Почему отличаются социальные и межличностные отношения. Общественные и межличностные отношения кратко. Место общения в жизни общества

1. Понятие личности в психологии. Структура личности. Основные теории развития личности.

2. Понятие о направленности личности. Потребности как основной источник активности личности. Виды потребностей.

3. Понятие мотива. Отношения личности как мотивационные образования.

4. Социальные условия развития личности. Общение как основа межличностных отношений.

5. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Понятие о лидерстве и руководстве.

6. Понятие о социальной роли. Диалектика взаимодействия социальных ролей и личности. Виды социальных ролей. Понятие ролевого конфликта.

Личность – человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Проблема личности является одной из центральных в системе общественных наук. В психологии личность рассматривается как система таких качеств индивида, которые формируются и развиваются в обществе, в общении с другими людьми. Надо отметить, что единого взгляда на сущность личности нет. Существует большое количество теорий личности как в нашей стране, так и за рубежом.

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению личности, различные взгляды на ее природу.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Иначе говоря, личностные свойства обусловлены, прежде всего, наследственностью, генотипом. Влияние социальной среды, воспитание играет незначительную, второстепенную роль.

Так, американский психолог начала ХХ в. С. Холл главным законом развития личности считал «закон рекапитуляции» , согласно которому индивидуальное развитие личности повторяет основные стадии исторического развития общества, подобно тому, как человеческий эмбрион повторяет стадии эволюции живых организмов начиная с одноклеточных.



Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями «конституциональной психологии» . Так, Э. Кречмер полагал, что между телосложением человека и особенностями его личности существует какая-то однозначная связь. Сюда же можно отнести известную теорию Ч. Ломброзо, который также устанавливал взаимосвязи между физическим обликом человека и его личностными свойствами.

Ярко выражен биологизм и в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами (в первую очередь, сексуальными).

Социогенетические теории , в противоположность биогенетическим, стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, особенностей взаимоотношений с другими людьми. Так, согласно теории социализации , человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого рода является так называемая теория научения , согласно которой личность есть результат подкрепляемого научения (усвоения суммы знаний и навыков).

Наиболее популярной является теория ролей . Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом (положением в обществе). Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни наследственности, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов и свойств. В нем можно выделить три течения:

психодинамические концепции (объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики);

когнитивистские концепции (отдают предпочтение развитию интеллекта);

персонологические концепции (в центре внимания стоит развитие личности в целом).

Отечественные психологи считают, что личность – не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает те или иные личностные черты.

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Обобщая многочисленные исследования, известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн представил психологическую структуру личности в виде трехкомпонентной схемы:

1. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность является ведущим компонентом личности, определяющим всю ее жизнедеятельность, весь ее образ жизни.

2. Опыт – знания, умения, навыки, приобретенные в процессе жизни и познавательной деятельности.

3. Индивидуально-типологические особенности – проявляются в темпераменте, характере и способностях.

Источником активности (а, следовательно, и развития) личности являются потребности. Потребность – внутреннее состояние нужды, выражающее объективную зависимость человека от конкретных условий существования.

В самом общем виде потребности разделяют на биологические и социальные , материальные и духовные .

Потребности выражаются в мотивах , т.е. в непосредственных побуждениях к деятельности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться разные мотивы. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы. Мотив является, таким образом, субъективным отражением объективной потребности, представлением о конкретном предмете удовлетворения потребности, о цели деятельности и средствах ее достижения.

Основными мотивационными образованиями являются субъективные отношения личности – фиксированные в социальном опыте человека предрасположенности или диспозиции к восприятию и оценке некоторой ситуации, условий деятельности, а также готовности действовать в этих условиях определенным образом.

Отношения личности представляют собой сложную, многомерную и многоуровневую иерархическую систему. К низшему ее уровню относятся элементарные фиксированные установки , которые не осознаются и регулируют поведение личности в простейших жизненных ситуациях. По сути – это система условных рефлексов. Второй уровень диспозиционной системы образуют социальные установки – осознанные отношения к более сложным общественным явлениям и ситуациям. Социальные установки содержат три относительно самостоятельных компонента:

когнитивный (познавательный) – осознание объекта установки, совокупность знаний о нем;

эмоциональный – оценка объекта, чувство симпатии или антипатии к нему;

поведенческий – последовательное поведение по отношению к объекту.

Высший уровень образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

Диспозиционная система функционирует как единое целое и регулирует поведение личности на всех уровнях. Однако в конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций или даже конкретному диспозиционному образованию.

Формирование и развитие личности происходит в обществе. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта называют социализацией . Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные ценности, установки, ориентации. Момент преобразования указывает на активность субъекта в применении этого опыта. Человек начинает и продуцировать (создавать) этот опыт посредством активного воздействия на среду.

Выделяют три стадии социализации:

1) дотрудовая стадия:
а) ранняя социализация (от рождения до школы);
б) стадия обучения;

2) трудовая стадия;

3) послетрудовая стадия.

Общественные образования, социальные группы, в которых, прежде всего, происходит социализация, называют институтами социализации . К ним относят: семью, школу, трудовой коллектив, неформальные объединения.

Огромное значение в формировании и развитии личности играет общение.

Общение – процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера с целью оказания влияния друг на друга.

Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер.

Выделяют следующие основные функции общения (по Б.Ф. Ломову):

информационно-коммуникативная ;

регуляторно-коммуникативная ;

эмоционально-коммуникативная .

Соответственно в структуре общения различают три стороны (Г.М. Андреева):

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами с учетом их установок, целей, намерений, что приводит к обогащению тех сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

Интерактивная сторона общения заключается в построении общей стратегии взаимодействия людей. Основные типы взаимодействия – кооперация и конкуренция .

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за внешними физическими характеристиками человека его внутренних психологических свойств и особенностей. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление себя другому) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта другие люди, как он выглядит «в их глазах»).

Выделяют такие виды общения как:

формальное (официальное) и неформальное ;

групповое и индивидуальное ;

непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное ;

социально - ориентированное (лекция, доклад) и личностно - ориентированное .

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

вербальное общение (в качестве знаковой системы используется речь);

невербальное общение (используются неречевые знаковые системы – жесты, мимика, пантомимика).

В качестве средств общения могут быть использованы символы математики, нотная запись, азбука Морзе и т. п.

Средства общения видоизменяются и совершенствуются вместе с развитием общества. Их использование зависит от условий, в которых осуществляется деятельность, от степени владения соответствующими средствами.

Общение людей происходит в разнообразных группах.

Социальная группа – общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой деятельности или характеру общения. Основными психологическими характеристиками групп являются групповые интересы, потребности, нормы, ценности и цели, групповое мнение.

Для личности, входящей в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной группы. Положение индивида в группе определяется:

статусом (местом человека в системе межличностных отношений, определяющим его права, обязанности и привилегии);

системой групповых ожиданий (совокупностью мнений членов группы об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе);

групповыми нормами (принятыми в данной группе стандартами поведения, регламентирующими отношения людей).

В социальной психологии группы классифицируют по разным основаниям. Так выделяют условные (женщины, молодежь и т.п.) и реальные , большие и малые , организованные и неорганизованные (не имеют внутренней структуры и целей деятельности) группы .

Наиболее изучены в психологии малые группы. Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными непосредственными (лицом к лицу) контактами.

Малые группы также имеют свои классификации. В зависимости от значимости для человека норм и ценностей той или иной группы, выделяют референтные (эталонные) группы и группы членства , т. е. группы, в которых человек лишь «числится», но не разделяет их норм. Референтные группы могут быть не только реальными, но и воображаемыми.

В зависимости от форм организации деятельности группы делят на формальные (их деятельность закреплена официально) и неформальные (цели деятельности и обязанности определяются самой группой).

По характеру и целям деятельности выделяют группы-коллективы и группы-корпорации.

Коллектив – высшая форма развития организованной группы, характеризующаяся тем, что межличностные отношения в ней опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Формирование коллектива связано с включением его членов в совместную деятельность, цели которой подчинены целям развития общества , а ценности являются ценностями общества . Поэтому именно коллектив создает условия для развития личности.

Выделяют первичный и основной коллективы. Первичным называют коллектив, члены которого находятся в постоянном деловом и дружеском общении. Основной коллектив – объединение первичных коллективов.

В любой группе выделяется лидер – член группы, занимающий доминирующее положение и осуществляющий руководство ее деятельностью. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения (должности), но фактически руководить группой.

Выделяют следующие типы лидеров (по Б.Д. Парыгину):

– по характеру деятельности (универсальный лидер , ситуативный лидер );

Для авторитарного стиля характерны жесткие методы руководства, основанные на приказах и контроле за их исполнением. Демократический лидер делегирует часть своих полномочий членам группы. Они участвуют в принятии решений, распределении обязанностей в группе и т.д.

Когда мы пытаемся описать ту или иную личность, то сразу же обнаруживаем, что все ее особенности проявляются не иначе как через те социальные функции или роли , которые она выполняет в рамках определенных общественных отношений. Каждая социальная роль существует как ряд взаимных прав и обязанностей .

Можно выделить следующие виды социальных ролей.

Формальная роль – это поведение, строящееся в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества при выполнении той или иной общественной функции.

Формальные роли делятся на:

профессиональные (врач, инженер, студент и т.д.);

возрастные (ребенок, молодой человек, старик);

половые (мужчина, женщина);

семейные (муж, жена, дети, родители, братья, сестры).

Внутригрупповая роль ожиданий членов определенной группы на основе тех взаимоотношений, которые сложились внутри этой группы («шут», «авторитет», «мудрец», «наш человек», «рубаха-парень», «отверженный» и т.д.).

Межличностная роль – это поведение, строящееся с учетом ожиданий отдельных людей на основе тех отношений, которые с ними сложились («друг», «враг», «соперник», «завистник», «спаситель» и т.д.).

Индивидуальная роль – это поведение, строящееся в соответствии со своими собственными представлениями о самом себе.

Помимо того, что различные роли оказывают взаимное влияние друг на друга, многие из них человеку приходится исполнять одновременно. Образно говоря, в каждом человеке скрыт так называемый «ролевой веер» или набор всех усвоенных им социальных ролей. Однако в различных ситуациях общения он раскрывает своим партнерам лишь некоторую часть своего «ролевого веера». Те части «веера», которые видны в какой либо конкретный момент общения называют актуальной ролью .

Выступая носителем множества различных ролей, личность нередко оказывается в конфликтных ситуациях, которые так и называются – ролевые конфликты .

В психологии описаны три разновидности ролевых конфликтов:

межролевые конфликты;

внутриролевые конфликты;

конфликты типа «роль – личность» .

Межролевые конфликты возникают в тех случаях, когда человек на одной и той же «социальной сцене» вынужден одновременно исполнять несколько несовместимых друг с другом ролей.

Внутриролевые конфликты возникают, когда личность выполняет только одну роль, но окружающие трактуют данную роль по-разному и предъявляют к личности противоречивые (часто взаимоисключающие) требования.

Конфликты типа «роль – личность» возникают в тех случаях, когда принятая личностью роль не соответствует психологическим особенностям данной личности.

Выполнение той или иной роли, особенно если это продолжается долгое время, оказывает существенное влияние на характер человека. Ролевое переходит в личностное: человек как бы «срастается» со своей ролью, она становится частью его личности, частью его «Я». Так, определенные требования к личности, ее профессиональные роли способствуют постепенному формированию определенных привычек , определенного склада мышления и определенного стиля общения . В некоторых случаях можно даже говорить о профессионально-ролевой деформации личности. Например, многих учителей отличает назидательно-поучающая манера речи. Уместная в школе, она может проявляться и вне профессионального общения, что может раздражать и даже отталкивать собеседника.

Социальные роли – это не ряд «масок», за которыми личность скрывает свое настоящее психологическое лицо и, освобождаясь от которых, все более становится «собою». Наоборот, личность не может выработать самоопределения (ответить на вопрос «кто я?») без обращения к своим социальным ролям. Поэтому, «теряя» свои роли, личность не обретает свое «подлинное «Я», а наоборот, теряет часть самой себя. Особенно ярко подобные явления обнаруживаются в случае неожиданного «выхода» или принудительного «вывода» человека из привычной роли. Потеря любимой работы, уход из большого спорта, лишение офицерского чина – все подобные факты обычно драматически переживаются субъектом как утрата своей личности.

Однако степень идентификации личности со своей ролью может быть неодинаковой. В некоторых случаях личность как бы целиком «растворяется» в своей роли, а роль полностью «овладевает» личностью. Чаще всего подобное явление характерно для «новичков». Новая роль, например, новая должность, новое положение человека способны целиком заполнить его жизнь, определить все его чувства и отношения. С другой стороны, длительное пребывание в роли позволяет личности свободнее строить свое поведение.

Вместе с тем личность отнюдь не является пассивным продуктом, неким «механическим слепком» исполняемых ею ролей. Различные роли и стоящие за каждой из них жизненные отношения выступают только как возможные источники становления личности, образующие многомерную систему «жизненных координат», некоторый диапазон выбора различных жизненных путей. Но сам выбор – дело самой личности . Личность должна самоопределиться по отношению к каждой из своих ролей, упорядочить их по степени субъективной значимости.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем отличие биогенетического и социогенетического подходов к изучению личности?

2. Чем отличаются понятия «потребность» и «мотив»?

3. Каковы основные компоненты отношений личности?

4. Какие функции общения вы знаете?

5. В чем основное отличие коллективной группы от других групп?

6. Какие типы лидеров групп Вам известны?

7. Что такое «ролевой веер»?

8. Почему возникают ролевые конфликты?

Тема 4. Индивидуально-типологические свойства
личности

1. Понятие о темпераменте. Основные теории темперамента. Современные представления о темпераменте.

2. Понятие о характере. Темперамент как основа формирования характера. Структура характера.

3. Понятие об акцентуациях характера. Основные типы акцентуаций характера.

4. Понятие о способностях. Природа способностей. Виды способностей.

В структуру индивидуально-типологических свойств личности входят темперамент, характер и способности.

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую сторону протекания ее психических процессов.

От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов, их темп и ритм , устойчивость и интенсивность.

Два компонента темперамента – активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты, и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений, их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и т.д.).

Известны три основные теории, объясняющие природу темперамента, две первые из которых имеют сейчас лишь исторический интерес.

Первая (гуморальная ), исходящая еще из античности (Гиппократ, Гален и др.) связывала состояние организма с соотношением 4-х основных соков (жидкостей) организма: крови (от лат. sangvis ); лимфы (от греч. phlegma – слизь); желтой желчи (греч. chole ) и черной желчи (греч. melana chole ). В связи с этим выделялись четыре типа темперамента:

сангвинический (характеризуется подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью);

флегматический (проявляется в медлительности, устойчивости, слабом внешнем выражении эмоциональных состояний);

холерический (проявляется в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности);

меланхолический (характеризуется легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события).

Эта типология темпераментов стала широкоупотребительной.

Вторая (конституциональная ) теория связывает различия темпераментов с различиями в конституции организма – его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Э. Кречмер, У. Шелдон и др.).

Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы . И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы, влияющие на динамические особенности поведения:

сила – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток);

уравновешенность – соотношение процессов возбуждения и торможения;

подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения;

и основные типичные их сочетания в виде 4-х типов высшей нервной деятельности:

сильный, уравновешенный, подвижный;

сильный, уравновешенный, инертный;

сильный, неуравновешенный, подвижный;

слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный.

Первому типу соответствует темперамент сангвиника, второму – флегматика, третьему – холерика, четвертому – меланхолика.

Дальнейшие психофизиологические исследования выявили, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше.

Психологические исследования также показали, что большинство людей трудно четко отнести к какому-то одному из приведенных классических типов, так как в их темпераментах сочетались свойства нескольких из них. Поэтому в современной психологии выделен ряд основных психических свойств, измерение которых и применяется при описании темперамента конкретного человека*.

К этим свойствам относятся:

сензитивность (чувствительность) – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;

реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;

активность – показывает, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит поведение человека – от случайных обстоятельств или от намеченных целей);

темп реакции – скорость протекания психических процессов и реакций;

пластичность и ригидность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий;

экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события или интравертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

Свойства темперамента, как и любые психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Это приводит к тому, что люди совершенно различного темперамента могут, тем не менее, в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные особенности.

Темперамент, поскольку в основе его лежат природные особенности нервной системы, является наиболее устойчивым образованием личности и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Однако свойства темперамента, как и свойства нервной системы не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы.

Никакая психическая черта не является только врожденной. Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных связей , выработанных в течение жизни. Проявление же свойств нервной системы в чистом виде, как таковой, возможно лишь в экстремальных (чрезвычайных) условиях.

Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мотивацию, ценностные ориентации, мировоззрение), однако свойства темперамента могут как благоприятствовать , так и препятствовать формированию определенных содержательных личностных черт, поскольку они модифицируют значение факторов среды и воспитательных воздействий.

Характер (от греч. charakter – оттиск, печать) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

В характере, в отличие от темперамента, личность раскрывается со стороны ее содержания. Характер представляет собой систему отношений человека к различным сторонам действительности и к самому себе. Знание характера позволяет с большой степенью вероятности предвидеть поведение человека в тех или иных ситуациях.

Характер формируется в обществе, в процессе усвоения социального опыта, что порождает общие, типические его черты, свойственные всем людям, живущим в одинаковых общественных условиях. С другой стороны, неповторимое своеобразие жизненных ситуаций, в которых протекает социализация каждого отдельного человека, ведет к формированию индивидуальных особенностей характера.

Типическое и индивидуальное в характере образует неразрывное единство, поэтому характер каждого человека по-своему уникален.

Характер нельзя отождествлять с темпераментом, однако, они тесно взаимосвязаны. Темперамент является основой формирования характера, по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы. В то же время характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле.

Характер обнаруживает тесную зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов, выявляя тем самым свою общественно-историческую природу. Так, честность, принципиальность, гуманность органически связаны с такими убеждениями, с которыми несовместимы лицемерие, беспринципность, бездушие. Однако сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позицию индивида. Многими сходными чертами характера могут обладать люди, коренным образом отличающиеся друг от друга по своим взглядам и убеждениям. Поэтому характер – это, прежде всего, система социальных установок личности.

В структуре характера выделяют 4 основные группы черт, выражающие различные отношения к действительности:

1) отношения к другим людям (вежливость, тактичность, чуткость и т.д.);

2) отношения к деятельности (ответственность, инициативность, трудолюбие и т.д.);

3) отношение к себе (самокритичность, скромность, гордость, и т.д.);

4) отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

В истории психологии известны несколько типологий характера. Современная типология строится на основе выявления так называемых акцентуаций характера.

Акцентуация характера (от лат. accentus – ударение) – чрезмерное усиление отдельных черт, которые становятся ведущими и определяют весь характерологический строй личности.

Выделяют следующие типы акцентуаций:

циклоидный – склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;

астенический – тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

сензитивный (чувствительный) – робость, стеснительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

шизоидный – отгороженность, замкнутость, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания;

параноидный – повышенная раздражительность, стойкость отрицательных эмоций, болезненная обидчивость, подозрительность, повышенное честолюбие;

эпилептоидный – недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность, вязкость мышления, педантичность;

истероидный (демонстративный) – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая отсутствием угрызений совести, авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;

гипертимный – постоянно приподнятое настроение, жажда деятельности с тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца, повышенная словоохотливость;

дистимный – чрезвычайная серьезность, ответственность, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, недостаточная активность, склонность к депрессии;

экстравертированный – постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

конформный – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, чрезмерная подчиняемость и зависимость.

В реальной жизни преобладают смешанные типы, т.е. у одного человека наблюдается несколько акцентуаций.

Наиболее ярко акцентуации характера выражены в подростковом возрасте. С повзрослением они сглаживаются и проявляются лишь в сложных, стрессогенных ситуациях.

Способности – индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость ее освоения.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

На протяжении длительного времени считалось, что способности являются врожденными, однако современные исследования показали, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни.

Глубокий анализ проблемы способностей был сделан Б.М. Тепловым. Согласно его концепции, врожденными являются лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. В развитие способностей они входят как исходный момент. Задатки определяют разные пути формирования способностей и влияют на быстроту их развития, на уровень достижений.

Характерным для задатков является то, что сами по себе они ни на что не направлены. Они лишь влияют (но не решающим образом) на процесс развития способностей, которые формируются прижизненно, в процессе деятельности и воспитания.

Виды способностей выделяют по их направленности, или специализации. В этом плане обычно различают:

общие способности – индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и успешность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

специальные способности – система свойств, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности.

Общие и специальные способности органически связаны между собой.

Каждая способность имеет свою структуру , в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных и математических способностях являются:

В литературных:

особенности творческого воображения и мышления;

яркие, наглядные образы памяти;

чувство языка,

В математических:

умение обобщать;

гибкость мыслительных процессов;

легкий переход от прямого к обратному ходу мысли.

Выделяют репродуктивный и творческий уровни развития способностей. Репродуктивный уровень обеспечивает высокую эффективность в обучении, овладении деятельностью. Творческий уровень обеспечивает создание нового, оригинального.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Почему темперамент является наиболее устойчивым образованием личности?

Какие свойства центральной нервной системы по И.П. Павлову определяют тот или иной тип темперамента?

В чем основное различие характера и темперамента?

Почему в характере выделяют индивидуальные и типические свойства?

Что такое акцентуация?

Чем отличаются способности от задатков?

Общественные и межличностные отношения . Отличие общественных (социальных) от межличностных (психологических) отношений. Понятия социальной роли и статуса. Социологический и социально-психологический аспекты изучения социальной роли.

Классификация межличностных взаимоотношений . Виды межличностных отношений, выделяемые и изучаемые в социальной психологии. Особенности официальных и неофициальных, деловых и личных, рациональных и эмоциональных отношений, отношений руководства - подчинения, первичных и вторичных взаимоотношений. Статический и динамический аспекты изучения межличностных отношений. Соотношение общения, межличностных отношений и межличностных взаимодействий. Межгрупповые отношения. Определение межгрупповых отношений. Особое положение этой области научных исследований среди социальных наук. Социально-психологическая проблематика межгрупповых отношений. Специфика межгруппового восприятия. Межгрупповая предубежденность и ингрупповой фаворитизм.

Общественные и межличностные отношения

Между людьми в обществе складывается сложная система разнообразных отношений, которые в первом приближении можно разделить на общественные (социальные) и межличностные (психологические). Разница между общественными и межличностными отношениями заключается в следующем.

  • 1. Общественные отношения характеризуют общество в целом или же отношения между различными социальными группами людей, составляющими данное общество. Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми (индивидами, личностями).
  • 2. Общественные отношения носят объективный характер, в то время как межличностные отношения являются субъективными. Это означает, что общественные отношения мало связаны с эмоциями отдельных людей и существуют как бы относительно независимо от них, в то время как межличностные отношения всегда связаны с эмоциями, переживаемыми конкретными людьми.
  • 3. Общественные отношения существуют относительно независимо от самих людей (люди "включаются" в эти отношения, существующие вне их), а межличностные отношения не существуют отдельно от реализующих их людей (они выражают внутренний мир человека, и их источник находится в самом человеке).
  • 4. Общественные отношения описываются через понятие "социальная роль", а межличностные отношения характеризуются с помощью терминов "социальная установка" или "личное отношение".

Социальных психологов в основном интересуют межличностные отношения, в то время как социологи изучают общественные (социальные) отношения.

Используемые для характеристики общественных отношений понятия "социальная роль" и "статус" означают следующее.

Социальная роль - это совокупность прав и обязанностей, форм поведения и социальных действий, предписываемых человеку {реализуемых человеком), занимающему в обществе определенное положение. К примеру, руководители всех уровней имеют права и обязанности, отличающиеся от прав и обязанностей их подчиненных. Люди разных профессий, занимающие в социальных организациях разнообразные должности, также располагают неодинаковыми обязанностями и правами. Все это относится к социальным ролям, которые существуют в обществе относительно независимо от исполняющих или принимающих их людей.

В ролевом поведении, однако, есть не только обозначенный выше социологический, но и социально-психологический аспект. Он заключается в том, что психологически различные люди могут индивидуально своеобразно или по-разному исполнять одни и те же социальные роли. Однако при всевозможных индивидуальных вариациях исполнения социальных ролей существуют их социальные нормативы или инварианты, за пределы которых не должен выходить человек, выступающий в той или иной социальной роли. Эти инварианты, как правило, зафиксированы или отражены в документах, имеющих правовую основу.

Понятие статус означает положение, занимаемое человеком в системе общественных или межличностных отношений. Чем выше по социальной лестнице (по занимаемому им в обществе положению) находится человек, тем выше его социальный статус. Чем выше авторитет и признание данного человека, тем выше его статус в системе межличностных отношений. Следовательно, понятие "социальный статус", как и термин "социальная роль", имеет как социологический, так и социально-психологический аспекты.

Г. М. Андреева, которая первой поставила и решила в социальной психологии вопрос о соотношении общественных (социальных) и психологических (межличностных) отношений, выделяет следующие виды общественных отношений: политические, идеологические, социальные и экономические. Их содержание, по мнению автора, раскрывается и обсуждается в социальных науках, в том числе в социологии. Что касается межличностных отношений, то они выступают в качестве предмета исследования именно в социальной психологии. Поэтому, говоря о человеческих отношениях и изучая их, психологи прежде всего обращают внимание именно на межличностные отношения, существующие внутри малых социальных групп или между отдельными людьми.

Классификация межличностных взаимоотношений

Межличностные отношения, или отношения между отдельными людьми (личностями), делятся на следующие основные виды:

  • 1) официальные и неофициальные;
  • 2) деловые и личные;
  • 3) рациональные и эмоциональные;
  • 4) руководства и подчинения;
  • 5) первичные и вторичные.

Официальными называют взаимоотношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они регулируются документами (законами, положениями, постановлениями, уставами, приказами и т. п.), имеющими правовую основу и утвержденными официально. В отличие от них, неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей. Для них не существует правовой основы, общепринятых законов, твердо установленных социальных норм и т. п. Неофициальные (неформальные) - это взаимоотношения между людьми, которые не носят официального характера. Неофициальными иногда также называют взаимоотношения между людьми, складывающиеся помимо тех должностных, деловых отношений, в которые они вынуждены (обязаны) вступать друг с другом (в этом плане неофициальные взаимоотношения не являются обязательными).

В официальные (формальные) взаимоотношения люди чаще всего вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу, и это объединяет официальные взаимоотношения с деловыми взаимоотношениями. Однако не все официальные отношения являются деловыми, равно как и не все деловые отношения выступают как официальные.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой людей (делом, которое их объединяет) или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой ими работы. Примерами деловых взаимоотношений могут быть служебные взаимоотношения, распределение обязанностей между людьми в группе (коллективе). Характер деловых взаимоотношений людей напрямую не определяется эмоциями, которые люди испытывают в отношении друг друга, а больше зависит от распределения между ними ролей в совместной деятельности. Деловые взаимоотношения людей, в отличие отличных взаимоотношений, основаны на тех ролях, которые люди играют в совместной деятельности, на обязательствах, которые они берут на себя, или на обязанностях, которые другие люди возлагают на них.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются вне их совместной деятельности. Примерами личных взаимоотношений могут служить взаимные симпатии, антипатии, уважение, неуважение и т. п. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу, а также их индивидуальные психологические особенности. Чувства людей, проявляемые в личных взаимоотношениях, могут быть положительными и отрицательными, включать в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Что касается индивидуальных особенностей, которые могут оказывать влияние на взаимоотношения людей, то к ним можно отнести способности, темперамент, характер, волю, мотивы и потребности. Личные взаимоотношения всегда носят субъективный характер, они выражают собой сугубо индивидуальное (личное) отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми.

В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие люди. Рациональные - это взаимоотношения, которые основаны на расчете и разуме, строятся и развиваются исходя из ожидаемой или реальной пользы, которую вступающие в них люди могут принести или приносят друг другу. Эмоциональные отношения - это, напротив, отношения, основанные на субъективных оценках людей, на их личном, индивидуальном восприятии окружающих. Такие отношения, как правило, сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями и далеко не всегда базируются на объективной информации о человеке. Рациональные взаимоотношения не всегда совпадают с эмоциональными и могут им не соответствовать. Так, например, один человек может испытывать по отношению к другому человеку приятные чувства, симпатии, но вместе с тем понимать, что от общения с ним никакой материальной или иной пользы для себя он не получит. И наоборот, человек может испытывать личную неприязнь к другому человеку, но тем не менее вступать с ним в рациональные, то есть основанные на расчете взаимоотношения, исходя из выгоды, которую он может получить от взаимодействия с ним.

Отношения руководства (лидерства) и подчинения (следования за лидером) проявляются в следующем: это неравноправные отношения, в которых одни люди (лидеры или руководители) имеют больше прав, чем другие - следующие за ними или подчиненные им. Такие отношения иногда называют субординационными, а равноправные отношения - координационными. Субординационные - это соответственно отношения.между людьми, имеющими различный социальный статус, занимающими разные должности в некоторой организации (группе, коллективе) или различное положение в обществе. Таковыми, например, являются взаимоотношения между руководителями и подчиненными. Наряду с ними существуют равноправные, или паритетные (координационные), отношения. Их социально-психологическая основа заключается в том, что люди, вступающие в такие отношения, имеют одинаковые права, которые распределяются между ними на паритетной (равноправной) основе. Такие люди не подчинены друг другу и выступают по отношению друг к другу как самостоятельные, независимые личности.

Первичные взаимоотношения - это основные, базовые, долгосрочные и устойчивые взаимоотношения людей, основанные на сильных, глубоких эмоциональных связях, существующих между этими людьми, на чувстве личной привязанности или преданности друг другу. Такие взаимоотношения являются общими для многих людей, распространенными, охватывающими многие социальные роли, формы поведения и ситуации. Они не ограничены строгими правилами взаимодействия, и люди, вовлеченные в такие взаимоотношения (люди, между которыми эти отношения складываются), обычно давно и хорошо знают друг друга. Вторичные взаимоотношения относительно кратковременные, поверхностные, характеризующиеся ограниченным опытом взаимодействия людей друг с другом и отсутствием четких правил взаимодействия. В отличие от первичных взаимоотношений, они редко эмоционально-глубоко вовлекают людей.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике-в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, - и в динамике, то есть в процессе их изменения и развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором - законы их формирования и дальнейшего прогрессивного преобразования. Эти два подхода в конкретных социально-психологических исследованиях нередко взаимно дополняют друг друга.

Межличностные отношения в социальных группах, где они в основном и складываются, со временем изменяются. Сначала, на начальном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно и устойчиво относиться друг к другу). Затем эти отношения на некоторое время могут стать противоречивыми и даже конфликтными, а далее - при благоприятных условиях их развития - превратиться в коллективистические.

Понятия "межличностные отношения", "общение" и "взаимодействие людей" имеют между собой нечто общее и вместе с тем отличаются друг от друга по своему содержанию и объему. Общим для всех этих понятий является то, что все они характеризуют социальные или психологические связи, складывающиеся между людьми в обществе и в различных социальных группах. Особенности этих связей отражаются в тех терминах, с помощью которых соответствующие отношения обозначаются.

Общение - самое широкое по своему объему и содержанию понятие. Оно включает в себя всевозможные контакты, возникающие между людьми, независимо от их содержания и формы. Межличностные отношения - более узкое, чем общение, понятие. Оно включает в себя только такие отношения между людьми, которые описываются в психологических терминах, связаны с восприятием и оценкой людьми друг друга как личностей и выражают их субъективное, эмоциональное отношение друг к другу. Что касается общения, то оно может не иметь эмоциональной окраски (например, чисто деловое общение между собой двух или нескольких людей, которые не имеют особых личных взаимоотношений).

Отличие общения от взаимодействия состоит в следующем. Общение не обязательно включает в себя те или иные действия, предпринимаемые людьми и предназначенные для оказания друг на друга определенного воздействия (например, простой обмен информацией или какими-либо сведениями между людьми). Взаимодействие, напротив, обязательно включает в себя определенные действия, предпринимаемые одним человеком относительно другого и рассчитанные на оказание определенного воздействия на него.

Главная задача с точки зрения Г. М. Андреевой, которая стоит перед социальной психологией, -- раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот результат не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей.

Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой -- их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры -- общества в целом, так и микроструктуры -- непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Проблема отношений в значительной степени разработана в работах В. Н. Мясищева. Содержание, уровень отношений человека с миром различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо различать два основных вида отношений.

Общественные отношения: индивиды относятся друг к другу как представители определенных общественных групп. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Социальная роль есть общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. Социальная роль всегда оценивается обществом: одобрение - не одобрение некоторые социальные роли, при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а определенный вид социальной деятельности.

Указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Каждая социальная роль всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя - стиль исполнения роли. Этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений -- межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психологических).

Структура общественных отношений исследуется социологией. В их основе лежат производственные, материальные отношения, над ними надстраиваются социальные, политические, идеологические. Таким образом, специфика общественных отношений заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политические партии и т.д.). Такие отношения строятся не на основе взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества.

Межличностные (Мясищев называет их «психологическими») отношения складываются внутри общественных отношений. Практически во всех групповых действиях их участники выступают в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Понятие «межличностная роль» отражает фиксацию положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности («рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т. д.). Межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое.

Межличностные взаимоотношения - это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Эти отношения реализуются в процессе межличностного общения. Главным регулятором устойчивости и глубины отношений является привлекательность (физическая, деловая, психологическая) человека для человека. В результате формируются отношения симпатии (положительной установки на объект), антипатии (отрицательной установки) или безразличия. Таким образом, на основе взаимных притяжений-отталкиваний (что является результатом психологической совместимости или несовместимости людей) группа активно формирует межличностные отношения.

Г. Я. Гозман считает, что привлекательность зависит от таких параметров, как взаимное влияние и взаимное уважение и выделяет 7 типов привязанности, основанных на двух факторах общения - статусе и власти (равная зависимость друг от друга, большое неравноправие партнеров, преклонение и др.). Психолог делает вывод, что самое главное в симпатии - это высокая самооценка, уважение себя и своей личности.

Н. Н. Обозов выяснил, что в целом с привлекательностью связано сходство установок и «Я-концепций» (особенно на первых этапах взаимодействия). Также исследователь обнаружил, что нет случаев, чтобы отвергали друг друга лидеры, что дружат люди различных статусов, но отвергают друг друга люди, сходные и невысокие по статусу.

Таким образом, представление человека о том, как его воспринимают другие, в значительной мере определяет его поведение. У людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливается чувство самоидентичности и ощущение собственной личностной ценности.

Самооценка, самочувствие и настроение - это целостная реакция на воздействия микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе. Польский психолог Е. Мелибруда выделяет 3 основные потребности, которые человек удовлетворяет в различных формах межличностных отношений:

потребность в привязанности к людям (постоянно пребывать в обществе других или находиться в одиночестве);

потребность влиять на других (контролировать окружающих или отказываться от дел по организации других);

потребность в эмоциональной вовлеченности (вступать в близкие, личностно-значимые отношения или сохранять дистанцию).

Таким образом, важнейшая специфическая черта межличностных отношений - эмоциональная основа. По набору чувства, проявляемые в межличностных отноешниях, можно разделить две большие группы:

1) конъюнктивные - разного рода чувства, сближающие людей, объединяющие их (стороны демонстрируют готовность к сотрудничеству, к совместным действиям).

2) дизъюнктивные чувства - разъединяющие людей чувства.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.

Без многого может обходиться человек,

Но только не без человека

Людвиг Берне

План

1. Общественные и психологические (межличностные) отношения.

2. Природа межличностных отношений.

3. Классификация межличностных отношений.

Общественные и межличностные отношения.

Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт взаимодействия и общения людей. Взаимодействие личности и системы социальных связей не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества. Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе отношений. Содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также выступают в отношения между собой, и таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные и психологические отношения.

Общественные отношения основа существования общества, т.е. материальные, экономические, политические, идеологические, правовые и другие отношения, возникающие как результат взаимодействия людей в процессе производства и потребления, материальных благ и их совместной деятельности.

Существует определённая система общественных отношений. В её основании лежат материальные (экономические, производственные) отношения, необходимость некоторых диктуется первичными, изначальными потребностями общества в поддержании своего физического и социального существования. Над материальными отношениями надстраиваются отношения социальные (т.е. отношения между различными социальными группами), а также производные от них политические, идеологические, моральные, нравственные и другие отношения.

Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев:

· По форме проявления они делятся на экономические, правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и т.д.

· С точки зрения принадлежности к различным субъектам различают национальные, классовые, конфессиональные и т.д.



· Исходя из анализа функционирования связей между людьми в обществе, можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали.

· По характеру регламентированности общественные отношения бывают официальны ми и неофициальными.

Все виды общественных отношений пронизаны в свою очередь психологическими (межличностными) отношениями людей.

Психологические отношения – субъективные связи между людьми, которые возникают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Психологические отношения составляют «живую человеческую ткань» любых общественных отношений.

Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые являются следствием определённого социального распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимается как должное, носят в известном смысле обезличенный характер.

В общественных отношениях вскрываются, прежде всего, существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей. Психологические отношения – результат непосредственных контактов между конкретными людьми, которые наделены определёнными особенностями, способны выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами.

Следовательно, психологические отношения полностью персонифицированы, т.к. носят сугубо личностный характер.

Существует органическая связь между личностью и межличностными отношениями. С одной стороны, даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции, т.е. межличностные отношения. С другой стороны, само развитие личности опутано сетями межличностных отношений, а характер межличностных отношений предопределяется характером личности. Включаясь в межличностное общение, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из индивидов оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем им случается вступать в контакт. Характер же межличностных отношений в каждом конкретном случае зависит от индивидных личностных черт включенных во взаимодействие людей, а его диапазон необычайно широк - от любви с первого взгляда до ненависти до гробовой доски. В рамках изучения социальной психологии мы сталкиваемся с осознанием того факта, что и общественные, и межличностные отношения раскрываются и реализуются именно в общении. Корни общения находятся в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Сегодня для всех очевидно, что в обычных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к обществу, к людям, т.е. включены в общение,

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение
существует одновременно как реальность и общественных, и межличностных отношений. Возможно поэтому Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Совместная жизнедеятельность людей заставляет их общаться при
самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. и случае положительного, и в случае отрицательного отношений одного человека к другому. То же самоё ёйраЙ^дливо и для социальных групп. Общение между группами неизбежно, даже если группы антагонистичны. Одной из специфических форм общения является война.

Причиной нарушения общения обычно бывает диссонанс - рассогласование между содержанием и способом общения. Способов общения или, как еще говорят, обращения человека с человеком может быть множество:

Мягкое или жесткое;

Унижающее или возвышающее;

Подавляющее или равноправное;

Ободряющее или угнетающее;

Грубое или вежливое;

Теплое или холодное;

Ласковое или черствое;

Формирующее потребность в общении или избегание его и т. д.

Можно говорить о различных уровнях общеййя:

Макроуровень: общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями;

Мезоуровень: общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;

Микроуровень: простейший акт общения.

Контрольные вопросы:

3. Охарактеризуйте эмоциональную основу межличностных отношений.

4. Охарактеризуйте различные спбсобы межличностного общения.

5. Охарактеризуйте типы межличностного общения с позиции инструменталистки.