Порядок и размер оплаты пребывания ребенка в детском саду. Порядок и размер оплаты пребывания ребенка в детском саду На какие нужды детские сады получают средства из бюджета

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон N 273-ФЗ) предусматривает, что дошкольная образовательная организация вправе осуществлять:

а) функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования;

б) и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (п. 5 ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П).

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер. Это плата и именуется родительской платой (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Так, средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года составляет 598 рублей в месяц. Этот размер установлен Приказом ДОгМ от 14.02.2012 N 57 "Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы".

Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

О внесении изменений в решение Новокузнецкого от 24.12.2013 №16/194 «Об установлении платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»

Новокузнецким городским

Советом народных депутатов

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.02.2016 №33 «Об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях для каждого муниципального образования в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми», руководствуясь статьей 28 Устава Новокузнецкого городского округа, Новокузнецкий городской Совет народных депутатов

  1. Внести в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24.12.2013 №16/194 «Об установлении платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» следующие изменения:

1.1. Пункты 1, 2 изложить в следующей редакции:

«1. Установить с 01.02.2017:

1.1. Норматив затрат за присмотр и уход за детьми на одного ребенка в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в размере 5448,14 (пять тысяч четыреста сорок восемь) рублей 14 копеек в месяц .

1.2. Плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – родительская плата), в размере 2220 (две тысячи двести двадцать) рублей в месяц , за исключением муниципальных дошкольных образовательных организаций, указанных в подпункте 1.3 настоящего пункта.

1.3. Родительскую плату в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях «Детский сад №123», «Детский сад №274» в размере 2000 (две тысячи) рублей в месяц.

  1. Утвердить:

2.1. Категории граждан, которые освобождаются от родительской платы, согласно приложению №1 к настоящему решению.

2.2. Категории граждан, для которых снижен на 50% размер родительской платы, согласно приложению №2 к настоящему решению.».

1.2. Дополнить новыми пунктами 3, 4, 5 следующего содержания:

«3. Родительская плата не начисляется за дни отсутствия ребенка в образовательной организации по уважительной причине.

Уважительной причиной отсутствия ребенка в образовательной организации является:

— болезнь ребенка, санаторно-курортное лечение ребенка (при наличии справки медицинской организации);

— отдых ребенка на период отпуска родителей (законных представителей) не более 75 календарных дней в год при наличии заявления одного из родителей (законного представителя);

— закрытие образовательной организации на ремонтные работы, карантин и др. (при наличии приказа образовательной организации);

— прохождение ребенком реабилитации после перенесенного заболевания (при наличии выписки из стационара, справки медицинской организации, заключения врача-специалиста, направления на медицинскую реабилитацию).

В случае несвоевременного (после 9.00 первого дня отсутствия) уведомления родителями (законными представителями) образовательной организации об отсутствии ребенка по уважительной причине, а также в случае отсутствия ребенка без уважительных причин родительская плата за указанные дни начисляется в полном объеме.

Уведомление направляется способом, позволяющим зафиксировать факт его получения образовательной организацией (письменно, посредством электронной почты и т.д.). Электронная почта МБ ДОУ «Детский сад №196»: [email protected]

Родители (законные представители) обязаны вносить родительскую плату до 10-го числа текущего месяца.

  1. Родительская плата не взимается (снижается) со дня поступления от родителей (законных представителей) заявления с приложением документов, подтверждающих право на освобождение (снижение) родительской платы согласно приложениям №№1, 2 к настоящему решению.
  2. Родительская плата направляется образовательными организациями:

— на приобретение продуктов питания в размере 85 (восемьдесят пять) процентов;

— на организацию комплекса мер по хозяйственно-бытовому обслуживанию детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены, на оплату прохождения медицинского осмотра работниками образовательных организаций в размере 15 (пятнадцать) процентов.

Расходование родительской платы на иные цели не допускается.».

1.4. Пункты 7, 8 изложить в следующей редакции:

«7. Настоящее решение вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.02.2017.

  1. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на администрацию города Новокузнецка и комитеты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по бюджету, экономике и муниципальной собственности (Р.В. Завацкий) и по развитию социальной сферы и межнациональным отношениям (М.А. Евса).».

1.5. Приложение №1 изложить в новой редакции согласно приложению №1 к настоящему решению.

1.6. Приложение №2 изложить в новой редакции согласно приложению №2 к настоящему решению.

1.7. Приложения №№3, 4 признать утратившими силу.

  1. Признать утратившим силу решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.09.2014 №12/102 «О мере социальной поддержки отдельных категорий граждан по плате за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования».
  2. Настоящее решение вступает в силу с 1 февраля 2017 года.
  3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на администрацию города Новокузнецка и комитеты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по бюджету, экономике и муниципальной собственности (Р.В. Завацкий) и по развитию социальной сферы и межнациональным отношениям (М.А. Евса).

г. Новокузнецк

Приложение №1

к решению Новокузнецкого

городского Совета народных депутатов

от 27.12.2016 № 6/39

Приложение №1

Совета народных депутатов

от 24.12.2013 №16/194

Категории граждан, которые освобождаются от родительской платы


п/п
Категории граждан Основание для освобождения от родительской платы Документы,
дающие право на
освобождение от родительской платы
Периодичность предоставления документов в образовательную организацию
1. Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Заявление законных представителей;

документы, подтверждающие статус ребенка – сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей

При приеме ребенка;
2. Родители (законные представители) детей с туберкулезной интоксикацией Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

направление врача-фтизиатра
(при контакте с больным активной формой туберкулеза
справка из тубдиспансера)

При приеме ребенка;
3. Родители (законные представители) детей-инвалидов Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Заявление родителей (законных представителей);

документы, подтверждающие установление инвалидности ребенку

При приеме ребенка;
4. Студенты, аспиранты (полная студенческая семья, где оба родителя студенты или аспиранты,
неполная студенческая семья, где один студент или аспирант – родитель воспитывает ребенка)
Постановление Администрации Кемеровской
области от 22.03.2002 №28 «О мерах по социальной поддержке
студенческой молодежи»
Заявление родителей (законных представителей);

справка с места учебы

При приеме ребенка;

Приложение №2

к решению Новокузнецкого

городского Совета народных депутатов

от 27.12.2016 № 6/39

Приложение №2

к решению Новокузнецкого городского

Совета народных депутатов

от 24.12.2013 №16/194

Категории граждан, для которых снижен на 50% размер родительской платы


п/п
Категории граждан Основание для снижения родительской платы Документы,
дающие право на снижении родительской платы
Периодичность предоставления документов в
образовательную организацию
1. Родители (законные представители) – работники муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (кроме административно-управленческого и педагогического персонала). Заявление родителей (законных представителей);

справка с
места работы

При приеме ребенка;
2. Семьи, признанные в соответствии с Законом Кемеровской области от 18.11.2004 №75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка» малоимущими с месяца, в котором ребенку исполняется 3 года. Настоящее решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Заявление родителей (законных представителей);

справка из органов
социальной защиты

При приеме ребенка;


Учитывая, что основные правила поведения, а также иные навыки приобретаются в раннем возрасте с целью начальной социализации и приобщении к обществу в 60-е годы в 19 веке была создана система дошкольного образования, выражающаяся в тех же ясельках и детских садах.

коммерческие предприятия

В частности, в

Также в соответствии с ч.5 ФЗ №273

письме №ДЛ-101/08

В частности, ежемесячное содержание

От чего зависит стоимость

за счет родительской платы

При этом в коммерческих яслях

Размер оплаты

родительская плата

В среднем присмотр и обучение ребенка ежемесячно обходиться родителям в пределах от 4000 тысяч до 6000, а из расчета оплаты в день от 130 до 200 рублей, но оговоренные размеры оплаты сада относятся только к государственным учреждениям, в коммерческих цены в разы дороже, а именно от 200 до 2000 долларов.

Региональные особенности

В частности

в среднем по РФ варьируется в пределах от 4000 тысяч до 6000 рублей, что актуально только

В настоящий момент в РФ наблюдается повышение демографического уровня вследствие ряда законодательных шагов, которые направлены на охрану материнства и создание наиболее благоприятных условий для рождения и воспитания малышей.

При этом в связи с увеличением количества новорожденных, социальная сфера должным образом к такому развитию событий подготовлена не была, в результате чего образовался колоссальный дефицит детских мест в яслях, что неизбежно привело и к увеличению стоимости услуг детских садов.

Законодательное регулирование вопроса

Учитывая, что основные правила поведения, а также иные навыки приобретаются в раннем возрасте с целью начальной социализации и приобщении к обществу в 60-е годы в СССР была создана система дошкольного образования, выражающаяся в тех же ясельках и детских садах.

При этом оговоренные учреждения были предназначены не столько для удобства родителей, которые в виду трудовой деятельности не могли в течение рабочего дня присматривать за детьми, сколько для развития малышей и их адаптации в социуме, а также для обучения начальным навыкам усваивания информации с последующей подготовкой к получению образования уже в рамках школьных занятий.

Естественно во времена СССР система дошкольного образования была едина, то есть все крохи принимались в ясельки на одних и тех же условиях, имели практически одинаковый рацион питания на протяжении нескольких лет, а также обучались по программе развития, утвержденной на самом высоком уровне.

Но с течением времени все изменилось, финансирование государственных детских садов осталось на совдеповском уровне, впрочем, как и уровень услуг, в то время как коммерческие предприятия , после получения соответствующей лицензии смогли предложить более широкий спектр услуг, подразумевающий и применение различных новомодных методик раннего развития, и индивидуальный подход к каждому малышу.

Конечно, образование коммерческих ДОУ в некоторой степени позволило решить проблему дефицита детских мест, но вот ценовая политика оказалась настолько разнообразной, что возник вопрос, насколько правомерно формируется стоимость услуг дошкольного образования. А между тем, цена вопроса регламентирована, причем на законодательном уровне.

В частности, в Приказе Агентства научных организаций №9н установлен тариф за содержание ребенка в месяц в разрезе региональных ДОУ с учетом возраста ребенка, но только в отношении государственных учреждений, а вот коммерческие ценовую политику устанавливают уже пропорционально понесенным затратам.

Также в соответствии с ч.5 ФЗ №273 родителям, которые оформили своих деток именно в дошкольное учреждение государственного образца, положена еще и , которые были перечислены на счет ДОУ в счет ежемесячной оплаты. К примеру, за первого ребенка вычет составляет 20%, за второго – 50%, а за третьего и последующего малыша уже 70%. При этом для того чтобы не осуществлять перерасчет и возврат денег на счет родителей ежемесячно, плата за посещение изначально рассчитывается уже с учетом компенсации.

Что входит в оплату, а что предоставляется бесплатно

В соответствии с Конституцией гражданам РФ даже юного возраста гарантировано получение образование на безвозмездной основе и в доступной форме.

Но ведь детский сад не только обучает и развивает малышей, но и попутно осуществляет присмотр за ними, а также обеспечивает крохам бытовое обслуживание в виде тех же завтраков и обедов, прогулок и санитарных услуг, не говоря уже о развивающих занятиях и начальной стадии адаптации в социуме.

Именно поэтому на законодательном уровне было принято решение о разделении сферы обслуживания на два направления и установления оплаты. В частности, в соответствии с разъяснениями Минобрнауки, закрепленными в письме №ДЛ-101/08 , все развивающие занятия, а также начальное обучение в виду норм определенных Конституцией РФ предоставляются бесплатно, а вот бытовое обслуживание оплате подлежит.

В частности, ежемесячное содержание малышей складывается из оплаты следующих услуг:

То есть, за те же завтраки и их приготовление, а также за уборку групп и стирку белья, не говоря уже о мытье посуды и присмотре за крохами, родители обязаны вносить плату, размер которой для государственных ДОУ утверждается органами местного самоуправления либо федеральным законодательством, а для коммерческих садов Уставом.

При этом во исполнение норм оговоренного Письма, учредители детских садов не вправе включать в общий размер платы расходы за содержание недвижимого имущества, то есть ту же оплату коммунальных услуг либо налогов, не говоря уже о заработной плате воспитателям, которые свою деятельность осуществляют в рамках конституционных прав малышей посредством их обучения.

От чего зависит стоимость

Как правило, государственные детские учреждения предлагают стандартный набор услуг и утвержденную Министерством образования программу развития. В то время как коммерческие ясли могут обеспечить более широкий спектр обслуживания, в частности, те же программы раннего развития, индивидуальный подход, специальное питание, а также интерактивные игрушки.

При этом в садах находящихся на балансе муниципалитета, финансирование производится только для покрытия текущих расходов, подразумевающих оплату налогов и перечисления заработных плат сотрудникам, в то время как остальные затраты покрываются уже за счет родительской платы , да и то в пределах лимита утвержденного Приказом №9н. Соответственно для финансирования бытовых мелочей, таких как моющие средства, цветная бумага для поделок или того же детского мыла неофициально взимается так называемая плата в родительский фонд.

При этом в коммерческих яслях родители не обременены дополнительными затратами на разнообразные мелочи в виде стиральных порошков и мочалок для мытья посуды, учитывая, что все нужды сад покрывает сам, одновременно увеличивая оплату. То есть, по сути, коммерческое учреждение может предложить обслуживание деток на более высоком уровне, но вот затраты для комфортного пребывания крохи в саду, увы по силам не всем родителям, учитывая, что цена в некоторых случаях исчисляется в иностранной валюте.

Стоит отметить еще один нюанс, а именно качество предоставляемого образования . Государственные учреждения работают на основании программ развития, проверенных временем и утвержденных Министерством образования, в то время как коммерческие сады для привлечения клиентов могут использовать новомодные программы, которые подходят далеко не всем деткам. Хотя в некоторых учреждениях наоборот используется только индивидуальный подход к каждому ребенку, что значительно повышает уровень развития малышей в сравнении со сверстниками.

То есть, по сути, высокая оплата за детский сад еще не гарантирует качество предоставляемого дошкольного образования, хотя обслуживание и будет предоставлено на самом высоком уровне, в то время как в государственных садах, возможно и не самые комфортные условия, но образовательные программы проверены не одним поколением на протяжении десятилетий.

Размер оплаты

В соответствии с Приказом №9н родительская плата складывается из следующих составляющих:

В среднем присмотр и обучение ребенка ежемесячно обходится родителям в пределах от 4000 тысяч до 6000, а из расчета оплаты в день от 130 до 200 рублей, но оговоренные размеры оплаты сада относятся только к государственным учреждениям, в коммерческих цены в разы дороже, а именно от 200 до 2000 долларов.

Региональные особенности

Естественно в каждом регионе установлен собственный исходя из потребностей населения и стоимости продуктовой корзины, соответственно, данный ценовой параметр используется и при исчислении платы за сад.

В частности размер ежемесячного содержания крохи исчисляется в следующих размерах:

В соответствии с Приказом №9н оплата за присмотр и содержание деток в дошкольных учреждениях в среднем по РФ варьируется в пределах от 4000 тысяч до 6000 рублей, что актуально только для садов государственного образца, а с учетом компенсации, которая изначально используется при расчете оплаты, и меньшую сумму. При этом коммерческие сады льготную политику в отношении оплаты не применяют, более того их услуги подразумевают стоимость от 200 до 15 тыс. долларов ежемесячно.

для садов государственного образца, а с учетом компенсации, которая изначально используется при расчете оплаты, и меньшую сумму. При этом коммерческие сады льготную политику в отношении оплаты не применяют, более того их услуги подразумевают стоимость от 200 до 15 тыс. долларов ежемесячно.

О размере оплаты за пребывание ребенка в ДОУ в Новосибирске смотрите в следующем видеосюжете:

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровления всех воспитанников.

В отношении дошкольных образовательных учреждений финансовое обеспечение ложится на местный бюджет. В тех случаях, когда речь идет о реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, часть расходов возлагается на бюджет субъекта Российской Федерации, который финансирует расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Таким образом, финансируются расходы на образование, но не на содержание ребенка в общеобразовательном учреждении. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет бюджетов вышестоящего уровня. Модель нормативного долевого финансирования, включающая систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях, учитывает также нормы законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации.

Переход от сметного к нормативному долевому финансированию, включающему систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Механизм нормативного долевого финансирования различных видов реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования обуславливает прозрачную конкуренцию образовательных учреждений.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;

долевой способ финансирования образовательных учреждений, в т. ч. ДОУ (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ - затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

Предлагаемое долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.

Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах со учредительства.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

При финансировании муниципальных ДОУ используются три канала:

государственный бюджет - в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей;

муниципальный бюджет - на нормативной основе;

родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

Вышеперечисленные источники дифференцируются:

по видам затрат;

способам или механизмам доведения ресурсов ДОУ.

Рассматриваемая модель долевого нормативного многоканального финансирования строится с учетом ведущих принципов, которые можно сформулировать следующим образом:

признание необходимости финансирования образовательных услуг в рамках реализации основных государственных образовательных программ дошкольного образования за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта РФ;

финансирование затрат на содержание материальной базы муниципалитетом как собственнику учредителем;

оплата родителями социальных услуг в объеме, не превышающем 20% от общих затрат ДОУ. Оставшиеся 80% средств на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, выделяется муниципалитетом;

дифференцирование затрат родителей в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативно-правовой базой субъектов РФ и муниципальных образований. Оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;

планирование и реализация финансирования ДОУ на нормативной основе.

Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования необходимо выполнить первоначальные условия:

придать всем ДОУ статус юридического лица;

открыть счета в кредитных учреждениях (казначействах), обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ.

Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.

Механизм финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта РФ, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ, и местных устанавливаемых затрат;

органы государственной власти субъектов РФ в пределах собственных средств определяют нормативы финансирования для региона;

государственный норматив финансирования применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам и объемов прямого финансирования ДОУ в случае со учредительства;

органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также посредством определения объема затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

Образовательные услуги, оказываемые ДОУ, включают в себя расходы по следующим статьям:

  • 211 Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);
  • 212 Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);
  • 221 Оплата услуг связи;
  • 226 Прочие услуги;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы);
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).
  • 211 Заработная плата;
  • 213 Начисления на оплату труда;
  • 223 Коммунальные услуги;
  • 225 Услуги по содержанию имущества;
  • 290 Прочие расходы;
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование ДОУ в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

Социальные услуги за счет средств муниципального бюджета:

  • 222 Транспортные расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

Социальные услуги за счет средств родителей:

  • 222 Транспортные расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:

  • * норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;
  • * местный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ;
  • * порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;
  • * порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.

Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 15. С. 25-28

Оплата труда педагогических работников дошкольного образования.

В рамках внедрения системы разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях активизирована работа по совершенствованию оплаты труда работников системы дошкольного образования. Новые формы оплаты и нормирования труда работников дошкольного образования основываются на новых профессионально-квалификационных группах (ПКГ) с учетом разделения оплаты труда на базовую, компенсационную и стимулирующую части. Эти принципы оплаты труда заложены в методику расчета нормативов затрат на оказание услуг по содержанию и обучению детей с учетом специфики предоставляемых услуг и региональных особенностей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

При определении затрат на оплату труда педагогических работников дошкольного образования учитываются коэффициенты уровня образования, квалификации, стажа работы, а также выплаты ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Затраты на выплаты компенсационного и стимулирующего характера определяются на основании соотношения фактической величины компенсационных выплат педагогическим работникам ДОУ и фактических затрат на оплату труда по должностным окладам (ставкам заработной платы) педагогических работников за предыдущий отчетный период.

В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 года №1600 учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Размеры должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (ПКГ) работников образования устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Размеры должностных окладов определяются с учетом сложности и объема выполняемой работы путем умножения размера минимального (базового) оклада (ставки заработной платы) по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.

В соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ размеры минимальных окладов (ставок заработной платы) работников по соответствующим ПКГ должны устанавливаться не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе единой тарифной сетки.

Штатная численность педагогических работников определяется ДОУ самостоятельно в соответствии с количеством часов учебного плана образовательной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, количеством групп воспитанников, режимом работы ДОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (пункт 46) ДОУ самостоятельно устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников. Штатное расписание ДОУ утверждается руководителем ДОУ и включает в себя все должности работников данного учреждения.

Порядок установления выплат компенсационного характера педагогическим работникам ДОУ определяется с учетом разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №822. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливаются в соответствии с положением об оплате труда работников ДОУ.

Стимулирование осуществляется с учетом:

  • -результатов аттестации и государственной аккредитации ДОУ, соблюдения лицензионных условий;
  • -динамики физического и психического здоровья воспитанников (по результатам мониторинга);
  • -обеспечения благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
  • -результатов участия ДОУ в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.;
  • -степени удовлетворения родителей воспитанников качеством оказываемых ДОУ услуг по обучению воспитанников.

Таблица 3 - Финансовое обеспечение всех дошкольных учреждений

Как станет:

Бюджетные ассигнования на содержание бюджетных учреждений предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

Бюджетные ассигнования на субсидии бюджетным учреждениям будут предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением услуг физическим или юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 году (п. 8 ст.31 83-ФЗ).

При сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег - не по смете, а через субсидию на гос. задание.

Новый финансово-экономический механизм

финансовое обеспечение в форме предоставления субсидии из бюджета на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ

Виды субсидий

  • 1. Субсидия на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг.
  • 2. Целевые и иные субсидии

Определены нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника по каждой из услуг (обучение, воспитание и развитие и уход и присмотр) в зависимости от возраста воспитанников:

Таблица 4 - Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника (тыс. руб.)

Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника в группах кратковременного пребывания (18 часов в неделю).

На примере условного детского сада приведем пример расчета госзадания.

Детский сад наполняемостью 138 детей из них 2 группы раннего возраста - 42 ребенка; 2 младшие - 50 детей; 2 средние группы - 50 детей; 1 старшая - 25 детей; 1 подготовительная - 28.

Для определения контингента условное деление на группы не важно. Необходимо четко распределить контингент по возрастам норматива.

Анализ выявил следующие группы контингента по нормативу

От 1,5 до 3,0 - 49 человек х 110 000 = 5 390 000

От 3,0 до 5,0 - 78 человек х 115 000 = 8 970 000

От 5,0 до 7,0 - 68 человек х 120 000 = 8 160 000

ИТОГО стоимость госзадания детскому саду = 22 520 000

Этапы перехода на новую систему финансирования ДОУ:

I этап с 01.10.11 по 31.12.2011г. - изменение типа дошкольных учреждений (вводится финансовое обеспечение в форме предоставления субсидий)

(с 01.10.2011г. Часть учреждений перейдет на НСОТ)

II этап с 01.01.2012г. - переход на новую систему оплаты труда (НСОТ)

Государственное задание

это комплексный план, определяющий обязательства государства по предоставлению населению данной территории образовательных услуг за счет бюджета:

объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий,

условия и порядок оказания образовательных услуг;

требования к эффективной деятельности ОУ (операционально зафиксирован конечный результат) ;

не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ).

Государственное задание устанавливает требования Учредителя к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания услуг.

Задание должно содержать :

показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых услуг, результаты их оказания;

порядок оказания услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если действующим законодательством предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

порядок контроля за выполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

форму отчета о деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества

Порядок определения объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания :

  • 1) Субсидии на финансирование государственных услуг
  • - затраты на оплату труда работников учреждения с учетом отчислений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части деятельности этих работников по оказанию государственных услуг в соответствии с заданием;
  • - затраты на оплату товаров, работ и услуг, включая оплату приобретения расходных материалов, необходимых для оказания государственных услуг в соответствии с заданием.

Определяются с учетом утвержденных уполномоченным органом соответствующих нормативов затрат

2) Субсидии на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества

исходя из затрат, необходимых на оплату:

  • - текущего содержания и ремонта зданий и сооружений;
  • - текущего содержания и ремонта особо ценного движимого имущества;
  • - налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Определяются на основе требуемых объемов расходов, подтвержденных учреждением соответствующими расчетами.

Государственный заказ предполагает проведение конкурса на предоставление услуг определенного вида и объема и выделение средств учреждению победителю.

Новая система оплаты труда ДОУ.

Принципиальное отличие данного подхода состоит в том, что задание на поставку социальных услуг размещается на договорной основе, а не принудительно.

Договор заключается по результатам конкурса, т. е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе призвано стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

Алгоритм деятельности по формированию и размещению задания (заказа):

  • 1. Анализ потребности в услугах дошкольного образования. Многоплановая работа, в ходе которой данные собираются и обрабатываются результаты социологических исследований, статистики, инициируется деятельность переговорных площадок по формированию гражданского заказа. Результатом анализа должны стать данные об объеме и формах услуг, уровне удовлетворенности их качеством.
  • 2. Анализ ресурсов системы дошкольного образования. Определение ресурсоемкости сети, ее специфических характеристик (типологии и объемных показателей сети, форм территориального распределения, кадрового потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов, нормативно-правового и программно-методического обеспечения). Данные анализа используются для формирования обоснованного задания, с одной стороны, и для принятия управленческих решений по развитию сети - с другой.
  • 3. Формирование критериев отбора и размещение задания для подведомственных учреждений и публичного заказа на услуги дошкольного образования. В публичном конкурсе могут участвовать все имеющие лицензию на этот вид услуг образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм.

В проекте интегрированного закона "Об образовании", предусмотрены условия для создания частных детских садов, в том числе семейных и маленьких - на 40 - 45 детей. Обновленные СанПиНы как раз это и учитывают. Ожидается, что после принятия закона появится не меньше 12 - 15 тысяч мини-детсадов, которые помогут разгрузить огромную очередь и дать толчок развитию малого и среднего бизнеса в этой сфере.

Всего в России открыто 47 213 учреждений дошкольного образования. Из них 98 процентов - муниципальные и государственные. На долю частного бизнеса и общественных организаций, в том числе религиозных, приходится всего 2 процента.

Специфика финансирования дошкольного образования заключается в том, что можно выделить финансирование как непосредственно обучения и воспитания детей, так и расходов на их содержание. В случае, когда речь идет о получении начального, основного и среднего общего образования, все расходы по содержанию учащегося в образовательном учреждении несут родители (законные представители) ребенка. В случае же с дошкольным образованием в качестве дополнительной гарантии родителям и иным законным представителям ребенка дошкольного возраста большую часть расходов на его содержание в учреждении принимает на себя соответствующий бюджет. Родители же в форме родительской платы несут лишь незначительную долю в размере до 20% этих расходов и с последующей компенсацией от 20 до 70% уплаченных ими средств. Финансирование предоставления дошкольного образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила финансирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, определяют общие требования к механизмам формирования нормативов затрат на содержание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, источники финансирования (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оплата физических и юридических лиц), формы финансирования и порядок расходования бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников. В таблице 5 представлена динамика финансовых затрат бюджетов Российской Федерации по финансированию системы дошкольного образования.

Нормативное долевое финансирование дошкольного образования базируется на следующих принципах:

  • -деятельность дошкольного образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе муниципального задания;
  • -финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе ведомственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду программ дошкольного образовательного учреждения;
  • -нормативы финансирования должны учитывать специфику предоставляемых услуг и региональные особенности деятельности дошкольных образовательных учреждений и быть достаточными для покрытия текущих расходов, связанных с образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении и эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и обустройством участков дошкольного образовательного учреждения;
  • -схема финансирования муниципальных дошкольного образовательного учреждения определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов.

Основным показателем заданий учредителя дошкольному образовательному учреждению, на основании которого определяются финансовые средства, необходимые для выполнения этого задания, является объем (состав) оказываемых услуг. Остальные показатели - качество, условия и порядок оказания услуг - являются крайне важными, но дополнительными составляющими задания. Невыполнение этих показателей свидетельствует о неготовности учреждения оказывать услуги в соответствии с требованиями, отраженными в этих показателях, и, как следствие, ставит и перед учреждением, и перед органом управления образованием вопрос о возможности функционирования учреждения, не обеспечивающего должного качества и условий предоставления услуг. Для обеспечения указанных показателей, возможно, требуются дополнительные средства на модернизацию (ремонт, техническое оснащение и т.п.) учреждения, повышение квалификации его сотрудников. Но эти средства, как правило, должны выделяться не на выполнение задания, а на развитие учреждения (финансирование мероприятий по развитию, утвержденных учредителем).

Функции учредителя дошкольного образовательного учреждения выполняют муниципальные органы управления образованием, которые и должны выдавать задания. В то же время каждое дошкольное образовательное учреждение должно принять ребенка в пределах численности, установленной в лицензии. Демографический прогноз по детям в возрасте рождения до восьми лет и оценка перспективной вместимости ДОУ представлена в таблице 6 и на рисунке 2 соответственно.

Рисунок 2 - Демографический прогноз до 2050 г.


Рисунок 3 - Оценка перспективной вместимости ДОУ

Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными дошкольными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств муниципального бюджета.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

  • 2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.
  • 3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

  • 4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.
  • 5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

прозрачность финансовых потоков;

целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

Основные направления совершенствования финансово-экономического механизма функционирования образовательных учреждений:

Внедрение нормативного подушевого принципа финансирования образовательных услуг

Расширение прав ДОУ в сфере финансово-хозяйственной самостоятельности

Внедрение принципов формирования государственного задания на оказание услуг

Разработка отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат

Итак, модели финансирования дошкольного образования способствуют повышению разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрению новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. В нормативы включается финансирование развития кадрового потенциала, поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда. Повышение охвата детей программами дошкольного образования может осуществляться за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, развитие домашних и семейных форм. Для этого предусматривается внести изменения в законодательство об образовании и предоставить доступ к бюджетным ресурсам всем дошкольным учреждениям, организациям и индивидуальным предпринимателям независимо от формы собственности. Несомненно, остается крайне важной задачей развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании, а также адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы.

Что такое родительская плата за детский сад?

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон N 273-ФЗ) предусматривает, что дошкольная образовательная организация вправе осуществлять:

а) функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования;

б) и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (п. 5 ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П).

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер. Это плата и именуется родительской платой (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).