Сборник дидактических игр по сенсорике. Картотека игр на сенсорное развитие

Приветствую, дорогие родители!

Вот ваш кроха немного подрос и уже готов познавать этот безграничный мир. Все хочется потрогать, попробовать на вкус и зубок, подержать в руках, а еще очень охота бросить и наблюдать, как будет себя вести предмет и как отреагирует конечно же мама.

Все эти неосознанные действия молниеносно проносятся в маленьком детском мозгу.

Да, ребенок сам себя развивает, но это может происходить однобоко. Методом проб и ошибок и лишь на начальном этапе. Дальше ему нужна ваша помощь. Как же можно помочь малышу развивать сенсорные навыки? Конечно же посредством игровых занятий.

А если вы будете заниматься с малышом регулярно, то он раньше освоит общие понятия и будет готов для более детального обучения.

Сенсорные эталоны что это?

Это прежде всего общепринятые свойства предметов — это то, как вы характеризуете любой предмет, его цвет, форма, объем, вес.

Сначала постепенно вводим новые понятия для малыша у каждого возраста они свои.

На первом году жизни маленькие ручки захватывают предметы своими крошечными пальчиками и уже можно вводить такие понятия, как маленький — большой.

На втором — третьем году жизни задача усложняется и вводятся такие эталоны, как цвет, форма, положение в пространстве (высоко-низко, далеко-близко), вкусовые (сладко-соленое, кислое, горькое). Затем уже в детском саду понятия расширятся и углубляются.

Выделим основные эталоны, которые доступны для изучения деткам до 3 лет:

  1. тактильные ощущения
  2. величина предметов
  3. форма
  4. расширяем кругозор

Для того, чтобы ребенок быстрее изучил и закрепил материал предлагаем малышу дидактические игры сенсорные эталоны. Подобные игры можно изготовить своими руками в домашних условиях.

Но мало, чтобы ребенок выучил например цвета или формы. Он должен применять и пользоваться своими навыками и точно выделять и отличать их из миллиона других.

Примеры игр

посредством которых будем развивать приведенные выше эталоны.

  1. Цвет (учим различать цвета) Если ваш ребенок еще не знает цвета, то учите сначала основные, которые вы можете постоянно напоминать ему и показывать на примере предметов, находящихся в квартире: красный, синий, зеленый, желтый. Затем можете расширить свои знания.

2. Тактильные ощущения. Это может быть мягкий, колючий, гладкий, шершавый.


3. Кругозор

  • Съедобное-несъедобное. Кормим дона Мараррони или любого другого героя. На коробку наклеиваете изображение дона и нам потребуются продукты и Не продукты. Я использую карточки Домана, при распечатывании беру масштаб поменьше, вырезаю и играем- нужно накормить дона.

4.Форма. Здесь учимся различать и называть геометрические фигуры.


На этом пока все! Пишите комментарии в какие дидактические игры играете вы со своими малышами.

Всего доброго, до новых встреч!

С уважением, Юлия Полонская

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 4-5 лет. Выполнила: Лущенко М.С. Воспитатель Первая квалификационная категория

2 Дидактические игры по сенсорике. «ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ» Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях. «ТЕПЛЫЙ ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы. Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2» Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание). Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке. «НАЙДИ ЗАПЛАТКУ» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

3 Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «Угадай на вкус» Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы. Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом. Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус лимон, клюква, смородина; сладкий вкус груша, клубника, арбуз и т.д. «УЗНАЙ И СРАВНИ» Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их. 1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя). 2 вариант. «Найди пару»

4 Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «ПОСТРОЙ ДОМ» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному двум качествам (цвет, размер). Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке. «НАЙДИ ПАРУ» Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание. 1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком. 2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя. «ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. 1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета. 2 вариант. «Кто быстрее!»

5 Воспитатель. Я спрятала в группе 5 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их. 3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте 1), и называет их: - Зеленая ёлочка, синий шарик, красный кубик и т.д. 4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап: «Это желтый шарик» 2 этап: «Принеси желтый шарик» 3 этап: «Какого цвета шарик?» «ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ» Прямая цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху. 1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке. 1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку) 2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки. 3 этап. 2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом. «АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ» Цель: развивать обоняние у детей. Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат. «ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

6 Воспитатель рассказывает: - Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. - Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички. - Чем она сегодня угощалась? «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР» «ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ» «ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА» «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ» Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его. А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место) Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки) В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета) «НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ» Цель: развивать зрительное внимание и память. Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку. - Посади каждую рыбку в свой аквариум. «СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе раскладываются счетные палочки.

7 Взрослый выкладывает из них фигуры сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: А) образец остается перед глазами ребенка Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков. «Украсим ёлочку» Цель: Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится силуэт ёлочки. Воспитатель называет какой нибудь цвет и те из детей у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку. «Собери капельки в стакан» Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются разноцветные капельки. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём полный стаканчик одинаковых капелек». «Разноцветные прищепки» Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудование: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. «Дорисуй картинку с помощью пробок» Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук. Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

8 Упражнение «Веселые карандаши» Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки. Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу».


Развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук детей с нарушением зрения. Многогранный жизненный опыт детства есть благодатнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «Гнездышко» Дидактическая игра "Веселые пуговицы» Для младшего дошкольного возраста Воспитатель: Егорова Л.В. п. Ахтарский 2016

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Ибрагимова Лилия Минасовна воспитатель МБДОУ «Д/С 33 «Колобок» г. Набережные Челны, Республика Татарстан ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫША Аннотация: статья посвящена

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесный мешочек» Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать

Конструирование. Дидактические игры. Построим дом (возраст 3-4 года, 4-5лет). Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома. Материал:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 87» г. Сыктывкара Лэпбук «Я познаю мир сенсорики» по сенсорному развитию для детей раннего возраста Авторы:

Развитие сенсорики у детей раннего возраста(дидактические игры, сделанные своими руками) Мешочки для развития мелкой моторики. Сшили 14 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой

Собрание-практикум для родителей «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр» Сенсомоторное развитие дошкольника это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

«Игры с прищепками» Сычинникова Анна Леонидовна Игра «Ёжик» Возраст: 3года Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста». Подготовила и провела: воспитатель Алтафова Н.Г. Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей Значение сенсорного воспитания эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных

Игры и упражнения в сенсорном развитии ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ «Цветочная поляна» Задачи. Формировать умение называть основные цвета и величину предметов (большой, маленький); включать движения рук в

«Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры» Подготовила воспитатель: Баранова Наталья Александровна АКТУАЛЬНОСТЬ В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание

Игры для автоматизации поставленных звуков Построй домик Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие. Материал: предметные картинки на прямоугольниках

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Дидактические игры для детей от 2 до 3 лет Мы предлагаем вам серию игр с предметами и серию игр на изучение формы, цвета и величины. Игры с предметами Цели игры: Игры с предметами развивают мелкую моторику;

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 37 «Родничок» Бугульминского муниципального района Картотека дидактических игр по экологии Март Когда это

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района г. Волгограда «Геометрическая фигура треугольник» (для детей 5-6 лет с ЗПР) Конспект непосредственно

«Дидактические игры своими руками для сенсорного развития детей раннего возраста». Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирования

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

Игра «Времена года» Цель: Учить выделять отличительные признаки каждого времени года; закреплять последовательность времён года, основные цвета. Развитие мелкой моторики. Ход игры Дети надевают на пальчик

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Зёрнышко» Мастер-класс «Здравствуй, Сенсорная страна!» Воспитатели: Николаева Оксана Юрьевна 2016 г. Цель: повышение компетенции

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа детский сад общеразвивающего вида «Родничок» «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях введения

МКДОУ Краснозерский детский сад 5 Представление опыта работы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Петренко Н.И. р.п. Краснозерское

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

Давайте поиграем Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!»

Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ИЗО Д/И «Угадай, что получится?» Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество. Материал: Лист бумаги, карандаши. Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать

МБДОУ Детский сад 2 Мастер-класс для родителей 2 младшей группы «Давайте вместе поиграем». Воспитатель: Страгина Е.Н. Цель: дать представление родителям о технологии игр «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида 31 «Ивушка» Дидактические пособия для развития мелкой моторики

Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 120» Конспект подгруппового коррекционно-развивающего

Занятия на октябрь 2016 года 1 неделя Окружающий Тема: Золотая осень: «Деревья и кустарники осенью». Содержание: Познакомить детей с деревьями и кустарниками (береза, рябина, клен, шиповник), где они растут,

Коррекционно-развивающие упражнения Упражнение 1 «Говори наоборот» Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой -маленький» (работает творческая

План перспективных игр по сенсорному развитию детей во 2 младшей группе. СЕНТЯБРЬ 1. Дид/игра «Бабочки». Цель: Учить детей различать и называть основные цвета. ОКТЯБРЬ 1. Дид/игра «Разноцветные кружочки».

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Знакомство с понятием «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация в пространстве. Знакомство с понятиями «высокий - средний - низкий», «высоко низко»,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических представлений существует

Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: развить у детей умение различать цвет, геометрические фигуры, умение сравнивать схемы (геометрические фигуры), ориентироваться в пространстве, зрительное восприятие,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе. Тема: ««Маша идет домой». Воспитатель:

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Коваленко Ж.С., воспитатель группы раннего возраста МКДОУ детский сад ОВ 13 «Колосок» Февраль 2017 г. Цель: помочь родителям с минимальными

Дидактическая игра «Веселые цифры» Цель: Учить выкладывать цифру по образцу; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своему успеху.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Подготовила методист Мальцева О.А. 21.02.2017 г. Пособие содержит дидактические игры и коррекционные

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка детский сад 376 «Дельфиненок» СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по сенсомоторному развитию у детей младшего дошкольного возраста «Разноцветная гусеница» Уважаемые коллеги! Представляю

Антохина Алена Анатольевна воспитатель МБДОУ ЦРР ДС 150 г. Челябинска Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе " Друзья помощники" Образовательные задачи: - показать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад 14 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведующая ДОУ 14 Протокол 1 от 04.09.2014 г. В.Н. Старцева Приказ 46 от 05.09.2014 г. ПРОГРАММА

Консультация для родителей на тему: «Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов детей раннего возраста». 1. «Сделай узор» Задача: развивать у детей восприятие формы. Учить анализировать

Консультация для родителей: «Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями» Составители: воспитатели подготовительной «Б» группы: Спиридонова С.А. Лукьянова Е.Ю. 1.Кто

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка это получение малышом знаний о свойствах предметов (форма, размер, цвет), запахах и вкусовых качествах. Ранее детство лучший период

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 "Берёзка", г. Иркутск, Иркутская область

Семенова С.Г. Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120188.html (дата обращения: 19.03.2019).

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития.
Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
По мнению Э.Г. Пилюгиной, В.И. Логиновой, эффективное управление сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях или в организованной деятельности. Педагог, системно планируя проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию, способствует эффективному развитию ощущений и восприятия, что влияет на сенсорное развитие ребенка.
Наблюдая за работой своих коллег-педагогов, я поняла, что в дошкольной организации не всегда используют планомерно дидактическую игру для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности. Поэтому, для себя поставила несколько задач, решая которые, я увидела влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего возраста в процессе образовательной деятельности.
Сенсорика - это совокупность чувствующих подсистем организма.
В сенсорику любого человека входит несколько подсистем: зрительная, вестибулярная, слуховая, проприоцептивная, тактильная.
Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений. 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие - это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Для сенсорного развития педагог может использовать различные возможности:

  • в изобразительной деятельности: цвет и оттенки;
  • в конструктивной: форма, величина, пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
  • в музыкальной деятельности: темп, ритм, характер музыки;
  • на лепке: свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
  • в ознакомлении с окружающим миром: цвет, запах, звук и т.д.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, я опиралась наследующие задачи:

  • развивать восприятие детей в различных видах деятельности; создавая условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
  • обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
  • совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
  • развивать образные представления.

Все эти задачи я решала с помощью игры. Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).
Для сенсорного воспитания детей младшего возраста, я использовала следующие виды дидактических игр:

  • Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрешка, пирамидки и др.).
  • Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезанию предмета, их поиску и нахождению.
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: "Узнай", "Что здесь?", "Что изменилось", "Волшебный мешочек".
  • Сюжетно-дидактические игры - изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных ("Напоим Машу чаем", "Постираем кукле платье", гуси, медведь, зайчик и т.д.).

Используя дидактическую игру в рамках образовательной деятельности, я планомерно и в системе осуществляла сенсорное развитие детей. При этом использовала дидактическую игру в образовательной деятельности как самостоятельную форму и как метод в одной из его части.
Для того, чтобы сделать свою работу наиболее эффективной, я всех детей разделила на две подгруппы, учитывая уровень развития каждого ребенка. Также мной были спланированы следующие дидактические игры, которые были направлены:

  • на формирование представлений о цвете и оттенках (два оттенка каждого цвета);
  • на формирование представлений о форме;
  • на формирование представлений о величине и размере;
  • на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов;
  • на развитие глазомера.
Название дидактической игры Дидактическая задача

Воздушные шары

Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра — "красный", "оранжевый", "желтый", "зеленый", "синий", "фиолетовый".

Спрячь мышку

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Подбери по цвету
1 вариант

Подбери по цвету
2 вариант

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Подбери по цвету
3 вариант

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Лебедушка

Дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра.

Украсим елочку

Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Какие бывают фигуры
Вариант 1

Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Какие бывают фигуры
Вариант 2

Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоугольник, круг — овал.

Подбери фигуру

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Подбери по форме
Вариант 1

Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины

Подбери по форме
Вариант 2

Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Кому какая форма
Вариант 1

Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Кому какая форма
Вариант 2

Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Найди предмет такой же формы

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Что лежит в мешочке?

Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Геометрическое лото

Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Три квадрата

Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: "большой", "маленький", "средний", "больше", "меньше", "самый большой".

Башня
Вариант 1

Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

Башня
Вариант 2

Дидактическая задача. Закрепить представления об отношениях по величине между плоскими и объемными объектами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета.

Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Построим лесенку

Соберем пирамидку

Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Сделаем столбики

Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.

Сбор фруктов

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Все дидактические игры были проведены мной в строгой последовательности. Сначала были проведены игры, направленные на развитие цвета, затем на развитие восприятия формы, затем на развитие восприятия величины, и в завершении на развитие глазомера. В процессе проведения большинства дидактических игр развивала навыки обследования у детей. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину.
Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: "А кто это стучится к нам?", "Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!" и т.д.
Дети младшего дошкольного возраста быстро устают, и чтобы их внимание не ослабло, все объяснение, и проведение дидактических игр осуществляла в процессе предметной практической деятельности. Для того, чтобы разнообразить деятельность детей я использовала физкультурные минутки, такие как: "Зайка серенький сидит…", "Буратино" и др., пальчиковую гимнастику: "Сорока-ворона", "Пальчик-мальчик, где ты был?" и т.д. А затем снова возвращалась к решению дидактических задач.
В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей ("пришла Катя посмотреть на нас", "пальчики хотят помочь" и т. д.).
Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляла с помощью продуктивных видов деятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности я закрепляла с детьми основные цвета, форму. Во время конструктивной деятельности закреплялись все сенсорные представления детей: цвет, форма, размер (величина) с непосредственной практической деятельностью. Кроме того, я использовала игры для закрепления знаний на одном из этапов образовательной деятельности. Например, в водной части (предметные дидактические игры), в основной в качестве физкультминутки и подготовки мелкой моторики рук к рисованию (на данном этапе проводились словесные игры). В заключительной части использовала настольно-печатные игры.
Всё вышеперечисленное я использовала на занятиях по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и, соответственно отражала в перспективном планировании.

Перспективный план использования дидактических игр в продуктивных видах деятельности

Название образовательной деятельности Дидактическая игра
1

Рисование
"Рисование шаров"

Дидактическая игра "Найди шар по цвету"
Цель: закреплять название цветов, учить находить шарик определенного цвета по слову воспитателя (вводная часть).

2

Рисование
"Апельсин"

Дидактическая игра "Найди предметы по цвету и форме"
Цель: закреплять название цветов, учить находить предметы определенного цвета и формы по слову воспитателя (основная часть).

3

Лепка
"Бусы для мамы"

Дидактическая игра "Собери бусы для мамы"
Цель: учить чередовать цвет в определенной последовательности нанизывая на нитку: сначала крупный зеленый шарик, затем более мелкий красный шарик (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность.

4

Рисование
"Курочка и цыплята"

Мозаика "Курочка и цыплята"
Цель: закрепление представления детей о том, что цвет может являться признаком и используется для обозначения (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность.

5

Лепка
"Вишенки"

Дидактическая игра "Найди по форме и величине"
Цель: учить находить по слову воспитателя предметы схожие по форме и цвету на картинках.

6

Рисование
"Огоньки ночью"

Дидактическая игра "Весёлый бассейн для пальчиков"
Цель: закреплять у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: "светлый", "темный", "светлее", "темнее" (вводная часть).

7

Рисование
"Украшение матрешки"

Дидактическая игра "Собери матрёшку"
Цель: закреплять умение определять размер предметов на глаз. Складывать матрешку от маленькой к большой (основная часть).

8

Рисование
"Одуванчики и жук"

Дидактическая игра "Волшебный мешочек"
Цель: Закреплять умение обследовать предмет с закрытыми глазами, называть его на основе осязательных ощущений по форме и величине (вводная часть).

Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.
Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.
В результате нашей совместной работы с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорной культуры ребенка. И, конечно, система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.

Список использованной литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
  3. Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 13. С. 42-46.
  4. Дерягина Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей. СПб: Литера, 2005. 32 с.
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
  6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Учебная литература, 1996. 25 с.

Юлия Зотова

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

В нашем детском саду проходил конкурс «Сенсорное пособие » .

Развитие сенсорики у детей является одним из главных аспектов их полноценного развития.

Существует множество игр и занятий, которые направлены на сенсорное развитие у детей . Они особенно популярны в наше время, потому рынок товаров для детей способен предложить большой выбор игрушек, книг и пособий.

Чтобы подарить ребенку интересную игру не нужно тратить на это деньги, можно смастерить ее своими руками .

1. Многофункциональная доска :

На этой доске можно играть в игру «Крестики - нолики» .

Крестики-нолики, пожалуй, самая известная игра. И играют в нее все : взрослые, дети. Думаю, что каждый человек хоть раз в жизни играл в крестики-нолики.

Игра «Чего не хватает» .

Ребенку предлагается посмотреть на задание и добавить крышку (и) .

2. Панель «Геометрик»


Планшет «Геометрик» прост в использовании и очень функционален.

С помощью доски с кнопочками и резиночек ребенок может самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать.

Игра способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.



3. «Вышивка без иглы» .


Планшет используется, как пяльцы. Конец шнурка, как иголочка.

Игра способствует развитию художественного творчества, воображения. Воспитание аккуратности, терпения, умения доводить дело до конца. Знакомство с простейшей техникой вышивки.

4. «Скрепки»

Упражнять в счете, развивать умение работать по образцу.

Игры : 1)«Сколько» , 2) «Сделай цепочку»



5. «Трубочки для коктейля»


Разрезали на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки.

Воспитывает терпение, усидчивость и желание творить

6. «Резиночки» , игра называется «Ринг Динг» .

В комплект игры входит : цветные резинки для волос, карточки с заданиями.

Игра позволяет развивать :

Мелкую моторику;

Внимание;

Закреплять представление о цвете;

Пространственную ориентировку и др.



Новые игры очень понравились нашим детям. Особенно "Ринг Динг".

Публикации по теме:

Игра-это один из основных видов деятельности ребёнка,и я вам предлагаю сделать игры своими руками. Это интересно,ведь в каждую свою работу.

Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Выполнила: С. И. Кочнева Дидактическая игра:"Разложи по цвету" Цель:Закрепить основные цвета; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая.

Я более 10 лет работаю с детьми раннего возраста. Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.

  1. Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

  1. Д/И «ВКЛАДЫШИ»

ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

  1. Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

  1. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

  1. Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

  1. Д/И «ОДИН – МНОГО»

ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

  1. Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

  1. Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»

ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

  1. Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»

ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

  1. Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»

ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

  1. Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулок. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

  1. Д/И «БУСИНКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

  1. Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»

ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

  1. Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

  1. Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»

ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

  1. Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

  1. Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»

ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

  1. Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»

ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

  1. Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»

ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

  1. Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

  1. Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»

Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.

Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).

  1. Д/И «КТО ЛЕТАЕТ?»

Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»

Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.

  1. Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).

Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.

Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.

При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

  1. Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»

Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.

Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.

Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.

  1. Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

  1. Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.

Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.

Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.

  1. Д/И «ПРЯТКИ»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

  1. Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

  1. Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

  1. Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

  1. Д/И «БУСЫ»

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.

Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

  1. Д/И «ГОЛОВОЛОМКА»

Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.

  1. Д/И «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

  1. Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»

Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.

Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».

Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.

Вариант: «Что прибавилось?».

  1. Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»

Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).

Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.

Постепенно задание можно усложнять.