Безболезненное преодоление кризиса пяти лет у ребенка: советы психолога, мнение доктора Комаровского. Кризис пяти лет у детей – что делать родителям Все о возрасте 5 лет комаровский

На протяжении всего периода взросления малыша сопровождает такое понятие, как кризис, и у детей 5 лет он также бывает, посему советы психолога по его безболезненному преодолению будут весьма кстати. Давайте узнаем, как его распознать и чем помочь своему ребенку.

Признаки кризиса 5 лет у детей

Не следует думать, что отметив День рождения, можно ожидать взрыва эмоций. Нет никакого четкого графика, по которому развиваются события. Возрастные кризисы могут начаться у детей и в 5, и в 6 лет – все зависит от развития. Длятся они также непредсказуемо – у кого-то месяц, у кого-то растягиваются на год. Задача родителей – смягчить их проявление у своего ребенка.

Как правило, и у мальчиков, и у девочек кризис 5 лет проходит по похожему сценарию, хотя именно в этом возрасте дети уже четко понимают разницу между полами. Присмотритесь пристальней к своему ребенку и, возможно, вам удастся увидеть следующее:

  1. Психология у ребенка во время кризиса 5 лет претерпевает кардинальные изменения. Вот почему добрый и ласковый малыш вдруг становится злым, грубым, порой и жестоким к своим близким. На людях это не так проявляется, а вот в семье отношения могут ухудшиться.
  2. Ребенок вдруг становится очень скрытным. Если вчера он еще с упоением рассказывал, как прошел его день в детском саду, то сегодня он наотрез отказывается от рассказа и не идет на контакт.
  3. Внезапно малыш хочет сам гулять, сам выбирать свои вещи, сам идти по улице, а не за руку с мамой. Это сигналы начавшегося кризиса.
  4. может случиться без видимого повода в любом месте. Ребенок может кричать, топать ногами в людном месте, требуя сам не зная что.
  5. На новый уровень выходят если они имелись, или же возникают ниоткуда. Ребенок может начать бояться общения с чужими людьми, не хочет идти на детскую площадку или не расстается с мамой ни на минуту.
Как помочь малышу?

Помощь родителей при любом кризисе – доброта и понимание. Взрослые должны знать, что все это временно и следует набраться терпения. Ребенку следует объяснять его поведение, ведь в этом возрасте он уже может оценивать свои поступки. В критических ситуациях весьма полезной будет помощь детского психолога. Вот что следует предпринимать в самых распространенных ситуациях в этом возрасте.

Моя дочка родилась спокойной и послушной девочкой, с которой легко договориться. Мы всегда проводили время вместе, а когда она еще немного подросла, то стали совсем как подружки - изучаем новые места в городе, пьем кофе и какао, смотрим мультики про любовь, французский цирк, мечтаем о зимовке на океане, много болтаем и смеемся.

И тут, как гром среди ясного летнего неба, начался кризис! «Ты специально говоришь мне, что пора спать, потому что хочешь хуже», «Ах, так?! Тогда я ухожу!», «Не хочу вас видеть, отстаньте!». Такие фразочки мы слышали несколько раз в день, вперемешку с привычными обнимашками и делами. Они звучали из уст ребенка, который читает, размышляет и на самом деле очень нежный. Дома всё спокойно, перемен и проблем особо нет, причин для стресса не замечено.

Сначала было удивление, дополненное неприятными эмоциями, хотелось сказать нечто старомодное в стиле: «Ты как с матерью разговариваешь? Да сто лет назад ремнем бы…». Но вдох-выдох и небольшая пауза всегда выручает. Вспомнила, что слышала про кризис 5 лет. Ага, пришел - ещё одна проверка на родительскую профпригодность.

Какой он, пятилетний ребенок?

Ваш ребенок уже не такой милый кроха, совсем не тоддлер, а личность, вы видите намеки, каким человеком он растет. Конечно, каждый индивидуален, но вот некоторые особенности развития пятилеток:

  1. Может отличить правильное от неправильного, правду от вымысла;
  2. Ещё не умеет использовать взрослую логику;
  3. Много играет и выдумывает, особенно в «превращения» (становятся принцессами, пони, пиратами и др.), всё более масштабно, чем в младшем возрасте;
  4. Больше любит проводить время с детьми своего пола;
  5. Стремится к похвале и одобрению со стороны взрослых и сверстников;
  6. Хочет соответствовать каким-то стандартам (своим или принятым в детском коллективе) и даже может дразнить тех, кто отличается.

То есть человек уже всё понимает, думает, что взрослый, но думать и действовать как взрослый ещё не получается. Кроме того, у ребенка развивается кора головного мозга и он пытается научиться контролировать свои эмоции.

Признаки кризиса 5 лет

Если ваш ребенок родился примерно пять лет назад и у него в поведении неожиданно появились некоторые из следующих признаков, то скорее всего вы имеете дело с кризисом.

  • Малыш становится раздражительным, нервным, злым. Может нагрубить кому-то из родственников или ровесников, сорваться.
  • Замыкается, не хочет разговаривать с родителями. «Отстаньте! Вы меня замучали!».
  • Неожиданный плач и капризы, если не получил желаемое.
  • Отстаивает самостоятельность - хочет сам ходить по улице, водить машину, пить кофе и делать другие взрослые дела.
  • Страх. Появляется боязнь новых ситуаций, ребенок переживает, что сделает что-то не так, что он недостаточно хорош по сравнению с другими.

Как родителям пережить кризис пяти лет?

В первую очередь, отслеживайте свои эмоции - когда готовишь, стираешь, стараешься всё время и вдруг слышишь грубость или даже хамство - хочется, конечно, разозлиться и ответить резко. Но посмотрите на ситуацию с другой стороны: маленький пятилетний ребенок совсем не знает как себя вести, хочет быть взрослым аж до слез. И так уверенно заявляет о своих правах.

В кризис 5 лет нужно обязательно:

  • проводить время с ребенком, играть и гулять особенно вовлеченно;
  • разрешать делать некоторые «взрослые» дела - помогать на кухне, убирать, заглядывать в почтовый ящик, расплачиваться на кассе в супермаркете;
  • объяснять причины ваших действий и отказов (почему нельзя убегать, зачем детям спать);

  • не показывать пример грубости или не отвечать криком на крик, намного лучше использовать «Я-сообщения». (Я очень расстроена, что ты меня так назвал).

Нам эти простые правила помогли. Дочка ещё иногда срывается, но сразу идет обниматься и извиняться. А вот еще несколько советов от доктора Робина МакКея, терапевта из Университета штата Аризона и специалиста по развитию детей и подростков:

  1. Поощряйте любопытство вашего ребенка (хоть иногда оно надоедливое и утомительное). Спросите его: «Как ты сам думаешь?» Вы будете поражены его творческими ответами!
  2. Сделайте вызов своему собственному разуму. Один из лучших предвестников будущего успеха ребенка - это уровень образования его родителей. Когда вы продолжаете учиться, вы растете, и ваш ребенок, безусловно, выигрывает. Например, изучите второй язык вместе со своим ребенком, возьмите урок каллиграфии или закончите степень магистра.
  3. Сосредоточьтесь на успехах своего ребенка. Поет ли он песни из «Призрака оперы»? Ему пять и он научился считать? Отмечайте сильные стороны вашего ребенка и побуждайте его или ее продолжать фокусироваться на том, что правильно. Мир полон критиков. Будьте самым большим поклонником вашего ребенка.

Взросление ребенка и становление его личности – процесс непростой, и кризис 5 лет у детей – один из этапов этого сложного пути. Кризис – это не обязательно что-то плохое. Это временные сложности, которые нужно пережить, чтобы перейти на следующую ступень развития. Родители должны разделить с ребенком все трудности этого нежного возраста, а как сделать это правильно – будем разбираться.

Особенности пятилетнего возраста

В дошкольном возрасте ребенок переживает несколько кризисов, но именно 5 лет – особый период. Ребенок уже подрос, осознал себя как отдельную личность, проявил черты своего характера, и в глазах родных он уже не просто маленький человек, а человек со своим мнением.

Возраст пяти лет – нежный и сложный. С психикой ребенка происходят метаморфозы, которые временно меняют его приоритеты, а иногда заставляют ступить на тропу войны с родителями.

Особенности пятилетнего возраста:

  • развитие богатого воображения, насыщенного яркими деталями, – игры ребенка становятся сложнее, интереснее;
  • ребенок отличает правду от вымысла, может оценивать действия других людей как хорошие или плохие, не стесняясь сообщить об этом во всеуслышание;
  • вместе с этим взрослая логика и аналитическое мышление пока недоступны детскому мозгу;
  • появляется интерес к обществу сверстников, желание находиться в коллективе и временно выходить из-под покровительства взрослых;
  • завязывается первая дружба (хотя сейчас для ребенка друг – это любой, с кем он познакомился 5 минут назад, однако мнение этого «друга» может быть более авторитетным, чем родительское);
  • ребенок открывает для себя новые чувства и способность к эмпатии – искреннему сопереживанию чувствам других;
  • в этом возрасте появляются сильные детские страхи, особенно страх смерти близких, а также осознание смертности самого себя;
  • появляется желание быть как взрослые, подражать им в действиях, манерах.

Именно желание походить во всем на взрослых, но неспособность думать как взрослые вызывает противоречия в поведении ребенка и влечет за собой кризис 5 лет. Ребенок сам себе кажется взрослым, но поступать по-взрослому он еще не может.

Признаки трудного возраста

К пяти годам мальчики и девочки осознают, что «принадлежат к разным мирам» и отличаются по половому признаку. Однако, несмотря на разницу в физиологии и устройстве психики, кризис проявляется без особых различий у детей обоих полов.

Совсем не обязательно, что этот период начнется ровно в 5 лет. Это условное определение, потому что одни дети развиваются быстрее, а у других кора головного мозга зреет дольше. Поэтому кризис может начаться после 4 лет или ближе к школе. Этап взросления может протекать относительно быстро и мягко (всего несколько недель), а может затянуться на месяцы. Вашего воспитанного, внимательного, доброго ребенка как будто подменили, нынешнее поведение ему не свойственно и не вписывается в привычные рамки.

Речь идет о кризисе 5 лет, если ребенок:

  • стал нервным, раздражительным, злым, может нагрубить кому-то из близких людей, сорваться, накричать, обидеть словами;
  • замыкается в себе, не делится с родителями секретами, переживаниями и даже событиями дня, может сказать «оставьте меня в покое», «вы меня достали», «не хочу никого видеть» и т. п.;
  • устраивает истерики, капризничает, если его прихоти не исполняются, может весь день находиться в плаксивом состоянии и постоянно быть недовольным, начинает плакать по малейшему поводу;
  • зависит от мнения окружающих, переживает, если что-то делает не так, заранее настраивает себя на провал, поэтому не хочет даже попробовать что-то новое (например, пойти в секцию или кружок);
  • не уверен в себе, считает себя хуже других, постоянно сравнивает себя с ровесниками;
  • хочет быть похожим на взрослых, копирует их поведение, манеры, может дерзко ответить, используя услышанную от родителей грубую фразу;
  • борется за самостоятельность, хочет все делать сам, например гулять без присмотра взрослого, переходить дорогу, выполнять взрослые домашние дела, до которых еще физически не дорос.

Если все перечисленное – про вашего пятилетку, наберитесь терпения и не судите строго. Вам тяжело, но ему еще тяжелее, у него нет богатого жизненного опыта, а у вас – есть.

Кризис – сложный период, которого не избежать, но от того, как вы вместе его преодолеете, зависит психологическое здоровье ребенка в будущем. Что же делать родителям, когда его чадо творит произвол и обижает родных или чужих людей? Советы психолога помогут найти подход и выбрать тактику общения с малышом.

Итак, как надо вести себя с ребенком?

  1. Больше разговаривайте с ним, интересуйтесь его делами, налаживайте контакт и доверительные отношения.
  2. Объясняйте ребенку последствия тех требований, на которые он получает отказ. Спокойно и понятно поясните, чем опасны прогулки в одиночестве в 5 лет, почему он не может сам себе сделать горячий чай, почему нельзя лечь спать после полуночи. Обсудите, что некоторые ограничения действуют всегда, так как опасны для жизни, и исключений быть не может. Во всем остальном можно договориться.
  3. Ищите компромиссы в конфликтных ситуациях. Например, если ребенок протестует против дневного сна и не принимает объяснений, что это полезно, а организму нужен отдых, замените сон другим спокойным занятием, которое позволит отдохнуть. Можно почитать спокойную книжку, поиграть в тихую игру или просто что-то обсудить, лежа в кровати.
  4. Давайте ребенку право выбора и возможность самому принимать решения, но делайте это хитро: предлагайте то, что хотели бы вы, и альтернативный вариант, который он выберет с меньшей вероятностью. Тогда в выигрыше остаются оба — ребенок сам решил, как взрослый, а вы не тратили силы на скандал.
  5. Поручайте ребенку какую-нибудь ответственную, но безопасную работу по дому – полить цветы, насыпать корм питомцу, проверить почтовый ящик по пути домой, передать деньги кассиру в супермаркете. Пусть ребенок чувствует, что ему доверяют важные дела.
  6. Проявляйте терпение, ведь вы разговариваете с человеком, который уступает вам в возрасте и жизненном опыте. Будьте снисходительны, ребенок по праву может вести себя по-детски, а вы – нет.
  7. Если ваш бунтарь проявляет агрессию в семье или, что еще хуже, по отношению к другим детям на улице, поговорите с ним, попытайтесь донести до него, что если он хочет быть взрослым, то и вести себя должен как взрослый. Взрослые не машут кулаками, они контролируют свои эмоции и умеют разговаривать. Показывайте пример в семье – никто никого не бьет, все друг друга уважают.
  8. Проводите больше времени с ребенком. Если он просит поиграть – не отмахивайтесь, найдите 15 минут, демонстративно отложите свои дела и покажите, что вам важнее побыть с любимым малышом, чем писать какой-то там отчет. Оговоритесь, что отчет сам себя не напишет, поэтому сразу после игры вы приступите к работе.
  9. Будьте защитой своему ребенку, если он обидит кого-то на улице. Не устраивайте публичную «порку», даже если другие родители этого ждут, воспитывайте ребенка наедине. Это не означает, что вы поощряете плохое поведение! Это означает, что вам не безразличны чувства ребенка, поэтому унижать его при посторонних вы не будете. А вот хвалить за хорошие поступки – обязательно.

Как нельзя вести себя с ребенком?

  1. Запугивать, бить, наказывать – иначе он замкнется, а его страхи только усилятся. К тому же, прибавится ложь.
  2. Отмахиваться от игр и прогулок, показывая тем самым, что домашние или рабочие дела для вас гораздо важнее ребенка.
  3. Критиковать ребенка, а не его поступки, внушая ему, что его любят только при хорошем поведении.
  4. Подавлять агрессию ребенка своей агрессией, так как негатив в этом случае только множится.

Почему важно «правильно» пережить кризис?

Кризис 5 лет – это окончание дошкольного периода и подготовка к школьному возрасту. Это важное для ребенка время, ведь скоро у него начнется глобальная перестройка организма – психологическая (новый коллектив, режим дня, требования) и физиологическая (перестройка иммунной системы, дозревание коры головного мозга).

От того, как ребенок перенесет кризис 5 лет, зависит дальнейшее формирование его личности, осознание своего места в семье и обществе. К окончанию кризиса пяти лет формируются важные понятия, которые определяют дальнейшее развитие ребенка.

Доверие к родителям и миру

  • Хорошо: ребенок должен чувствовать, что он не один, что мир не настроен против него — мир его любит. Малыш учится доверять и делиться переживаниями в тяжелые для него времена. Он не замыкается в себе, открыт для познания мира, настроен к нему дружески и не ждет подвоха.
  • Плохо: если в сложный момент маленький человек не получил нужной поддержки, а получал только упреки и порицания, его самооценка в будущем серьезно пострадает. Как быть смелым, самоуверенным в новом коллективе, в незнакомой среде, если ты привык чувствовать себя хуже других?

Формирование привязанности

  • Хорошо: к завершению кризиса 5 лет привязанность ребенка к родителю достигает пика, скоро малыш осознает, что его любят всегда, даже на расстоянии, а не только когда он рядом физически. Это осознание будет с ним на протяжении всей жизни. Кризис подготавливает к следующему возрастному этапу и отделению от родителей (период сепарации в 7 лет).
  • Плохо: в кризисе ребенок впадает в крайности. Если не оказать поддержку в нужный момент, отдалиться, отвергнуть детские переживания, малыш может решить, что его не любят. В будущем он не будет уверен в том, что где бы он ни был, его ждут, им гордятся.

«Терпеть нельзя ругать»

Некоторым родителям могут показаться странными советы потакать детским капризам, спускать все с рук, закрывать глаза на истерики и пытаться говорить, когда легче успокоить ребенка криком или шлепком. Где поставить запятую – дело ваше, но лучше набраться терпения.

Любой кризис детского возраста – испытание для обеих сторон, но это неотъемлемая часть взросления на каждом возрастном этапе. Это завершающая ступень целого периода детства – образно говоря, «годовая контрольная». Задача родителей – помочь ребенку мягко и без потерь преодолевать этот нелегкий путь к становлению зрелой личности, формированию своего собственного «Я».

Сегодня на сайте для мам сайт поговорим о новом этапе взросления вашего малыша, о кризисе, который начинается у ребёнка в 5 лет. В этом возрасте происходят изменения личности крохи, которые связаны с иным восприятием окружающего мира.

Необязательно этот период начнётся после того, как задули свечи на торте. Возможно расхождение в год, то есть кризис может возникнуть как в 5, так и в шесть лет. Продолжительность его тоже разная. У кого-то он проходит за месяц, а кто-то переходит на следующую ступень развития на протяжении целого года.

Почему происходит перестройка психики у крохи в пять лет

Возникновение кризиса обусловлено созреванием коры головного мозга младшего дошкольника в пять лет. Дети открывают непривычные ощущения для себя, осознают новые правила во взаимоотношениях с окружающими:

  • начинают разделять мальчиков и девочек по половому признаку;
  • способны прогнозировать происходящее;
  • активно фантазируют;
  • общаются со сверстниками;
  • ищут своё место в коллективе;
  • могут анализировать своё поведение;
  • стараются быть старше, подражают действиям взрослых.

Особенность этого возраста в том, что малыши ещё не в состоянии реалистично оценить свои силы. Стремясь подражать взрослому, помочь ему, ваше чадо может взять на себя непосильные обязательства.

Началось

Как понять, что начался новый этап развития? Определить кризис 5 лет у детей вам помогут советы психолога. Существует пять признаков:

  1. Раздражительность, капризность. Когда ваш малыш на ровном месте начинает кричать, плакать без видимой причины, то, что раньше не раздражало, вдруг начинает выводить из себя.
  2. , злость. Педагоги в детском саду могут обратить внимание на то, что воспитанник стал более агрессивен, обижает сверстников, хотя ранее за ним подобного не наблюдали. В кругу семьи кроха может обзывать родных, бить, говорить о том, что он всех ненавидит, что его не любят.
  3. Неуверенность в себе, замкнутость. В 5 лет у некоторых младших дошкольников кризис проявляется в отчуждённости. Такие дети отдаляются от компании сверстников, всё чаще играют отдельно, появляется неуверенность в себе, своих силах.
  4. Кривляние. Малыши гримасничают, кривляются, стараются изо всех сил привлечь внимание взрослого. И им это удаётся.
  5. Стремление к самостоятельности. Ребёнок всё чаще заявляет о себе как о взрослом человеке: говорит как взрослый, берёт на себя порой непосильные для него задания.

Проведите лёгкий тест, если есть совпадения хотя бы по 3 пунктам, можно смело говорить о том, что у вашего чада очередной виток в психическом развитии.

Как пережить кризисный период

Родители не всегда начинают правильно реагировать на подобное поведение своих отпрысков. Некоторые берутся усиленно воспитывать, тем самым ломая характер ребёнка, кто-то пускает всё на самотёк. На сайте сайт вы можете узнать, как пережить критические моменты и не подорвать свой авторитет. Советы психолога помогут преодолеть кризис 5 лет у детей:

  1. Идите на компромисс. Не будьте слишком категоричны, ваш авторитет никак не пострадает. Идите навстречу, учитесь договариваться. Иначе у ребёнка может сложиться впечатление, что его личные права и желания ущемляют, не принимают во внимание его интересы. Ведь ваша задача научить малыша договариваться, а не воспитать робота.
  2. Запаситесь терпением. Именно родители должны проявлять терпимость, доброту и заботу. Чем меньше будет реакция на капризы, тем скорее пройдёт кризис. Не повышайте голос на своё чадо. Дарите больше ласки, проявляйте нежность, помните, в детско-родительских отношениях – вы взрослый, а не наоборот.
  3. Оставьте критику. Чаще хвалите своего кроху, старайтесь меньше критиковать, особенно при посторонних. Наоборот, сделайте всё, чтобы ребёнок чувствовал вашу поддержку и защиту. Делайте замечания в доброжелательной форме, когда находитесь наедине.
  4. Беседуйте. Ввиду того что период кризиса у детей 5 лет часто сопровождают озлобленность, агрессия, несдержанность необходимо ежедневно проводить профилактические беседы. Объясняйте, почему неправильно обижать или обзывать людей. Для этого отлично подойдёт метод сказкотерапии. Сказку можно придумать и самим с заменой имён, затем, вместе с 5-летним ребёнком провести анализ поведения главного героя, что он сделал плохого, а что хорошего.
  5. Энергии – выход. Подвижные дети часто сами страдают от собственной активности. Поэтому психологи предлагают отдать отпрыска на секцию по спортивной гимнастике, плаванию, карате, футболу, танцам. Занятость в кружковой деятельности поможет сбалансировать кроху, успешность этих занятий поднимет самооценку, новые знакомства и интересы отвлекут от собственных переживаний.
  6. Перераспределите обязанности. Доверьте своему ребёнку выполнение несложных заданий, которые ранее исполнял кто-либо из старших членов семьи. Это утвердит новый статус малыша – он подрос, ему доверяют взрослую работу.

Родители должны помнить о том, каких поступков стоит избегать при общении и взаимодействии с детьми:

  1. Нельзя срывать злость на отпрыске. Не можете сдержаться – лучше выйдите или отойдите на время, пока эмоциональное состояние не стабилизируется. Проводить беседу следует только тогда, когда и вы и чадо спокойны.
  2. Агрессия и рукоприкладство – неприемлемые действия в отношении других людей. От вас должна исходить непреклонность этого убеждения. Никто не вправе покушаться на независимость другого человека, причинять ему боль через физическое воздействие. Регулярно проводите беседы, если ребёнок кого-то ударил без причины на детской площадке, целесообразно будет прекратить прогулку и уйти домой.
  3. Будьте последовательны в своих действиях. То, что запрещено – запрещено в любых ситуациях. Не меняйте своего решение, несмотря на протесты малыша.
  4. Не подрывайте авторитет близких взрослых. Если мама что-либо запретила, отец должен поддержать её решение и наоборот. В семье должна быть одна модель воспитания.
  5. Не малыша, если он повторит услышанное ругательство. Просто объясните, почему его не стоит повторять, или проигнорируйте, действуйте по ситуации.

Главное — ваш кроха не должен себя чувствовать одиноким, приходите ему на помощь всякий раз, когда он просит о ней. Но помните про самостоятельность ребёнка то, что малыш умеет и может сделать сам – он должен делать сам.

Ни один психолог со своими советами не заменит родительской любви, заботы и терпения. У каждого родителя есть интуиция, и никто не знает ваше чадо лучше, чем вы. Помните, этот период быстро пройдёт, а насколько долго будет продолжаться кризис 5 лет у вашего ребёнка – зависит во многом от вас самих.

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.



Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить – еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).


В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.


Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).


Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.



Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать



Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог