Консультация для педагогов подготовка детей к школе. Консультация для родителей: "Подготовка ребенка к школе". «Подготовка детей к школе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Батыр» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Консультация для воспитателей

« ДОУ и семья в подготовке к школе »

Воспитатель:

Кашапова Г.С.

Январь, 2016 г.

Под готовностью детей к школе мы понимаем готовность учиться. А это значит – умение получать знания, перерабатывать, воспроизводить и на этой основе получать новые.

Готовить детей к школе нужно начинать с двухлетнего возраста занимаясь развитием сенсорики и мелкой моторики.

В работе с детьми младшей группы хорошо использовать пальчиковые игры. Ведь давно доказано, что между речевой и двигательной функцией руки существует тесная взаимосвязь. Чем выше развита двигательная и координационная активность руки, тем лучше развивается речь и меньше трудностей ребёнок будет испытывать в период обучения письму.

В средней группе с детьми ведётся работа по звуковой культуре речи. Учим детей слышать, дифференцировать звук. Проводим игры, в которых учим детей обобщать предметы по общим и значимым признакам, например: «Подбери пару», «Назови лишний» и др. Такие игры формируют умения выделять части из целого и целое делить на части.

Не может быть успешного ученика без физического и психического здоровья. Только здоровый ребёнок может стать талантливым. А значит, мы должны сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

Мы обязательно чередуем все интеллектуальные занятия с занятиями по физической культуре, музыкальными занятиями. Следим за выполнением режима дня.

Ребёнок, придерживающийся принципа «могу, хочу и буду», будет учиться хорошо. Для этого мы должны повысить учебную мотивацию ребёнка.

Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В течение пребывания детей в детском саду педагоги заботятся о полноценном физическом, умственном, психологическом, нравственном и эстетическом их развитии.

К 6 годам ребёнок накапливает определённый багаж знаний, использует в своих рассказах обороты речи сказок, загадки. Речь становится более разнообразной, чёткой.

К старшему дошкольному возрасту,т. е. у ребёнка перед школой должны быть сформированы качества, необходимые в учебной деятельности: внимание, умение слушать и выполнять задания, оценивать результаты своей работы и товарищей.

На занятиях воспитатели создают у детей эмоциональную установку на предстоящее занятие, сообщают им цель и мотив деятельности, используя проблемные вопросы и ситуации. В процессе труда, игры и других видов деятельности дети приобретают и закрепляют знания, а также развивают психику и способности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

Невозможно успешное обучение в школе и без формирования у ребёнка качеств личности, ответственности и самостоятельности.

Повышается уровень готовности старших дошкольников к школьному обучению при формировании у детей положительного отношения к предстоящему обучению. а именно:

    посещение школы детьми;

    беседы о школе;

    чтение художественной литературы о школе;

    рисование на тему «школа»;

    рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;

    просмотр мультфильмов о школе;

    сюжетно-ролевая игра «Школа».

Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка.

Сегодня перед детским садом стоит задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. Помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.

Итак, давайте подведём итог: Что включает в себя понятие «Ребёнок готов к школьному обучению»

1.Физическое здоровье.

2.Наличие мотива учения(познавательного и социального).

3. Сформированность произвольности поведения: умения сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умения внимательно слушать и самостоятельно точно выполнять задания, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

4. Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи).

Консультация для педагогов

"Подготовка дошкольников

к обучению в школе"

Поступление ребенка в школу - важное событие. Это начало нового этапа в жизни. Происходит качественный скачок - дошкольник становится школьником.

Расширяется круг обязанностей, увеличиваются умственные нагрузки. К своему новому положению ребенок должен быть максимально подготовлен детским садом. Поэтому задача детского сада и воспитателей - подготовить ребенка так, чтобы он мог усваивать школьную программу.

1. Мотивационная готовность

Под мотивами понимают побудительные причины действий и поступков человека. Мотивы возникают на основе потребностей. В дошкольном возрасте побудителями действий, поступков являются главным образом мотивы-стимулы. Значительную роль у детей этого возраста играют и социальные мотивы, которые проявляются в игровой, учебной, трудовой, спортивной и художественной деятельности. Дети хотят хорошо учиться, чтобы стать летчиками, капитанами, трактористами, машинистами, приносить пользу людям и Родине.

Социальные мотивы побуждают к действиям из чувства долга, обязанности, ответственности и перед старшими. Мотивы побуждают к действиям, поступкам. Однако одна и та же деятельность может вызваться разными мотивами. Так, например, задание воспитателя нарисовать дерево одни ребята будут выполнять, чтобы заслужить похвалу, другие – чтобы нарисовать лучше всех и быть первыми, а третьи – чтобы научиться рисовать и быть художниками, когда станут большими.

Значение мотивов деятельности для формирования личности ребенка очень велико. Поэтому мотивационная подготовка детей 6-7 лет к обучению в школе является одной из важнейших задач детского сада. Л.И. Божович и Л.С. Славина, изучавшие мотивы учебной деятельности детей 5-7 лет и первоклассников, установили, что среди учеников I класса есть немало детей, которые, обладая большим запасом знания, навыков и относительно высоким уровнем умственного развития, тем не менее учатся плохо. У этих детей интерес к занятиям появляется лишь тогда, когда они занимательны по форме и интересны по содержанию. Когда же работа не интересна, очень важно выполнять ее из чувства долга, обязанности и ответственности. Такие дети не проявляют интереса к ней и выполняют ее небрежно, нехотя, даже не стремятся заслужить одобрение учителя, что обычно характерно для детей этого возраста, это свидетельствует о недостаточной сформированности личности ребенка в период его пребывания в детском саду, социальных мотивов и деятельности. Достаточно сильным стимулом к обучению является осознание цели обучения – четкая постановка учебной задачи, это увеличивает интерес к работе.

Мотивационные стимулы в учении могут проявляться и в форме ответов взрослых на любопытные детские вопросы.

Мотивационная подготовка

Воспитатели:

  • формирование правильного отношения к школе, обучению, учителю;
  • желание трудиться;
  • создание интереса к знаниям; к книге;
  • стремление познавать новое, приобретать знания;
  • экскурсии в школу.

Родители:

  • приведение положительных примеров из собственного опыта –для чего нужно учиться в школе;
  • чтение художественной литературы;
  • выполнение с детьми несложных заданий.

2. Волевая готовность

Воля – одно из свойств человеческой психики, выражающееся в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением как внутренних, так и внешних препятствий. У старших дошкольников при подготовке детей к школе необходимо формировать такие волевые качества, как целеустремленность, выдержка, организованность, дисциплинарность, решительность и настойчивость. У детей 6-7 лет в достаточной мере развита способность к торможению своих действий и стремлений. Они уже могут себя заставит силой воли оторваться от желаемого, чтобы выполнить поручение взрослого. Например, отказаться от увлекательной игры и заняться поливкой цветов, уборка уголка кукол, сервировкой стола. Так, зная, что на празднике ему предстоит исполнение интересной роли, ребенок длительное время будет готовиться к ней. На формирование воли детей большое влияние оказывает организация и методика проведения занятий, с помощью которых обеспечивается систематическое и интенсивное воздействие на ребенка в направлении выработки у него волевых качеств.

Воспитание воли:

Воспитатели:

Родители:

  • Через игру
  • Трудовые поручения
  • Игры-драматизации
  • Заучивание стихотворений
  • Практические действия на занятиях
  • Ремонт книг
  • Занятия
  • Игры с конструктором
  • Игры «Пазлы»
  • Труд в огороде
  • Рассматривание интересной книги
  • Просмотр детских передач

3. Нравственная подготовка детей к обучению в школе

Эта подготовка включает в себя формирование чувства коллективизма, дисциплинированности, дружбы и взаимопомощи, доброжелательного отношения к сверстникам, привычек культурного поведения, вежливости, предупредительности, приветливости, аккуратности, бережного обращения с вещами, скромности, правдивости, честности, доброты и чувства патриотизма. Опыт нравственных отношений, оценок форм поведения накапливается непрерывно, ежечасно, во время режимных моментов, прогулок, игр, труда в семье, на улице, независимо от того, руководили ли этим процессом или нет.

Нравственная подготовка

4. Физическая подготовка детей к школе

В работе с детьми 6-7 лет особое значение придают физическому развитию, всемирному укреплению здоровья, охране и развитию слуха, зрения и голоса, совершенствованию всех функций организма, формированию двигательных навыков и умений и других физических качеств, выработке правильной осанки и побуждению к активной физической деятельности. Ко времени поступления в I класс дети должны обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом двигательных умений и навыков. Все это поможет быстрее включиться в режим школьной жизни, связанный с необходимостью длительного пребывания в однообразной позе и довольно напряженной умственной деятельностью на уроках.


Период младенчества уже позади, дошкольное детство пролетело и совсем скоро Ваш ребёнок отправится в школу.

Поступление ребенка в школу - переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.

Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости ребёнка.

Многие родители полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе , достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие и речь.

Подготовка к школе в подготовительной группе детского сада имеет большое значение.

В течение всего времени пребывания в детском саду педагоги развивают воображение, память, логическое мышление ребят, обогащают их словарный запас, учат сравнивать и расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся лепить и рисовать, танцевать и петь, узнают множество новых сказок, стихов, рассказов, учат считать в пределах двух десятков, узнают буквы русского алфавита.

Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно.

Стремление ребёнка к познанию и творчеству не может пройти само по себе, его необходимо пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Побольше бодрости и оптимизма! Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность.

Говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.

Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка - с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе - это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.

И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои - в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.

Успехов Вам, дорогие родители, в воспитании и Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований. Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику - и у него всё получится.

Консультация для воспитателей

« Работа детского сада по подготовке ребёнка к обучению в школе»

Выполнила: воспитатель 1 кв. категории Аганина Е.В.

МАДОУ ”Детский сад №136 комбинированного вида”

Вахитовского района г. Казани Республики Татарстан

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе- одна из главных задач воспитателей. Однако объём знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополни тельного образования, посещении е подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных групп подготовки к школе в развивающих центрах, а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступают в школу, так сказать « интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседовании е при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребёнка должны принять в школе без всяких проверок и собеседований), а вот уже в школе начинаются проблемы.

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе- это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.

Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребёнок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний.

Подготовка в детском саду предполагает развитие не только

интеллектуальной, но и эмоционально- личностной сферы, а также достижения определённого уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально- личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, успеха достичь не возможно. В результате в школу при ходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношени ях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловые и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться учителя или соседа по парте.

Таким детям непросто найти своё место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно- познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью. Данный опросы будущих школьников показывают, что от школы они ждут в первую очередь «не спать днём», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице», «гулять, когда ребята в садике ещё не вышли». Детям нравятся «занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают». Эти ответы свидетельствуют о том, что восприятие школы детьми 6,6- 7 лет далеко от того, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они ещё дошколята.

Что же нужно делать? Воспитатель ещё в старшей группе дожжен объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше делать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают в школе?») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быт подготовлены к разговору с ребёнком на эту тему. В родительском уголке можно вывесить спи сок тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми- партнёрами), картинки из школьной жизни для обсуждения.

Можно разложить на отдельном столике в группе книги или учебники для первого класса и написать: «эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители): «Почему звёздочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? И. т.д., всё это вы узнаете в школе.

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить своё школьное будущее.

Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести

психологи детского сада, а так же воспитатели и сами родители.

Выясните, умеет ли будущий школьник

    заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течении 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте;

    правильно понимать с первого раза простейшие задания, например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);

    действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета);

    действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку по диктовку взрослого: « кружок- квадрат, кружок- квадрат», а потом самостоятельно, но стой же скоростью);

    хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

    ориентироваться в понятиях больше- меньше, раньше- позже, сначала- потом, одинаковое- разное;

    запоминать короткое стихотворение.

Социальная и эмоциональная зрелость ребёнка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально- компетентный ребёнок способен наладить отношения с людьми, договориться с ни ми без конфликтов, добиться своего, никого не обижая. Уметь уступить в чём- то собеседнику и партнёру.

Эмоционально зрелый ребёнок не обидчив, не агрессивен, пони мает чувства друг их людей и способен учитывать их в своём поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их при чину (например: «Мне грустно, потому, что все ушли домой, а я не люблю быть один»).

При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком- то деле надолго приводят к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего резко снижается. Поглощённые своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребёнок может показаться глупым, неспособным. Особенно в стрессовой ситуации: на вступительном собеседовании, экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски.

Дети с органическими и функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами постоянно должны находиться под наблюдением медиков, педагогов, психологов как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучении, работа по программам повышенной сложности.

Если же малыша, ещё не готового психологически к обучению в школе, родители всё- таки отдают в гимназию, лицё, то необходимо сделать всё возможное дл обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивидуальный подход, полноценный отдых).

В целом же, независимо о уровня умственного, физического и эмоционального развития ребёнка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.