Лечение глиной. Добыча глины или где найти глину для лепки Что надо знать о гончарной глине

12 причин выбрать глину:

  • Глина лечит.
  • Регулирует влажность воздуха (удерживает здоровый микроклимат).
  • Имеет антисептические свойства.
  • Поглощает запахи.
  • Глушит высокочастотное излучение.
  • Консервирует и защищает деревянные конструкции построек.
  • Аккумулирует тепловую энергию (отличный материал для низкотемпературного стенового отопления).
  • Глина приятна на ощупь и в естественном виде дает ощущение тепла.
  • Материалы из глины (по сравнению с другими материалами) имеют лучшие звукоизоляционные свойства.
  • С глиной легко работать, она гипоаллергенна и подлежит 100% вторичной переработке.
  • Глиняные штукатурки, благодаря различным природным добавкам, могут иметь разное интересное оформление.
  • Хозяйки отмечают, что в домах с глиняными штукатурками не «потеют» окна и не образуется на стенах плесень.

Глиняные штукатурки

Где мы используем глиняные штукатурки?

Штукатурки можно нанести практически на любую твердую и жесткую поверхность (стены и потолок):
– стены, утепленные соломенными блоками или камышом;
– бетон, обожженный и необожженный кирпич, пеноблок, силикатный кирпич, гипс;
– доска, ОСБ, дранка, брус (с основанием из камыша).

Штукатурки чаще всего наносят на внутренние стены, потому что снаружи глину могут повредить косые дожди. Однако бывают и исключения, когда дом хорошо спланирован. Глиняные штукатурки будут органично смотреться в частных домах, квартирах, офисных зданиях, ресторанах и т.п.

Что входит в состав глиняной штукатурки?

Мы используем штукатурки, в составе которых содержатся глина и песок, а также иногда мелко резаная солома и минеральные пигменты. В качестве арматуры подходят мешковина или серпянка.
В декоративных штукатурках (например, фирмы АУРО) присутствуют материалы природного происхождения.

Для глиняных штукатурок можно использовать глину (после испытания на вязкость и содержание инородных частиц), которую вы получаете, например, выкапывая колодец или траншею под фундамент нового дома. Эта глина должна быть правильно подготовлена и смешана с другими необходимыми природными материалами (песок, солома и т.д.). Таким путем можно самостоятельно добиться практически минимальных расходов на материал. Скорее всего, глина будет иметь коричневый оттенок, поэтому, если вам захочется изменить цвет финишного слоя штукатурки (стен или потолка), то можно поискать глину возле реки, приобрести у кирпичного завода или у некоторых продавцов глиняной муки. На сегодняшний день глина продается в готовом порошковом варианте и в разной цветовой гамме.

Добиться более светлых оттенков глиняной штукатурки можно, покрасив ее известью или казеиновыми красками. Главное, не использовать классические краски, которые оставляют поверхность глиняной штукатурки закрытой к проникновению пара. Преимущество же необожженной глины в том, что ее поверхность можно не закрашивать полностью: если оставить некоторые части в природном цвете, то ощущения от прикосновения к глиняному материалу гораздо приятнее.

Для дизайнерского оформления можно использовать различные оттенки глины, а также природные добавки (травы, песок, мелкую щебенку, камешки, ракушки и т.д.), которые изменят рельеф поверхности и добавят приятный запах.

Защитить поверхность от стирания легко с помощью дышащей казеиновой грунтовки, цвет штукатурки при этом не меняется.

Мы чаще всего работаем с готовой сухой порошкообразной глиной, поскольку добыча и переработка местной глины требует много времени и больших трудозатрат, обеспечить которые не всем под силу.

Какой толщины бывает глиняная штукатурка?
Регулирует влажность в помещении (то есть удерживает здоровый микроклимат) слой штукатурки толщиной не менее 1,5–2 см. Декоративные штукатурки наносятся слоем от 2 до 5 мм.

Глиняные перегородки

Глиняные перегородки в квартирах и офисах

Для улучшения микроклимата (в особенности регулирования влажности) мы советуем в квартирах, а также внутри железобетонных и кирпичных зданий строить не несущие нагрузку перегородки из необожженного кирпича (сырца) или из трамбованной глины. Эти перегородки представляют собой своеобразную толстую штукатурку и принимают любую, даже искривленную форму. Благодаря этому интересному эстетическому элементу можно выгодно подчеркнуть имидж фирмы.

Глиняные перегородки в каркасных домах и срубах

В современных каркасных домах и срубах не хватает тяжелой массы, которая могла бы аккумулировать тепловую энергию (тепло-холод). Раньше в срубах ставили массивную русскую печь, которая к тому же выполняла функцию теплонакопителя. Сегодня вместо нее необходимой массой могут служить перегородки из тяжелого самана (трамбованной глины) или из необожженного кирпича (он может быть облицовочным или выкладываться под финишную штукатурку). В результате незначительных перепадов температуры в помещении тепловой комфорт увеличивается. Такие перегородки могут нагреваться благодаря отопительным батареям, стеновому отоплению, излучению от кирпичных печей, а также от прямых солнечных лучей, попадающих непосредственно на стену.

Кроме того, перегородки из глины – это хороший вариант, если вы хотите дополнить однообразные стены своего сруба каким-либо другим материалом. Во-первых, глина так же хорошо, как и дерево, принимает влагу из воздуха, но быстрее отдает ее обратно. Например, если в ванных комнатах влажность будет адсорбироваться в дерево, то со временем она может стать слишком насыщенной. Поэтому мы советуем в рубленых домах запланировать глиняные элементы, которые не только внешне прекрасно сочетаются с деревом, но и дают ему дополнительную защиту. Во-вторых, многие хозяйки отмечают, что в домах с глиняными штукатурками практически не «потеют» окна и не образуется на стенах плесень.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Штукатурка не отваливается и не откалывается?

Глиняная штукатурка не отвалится, если она нанесена на надежную жесткую поверхность опытным мастером. Но, как показывает опыт, она может откалываться, как и любая другая штукатурка (цементная, гипсовая). Возможность откалывания углов снижается при их закруглении, кстати, сейчас это очень популярный элемент отделки.

Каким образом можно с поверхности штукатурки убирать пыль? Можно ли штукатурку протирать?

Поверхность штукатурки (натуральной, загрунтованной казеиновой грунтовкой или покрашенной казеиновой краской) очищается так же, как обои или поверхности стен со стандартными красками, – чаще всего веником или пылесосом с мягкой насадкой. Там, где нужно поверхность штукатурки протирать или мыть (ванные комнаты, санузлы, кухни), мы рекомендуем выбирать марокканскую штукатурку Таделакт.

Трескается ли штукатурка после высыхания?

Глиняная штукатурка сама по себе не трескается. Для полной уверенности мы используем арматуру: мешковину изо льна или джута. Могут возникнуть трещины, если, например, многоквартирный дом еще не дал полную усадку (что происходит в течение нескольких лет после постройки дома).

Каким способом ремонтируется отколотая или треснувшая штукатурка?

Отколотую или треснувшую штукатурку легко отремонтировать после увлажнения стены с помощью войлочной гладилки.

Дорогое ли это удовольствие – глиняная штукатурка?

Стоимость нанесения глиняной штукатурки под покраску вместе с материалами составляет приблизительно столько же, сколько и гипсовая штукатурка со шпаклевкой под покраску.

Глина – это мельчайшие частицы горных пород, которые образовались при разрушении скал и камней под воздействием дождей, снегов, перепадов температур и других природных явлений. В зависимости от того, из какой породы эта каменная крошка-пыль сформировалась, то есть из какой породы образовалась глина, она приобретает соответствующий цвет. Но, независимо от цвета, все виды глины имеют в своём составе кремний и обладают лечебным действием, а, вот, сила целебного воздействия глины зависит от её вида.

Глина белая (каолин)
Основное свойство белой глины - очищение и подсушивание кожи. Она вбирает в себя избыток кожного сала и выделений потовых желез, устраняет загрязнения, которые есть на коже. Глина усиливает бактерицидное действие некоторых веществ, поэтому ее добавляют в противовоспалительные мази и маски. Этот вид используется также в декоративной косметике в составе пудр и сухих дезодорантов. Каолин особенно хорош для женщин с жирной кожей лица. Белая глина сама по себе может применяться как маска в домашних условиях. Но для сухой кожи в чистом виде она не годится.

Применение

Маска для лица: развести глину тёплой водой или отваром ромашки (1:1) в неметаллической посуде до консистенции густой сметаны. Нанести массу тонким слоем на чистую кожу, слегка втирать в кожу мокрыми пальцами 2-3 минуты, через 15 минут смыть тёплой водой и нанести питательный крем.

Маска для волос: укрепляет слабые волосы, препятствует их выпадению.

50г белой глины разведите водой, добавив по 1 ст. ложке яблочного уксуса и бесцветной хны. Нанесите смесь на голову, осторожно втирая ее в кожу. Наденьте целлофановую шапочку и сверху укутайте полотенцем, предварительно прогрев его на батарее (под действием тепла полезные вещества маски активизируются и проникают в более глубокие слои кожи). Подержите маску около 20 минут, промойте волосы теплой водой, высушите, не применяя фен.

Розовая глина
Розовая глина содержит большое количество чистого кремния. Благодаря сбалансированному минералогическому и химическому составу (кремний, железо, магний, кальций), глина восстанавливает и стабилизирует работу клеток кожи, обогащает их необходимыми для нормального функционирования микроэлементами. Розовая глина является одним из сильнейших природных средств при борьбе с раздражениями кожи, ломкостью ногтей и волос. Рекомендуется для деликатного ухода за кожей, дезинфицирует ее и разглаживает. Входит в состав шампуней для нормальных волос.

Ванны с применением розовой глины очень хорошо действуют на кожный покров, оказывают тонизирующее действие на весь организм, выводят шлаки и оздоравливают кровеносную систему.

Маска для сухой раздражённой кожи: 3 ч. ложки с горкой розовой глины, 3 ст. ложки молока и чайную ложку меда аккуратно перемешайте. Наложите полученную массу толстым слоем на хорошо очищенную кожу. Через 20 минут смойте маску прохладной водой и нанесите на лицо питательный крем.

Зелёная глина
Косметические свойства зеленой глины обусловлены ее богатым микроэлементным составом (особенно высоким содержанием серебра), который обеспечивает нормальный ход обменных процессов в клетке, предупреждает ее старение, укрепляет эпителий, волосы и ногти. Кроме серебра, в состав зелёной глины входят: магний, кальций, марганец, фосфор, цинк, медь, кобальт, молибден. Применяется для масок и ванн в смеси с ароматическими маслами, отварами лекарственных трав, оливковым маслом еще со времен Клеопатры. Придаёт коже особенную мягкость и бархатистость, действует как щадящий пиллинг, сохраняет красоту и привлекательность кожи на долгие годы.

Зеленая глина предназначена для жирной и комбинированной кожи лица и головы, способствует сужению пор, улучшает функцию сальных желез и обладает тонизирующим свойством.

Маска для сухой кожи бережно очищает поры, делает её гладкой и упругой, насыщает питательными веществами.

50 г зеленой глины смешайте с отваром ромашки. Добавьте 1 ч. ложку нерафинированного оливкового масла первого отжима. Тщательно перемешайте. Толстым слоем нанесите на лицо (кроме области вокруг глаз и губ), шею и зону декольте на 10–15 минут. Маску необходимо смыть до того, как она высохнет. После процедуры обязательно смажьте кожу питательным кремом.

Голубая (синяя) глина
Эта глина отличается содержанием большого количества солей кадмия и кобальта и других полезных веществ, обладает очищающими свойствами, дезинфицирует кожу. Активизирует кровообращение и усиливает процесс обмена в клетках кожи. Голубая глина - эффективное противовоспалительное средство. Она очищает и тонизирует кожу, борется с угрями, отбеливает, обладает антицеллюлитным действием. Используется в народной медицине для борьбы с облысением.

Маска для жирной кожи стягивает поры и предупреждает появление воспалений: 2 ст. ложки голубой глины разведите минеральной водой или чайной заваркой до консистенции густой сметаны. Можете добавить 1 ч. ложку сока лимона. Тщательно перемешайте, чтобы не было комочков. Наложите полученную массу толстым слоем на очищенное лицо, при этом избегайте области вокруг глаз. Держите маску 10–15 минут, затем смойте теплой водой и нанесите подходящий вам увлажняющий крем.

Черная глина
Занимает особое место в ряду других целебных глин, содержащиеся в ней биологически активные вещества корректируют функцию сальных желёз, нормализуя жирообмен в клетках. Грязелечение черной глиной улучшает кроволимфообращение и процессы обмена веществ, регенеративные процессы в организме.

Обёртывания способствуют сжиганию жировых отложений:

500 г черной глины разведите минеральной водой до консистенции сметаны. Примите душ и сделайте массаж проблемных мест (например, при помощи массажной рукавицы). Вытритесь полотенцем. Немного подогрев глину, наложите ее толстым слоем на проблемные зоны, сверху оберните полиэтиленовой пленкой и шерстяным шарфом, укутайтесь одеялом. Через 20–30 минут смойте глину теплой водой и промокните кожу полотенцем. После этого вотрите в проблемные места антицеллюлитный крем. Для достижения эффекта необходимо провести не менее 10–12 процедур (через день).

Косметическая глина – это уникальный, натуральный источник и союзник красоты и молодости ваших кожи и волос!

Прежде всего следует оговориться, что в данной статье я рассматриваю глину, пригодную для лепки - хобби, которому вы любите уделять немного времени. Ведь речь идет о том - где взять глину и, разумеется, для промышленных масштабов производства добыча глины разительно отличается от добычи для удовлетворения своих собственных творческих запросов.

Если бы вы готовились открыть свою промышленную линию по изготовлению глиняных изделий - я советовал бы вам обратиться к поставщикам материала, провести пробу глины и заключить договор на поставку. Если конечно вы не владеете земельным участком, который является знатным и обширным источником этого природного материала..

Для мелкого производства и простой лепки существует только два ответа на вопрос где найти глину: либо в магазине, либо в земле.

Самый простой способ заготовить глину - купить ее. Нет, я вовсе не собираюсь продавать вам глину, как бы это сделалось на других материально-заинтересованных ресурсах, а просто хочу сказать, что в ряде канцелярских магазинов продается порошковая и готовая глина, расфасованная в различные упаковки. Это, чаще всего, качественная глина, идеально подходящая для изучения азов лепки, основ скульптуры. Килограмма порошковой глины вполне хватит, чтобы освоить пластику.

Если трата денежных средств на природный материал как-то противоречит вашим принципам, то для таких случаев идеально подойдет второй способ.

Где можно добыть глину?

Если присмотреться, то красные отложения глины можно встретить повсюду, по крайней мере в нашей средней полосе.

  • Места, где проводится подготовка к строительным работам. Посетите любую стройку. У котлованов под фундамент горы породы, и среди них, скорее всего, будет вскрытые месторождения глины. Сюда же можно отнести:
    • строительство дороги. Кстати, при создании насыпей стараются избавиться от глины, так как она портит любое дорожное покрытие;
    • места проведения коммуникаций (где копаются траншеи - под трубопровод, например);
    • карьеры по добыче природных материалов, даже если добывают песок - есть шанс найти отвалы глиняных пород и останется только найти способ попасть на охраняемый объект..
  • Естественные места образования глины
    • на даче (если копнуть поглубже и в разных местах - есть шанс наткнуться на залежи);
    • на берегах рек и оврагов можно встретить осыпи, где среди слоев породы видна глина;
    • в местах, где вода подолгу не уходит - верный признак наличия глины.

Самое главное в поиске глины - выбрать подходящую для лепки глину по ее свойствам.

Определить подходящую глину довольно просто. Скатайте в руке небольшой валик и попробуйте плавно его изогнуть. В нужной глине не должно быть на сгибе трещин. Если все же не удалось найти пластичную глину, не отчаивайтесь - можно слепить что-нибудь и из тощей глины, только придется быть более аккуратным и осторожным, опустить часть мелких деталей и сделать формы более гладкими. Такая глина при обжиге дает меньше усадки и трещин, но поверхность получается более шершавая и менее влагостойкая. Для гончарного производства отбор глины более строг и требователен.

Если качество глины вас не устраивает - ей следует придать необходимые свойства, поколдовав над ней нехитрыми, но трудоемкими способами, например,

Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».

Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки - обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» - ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.

Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

Живая глина

«Живой глиной» гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии.

Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики - от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще - ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, - шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Где найти глину для лепки

Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кругом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегавшие на большой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10- 15% песка.

Цвет глины

Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая - красной, а синяя и черная - белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь побывав после просушки в обжиговой печи, игрушки становятся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превращение, которое произошло с глиной, объясняется очень просто: под влиянием высокой температуры выгорели органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.

Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.

Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике - специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.

Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество.

Гончарное искусство пришло к нам с таких незапамятных времен, что и сосчитать тяжело. При этом, раньше свойства исходного материала мастера могли проверить только на ощупь и этот способ, надо признать, является наиболее эффективным и сегодня. Хорошая гончарная глина, которую используют в мастерских, безусловно, идеальна для лепки и в домашних условиях.

Какой может быть глина для гончарного дела?

Конечно же, материал должен быть достаточно упругим и твердым, чтобы приобретать заданную мастером форму и с легкостью выдерживать ее. Кроме того, выбранная глина обычно достаточно жирная (только такая и подходит для лепки), податливая и тяжелая.

Что касается окраски, то гончарная глина может быть белой или серой, голубой или зеленоватой, коричневой или красной.И все это, конечно же, сделано самой природой. Причина тому вполне объяснима — будучи минеральной осадочной породой, глина содержит массу примесей и именно они являются ключевыми в формировании окраски последней. В целом же, если не вдаваться в химию, то чем темнее глина, тем большее количество органики в ней содержится.

Как правильно выбрать глину?

На самом деле, подходящий для гончарства материал можно найти практически везде. Разница только в том, что некоторая глина является практически сразу готовой к использованию, а в прочих случая придется повозиться, отмучивая ее, приводя тем самым в нужный вид. Пригодность к лепке найденного Вами материала можно проверить простым экспресс-способом — из влажной глины стоит скатать жгутик, толщиной примерно “в указательный палец” и согнуть его пополам — место сгиба не должно содержать трещин или же они должны быть крайне незначительны и едва заметны.

Цветовые особенности глины

Как уже было сказано, глина для гончарного дела может иметь самый разный цвет, но, по большому счету на самом процессе лепки это не отображается никоим образом. Другое дело, что на одной из его стадий изделие может изменить окрас. Исключением является только белая гончарная глина — только лишь при увлажнении она обретает едва уловимую серость, но даже после обжига готового изделия, оно сохраняет первобытную девственную белизну.

Во всех остальных случаях обычно изделия меняют свой цвет. Причем, случиться это может, как при сушке, так и во время обжига.

С чего начинается гончарное дело и где лучше всего взять глину

Объясняется это выгоранием органических соединений, которые “окрашивали” глину. По этой причине красить сырую глину не рекомендуют, ведь предугадать. как пойдет процесс на каждой из стадий достемено нельзя (особенно в домашних условиях) и в итоге вместо ожидаемого зеленного оттенка можно получить розовый или бурый вместо красного. В виду этого, обычно применяют довольно простую классификацию глин по “конечному” цвету. К примеру, белая окраска характерна для беложгущейся глины, оттенки от светлого желтого до светлого розового для светложгущейся, а от коричневого до темного фиолетового — для темножгущейся.

Нужно это больше для того, чтобы понимать, как правильно подобрать цвет для дальнейшей покраски высушенных изделий, а также для определения температурных диапазонов, в которых должны происходить стадии изготовления гончарных изделий.

Гончарная глина: виды, характеристики, работа

Сегодня очень популярно такое направление деятельности, как DIY, или «Сделай Сам». Так, качественная глина для лепки, которая доступна в интернет-магазине Керамистам.ру, позволяет создавать различные декоративные изделия: гончарную посуду, кувшины, вазы, фигурки зверушек и заготовки под роспись.

Керамика: как подобрать глину для лепки

Сегодня очень популярно такое направление деятельности, как DIY, или «Сделай Сам».

Керамика. Подотовка глины для керамических изделий.

Так, качественная, которая доступна в интернет-магазине Керамистам.ру, позволяет создавать различные декоративные изделия: гончарную посуду, кувшины, вазы, фигурки зверушек и заготовки под роспись.

Сделанные собственными руками декоративные элементы будут идеально смотреться в интерьере вашего дома. Кроме того, вы сами сможете создавать практичную и прочную посуду, которая будет абсолютно экологически безопасной.

Виды глины гончарной, ее характеристики

Чтобы изделие прослужило максимально долго, нужно правильно выбирать глину. Первоочередное внимание обращают на ее следующие свойства:

  • усадка (огневая, воздушная);
  • водонепропускаемость и пр.

Она продается в виде сухой смеси, но в таком состоянии оценить ее характеристики не представляется возможным. Однако, в хороших интернет-магазинах обязательно указывают все эти характеристики, а также состав.

Глина может быть: белая, красная, пористая, фарфоровая, грубая керамическая, каменная. Есть также особый вид — майолика, она характеризуется повышенным содержанием глинозема. Из нее производят фаянсовую посуду, которая обжигается при низких температурах.

Самая основная характеристика — состав природного материала. Качественная глина содержит следующие минералы: каолинит, корунд, пирофиллит, диаспор, силлиманит и др. Если же в ней наблюдается высокий процент кварца, гипса, пирита, то она отличается пыльностью и считается загрязненной.

Подготовка глины к работе

Если вы любите путешествовать, то можно легко найти природный материал в любой точке Земного Шара, но без специальной подготовки вы вряд ли получите из него хорошую и качественную глину. Поэтому лучшее решение — купить готовую смесь или брикет с специальном магазине. Цвет может быть изменен при помощи пигментов.

Смесь попросту заливается водой в указанных пропорциях. Через некоторое время, когда вода полностью впитается, вы получаете массу, по консистенции напоминающую тесто. Ее нужно хорошо пробить и уплотнить колотушкой. После этого можно приступать непосредственно к лепке вручную или с помощью гончарного круга. Если же она уже готова к использованию, ее достаточно хорошенько размять, чтобы она не липла к рукам.

Гончарная глина для гончарного круга

Гончарные работы

В местностях с глинистой почвой для многих может иметь смысл изготовление различных глиняных изделий и посуды. Ремесло это носит название гончарного.

Для гончарных изделий может применяться глина различных сортов. Самой лучшей считается белая глина или каолин, встречающаяся в юго — западных губерниях нашего Союза и в Восточной Сибири. Другой сорт белой глины — огнеупорный — встречается и в центральной области. Самой же распространенной является обыкновенная красная глина, встречающаяся всюду. Она легко плавится, вследствие большого содержания плавней, т. — е. таких веществ, которые при сравнительно небольшой температуре — ниже 1200е — способствуют ее спеканию и остеклянению.

При обжиге красная глина получается от красного до темного, красно — бурого цвета. По своей способности принимать тонкие формы; она вообще уступает белым глинам и чаще всего (при большой примеси песка) идет на изготовление кирпичей, а в случае небольшой примеси песка — и для грубых гончарных изделий.

Кроме того, следует различать глины жирные и тощие; первые не содержат песка, жирны на ощупь и весьма медленно испаряют влагу. Благодаря этому при высыхании они трескаются. Тощие же глины при растирании между пальцами дают чувствовать примесь песка и не растрескиваются при высыхании, так как этот песок служит как бы связывающим скелетом. Цвета глины зависят от различных минеральных и растительных примесей, из которых последние при обжиге выгорают и не оставляют следов, в то время как минеральные закрепляют на изделии ту или иную окраску. Следует отметить, что глина с растительными примесями является худшим материалом, т. к. выгорание органических веществ при обжиге оставляет после себя мельчайшие поры, во многих случаях, конечно, весьма не желательные.

Выбирать для гончарных работ нужно такую глину, которая при высыхании не начинала бы коробиться и трескаться, но в то же время и не была бы слишком тощей, так как в этом случае изделия получатся слишком хрупкими и будут иметь к тому же некрасивый шероховатый вид. На практике можно определить пригодность глины следующим образом: скатав из глины жгуток, обвертывают его вокруг пальца, и если глина на изгибе не потрескается, то может считаться пригодной. Кроме того, хорошая гончарная глина должна при сдавливании пальцами давать ясные отпечатки последних. Кроме того, глина должна быть свободна от посторонних примесей, камешков, корней и т. п.

Глина, только — что вынутая из земли, обработке поддается плохо; поэтому, если найдена глина удовлетворяющая требованиям гончарного дела, то нужно запастись известным ее количеством и приступить к ее подготовке для работы. Для этого глину размачивают, проминают и приготовляют из нее мягкое, совершенно однородное тесто. Последнее возможно только тогда, когда глина проморозится, для чего ее следует разложить с осени грядками, перемешивая время от времени лопатой для того, чтобы в теплые дни она не проросла травой. Во время мороза вода, содержащаяся в глине, раздробляет ее отдельные твердые комочки и придает всей массе глины однородное сложение; глина делается рассыпчатой и при смачивании легко впитывает в себя воду. Смачивать глину можно в чем угодно, при чем хорошо еще оставлять ее мокрой, ежедневно перемешивая около недели; тогда в глине развивается брожение — другими словами, начинают перегнивать все оставшиеся в ней органические примеси, что легко узнается по появляющемуся неприятному запаху. Глина, обработанная таким образом, приобретает еще лучшие качества, в смысле податливости в формовке и меньшей браковке при обжиге.

Для грубых изделий глина считается пригодной, если при продавливании в размоченном виде между пальцами не дает нераздавливаемых комков; для более тонких изделий глину процеживают, заливая в холщевый мешок, разминая его ногами и собирая осадок, отстоявшийся из выцедившейся воды.

Мнут глину при небольшом количестве прямо руками, а при большом — ногами. Для того, чтобы в перемятой глине не осталось пузырьков воздуха, ее еще перебивают, т. — е. разрезают проволокой ком глины, бросают один кусок на другой, слепившийся ком опять разрезают и проделывают несколько раз то же самое. Надо только бросать один ком на другой, ровно разрезанными частями, иначе результат может получиться как раз обратным. Кроме удаления воздуха, сбивание служит еще и для уплотнения глиняной массы, так как в этом случае изделия получаются плотнее и крепче. Перемятое и отбитое глиняное тесто уже годно для формования. Лучше заготовить его порядочный запас, так как чем дольше оно лежит, тем лучше становится; для того же, чтобы оно не пересыхало, его следует укрыть холстом, поддерживая последний во влажном состоянии.

На практике не всегда бывает возможно найти такую глину, которая имела бы все требуемые свойства. В этом случае качества, недостающие в одной глине, дополняются подмешиванием известного количества глины другого сорта — противоположного первому по качеству. Так, например, жирную белую глину смешивают с тощей красной и т. п. Для того, чтобы установить, какое количество примеси нужно брать для того или иного сорта глины, нужно сделать несколько пробных вещиц из глин, смешанных в разных пропорциях, высушить эти вещи и обжечь; лучшей смесью будет та, которая не даст при этом трещин и приобретет наиболее красивый цвет.

Конечно, смешивание должно производиться весьма тщательно, чтобы глиняная масса приняла вполне однородный вид как по цвету, так и строению. Последнее лучше всего достигается путем смешивания глины в виде мелко — измельченного порошка и уже позднейшего смачивания.

Следует отметить, что все указанные способы определения пригодности глины, хотя и имеют широкое применение в практике гончаров, могут оказаться недостаточно доступными и точными для гончара начинающего. Поэтому, если встанет вопрос об организации целой мастерской гончарного производства, то, во избежание лишних затрат, мы порекомендуем сперва сделать несколько пробных изделий и отдать их для обжига куда — либо на сторону.

Только после такого испытания, произведенного по всем правилам искусства, можно без опасений приниматься за устройство собственного оборудования и тратить на это средства.

Самая выделка гончарных изделий во многих случаях может производиться посредством лепки руками, но в деле производства круглой посуды требуется одно, совершенно необходимое приспособление, называемое гончарным]кругом (рис. 119). В простейшем случае гончарный круг может быть устроен из старого колеса от какого — нибудь экипажа, с приделанным к нему конусообразным металлическим нижним концом оси. Под этим конусом устраивается конусообразное же углубление — подшипник для него, в котором ось могла бы вертеться с наименьшим трением. Верхняя, длинная часть оси проходит сквозь отверстие крышки стола и снабжена диском, на котором, собственно, и производится формовка. Вся комбинация должна быть так уравновешена и отрегулирована, чтобы не могла вертеться произвольно, качаться при вращении и могла бы от одного толчка ногой в нижнее колесо сделать большое количество оборотов. Для уменьшения трения все трущиеся части можно, конечно, смазывать.


Рис. 119. Гончарный круг

Самая формовка обычно производится так: ком подготовленной глины с силой бросают на верхний диск гончарного круга с тем, чтобы он к нему плотно прилип. Теперь, если при вращении круга нажимать на эту глину сверху или с боков мокрыми руками, или даже отдельными пальцами, то глина будет поддаваться этому давлению и принимать любые формы как изнутри, так и снаружи делаемого предмета. Движение обеих рук при этом должно быть согласовано — правая и левая рука производят давление на смоченную глину одна навстречу другой, равномерно, заставляя глину подниматься или нагибаться в ту или другую сторону, и обязательно сохраняя одинаковую толщину стенок. Следы от пальцев потом можно сгладить мокрой ладонью руки или смоченным в воде куском хорошего войлока.

Что надо знать о гончарной глине?

При точных работах профиль изделия можно и обтачивать специально вырезанным для этого лекалом.

Готовое изделие снимается с круга проволокой, которую натягивают по линии дна, вплотную к диску круга, и равномерным нажимом срезывает изделие с деревянного диска.

После этого изделие хорошенько просушивается и помещается в обжигательную печь.

Глина от действия огня изменяется, и в присутствии кремнекислоты (тонко растертого в катальных барабанах кремня или полевого шпата) дает крепкую стекловидную массу, — как говорят, спекается.

Этим глина гончарная отличается от каолина — чистейшего сорта глины, который не спекается, и после первого обжига пропитывается молоком из тончайшего порошка веществ, дающих при втором обжиге стеклообразный слой на его поверхности (фарфор) и заполняющих в нем поры.

Если к глине в массе прибавлены плавни, шпат или кремнезем, то после обжига при очень высокой температуре получается каменная посуда. Достичь такой температуры можно в особых печах.

Когда же глина идет в дело после обыкновенной подготовки, то она не дает такой плотной массы после обжига и нуждается в том, чтобы закрыть ее поры глазурью; такая глазурь должна образовываться уже при температуре в 700 — 800°, достижимой в более простых печах.

Простейшее глазурование производится при помощи поваренной соли. Когда вещи достаточно раскалены, а это бывает после 2 — 3 часов действия огня, в печь бросают несколько горстей соли и снова, плотно закрыв печь, подвергают предметы действию огня в течение еще 3 — 4 часов. Так получается известная всем зеленоватая полива.

Иначе поступают, если желают получить цветную глазурь. Обжиг ведут в три приема. Слабо обжигают предметы в течение 2 — 3 часов, остуживают печь, покрывают раствором патоки места, подлежащие расцветке, и покрывают слоем порошкообразной цветной глазури. Затем выжигают эту глазурь, подвергая предметы действию огня в течение 2 — 3 часов, и снова остуживают. Затем, окунув предмет в прозрачную глазурь, заканчивают обжиг, нагревая до полного остекления глазури. За действием огня наблюдают через смотровое окошечко в печи, которое должно быть защищено двойным синим стеклом.

Описывать здесь цветные глазури мы не будем, во — первых, потому, что они требуют и более сложного оборудования, и тонкого обращения в работе, а во — вторых, — те глазури, с которыми еще мог бы справиться начинающий гончар, все содержат в себе, в качестве составной части, свинцовый глет — ядовитое вещество, применение которого для глазурования гончарных изделий вообще следовало бы запретить.

Нашему читателю мы лучше посоветуем производить окраску глины еще перед ее формовкой — посредством подмешивания в нее порошков натуральных минеральных красок, или же окрашивать уже готовые изделия эмалевой краской, продающейся во всех москательных магазинах.

Особо следует остановиться на производстве обжига гончарных изделий и прежде всего, на устройстве — служащих для этого, печей.

Гончарная печь представляет собой довольно сложное устройство — ее следует выкладывать с таким расчетом, чтобы и топлива уходило в работу меньше, и холодный воздух, идущий из поддувала, нагревался бы перед тем, как попасть в обжигальное пространство, и чтобы в этом последнем тепло распределялось не только как можно равномернее, но и могло регулироваться — но желанию направляться в то или иное место обжигального пространства.

Последнее необходимо потому, что во время работы может понадобиться очень тонкая регулировка нагрева той или иной части пространства, загруженного обжигаемыми изделиями.

Поэтому, помимо труда изготовить хорошую печь, гончар должен еще и изучить ее в работе, чтобы иметь возможность обращаться с ней в совершенстве и получать от нее максимум того, что она может дать.

Складывать печь следует на шанцах из поставленных на ребро строительных кирпичей; связующим материалом служит печная глина со значительной примесью песка для предотвращения растрескивания. Внизу делается топливник с поддувалом и над ним площадка точно таких же размеров, для загрузки обжигаемыми изделиями. Из топливника должны быть выведены ходы, пропускающие продукты горения (но не самое пламя) в обжигальное пространство, а также для обогревания обжигательной камеры со всех сторон и для подогревания поступающего из поддувала холодного воздуха. В самом обжигальном пространстве должно быть устроено известное число заслонок, открывание которых позволило бы отклонять тягу горячих газов в ту или иную сторону этого пространства. В дверцах печи должны быть устроены наблюдательные окошечки, защищенные синим или дымчатым стеклом. Дымоход должен давать безукоризненную тягу и также снабжается заслонкой, являющейся основным регулятором тяги, а следовательно и температуры печи.

В качестве горючего может служит любое сухое топливо — антрацит, древесный уголь, березовые дрова, а также нефть или газ, о которых, в виду сложности оборудования такой топки, мы говорить не будем.

Работа по производству обжига начинается установкой изделий в печь, которая при этом не должна быть совершенно холодной. Загрузка изделий требует большого навыка, так как всегда желательно использовать обжигальное пространство полностью и, в то же время, дать всем изделиям равномерный обжиг. Обычно изделия устанавливаются в несколько рядов как по всему поду печи, так и в несколько рядов вверх, стоящих прямо один на другом.

При этом, зная свойства данной печи (выявившиеся уже на практике), изделия расставляют и с учетом более или менее сильно прогревающихся зон обжигального пространства — т. — е. те изделия, которые требуют слабого обжига, ставят в места, прогревающиеся хуже, и наоборот.

После загрузки устье обжигальной камеры закрывается, в топливном пространстве разводится огонь, который поддерживается не сильным 1 — 1 ½часа, затем постепенно начинает усиливаться и в течение двух часов доводится до максимальной силы. После этого пламя постепенно ослабляется, и когда обжиг можно считать законченным, закрывают трубу и поддувало и дают печи, с заключенной в ней посудой или другими изделиями, охладиться до такого состояния, когда выгрузка уже не составит никаких затруднений — когда температура вынимаемых изделий перестанет быть не только болезненной, но и неприятной для рук.

Ни в коем случае не следует подвергать обжигаемые предметы резким изменениям температуры, и потому мы еще раз должны отметить, что нужно обращать самое тщательное внимание на соответствующую загрузку печи, т. к. во время обжига, если окажется, что часть изделий уже готова, а другая нет, то уже нельзя будет открыть дверцы и эти готовые изделия выгрузить.

Впуск холодного воздуха, который при этом неизбежно произошел бы, отразился бы вредно на всем содержимом обжигального пространства. Что же касается точного установления готовности обжигаемых изделий, то это производится как путем наблюдения в упомянутые выше специальные окошки, так и на пробных пластинках, сделанных из глины того же состава, что и остальные изделия, загруженные в печь, и расположенных в печи так, чтобы каким — нибудь тонким металлическим крючком их было бы легко вытащить, не открывая; при этом настежь дверец.


Рис. 120. Схема хорошей обжигательной печи для гончарных изделий. А — топка; Б, Г — каналы, по которым равномерно распределяется тепло; В — помещение для посуды с решеткой внизу; Д — ходы поддувала. Стрелками показано направление движения проходящих через печь теплых и холодных струй воздуха

Для удобства захватывания таких пробных пластинок, в них или проделываются, соответствующие применяемым крючкам, отверстия, или же им придается соответствующая форма — вылепливается на пластинке какой — либо крючок или ушко и т. п.

Дороговизна постройки специальной печи заставляет многих кустарей обжигать свои изделия в обыкновенных русских печах. Здесь их ставят в несколько этажей прямо на аккуратно уложенные мелко наколотые дрова, осторожно разжигают их при закрытой заслонке до тех пор, пока пламя не захватит равномерно всей массы дров, и лишь после этого открывают заслонку. При этом способе надо очень внимательно следить за тем, чтобы дрова при горении равномерно оседали, иначе посуда рухнет и все придется начинать сначала. Это очень крупное неудобство, с которым приходится считаться особенно малоопытному работнику.

Глина и керамика своими руками

Оригинальные рисунки, чертежи, схемы, практические советы, заготовка материала, техника и приемы лепки, формовка, роспись, обжиг, изготовление игрушек, сосудов, изразцов, инструменты и приспособления.

Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, являются изделиями из обожженной глины - керамики.
Увлекательный рассказ талантливого автора и художника Г.Я.Федотова позволит читателям проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. Вы научитесь простым способам определения пригодности глины для лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовки глиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.

Примеры работ глиняных изделий

1. Кувшин чернолощенный. Современная работа.

2. Кувшин для воды. Дагестан. Терракота с поливой. Современная работа.

За гончарным кругом

Штоф. Терракота. Роспись. Современная работа.

2. Поставец. Роспись. Глазурь. Современная работа.

Индюк. Современная работа.

Декоративные птицы. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа.

Блюдо, декорированное рельефом.
Тонированная глазурь. Современная работа.

Декоративное блюдо. Роспись ангоба. Украина. Современная работа.

Кумган (квасник). Подглазурная роспись. Современная работа.

Барыня и птица.
Игрушки-свистульки. 1972. Т. Н. Зоткин.

Изразцы XVIII-XIX веков.

Барыня и звери. Игрушки-свистульки. Мастера села Абашево, Пензенская область.

Кормилица. Вятская игрушка. Роспись темперой. Современная работа. Собачка-свистулька. Современная работа

Модница. Современная работа.

Уездная барышня. Современная работа.

Лягушка-путешественница. Современная работа.

Огонь-олень. Современная работа.

Следующий раздел: Не боги горшки обжигают

Подготовка глины к работе

Чаще всего звучат вопросы нам, какую глину использовать для керамики. Действительно, глин много и кажутся доступными. Но как подготовить и самое главное как работать с ней. Все ли так просто в подготовке…

Почти в каждой области имеется месторождение глины. Многие наверное так и начинали…просто накопали. Моя первая глина была из местного карьера, где эту самую глину и добывают. Этополезно и интересно самим выехать на месторождение, привезти оттуда глину и выполнить ее предварительную подготовку и опробование. Почему бы и нет!

Опытный путь долгий, но так работали гончары всегда…опыт, опыт и опыт. Дешево, но сердито! Возможно, что в некоторые местные глины потребуется введение тощих материалов, например песка.

И так, приступаем.

Во всех случаях глиняное тесто (масса) должно обладать хорошими рабочими качествами, которые необходимо создать самому керамисту.

Для формирования изделия нужна хорошо подготовленная глина, чтобы понять ее качества. Т.е. уже просто накопать и вылепить, не вариант. Вот как в целом выглядит весь процесс.

Свежую глину надо оставить на некоторое время на воздухе, в атмосферных условиях, сделав навес для защиты ее от гари, пыли и т. п. Для такого хранения (выветривания) лучше использовать и зимние месяцы года.

Если все же глина остается влажной, то ее необходимо подсушить до некоторого отвердевания, например, у остывающей печи, у радиаторов отопления или просто в сухих комнатных условиях, так как влажная мылообразная глина плохо размокает и образует трудно «распускающиеся» куски.

Подсушенную глину, мелко раздробленную деревянным молотком, засыпают в невысокую емкость, заполненную до половины водой так, чтобы глина покрывалась ею на 5 - 10 см. По истечении суток и после размешивания деревянным веслом образуется глинистая, имеющая густоту сливок суспензия.

Чтобы удалить крупные инородные вещества, суспензию процеживают через сито и оставляют стоять на несколько дней.

Глина для лепки и гончарного дела и шликерного литья — своими руками

За это время глина осаждается на дне. Затем воду удаляют при помощи сифона или через отверстия, просверливаемые по высоте емкости на расстоянии 2 - 3 см друг от друга и закрываемые пробками на время отстаивания глины.

Когда излишняя влага из глины испарится, что можно ускорить легким выпариванием в эмалированных тазах или оцинкованных противнях, она станет достаточно плотной и пригодной для ручной обработки.

Глину можно хранить в плотно закрывающемся оцинкованном изнутри ящике. В нем ее оставляют на вылеживание, или, как говорят, на «дозревание».

В оснащенных керамических производствах для удаления избыточной влаги из жидких масс применяют различные фильтр - прессы, а не выпаривание, ибо при выпаривании в некоторых глинах остается слишком много растворимых солей, мешающих дальнейшей их обработке (глазурованию и др.).

Лучшим, чем выпаривание, является способ подвешивания влажной глины в плотных холщевых мешках, которые в дальнейшем укладываются на гипсовые доски, однако, если ткань мешков не очень плотная, вместе с водой удаляется много тонких глиняных частиц, а при очень плотной ткани процесс обезвоживания слишком затягивается; в последнем случае мешки следует нагрузить.

Чем дольше глиняное тесто вылеживается, тем больше улучшаются его качества.

Сложенную в оцинкованном ящике массу можно покрыть влажной мешковиной или разместить ее на досках, поддерживаемых брусками на 7 - 8 см выше уровня воды, в которую погружены лишь концы покрывающей ткани.

Стадии состояния глиняного теста

Свойства глиняного теста на различных стадиях влажности являются важными характеристиками при манипуляциях с ним.

1. В весьма мягком пластичном состоянии глина легко формуется даже под небольшим давлением (очень податлива), но она прилипает к рукам и не выдерживает большого веса при наращивании высоты изделия, т. е. деформируется.

При этом размеры изделий в процессе высушивания слишком сокращаются, особенно если глина «жирная» (в массе много воды).

2. В умеренно пластичном состоянии глина также легко принимает ту или иную форму при небольшом давлении, и отдельные куски ее могут соединяться друг с другом. Но в таком состоянии она уже выдерживает давление наращиваемых стенок довольно больших сосудов.

Она не прилипает к рукам, но стоит лишь добавить в нее очень немного воды, как она снова становится чрезмерно липкой. Это может служить критерием оптимального рабочего состояния глиняного теста до добавления воды.

Данная консистенция чаще всего пригодна для формования сосудов и некоторых скульптурных изделий.

3. В окрепшем, но еще пластичном состоянии глина может формоваться лишь под большим давлением; непосредственно соединить два куска трудно. При скручивании глиняного жгута в нем легко образуются трещины.

В таком состоянии глина еще может подрезаться или зачищаться.

Сокращение размеров изделий при сушке гораздо меньше, чем в первых двух состояниях.

4. В следующем, уже довольно жестком состоянии глина деформируется с изломом; размеры изделий почти не сокращаются.

При простукивании глина издает звук, исходящий как бы от сплошного тела. Поверхность ее начинает чуть-чуть осветляться; это так называемое кожетвердое состояние.

Соединить два куска можно лишь при помощи склеивающего жижеля, т. е. разбавленной в воде до густоты сливок той же глины.

5. Последнее по влажности состояние характеризуется хрупкостью, при которой почти исключается возможность, даже при быстрой сушке, образования трещин.

Поверхность, например, красножгущихся глин становится светлой (выцветает). В таком состоянии глину можно полировать или зачищать наждачной бумагой, а также осторожно зачищать влажной губкой.

Для ручного формования наиболее подходит второе состояние, т. е. нормальное рабочее состояние.

По тем или иным причинам глиняное тесто может или пересохнуть, или быть слишком влажным; тогда следует изменить его влажность.

Доувлажнение и подсушивание (подвяливание) массы

Влажная глина обычно впитывает воду весьма медленно, а поэтому сформованная в виде грубого ролика она должна быть разрезана на тонкие лепешки латунной или стальной проволокой («струной»), натянутой между деревяшками, т. е. разрезана.

Лепешки, выложенные на влажную гипсовую доску или столешницу, обрызгивают водой до тех пор, пока они не приобретут нужную консистенцию.

После этого их можно соединять.

Подвяливание массы осуществляют, переминая ее на сухой и чистой гипсовой доске или круге.

Затвердевший гипс представляет собой весьма пористый материал с капиллярными канальцами, быстро оттягивающими излишнюю влагу. Гипсовая доска не должна иметь трещин и крошиться, чтобы не загрязнять массу гипсовыми частичками, а если она давно лежала открытой, то ее поверхность следует слегка «прошлепать» небольшим куском глины для очистки.

Обработка массы для формования

Перед формованием любая вылежавшаяся масса, состоящая из одной природной глины или из смеси сырьевых компонентов, должна быть «перебита» или перемята для удаления из нее, пузырьков воздуха и получения совершенно однородной консистенции. Для этого существует ряд способов - как ручных, так и машинных.

Опишем способы, применяемые при обработке малых количеств глины.

  • Первый способ заключается в том, что на деревянной доске скатывают ролик глины и, держа в обеих руках, скручивающим движением разрывают его на две части, а затем один кусок переворачивают и «сошлепывают» с другим. Все это повторяют пятнадцать-двадцать раз, для проверки, однородности перерезают ролик проволокой и осматривают, равномерна ли ее структура по разрезу.

Если глины требуется немного больше, чем для изготовления одного небольшого изделия, то ее удобнее перебить на столе.

  • Для этого берут кусок глиняного теста и с высоты выше головы бросают его с силой на верстак. Затем его «сошлепывают» в колобок и разрезают в направлении вдоль стола латунной проволокой на два куска.

После этого верхний кусок бросают срезанной стороной кверху, а подрезанный нижний, не переворачивая, с силой бросают на бывший верхний.

Сделав срез под прямым углом к столу, один из кусков также бросают срезом кверху, а на него второй кусок - тоже срезанной стороной кверху. Этот цикл повторяют примерно двадцать раз (можно перебивать массу и другими способами).

В некоторых случаях, если к пластичной массе прибавляют отвердевшие глиняные обрезки, то их предварительно доувлажняют и перебивают вместе с массой деревянным молотком.

На основе материала книги А. И. Миклашевского (Кандидата химических наук) «Технология художественной керамики» и собственного опыта. Статью подготовила Герасимова София

Задавайте вопросы!