Такие удивительные красавицы: на какие ухищрения шли модницы XIX века. «Бела – румяна – черноброва»: как пользовались косметикой на Руси и в России

Уголь для бровей, пудра из цинка, румяна только одного оттенка, сажа для ресниц, уксус, вазелин или сало с добавлением красного пигмента для губ - всё это было в косметичке у дамы, жившей в середине XIX века. Дамам XXI века повезло, ведь для того, чтобы создать образ в историческом стиле, достаточно умело использовать нужные текстуры и цвета современных косметических средств, а не портить свою кожу вредными компонентами.

Давайте мы рассмотрим характерные особенности макияжа в стиле середины XIX века. Безусловно, на сохранившихся до наших дней портретах, дамы выглядят идеальнее, нежели они выглядели в реальности, но, поскольку для нас портреты - это ближайший ориентир, к такому образу мы и будем стремится при подготовке к балу.
Идеал того времени - скромная и естественная красота. Только в том случае, если дама делала яркий макияж, то все её автоматически начинали считать падшей женщиной. Дамам из высшего света не позволялось даже на секунду допустить такого отношения к себе! Поэтому, за своим лицом дамы очень следили и пользовались косметикой очень осторожно.
Приличная девушка должна была выглядеть здоровой, с лёгким румянцем на щеках и розовыми губками. Леди прибегали к хитростям чтобы заменить косметику: умывались очень холодной водой чтобы выглядеть ещё бледнее, перед выходом к гостям чуть покусывали губы и щипали себя за скулы, чтобы сделать краски лица ярче.
В моде: бледный цвет лица, черные брови чтобы подчеркнуть бледность кожи, сверкающий взгляд и немного румян чтобы освежить лицо.
Для того, чтобы сделать такой исторический макияж, необходимо использовать правила современного дневного макияжа, но с учетом некоторых тонкостей:
Кожа лица:
- Выровненный тон с помощью лёгкой тональной основы в цвет кожи, или на тон светлее, - допустимо использование консилеров, - пудру лучше использовать рассыпчатую на тон светлее, - создавать рельеф и выделять скулы хайлайтерами не рекомендуется, т. к. в моде начала XIX века овальное лицо.
Румяна:
- Это самое важное, но многие наоборот пренебрегают румянами и в этом ошибка. Цвет румян нежно-розовый и наносить его нужно на самую выпуклую часть щеки. Главное не переусердствовать! Румян не должно быть много, только 1-2 лёгких прикосновения кистью.
- Обязательно припудрить сверху и растушевать.
Брови:
- Их любили на всем протяжении XIX века, за ними ухаживали, убирали лишние волоски, но при этом в моде сохранялся естественный изгиб и небольшая толщина. Брови обязательно необходимо подчеркнуть карандашом или тенями в цвет волос (или на тон темнее), придавая более четкие очертания.
Глаза:
- Дамы прошлого практически ничего не наносили на глаза, но мы будем пользоваться схемой дневного современного макияжа и будем использовать тени. Всё потому, что освещение в современных бальных залах электрическое и это добавляет необходимость использования теней чтобы ваши глаза на фото не были маленькими, заспанными и прищуренными. Важно использовать карандаш только коричневого цвета (не черный) чтобы подчеркнуть линию роста ресниц, немного удлиняющей туши (а не объемной) на кончиках ресниц и матовые) тени от цвета слоновой кости до коричневых оттенков.
- Использование жидкой подводки любых цветов и наведение стрелок - категорически недопустимо, - использование перламутровых теней (за исключением небольшого количества светлого оттенка под бровью и на подвижном верхнем веке) - также недопустимо, - использование цветных оттенков теней - недопустимо, т. к. макияж тут же превратится в современный, - накладные ресницы - крайне нежелательны.
Губы:
- Линия губ растушеванная, т. к. в историческом макияже губы должны оставаться естественными, - достаточно использовать нейтральных цветов блеск для губ или помаду чтобы сделать объемнее губы, - использование ярких помад - недопустимо.
Минимальный загар или его отсутствие подчеркнет вашу аристократичность и наоборот - чем больше загара на лице, тем больший эффект простушки он создаст.
С помощью таких нехитрых советов у вас обязательно получится создать необходимый нежный, естественный и целомудренный образ! Исторический_макияж@Pasdecote XIXвек кринолины /копирование и использование текста разрешено только при условии указания авторства и ссылок!










Макияж 19 века. 19 столетие – век химических открытий и промышленной революции

Это время полностью изменило мир косметики. Прежде всего, этому способствовал настоящий бум химический открытий. Едва ли не каждый год учёные создавали новое средство, означавшее очередной прорыв на рынке. К примеру, именно в данный период были изучены возможности использования перекиси водорода в косметических целях, оксид цинка стал использоваться в пудрах. Появляется усовершенствованный крем для тела с новыми ингредиентами – вазелином и минеральными маслами, ланолином (восковое вещество, которое собирают с шерсти овец или других животных).Благодаря достижениям в области физики, впервые заговорили о солнцезащитных препаратах. Сперва учёные считали, что солнечные ожоги провоцировала жара. Но в 1801 году Иоганн Вильгельм Риттер из Германии обнаружил ультрафиолетовое излучение. В 1820 англичанин Эдвард Хоум бился над вопросом, почему люди со смуглой кожей более устойчивы к ультрафиолету, чем со светлой. Проведя несколько опытов, он убедился в наличии у человека особого пигмента – меланина, который защищал кожу от воздействия солнца. А вот в 1878 году австриец Отто Файель изучал свойства танина (вещества растительного происхождения) в качестве солнцезащитного средства. Но у него оказался один серьёзный недостаток – он чрезмерно окрашивает кожу.Как уже говорилось выше, всевозможные косметические средства изготавливались в мануфактурах. Но их выбор был невелик, а цена была по карману лишь состоятельным людям. Промышленная революция и использование паровых машин не только увеличило количество создаваемых продуктов, но и сделали их более доступными.Именно в 19 столетии во всём мире стали появляться полноценные компании и торговые марки, специализирующиеся на косметике, парфюмерии и средствах гигиены. С уверенностью можно сказать, что зубной пастой «Colgate» или шампунем «Palmolive» пользовались очень многие читатели этой статьи. Но мало, кто знает, что фирма Colgate берёт своё начало ещё в 1800-х годах. В 1806 году на одной из нью-йоркских улиц Уильям Колгейт открыл производство мыла и свечей, которое затем расширилось до полноценного завода в Нью-Джерси (1820 год). А уже в 1857 году под руководством сына основателя Самуэля Колгейта была создана организация Colgate & Company. В 1866 году было разработано ароматизированное мыло, несколько видов парфюмерной продукции. Спустя 6 лет появилась новая торговая марка - Cashmere Bouquet – ароматизированное туалетное мыло.Международное признание компания получает на рубеже веков в 1900 году, когда её мыло и парфюм завоёвывают награды на Всемирной выставке в Париже. В 21 веке «Colgate-Palmolive» – трансконтинентальная корпорация, которой принадлежит несколько брендов, в том числе Colgate, Palmolive, Lady Speed Stick, Mennen.

Стиль этой эпохи - скромный, нежный макияж. Девушки стремились к подобию ангела:
Кожа – бледная, макияж глаз практически отсутствовал, на губах - не более чем вазелиновый блеск, яркие губы – вульгарность и дурной тон. В моде густые волосы, модницы преображали их в игривые локоны.

Яркие представительницы этой эпохи: Лилиан Даяна Гиш (одна из первых звезд немого кино), Мэри Пикфорд (Актриса театра и кино)

Определенному безветрию в моде на макияж, пришедшее в конце 18 столетия, суждено было продлиться не больше двух десятков лет. Единственное, чем пользовались женщины того времени, – это гигиеническое мыло для лица и тела, а также капля румян, изготовленных на основе природных красителей. С пришедшей на смену эпохой романтизма в 20-е гг. 19 столетия популяризуется мода на макияж – бурные страсти и эмоциональные душевные переживания в душе должны иметь отпечаток на внешности. Модным становится нездоровая бледность, темные и влажно блестящие глаза – таков эталон красоты эпохи романтизма.

Женщины повально начали пить уксус и есть лимоны. Делалось это с целью потери веса и достижения мертвенно-бледной кожи. Женщины мало спят – с целью появления кругов под глазами. Для придания блеска в глаза капают сок белладонны и атропин. Темные подводка глаз и тени для век придают облику демонический вид.

Но Ее величество мода изменчива, и с 50-х гг. болезненность и бледность в образе женщины перестает быть привлекательной. Мужчин начинает манить теплота, женственность и покой в женском облике. В целях соответствия новому эталону, женщины отказались от густого макияжа. Женщины предпочитают лишь немного осветлить лицо яичным белком, подцветить скулы румянами – немного ярче при темных волосах и светлее – при светлых, а также подвести брови бриллиантином. Никогда прежде, наверное, макияж не был таким щадящим, как в середине 19 столетия. Точка зрения на сам макияж изменилась, как на само слово «макияж», которое, появившись веком раньше, обозначало в отрицательном смысле искусство скрывать недостатки. В 19 столетии негативный оттенок со слова снимается, и оно обретает значение «средства, скрывающие недостатки лица».

Специфической особенностью макияжа 19 столетия
становится то, что макияж перестает быть привилегией лишь знатных дам. В связи с устройством промышленного изготовления косметика становится доступной даже низшим слоям общества. Приличные девушки из бедных семей приобщаются к искусству макияжа и с радостью обучаются припудривать лицо, подкрашивать губы и подводить глаза. Но надо заметить, что проститутки в 19 столетии, как и во все времена, всегда красились дерзко: наносили много пудры и румян, использовали яркую помаду и подводили жирным черным цветом глаза.

В конце 19 столетия была придумана жидкая пудра. Она идеально скрывала все недостатки кожи и, застывая, создавала эффект маски. В сочетании с небольшим количеством румян и помады, оно походило на лицо жрицы. Мужчины того времени просто таяли перед такой загадочностью.

Косметическая промышленность конца 19 столетия раскручивается, соответственно, популяризуются и косметические средства. Актрисы 19 века с радостью дают уроки красоты и публикуют на страницах журналов рекомендации и рецепты, как сохранить молодость и красоту. Понемногу женщины осознают, что настоящая красота – это искусство владеть свои телом, чувствами и голосом, а уж никак не сильная «накрашенность».

В древности существовала традиция красить зубы. Она сохранилась и в 19 столетии. Женщины красили зубы в желтый цвет, чтобы лицо казалось бледнее.

В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

*если Вы хотите красивый естественный макияж без эффекта маски, с идеальным тоновым покрытием, который держится на лице минимум 8 часов, то будьте уверены этот курс специально для Вас…

Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока. Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье - в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.


Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» - столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

Камилла Клодель

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

Макияж 15 века. Средневековый макияж

Из восточных стран, пройдя Грецию и Рим, искусство макияжа понемногу проникло в европейские страны, где от столетия к столетию точка зрения на макияж менялась с молниеносной скоростью. В эпоху средневековья, когда все телесное почиталось за грех и «дьявольские помыслы», женщин за женщин не считали, ставя им в вину грех родоначальницы Евы, а все проявления макияжа подвергались травле. Простота, стыдливость и скромность считались главными достоинствами.

Средневековый макияж

С 3-го по 5-й столетия н. э. обряды купания, очищения, нанесения на тело и лицо каких-либо косметических средств заявляются святыми отцами как греховные, и европейское общество порицает не только какой-либо тщательный уход, но даже самое простое купание тела. Вонь грязного тела пытаются забить благовониями, к примеру, привязывая подушечки с ароматными травами под мышками, с целью заглушить запах пота. Всякая декоративная косметика для лица – белила и румяна – становятся символом распутства и грехопадения.

Но как бы не осуждала святая церковь косметику, как бы не запрещала ее, и каких бы гонений не устраивала, женский интерес так и не удалось унять. И к концу 9 столетия в итальянском городке Капуя, близ Неаполя, довольно прочно были устроены изготовление и продажа косметики. Итальянцы производили всевозможные притирания, белила и румяна, губную помаду, благовония и ароматические составы.

Из Италии мода на макияж постепенно проникла во Францию. В 1190 году король Франции, разрабатывая поощрительные указы, постановил привилегировать продавцов духов, ароматной воды и мыла, пудры, белил и чистящих мазей. Женщины, страдающие болезнями, имеющие на лице дефекты, с радостью нач али п риобретать и использовать декоративные косметические средства, а за ними и грим на лицо стали накладывать и все красавицы Европы.

В эпоху культа бессмертия человеческой души очень ценен был одухотворенный взор. Для достижения такого эффекта женщины стали капать в глаза сок ядовитой белладонны. Он делал зрачки больше, а глаза становились темными и блестящими. Но когда узнали, что частое использование белладонны очень вредно, модницы в тех же целях начали использовать настойки хризантем.

Волосам практически не уделялось внимания. Их скрывали под вуалью и сбривали на лбу, чтобы сделать его больше, а облику придать сходство с полной луной. Процедура удаления волос со лба была крайне болезненной - на волосы наносили смесь из негашеной извести и пигмента, и удаляли их. После этого «лысый» участок кожи смазывали свежей кровью лягушек, соком растения цикута или золой вымоченной в уксусе – считалось, что таким образом рост волос замедлится.

По постулатам раннего периода средневековья брови должны быть черными, дугообразными и тоненькими, словно нить. Такую моду скоро сменила другая тенденция – безбровость. Пример такой моды – легендарное изображение Моны Лизы.

Чем красились в 18 веке. Как же раньше красились девчонки на Руси!?

Вот как описывается русская кокетка 18-го века в сборнике «Пчела»: «Прехитро себя украшает, приятные сандалии обувает и везжды свои ощиплет, и духами учинит, и лицо, и выю (шею) ваннами наванит (покрасит) и черности в очесах себе красит». Женщины в России очкнь любили белилиться и румяниться, но при этом весьма неумело: Будучи красивыми от природы, они абсолютно искажали свои лица. Например, накладывали на щеки такое колличество краски, что (по мнению немецкого путешественника Олеария) иногда казалось, будто кто-то разукрасил их кистью. Женщины разукрашивали себе руки и шею голубой, белой и коричневой красками, сурьмили брови и ресницы, при этом делали это самым уродливым образом: чернили светлые и белили черные брови. Княгиня Черкасская была очень красивой от природы женщиной очень и не желала краситься и румяниться, но была вынуждена покориться всеобщему обычаю, чтобы не подвергатся насмешкам. Церковь пыталась восставать против этого обычая, но тщетно. Косметикой повально увлекались женщины боярского сословия - они не только сурьмили брови, наносили на лицо румяна и белила, но и красили зубы. По всей вероятности, больше всех доставалось скоморохам шутам и скоморохам - они раскрашивали себя не только белилами и красками, но даже сажей. Самыми большими поборниками косметики на Руси тех времен, вероятно, были татары. Они красили ресницы, брови, губы, румянились, красили ногти хной и т. д. По словам одного из русских путешественников, девушки и женщины татар были похожи на «размалеванных кукол», которые в реальности были намного красивее.

Начиная с XVII века, Франция становится кумиром русского дворянства и на протяжении почти трех столетий определяла правила хорошего тона, моду и косметику не только для коронованных особ, но и для провинциального дворянства.

В XVIII веке в Петербурге уже имелся свой косметический магазин купца Данилова, где можно было даже приобрести так называемый «воздушный прибор» для опрыскивания духами.

Пользоваться косметическими средствами было, главным образом, уделом знати, простой же народ пользовался травами как для медицинских, так и для косметических целей. На Руси издавна большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливаю! кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны. Сведения о лечебных свойствах растений и способы их применения мы находим в многочисленных старинных «травниках» и «лечебниках» («Травоврач», «Зельник», «Жизненник», «Цветник» и др.). Будем откровенны: к простому, доступному. находящемуся под рукой, мы часто относимся без должного уважения. Скажем, к лекарственным растениям, воде, которая с древнейших времен считалась основным лечебным, гигиеническим и косметическим средством. Врачи древности применяли воду для лечения, для косметических целей в виде ванн, обмываний, обтираний, душей, компрессов.

В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.
«Чистота - залог здоровья!», также с полной уверенностью можно сказать, что чистота - залог красоты. В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.
Косметика, как считают некоторые, начинается не с нанесения кремов, помад и лосьонов, а прежде всего с мытья. Очистить кожу от грязи, кожного сала, отмерших роговых чешуек вот о чем нужно заботиться прежде всего.

Девочки, всем привет)))
Стало мне интересно, а как за собой ухаживали барышни того времени у нас в России? Понятно, что не было того изобилия косметики, ухаживающих средств, и современного оборудования, да и мода была другая...) Да и вообще индустрия косметологии только развивалась)

1. Щипцы для завивки волос


Чаще всего девушки завивали волосы дома, а для этого они нагревали щипцы, опуская их внутрь горящей керосиновой лампы. Не удивительно, что от этого волосы у них портились, а некоторые, особенно усердные вообще оставались без волос)))


но это, конечно, не было особой бедой для девушек, ведь тогда существовали…

2. Специальные накладки для волос


делались они из настоящих волос, и были уже завитыми)))

Кроме женщин ухаживали за собой и мужчины, в то время существовал культ усов - каждый мужчина мечтал иметь густые и длинные усы, чтобы сражать женщин наповал))) Поэтому в арсенале средств по уходу многие мужчины имели

3. Специальную жидкость для усов и бинт «Кошечка»


Жидкость «Кошечка» по консистенции напоминала современный гель - средство отлично склеивало усы и придавало им желаемую форму. Бинт «Кошечка» часто надевался во время сна, чтобы не испортить полученную форму)))

4. Щипчики для усов


использовались для того, чтобы подкрутить усы)))

ну, и чтоб не замочить усы были вот такие

5.Чашки с полочкой для усов

У женщин же растительность на лице не приветствовалась, тогда существовал эффективный

6. Электрический аппарат для разрушения волос


ха, предшественник современного прибора для электроэпиляции)))) Конечно, не каждая девушка могла позволить себе такой аппарат, в то время был он только у богатых особ)остальные же волосы выщипывали щипчиками, либо сбривали)

А вы знаете чем раньше чистили уши? Ватных палочек ведь в то время не было...)))) Были такие железные палочки, которые назывались…

7. Копоушки
вот копоушка из слоновой кости в футляре

Для домашнего омоложения существовал вот такой

8. Аппарат с массажными шариками


Модницы того времени усиленно водили им по лицу несколько раз в день)

А как девушки того времени боролись с запахом пота и с разводами подмышками?)) Ведь дезодорантов-то еще не было, и я не думаю, что они меньше потели, чем мы сейчас))) Секрет был в таком средстве как…

9. Подмышники




Кусочек плотной ткани наподобие наших подплечиков подшивался под платье, либо под корсет, иногда подмышники были надушены духами))
10. Подкладки для груди


ну, если уж у них подмышники были, то как же можно было обойтись без подгрудников?)))

Ещё девушки конца 19 века особенно тщательно ухаживали за ногтями - были и всевозможные пилочки, щеточки, и полировальные приспособления, и даже вот такой

11. Нож для срезания мозолей


12. Напальчиковый гарнитур для придания ногтям миндалевидной формы


это уже из серии «лохотрон» 19 века. А кто-то действительно верил, что при использовании таких накладок пальчики станут более изящными…

13. Булавка для держания шляп



в то время женщины делали высокие прически, и для того, чтобы шляпа держалась её крепили к голове булавками длиной 30 и более сантиметров. Были случаи, когда в тесной толпе булавки царапали лица соседей и даже выкалывали глаза. После этого было издано распоряжение, чтобы булавки продавались с наконечниками, но они иногда слетали, и несчастные случаи повторялись…

Видео прическа и макияж 18 века - стилист Оксана Бреусова

То, что сегодня кажется некрасивым, 150 лет назад казалось невероятно привлекательным. Девушки прошлого ели мел и клеили себе брови из мышиных шкурок, чтобы быть самыми-самыми.

В отличие от своих бабушек, европейские и российские красавицы 19 столетия отошли от канонов классицизма с его излишествами и вычурности в пользу естественности и демократизма. Конечно, в те времена еще господствовал культ роскоши и блеска, но пышные платья и огромные прически постепенно уступали место легким и воздушным туалетам, а макияж 19 века был максимально естественным и практически незаметным.


Практически все 19 столетие (начиная с 1837 года) прошло под знаком викторианской эпохи. Это было время высоких эстетических идеалов, культурного подъема и, одновременно, сдержанности и простоты.
В те времена, а особенно в эпоху ампир, в женской красоте больше всего ценилась опрятность. А поскольку обилие декоративной косметики при почти полном отсутствии личной гигиены приводило к быстрому старению кожи и различным болезням, дамы вовремя поняли, что лучший способ сохранить молодость и здоровье – это свести использование «искусственной красоты» к минимуму. Поэтому на портретах начала 19 века практически невозможно встретить густо накрашенных лиц.

С приходом эпохи романтизма в моду вновь вернулась мода на неестественно бледную кожу. Но теперь нужный эффект достигался вовсе не за счет толстого слоя фарфорового грима. Красавицы этой эпохи старались избегать солнца, боясь испортить цвет лица загаром, носили для этих целей широкополые шляпки. Но при этом цвет лица оставался естественным. Лучи солнца не касались даже рук, о белизне которых заботились с особенной тщательностью. Некоторые особо фанатичные дамы не снимали перчатки даже во время сна, из страха, что кожа вдруг почернеет.

Чтобы придать лицу «алебастровый» оттенок, дамы в неограниченных количествах ели лимоны, толченый мел и пили уксус натощак. К сожалению, это сказывалось на продолжительности жизни женщин: с выжженным желудком мало кто умудрялся дожить до глубокой старости.

Вообще, в эпоху романтизма в кругах высшего света считался модным образ томной, болезненной и глубоко чувствительной барышни. На какие только ухищрения не шли девушки, чтобы добиться желаемого эффекта! Красавицы не спали по нескольку ночей подряд, в надежде
«обзавестись» темными кругами под глазами. А чтобы глаза блестели, в них капали атропин (препарат из экстракта пасленовых растений) и свежий сок белладонны – ядовитого растения, которое при передозировке могло вызвать серьезнейшее отравление. Бледность лица оттеняла желтая краска, которой девушки красили зубы – и без того нездоровые, ввиду отсутствия нормальной стоматологической помощи. А завершала все это «великолепие» черная подводка, которую обильно наносили на веки. При всем при этом в моде оставались «собольи» брови, которые специально обученные люди умело мастерили из мышиных и крысиных шкурок.
К счастью, в середине 19 века столь фантасмагорический женский образ сдал свои позиции. На смену ему вновь пришла естественность. Макияж стал менее заметным. Эталон женской красоты вновь олицетворял покой, умиротворение и внутреннюю теплоту.

Макияж в 19 веке стал не только умеренным, но и доступным. Если раньше пользоваться косметикой и парфюмерией могли лишь дамы из высшего общества, то теперь, в эпоху подъема промышленности, румяна, белила, помада и прочие атрибуты красоты стали доступны практически для каждой девушки.

Массовый выпуск косметики во второй половине 19 века женщины встретили с небывалым энтузиазмом. В больших городах, рабочих поселках и отдаленных сельских имениях прекрасный пол мало-помалу начал осваивать тонкости нанесения крема и пудры, подкрашивания губ и глаз. Правда, в крестьянской среде женщины косметикой практически не пользовались: тяжелый деревенский быт мало способствовал тяге к прихорашиванию. Но все равно, нет-нет, да и появится в шкатулке у крестьянской девушки тюбик румян или недорогая, но кокетливая пудреница с зеркальцем!

Как ни странно, особенно обрадовались массовому выпуску декоративной косметики… городские проститутки! И если «приличные» женщины предпочитали краситься довольно умеренно и неброско, то у дам полусвета существовали свои, определенные правила. Считалось, что лучший способ привлечь клиента и понравиться ему – это вычурный и яркий образ, который достигался с помощью большого количества косметики. И если бы вы встретили на улице того времени особу с ярко накрашенными губами, кроваво-красным румянцем на щеках и веками, подведенными иссиня-черным карандашом, вы бы ни на миг не усомнились в ее профессии!

Пушкинский бал в школе - необычное, яркое, творческое мероприятие, которое надолго запомнится как старшеклассникам, так и гостям. Целью устройства подобного действия может послужить идея знакомства учащихся с соответствующей исторической эпохой, обучение основам этикета и "светского" обхождения, создание атмосферы пушкинских времен для наглядного погружения в отечественную историю и культуру.

Кто участники?

Традиционный осенний бал в школе вполне можно провести с уклоном в пушкинскую тематику. К подготовке мероприятия привлекаются учащиеся старших классов - как правило, с 9-го по 11-й. Для создания правдоподобной исторической атмосферы им потребуется перечитать литературные произведения не только А. С. Пушкина, но и других его современников, биографии известных людей, документальные свидетельства очевидцев о том, как проходили балы и т. п. Все это, без сомнения, расширяет кругозор учащихся и способствует их приобщению к истокам культуры.

Помимо знакомства с литературными источниками, организаторам бала понадобится разучить танцы той эпохи - вальс, полонез, польку. Можно договориться, что каждый класс заранее готовит и выносит на суд общества определенный танец.

На что обратить внимание

Внешнему соответствию историческим типажам на таком мероприятии отводится одна из важнейших ролей. Девушкам следует позаботиться о длинных элегантных вечерних платьях. Прически на пушкинский бал должны соответствовать принятым в том веке. Макияж - не слишком яркий или агрессивный. Платье для пушкинского бала призвано подчеркнуть мягкость, элегантность, благородство и утонченность барышни, чего порой не хватает современным красавицам.

Юноши в это вечер призваны быть галантными, предупредительными - истинными кавалерами. Им полагается надеть на пушкинский бал костюмы строгого покроя, с галстуками-бабочками или жабо, как вариант - военные мундиры, соответствующие эпохе.

Участвуют в мероприятии не только школьники, но и родители, учителя, приглашенные гости. Каждый должен иметь возможность сыграть выбранную роль, блеснуть костюмом и манерами, найти партнера для танца.

Зачем все это нужно

Благодаря подобным мероприятиям бывает достигнуто сразу множество целей. Это углубление знаний о творчестве и жизни великого поэта, знакомство с формирование чувства патриотизма и гордости за нашу великую страну, эстетическое воспитание.

В процесс подготовки и проведения пушкинского бала подростки расширяют собственный кругозор, получают представление о самых разных сторонах жизни и быта определенных кругов российского общества того периода, который позже получил название " пушкинская эпоха".

Другая важная задача - помочь развитию способностей ребят к творчеству посредством участия в театрализованных постановках, танцах, изготовлении декораций и пошиве костюмов.

При подготовке мероприятия можно использовать презентации, портреты исторических лиц той эпохи, даже создать подобие мини-музея из соответствующих предметов быта.

Как все организовать

Как правило, возглавляет пушкинский бал пара ведущих (юноша и девушка), задача которых - организовать мероприятие по заранее продуманному сценарию. Конечно же, им не обойтись без активной помощи творческой инициативной группы, куда должны войти чтецы, исполнители музыкальных произведений, актеры, участвующие в инсценировках.

В качестве гостей бала выступают учителя, директор, родители.

Зал, где будет проходить мероприятие, должен быть оформлен соответствующим образом - по периметру желательно расставить "старинные" кресла, небольшие столики, создать уютное освещение. Атмосферу эпохи лучше всего воссоздадут характерные детали - композиции из цветов, свечи в фигурных канделябрах, небольшие статуэтки.

Музыка для пушкинского бала подбирается из классических произведений композиторов того времени - Моцарта, Глинки, Штрауса, Чайковского. Как известно, балы того времени было принято открывать танцем под названием полонез - об этом также следует позаботиться организаторам.

Пушкинский бал - сценарий мероприятия

В празднично оформленном зале негромко звучит классическая музыка. Выходит пара ведущих, галантно приветствует собравшихся: "Добрый вечер, дамы и господа!" Далее все общение протекает в "светском" стиле с использованием литературной лексики той эпохи.

Ведущие объявляют присутствующим замысел мероприятия - знакомство учащихся с культурой пушкинской эпохи, незаслуженно забытыми формами общения. Вкратце рассказывается о роли и значении балов как того времени.

Пушкинская эпоха диктовала современникам свои условия. Жизнь русского дворянства 19 века была немыслима без великосветских приемов, служивших не только развлечением, но и основной формой общественной жизни. На подобных мероприятиях формировалось общественное мнение по тому или иному вопросу, обсуждались дипломатические и важные государственные проблемы. Бал был местом встречи потенциальных партнеров для брака и способом завязать множество нужных контактов.

Представление присутствующих

После краткой вступительной речи ведущие (музыка во время нее стихает или звучит чуть слышно) под звуки фанфар представляют друг друга, кланяются, затем переходят к почетным гостям. В качестве таковых выступает директор и администрация школы, наряженные в старинные костюмы.

Каждому из почетных гостей желательно заранее придумать титул и обозначить его роль на празднике. Например, "Государыня императрица", "Его сиятельство...", "Князь и княгиня такие-то...". Для создания достоверного имиджа неплохо заранее запастись старинными париками и костюмами, максимально приближенными к историческим. Возможен вариант взять их напрокат.

Собравшиеся приветствуют почетных гостей аплодисментами. Затем ведущие под негромкую музыку переходят к литературно-познавательной части.

Поговорим о Пушкинской эпохе

Ведущие предлагают гостям и всем присутствующим познакомиться с заранее подготовленной презентацией на тему: " Пушкинский бал глазами современников", цель которой - ввести участников в атмосферу той эпохи, создать подходящее настроение. На слайдах могут быть произведения живописцев тех лет, иллюстрации к известным литературным произведениям, фото музейных экспонатов - костюмов, посуды, интерьеров соответствующего исторического периода.

Создание такой презентации - процесс творческий и небывало увлекательный! Для воссоздания духа эпохи годятся и фотографии знаменитых памятников архитектуры, и обложки старинных книг, и гравюры. Благодаря ей вы вполне можете сделать темой мероприятия, например, бал в Пушкинском музее.

После этого ведущие предлагают присутствующим на время покинуть современный мир интернета, автомобилей и высоких технологий и погрузиться в совершенно другое время. Объявляется программа вечера.

Танцы, танцы, танцы

Как известно, танцы на балах любой эпохи служили основным занятием присутствующих. Именно вокруг танца как такового имеет смысл построить "сюжет" нашего мероприятия. Удачной идеей будет организовать вечер в виде конкурса бальных танцев тех лет. Каждый класс заранее готовит определенный танец (вальс, польку, менуэт и т. д.), затем в конце вечера строгое жюри подводит итоги.

Победителем не обязательно должна стать какая-то определенная "команда". Вполне уместным будет выбрать самую красиво танцующую пару - юношу и девушку. Несомненно, преимуществом будут обладать те участники, кто имеет хоть какую-то танцевальную подготовку. Впрочем, разучить вальс на пушкинский бал под силу большинству ребят.

Многие молодые люди в наше время увлекаются Хорошо умея исполнять европейскую программу бальных танцев (медленный и венский вальс, фокстрот, слоу-фокс), эти танцоры могут стать неоценимой находкой для такого мероприятия, как пушкинский бал в школе.

Если среди учащихся старших классов имеется хотя бы одна опытная пара танцоров (чаще всего партнер или партнерша учатся в другой школе и бывают приглашены на бал как гости), то им под силу организовать показательные выступления - пару-тройку зрелищных танцев, выполненных на высокопрофессиональном уровне. К тому же роскошные костюмы в виде фрака и настоящего расшитого стразами, у таких ребят, как правило, имеются.

Что еще происходит на балу

В промежутках между самими танцами ведущие могут как рассказывать об истории их возникновения и особенностях исполнения (пока танцоры отдыхают), так и чередовать их с не менее зрелищными, но при этом более спокойными и статичными номерами. В качестве таковых годятся, прежде всего, разнообразные конкурсы.

Каждый из проводимых конкурсов должен не только быть созвучен духу эпохи (то есть напоминать аналогичные, проводившиеся в те времена), но и нести дополнительные функции, помимо развлечения участников. Это может быть и углубление знаний о творчестве великого поэта и его современников, и знакомство с основными правилами дворянского этикета, и эстетическое воспитание учащихся.

Какие же конкурсы может содержать сценарий пушкинского бала в школе?

Литературный конкурс

Состоять он может из двух не зависящих друг от друга частей. Одна из них - в виде состязания чтецов, исполняющих отрывки из произведений А. С. Пушкина. Выбирать фрагменты для декламации можно как в стихах, так и в прозе. Строгое жюри подводит итоги и в конце вечера награждает победителя тематическим призом, например книгой стихов.

Состоять компетентное жюри должно из учителей литературы и старшеклассников-участников школьного литературного кружка. Можно пойти еще дальше и объявить викторину на знание поэзии тех лет. Участникам предстоит угадать автора произведений, отрывки из которых исполняются. Произведения следует заранее подобрать из числа малоизвестных, не входящих в школьную программу.

Как известно, среди дам и кавалеров того галантного времени было принято "баловаться" рифмами. Любительское литературное творчество процветало в салонах 19-го века. Для воссоздания атмосферы ушедшей эпохи как нельзя более кстати подойдет конкурс буриме - сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Такие шуточные состязания способны выявить в ребятах литературную одаренность и способность к импровизации. Итоги также могут быть подведены в конце вечера с вручением шутливых призов - скажем, бутафорской чернильницы и гусиного пера для творчества.

Конкурс актерского мастерства

По ходу сценария вечера ведущие напоминают присутствующим о том, что в пушкинскую эпоху непременным атрибутом любого бала было выступление приглашенных артистов, а также подготовленные участниками бала номера. Юноши и девушки пели и музицировали на различных инструментах. Каждый мог блеснуть талантом. Устраивались "живые картины" и даже целые любительские спектакли.

Вот и на школьном балу уместными будут как шуточные бытовые сценки ушедшей эпохи, так и постановка целых отрывков из литературных произведений тех лет (желательно не очень длинных). Для этого можно организовать импровизированную сцену или уголок в стиле гостиной 19 века. Поможет оформить маленький школьный спектакль настоящий занавес и придуманные заранее несложные декорации в виде предметов старинного интерьера.

Такой мини-спектакль (или "живые картины") способен стать изюминкой вечера и передышкой для танцоров.

Конкурс дефиле

Разумеется, старания участников бала по созданию старинного образа, подбору прически на пушкинский бал, костюма, макияжа, разучиванию светских манер не должны пропасть даром. Будет вполне оправданным провести небольшие состязания на умение держаться, галантно обращаться с дамами (для юношей), принимать комплименты и остроумно на них отвечать, изящно двигаться (для девушек).

Ненавязчивый "смотр" старинным нарядам тоже вполне можно организовать. Разумным будет распределить призы в нескольких номинациях - за самое оригинальное решение костюма, за максимальное историческое соответствие, за наибольшее вхождение в образ.

Ну и, конечно, будет вполне естественным в конце вечера выбрать самую замечательную "пушкинскую красавицу" и самого галантного кавалера.

Что еще можно придумать

Неплохая идея - конкурс старинного рисунка. Художники могут состязаться в течение вечера в заранее оговоренных жанрах - портрета, пейзажа, старинного интерьера. В конце вечера компетентное жюри подводит итоги.

Для конкурса портретов можно пригласить в качестве моделей присутствующих участников в старинных костюмах. Можно одновременно сделать фотографии позирующих и позже сравнить с полученными портретами. В любом случае врученные в качестве сувениров рисунки послужат впоследствии замечательным напоминанием о прошедшем вечере.

В конце бала можно слегка отойти от традиций старины и устроить самую настоящую современную фотосессию. Галерея фотографий, размещенная на стендах в вестибюле школы, не только сохранит чудесные воспоминания, но и будет стимулировать учащихся к другим подобным мероприятиям.

Сценарий пушкинского бала для детей в садике

До сих пор мы с вами говорили о проведении пушкинского бала для учащихся школы, главным образом старшеклассников. А что же наши малыши? Возможно ли нечто подобное в начальной школе или, скажем,

Конечно, устроить "настоящий" бал с малышами вряд ли получится - возраст пока не тот. Но вполне возможно провести осенний бал для малышей в виде замечательного театрализованного праздника, посвященного, например, дню рождения великого поэта. Только надо подойти к делу с учетом возраста юных участников.

За основу при проведении такого мероприятия в детском саду или в 1-2 классе школы можно взять сценарий, составленный на основе сказок Пушкина. Задачей праздника при этом будет как закрепление знаний малышей о творчестве великого поэта, так и ненавязчивое подчеркивание в воспитательных целях присущих героям сказок как положительных, так и отрицательных черт.

Какие сказки взять?

Скажем, на примере "Сказки о рыбаке и рыбке" можно подчеркнуть всю отвратительность такой черты, как жадность. В игровой форме порассуждать о том, что было бы, если бы желания старухи продолжали исполняться, какие ошибки допускали персонажи, как они были за это наказаны.

Замечательно будет, если дети смогут инсценировать отрывки из сказки. В этом случае предстоит заранее позаботиться о костюмах и о распределении ролей.

На основе сказок Пушкина можно устроить множество разнообразных викторин на знание творчества поэта. Можно подобрать всевозможные загадки по теме. А конкурс юных чтецов-декламаторов, каждый из которых заранее приготовил стихотворный отрывок, станет гвоздем программы.

Как и на взрослом балу, не стоит забывать о танцах. В группе малышей упор следует сделать на народные формы любого творчества, в том числе и танцевального. Например, предложить детям поводить хоровод на "полянке".

Оформление праздника тоже должно соответствовать стилю пушкинских сказок. Неплохо бы продумать интерьер в виде деревенской избы с прялкой, печью, самоваром - вплоть до пресловутого корыта! В общем, использовать все, на что хватит фантазии и материальных возможностей организаторов.

Такой утренник в ненавязчивой форме привлекает внимание детей к наследию великого писателя, будит фантазию, способствует закладке основных нравственных ценностей.

Современные средства укладки позволяют создавать практически любые быстро и легко. Стилисты придумывают новые стрижки, но девушки снова обращаются к классике, чтобы придать образу женственность, какой обладали леди в 19-м веке.

Какими были прически в позапрошлом столетии?

Прически 19 века популярны в наше время благодаря своей утонченности и лаконичности. В отличие от 18-го столетия, когда на головах светских дам высшего общества создавались полуметровые нагромождения шиньонов, локонов и начесов (а по слухам, внутри шевелюры водились мыши и тараканы), в 19-м в моде были легкие романтичные укладки. Девушки завивали волосы в локоны разных диаметров и аккуратно укладывали их вокруг головы.

В те времена в моде была античная эпоха, прически создавались по образу древнегреческих нифм. Отдельные ниспадали на плечи, шевелюра выглядела естественно и непринужденно. Иногда в ее украшении использовались цветы, ленточки, жемчуг.

Так красивы и романтичны прически 19 века. Фото в статье - тому неоспоримое доказательство. Представительницы прекрасного пола с такими укладками выглядят просто очаровательно.

Подручные средства

Как сделать прическу 19 века своими руками? Для того чтобы создать образ из эпохи Пушкина и Тургенева, необходимо в первую очередь научиться делать локоны разных размеров. Самым популярным способом создания кудряшек остаются бигуди и термобигуди. Они позволяют экономить время, их легко накрутить и при этом проследить, чтобы ни одна прядь волос не осталась без внимания. Разновидностей бигуди огромное количество, с их помощью можно сделать мелкие, средние, крупные пряди.

Главный минус бигуди - в процессе создания локонов невозможно корректировать их форму. Если вы ошиблись и неправильно накрутили прядь волос, она останется асимметричной в сравнении с остальной прической.

Другой вариант - плойка и утюжок для волос. Каждая прядь закручивается вручную, регулировать угол и силу завития легко можно у каждого локона, для создания разных объемов необходимы будут разные насадки.

Также для создания прически 19 века пригодятся различные заколки, украшения, искусственные цветы, шпильки, невидимки, резинки - все то, что поможет зафиксировать локоны в красивой форме.

Чтобы укладка лучше держалась, а локоны не распадались, лучше пользоваться муссом для волос. Ну и, разумеется, после создания прически 19 века ее нужно закрепить лаком сильной фиксации.

Классическая укладка

Это самый распространенный вариант укладки, он пользовался особой популярностью в 40-50-х годах 19-го века. Модницы тех годов сооружали на затылке замысловатые пучки, гнезда и банты, а волосы на висках завивали. Сделать подобную прическу очень просто в домашних условиях.

Для ее создания потребуется пара резинок, приближенных по цвету к тону ваших волос, расческа с тонким кончиком и частым рядом, плойка тонкого диаметра или аналогичные бигуди. Волосы должны иметь длину ниже плеч.

Нужно расчесать волосы на прямой пробор. После этого, отступив от линии роста волос примерно 5 см, провести расческой поперечную линию. Так вы отделите волосы на затылке и оставите спереди несколько прядей. Второй, поперечный, пробор должен иметь ровную и аккуратную линию. Волосы на затылке необходимо собрать в конский хвост, заплести в косу и осторожно растрепать ее, вытащить несколько прядей. Так вы сделаете ее объемной. После этого нужно несколько раз обернуть вокруг основания хвоста и закрепить шпильками. Пряди волос спереди разделить на тонкие локоны и закрутить на бигуди или термоплойкой.

с косым пробором

Еще один несложный способ создать романтичный образ. Для создания прически 19 века потребуются крупные бигуди, невидимки, шпильки, расческа и лак для волос.

Закрутите волосы на бигуди на всю длину от самых корней. Это придаст шевелюре объем, а на кончиках получатся крупные завитки, которые в дальнейшем и создадут прическу. Волосы нужно разделить на косой пробор, и у корней с каждой стороны начесать для придания дополнительного объема. Затем передние пряди необходимо, не натягивая, завести назад и закрепить на затылке шпильками. Оставшиеся волосы закрутить по направлению к макушке и также закрепить шпильками в низкий пучок. При желании, его можно украсить цветами или другими украшениями.

Асимметричный пучок, или гулька

Такие прически 19 века смотрятся утонченно и элегантно, идеальный выбор для выхода в свет. Для их создания потребуется плойка среднего диаметра, шпильки и невидимки.

Начинается прическа так же, как и классическая укладка. Волосы нужно разделить на две части, затылочную и височную. Все волосы завить на плойку по направлению от лица. Затем пряди с затылка нужно собрать в небрежный легкий пучок, из него могут аккуратно выбиваться пряди, локоны. Он обязательно должен быть объемным, если вы хотите придать сделайте его справа или слева. Оставшиеся спереди пряди взбить пальцами, чтобы они были объемными, осторожно зачесать назад, раскладывая их по затылку красивыми волнами, и закрепить с помощью невидимок и шпилек.

Как видите, создавать прически 19 века своими руками совсем Будьте красивы!