Можно ли сегодня работать по дому. Почему в церковные праздники нельзя ничего делать

В воскресенье и в православные праздники, задаются вопросом верующие люди, которые строго придерживаются церковных канонов, регулярно посещают службы, отмечают религиозные события и не хотят брать на себя грех.

Откуда появился этот запрет? Дело в том, что убраться, делать любую уборку – это значит заниматься физическим трудом, который требует много сил. В выходные и праздники нужно посвящать себя отдыху и чтению молитв. Нередко можно услышать, что церковь не рекомендует стирать в воскресенье и мыть посуду. Убраться можно и в другой день, поэтому лучше делать это заранее, чтобы в воскресенье было чисто.

Что православные люди в дни святых праздников не делают

Согласно сложившимся традициям, в православные праздники и в воскресенье верующие люди посвящают себя молитвам и духовным заботам. В эти дни нужно отвлечься от мирских проблем, забыть об обидах и недоразумениях. Будет полезно позаботиться о родных, оказать помощь бедным и больным людям.

В православные праздники нельзя заниматься любой работой по дому, не рекомендуется шить, вышивать, вязать, работать в саду и огороде. Также считается грехом предаваться чревоугодию. Кроме этого, верующие люди должны отказаться от просмотра развлекательных передач, сериалов и различных фильмов.

Смысл этих запретов заключается в том, что по воскресеньям и в дни религиозных праздников следует думать о Боге, а не засорять свой разум бытовыми проблемами.

Не занимаются рукоделием

Почему верующим нельзя творить и рукодельничать по воскресеньям? Если внимательно изучить Библию, то в ней говорится о том, что некоторыми делами запрещено заниматься в шестой день недели – в субботу. Дело в том, что в прежние времена суббота завершала неделю, тогда как сейчас это делает воскресенье. Поэтому традиции постепенно поменялись.

Что касается рукоделия, то священнослужители ничего не имеют против творческого времяпрепровождения в этот день, но в старину для женщины это была тяжелая работа.

Не работают в огороде

Работа в огороде в воскресенье и в религиозные праздники также подпадает под запрет, поскольку является нелегким трудом. Это отнимает много сил и времени, заставляет думать о мирских заботах, в то время как нужно думать о Боге. Садовые работы можно отложить на другой день.

Не моются

В давние времена для того, чтобы помыться, нужно было хорошо подготовиться – наколоть дрова, затопить печь в бане, принести побольше воды. С тех пор пошел запрет на мытье в воскресенье и в православные праздники. Тогда не было возможности принять душ в комфортных условиях или понежиться в ванне. Сегодня этот запрет не является строгим, однако глубоко верующие люди стараются его не нарушать. Они предпочитают мыться накануне.

Не прибираются

Самый главный вопрос, который интересует верующих: почему нельзя убираться в воскресенье. Существует несколько разных версий происхождения этого запрета. Православные христиане утверждают, что когда Бог решил сотворить мир, то делал это каждый день, а в последний день недели решил отдохнуть. Отсюда и пришло это поверье, и с тех пор верующие стараются не заниматься домашними делами в выходной.

В воскресенье нельзя убираться еще и потому, что в этот день все верующие ходят в храм и проводят там много времени. Уборка может подождать, ведь для этого существует другое время. Но что делать, если и в будни заниматься этим некогда: жить в грязи или убирать? Если люди прибираются в воскресенье или во время праздника, то обязательно нужно попросить Божьего прощения.

Не стирают

Почему нельзя стирать по воскресеньям? Много лет назад не существовало машин-автоматов, и люди были вынуждены стирать руками. Сейчас все гораздо проще, и многие священники не запрещают пользоваться стиральной машиной в выходные и праздничные дни. Кто-то советует вечером стирать в воскресенье. Однако остаются и те, кто считает, что это большой грех. Некоторые люди отдыхают только в воскресенье, и постирать в будни им не удается. Поэтому у них не возникает вопрос о том, можно ли стирать в воскресенье.

Не ругаются

Ругаться плохо в любой день, но особенно не рекомендуется делать это в дни православных праздников. Таким образом выражается неуважение к Богу. Наоборот, это светлое время нужно провести в заботе о ближних. Православные верующие должны учиться терпению и желать окружающим добра.

Откуда появился данный запрет

Откуда и отчего взялся запрет, почему нельзя убираться, стирать по воскресеньям и в праздничные дни? Большое количество рекомендаций относительно запретов какой-либо деятельности основано на многовековых православных традициях.

Обычаи соблюдались на протяжении многих веков, поэтому люди до сих пор придерживаются их. В древности считалось, что только заблудшие души на совершение греха способны.

Приметы

Церковных запретов существует не так много, как примет, которые религия не одобряет. Например, считается, что нельзя убираться в воскресенье, потому что можно вымести из дома деньги. В результате семья будет голодать. В некоторые православные праздники запрещено купаться, заплетать косы, пользоваться острыми предметами.

Все эти приметы, грехи и подобные запреты не имеют никакого отношения к религии и не должны восприниматься всерьез. Убирать, делать домашние дела можно, если это не доставляет больших затруднений.

Как провести воскресный день?

Воскресенье – это лучший день, когда можно провести его вместе с семьей. Чаще всего случается так, что всю неделю делами занимаешься, конечно, но стараешься воскресенье освободить для уборки и других домашних дел. Лучше вместо этого сходить погулять с детьми, пообщаться с мужем или навестить родителей. Это принесет всем гораздо больше пользы, чем беготня с тряпкой в руках по дому.

Некоторые женщины считают так, что наступили праздники, поэтому уборка должна быть организована в первую очередь. Этого быть не должно.

В день приятного времяпрепровождения с семьей можно задуматься о духовном саморазвитии и посещении служб в церкви по утрам. Выходной день верующие предпочитают провести в молитвах и других важных делах. Такая практика очищает сознание и настраивает на грядущую неделю. Что касается остальных занятий, то выбрать полезные не так уж сложно.

Если раньше на воскресенье только домашние задачи выпадали, то теперь нужно разнообразить свой досуг. Можно почитать полезные советы по ремонту и заняться им в будние дни, изучить кулинарные рецепты и порадовать близких на следующий православный праздник. А если женщина решила, что хочу и могу – уберу, и в доме чисто будет, то она имеет на это право.

Главное, не утруждать себя, занимаясь другими делами. Их лучше всего делать постепенно.

Священнослужители идут в ногу со временем и не зацикливаются на запретах, которые были распространены много лет назад. Церковь утверждает, что никто не запрещает мыться или заниматься рукоделием. Воздерживаться следует лишь от тяжелой работы. Также во время церковных праздников рекомендуется посещение храма. Воскресенье лучше посвящать Богу и семье.

Сравнение с другими странами

В других странах люди придерживаются различных религий, в которых тоже имеются свои запреты.

В Европе и Америке большинство людей предпочитают провести утро в воскресенье на службе в церкви. Истинные верующие не обращают внимания на приметы, а придерживаются традиций – чтение молитв, благодарность Богу, еженедельное посещение церковных собраний и празднование религиозных событий.

Делаем окончательный вывод

Любая религиозная тема не всегда до конца понятна даже верующим людям, поскольку существует много условностей.

Заниматься уборкой в воскресенье и праздничные дни строго не запрещается, поэтому данный запрет можно назвать условным.

Существуют более строгие правила и заповеди, которые нужно соблюдать. Если есть какие-то сомнения по поводу воскресного труда, то в таком случае рекомендуется перенести все дела на будние дни, а последний день недели можно посвятить полноценному отдыху.

Каждый верующий знает, что в церковные праздники нельзя ничего делать по хозяйству и исключена практически любая работа. Но какие именно дела находятся под запретом и могут навлечь беду? Ниже представлен подробный список праздников и суеверий насчет запрещенных занятий.

Поверья против работы

Любой православный праздник - это особенный, важный для верующего человека день, который должен быть посвящен церкви, молитвам, праздничному столу, а также общению с близкими людьми. Все остальное - лишнее. Мало кто станет, например, мыть пол вместо того, чтобы загадывать желания под бой курантов в новогоднюю ночь. Так почему же христианский праздник должен быть менее важным поводом отвлечься от повседневных дел?

Во времена действия крепостного право, церковный праздник был одним из немногих дней, когда было можно не работать на барина. Отдых был редким явлением, право на него ценили, и любые поползновения в его сторону считали греховным занятием.

Кроме этого, православные традиции были построены на основе языческих, которые бытовали на русских землях до крещения Руси. Язычники также не занимались домашними делами в дни, посвященные Богам. Одна из версий запрета говорит о том, что собрать бывших язычников в храме, оторвав от повседневных дел, можно было только под угрозой божьего наказания. Судя по сохранившемуся указу 17 века, подобная проблема была и в 17 веке. Документ предписывал закрывать бани и базары в церковный праздник, чтобы верующие уж точно попали в храм.

Что именно нельзя делать

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

В вопросах запретов не стоит перегибать палку, потому что некоторые дела и обязанности все же стоит выполнять. Итак, что конкретно не стоит делать в церковные праздники, а какие занятия все же допускаются?

Во время христианского праздника нельзя именно работать. Труд и работу разделяли. Труд - во благо семьи, работа - на пользу барину. Соответственно, нельзя совершать действия, приносящие доход. То есть, готовить для членов семьи или гостей - можно, а вот для продажи - нет.

Планировать на такие дни уборку, стирку, работу с растениями не стоит — с ними вполне реально справиться в будние дни. Но одно дело - генеральная уборка, которую можно перенести на другой день, а другое неожиданная мелкая неприятность, создающие неудобства именно сейчас. Например, пресловутый рассыпанный сахар, или свежее пятно на блузке, можно оперативно убрать и в праздничный день.

Кроме этого, в современном мире бытовые дела стали гораздо проще. Сложно назвать тяжелой работой нажатие кнопки на стиральной машинке или мультиварке. В прошлом уборка, стирка и приготовление пищи вполне могли занять целый день - вместо похода в церковь и мыслей о Боге.

Похожие корни имеет запрет на мытье. В старину для этого нужно было совершить целый ряд действий - наколоть дров, растопить печь, согреть воду. Это занимало много времени, поэтому помыться крестьяне старались перед праздником. Сейчас же принять душ можно за несколько минут, и процесс мытья никак не отвлечет от похода в храм.

Рукоделье это хобби, а не работа.

Это же касается рукоделия. Многие женщины считают его своим хобби, занятием «для души», скрашивающим выходные. А в старину рукоделие было трудоемким занятием. Стоит только посмотреть на музейные экспонаты и вспомнить, скажем, вышивальные приметы , чтобы понять, как тяжело приходилось нашим прабабушкам. Нынешняя церковь считают рукоделие богоугодным занятием. Недаром в монастырях оно является обычным делом.

Современные священники не видят греха в том, чтобы после посещения церкви вернуться к мирским делам. Некоторые из них считают даже богоугодным занятием труд в святой день, если к ней приступают с молитвой. К тому же, духовные дела не должны приносить ущерб и становиться оправданием для лени. Нельзя же отправиться в храм с пятном на одежде или оставить кошачий лоток источать «ароматы» до следующего дня?

Матерная брань, ссоры, выяснение отношений - под особым запретом в святые дни. Это же касается и неумеренного распития спиртных напитков. Серьезный грех - убийство животного. Не стоит ходить на охоту и забивать домашний скот в святой день.

В какие праздники отказаться от дел

В некоторые христианские праздники часть дел под строгим запретом. Но есть и те, которыми издавна занимались во время церковных празднеств.

Так, именно в день почитания Параскевы Пятницы (10 ноября) не принято шить, вышивать и вязать. Но полагается демонстрировать все то, что удалось сотворить за год. Параскева Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей рукоделия.

Пророк Елисей

На нельзя купаться в природных водоемах, это считается опасным. В день Святого Василия первым зашедшим в дом должен быть мужчина - это принесет удачу.

В день, посвященный Иоанну (11 сентября), нельзя резать что-то круглое. Именно в этот день святому отрубили голову. Почтите его, отложив лакомства из арбузов или тыквы на другой день.

Следуя приметам на Троицу садоводы традиционно сажают редьку, чтобы получить большой урожай, несмотря на всеобщий запрет на работы в христианский праздник. Также на Троицу традиционно пекут пироги. В Духов день (следующий после Троицы) принято собирать целебные травы - они освящены Святым Духом.

Основные 12 праздников православного календаря - это и есть те самые почитаемые дни, когда рекомендуется ничего не делать по дому. Есть еще дни, посвященные святым. Кроме того, церковный праздник - это еще и воскресенье . В этот день недели полагается ходить на службу в храм. Праздничных столов и поздравлений не предполагается, но традиционно он всегда был посвящен духовной жизни человека.

В целом, церковные запреты касательно работы в святые дни не так уж строги. Большая их часть связана с устаревшим жизненным укладом и не имеет ничего общего с присущим современному человеку образом жизни. Если имеется потребность в выполнении неких бытовых задач, с ними нужно справиться, но не в ущерб духовной стороне бытия.

Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, в Рождество Христово — 7 января? Можно ли работать 6 января перед Рождеством, какую работу можно выполнять и в какое время — читайте ответы священнослужителя.

Ответ:

В церковном календаре существует такое понятие, как Великие и Двунадесятые праздники, к числу таковых относятся и Рождество, и Крещение Господне, и некоторые другие. Их количество составляет 12 по числу месяцев года. Работать в такие дни нельзя за исключением случаев, указанных далее.

Это означает, что ответ на вопрос о том, можно ли работать в Рождество 7 января, как и на вопрос можно ли работать на Крещение 19 января однозначен, и он отрицательный.

Что касается Сочельника, то убрать дом (квартиру) желательно накануне. Отвечая на вопрос, можно ли работать 6 января перед Рождеством, следует отметить, что в течение дня можно выполнять необходимые работы, например, связанные с приготовлением пищи, походами в магазин и т.п. С давних пор на Руси было принято в этот день наряжать елку, готовить и подавать на стол 12 постных блюд, желательно, чтобы и число едоков было четным. Если же последнее условие соблюсти невозможно, тогда ставится отдельный столовый прибор. Вкушать эти блюда можно после восхода первой звезды.

А вот в вечерние часы этого дня однозначно работать нельзя, следует посещать службы, проводимые в храмах (праздничные богослужения), избегать разногласий и ссор с окружающими. Также в этот вечер принято навещать близких родственников, проживающих отдельно.

В какие православные праздники нельзя работать

В Великие православные праздники работа не предусмотрена, ведь не зря есть пословица – «день свят и дела спят». Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября? Так как этот праздник относится к числу Двунадесятых, то ответ ясен, работать в этот день нельзя. Во все остальные церковные праздники работать не желательно, но и не возбраняется. Следует помнить и о том, что воскресенье также относится к разряду церковных праздников, так что отношение к работе в этот день аналогичное. В это время лучше отложить дела и посвятить воскресный день заботе о восстановлении душевных и телесных сил, подведению итогов прошедшей трудовой недели. Конечно, работа важна и нужна, но куда важнее каждому человеку задуматься о спасении собственной души.

Если же речь идет о престольных праздниках храмов в различных населенных пунктах, когда чествуется покровитель каждого из них, от трудов праведных тоже лучше воздержаться.

Согласно устоявшейся народной традиции часто можно услышать следующую фразу: «Сегодня большой праздник, делать ничего нельзя». Действительно ли это так? Является грехом что-то делать дома, работать в церковные праздники? С таким вопросом корреспондент «ПСГ» обратилась к настоятелю прихода храма святителя Николая Чудотворца в г. Мозыре, священнику Сергию Шевченко.
«Хотелось бы вообще сказать об отношении Церкви к любому празднику церковного календаря, в том числе, и к Воскресному дню, - начал нашу беседу настоятель Сергий. - Действительно, есть заповедь, которая записана в Священном Писании: «День седьмой посвящать Господу». И поэтому в этот день человек максимально приближается к Богу, забывая про свои обычные дела, которыми он занят в течение всей недели. Но отношение христианства к седьмому дню и отношение иудеев к субботе, как седьмому дню, разное. В иудейскую субботу сводом правил в этот день было запрещено в своем доме зажигать огонь и даже готовить пищу. В христианстве же доминирует, прежде всего, заповедь о любви к Богу и ближнему. А мы знаем, что любовь превосходит всякий закон.
Люди часто спрашивают: «Что можно, а чего нельзя делать в праздники?» Или некоторые говорят: «Вот воскресный день, сегодня нельзя работать». У меня сразу возникает другой вопрос: «А что вы позволяете себе делать в воскресный или в праздничный день?» Если вы в эти дни позволяете себе сидеть у телевизора или шумно отмечать тот или иной праздник, то, конечно же, это не христианское отношение. Лучше бы вы тогда работали в этот день, чем вели себя таким образом.
Христианское отношение к празднику говорит о том, что этот день нужно отдать Богу и ближнему (в данном случае мы можем, прежде всего, говорить о своей семье, а потом и о других людях). Но не оставим же мы в праздник своих близких без обеда только потому, что не смогли сварить еду накануне, не уволимся с работы, так как ее график не позволяет в церковный праздник придти в храм. И если человек нуждается в нашей сиюминутной помощи, смеем ли мы сказать «Приди завтра, мне сегодня нельзя». Судите сами – что лучше: провести праздничный день за некой полезной работой, или провести его с пультом от телевизора на диване или еще каким-нибудь бессмысленным образом.
И второй момент. Хотелось бы указать на самое главное. Зачастую такие вопросы задают люди, которые далеки от Церкви. Для человека верующего такого вопроса существовать просто не может. Я повторюсь: если сегодня праздник, и встанет вопрос, пойти в магазин, поработать в огороде, а другого дня для этого не существует, то каждый христианин с уверенностью ответит: я должен это сделать. Заповедь о любви превосходит все заповеди. И когда вопрос стоит: помочь ребенку, постирать ему одежду, приготовить обед, то здесь не должно появляться вопроса: должен я это делать в праздник или нет? Я должен, потому что я его люблю. И могу это делать, в этом греха никакого нет.
У меня же, прежде всего, возникает вопрос, о нашем христианстве. Если в течение всей своей жизни человек исполняет все другие заповеди, если для него воскресный день – это не «повод», а уже сложившаяся традиция придти в храм, провести время со своей семьей, то тогда человек вправе задавать такой вопрос. Но когда мы не исполняем другие христианские заповеди и не живем христианской жизнью бессмысленно задавать подобные вопросы.
В Германии, к примеру, в воскресный день ни одного магазина не работает, рынки работают только в субботу. Продукты в воскресенье вы можете купить только в магазине на заправке по завышенным ценам. Многие люди идут в храм. В некоторых других православных странах такие же традиции. Но в нашей «православной» стране в воскресенье люди идут на рынок, к сожалению. Вот это наша традиция.
Я снова повторюсь: для того, чтобы задавать такой вопрос о том, как проводить воскресный либо праздничный день, нужно задать вопрос о своем христианстве.
Большая беда в том, что таким понятиям учит телевизор. Иногда слышишь: сегодня у православных праздник, называется «Головосек». Нет такого праздника. Есть Усекновение главы Иоанна Предтечи. Но никак не «Головосек». Дальше говорят: «Сегодня нельзя шинковать капусту, резать морковь». Никогда не было такого, чтобы Церковь запрещала именно в этот день резать какие-то овощи. Можно и нарезать капусту, и приготовить суп. В этом греха никакого нет. Но если есть возможность для православного человека отказаться от своих повседневных дел, и посвятить именно этот день Богу и семье или ближнему, то это правильно, и в этом исполнение заповеди о почитании седьмого дня. Главное, чтобы воскресенье либо праздничный день не превращались в очередной «повод».

Записала Екатерина ЮРЧЕНКО

АНОНС: Дорогие читатели, вы также можете задать свой вопрос о вере, церкви и православии священнику Сергию Шевченко. В новой рубрике «ПСГ» «БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВИИ» мы расскажем обо всем, что вас интересует. Высылайте ваши письма по адресу: ул. Котловца, 37 а, комн. 17 или на электронную почту [email protected].

14 января – праздник . Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.

Без непрошеных замечаний

, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:

– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.

«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует , – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.

Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.

Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.

Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.

Не просто «транслировать»

Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии

Игумен Зосима (Балин)

– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.

Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.

Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.

Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.

Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»

И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.

Первый шаг, второй, третий…

Протоиерей Игорь Гагарин , настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Протоиерей Игорь Гагарин

– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.

С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.

Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.

Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.

Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.

Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.

Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.

А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.

Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.

Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.

Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…

Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.

Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.

Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…

Без безграмотной демагогии

, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:

– С библейско-евангельских времен бытовое часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.

Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.

Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.

В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.