: понимать связь слов в предложении ему еще сложно, смысловая связь нескольких предложений — вообще недоступна, а когда еще тетя незнакомая говорит, или знакомая, но сердитая…. Представьте, что кто-то вас ругает через звуконепроницаемое стекло. Вы видите мимику, а слов не слышите. Вы смотрите, смотрите на это дело — а серьезность сохранить сможете? «Ах, ты еще улыбаешься?! Ты издеваешься надо мной?» — негодуем мы на улыбку и даже смех трехлетки, видя в нем сознательное желание нас поддеть, непочтение к старшим и прочие ужасы. А это просто растерянность при виде мимического спектакля мамы, которая на «тарабарском языке» призывает к благоговению.

Незнание этих нехитрых возрастных особенностей восприятия заставляет нас в отчаянии и безысходности называть непослушным и своевольным ребенка, когда он «не хочет» одеваться, сидеть тихо и прочие наши «элементарные» распоряжения выполнять. И не всегда хватает любви и терпения, чтобы заметить: у него просто не получается или он нас не до конца понял, но еще не умеет грамотно озвучить проблему. А к тому времени, когда понимать и озвучивать он научится, мы уже так крепко «вобьем» его в роль неслуха своими бесконечными попреками да жалобами, что попробуй из нее выйди.

А еще нас, православных мам, часто подводит неточное представление о цели наших воспитательных усилий. Кажется, что воспитать ребенка послушным — это и значит вырастить христианина, который всю жизнь будет верен нашему, родительскому, «правильному» мировоззрению и, следовательно, Богу. И мы начинаем «вырабатывать привычку к послушанию».

— Хочу пватье! - плачет малышка лет трех, когда мама, подавляя сопротивление, запихивает ее в юбку:

— Я тебе сказала, юбку!

— Почемуууу?!

Ну почему, действительно, в чем разница по существу между юбкой и платьем? «Она должна уважать решение матери!» «Я же не буду потакать непослушанию!» Потакать, действительно, не надо. Если ребенок орет, то исполнять его просьбу — значит закреплять такой способ достижения цели. Но при внимательном подходе мы заметим, что детскому крику всегда (если только мы не закрепили у чада истерическую реакцию намертво) предшествуют уговоры. Соглашаясь с ребенком на этой стадии, мы не только не потакаем своеволию — мы учим ребенка важнейшим вещам: осознавать и аргументировать свою позицию, убеждать. Для «тренировки» смирения и послушания вполне достаточно объективных «нельзя»: нельзя брать спички, грубить взрослым, есть конфеты до обеда, саботировать сон…

А «нельзя, потому что потому» — это как раз способ убить авторитет взрослых и вообще веру в их здравый смысл, ибо ребенок очень быстро научится видеть в подобной дрессировке лишь дуболомство и нелюбовь и реагировать либо неосознанной агрессией, либо «букетом» патологических привычек.

Готовясь «ударить по рукам», пусть словесно, нам стоит вспомнить, а сколько еще в течение дня будет объективных, неоспоримых «нельзя» и «надо»? Может быть сейчас — все-таки «можно»? Можно ему ощутить вкус свободно принятого решения? Честно скажу, я не до конца освоила исполнение того, о чем пишу, без срывов не обходится, ведь «нельзя» и «уйди» весьма и весьма удобны... Но покашливать мы перестали. А «харизма парламентария» у ребенка четырех лет действует даже на папу.

Если же мы слишком увлекаемся, взращивая в детях «отсечение воли» полностью и в любой ситуации, мы должны быть готовы к тому, что этой послушной игрушкой в будущем захотят поиграть другие. Мысль о том, что навык послушания родителям учит послушанию Богу, в наши дни реализуется не всегда. Слишком много новых авторитетов замаячит в переходном возрасте перед подростком, у которого родители успели отбить навык критического осмысления и свободного выбора. До Бога ли будет? Всегда ли?

Да и вообще хорошо бы выйти из круга технологических выкладок о том, «как сделать его человеком». Он уже человек, а наша задача, в идеале, показать ребенку, что он — свободный человек. Это не моя «ересь». Замечательный философ и педагог протоиерей Василий Зеньковский писал о том, что задача воспитания — научить ребенка распоряжаться даром свободы, помочь ему освободиться от греха, но не столько через отсечение ненужного и формирование нужного, сколько через «духовное пробуждение». Готовы ли мы увидеть в своем чаде личность, достойную «дара свободы», или нам подавай дрессированную таксу, способную лишь «служить» и вызывать умиление окружающих?

* Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема фрустрации связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между фрустрацией и агрессией. В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

  • А вам точно нужен послушный ребенок?
  • Правило первое: делай, как я!
  • Правило второе: будьте последовательны
  • Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом
  • Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Кто из вас не мечтал о послушном ребенке, который с готовностью выполняет все ваши просьбы, помнит о режиме дня, ест все (ну, или почти все) и с готовностью откладывает в сторону планшет с игрушкой и выключает телевизор с мультфильмами? Все, все мечтали! На деле мы часто оказываемся один на один с вопящим созданием, в котором с трудом можно опознать маленького человека, визжащим и бурно протестующим против любых разумных предложений.

Отмотаем пленку чуть-чуть назад и подумаем, что необходимо предпринять, чтобы не дойти до жизни такой!

А вам точно нужен послушный ребенок?

Идеально послушный ребенок на деле имеет довольно неприглядную оборотную сторону. Бессловесны и безропотны обычно жертвы физического и психологического насилия, дети, растущие в нездоровой травмирующей обстановке. Иногда родителям кажется, что ничего подобного в их семье не происходит (да мы его в жизни пальцем не тронули!..), однако малыш - жертва искусной манипуляции, запугивания и психологического шантажа, которые мама и папа принимают за нормальный воспитательный процесс.

Чем это чревато? Прежде всего, тем, что ребенок не умеет отстаивать - да что отстаивать! - даже сформулировать собственные интересы, полностью делегируя свои права маме.

По подсказке мамы такой малыш «выбирает» друзей, игры, в которые будет с ними играть, хобби, направления обучения… вуз и невесту/жениха. Собственной жизни у такого ребенка нет и не предвидится.

Может ли быть что-то хуже? Может! Ребенок с атрофированной волей, попав в дурную компанию, по привычке следует указаниям внешнего авторитета: алкоголь, наркотики, криминальные деяния… от чего еще он не сможет отказаться?

Неужели не бывает просто хороших семей, где дети просто с радостью выполняют просьбы родителей? Конечно, бывают! Это семьи, где мамы и папы просто следуют четырем несложным правилам.

Правило первое: делай, как я!

Вы никогда не добьетесь чистоты в детской, если неряшливы сами. Если вы не готовы оторваться от любимого сериала по просьбе ребенка - не ждите, что он пренебрежет новым мультфильмом. Если он не видит вас с книгой ежедневно - он не станет заядлым читателем, какими бы новинками детской литературы вы его не соблазняли. Если вы ведете беспорядочный образ жизни, засиживаетесь за компьютером за полночь, можете в выходные проваляться в постели до обеда… Словом, продолжать можно до бесконечности. Говорить ребенку вы можете что угодно, а воспитываем мы его все равно своими поступками.

Допустим, вы довольно неряшливы, но мечтаете вырастить аккуратиста. Что делать? Либо начните с самовоспитания, либо смиритесь, что ребенок будет жить в окружении творческого беспорядка.

Правило второе: будьте последовательны

Чем младше ребенок, тем труднее он примиряется с нововведениями. Ему трудно понять, почему вчера можно было засидеться с вами до 11 вечера, а сегодня нужно ложиться спать в восемь. Почему вчера играли перед сном, а сегодня нет. Почему сегодня можно конфету перед котлетой, но «только сегодня, только один раз»… Понимаем, вам самим может быть скучно жить в таком предсказуемом мире, но ребенок в этой жизни - это путешественник-новичок в джунглях Амазонки! Слишком много нового, слишком ярко, громко, внезапно, порой - опасно… Ему нужно безопасное место для отдыха и усвоения полученной информации. Вы - это место!

Помните, стабильность - признак педагогического мастерства!

Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом

Наверное, самая частая ошибка, которую допускает большинство родителей: слишком много указаний! Ребенку трудно запомнить цепочку последовательных действий от «сними шапку» до «садись обедать». Не удивляйтесь, что он не помыл руки, не снял ботинки или не переодел теплые штаны.

Если хотите, чтобы ребенок вас слушал, убедитесь, что он вас услышал. Присядьте до его уровня, посмотрите в глаза. Сформулируйте просьбу коротко, используя простые слова.

Как вам ни хотелось обратиться к ребенку в изысканной манере «дорогое дитя, не будешь ли ты столь любезно…», помните - это не самый короткий путь к результату! Убедитесь, что ребенок вас понял - попросите пересказать просьбу. «Что мы сначала снимаем? Правильно, шапочку, а потом курточку!» Обязательно похвалите и поблагодарите его за то, что он выполнил вашу просьбу!

Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Все сразу не получится, разумеется, иногда вы будете натурально впадать в отчаяние из-за непослушания и капризов ребенка. Чем чаще и эмоциональнее вы будете это демонстрировать, тем меньше у вас шансов достичь взаимопонимания!

Дети не слышат крики! То есть, крики они, разумеется, слышат, но вот смысл воспринимают гораздо хуже, чем когда вы произносите просьбу обычным тоном. Помните - крик это крайняя мера, это ваша аварийная катапульта. Кричать можно только «Стой!!!», если ребенок предпринимает что-то опасное для жизни.

Вопль «снимай куртку немедленно!» - контрпродуктивен. До пяти лет ребенок его просто не поймет, а после пяти - привыкнет и научится игнорировать.

Лидеры не кричат - лидеры всегда говорят уверенно, но не повышая голоса. В такой ситуации мы непроизвольно пытаемся понизить градус шума, умолкнуть, чтобы расслышать собеседника. Рядом со спокойным лидером команда тоже успокаивается, действует точно и собранно даже в критических ситуациях. Так вот - с детьми это тоже работает! Вы - лидер вашей семейной команды! Не голосите как раненый слон!

Спокойствие, терпение, внимание и уважение к интересам детей - вот путь к педагогическому успеху!