Многодетная мама как все успеть. Как облегчить жизнь многодетной семьи. Очень важно не забывать про то, что «рыба тухнет с головы», а голова вашей семьи- это вы, родители и ваши отношения

Мамочки с первенцами часто жалуются: времени нет, я ничего не успеваю, иногда даже поесть толком или сходить в душ нет времени, а что уж там говорить о том, чтобы выйти куда-то с мужем или заняться английским, о котором так давно мечтала.

А как же те, у кого не один малыш, не два, а трое, четверо, пятеро — как же им удается найти время и на детей, и на мужа, и на себя? Так, чтобы и в семье все были сыты, довольны, обласканы, и самой было не стыдно на улице показаться? Удается ли им это?

Основные ключи, помогающие мамам успевать так много:

Организация времени и режим дня

Как ни странно для многих это прозвучит, но дети любят порядок. Размеренная жизнь изо дня в день, когда подъем сменяется умыванием, завтраком, прогулкой, нравится детям — они меньше капризничают и беспокоятся, зная, чего именно и когда от них ждут, и выполнят свои ежедневные нехитрые ритуалы с радостью.

Ирина (Mama Iriska): «В воспитании помогает свой же опыт. Сложнее всего было с первым, сейчас легче. Уже по-другому расставляешь приоритеты».

Наталья (Натусятка): «И готовлю, и убираю, и деток по кружкам вожу, но замученной себя абсолютно не считаю, у нас всё по графику и распланировано».

Анна (): «Много детей — это 45 подростков в вагоне, который трое суток едет на Байкал в экспедицию. А трое — это всего трое».

Анна (solnca): «С тремя детьми подход к вопросам организации времени становится совсем другим. Поэтому и время есть на всё. Самый главный помощник — распорядок дня. Мы не устанавливали его специально, он как-то сам организовался. Дети легко подлаживаются под размеренный ритм жизни семьи. И тогда не возникает вопросов, что они спят в разное время или едят».

Екатерина (басята): «Да, день расписан практически по часам, вечером бывает усталость, но если все правильно распланировать, то время найдется на все».

Елена (elena-boldova23): «Дети учат правильно организовывать своё время, ответственно относиться к своему здоровью и своей физической форме, вести активный образ жизни и вообще скучать с ним мне уж точно не приходится»

Открытие нового

Большинство наших героинь с увеличением количества детей в семье стали более организованными и целеустремленными, открыли в себе новый источник сил, вдохновения и творчества.

Ирина (Mama Iriska): «Я открыла в себе массу возможностей! Сейчас успеваю всегда приготовить еду, поддерживать порядок в доме»

Елена (elena-boldova23): «Поход в салон красоты — редкое явление в моей жизни. Но зато я выработала свой собственный комплекс упражнений, который позволяет быстро возвращаться в форму после родов, после кормления грудью».

Распределение обязанностей и взаимопомощь

Большая ошибка многих мам — пытаться быть во всем «отличницей». Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни»? «Готовит, убирает, за детьми смотрит — и всё одна? Тяжелоо!» Не нужно пытаться все дела взвалить на себя, стремясь стать супер-мамой. Истощение и разочарование наступят очень быстро. Для мамы и хозяйки важно уметь делегировать обязанности (мужу, детям, родителям, няне), уметь привлекать помощников и не стесняться использовать вещи, которые могут облегчить быт.

Анна (): «Необходимо умение видеть главное, а не только пыль на полках».

Наталья (Натусятка): «Мои помощники: старшие дети, моя мама, муж — мы одна большая семья, и все всегда готовы прийти на помощь. В любой момент я могу положиться на них, особенно на маму — она главная моя палочка-выручалочка. С уборкой старшие дети помогают, с покупками — муж».

Екатерина (✰Катюня✰): «Мой главный помощник (и практически единственный) это супруг, с таким папой можно и еще троих родить».

Вообще приятно было узнать, что больше всех помогают мамам именно любимые мужчины, а уж потом бабушки, тетушки и няни.

Вот что наши мамы могут им доверить:

Ирина (Mama Iriska): «Муж иногда помогает в приготовление пищи. Может забрать всех троих гулять или в какую-нибудь небольшую поездку и дать мне время отдохнуть».

Елена (elena-boldova23): «Муж мне помогает в домашних делах всегда, когда может».

Анастасия (ЁНОЧКА): «Купает детей, покупает продукты по списку, отводит старшего в школу и забирает, варит кофе только папа, ну и классика — мусорное ведро выносит папа! Ах да, еще дочь спать укладывал до недавних пор — она только под папины песни засыпала, а теперь сама стала в тишине».

Маленькие помощники

Яркой отличительной особенностью большинства семей наших героинь является то, что даже младшие члены семьи уже активно помогают старшим и имеют свои обязанности.

Елена (elena-boldova23): «Старшие дети помогают, они всё умеют: готовить, стирать, гладить, убирать. И за маленькими детьми присмотреть могут. Дети знают, что дома должно быть чисто. В их обязанности входит: следить за своей одеждой, собирать портфель, наводить порядок на письменном столе и в комнате. Если поели, они всё убирают сами. И мусор, конечно, выносится ими регулярно. За учебные дела каждый отвечает сам, а домашняя уборка проводится вместе. Не важно, кто насорил или испачкал — убираем всё равно все вместе. В мои обязанности входит проверка домашних заданий и подготовка к школе. Я всех детей готовила к школе сама. Еще дополнительно занимаюсь с ними языками, когда есть свободное время. Если назревает праздник (дни рождения, Пасха, новый год, Рождество), готовим все вместе. Это уже традиция-печь куличи, красить яички, резать салаты. На дни рождения мы торты никогда не покупаем, всегда печём сами. Дети сами придумывают, каким будет торт».

Ирина (Mama Iriska): «Маленький сам очень аккуратный ребенок, никогда мусор не бросит, несет в ведро. Старшие моют посуду, поливают цветы, подметают, убирают игрушки».

Анастасия (ЁНОЧКА): «Дети сами очень помогают мне. Если один ребенок начинает что-то делать, то остальные дружно подхватывают, так что главное правильно организовать. Опять же, старшие учат младших, помогают им».

Ирина (): «Нужно учить детей быть самостоятельными, а не делать все за них».

Анна (solnca): «Мы всё делаем вместе и привлекаем детей и к уборке, и к готовке, и к стирке, и к огороду, и к строительству, и к уходу за собакой, и т. д.».

Вещи-помощники

Наши мамы считают, что самые лучшие вещи-помощники — это:

  • Стиральная машина: на первом месте, поскольку стирать многим приходится каждый день, а иногда и по нескольку раз
  • Автомобиль: в семье, где есть несколько детей, без машины обойтись трудно. Часто именно после рождения 2 или 3 ребенка женщина садится за руль, а часто и увеличивается размер автомобиля)
  • Посудомоечная машина: есть не во всех семьях, но вещь, безусловно, облегчающая быт
  • Мультиварка: признана многими мамами лучшим помощником на кухне
  • Еще в ответах были: планшет (обучающие и развивающие программы, мозаики, «рисовалки») для дороги и ожидании, коляска-трость, манеж, рюкзак/слинг, детский стульчик, хлебопечка и даже робот-уборщик.

Ну а самое важное в любой семье всё-таки любовь. И пусть на что-то другое и не хватит времени, главное - успевать любить.

Дети. Время. Как все успеть

Быть полноценным фрилансером при детях очень даже реально. Вопрос стоит только за тем, чтобы правильно организовывать свое время и грамотно занимать - отвлекать детей. Конечно, полноценный восьми часовой день устроить все же не возможно. Но опытным путем я выяснила, что четыре - пять часов в день уделить работе вполне могу. Дело еще в том, насколько сильно мне нужно работать и как много времени я хочу уделять детям. Мой оптимальный вариант - это те самые четыре - пять часов в день. Бывает даже что я работаю не каждый день, а несколько раз в неделю. Все опять упирается в "насколько сильно нужно".
Расскажу в общих чертах (вкратце, чтобы не было трудно читать большой текст) о трех моих китах и о том, как я с ними справляюсь - ведении домашнего хозяйства, работе и времени на себя и отдых.

Ведение домашнего хозяйства.

Система "Флай леди" здесь подойдет как нельзя лучше. Это на заметку для тех, кто хочет упорядочить все это дело. Сейчас я о том, как можно "летать" с детьми.

Уборка вполне возможна и при грудном ребенке. Уложить дитятко в кроватку или на диван, в коляску, словом, так чтобы ребенок мог видеть маму. (Отмечу, что слингом я не пользовалась, мне было жаль свою спину. Но, конечно же, каждая мама выбирает для себя оптимальный вариант). Едем дальше. В ручки можно дать что - нибудь шуршаще - отвлекающее. А можно и не давать. Даже лучше не давать. Потому что здесь главное для ребенка - это поддерживать контакт с мамой. Тогда он не успеет опомниться и не начнет жаловаться на свое одиночество. Я, например, когда развешивала сушиться белье, устраивала перед ребенком спектакль. Пряталась за тряпочки, подкидывала их в воздух, или помахивала перед носом карапуза. Потом давала какие - нибудь колготочки и ребенок был занят тем, что пытался их надеть на голову и спрятаться от меня. Белье можно давать позже, когда драгоценное чадо научиться держать в руках предметы. А до этого времени спектакля вполне достаточно.

Если речь идет о каких - то вещах, где представление невозможно (например, вам нужно срочно почистить раковину или нарезать овощи для супа), то нужно просто постоянно разговаривать с малышом или петь песни. Человек будет знать, что обращаются к нему и не будет испытывать одиночества.

После четырех - пяти месяцев можно использовать шезлонг или авто - кресло. Невероятно удобная штуковина. Огромная благодарность тем, кто ее придумал. Тут уже можно разгуляться по полной программе. Например, ребенку можно дать и кусочек сухаря помусолить, и блестящую ложку, и крышку от банки, и прозрачный бутылек. Дети, как выяснилось, больше любят предметы домашнего обихода, чем свои игрушки. Сидящему ребенку можно дать кастрюлю с ложкой. Правда придется какое - то время послушать нечто громкое на подобие барабанной дроби, выдаваемое радостным чадом. Но зато можно успеть полдела сделать.

А вообще здорово давать ребенку совсем неожиданные вещи. Чуть - чуть творожка на тарелке и ложку. Можно еще на самое дно миски или небольшого тазика воды наливать и пускать в плавание легкие предметы. Конечно, вымажется. Но лучше не полениться и помыть - протереть. Зато полчаса карапуз будет занят. И ведь еще это отличнейшее развивающее занятие.

Во всех этих завлекалках есть один нюанс. В самом начале занятия ребенку нужно уделить время. То есть не сунуть ему просто кастрюлю и уйти. А лучше всего показать что можно сделать - постучать по ней ложкой, порадоваться с ребенком возникшему громкому звуку. Потому что на первом месте для малыша не познание окружающего мира, а общение с мамой. И если эту потребность удовлетворить, то дальше он сможет спокойно заниматься своими делами.

Работа. Или мама - Юлий Цезарь

Тут принцип тот же, что и при уборке дома или приготовлении обеда - ужина. Проявить творчество, применить фантазию. Более старших детей можно усадить рядом с собой и дать в руки карандаши, мелки или пластилин. Мой сын, например, любит резать на кусочки бумагу. Для этой цели я купила ему детские практически тупые ножницы.

Важно еще поддерживать постоянный контакт, тогда чадо не будет чувствовать себя брошенным. Я всегда болтаю о погоде за окном - обращаю внимание на то, что солнышко светит или капает дождик. Или комментирую то, чем дети занимаются: "Какая высокая башня получилась!", "И куда это поезд поехал?" и т.п. Таким образом у нас непрерывный диалог и всем хорошо. При этом можно набрасывать план будущей статьи или реферата, думать над мыслями - тезисами, заполнять таблицу данными или набрасывать эскиз на бумагу. Можно читать.

Только все это касается тех частей работы, которые не требуют полного сосредоточения. Все, что нужно делать в тишине делается тогда, когда носики сопят, т.е. спят. Это касается последних этапов - подсчетов, проверки, доработки, дорисовки и проч.

Теперь вопрос времени. Как долго работать? После изучения различной литературы по организации труда, я согласилась с Яной Франк, что хорошо работается 45 минут. Прямо вот как в школе. Полной концентрации внимания хватает ровно на этот отрезок времени. После уже человек устает и начинает отвлекается. Дальше лучше сделать перерыв минут на 15 - 20 и и снова приниматься за работу. Однако, дети не выдерживают столько. Обычно их хватает на минут 20 - 30. Ничего страшного. Можно поработать и 30 минут, это время тоже позволяет сделать многое. А во время перемены можно пообщаться с ребенком. Пообедать. Поиграть. Или сделать вместе с ним что - нибудь по дому. Пыль, например, вытереть. Всучить в маленькие ручонки тряпочку и они будут с удовольствием вам помогать. Только вот, дети есть дети и перерыв частенько приравнивается по времени к количеству минут, проведенных за работой. Тут уж ничего не попишешь:) Но для женщины сидящей дома с детьми, дорога каждая минута. Даже за несколько получасовых подходов в день можно просто горы свернуть.

Теперь пару слов о списках. Выполнять содержащиеся в них пункты можно также в перерывах между работой. Так сказать, на ходу. Сами списки могут состоять из разных - разных вещей. Тут можно записать все то, что нужно выполнить сегодня. Куда - то позвонить, что - то надо отправить или оплатить счет.

Кроме этого, в списках можно обозначить и хозяйственные дела выполнение которых позволяет поддерживать в доме оптимальную чистоту. По системе летающей леди предлагается разделить квартиру на зоны. Кухня, гостиная, спальня, детская, ванная комната и т.п. Прогуляйтесь по своим зонам и раскиньте что в них нужно делать. Ванну, допустим, чистить раз в неделю. Унитаз раз в три дня. Зеркало мыть через день. Кухонную плиту желательно протирать тоже через день. Полы подметать каждый день. Записать. А потом все эти пункты можно раскидать по дням. В понедельник, например, можно загружать стирку, протирать пыль с подоконников во всей квартире и пробегать с мочалкой по рабочим поверхностям в кухне. И так всю неделю кроме воскресенья. Отдыхать ведь тоже надо.

Вот и получается, что за день мы успеваем практически все.

Работа - перерыв: протерли пыль - работа - перерыв: поиграли с ребенком - снова работа - перерыв: хорошо помогает стиральная машина bosch встраиваемая , а дальше - загрузили посудомоечную машину - работа - и т.д. .....

Главное, составить список всего, что нужно сделать. Хотя бы на день. А лучше на неделю. И так можно будет охватить предстоящий фронт дел. Останется только оптимизировать время.

Отдых и время для себя.

Все свое время для работы и отдыха я строю на основании одного и самого главного принципа: для здоровья человеку необходимо спать 7 - 8 часов в сутки. Поэтому до 23 я стараюсь со всем покончить. Врачи говорят, что после длительных недосыпов организм просто - напросто может не выдержать. Наружу полезут болячки. Более или менее серьезные. Зависит от многих факторов. Но дело в том, что они все равно полезут. Вопрос в другом - а нужны ли они?

Многие женщины после рождения ребенка жалуются на то, что им буквально некогда голову помыть. Голову можно мыть и при детях. Им это будет интересней вдвойне. Я имею в виду не полное погружение в ванну. А именно мытье головы. Когда наклоняешься над ванной, берешь в руки душ и... Словом, мама будет с чистыми волосами и дети не останутся без ее внимания.

Все рутины, по уходу за собой точно также можно разбить по дням, как и уборку дома. И выполнять во время перемен от работы. И при детях опять - таки. По крайней мере манипуляции с лицом в виде скрабов и масок точно можно. Все остальное, когда они спят. То же касается и "принять ванну, выпить чашечку кофе". На дневной сон уложили и ай да в ванную на восстановительную релаксацию. И все отдохнули. Бодрые и веселые.

Этот детский дневной сон настолько дорог и даже бесценен, что я порой теряюсь в сомнениях - как бы мне его потратить. Поработать? Поспать? Принять ванную? Или фильм посмотреть? На помощь вновь придет список "График использования детского сна на неделю" :)

Троемамское счастье


Мне часто задают вопрос: сложно с тремя детьми? Словом "просто" это вряд ли назовешь, зато жизнь с тремя детьми может быть веселой и радостной, и сложности не будут занимать в ней так уж много места.

Вот мои маленькие секреты счастливого мамства.

Максимально разгрузить себя с помощью бытовой техники. Мой хит в этом плане - мультиварка. Хочешь - выискиваешь рецепты и создаешь шедевры в несколько этапов, а не хочешь - готовишь что-то в стиле «порезать-побросать-кнопочку нажать». Например, с вечера ставлю кашу на таймере, на завтрак она готова, перед прогулкой закидываю продукты на суп, заливаю бульон, и после прогулки нас с малышней ждет горячий обед. Ужин - можно по такому же принципу.
И снова про еду:) Делаю себе сборник простых рецептов, в смысле, с минимумом трудозатрат. А также держу в доме разную простую еду, по принципу «взял и съел»: творог, фрукты, домашний йогурт, изюм, сушеные яблочки-грушки.
Привлекаю детей к домашним делам. Для моих огромное удовольствие готовить, мыть посуду, убирать вместе с мамой. Конечно, не с любым возрастом это проходит:) Но совсем малышам на время, например, работ по кухне можно найти какое-нибудь интересно кухонное занятие. У нас обычно, если нет желания у малого чего-нить в это время пожевать, в ход идут ложки, миски, крышки, в общем, все, что не бьется, не режется, не колется и пригодно для игры.
Мы со старшими доцями взяли себе за правило - осваиваем по одному новому блюду в неделю.

Еще малыши очень увлеченно занимаются уборкой при выполнении двух условий:

а) мама тоже этим УВЛЕЧЕННО занимается

б) у них есть конкретное задание: например, сложить кубики вот в этот ящик, сложить свои вещи в шкаф (средней дочке, трех с половиной лет - с детализацией, что где лежит, старшая уже сама справляется), собрать весь мусор после занятий аппликацией.

При отсутствии желания убирать за собой несмотря ни на что, объясняю им подробно, что мы не успеем сделать, если я потрачу время на уборку за ними, например, не пойдем гулять, не успеем поиграть в игру или сделать поделку и т. д.

Старшая доця добровольно взяла на себя ряд обязанностей, например, мыть раковину в ванной, подметать в большой комнате, где они проводят большую часть времени.

Режим дня. Он у нас не строгий, в плане точного обозначения времени, но последовательность действий в будние дни одинакова. Это помогает и мне планировать свои дела, и детям - спокойно относиться к не очень любимым делам в силу привычки.
Помощь папы, бабушек-дедушек, старших детей и прочих друзей и родственников. Не стесняйтесь просить о помощи с детьми или по дому, я лично не вижу смысла из последних сил кидаться на амбразуру под названием «я все смогу сама». Сможете, не вопрос, но зачем? И сколько сил на это уйдет? Получите ли удовольствие от процесса? Понравится ли результат? Правда, во избежание обид и проблем в будущем, стоит оговорить с добровольными помощниками, в каких объемах они это готовы делать.
Нахожу время для взрослого времяпрепровождения, то есть время сделать что-то самой или для себя, и вдвоем с мужем пойти куда-нибудь, поехать. Ребенок (или ребенки) даже грудного возраста вполне способны пережить 2-3 часа без мамы, если они здоровы, накормлены и обласканы:) Опять же, скажу о себе. Когда длительное время все вертится только вокруг детей, я начинаю остро чувствовать неполноценность жизни, хандрить, и на причину хандры (то есть детей) дуться, хоть и понимаю, что в этом не их вина. поэтому для меня 2-3 часа в неделю «чайлдфри» - это просто аксиома, без которой никуда.
По возможности много гуляем на улице. Выгулянные и набегавшиеся дети ложатся спать без предварительного скандала на тему, как они не хотят этого делать:), да и вообще более довольны жизнью.
В планировании отпуска и поездок принимают участие все члены семьи, умеющие разговаривать:) Ведь если дети предвкушают что-то интересное для себя, то капризов и проблем с ними будет минимум, а вот удовольствия - море. И еще о поездках. Хорошо бы иметь список необходимых вещей для поездки/похода с детьми (вот как раз в планах у меня такой составить).
Тоже из запланированного: хочу свести воедино все интересности города, которые когда-то находила и отмечала себе, и составить список этих интересностей. В случае появления свободного времени значительно упрощается проблема выбора, куда пойти, и времени на этот выбор тратится меньше.
С года младшего ребенка синхронизировала по возможности режимы детей: спать днем, например, ложу в одно время.
Обязательно каждый день посвящаю хотя бы по полчаса каждому ребенку по отдельности. Со старшей это, как правило, путь из школы домой/на кружки, плюс занятия музыкой дома (домашних заданий в школе у них нет). Со средней - всякоразные занятия (она их называет заданиями), т.к. в садик мы ходим максимум неделю в месяц. С младшим - его незатейливые игры, пока девчонки занимаются своими "взрослыми" делами - играют с мелкими игрушками, в ролевые игры, рукодельничают, плюс укладывание на вечерний сон (он ложится раньше барышень).
Еще очень помогает машина Я даже научилась получать удовольствие от вождения.
И самое главное - настраиваемся на хороший результат, но при этом обязательно получаем удовольствие от процесса.

Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….

Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму - не было системы.

У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. - она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама - это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.

Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети - Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.

Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.

Вот мои помощники:

1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.

2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.

3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».

4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.

1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.

Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.

Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…

Игрушек у нас не много:
- качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
- пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
- немного машинок;
- деревянная «железная дорога»;
- и по 2-3 мягких игрушки у каждого.

Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».

Оказывается, детям не нужно много игрушек - они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.

Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».

Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.

2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе - форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.

Система распределения времени.

1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.

2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.

Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.

Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…

К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.

3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.

Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.

4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.

5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.

Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.

Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.

Наш обычный день выглядит примерно так.

Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.

Все готовы - выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.

Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад - я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.

Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.

Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках - это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю - вот считай и на «развивалки» сходили….

После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.

Дома - завтрак для малышей.

Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.

После плавания младшая дочка легко засыпает.

В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.

Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.

День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.

Затем час на уроки.

И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то - в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.

Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.

Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.

Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.

Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.

Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.

Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.

Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.

В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.

В воскресенье у старших — воскресная школа.

Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.

Еще мы вместе готовим, печем пироги….

Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.

Depositphotos

Установите один режим дня для всех детей

У известного голливудского актера Алека Болдуина и его жены Хиларии трое детей: трехлетняя Кармен, двухгодовалый Рафаэль и маленький Леонардо, появившийся на свет 12 сентября 2016 года. Супруга Алека с готовностью рассказывает на своей странице в соцсети, как ей удается справляться с тремя малышами, каждый из которых требует сто процентов маминого внимания. Ее самый главный секрет – режим дня всех детей должен быть одинаковым.

«Когда у тебя один ребенок, все прекрасно – все твое внимание сосредоточено на нем. Когда их много – это команда, поэтому они все должны делать вместе. Если вы будете пытаться делать так, чтобы каждый ребенок жил по собственному расписанию, постоянный стресс вам гарантирован», – Хилария.

Подключите детей к укладыванию спать их братьев и сестер

Далеко не всех детей можно легко и быстро уложить спать днем. Мама четырех детей Анна Ананова знает об этом, как никто другой. Ей пришлось перепробовать много разных способов прежде, чем она нашла самый эффективный.

«Мы решили не понуждать малыша. Не хочешь спать – хорошо. А вечером, когда ребенок психовал на пустом месте, когда был сильно уставшим, когда хотел спать, дотошно проговаривали, что сынок, это все потому, что днем твой организм не отдохнул, у него мало сил и тому подобное. Ты в следующий раз ложись днем, и тогда вечером мы ещё сможем перед сном и почитать, и полепить, и так далее. Я вам скажу – работает 100%, даже с двухлеткой», – рассказала она.

Еще один, по словам Анны, проверенный временем способ укладывания детей спать днем, это попросить помощи: «Говорю малышу: «Сынок, я спать хочу, уложи, пожалуйста, подержи меня за ручку минут пять». А если нужно уложить одновременно всех, то можно сказать так: «Помоги мне, пожалуйста, уложить Алену: притворись спящим, и тогда она посмотрит на тебя и уснет». Работает всегда!»

Смиритесь, вы - не супермама

Конечно приятно считать себя независимой мамой и гордо говорить, что вы со всем справляетесь сами, но чаще всего это хорошо и просто только в теории. Актриса Ольга Ломоносова – мама – на своем опыте поняла, что без помощи няни или бабушки очень сложно.

«Сначала мы пытались справиться своими силами. Но как-то раз, когда Варе было месяцев пять, я уехала на пробы на «Мосфильм». Мне позвонил Паша (муж актрисы. – Прим. ред.) и сказал: «Делай что хочешь, но чтобы ты была дома! Варе нужна грудь». Я в ужасе прибежала домой, к этому времени Паша уже малышку успокоил. После этой истории мы поняли, что няня нам нужна. Обращались в агентства, но такие странные люди там попадались. Как-то раз пришла к нам Лиля. Она села на диван и сказала: «Я никогда не была няней, но у меня двое своих детей». Как-то вот повезло, Лиля с нами до сих пор. Но искали мы няню очень долго», – поделилась она.

Чем старше становится ребенок, тем больше можно давать ему поручений сделать что-то самому: навести порядок в игрушках перед приходом гостей, протереть пыль на полке или помочь с готовкой (например, перебрать гречку или рис). Будьте готовы, что в первое время придется все переделывать, но все равно все старания ребенка надо обязательно поощрять и никогда не помогать ему, пока не попросит об этом сам.

Заказывайте продукты на дом

Нередко поход мамы с детьми в супермаркет превращается в настоящее испытание: один плачет, что ему не купили игрушку, другой устал, третий вообще потерялся из виду, а потом огромные сумки с продуктами еще нести до дома – не у всех же есть машина… Чтобы избежать этого, можно упростить задачу и заказать продукты в интернете – с доставкой на дом.

«Я часто (особенно в отсутствие дома мужа) заказываю продукты через интернет с доставкой. Экономлю время и не таскаю тяжести, – поделилась советом многодетная мама с газетой «Комсомольская правда». – Наверное, это не оригинальный совет, но почему же тогда в супермаркетах я до сих пор вижу семьи с детьми, для которых поход за продуктами превращается в пытку? Полная тележка детей, молока, туалетной бумаги, все падает, все убегают, все нервные... 5 минут – кликнуть мышкой на нужные продукты, потом еще 5 минут открыть дверь курьеру. Молоко, крупы и детское питание можно заказывать коробками и вообще месяц не вспоминать об этом».Татьяна Орлова с сыном

«Я жертвую идеальным порядком. Мы занимаемся обычной уборкой, но постоянно "наводить глянец" бессмысленно, если детей много. Так что из соображений удобства в доме необязательно должно быть стерильно чисто. У меня творческие материалы в доступе, и в них периодически кто-то пачкается, но ребенка совсем несложно помыть, поцеловать и отпустить дальше играть», – Татьяна.

И напоследок простая и полезная рекомендация многих опытных мам. Они советуют:лучший способ сохранить порядок в квартире с детьми – как можно меньше времени там находиться. Например, если вам предстоит целый день провести дома всем составом, то постарайтесь хотя бы дважды отправиться на прогулку как минимум по два часа. Проснулись, позавтракали, поиграли и вперед на улицу. Потом: поели, поспали, пополдничали – и снова гулять. После возвращения – поужинать, искупаться и спать. Таким образом, и для детей будет польза – они пробудут много времени на свежем воздухе, и дома гораздо дольше сохранится порядок.

А какие родительские хитрости используете вы? Расскажите в комментариях.

Дети в любую семью, если их любят, приносят много радости, счастья, а также хлопот и забот. Многодетной маме всегда сложнее, чем той, у которой один или два ребенка. За постоянными заботами о детях и хлопотах по хозяйству мамочка в большой семье иногда теряет это ощущение счастья от многодетности, становится подчас раздраженной, вечно занятой. Все ее дела сводятся к готовке, уборке, к тому, чтобы вовремя всех накормить, собрать в школу-садик, потом забрать, уложить спать и т.п. А зря. Даже в этом случае можно оставаться не просто счастливой, а еще и ухоженной, и красивой.
Для этого в первую очередь нужно понять, что большая семья - показатель вашей силы. Ведь, многие боятся рожать третьего, четвертого и т.д. ребенка именно из-за отсутствия времени и денег, из-за боязни, что не справятся с этим. А вы будете показывать всем своим образом жизни и поведением, что это не так. Наверное, понять это может только тот, у кого есть не один ребенок.

Планируем время для каждого отдельно

Ладно, в сторону все разглагольствования, они только запутывают. Перейдем к конкретным действиям. Чтобы все успевать, нужно правильно планировать время. Для чего берем ручку и блокнот. Записываем все ежедневные обязанности, без которых обойтись никак нельзя. Возьмем для примера семью с тремя детьми, когда папа работает, а мама ухаживает за детьми. Во-первых, можете порадоваться, что детей у вас не так уж и много, и, во-вторых, не приходиться думать о зарабатывании денег.

Допустим, что первый ребенок - школьник младших классов, второй ребенок - ходит в детский садик, а третий - малыш до года. Отмечаем в блокноте, когда нужно поднять самого старшего, чтобы он успел собраться в школу, позавтракать и т.п. Когда он приходит из школы, когда его надо накормить обедом, после которого он может немного отдохнуть, погулять, заняться своими делами. Когда ему нужно сесть за уроки, сколько времени вам надо, чтобы вместе их сделать, при этом стоит подумать, чем будет заниматься самый маленький - может, он как раз в это время спит.

Теперь записываем все о втором ребенке - когда его надо отвести в садик, забрать, не забудьте, что ему нужно уделить минимум полчаса внимания с вашей стороны: почитать, послушать истории из садика и т.п. Отметьте, когда он ложится спать, когда его следует искупать перед сном и т.п.

Ну и записываем все о третьем ребенке. Здесь, конечно, потребуется больше времени, в зависимости от конкретного возраста. Когда спит, когда ест, когда купается и т.п. Кстати, в такой ситуации - самый лучший выход в кормлении - по расписанию, чтобы там ни говорили его противники. Во-первых, это удобно всей семье, больше шансов, что вы сможете уделить достаточно внимания и другим членам семьи, переделать все дела, во-вторых, ребенок, когда живет по заведенному, никогда не нарушаемому режиму, более спокоен и лучше развивается. Он привыкает, что в это время едят, а в это - спят, поэтому и относится ко всему спокойно. Конечно, на первых порах придется нелегко, особенно, если до этого подобных правил в вашей семье не было, ведь, придется всех приучать к определенному распорядку, зато потом все пойдет легко и без проблем. Попробуйте - и сами убедитесь.

Собираем все воедино

После того, как записаны все основные моменты по каждому ребенку отдельно, нужно все это совместить вместе. Кстати, не забудьте, учесть такие моменты, что детям нужно ложиться спать до девяти вечера, нужно правильно продумать распорядок дня для каждого, чтобы времени хватало и на занятия, и на уроки, и на отдых и личные дела, прогулки и т.п.

Самое сложное - совместить три распорядка вместе. Для начала попробуйте кормить детей в одно и то же время, например, ужин и завтрак могут быть совместными, обед - с теми детьми, кто в это время дома, то есть со старшим и младшим. Конечно, у малыша будет свой порядок кормления, но его нужно постепенно, по мере взросления, придвигать к тому времени, когда ест вся семья. Утром нужно вставать всем пораньше, чтобы вовремя собраться, все необходимое желательно подготовить вечером, чтобы не было лишней суеты. Провожая старших детей в школу и в садик, младшего можно взять с собой как на прогулку, после можно зайти в магазин за продуктами. Все списки обязательно нужно составлять заранее, в том числе не лишне будет продумать и маршрут, чтобы не пришлось тратить время на лишнюю беготню.

Пока старшие дети на уроках и в садике можно позаниматься с малышом, отвести для этого определенное время. Нужно также предусмотреть полчаса, которые малыш должен провести самостоятельно, ему необходимо учиться развлекать себя самому. При этом совсем необязательно оставлять его одного в комнате, можно посадить рядом или в манеже и заняться какими-нибудь делами, например, погладить белье. Когда он ляжет спать - идем готовить. Меню тоже желательно продумывать заранее, рекомендуется также поискать в интернете или в книгах полезные рецепты, которые готовятся быстро. Помощниками станут и современные бытовые приборы - микроволновка, мультиварка и т.п. Вкусный и полезный борщ можно приготовить и в мультиварке, при этом от вас потребуется меньше усилий, а значит, и времени.

Старший пришел из школы - самое время его покормить, заодно поинтересоваться школьными делами. Пока он отдыхает после школы, можете отдохнуть и вы, если малыш спит, если нет, займите его чем-нибудь. Еще одна прогулка, уже совместно с малышом и старшим ребенком - зайти в садик за средним, после можно вместе погулять.

Придя домой, покормите детей, старший пусть садится за уроки, а с остальными можно пока поиграть. Через какое-то время проверьте уроки, начните готовиться ко сну. Пока старшие собирают игрушки, младшего можно искупать и уложить спать. Потом - среднего, пока он плавает в ванне под присмотром старшего можно разобрать кровати, подготовить все необходимое на завтра и т.д. Возможно, старший будет купаться самостоятельно, может, потребуется ему небольшая помощь. Когда все легли, сполоснитесь и вы, чтобы снять усталость, а еще лучше полежите в ванне, расслабьтесь.

Обязательный отдых и планы на завтра

Теперь у вас есть час или два свободного времени, можно отдохнуть и заняться своими делами: почитать, посмотреть кино и т.п. Только не забудьте сначала записать план на следующий день. А вообще стоит выделить пару часов в какой-нибудь день, например, в выходной, когда папа гуляет с детьми, чтобы составить план на неделю, меню, список покупок. Покупки можно делать как раз в неделю, сразу закупая все необходимое, так и ежедневно, как вам удобнее. Возможно, много времени на домашние дела у вас не останется. Здесь на помощь придут бытовые приборы, о чем уже говорилось, и все тот же план дел. Минут 15 в день можно найти на уборку, хоть и кажется, что этого мало, но если их использовать с умом, то у вас всегда будет чисто. Например, в понедельник убираем кухню, во вторник - протираем пыль, в среду - моем пол и т.п. Заранее следует расписать, когда и что делать, тогда вы все успеете.

Конечно, все перечисленное выше - весьма приближенный пример. Но на него можно ориентироваться при составлении собственного распорядка дня, учитывая особенности вашей семьи и ее вкусы. Предупреждаю, что сложно будет только в начале, потом и все члены вашей семьи привыкнут к новым правилам и все будет гораздо проще.

При составлении распорядка не забудьте оставить немного времени для заботы о своей внешности. Наложить маску, пока принимаете ванну, совсем несложно, совершать прогулки в быстром темпе тоже нетрудно, зато будете выглядеть хорошо и все успевать.

Хорошо, если сможете найти время и для гимнастики, достаточно 10-15минут занятий, чтобы выглядеть достойным образом. А контрастный душ по утрам не займет много времени, зато придаст бодрости и сил на весь день.

Удачи вас, успехов и счастья. Пусть вы всегда будете все успевать, выглядеть на все 100% и получать радость от жизни и многодетности!