А Акима "Родня" старшая группа план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему. Конспект занятия по Художественной литературе. Чтения стихотворения. А Акима "Родня" старшая группа план-конспект занятия по художественной литер

Почему «воз и ныне там»?

Как нужно поступать, если делаешь что-то вместе с друзьями?

А ты всегда находишь общий язык с друзьями?

Евгений Пермяк

ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя – наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник , обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости – колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.

Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит – голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

– Покажи мне, голубь, дорогу! – просит Костя. – Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

– Зачем мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

– А я Федин товарищ, – отвечает Костя.

– Тогда другое дело, – говорит голубь. – Покажу.

– Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших, и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:

– Не горюй! Жди меня тут.

А у собак известно – нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку.

Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.

Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:

– Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит:

– Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!

– Теперь я всегда таким буду, – говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Какие две новые пословицы ты узнал?

Что они обозначают?

Какая из них относится к дружбе?

Валентина Осеева

ВСЁ ВМЕСТЕ

В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.

– Давай будем дружить, – сказала Наташа.

– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!

Наташа удивилась:

– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?

– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.

– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?

– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!

Как Оля понимает дружбу?

Что Наташа понимает под дружбой?

Что значит дружба для тебя?

Зинаида Александрова

МОЙ МИШКА

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

– На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Лапы вымою водой.

Повяжу тебе салфетку.

Ешь котлетку,

Ешь конфетку,

Молоко своё допей,

И пойдём гулять скорей.

Чёрный Шарик возле будки.

Мы его не позовём,

Убежим гулять вдвоём.

Пьёт козлёнок из корыта,

На тебя глядит сердито.

Ты не бойся – это гусь.

Я сама его боюсь.

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться к речке,

Будем плавать, загорать,

Наши трусики стирать.

Мишка топал, баловался -

Лёгкий мостик зашатался.

По реке идут круги…

Шарик, Шарик, помоги!

Мишка мокрый, будто губка.

Сохнет плюшевая шубка.

Шарик убежал вперёд…

Нам от мамы попадёт!

Почему мишка стал мокрый?

Кого на самом деле может поругать мама? Будет ли она ругать мишку?

Валентина Осеева

ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

– Вы-хо-ди!..

Почему Саша перестал обижать Толю?

Михаил Яснов

ГОРЕСТИ-ПЕЧАЛЕСТИ

Горести-печалести,

Что-то мне не спится.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

в старшей группе

ТЕМА: Чтения стихотворения

Я. Акима «Родня»

Цель;

Создание условий для речевого развития детей средствами художественной литературы.

  • . Образовательные : продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.
    -
    Развивающие: развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь - доказательство. Формировать навыки применения диалогической и монологической речи.
    Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Задача:

  • Формировать дифференцированные представления о семье как совокупности людей разного возраста и пола,обьединенных родом началом:
  • Подводить детей к осознанию проявления любви,забота и уважения к членам семьи родственникам:
  • Актуализировать использование полученной информации в игровой,речевой деятельности.
  • Оборудование: Конверт; слайды фотографии родственников;

Воспитатель:

Ребята к вам за помощью обратились наши друзья –первоклассники . Сейчас прочитаю их письмо: Дорогие воспитанники старшей группы Помогите нам,пожалуйста, выполнить домашнее задание.К следующему уроку «Окружающий мир» нам нужно принести фотографии родственников.Один ребёнок собирается принести фотографии тех родных,которые живут вместе с ним дома, другие считают что нужно принести фотографии не только мамы,папы, братьев, сестёр, но и бабушек и дедушек, сестёр мамы и папы, хотя они живут отдельно.А мальчик Митя принесёт фотографии не только своих близких,но и своего любимого друга и домашних животных. Ребята,мы не случайно обратились именно к вам,потому что слышали,что вы много знаете о семье,родственниках, у вас в группе есть альбомы и игры по этой теме. Надеемся,что вы нам обязательно поможете.

Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям Как мы можем это сделать?

  • Дети: Мы можем записать наши рассказы о семье, родственниках на диктофон и отправим их первоклассникам.
  • Воспитатель; Молодцы , я очень рада,что вы готовы им помочь! Но чтобы ваши рассказы получились интересными и правильными,давайте вспомним всё ,что вы знаете о семье и родственниках. Показ фотографий семьи родственников.

Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? ведь они такие разные!

  • Дети; На фотографии родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть фотография,на которой изображены дедушка,бабушка, папа, мама и дети.

Воспитатель; Выберите фотографию которая вам больше всего нравиться,и подумайте,что вы сможете рассказать о ней.

Дети рассказывают о том что изображено.

  • Воспитатель; правильно, ребята,семья –это взрослые и дети,живущие вместе,любящие друг друга.
  • Ребята послушаем стихотворение. Я Аким «Родня» .

Мама с папой - моя родня.
Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.

Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи.Мама,папа,сестрёнка,братишка -родня.Друг Серёжка –не член семьи и не родственник.Он друг, а для каждого члена семьи очень важно иметь не только родственников но и друзей.Домашних животных мы очень любим,заботимся о них,иногда считаем их членами семьи.Щенок Тишка может считаться членом семьи.Но он не человек,по этому не является роднёй герою стихотворению.

Ребята вам понравилось стихотворение?

О чем оно?

А как вы понимаете слова родня?

А в этом стихотворение есть родня?

Игра «Кто есть кто»

Слон, слониха, слонёнок

Волк, волчица, волчонок

Мышь,мышка,мышонок

Медведь, медведица, медвежонок

Заяц,зайчиха, зайчонок.

Физкультминутка


Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши

Воспитатель; Ребята назовите близких родственников.

(Ответы детей) папа, мама, брат сестра.

Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Семейное согласие всего дороже
  • Нет такого дружка,как родная мать
  • Материнское сердце лучше солнца греет.
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

Это пальчик –дедушка

Это пальчик-бабушка

Это пальчик -маменька

Это пальчик-папенька

Это пальчик –наш малыш!

Зовут его Ванюшка!

Воспитатель; У Ванюши дружная, сплоченная семья, потому что все пальчики собрались,в кулачек.

Воспитатель; Какой должна быть семья? Подберите слова –признаки к слову «семья»

Дети: Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая. Кто знает стихотворение о семье?: А. Минина

Семья-это слово родня!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают,

Как солнца сиянье они горячи,

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных,как солнца лучи!

Спасибо ребята за интересные рассказы о ваших семьях.

Я их записала на видеокамеру,мы их пошлём нашим друзьям –первоклассником.Думаю что они помогут им правильно подобрать фотографии своих родственников для урока в школе.


>> Литература: Я. Аким. «Моя родня», С. Маршак. «Хороший день»


Урок 25

Я. АКИМ «МОЯ РОДНЯ»,

С. МАРШАК «ХОРОШИЙ ДЕНЬ»

– совершенствовать навыки выразительного чтения и чтения целыми словами;
– продолжить развитие речевых умений, творческих способностей, памяти и внимания;
– воспитывать уважение к своим близким.

Оборудование: выставка рисунков и фотографий на тему «Моя семья»; таблица для чтения, карточки с играми.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений.

III. Постановка цели урока.

– Рассмотрите выставку рисунков и фотографий.
– Как она называется?
– Что означает слово «семья»?

Семья – группа живущих вместе родственников.

– Расскажите, с кем вы живете, какая у вас семья.
– Могут ли родители быть друзьями для своих детей?
– Сегодня мы познакомимся с произведениями о родственниках, о близких нам людях.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, три,
Ры-ры-ры – не заметили жары,
Са-са-са – в лесу бегает лиса,
Со-со-со – у Вовы колесо,
Ос-ос-ос – на поляне много ос.

2. Отработка навыка чтения.

– Читайте слова по таблице:

3. Знакомство со стихотворением Я. Акима «Моя родня».

– Как называется произведение?
– Кто его автор?
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?

ло-по-у-хий – лопоухий
мо-тор-на-я – моторная
вол-шеб-на-я – волшебная
на-сто-я-щий – настоящий
при-бе-га-ю – прибегаю

– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.

4. Анализ произведения.

– От чьего имени написано стихотворение?
– Кого мальчик считает своей родней?
– Кого мальчик очень любит?
– Почему мальчик считает своего друга родным?
– Прочтите строки, в которых мальчик рассказывает о своем друге.
– Расскажите о своем лучшем друге.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились.)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Хороший день».

– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

вы-ход-ной – выходной
об-су-дим – обсудим
об-суж-дать – обсуждать
бо-та-ни-чес-кий – ботанический
мас-тер-ску-ю – мастерскую
без-го-ло-во-го – безголового
по-не-сёт-ся – понесётся
за-дум-чи-вым – задумчивым
гип-по-по-там – гиппопотам
в та-ра-тай-ке – в таратайке
о-ты-ска-ли – отыскали
из се-реб-ря-но-го – из серебряного
вер-ну-лись – вернулись

– Объясните значение слов и выражений:

ботанический музей – музей (сад) растений;
цесарка – курица из семейства куриных;
в таратайке – в легкой двухколесной повозке;
ситро – прохладительный напиток.

Учащиеся читают стихотворение вслух по цепочке.

2. Анализ произведения.

– С кем провел мальчик весь день?
– Прочтите строки, в которых герои обсуждали варианты проведения выходного дня.
– Где же провели свой выходной отец и сын?
– Каких животных видели герои в зоопарке?
– Какой подарок привезли они маме?
– Вспомните свой самый хороший день.
– Расскажите, с кем и где вы его провели.
– Прочтите пословицы:

> Всякой матери своё дитя мило.
> При солнышке тепло, а при матери добро.
> Вся семья вместе, так и душа на месте.

– Выберите из пословиц ту, которая отражает смысл произведений «Моя родня» и «Хороший день».

– Объясните их значение.

3. Игры Деда Буквоеда.

– С какими произведениями мы познакомились сегодня?
– Назовите членов вашей семьи.
– Что самое дорогое у каждого человека?
– Кто вас любит больше всех?
– Как надо относиться к своим родным?

Домашнее задание : выразительное чтение стихотворений.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.