Кто написал картину с судьи сдирают кожу. «Сдирание кожи с продажного судьи», или как боролись со взяточниками от Фемиды в античные времена

Продажные судьи, увы, были всегда. И в античные времена, и в средневековье. Есть они и сейчас. Вот только современные мздоимцы от Фемиды чувствуют себя намного спокойнее своих предшественников. Подумаешь - несколько лет тюрьмы за миллионную взятку. Да и то - это только в крайнем случае. Как правило, современным служителям правосудия, даже попавшимся на «горячем», удается избежать реального наказания…

А вот раньше с продажными судьями не церемонились. Знаменитый голландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения Герард Давид, живший во второй половине 16 века, в своей картине «Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» весьма впечатляюще и исчерпывающе показал потомкам что могло ждать судью, который из служения Фемиде делал личный бизнес.

Картина написана на деревянной доске темперой; представляет собой диптих из частей размерами 182 x 159 см - левая часть и 202 х 178,2 см - правая часть.

На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни. На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. Царь Камбис перечисляет судье, отсчитывая по пальцам эти случаи. Один из солдат удерживает Сисамна за руку. За креслом судьи стоит его сын - юноша Отан, будущий преемник.

Сюжет картины основан на рассказе Геродота:

«Отец Отана - Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд».

На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу. На заднем плане, в галерее на судейском кресле, покрытом кожей, снятой с казнённого, сидит Отан, сын Сисамна.

Многие читатели могут подумать, что сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Ведь даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Однако вполне возможно, что для укрепления морального облика нам предлагают распространить это правило на наших служителей Фемиды - в судах можно развешивать не картины о сдирании кожи, а хотя бы портреты судей с отсеченными руками, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.

Герард Давид (Gerard David) — нидерландский живописец, представитель раннего Северного Возрождения.

Герард Давид. Суд Камбиса. 1498
Доска, темпера. 182 × 159 см
Муниципальная художественная галерея, Брюгге. Викисклад

Кликабельно - 1468px × 800px

«Суд Камбиса» или «Сдирание кожи с продажного судьи» — картина-диптих нидерландского художника Герарда Давида, закончена в 1498 году. Картина была написана для зала судебных заседаний в ратуше Брюгге и была призвана напоминать о необходимости судить справедливо. В настоящее время выставлена в Муниципальной художественной галерее в Брюгге.

Сюжет

Сюжет картины относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в нидерландском искусстве того времени.

Сюжет основан на истории, описанной в Истории Геродота:


25. Так сказал Дарий. Затем царь поставил сатрапом Сард своего сводного брата Артаферна и вместе с Гистиеем отбыл в Сусы. Отана же он назначил начальником войска в Приморской области. Отец этого Отана — Сисамн был одним из царских судей. За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из неё ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло, Камбис назначил судьёй вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая, он судит.

— Геродот, История. Книга 5, глава 25.


Описание

Картина написана на деревянной доске темперой; представляет собой диптих из частей размерами 182 x 159 см — левая часть и 202 х 178,2 см — правая часть. На обеих частях диптиха изображён персидский царь Камбис и многочисленные свидетели ареста и казни.

Левая часть «Арест неправедного судьи Сисамна»

На левой части диптиха изображён арест неправедного судьи Сисамна, который был уличён во мздоимстве. Царь Камбис перечисляет судье, отсчитывая по пальцам эти случаи. Один из солдат удерживает Сисамна за руку. За креслом судьи стоит его сын — юноша Отан, будущий преемник.

Хотя описываются античные события, персонажи одеты в соответствии с современной художнику модой, над креслом видна дата «1498», а действие происходит под гербами Филиппа Габсбурга и его супруги Хуаны Арагонской. Портрет герцога был добавлен к изображению первой части в 1494 году, когда он начал править. Остальные действующие лица тоже являются портретами современников художника. На дальнем плане в проёме видны торговые ряды Брюгге, которые сохранились до сих пор. На заднем плане также изображено крыльцо, на котором виден человек, протягивающий судье кошель с деньгами. Над креслом судьи путти поддерживают гирлянды.

Сцена ареста напоминает композицию Дирка Боутса «Испытание огнём», выполненную в 1468 году для ратуши в Лувене, ныне находящуюся в Музее изящных искусств в Брюсселе.

Правая часть «Казнь неправедного судьи Сисамна»

На правой части диптиха изображено, как палач сдирает с живого судьи кожу. На заднем плане, в галерее на судейском кресле, покрытом кожей, снятой с казнённого, сидит Отан, сын Сисамна. Слева от кресла нового судьи, над дверью висят гербы Фландрии и Брюгге.


Суд Камбиса. Правая панель 1498. Муниципальная художественная галерея. Брюгге

В политической борьбе

Репродукция картины была вывешена в зале суда группой народных депутатов во время судебного заседания из дела Юлии Тимошенко. 29 сентября 2016 репродукцию картины были продемонстрированы в Верховной Раде Украины во время голосования по поводу увольнения судей, обвиняемых в нарушении присяги. 28 февраля 2017 Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко репродукцию этой картины иллюстрировал свое заявление о том, что Верховный Суд Украины закрыл все дела против бизнесмена и соратника Януковича Юрия Иванющенко, известного как "Юра Енакиевский".

Картина нидерландского художника Давида Герарда «Суд Камбиса» , отразившая сдирание кожи с продажного судьи, относится к жанру назидательных изображений, весьма популярных в средневековье в западноевропейской живописи. Это произведение было предназначено для зала суда, дабы служить напоминанием служителям Фемиды об их долге и присяге.

Сюжет полотна из глубин античности. «История» Геродота


Сюжет этого произведения основан на истории, описанной Геродотом в его трактате, которая вкратце гласит: "За то, что этот судья, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и с живого содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло кожей судьи, Камбис назначил судьей вместо судьи Сисамна его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит."

А произошло это событие, описанное древнегреческим историком, в 530 – 522 годах до нашей эры в Персии во время царствования правителя из династии Ахеменидов – Камбиса II.

рассказал" эту историю в красках. Для этого ему понадобилось целых четыре года.

Изображение, написанное на двух деревянных досках темперой, достаточно масштабно. Так, левая половина имеет размеры 182 x 159 сантиметров, а правая - 202 х 178 сантиметров.

вершителя закона" за руку, и сына судьи, который и станет преемником его должности в скором будущем.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/G233rard_David_-004.jpg" alt=" «Суд Камбиса». Вторая часть диптиха. Автор: Давид Герард." title=" «Суд Камбиса». Вторая часть диптиха.

Эта поучительная история о продажном судье, как напоминание о судебной чести, была актуальна в XV- XVI веках, в Западноевропейских государствах, когда единой судебной, финансовой и полицейской системы не существовало. Практически в каждом городе была своя система права, отражавшая его исторические и национальные особенности, а также традиции. Актуальна эта история и в наши дни.

Немного из истории о чудовищной казни


Жестокая казнь, заключающаяся в себе сдирания кожи с приговоренного при помощи ножей, свои истоки берет из глубины веков. К ней часто прибегали древние вавилоняне, халдеи и персы. Древние индусы кожу обжигали факелами, после человек в течении 2-3 дней умирал.


Такой вид казни был широко распространен и в Ассирии, один из правителей которой обтянул человеческой кожей колонны своего дворца. Был в древней истории случай, когда из плененного императора Валериана после жестоких пыток персы содрали живьем кожу и, окрасив в красный цвет, вывесили в храме как трофей. А также история человечества знает случаи, когда кожу сдирали из неверных жен, изменявших своим мужьям.


И как показывают неопровержимые факты, самыми изощренными "мастерами" в этом деле были персы. Они мастерски обрезали кожу несчастных жертв узкими ремешками и кружочками, лоскутами и пластинками. Верхом профессионализма палачей было их умение срезать кожу тонкими ленточками, начиная с шеи, а далее по кругу кольцевыми полосками от пяти до десяти сантиметров шириной.


Со временем такой бесчеловечный вид казни утратил свою актуальность, и к 14-15 столетию к ней прибегали уже довольно редко. Хотя история помнит один эпизод, когда англичане казнили на такой манер лучника Пьера Базиля, который выстрелом из арбалета нанес ранение Ричарду Львиное Сердце, после чего тот скоропостижно скончался. Разъяренные воины «разделали лучника как зверя… Лезвие проникало под кожу, отделяя широкие лоскуты и обнажая багровую кровоточащую плоть».


В 16 столетии эту казнь на вооружение взял турецкий генерал Мустафа, покаравший в 1571 году осажденный кипрский город Фамагусту, жители которого более 10 месяцев не сдавались. По его приказу сдиранием кожи казнили всех военачальников, среди которых был знаменитый венецианец Брагадино, предводитель сопротивления.

Казнить сдиранием кожи за уголовные преступления перестали несколько веков назад, но как ни странно, человеческая кожа по-прежнему высоко ценится собирателями мрачных коллекций до сих пор.

Методы борьбы с коррупцией судей в наше время


В наши дни во время судебных процессов в залах заседания стала частенько появляться репродукция картины "Суд Камбиса". Политики и простые граждане, пытаясь пригрозить коррумпированным служителям Фемиды, используют эту картину как напоминание об последствиях суда Камбиса.

К слову, диптих "Суд Камбиса" на сегодняшний день находится в Бельгии в музее города Брюгге.

В средневековье были очень популярны ужасающие , имеющие вид разложившихся трупов.

Вот уже третий месяц в фейсбуке и ЖЖ очередное поветрие: все перепащивают картину Герарда Давида "Суд Камбиса" (1498, правая панель) с присовокуплением соответствующей цитаты из Геродота:

За то, что этот Сисамн, подкупленный деньгами, вынес несправедливый приговор, царь Камбис велел его казнить и содрать кожу. Кожу эту царь приказал выдубить, нарезать из нее ремней и затем обтянуть ими судейское кресло, на котором тот восседал в суде. Обтянув кресло [такими ремнями], Камбис назначил судьей вместо Сисамна, которого казнил и велел затем содрать кожу, его сына, повелев ему помнить, на каком кресле восседая он судит.

История, V, 25

И сопровождают такими, например, комментами:

Сдирать кожу - это, конечно, несовременно. Даже в нынешней Персии (Иране) этого не делают. Там за это всего лишь отрубают руку. Учитывая, что уровень демократии в России сейчас примерно соответствует иранскому, предлагаю распространить это правило на Российскую Федерацию. Причем портреты судей с отсеченными руками необходимо развешивать на стенах судов, рядом с портретами Путина и Медведева, по всей стране, чтобы нынешние судьи ни на секунду не забывали об ответственности за свои решения.

Камбис интересный был царь, конечно. И своеобразно относился к правосудию. У того же Геродота читаем:

Камбис воспылал страстью к одной из своих сестер и задумал взять ее в жены хотя бы вопреки обычаю. Для этого царь созвал царских судей, и спросил, нет ли закона, разрешающего по желанию вступать в брак с сестрами. А царские судьи - это знатные персы - выбирались [на эту должность] пожизненно или пока их не уличат в каком либо беззаконии. Они судят тяжбы между персами, толкуют законы и обычаи предков и разбирают все сложные дела. Так вот, судьи отвечали на вопрос Камбиса, сообразуясь с законом и соблюдая собственную безопасность: нет такого закона, разрешающего брак с сестрой, но есть, конечно, другой закон, который позволяет царю делать все, что ему угодно. Таким образом, судьи не нарушили закона из страха перед Камбисом, но, чтобы самим не погибнуть, оберегая [отеческий] закон, они нашли другой, более благоприятный для его желания жениться на сестре. Так Камбис вступил в брак с любимой сестрой, но все же немного спустя, он взял в жены и вторую сестру. Младшую же из этих сестер, которая сопровождала его в Египет, он убил.

История, II, 31

У меня только один вопрос: зачем нарезать кожу на ремни, чтобы обтягивать ими кресло? Непрактично как-то. Впрочем, Камбис, как пишет тот же Геродот, вообще был сумасшедший.

Ну и, разумеется, как тут не вспомнить любовную драму, описанную Зощенко:

Персидский царь Камбиз, выпив стаканчик какого-нибудь там шери-бренди,
с восхищением любуется своей прелестной супругой и бормочет ей разные
утешительные слова: дескать, "ах ты моя египтяночка!.. Ну, как там у вас
в Египте?.. Папаша фараон, наверно, тебя чересчур баловал. И вообще, как
же можно тебя не баловать, когда ты такая у меня душечка, и я полюбил
вас, моя дорогая принцесса, с первого взгляда за вашу царственную поход-
ку и так далее".

Тут или она понадеялась на свои женские чары, или уже неизвестно,
что случилось в ее женском сердечке, только она, засмеявшись серебристым
смехом, сказала, что вот, дескать, какой нелепый случай: дочка-то фарао-
на существует сама по себе в Египте, а он вот, персидский царь Камбиз,
без ума полюбил ее, ничего общего с дочкой фараона не имеющую. Он полю-
бил простую девицу из рабынь. Вот что делает любовь с сердцем мужчины.
Тут без содрогания нельзя представить дальнейшую сцену.
Наверно, он заорал диким голосом. Вскочил с дивана в одних подштанни-
ках. С одной босой ноги туфля упала. Губы побелели. Руки трясутся. Коле-
ни подгибаются.
- Как?! - закричал он по-персидски. - Повтори, что ты сказала! Госпо-
да министры! Арестуйте нахалку!