Внеклассное мероприятие «Дружба дороже богатства. Практическое упражнение “Мостик дружбы”

Цель классного часа: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.

  • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Оборудование: карточки со словами, картинки сказочных героев, мягкая игрушка “собачка”, макет солнышка, грамзапись “Улыбка”, “Если с другом вышел в путь”.

Ход занятия

Организационный момент.

– Уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем классном часе. Дети входят в класс под песню “Если с другом вышел в путь” и садятся в круг. (Заранее дети были распределены с помощью жеребьёвки на 3 команды: красные, зеленые, желтые.) За каждый правильный ответ получали жетоны.

Кто верит в дружбу горячо.
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

Вступительное слово учителя

– Ребята, о чем это стихотворение?

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, – это дружба. (Ларошфуко)

– Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия "Дружба дороже богатства".

– Представьте себе весы. На одной чаше дружба, а на другой богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

– Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

– Что же такое дружба? Дружба отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

В словаре В.Даля дружба – это “бескорыстная стойкая приязнь”.

– Сейчас я познакомлю вас с одной очень старой и мудрой притчей.

ПРИТЧА

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню,

чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало е несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

– Молодцы! Вы очень правильно поняли смысл этой притчи.

– Домашним заданием вам к классному часу было найти и запомнить как можно больше пословиц о дружбе. Поднимите, пожалуйста, руки кто нашёл такие пословицы. Сейчас вы будите работать в группах. Из подобранных вами пословиц, нужно выбрать те, которые, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи.

– Дети работают в группах. Затем каждая команда называет поочерёдно пословицы.

Возможные варианты:

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Дружба дороже золота.
– Друзья познаются в беде.
– Верному другу цены нет.
– Для дружбы нет расстояний.
– Без беды друга не узнаешь.
– Человек без друзей, что дерево без корней.
– Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

– Вы хорошо поработали, и все пословицы действительно соответствуют этой притче.

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?

Дети – С улыбки.

– Верно, ребята, с улыбки. Об этом в песенке поётся. (Песня “Улыбка”– 1 куплет) Дети выполняют танцевальные движения. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь на свои места.

Групповая работа.

– Каким же должен быть друг? Вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которыми должен обладать друг.

Дети работают в группах.

На карточках записаны слова:

– Какие качества вы выбрали? Почему?

– Почему оставили качества со словами “злоба, хвастовство, равнодушие жадность, лень, зависть, эгоизм”?

– Почему распадается дружба?

– Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?

(Дети сами выводят правила, которые вывешиваются на доске.)

Правила дружбы

– Уступать.

– Не бояться просить прощения, если обидел друга.

– Не грубить. Не злиться.

– Не жадничать.

– Быть честным.

– Помогать другу.

– С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

– Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

– Не ябедничай, лучше сам поправь.

– Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось.

– Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

– В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Практическое упражнение “Мостик дружбы”

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроём, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.

Давайте никогда не будем ссориться, давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту. Будем стараться выполнять законы дружбы. И скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно”

– Да, произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями. Давайте послушаем стихотворение о дружбе, которое приготовили наши мальчики и девочки.

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает.
Это слово? Значит что оно?
Дружба – если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещай его по доброй воле,
Школьные уроки приноси.
Если друг твой что-то к сожаленью,
Плохо сделал или не сказал,
Надо честно, прямо без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба и в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.

– Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства, нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

Игра “Кто с кем дружит?”

У вас на партах лежат сказочные герои, назовите их друзей.

Буратино – (Мальвина). Семь гномов – (Белоснежка.) Крокодил Гена – (Чебурашка).

Винни Пух – (Пяточок), Малыш – (Карлсон), Дюймовочка – (Ласточка).

– Да, даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.

На уроке изобразительного искусства вы тоже рисовали своих друзей, друга, подругу. Эти рисунки сейчас у вас на партах. Кто хочет показать свой рисунок и рассказать про своего друга.

Дети выходят в центр класса показывают свой рисунок и несколько слов говорят, кто изображен на рисунке. Рисунки можно будет сразу прикреплять к доске.

Обсуждение проблемных ситуаций в командах.

1.Друг взял книгу у тебя на один день, а не отдаёт её уже давно. Книга тебе крайне необходима. Ты звонишь и говоришь: “Если ты не принесёшь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу”. Как бы поступил ты?

2. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

  • Как вам не стыдно!
  • А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
  • Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.
  • В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!" вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги". Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась.Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!" И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

– Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Игра “ Круговая беседа”

А сейчас я предлагаю вам встать в круг. Ваша задача – передать по кругу игрушку и сказать добрые пожелания.

Итог классного часа

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную

минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь дружба дороже

богатства. Предлагаю вам посмотреть мультфильм “ Просто так”. Теперь посчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда. Победила дружба.

Предлагаю завязать ленточки дружбы на солнечных лучах, чтобы мы были дружны и едины. Солнышко-это я, а вы мои лучики. На этом наш классный час подошел к концу.

«Золоченые лбы» рассказывает о дружбе простого мужика Капитонки с Царем Иванычем. С детства они росли по соседству и были «не разлей вода». А когда выросли, дружба их еще больше окрепла: вместе на рыбалку, на ярмарку медведя смотреть. И все у них было исполу, то есть поровну. Царю с Капитонкой было весело и душевно проводить время, свободное от царских дел.
Как-то раз случилась между Царем и Капитонкой ссора, словом, «нашла коса на камень». И стали они меж собой соревноваться, кто кому больше досадит. Капитонка даже за границу сбежал, чтобы Царь Иваныч его найти не смог. Только тоскливо им стало жить друг без друга, и чем дальше, тем тоскливее.
В озорном, ярком, музыкальном спектакле, поставленном в духе народного лубка, вы не раз улыбнетесь над историей, рассказанной Борисом Шергиным. И, конечно, задумаетесь над тем, что истинная дружба дороже всех сокровищ на свете, и беречь ее нужно, как зеницу ока.
В спектакле одним из главных действующих лиц является музыка в "живом" исполнении квартета русских народных инструментов «Каравай».



Дружба да братство - дороже богатства

БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем,
Обретать же их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его – вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощённые однажды
Или не простившие меня.

Расул Гамзатов
Перевод Н. Гребнева

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, это дружба. Ларошфуко Ф.

Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Ларошфуко Ф.

Если судьба особенно благосклонна к человеку и хочет одарить его величайшим счастьем на свете, она дает ему верных друзей. Тельман Э.

Храбреца испытывает война, мудреца - гнев, друга - нужда. - Арабское изречение

Я не нуждаюсь в друге, который повторяет каждый мой жест: это проделывает гораздо лучше моя тень. - Плутарх

Ложные друзья, подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим на солнце, и тотчас же покидают нас, как только мы вступаем в тень. - П. Бови

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда. Руссо Ж.

В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой. Монтень М.

Каждый наш друг - это целый мир для нас, мир, который мог бы и не родиться и который родился только благодаря нашей встрече с этим человеком. Анаис Нин

Брат может не быть другом, но друг - всегда брат. Бенджамин Франклин

Дружба приумножает радости и дробит печали. Генри Джордж Бон

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.
Джозеф Аддисон

Ищущий себе идеального друга останется без друзей. Елена Петровна Блаватская

Умей быть другом - найдешь друга. Игнатий Красицкий

Вот что понравилось мне нынче у Гекатона: «Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!» Достиг он немалого, ибо теперь никогда не останется одинок. И знай: такой человек всем будет другом.
Луций Анней Сенека (Младший)

Друг должен быть у нас всегда в душе, а душа всегда с нами: она может хоть каждый день видеть кого захочет.
Луций Анней Сенека (Младший)

Дружба кончается там, где начинается недоверие.
Луций Анней Сенека (Младший)

Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился.
Луций Анней Сенека (Младший)

Тема занятия : «Дружба дороже богатства».

Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.

Задачи:
формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Начнем наш классный час со стихотворения:

Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

— Ребята, о чем это стихотворение? (О дружбе).

2. Основная часть.

1. Беседа:

— Тема нашего занятия “Дружба дороже богатства”.

— Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

— Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

— Так, что же такое дружба? Как вы считаете?

В словаре Ожогова дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В нашей жизни, литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием.

2. Модель — Друг

— А какими качествами должен обладать настоящий друг? Давайте составим модель слова ДРУГ

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Скромный

Порядочный

Бескорыстный

Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.

(Вывешиваю на доску табличку).

Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.

— Ребята, а у вас есть друзья?

— А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья? Обладают ли они этими качествами?

(Добрые, веселые, умные и т. д.)

Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, по­мощь позволяют охарактеризовать поня­тия «дружба» и «друг».

3. Стихотворение

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок —
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

А может дружба распасться? А по каким причинам?

Друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

4. Разрешение ситуаций.

— Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Сережа, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Сереже нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

— Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. “Плохо”.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
— Вот это и плохо, — гневно ответила женщина.

— Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Катя громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

— Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

— Ребят, у меня есть еще несколько ситуаций, а для этого вам прийдется разделиться на 3 микрогруппы, ваша задача – познакомиться с этими ситуациями, суметь объяснить и выбрать правильный вариант ответа.

1-й вопрос

Витя и Ваня — друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня — не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба. Как бы вы поступили на месте Вити?

1. Тоже давал бы списывать.

2. Помогал товарищу выполнять домашние задания.

3. Сказал учителю, что Ваня списывает.

2-й вопрос

Маша и Лена — хорошие подруги. Они вместе ходят в столовую обедать. Иногда у Лены не хватает денег на булочки. Маша видит это и говорит: “У меня есть деньги, и я могла бы тебе дать, но мама не разрешает мне никому давать деньги.” Как бы вы поступили на месте Маши?

1. Тоже не давал бы деньги в долг.

2. Давал бы деньги в долг в тайне от мамы.

3. Постарался бы убедить маму в ее неправоте, настоящий друг всегда выручит в трудную минуту.

3 вопрос

Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла кровь. Он заплакал. Андрей подошел к нему, засмеялся и сказал: “Ну, что ты плачешь, размазня? Заживет твое колено!” Как бы вы поступили на месте Андрея?

1. Тоже посмеялся бы.

2. Подождал бы, пока Вова сам поднимется.

3. Помог бы Вове подняться, выразил сочувствие и отвел домой.

— Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

5. Сказочные герои.

— На доске записаны имена сказочных героев. С кем же дружат наши герои?

— Забавные бурундучки Чип и… (Дейл).
— Добрая Белоснежка и… (7 гномов).
— Забавный Винни-Пух и… (Пятачок).
— Добрый Малыш и… (Карлсон).
— Доверчивый Буратипо и… (Мальвина).
— Зеленый крокодил и… (Чебурашка).

В чем заключалась дружба эти героев?

6.Собери пословицы.

— О дружбе сложено много пословиц. Но пословицы, которые есть у меня, рассыпались. Их необходимо собрать.

Друзья познаются в беде.
Друга на деньги не купишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Друг спорит, а враг поддакивает.

— Давайте объясним смысл этих пословиц.

7. Дружба-главное чудо.

Ребята, прочитайте на доске эпиграф:

“Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее.
И любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие”

— А давайте посмотрим можно ли на примере след.рассказа назвать дружбу-главным чудом?

Отрывок из рассказа М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”.

“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли его товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и корреспондентом Академии наук”.

— Вот оно чудо! Дружба спасла человека и верные друзья! В 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.

8. Законы дружбы.

Сейчас я вам предлагаю карточки с законами дружбы, по которым мы будем жить. Прочитайте их внимательно и постарайтесь всегда придерживаться.

Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

3. Заключительная часть.

— И в заключении мне бы хотелось вместе с вами спеть песню о дружбе «Если с другом вышел в путь».

— Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

Введение

Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.

  • * формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
  • * формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • * формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Ход мероприятия

Уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на классном часе, посвящённом нравственному воспитанию.

Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

Ключевыми понятиями нравственности являются … На одном из перечисленных понятий мы заострим сегодня своё внимание. А вот на каком, вы узнаете буквально через минуту.

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Ребята, о чем это стихотворение?

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

  • - Тема нашего занятия “Дружба дороже богатства”.
  • - Представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой - богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
  • - Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
  • - Что же такое дружба? Дружба - отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

В словаре В.Даля дружба - это «бескорыстная стойкая приязнь».

И любая беда - не беда,

Если рядом - друзья настоящие!»

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба -- это если друг твой болен

И не может в школу приходить, --

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей -- и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба -- это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?

Учитель: А с чем вы не согласны?

Как вы, ребята, понимаете слово «ДРУЖБА»?

Рассказ учителя.

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, «от обратного». Понятие противоположное дружбе - эгоизм.

Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь».

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться - буду с ним дружить. Не умеет - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:

Друг - это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Когда ещё никто не знал ни слова -

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спокойно за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Учитель читает эпиграф:

«Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее

И любая беда - не беда,

Если рядом - друзья настоящие!» (слайд 3)

Так что же такое дружба?

Продолжите фразу «Друг - это…»

друг - это человек, с которым тебе интересно играть,

друг - это девочка или мальчик, с которым можно посекретничать о чем-то,

друг - это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,

друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,

друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний,

друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо,

друг - это мой непослушный щенок,

друг - это тот, кого нам вечно не хватает,

друг - это тот, кто встанет вместо меня,

друг - это тот, вместо кого встану я,

друг - это тот, к кому можно ворваться даже в 12 часов ночи и сказать: «Мне больно!»

друг - это тот, с кем можно помолчать,

друг - это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого,

друг - это тот, кто скажет «Не вешай нос!»

друг - это тот, кто хочет, чтобы я был лучше его и т. д.).

Если есть друзья на свете -

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим -

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

(Слайд 14) Очень много существует пословиц о дружбе.

Прочитайте пословицы - они нам пригодятся для дальнейшего задания.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Послушайте одну притчу и подтвердите ее пословицей с экрана или вспомните свою пословицу к ней.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в загон, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье». классный дружба толерантность

Почему хозяин заплакал?

Чем вас удивила эта история? Почему «когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей»?

Какая пословица метко поясняет смысл притчи?

Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Своя: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Учитель: - А теперь я предлагаю вам закончить пословицы хором.

О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга - ищи … … /а нашел - береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Дружба - как стекло …… /разобьешь - не сложишь/.

Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

Кто любит лгать, …/того нельзя в друзья брать/.

Лучше честный враг, …/чем коварный друг/.

Не бойся врага умного, …/бойся друга глупого/.

Скажи мне, кто твой друг,…/ и я скажу, кто ты/.

Существует много законов дружбы. Прочитайте и запомните еще несколько законов.

Не обзывай и не унижай своего друга.

Помогай другу в беде.

Не обманывай друга, будь с ним честен.

Не предавай своего друга.

Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:

граждане России;

предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.

Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе … Давайте вспомним и споём.

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

Я иду и пою обо всём хорошем.

И улыбку свою я дарю прохожим.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги!

Нам любые дороги дороги!

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.

Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,

Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

Если с другом вышел в путь - веселей дорога.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот, что значит настоящий друг.

Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить.

Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружного коллектива. Существует много законов дружбы.

Понаблюдаем ситуации из школьной жизни и сформулируем закон дружного класса (на доску вывешиваю). (Ситуации инсценируют дети).

  • 1. «За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа четвероклассников.
  • - Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.
  • - Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!

Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск».

Как поступить в такой ситуации? Сделайте выбор:

ходить другой дорогой;

сказать старшим;

самим попробовать справиться.

Какой можно вывести закон дружбы по этой сцене?

Предлагай помощь товарищу. Не оставляй его в беде.

2. (стих читает ученица) На школьном утреннике:

Клоун - на сцене!

Острит он неплохо,

Скажет словечко -

И слышится хохот.

Школа взрывается -

Залпами смеха:

Клоун - первоклассница! -

Ну и потеха!

Хохот девчонок

Особенно звонок!

Но не смеется одна из девчонок.

Что-то нахохлилась эта девица:

Мне не охота от смеха давится

Шепчутся девочки «Ей не до смеха!

Танька не терпит чужого успеха!»

Какое качество (черта характера) может помешать дружбе? (Не терпит чужого успеха. Зависть.)

Какой можно вывести закон по этой сцене? Умей радоваться успехам другого.

З. (группа детей)

«За пять минут до первого урока все дети были в классе. Оля пришла последней.

У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

  • - Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
  • - Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! - подскочила к ней Наташа.
  • - Что случилось? Почему слезы? - закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами».

  • - В чем была их ошибка?
  • (Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко.

Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие. Можно помолчать вместе и человек успокоится))

Закон: Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай это правильно.

Учащиеся читают стихи.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой недаром зовем.

Пословицы о доброте:

  • (дети читают по очереди)
  • - Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.
  • - Про доброе дело говори смело.
  • - Жизнь дана на добрые дела.
  • - Худо жить без ласкового слова.
  • - Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • - Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
  • - Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • - Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
  • - Добрые слова дороже богатства.
  • - В ком добра нет, в том и правды мало.
  • - Не ищи красоты, ищи доброты.
  • - кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • - Сумел провиниться, сумей и повиниться.

«Хоровод дружбы»

Сейчас мы сделаем «Хоровод дружбы» - складываем полоску бумаги гармошкой, рисуем силуэт девочки или мальчика, вырезаем - получается группа людей, которые держатся за руки, приклеиваем на плакат - получается огромный хоровод.

Если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.

Умению дружить, общаться нужно учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю. Нужно помнить, что человек живёт на Земле один раз, поэтому надо каждый день творить добро.

Итог

Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа.

Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным - давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней, и подумал: «Спрошу - ка я у мудреца: скажи о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая? Если он скажет - живая. Я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправили к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мёртвая? И тогда мудрец, который был очень умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках»

Действительно, всё было в руках завистника: оставить бабочку живой или мёртвой.

Учитель: Пожелание: удачи всем в поисках настоящего друга!

Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

  • - Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.
  • - Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу!

Правила настоящей дружбы:

Останови товарища, если он делает что-то плохое;

Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом;

Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам;

Не выдавать чужие секреты;

Не бойся попросить прощения;

Не груби;

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя;

Предлагай свою помощь, а не жди просьбы о помощи;