Конспект занятия по фольклору «В гостях у сказки. Конспект открытого занятия в средней группе «К бабушке Варварушке Занятие в средней группе русский фольклор
Вос- ль Глущенко Н.И. Дни недели Вторник «___» «____».
Ұйымдастырылған оқыту қызметінің технологиялық картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Білім саласы / образовательная область: Коммуникация, Познание, Творчество, Здоровье.
Оқу қызметін ұйымдастыру /ОУД: Развитие речи, Драма, Художественная литература, Физкультура, Музыка.
Тақырыбы / тема: Интегрированное занятие по художественной литературе с использованием фольклора.
«Путешествие по фольклорным дорожкам».
Мақсаты/ цели: обогащение знаний детей о народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах народного творчества , учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения , развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; формировать умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов; упражнять в согласовании существительных с прилагательным; учить чётко произно сить е звук и , слов а , предложени я .
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народной культуре , умение видеть красот у расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: игрушки лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, аудиозапись русской народной мелодии , картинк а «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10
Екітілдік компонент/ билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак, лиса- түлкі, кот-мысык, петух- әтеш.
Сөздік жұмыс/ словарная работа: фольклор, пословицы.
ТәсілдерКезеңдері
Этапы деятельности
Мұғалімнің іс- әрекеті
Управленческие действия педагога
Балалардың
іс-әрекеті
деятельность детей
1 этап
Мотивациялық
қозғаушы
мотивационно-побудительный
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Предлагает поздороваться с гостями на казахском и русском языках.
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я вас сегодня приглашаю на необычный, интересный разговор, но сначала вам нужно пройти в волшебные ворота
Воспитатель накидывает платок на плечи
Дети встают в круг.
Приветствуют гостей.
Д евочки накидывают на плечи платки, мальчики надевают фуражки и проходят в ворота.
2 этап
Іздену
ұйымдастырушы
проблемно-поисковый
В от теперь вы готовы гулять по фольклорным дорожкам. Что такое фольклор? Фольклор – это потешки, скороговорки, пословицы, считалочки, загадки, сказки, написанные народом. С чего нам начать наш путь, куда идти. Смотрите камень лежит. Что за камень? Как вы думаете? (Обращаю внимание на стрелки). На стрелках написано:
-«Прямо пойдешь – чудо дивное найдёшь».
-«Направо пойдёшь - на лесную полянку попадёшь».
-«Налево пойдёшь – в сказочный дом попадёшь».
Что будем делать, куда пойдем, к чуду хотите пойти ? Кто запомнил, какого цвета стрелочка нас к чуду приведет.
Что за диво дивное, чудо чудное, вот так ларец. Интересно кто в таком живет?
Заглянем в ларец? Не боитесь?
Никого нет, а вот записочка - кленовый листок лежит, да не простая, а с заданием:
- «Назовите пословицы и поговорки о Осени ». (называют с объяснением) Теплая осень - к долгой зиме .
До ждь мелко сеется, да долго тянется.
Холоден сентябрь, да сыт .
Упал с дерева один лист – жди осени .
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
- Д/и «Скажи какая?»
Осень какая ?
Билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак.
Листья какие? Погода какая осенью?
- Э ту дорожку мы с вами прошли на отлично . Возвращаемся к камню, чтоб веселее было идти пойдем как матрешки, дробным шагом.
Идем на право. Кто помнит куда попадем? На лесную полянку. Смотрите кто это ? (муравей)
Муравей, муравей дай задание скорей.
Читаю задание «Прочесть скороговорк и .» Веселое задание. Давайте поупражняем наши язычки.
Сю-сю-сю,Су-су-су- не заблудимся в лесу.
Давайте попробуем сказать правильно и быстро.
Отлично, мы выполнили задание муравья.
Возвращаемся к камню, муравьи не очень любят когда их тревожат, давайте пойдем тихо, на носочках.
Кто помнит, в какую сторону теперь нам идти? Куда придем?
Идем. Ой, дети с моими ногами что-то непонятное происходит, ой помогайте мне.
На левой ножке поскачи - 1,2,3
На правой ножке поскачи - 1,2,3
На ладошки подыши - 1,2,3
Вокруг три раза обернись и друг другу поклонись.
Ну и чудеса, вот так дорожка. А вот и сказочный домик. Кто же там живет?
Воспитатель: Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Мальчик Я Жихарка
Дети из какой сказки этот мальчик? Предлагаю послушать Жихаркины загадки.
Загадывает загадку про петушка.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
(петушок - әтеш.)
Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса) лиса- түлкі,
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и .
- . Петух – птица, а лиса?
- Петух – домашняя птица, а лиса?
- У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?
- У петуха две ноги, а у лисы?
- У петуха есть крылья, а у лисы?
- Вот следующая загадка от Жихарки .
Этот зверь живет лишь дома.все знакомы.
У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится… Угадали? Это - кот-мысык.
- Чем вам нравится кот? Он какой?
. - Какие клички бывают у кота?
- Для чего коту усы?
- Дети , усы коту помогают ощущать запахи - нюхать.
Загадка:
Жихарка. Сама точеная, А ручка золоченая .
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором ложки .
- Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Музыкальная игра с ложками .
- Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
- Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. А кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
- Предлагаю описать героев сказки «Жихарка», какими они были.
Психогимнастические упражнения.
- Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
- Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
- Какое у них было настроение?
- Расскажем, дети, Коту и петуху потешки , чтоб им не было грустно.
Потешки: (читают потешки)
Петух и котик благодарят детей за то что они их развесилили.
Ответы детей
Определяют куда лучше пойти.
Называют пословицы и поговорки.
Дети называют прилагательные к словам, произносят фразы, предложения.
Повторяют слова на казахском языке.
Узнают насекомое- муравья.
Произносят скороговорку, в медленном и быстром темпе, произносят четко звуки.
Возвращаются к камню на носочках.
Дети: В сказочный домик попадем.
Скачут на одной ножке.
Дети узнают знакомую сказку.
Отгадывают загадки
Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).
Сравнивают домашнюю птицу и дикого животного.
Отгадывают загадку и отвечают на вопросы.
Дети. Отгадывают загадку, воспитатель раскладывает ложки Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
З вучит русская народная песня, дети выходят в круг и играют на ложках в такт музыке. .
Дети. Рассказывают, что это ложка, из сказки Жихарка
Дети рассказывают
О Жихарке.
О сказке опираясь на иллюстрации к сказке.
Дети изображают эмоции, движения героев сказки.
Дети рассказывают потешки.
«Как у нашего кота»
«Петушок петушок золотой гребешок»
3 этап
Рефлексивті коррекциялаушы
Рефлексивно-корректирующий
Ну вот дети пора и нам домой возвращаться.
Ну вот и кончилось наше путешествие по фольклорным дорожкам Что мы делали на занятии?
Грустных мы развеселили, загадки отгадали, язычок наш научился правильно говорить. Ребята какое у вас настроение.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, чистоговорки, научились отгадывать загадки.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Проходят через ворота, снимают фуражки, платки.
Дети рассказывают, что они делали на занятии.
Показывают своё настроение.
Принимают угощение.
Күткен нәтеже/ ожидаемый результат:
Жаңғыртады/ воспроизводит: знани я о народном фольклоре.
Түсінеді/ понимает: умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов Қолданады/ применяет: навыки в согласовании существительных с прилагательным , знания о осени., о сказке, изображают эмоции, движения героев сказки.
Конспект занятия в детском саду по развитию речи детей средствами фольклора в средней группе «Волшебный сундучок»
Составитель: Лесовая Е.С.
Тема занятия: «Волшебный сундучок»
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
1. Образовательные.
Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки, прибаутки) Приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведения.
2. Развивающие.
Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.
3. Воспитательные
Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте. Окружить детей теплотой добрых чувств.
Оборудование и материалы для занятия в детском саду:
костюм для воспитателя в народном стиле,
шапочки петушка и котика для детей.
мягкие игрушки петушка и котика,
расписной сундук,
клубок ниток,
печка,
схема для заучивания наизусть
группа оформлена в стиле русской избы.
Приёмы и методы:
. Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые ответы детей, словарная работа. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, заучивание наизусть, обобщение.
. Наглядные: элементы русской избы,
утварь и предметы обихода, коромысло, сундук, мягкие игрушки.
. Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Мыши водят хоровод»
Ход занятия в детском саду:
Дети играют.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (дети вместе с воспитателем поглаживают веки глаз)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (поглаживают ушки)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (притопываем)
С добрым утром, солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнцу)
Воспитатель: Дети вы любите путешествовать?
А на чём можно ездить?
Ответы детей (на машине, на самолёте и т. д.)
Дети, я приглашаю вас в гости к хозяйке в русскую избу.
А поедем мы с вами на лошадке.
Я поеду первая, а вы за мной.
Поехали! (руки вытянуты вперёд, правая рука сверху держит пальцы левой руки)
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
Цок - цок-цок. Приехали (Артикуляционная гимнастика)
Воспитатель:
Вот мы с вами приехали в гости, в русскую избу.
Проходите, рассаживайтесь на стульчики.
Посмотрите как хорошо в избе, уютно, тепло. Печка русская, лавочка, сундук,
Стол, а на столе стоит самовар, на полу лежит половик. Добра всякого видимо невидимо.
Вам нравиться?
2. Основная часть
Воспитатель:
Посмотрите ребята это- сундук расписной, но мне не открыть его одной.
Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?
Дети: да
А. Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)
Кто его открыть бы мог?
Покрутили, постучали, потянули
И открыли!
Воспитатель:
Что же там я погляжу, да ребяткам покажу (достаю клубок ниток)
Ребята отгадайте загадку.
Что за зверь со мной играет?
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки.
Дети: котик.
Воспитатель:
Да, это котик, вот он лежит на лавочке.
Какая шубка у кота? (мягкая, пушистая)
Котик любит слушать потешки, да песенки про себя.
Вот послушайте.
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекуться
Коту в лапки не даются
Ребята я вам предлагаю выучить потешку про котика
А помощница наша будет-схема
(читаю второй раз по агоритму)
Кто запомнил, расскажи нам. (2-3 человека рассказывают с опорой на схему.
Ребята котику очень понравилась, как вы рассказывали про него потешку, он вам спасибо промурлыкал.
Мур - мур- мур.
Физкультмунутка.
Воспитатель:
А сейчас котик хочет с вами поиграть в игру «Мыши водят хоровод»
Ребята, мы с вами мыши, а Костя-кот.
Давайте встанем в хоровод.
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
Разобьёт весь хоровод.
После того, как проснётся кот, мыши убегают к себе в норочки (на стульчики)
Воспитатель:
Молодцы никого котик не поймал.
В сундучок я загляну,
Что же там я погляжу.
Да ребятам покажу.
(достаю игрушку петушка)
Какой красивый у нас петушок. Давайте назовём части тела петушка?
Дети: голова, гребешок, бородушка, хвост, крылья, ноги.
Воспитатель: Давайте нашего петушка похвалим, расскажем про него потешку.
Петя, Петя -петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаёшь?
Что ты громко поёшь?
Детям спать не даёшь. (2-3 человека)
Петушку очень понравилась ваша потешка и он прокричал ку-ка-ре-ку.
Петушок: Ребята, я так проголодался, у вас на столе я вижу зёрнышки. Я сейчас их все склюю.
Воспитатель: Подожди, подожди Петя, мы недавно с ребятами читали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» так там петушок подавился и чуть не умер. Ребята, а каким зёрнышком подавился?
Дети: бобовым
Воспитатель: А почему он подавился бобовым зёрнышком?
Дети: оно очень крупное.
Воспитатель: Ребята давайте поможем нашему петушку?
Дети: да
Воспитатель: в большой чашке лежит фасоль и горох, нам надо разложить по баночкам горох отдельно, фасоль отдельно.
Воспитатель: что мы будем складывать в эту баночку?
Дети: горох
Воспитатель: горох какой?
Дети: маленький, круглый
Воспитатель: а в эту баночку что положим?
Дети: фасоль
Воспитатель: фасоль какая?
Дети: большая (спросить 2-3 человек)
Воспитатель: ребята подскажите, какие зёрнышки клевать Пете? Почему?
Петушок: спасибо ребята, я буду клевать гороховые зёрна.
Воспитатель:
Давайте в сундучок я загляну.
Что же там я погляжу (читаю сама)
Качи- качи, качи.
глянь баранки калачи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи.
Подхватили калачи
Нам остались
БА-РА-НОЧ-КИ.
Угощаю детей баранками.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Все вместе читаем потешку:
Еду, еду на лошадке.
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.
Подведение итогов:
Где вы были в гостях?
Вам понравилась русская изба?
Где прячутся секреты?
Про каких животных мы рассказывали потешки?
Ребята вам понравился петушок?
Что мы сегодня с петушком делали?
Воспитатель: петушок мне сказал, что хочет с вами остаться, что вы сегодня его выручили, что так поступают только настоящие друзья.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура.
Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».
Задачи.
Образовательная: учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки. Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды. Оценивать поступки героев сказки. Объяснить смысл народной мудрости «Мал, да удал», «Мал золотник, да дорог».
Развивающая: развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.
Воспитательная: воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, любоваться красотой расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, шапочка-«кот», аудиозапись русской народной мелодии.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия.
Воспитатель. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, вы любите сказки?
Дети.
Воспитатель. А хотите отправиться в сказочное путешествие?
Дети.
Воспитатель (Играет тихая русская народная музыка. Воспитатель накидывает платок на плечи, дети крутятся вокруг себя три раза).
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
— Ребята, посмотрите внимательно, что интересное и необычное вы видите в нашей группе?
Дети.
Воспитатель. Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек. Как он мог здесь появиться?
Дети.
Воспитатель. Как вы думаете, он пустой или нет?
Дети.
Воспитатель. Как нам это узнать?
Дети.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.
Дети. Петушок.
Воспитатель. Правильно, ребята, это петушок. Откуда он мог здесь появиться?
Дети.
Воспитатель. Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?
Дети.
Воспитатель. Правильно вы назвали сказки. Ребята, петушок хочет с нами поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Цель: способствовать развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук, развивать речь детей.
Петушок наш вдруг проснулся, Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся. Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три! Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.
Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.
Гребешок он чистит лапкой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Как чудесно мы играли,
И в игре тренировали,
Наши пальчики, ладошки,
Ну, и кулачки немножко.
Ребята, петушок принес нам загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.
Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети.
Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и дикого животного.
Дети.
Воспитатель . Петух – птица, а лиса?
Дети.
Воспитатель. Петух – домашняя птица, а лиса?
Дети.
Воспитатель. У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?
Дети.
Воспитатель. У петуха две ноги, а у лисы?
Дети.
Воспитатель. У петуха есть крылья, а у лисы?
Дети.
Воспитатель . Вот следующая загадка от петушка.
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это —
Дети.
Воспитатель. Чем вам нравится кот? Он какой?
Цель: учить описывать внешний вид домашних животных.
Дети.
Воспитатель. Какие клички бывают у кота?
Дети.
Воспитатель. Для чего коту усы?
Дети.
Воспитатель. Ребята, усы коту помогают ощущать запахи — нюхать.
Для чего коту усы?
Ну конечно, для красы!
Для чего котишке уши?
Шевелить ими и слушать.
Для чего котенку нос?
Нюхать, где же пес Барбос.
Для чего глаза коту?
Видеть днем и в темноту.
Голова коту для чего?
Думать обо всем и про все.
Вот так голова у кота:
Поважнее ног и хвоста!
(Т. Хитрова)
Воспитатель. Хотите поиграть с котом?
Проводится русская народная игра «Кот и мыши» . Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота».
Цель : развивать внимание, умение действовать по сигналу, имитировать движения в соответствии с текстом (координация речи с движением).
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки мыли,
Но с котами не дружили.
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Нас попробуй, догони!
Воспитатель . Конечно, весело играть.
Пора загадку отгадать!
Сама точеная,
А ручка золоченая.
Дети.
Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
Ложки деревянные по количеству детей.
Воспитатель. Посмотрите, какие ложки?
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором.
Цель: воспитывать желание любоваться красотой расписной деревянной посуды.
Воспитатель. Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Дети.
Воспитатель. Все ложки одинаковые или нет? Чем отличаются?
Дети.
Воспитатель. Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Дети.
Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.
Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
Дети.
Воспитатель. Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
Дети.
Воспитатель . Слушайте сказку внимательно, да запоминайте.
Рассказ русской народной сказки «Жихарка» с показам слайд-шоу.
Воспитатель. О чем эта сказка?
Дети.
Воспитатель. Давайте попробуем описать героев сказки «Жихарка», какими они были.
Цель: учить различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; активизировать в речи детей прилагательные.
Дети.
Психогимнастические упражнения.
Цель : учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.
Воспитатель. Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
Воспитатель . Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
Дети.
Воспитатель. Какое у них было настроение?
Дети.
Воспитатель. В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает Зло!
Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.
Воспитатель (Воспитатель снимает платок, дети закрывают глаза, включается тихая русская народная мелодия).
Ну, а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться.
Сказка новая опять
Будет в гости завтра ждать.
Ребята, наши отгадки превратились в …(шоколадки).
Ирина Сапрыкина
Дети заходят в группу под русскую народную песню. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме.
Воспитатель. Детушки мои, проходите рядком, поговорим ладком.
Ребята,скажите, что такое потешки?
Дети. Потешки сочиняли давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть.
1 ребенок: Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла.
Пастушку я отдала
На-ка, милый пастушок
Там коровка лежит, на теленка глядит,
А домой не идет, молочка не несет.
Надо кашу варить
Кашей Сашу кормить.
2 ребенок: Дили-дили, дили-дили
Колокольчики звонили,
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков и веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день.
Воспитатель. Люди с давних пор сочиняли не только веселые и смешные потешки, но и мудрые пословицы. Какие пословицы знаете вы?
Ответы детей:
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Любишь кататься- люби и саночки возить.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. За всякое дело берись умело.
Воспитатель. Какие вы у меня молодцы, сколько пословиц знаете.
А, теперь пришла пора заглянуть в наш домик и узнать кто же в нем живет?
Тук-тук, кто в домике живет?
Выходят бабушка и дедушка, друг на друга не смотрят.
Ой, кажется бабка с дедом поругались, ребята, давайте научим их мириться.
Выходят два ребенка:
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться
Очень скучно в ссоре жить
Потому давай дружить.
Воспитатель. Ну как, бабушка и дедушка, будете мириться? Не дело это быть в ссоре.
Бабка с дедом поворачиваются к друг другу и мирятся:
Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались.
Но решили помириться
Нам не трудно извиниться.
Руку дай, мирись, мирись
Друг прости и улыбнись!
Воспитатель. Вот совсем другое дело. А сейчас пришла пора поиграть.
Игра называется "Солнце", его мы выберем с помощью считалки:
Раз, два, три, четыре, пять
Собралися мы играть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Проводится игра "Солнце". Дети становятся вокруг солнца и говорят слова:
Гори, солнце, ярче
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Воспитатель. Помирили, мы бабушку с дедушкой. И решила бабушка испечь колобка, но.
Бабка. Как же быть, как же быть
Где муки на хлеб добыть?
Воспитатель. Ребята, давайте поможем бабушке испечь колобка.
Проводится пальчиковая игра-инценировка "Колобок"
Воспитатель. Вот какого колобка, мы с вами испекли для бабушки и дедушки.
Скажите, а вы много знаете сказок?
Дети. Да.
Воспитатель. Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать сказку. Слушайте внимательно.
Вот построили зверушки
Каждый по своей избушке,
А весной Лиса пришла
Дом Зайчишки заняла.
Как же сказку называют, где Зайчишка побеждает. ("Лиса и заяц")
По тропе шагая бодро
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко-
Покатилась печка. ("По щучьему велению")
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте, что за сказка? ("Три медведя")
А дорога-далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. ("Маша и медведь")
Воспитатель. Молодцы, ребята. Много сказок знаете.
Ой, девчонки! Ой, мальчишки!
Становитесь в хоровод
Пришла пора петь и танцевать.
Дети поют и танцуют " Вдоль по улице метелица идет".
Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня вспомнили потешки, сказки, пословицы. А теперь скажите, почему все они называются народными.
Ответы детей
Воспитатель. Правильно. Все эти сказки, потешки придумал народ. А что еще входит в народное творчество.
Ответы детей
Воспитатель. Есть еще мирилки, дразнилки, заклички, песни, игры. Народное творчество полно мудрости, доброты.
Наше занятие подошло к концу.
Публикации по теме:
Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора. Задачи: 1.
Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.
Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».
Проект «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, колыбельные песни») во второй младшей группе Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является недостаточное использование современными родителями потешек, прибауток.
Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.
«ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ»
Занятие №8 для средней группы
Звучит рус.нар. музыка. Дети входят в избу.
Хозяйка:
Здравствуйте мои детушки-малолетушки! Проходите в горницу, рассаживайтесь. Сегодня хочу я вам рассказать историю про предмет, который пришел к нам из далекой –далекой старины. Начну рассказ с загадки: «Сама не ем, а всех людей кормлю». Что это? (ложка)
А вот еще загадка: «Всех кормлю с охотой, а сама без ротая»
И это про ложку. Правильно. (Достает из ларца ложку)
А для чего нам этот предмет? (Для того, чтобы есть) Что можно ложкой кушать? (Щи, кашу). Какие по размеру бывают ложки? (Большие и маленькие). Правильно: для чая-маленькие чайные, для каши-десертные, для супов и борщей-большие столовые (показать образцы)
Давным-давно на Руси не было у людей ложек совсем. Жидкую пищу пили через край, а гущу доставали со дна руками. И вот одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что там осталось, например, мясо, овощи. И вытесал древний человек свою первую ложку из камня.(показать камень)
Ложка получилась очень неровная и тяжелая.
А однажды ел древний человек большой кусок мяса, и когда обглодал кость, то обратил внимание, что она была ровная, гладенькая и совсем не тяжелая. И тогда он решил сделать ложку из этой белой красивой косточки. Такие ложки он сделал для всей семьи. Они были легкими, гладкими и уже не обжигали губы во время еды, как каменные.
Прошло много времени. Люди многому научились. И ложки стали изготавливать металлические -из бронзы, серебра.(показать) Но такие
Ложки могли купить только богатые люди. Простые же люди, бедные ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из разных деревьев: липы, ольхи, березы, осины.(показать иллюстрации деревьев) Такие ложки имелись в каждой семье. Эти ложечки были совсем легкие, удобные и совсем не нагревались от горячей пищи.
Их украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали лаком.
(показать образцы) Вот такими они становились яркими, красивыми,Расписными. Мастера-умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли про них песенки и потешки. Вы ведь тоже знаете потешки про ложки? Расскажите.
Реб: В плошку налей окорошку Возьми ложку, хлебай понемножку.
Реб: Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам идут матрешки
Ложки деревянные, матрешечки румяные
Реб: Озорные ложкари ударяли в ложки, в звонкие ладошки
Ой, жги-говори, заиграли ложкари!
(Выходят по двое детей, разыгрывают диалоги)
-Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
-Да прошлой ночью я во сне нашел горшок с медом.
А вдруг и сегодня во сне найду?
-Тит, а Тит! Пойдем зерно молотить!
-Живот болит.
-Тит, пойдем кашу есть!
-Где моя большая ложка?
Хозяйка:
А еще, ребятки, ложки можно превратить в самый простой русский народный музыкальный инструмент. Вот и мы сейчас с вами возьмем по две ложки и устроим концерт. (раздать детям из ларца деревянные ложки)
У ложек есть черпачок и черенок. Возьмем ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом.
Педагог играет на двух ложках и напевает:
Ложки две чудеса творят,
Стоит в руки взять-весело стучат!
Дети напевают вместе с Хозяйкой и следующую песенку:
На дворе у нас играют, ребятишек забавляют:
Гуси -в гусли, утки –в дудки,
Чайки – в балалайки, свинки – в скрипки,
Бараны – в барабаны, кони – в гармони.А бык в бубен – бух, бух! Бьет копытом во весь дух!
(«Муз. руководитель» 1-2004, стр 26)
Далее педагог демонстрирует прием игры «Лошадка»:
-Ну, а если ложки я вот так возьму-
Кони рвутся вскачь, я их не сдержу!
(поет)Слышен, слышен стук копыт, по мосточку конь бежит!
-А теперь я и вас так научу играть. Выставите перед собой ладошку и представьте, что в ней лежит яблоко. В эту круглую ладошку положите ложку черпачком вниз, а черенком к себе. Аккуратно пальчиком зажмите ложку и ударьте сверху другой ложкой. Звук получился глухой и низкий. А теперь откроем два пальчика: указательный и средний.
Получилась «норка для мышки-норушки». Опять ударим и сравним звук. Звук получился более звонкий, яркий, громкий и высокий.
А сейчас будем ударять два раза по закрытой ложке и два раза по открытой.
Дети сначала под счет выполняют задание, затем под аккомпанемент педагога.
Звучит рус.нар. песня «Коробейники».
Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две команды и посмотрим, какая команда дружнее. Для каждой команды я буду простукивать ритмический рисунок и его нужно точно-точно повторить.
Внимание, начинаем!
К вечеру уж день клонится, и пора нам расходиться.
До свидания, ребятки!