Проект по гражданскому и правовому воспитанию. Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя. «Правовое просвещение учащихся»

Считаем важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых. Всё это возможно реализовать в интересной работе – проекте “Откуда мы родом”.

Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.

Цели урока: познакомить ребёнка с собственными правами,привить интерес к истории рода на примере его семьи.

1. Научные 1.1. Помочь ребёнку изучить его родословную.
1.2. Моделирование связи поколений.
1.3. Дать представление о правах.
2. Мировоззренческие 2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
2.2. Увидеть необыкновенное в обычном.
2.3. Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится).
2.4. Пофантазировать о будущей семье и жизни.
3. Духовно - нравственные 3.1. Обогатить кругозор детей о семье , как части общества.
3.2. Дать понятие об обязанностях.
3.3. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
3.4. Учить получать радость от узнавания нового.
3.5. Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд.
3.6. Развивать эмоциональную сферу.
3.7. Показать связь поколений.
3.8. Привить уважение к своим предкам.
4. Практические 4.1. Развивать воображение.
4.2. Познакомить с национальными особенностями быта.
4.3. Разработать собственные модели семьи.
4.4. Составить семейное древо.
4.5. Создать альбом родословных.
4.6. Провести праздник семьи.

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объектов изучения;
  • подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов (свидетельство о рождении, паспорт);
  • изготовление раздаточного материала для моделирования;
  • “заготовка” семейного древа (рисунок на ватмане).

2. Исследовательский:

изучение истории семьи;
  • ознакомление с особенностями национального характера, костюмами, предметами быта;
  • ознакомление с правами ребёнка .
  • 3. Продуктивный:

    • разработка собственных моделей семьи.
    • составление семейного древа участниками проекта.

    4. Заключительный:

    • обобщение результатов работы;
    • создание альбома родословных или оформление экспозиции родословных.

    5. Защита проекта:

    • проводится в ….г.,
    • в виде собеседования с детьми.

    Способы организации работы:

    • принцип добровольности участия родителей и детей;
    • работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
    • воспитанники работают под руководством педагога.

    Работа по проекту оценивается:

    • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
    • педагогами ДОУ.

    Практический выход:

    • изготовление “Семейного древа”;
    • выставка альбомов родословных или экспозиция родословных ;
    • проведение “Праздника семьи”;
    • праздник национального подворья ;
    • ярмарка семейного творчества.

    Тематический план к проекту “Откуда мы родом”

    (Составитель – Бережнова Ольга Ивановна, педагог высшей квалификационной категории, воспитатель подготовительной группы)

    1 Где мы отдыхали летом Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых.

    сентябрь

    2 “7 – Я” Разгадывание ребуса “7 – Я”. Рисование на тему “Моя семья”. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Оформление панно “Моя семья”.
    3 Я и моё имя Беседа “По-разному зовутся дети” (о праве ребёнка на имя).
    Игра “Полное и неполное имя”.
    Этюд “Назови ласково”.
    Изготовление именных карточек – визиток.
    4 Новый год у ворот Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”.
    5 Наша Родина - Россия Беседа о праве ребёнка на гражданство. Экскурсия по выставке рисунков “Моя Родина”. Беседы о государственной символике. Беседа о берёзке – символе России. Слушание песен о Родине. Народные игры, народные промыслы, народные приметы. Праздник национального подворья.
    6 Защитники земли русской Рассматривание картины В.Васнецова “Богатыри”,

    беседа о защитниках Родины. Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Изготовление подарков папам, дедушкам. Спортивное развлечение “Вместе с папой”.

    7 Хорошо рядом с мамой Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
    8 “Мы живём, пока память жива…” Встреча с фронтовиком, военнослужащим. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Проведение фотовыставки “Наши деды воевали…” (Фотографии из семейных альбомов. Беседа о праве детей жить в мире без войны. Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток, высаживание цветов на аллею детского сада.
    9 “Мой дом – моя крепость” Беседа о праве ребёнка на жильё. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари для игры в “Семью”.
    10 Мой город и район, в котором я живу Беседа “Город, где живут и работают наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада). Встреча с интересными людьми: бабушками и дедушками – ветеранами труда.

    Пешая экскурсия по району, семейная экскурсия по городу. Семейный праздник “Моя родословная”.

    Проект направленный на формирование правовой культуры подростков в системе дополнительного образования «Законы знай и уважай!»

    Присоединиться

    Тема проекта:

    Здоровый образ жизни

    Тематика:

    Работа с молодежью

    Муниципальное образование:

    Сергиево-Посадский м.р.

    Краткое описание проекта:

    Проект направленный на формирование правовой культуры подростков в системе дополнительного образования «Законы знай и уважай!»
    «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
    Вольтер

    1. Обоснование актуальности проблемы.












    2. Цели проекта:
    формирование правового сознания, правой культуры обучающихся, активной гражданской позиции подростков;
    повысить уровень и значимость правовой культуры среди подростков, вовлечь их в практическую деятельность, направленную на соблюдение правовых норм;
    комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.
    Задачи:
     формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность;
     целенаправленное педагогическое воздействие на поведение обучающихся в соответствии с нормами правовой культуры;
     формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям;
     определение уровня правовой и политической культуры обучающихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;




    3. Содержание проекта:
    Включает в себя систематическое повышение правовой информированности, обогащение правокультурными ценностями, развитие необходимых навыков, умение реализовывать требования правовых норм, выработку привычек правового поведения. При этом необходимо учитывать, что правовое воспитание в современных условиях должно быть ориентировано, прежде всего, на принципы правового государства, отдавая при этом приоритет общечеловеческим гуманистическим ценностям. В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, нами запланированы различные игровые и творческие мероприятия, в которых участвуют сами подростки. Что позволяет закрепить у обучающихся устойчивую и осознанную потребность в правовом поведении, выработать негативное отношение к употреблению наркотических и токсических веществ, воспитать уважительное отношение к закону. Содержание правового просвещения несовершеннолетних включает в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании мы раскрываем смысл и значение конституционных принципов и положений.
    1. План реализации проекта: проект является долгосрочным и начал свою реализацию в 2015 году.
    № п/п Мероприятия
    Сроки Ответственные Результат
    1. Изучение:
    - Закона РФ «Об образовании»;
    - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 02.06.1999 год;
    - Уголовный кодекс РФ;
    - Конвенция ООН «О правах ребенка»;
    - Конституция РФ сентябрь Педагоги дополнительного образования, руководители проекта.

    Повышение уровня правовой грамотности
    2. Анкетирование обучающихся на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы» ноябрь Руководители проекта, руководители команд ОУ района Выявление уровня правовой грамотности
    3. Составление сценария районной правовой игры «Законы знай и уважай», разработка информационно- познавательных листовок и буклетов правовой тематики, разработка методических рекомендаций, определение состава компетентного жюри. Декабрь - февраль Руководители проекта Методические разработки к сценарию, разработка сценарного плана, домашнего задания командам - участникам
    4. Инструктивный семинар по районной правовой игре «Законы знай и уважай!» Март Руководители проекта, классные руководители и руководители команд ОУ района Получение информации о ходе игры, получение домашнего задания командам – участникам.
    5. Проведение районной правовой игры «Законы знай и уважай!» Апрель Руководители проекта, команды – участницы. Повышение правовой грамотности
    6. Подведение итогов правовой игры «Законы знай и уважай!» Апрель – май Руководители проекта, члены жюри. Подведение итогов игры, распределение призовых мест.
    7. Церемония награждения победителей и участников районной правовой игры «Законы знай и уважай!» Май Директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи «Истоки» Касимова Т.А., руководители проекта, инспектор ОДН. Повышение правовой грамотности
    8. Повторное анкетирование обучающихся на определение уровня правовой грамотности май Руководители проекта, классные руководители и руководители команд ОУ района Обобщение полученных знаний учащимися
    9. Подведение итогов по работе над проектом.
    Составление отчета о проделанной работе июнь Руководители проекта. Анализ работы

    4. Механизмы реализации проекта:
    1. Поставленные цели для реализации проекта решаются посредством проведения массовых мероприятий с учетом возрастных особенностей и в соответствии уже имеющимися знаниями в области права у обучающихся. В проекте принимают участие: обучающиеся 6 – 10 классов образовательных учреждений района и обучающиеся учреждений дополнительного образования района. В состав компетентного жюри входят: инспектора ОДН, начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав, председатель Общественной палаты Сергиево – Посадского района, капитан полиции, по делам несовершеннолетних УМВД России по Сергиево-Посадскому району.
    1) Подготовительный этап:
     изучение свода законов правовой направленности: Закона РФ «Об образовании»; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 02.06.1999 год; Уголовный кодекс РФ; Конвенция ООН «О правах ребенка»; Конституция РФ.
     анкетирование обучающихся на определение правовой грамотности: «Правовые вопросы». Приложение № 1
    2) Разработка процедур реализации проекта:
     составление сценария районной правовой игры «Законы знай и уважай» Приложение № 2, Приложение № 3, Приложение № 4
     разработка методических рекомендаций;
     определение состава компетентного жюри.
    3) Реализация проекта:
     Сбор заявок на участие в районной правовой игре «Законы знай и уважай!»;
     Инструктивный семинар для руководителей команд – участниц;
     Проведение районной правовой игры «Законы знай и уважай!»;
     Подведение итогов игры и церемония награждения;
     Повторное анкетирование обучающихся на определение уровня правовой грамотности и отслеживание динамики;
     Подведение итогов по работе над проектом. Составление отчета о проделанной работе.
    5. Кадровое обеспечение проекта, в том числе список лиц (с кратким резюме персонала), непосредственно разрабатывающих и реализующих проект
    В разработке и реализации проекта принимали участие:
    Руководитель проекта Касимова Татьяна Александровна, директор МБОУ ДО ДТДМ «Истоки» (почетный работник общего образования Российской Федерации)
    Погорелова Елена Викторовна, заведующая информационно-методического отдела, педагог дополнительного образования ДТДМ «Истоки»
    Кузнецова Анна Михайловна, методист, педагог дополнительного образования ДТДМ «Истоки».
    6. Схема управления проектом, порядок осуществления контроля за ее выпол¬нением
    Контроль за выполнением проекта осуществляется путем:
    1. Проведение первоначального анкетирования обучающихся для определения уровня компетентности;
    2. проведения промежуточного анкетирования, тестирование, бесед и др.;
    3. проведения мониторинга мероприятий согласно плану.

    8. Ожидаемый результат
    Сформированность гражданско-правовой компетентности:
    в познавательной сфере - обогащение знаниями российского законодательства,
    в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,
    в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
    в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.
    Обеспечение 100% охвата несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности.

    9. Прогноз дальнейшего развития проекта, долгосрочный эффект
    Ожидаемые результаты в развитии:
    проведение районной правой игры «Законы знай и уважай!» на межрегиональном уровне, что позволит охватить большое количество обучающихся.


    Приложение №1
    Анкета на определение правовой грамотности подростков
    1. С какого возраста наступает административная ответственность у несовершеннолетних?
    2. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?
    3. Какой максимальный срок наказаний несовершеннолетних по Уголовному кодексу РФ?
    4. Какое наказание грозит несовершеннолетним за кражу?
    5. Какое наказание грозит несовершеннолетним за побои?
    6. Какое наказание грозит несовершеннолетним за вымогательство?
    7. Какое наказание грозит несовершеннолетним за изнасилование?
    8. Какое наказание грозит несовершеннолетним за убийство?
    9. Какие виды наказаний вы знаете?
    10.Какие обстоятельства, отягощают преступления?

    Приложение №2
    Сценарий районной правовой игры «Законы знай и уважай»

    Вступление:
    Ведущий. Добрый день, участники и гости нашей игры!
    Мы рады видеть вас в нашем уютном зале и искренне надеемся, что игра, которую нам предстоит сегодня провести, тоже будет уютной, теплой и очень доброй, так как она посвящена правам человека. А называется она – «Законы знай и уважай».

    1 конкурс «ПРИВЕТСТВИЕ»
    Ведущий. Слово предоставляется командам. Максимальная оценка - 5 баллов.
    Время выступления 3 минуты.
    Ведущий: Спасибо командам. Следующий конкурс.

    2 конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
    Ведущий. Вам раздаются карточки с изображениями различных сказочных пер¬сонажей. Необходимо определить какое право сказочного героя нарушено. За каждую правильно подписанную карточку команда получает 1 балл. максимальное количество баллов, которое команды могут получить - 4 балла. Время на обдумывание 3 минуты.

    1. 2.
    3. 5.

    Ответы:
    1) Незаконное проникновение в жилище…
    2) Право на неприкосновенность жилища…
    3) Нарушение прав человека на свободный труд…
    4) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…

    3 конкурс «Правонарушения» (презентация)
    Ведущий: Приведены описания преступлений. Вы должны, определить к какому виду преступлений относится правонарушение? Внимание на экран, отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. 1 верный ответ – 1 балл
    (вид правонарушения)

    Ситуация № 1. Пятиклассник не посещает школу после каникул, говорит, что не хочет ходить на уроки. Как можно расценить его поведение? (Проступок)
    Ситуация № 2. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли подростков наказать? (Мелкое хулиганство)
    Ситуация № 3. Трое девятиклассников в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (Административное правонарушение)
    Ситуация № 4. 14 – летний юноша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13 – летнего парня. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний парень скончался в больнице. Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего юноши? (Уголовная ответственность несовершеннолетнего)
    Ситуация № 5. Трое семиклассников поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому – нибудь расскажут, им не поздоровиться. Как можно классифицировать их действия? (Вымогательство – преступление)
    Ситуация № 6. Ребята играют во дворе в футбол. Разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?(Гражданско – правовая ответственность)
    Ситуация № 7. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (Административная ответственность)
    Ситуация № 8. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто – то видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли, наказаны ребята? (Нет не будут, был добровольный отказ от преступления)
    Ситуация № 9. Одноклассники начали ругаться, и завязалась драка, в результате пострадал один из них, так как оказался слабей. Какой вид ответственности грозит за избиение? (Уголовная ответственность)
    Ситуация № 10. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а один подросток задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?(Уголовная ответственность, наступает с 14 лет)
    Ведущий. Спасибо командам. Мы переходим к следующему конкурсу.
    4 конкурс «Музыкальный»
    Ведущий. В песне, как в капле воды, отражён огромный мир и вся жизнь человека. В строках известных песен популярным и понятным не только юристу языком изложены основные права и свободы граждан, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Ваша задача назвать эти права. Упоминаются они, конечно с долей юмора. Приведём пример.
    1) Песня бременских музыкантов
    Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету,
    Тем, кто дружен, нестрашны тревоги,
    Нам любые дороги дороги.
    (Право на свободу передвижения.)

    3) Антошка

    Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,
    Тили – тили, трали – вали
    Это мы не проходили, это нам не задавали
    Па – рам – пам - пам, па –рам –пам -пам.
    (Право на труд и на отдых)

    2) Подари мне платок
    Подари мне платок - голубой лоскуток,
    По краям голубым - золотой завиток.
    Не в сундук положу, на груди повяжу,
    И что ты подарил,
    Никому не скажу.
    (Право на личную тайну.)
    4) Дом
    Но лишь потом
    Я вспомнил дом.
    И темной ночью, И светлым днем,
    Как хорошо иметь свой дом.
    (Право на жилище.)

    6) Пусть всегда будет солнце.
    Солнечный круг, небо вокруг –
    Это рисунок мальчишки.
    Нарисовал он на листке
    И подписал в уголке.
    (Право на жизнь и свободу). 5) Кабы не было зимы.
    Кабы не было зимы
    В городах и сёлах,
    Никогда б не знали мы
    Этих дней весёлых.
    (Право на отдых).

    7) Вологда
    Письма, письма лично на почту ношу,
    Словно я романс продолженьем пишу,
    Знаю, знаю точно, где мой адресат,
    - В доме, где резной палисад.
    (Право на тайну переписки). 8) Я люблю тебя, жизнь
    Я люблю тебя, жизнь,
    Что само по себе и не ново.
    Я люблю тебя, жизнь,
    Я люблю тебя снова и
    снова.
    Вот уж окна зажглись,
    Я шагаю с работы усталый.
    Я люблю тебя, жизнь,
    И хочу, чтобы лучше ты
    стала.
    (Право на жизнь.)

    9) Мне нравится, что вы больны не мною
    Мне нравится, что вы больны не мной,
    Мнe нравится, что я больна не вами,
    Что никогда тяжелый шар земной,
    Не уплывет под нашими ногами.
    (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)

    11) Учат в школе.
    Буквы разные писать
    Тонким пёрышком в тетрадь

    Вычитать и умножать
    Малышей не обижать
    Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
    (Право на образование)

    Ведущий: Спасибо командам. 10) Из вагантов
    Во французской стороне,
    На чужой планете
    Предстоит учиться мне
    В университете.
    До чего ж тоскую я...
    (Право на образование)

    12) Песня про
    зайцев.
    В тёмно синем лесу,
    Где трепещут осины,
    Где с дубов
    колдунов
    Облетает листва...
    (Право на труд)

    Ведущий. Переходим к конкурсу капитанов. Прошу капитанов пройти на сцену. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

    По горизонтали:
    1) Основа политической системы общества, орган власти в стране. 4) Возможность влиять на деятельность людей. 5) Должностное лицо го-сударства, осуществляющее надзор за исполнением законов. 8) Устройство госу¬дарства, объединение нескольких территорий, обладающих определенной само¬стоятельностью. 11) Полотнище с эмблемой государства. 12) Всенародное голо¬сование. 13) Торжественная песня, символ государства. 14) Центральный орган государственного управления.
    По вертикали:
    1) Историческая дисциплина, изучающая гербы. 2) Общепри¬знанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте… 3) Крайне агрессивная форма нетерпимого отношения к другим нациям. 6) Стремление к отделению, обособлению. 7) Глава Русской православной церкви. 9) Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. 10) Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела.
    Ответы: По горизонтали: 1) Государство; 4) Власть; 5) Прокурор; 8) Феде¬рация; 11) Флаг; 12) Референдум; 13) Гимн; 14) Министерство.
    По вертикали: 1) Геральдика; 2) Авторитет; 3) Шовинизм; 6) Сепаратизм; 7) Патриарх; 9) Герб; 10) Суд.
    Ведущий. Спасибо капитанам команд за участие. Переходим к следующему конкурсу.
    6 конкурс «ГОСУДАРСТВО»
    Ведущий. Вам раздаются карточки с рисунками, на которых изображены симво¬лы (признаки) тех элементов, без которых государство не существует. Один важ¬ный признак отсутствует (пустая карточка). Необходимо дорисовать его и подпи¬сать.

    За правильно выполненное задание команда получает 3 балла. Время на обдумывание 3 минуты.
    Ответы:
    Законы (законотворческая деятельность).

    7 конкурс «ВЕТВИ ВЛАСТИ» (презентация).
    Ведущий. Внимание на экран. Вам предлагаются ситуации. Необходимо определить, к какой ветви государственной власти относятся эти ситуации. Давайте с Вами вспомним, какие существуют ветви власти в нашем государстве? (пауза) правильный ответ 1 балл.
    1. Министр принимает решение о строительстве завода.
    2. Парламент принимает закон о государственной границе.
    3. Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами.
    4. Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу.
    5. Прокурор выдает санкцию на проведение обыска в квартире подозреваемого в совершении преступления.
    6. Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии.
    7. Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Прези¬дента Конституции страны.
    8. Совет Федерации дает согласие Государственной Думе на отрешение Пре¬зидента от должности.
    9. Президент издает Указ о помиловании группы осужденных.
    10. Милиционер арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа.

    Ответы:
    1) Исполнительная… 2) Законодательная… 3) Исполнительная… 4) Судебная… 5) Исполнительная… 6) Законодательная… 7) Судебная… 8) Законодательная…9) Исполнительная…10) Исполнительная…
    8 конкурс «ВЫБОРЫ»
    Ведущий. Все вы получили карточки, на которых перечислены различные должно¬сти. Необходимо отобрать карточки с выборными должностями. За каждую правильно выбранную карточку команда по¬лучает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 5 баллов.
    1. Министр.
    2. Командующий армией.
    3. Президент России.
    4. Мэр города.
    5. Завуч школы.
    6. Депутат городского совета.
    7. Член Верховного Суда РФ.
    8. Депутат Государственной Думы.
    9. Районный прокурор.
    10. Губернатор Московской области.
    Ответы:
    3) Президент России… 4) Мэр города…6) Депутат городского совета…8) Де¬путат Государственной Думы…10) Губернатор Московской области.
    Ведущий. Спасибо командам. Следующий конкурс.

    9 конкурс «КВАЛИФИЦИРУЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»
    Ведущий. В карточке приведены преступления. Ваша задача дать юридическое название каждого преступления. Время на обдумывание 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл.
    № Преступления Юридическое название
    1. Иван исписал стены дома надписями «Спартак -чемпион!»

    2. Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

    3. Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прока-титься»

    4. Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба
    5. Коля заставил малыша дать ему10 рублей

    6. Женя приставал к пассажирам в трамвае, ме¬шал им входить и выходить, употреблял нецен¬зурные выражения
    7. Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания
    8. Витя отобрал у Кости CD-плейер

    9. Дмитрий залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.
    10. Юрий, угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.
    11. Михаил вовлёк в азартную уличную игру двух своих ровесников и путём обмана обыграл их.
    12. Сергей затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принёс ему на следующий день 100 рублей.

    Ответы:
    1) Вандализм… 2) Кража… 3) Угон… 4) Заведомо ложное сообщение об акте терроризма… 5) Вымогательство… 6) Хулиганство… 7) Оскорбление… 8) Грабёж… 9) Кража… 10) Разбой… 11) Мошенничество… 12) Вымогательство. ..

    Ведущий. Спасибо командам. Следующий конкурс.

    10 конкурс «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ»
    Ведущий. На карточках перечислены различные престу¬пления. Необходимо отобрать карточки с преступлениями против собственности. Время на размышление – 1 минута. За каждую правильно выбранную карточку команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом кон¬курсе – 12 баллов.
    1. Торговля несовершеннолетними.
    2. Мошенничество.
    3. Торговля краденым.
    4. Незаконный арест.
    5. Вымогательство.
    6. Кража.
    7. Продажа нелицензионных аудиокассет.
    8. Подделка финансовых документов.
    9. Неправомерное завладение автомобилем.
    10. Грабеж.
    11. Разбой.
    12. Присвоение или растрата.
    13. Уклонение от уплаты таможенных платежей.
    14. Повреждение имущества по неосторожности.
    15. Безбилетный проезд в городском транспорте.
    16. Установка подслушивающего устройства.
    Ответы: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
    Ведущий. Спасибо командам.
    Подведение итогов.
    А пока наше компетентное жюри подсчитывает баллы, мы объявляем викторину …
    Викторина «Избирательное право» Ответьте на вопросы:
    1. Режим, основными признаками которого является народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства; гарантии основных прав человека; свободные выборы; справедливое судопроизводство и др. – это (демократия).
    2. Конституция РФ была принята в (1993 г.).
    3. По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право? (18 лет)
    4. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении (21 года).
    5. Государственная Дума Российской Федерации состоит из (450 депутатов)
    6. Какие цензы предусмотрены российским избирательным законодательством (возрастной; ценз оседлости)
    7. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации? (с 35 лет).
    8. Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации?
    (шесть лет)
    9. Какова периодичность выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации? (пять лет).
    10. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется (референдумом).
    11. Условие предоставления избирательных прав - это (ценз).
    12. Как называется парламент в Российской Федерации? (Федеральное Собрание).
    13. Из каких двух палат состоит Российский парламент? (Совет Федерации и Государственная Дума).
    14. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? (народ).

    Подведение итогов.
    Ведущий. Уважаемые участники и члены жюри! Мы благодарим вас за активное участие в нашей игре! Вы все показали отличные знания по правам человека в Российской Федерации.
    Ведущий. А сейчас слово предоставляется жюри.
    Ведущий. Мы надеемся, что знания, полученные на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы будете законопослушными гражданами нашей страны.
    Ведущий. Приглашаем всех на сцену для общей фотографии.

    Список литературы:

    1) Конституция РФ (проект С.С. Алексеева и С.М. Шахрай)
    2) Административный кодекс (А. Астахов)
    3) Всеобщая конвенция о правах ребёнка
    4) Уголовный кодекс. Раздел «Особенная часть»

    Приложение № 3
    ПРАВОВАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    «Законы знай и уважай»
    Ход мероприятия:
    Вступительное слово
    - Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на нашей правовой игре, «Законы знай и уважай » – в которой речь пойдёт об Основном законе нашей Родины, о Конституции РФ.
    Сегодня в ходе нашей игры будет работать компетентное жюри.

    В составе: …
    Ведущий. Перед началом игры нам необходимо провести жеребьёвку. Прошу капитанов команды подойти вытянуть карточку с номером очередности выступления.(разноцветные маркеры).

    1 конкурс «Домашнее задание»
    Ведущий. Объявляем первый конкурс – приветствие. Слово предоставляется командам. Максимальная оценка - 5 баллов. Время выступления 3 минуты.
    Ведущий. Спасибо командам. Переходим к следующему конкурсу.

    2 конкурс «Правовая пиктограмма» (домашнее задание)
    Максимальная оценка - 5 баллов.
    Пиктограммы – это рисуночное письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Участники сегодняшнего правовой игры «зашифровали» некоторые статьи Конституции РФ. Каждой команде будет дано 3 минуты, чтобы угадать, о какой статье, зашифрованной в этих рисунках, идёт речь.
    Ведущий. Спасибо командам. Переходим к следующему конкурсу

    3 конкурс «Правовой цветник»
    Ведущий: перед каждой командой лежит по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «право», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «право», а с обязанностями к сердцевине «обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей. За каждый правильно собранный цветок команда получает 3 балла. Время 3 минуты.
    На лепестках цветка «право» следующие высказывания:
    Иметь фамилию, имя, отчество
    Иметь игрушки
    Ходить на кружок
    Жить с родителями
    Высказывать свои мысли
    Отдыхать на перемене
    На лепестках цветка «обязанности»:
    Делать уроки
    Читать книги
    Заботиться о животных
    Мыть посуду
    Делать зарядку
    Посещать школу
    Помогать родителям

    4 конкурс «Сказочный вопрос»
    Ведущий. Правильный ответ 1 балл.
    Задача № 1
    Демонстрируется фрагмент «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
    Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
    Ответ: произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, возможность воспитываться в семье.

    Задача № 2
    Демонстрируется фрагмент из сказки В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».
    Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
    Ответ: право на свободу передвижений

    Задача № 3
    Демонстрируется фрагмент А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
    Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
    Ответ: право на труд.
    Задача № 4
    Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
    Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?
    Ответ: право на жилище.

    Задача № 5
    Демонстрируется фрагмент из сказки Ш. Перро «Золушка».
    Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
    Ответ: право на отдых.

    Задача № 6
    Демонстрируется фрагмент из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
    Ответ: право ребёнка на заботу.

    Задача № 7
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    Какие права здесь нарушены?
    Ответ: нарушение запрета.

    Задача № 8
    Демонстрируется фрагмент из сказки А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Какие права здесь нарушены?

    Задача № 9
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Серая шейка». Какие права здесь нарушены?
    Ответ: право на свободу и жизнь.

    Задача № 10
    Демонстрируется фрагмент из сказки «Снежная королева» Какие права здесь нарушены?
    Ответ: право на жизнь с родителями.

    5 конкурс. «Конкурс капитанов» (кроссворд)
    Правильный ответ 1 балл.

    По горизонтали:
    1.Глава государства (президент)
    2.Человек, который любит своё Отечество (патриот)
    3.Один из символов страны (флаг)
    4.Исполнительная власть РФ (правительство)
    5.Столица РФ (Москва)
    6.Как называется территория, на которой мы живём (Россия)
    7.Нижняя палата парламента (дума)
    8.Признанное равенство граждан перед государством, законом, судом.
    Один из существенных элементов демократии (равноправие)
    9.Политический режим в РФ. (демократия)
    10.Всенародное голосование. (референдум)
    11.Символ страны при котором происходит поднятие Государственного
    флага, и вручение государственных наград. (гимн)
    По вертикали:
    1.Кто избирается в парламент. (депутат)
    2.Форма государственного устройства России. (республика)
    3.Общественным и бесплатным в РФ является? (образование)
    4.Глава правительства РФ. (премьер)
    5.Законодательная власть. (парламент)
    6.Высшый государственный чиновник, непосредственно подчинённый
    главе государства? (министр)
    7.Основной закон государства? (конституция)

    Ведущий: спасибо капитанам. Переходим к следующему конкурсу.

    6 конкурс. «Знание правовых основ» (презентация)
    Правильный ответ – 1 балл.
    1. Конституция Российской Федерации была принята в результате:
    а. постановления Государственной Думы Федерального Собрания
    Российской Федерации;
    б. указа Президента Российской Федерации;
    в. всенародного референдума;
    г.резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных
    Наций.

    2. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является
    государством:
    а. православным
    б. многоконфессиональным
    в. теократическим
    г. светским

    3. Регулятором общественных отношений помимо права является:
    а. мораль
    б. религия
    в. наука
    г. искусство

    4. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:
    а. законодательная власть
    б. информационная власть
    в. судебная власть
    г. исполнительная власть

    5. Государство и его должностные лица в отношении человека и
    гражданина обязаны:
    а. обеспечить получение бесплатного высшего образования
    б. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц

    в. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав
    и свобод
    г. компенсировать ущерб, причиненный преступлением

    6.Среди правовых актов высшей юридической си

     определение уровня правовой и политической культуры обучающихся и их отношение к тем или иным явлениям и фактам, связанным с правовыми проблемами;
     обеспечение обучающихся знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;
     развитие правового самосознания;
     формирование навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
     пропаганда здорового образа жизни.

    Достигнутые результаты за последний год:

    Обучающиеся заинтересованы игрой. С каждым годом растёт количество желающих принять в ней участие

    Социальная значимость проекта:

    Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Поэтому государство нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе является правовое воспитание обучающихся.
    Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
    К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
    Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
    Отсюда, правовое воспитание обучающихся - планомерный, управляемый, организованный, систематический процесс воздействия на сознание, психологию детей совокупностью многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, с целью формирования в правосознании детей глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
    Наличие подростковых правонарушений – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Такое противоправное поведение несовершеннолетних и является поводом социальной работы с ними.
    Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
    В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между:
    -провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях;
    -между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России;
    -потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей;
    -высоким уровнем осознания и реализации собственных прав, низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения;
    -между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.
    В связи с этим остро встает вопрос, связанный с проблемой формирования правового сознания личности, его внутренней, неформальной правовой ориентации и самоидентификации, т. е. ее правовой культуры в изменяющихся условиях российского социума. Учреждения дополнительного образования детей могут помочь в решении проблемы, так как система дополнительного образования детей – это в большей степени социальная среда по воспитанию личности. Здесь, как нигде более, воспитательный и образовательный процессы двуедины. По этому данный проект актуален на сегодняшний день. Проект составлен с учетом возрастных особенностей детей и рассчитан на возраст 13 – 16 лет. В данном возрасте усиливается впечатлительность ребенка, критичность к себе и другим, стремление к совершенству и достижению различного рода успехов, обострен дух соревновательности.

    Педагогический проект

    «Школа правовой культуры»

    Социального педагога МОУ СОШ №1

    Иржицкой Анастасии Васильевны

    1. Введение 3стр.

    2 . Описание проекта : 6 стр.

    Стратегия и механизмы достижения поставленных целей;

    Рабочий план реализации проекта

    Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные

    результаты реализации проекта

    3. Оценка эффективности реализации проекта 9 стр.

    4 . Список литературы 14 стр.

    5 . Приложения 15 стр.

    Введение

    Как только страна отказалась от тоталитарных методов управления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества. Наблюдается устойчивый рост »несовершеннолетней преступности», в стране «каждое восьмое раскрытое преступление совершается подростками». Структура этой преступности стабильна, появились новые виды поступков, не свойственные ранее несовершеннолетним. «Подростковые бригады» вовлекают граждан старших возрастов (!) в противоправную деятельность, предлагая услуги по реализации своих планов. Криминальная субкультура выработала свои представления о чести, долге, нравственности, носящие антигуманный и противоправный характер, обеспечивающие его развитие, находящие выражение в «теневом праве». В ее условиях функционирует криминальная субкультура, блокируя процесс социализации, «заражает» криминальным идеалом.

    Наблюдается низкий уровень правовой культуры социума, правовой нигилизм молодежи, гражданская пассивность, слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон.

    В концепции модернизации российского образования среди приоритетных задач есть такая: развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Сегодня к школе предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

    Окружающая правовая действительность непрерывно ставит перед ними проблемы как необходимости соотношения своих действий и поступков с учетом интересов общества, порядком и правилами, установленными в государстве, а недостаточная организованность формирования правового воспитания учащихся приводит к тому, что, оказываясь в различных жизненных ситуациях, школьники часто неверно оценивают возникшую правовую ситуацию, неправильно ведут себя при разрешении тех или иных правовых вопросов.

    Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Без участия и помощи родителей, общественных организаций, местного сообщества, опираясь только на силы педагогического коллектива, добиться успеха в развитии правового сознания, правовой культуры, гражданской зрелости учащихся становится или невозможно или очень сложно.

    В основе воспитательной системы школы лежит понимание того, что приобретенные знания должны способствовать становлению интеллектуальной, здоровой, творческой, самозначимой личности, повседневное поведение которой основано на принципах экологического мышления, поведения, культуры, т.е. на уважительном отношении к своей семье, своему городу, стране, окружающей среде. Из этого вытекают основные направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое и спортивно-оздоровительное.

    Целью данного проекта является: Совершенствование правового воспитания обучающихся направленного на формирование правовой осведомленности и правосознания. Развитие умений самостоятельно работать с различными источниками информации и использовать полученные знания на практике.

    Предлагаемый проект «Школа правовой культуры» нацелен на реализацию следующих задач:

    Проанализировать научную информацию и нормативно-правовые документы по теме.

    Привлечь общественные организации и родительскую общественность к участию в патриотическом воспитании школьников;

    Создать систему гражданско-патриотического воспитания в школе;

    Совершенствовать организационно-методической базу гражданско-патриотического воспитания;

    Вводить научно обоснованную организаторско-пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития гражданственности как стержневой духовной составляющей Российской федерации.

    Участник проекта: обучающиеся

    Описание проекта

    Актуальность темы исследования. Содержание правового образования школьников определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в стране, и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина. Это нашло свое отражение в Конституции, законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации.

    Особую актуальность сегодня приобретают задачи развития системы правового образования населения, становления правовой культуры граждан, решение которых следует начинать со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования и нравственного правового воспитания, которое охватывало бы все возрастные группы.

    Проект содержит все сведения, необходимые для достижения поставленных целей и решения задач, расширяет кругозор школьников, позволяет детально рассмотреть с ними ключевые понятия: «нормативно-правовая база», «законодательство РФ» расширить и углубить знания по правовой тематике.

    Научная новизна и практическая значимость заключается в том, что

    * изучены педагогические условия повышения эффективности правового воспитания подростков

    * экспериментально обоснованы принципы и методы оптимального координирования учебной и внеучебной деятельности обучающихся, в сочетании с использованием средств массовой информации и правовых знаний, полученных от родителей;

    * сформированы основные принципы по определению и выбору оптимального характера структуры правовых текстов и подачи текстовой информации для обучающихся;

    * разработаны учебно-методические рекомендации по основам правового воспитания, которые могут служить базой для дальнейшей разработки теоретических вопросов содержания и технологии правового воспитания в системе специального образования школьников.

    Механизмы реализации проекта

    Аналитический этап

    Предпроектная диагностика (использование приемов исследования правосознания учащихся, социума группами методов: анализ статистических данных; методы анализа образовательной деятельности, их правового поведения, наблюдение, а также метод анализа критических ситуаций; устные интервью и письменный опрос (анкеты), методы математической обработки); в процессе диагностики был выбран тип исследования –натурный контролируемый (до и после);

      анализ деятельности школы (за последние 3 года);

      анализ состояния ресурсной базы школы;

    Создание постоянно действующего семинара (методические основы экспериментальной работы школы, представителями различных структур города.

    Практический этап

      Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта;

      Координация взаимодействия школы

    «Школа правовой культуры» с социумом;

      Введение должности «Уполномоченный по защите прав ребенка»

    (для поддержки и защите прав детей);

      Расширение общекультурного кругозора, формирование правовой культуры и гражданской грамотности через (выпуск телепередач на районном телевидении, выпуск бюллетеня «Правовой калейдоскоп», газеты «Школьный патруль»;

      Модернизация технологии школьного самоуправления, оптимизация учебного процесса за счет элементов правового обучения

    «Школьная мэрия»;

      Создание механизма управления проектом;

      Изменение структуры и содержания правового обучения и воспитания в школе путем введения элективных курсов; Организация волонтерского движения;

      Работа клуба Молодого избирателя «Наш выбор»;

      Введение факультативного курса «Пусть детство будет безопасным».

    Основные мероприятия проекта, его исполнители, сроки реализации

    п\п

    Основные мероприятия проекта и его направлений

    Исполнители, сроки реализации

    Беседы и классные часы с целью изучения государственной символики России:

    история Государственного флага,

    Учителя истории, классные руководители.

    Ежегодно

    Исторический вечер «Изучение истории жизни и деятельности выдающихся личностей».

    Ежегодно

    Система классных часов по темам:

    «Государственное управление России, правовая система».

    «История российской армии»

    Ежегодно

    Литературно-музыкальные вечера «День независимости России» и «День народного единства».

    Организатор внеклассной работы.

    Общешкольный театральный праздник «Здесь победа начинала свой путь».

    Организатор внеклассной работы, классные руководители.

    Ежегодно

    Митинг, посвящённый дню Победы «Свет памяти, свет скорби и любви… его в себя приносят наши дети!»

    Историческая игра «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»

    Организатор внеклассной работы, классные руководители.

    Ежегодно

    Вечер «Помни корни свои» (о гражданском долге, мужестве и героизме).

    Классные руководители.

    Ежегодно ко Дню Победы

    История русского народного костюма

    Учителя истории, технологии.

    Ежегодно

    Беседа «Гражданин нового века - здоровый, сильный духом человек»

    Классные руководители.

    Деловая игра «Выборы Президента и Парламента класса»

    Организатор внеклассной работы.

    Турнир знатоков права.

    Учителя истории

    Урок экологической этики «Берегите Землю»

    Организатор внеклассной работы.

    Ежегодно

    Ожидаемые результаты .

    Сформированность гражданско-правовой компетентности:

    в познавательной сфере - обогащение знаниями российского законодательства,

    в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,

    в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;

    в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей и идеалов.

    Приобретение опыта общественно - полезной гражданско-патриотической деятельности.

    Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

    Критерии оценки ожидаемых результатов:

    воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;

    воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;

    формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу;

    воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно - нравственной и социальной ценности.

    Оценка эффективности проекта

    Одним из важнейших условий развития общества является воспитание гражданско-правового, демократического государства, способного к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

    Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально - педагогическим реалиям.

    Основные направления воспитания хотя и разрабатываются в научно - теоретическом плане, но слабо внедряются в практику. Поэтому многие учителя затрудняются в выборе приоритетных направлений в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств.

    Для системы гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, так как это пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, всё большей ориентации на внутреннее регулирование поведения, самооценку. У подростков нередко отсутствуют чувства ответственности и гражданского долга перед обществом, что находит своё выражение в неправильном отношении к законам, труду, дисциплине. Поэтому при выборе собственных жизненных ориентиров подросткам нужна помощь извне.

    А гражданственность мы рассматриваем как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого, являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

    Качества, определяющие степень приближения личности к идеалу гражданина, те, которые мы будем формировать в процессе реализации проекта, мы классифицировали в соответствии с тремя основными признаками:

    1) нравственный,

    2) правовой,

    3) социально - политический.

    К первому относятся: гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность. Ко второму - правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. К третьему - гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

    Компоненты нравственного признака характеризуются тем, что основываются на принципах морали и придают действиям личности моральную окраску. Правовой признак гражданственности выражается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов. Социально - политический признак гражданственности прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно - политического строя государства. Все они в совокупности проявляются в готовности выполнять существующие в обществе нормы и правила посредством различных форм повседневной деятельности. Вышеуказанные признаки гражданственности следует рассматривать в органическом единстве, что обуславливает и структуру понятия «гражданственность» как целостного интегративного качества, представляющего в определённой мере систему, состоящую из множества компонентов, признаков, с отношениями и зависимостями между ними. Целостность в этом случае является общим свойством системы, которое и позволяет рассматривать гражданственность как самостоятельное качество личности.

    Чтобы управлять процессом формирования гражданственности, мы считаем необходимым отслеживать продвижение школьников в их развитии. Для этого мы используем существующие в современной психологической практике диагностики изучения уровней сформированности гражданственности у подростков.Правовое обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности человека. Именно с их помощью люди передавали своим потомкам выработанные правила разрешения конфликтов и противоречий, которые позволяли обеспечивать стабильность и организованность в обществе. Ретроспективный анализ проблем правового образования в стране и за рубежом доказывает существование многочисленных систем обучения, которые были связаны с государственной политикой страны. В каждом регионе мира обозначились свои традиции и принципы подобного процесса, учитывающие специфику правовой системы, ментальности людей, их психологии, а также другие факторы. Прошли века, но многие проблемы, волновавшие людей в прошлом, оказались актуальными и в современности. Не случайно правовое образование сегодня становится одним из самых приоритетных, социально значимых тенденций в системе модернизации отечественного образования.

    Всеобщая Декларация прав человека провозглашает: «государства-участники обязаны содействовать… всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод», «всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», «каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод».

    Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа образования в области прав человека. В документах пятьдесят девятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН раскрывается содержание этого понятия: «образование в области прав человека может быть определено как усилия по образованию, обучению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем обмена знаниями, привития навыков и формирования позиций, которые направлены на:

    укрепление уважения прав человека и основных свобод;

    всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;

    содействие взаимопониманию, терпимости, равенству мужчин и женщин и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

    обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного и демократического общества, в котором господствует право;

    строительство и поддержание мира;

    обеспечение устойчивого развития в интересах общества и социальной справедливости».

    Согласно указанным документам, образование в области прав человека охватывает:

    знание и навыки - изучение прав человека и механизмов обеспечения их защиты, а также приобретение навыков применять их в повседневной жизни;

    ценности, мировоззренческие подходы и поведенческие модели - развитие ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, отстаивающих права человека;

    действия - принятие мер по защите и поощрению прав человека.

    Подписав Конвенцию ООН по правам ребенка, Россия взяла на себя обязательства по созданию необходимых условий в целях реализации этих прав, формированию среды, благожелательной и комфортной для жизни детей, в которой при принятии соответствующих решений органы власти руководствуются, прежде всего, интересами подрастающего поколения. Генеральной Ассамблеей ООН определено, что «мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех, и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде».

    С целью проведения комплексной работы с детьми и их учителями по разъяснению прав, свобод и законных интересов детей и оказание содействия в практическом применении ими своих прав обусловлено сегодня возрастанием роли права в процессе социализации подрастающего поколения, для усвоения несовершеннолетними ценностей гражданского общества и правовой культуры, формирования гражданско-правовой компетентности подростков, навыков и установок правомерного поведения детей и подростков необходимо постоянное различное правовое просвещение детей и подростков.

    Перспективы развития проекта

    1.Методическая работа правовой площадки в образовательном пространстве района (консультации, методические разработки в помощь учителю, проведение семинаров по гражданско-правовому образованию и воспитанию).
    2. Проведение районных правовых игр, конкурсов, олимпиад, творческих работ, конференций, с участием подростков;
    3. Проведение конкурсов творческих работ и социальных проектов учащихся;
    4. Издание правового бюллетеня для подростков и родителей «Правовой калейдоскоп»;

    Назначение проекта

    Реализация модели «Школа правовой культуры позволит обогатить формы взаимодействия общеобразовательного учреждения с окружающим его социумом в целях создания более эффективных условий для успешной социализации и формирования правового сознания личности.

    Исходя из вышесказанного можно построить модель системы «Школы правовой культуры»

    Система «Школы правовой культуры»

    Миссия школы

    Возможность удовлетворить образовательную потребность населения.

    Цель

    Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению.

    Общая педагогическая политика школы.

    Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания.

    Кодекс поведения педагогов.

    Отношение к школе

    Отношение к ребенку

    Отношение к работе

    Отношение друг к другу

    Отношение к самому себе

    Кодекс внутришкольного менеджмента

    Создавать условия

    Оценивать

    Корректировать

    Прогнозировать

    Система принципов управления школой.

    Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода.

    Взгляд на урок.

    Урок - средство формирования и развития личности ребенка

    Методы обучения.

    Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом.

    Идеология воспитания.

    Четыре подхода:

    Отношенческий

    Деятельностный

    Личностный

    Комплексный

    Финансирование.

    Реализация проекта требует выделения средств на:

    Обновление и систематизацию литературы по гражданско-патриотическому воспитанию

    Приобретение электронных учебников и видеофильмов по данной тематике

    Организацию и проведение просветительской деятельности в рамках школы и на городском уровне по проблеме гражданско-патриотического воспитания

    Наталья Михальченко
    Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»

    Проект по правовому воспитанию в старшей группе

    «Право ребёнка на имя » .

    «Имя – тончайшая плоть,

    посредством которой

    объявляется духовная

    сущность…

    П. А. Флоренский

    Актуальность и важность проблемы;

    Человеческое достоинство-это источник прав и свобод , признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

    Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

    Знание прав - это щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

    Каждый ребенок должен знать свои права , обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка - один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.

    Цель : формировать у детей старшего дошкольного возраста

    представления о правах человека .

    Объект исследования : дети (5-6 лет)

    Задачи проекта :

    Познакомить детей с понятием «право »

    Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

    Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

    - воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

    Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

    Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

    Проблемный вопрос : «Для чего необходимо знать свои права »

    Гипотеза : Если знать свои права

    Критерии оценки проекта :

    1. Важность темы проекта ;

    2. Полнота раскрытия темы;

    3. Оригинальность решения проблемы;

    4. Использование средств наглядности.

    Ожидаемый результат проекта :

    1. Активизация детской творческой активности.

    2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя » .

    Тип проекта : познавательно-игровой.

    Вид проекта : краткосрочный(1-неделя)

    Участники проекта : дети (4-5лет, педагоги, родители.

    План реализации проекта .

    1 этап - подготовительный;

    2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя ) ;

    3 этап – заключительный результат;

    Этапы проекта :

    1. Предварительная работа : ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т . е. со статьёй №7.

    2. Чтение художественной литературы детям.

    3. Подбор наглядного и методического материала.

    4. Составление перспективного плана проектной деятельности .

    5. Реализация проекта .

    6. Подведение итогов.

    Формы и методы работы с детьми (реализации проекта ) :

    1. Беседы по теме.

    2. Использование сказочных персонажей.

    3. Решение проблемных ситуаций.

    4. Практическая деятельность.

    5. Экскурсия в другие группы .

    6. Ролевые, дидактические, настольные игры.

    7. Самостоятельная детская деятельность.

    8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.

    9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

    10. Развлечение, викторина.

    Этапы проекта :

    I этап – подготовительный :

    1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.

    2. Составление плана основного этапа проекта .

    II этап – практический :

    1. Организация работы по решению задач проекта .

    2. Мотивация участников проекта к деятельности , формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта .

    3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта .

    IIIэтап – заключительный :

    1. Презентация проекта .

    2. Анализ и обобщение результатов работы.

    Взаимодействие с родителями :

    1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

    2. Наглядная агитация : папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.

    План перспективного планирования недели проекта

    «Право ребенка на имя » .

    Работа с детьми.

    день Беседа по теме : «Что такое права человека » . Цели :познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка , формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

    Малой подвижности игра : «Цепочка имён» .Цель :знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы , воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.

    день Дидактическая игра «Ласковое имя» . Цель : уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме : «Какие права есть у вашего ребенка?» .

    Целевая прогулка : «Какие есть имена?» цель : идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я» ; развивать внимание, быструю реакцию.

    день ООД по теме : «Ты и твоё имя» . Цели;познакомить детей с правом на имя , научить применять это право в жизни , способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

    Лепка «Символ моего имени» . Цели : продолжать знакомить детей с правом на имя ; развитее творческих способностей.

    день Игра – викторина :«Измени имя» .Цели : уточнить их представления о правах на имя , закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

    Чтение худ. лит-ры : Э. Успенский «Ты и твое имя» . Цели : побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права .

    Развлечение «У кого сегодня именины» .цели :закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя ; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы .

    Работа с родителями : беседа «Что такое права человека » ; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка ?";домашнее задание для родителей "Узнать историю имени своего ребёнка ";решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка » ;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» .

    Гипотеза подтвердилась : Если знать свои права , то можно ими оперировать в нужной ситуации.

    ИТОГИ ПРОЕКТА :

    1. Формирования у детей правовой компетентности ;

    2. Дети познакомились со значениями слов : конвенция, право , прозвище, семья.

    3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

    4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей .

    Дальнейшее развитие проекта

    В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении , разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.

    Список литературы

    1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.

    2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.

    4. Мои права . Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО - ПРЕСС» .

    5. Фесюкова Л. Б Моя семья : Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков : Изд – во «Ранок» ,2009.

    6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград : Изд- во «Учитель»

    7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка . Москва : Изд-во «Творческий Центр» , 2008

    г. Тамбов.

    «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши

    не выражают так ясно нас самих и наши отношения к миру,

    как наши чувствования: в них слышен характер

    не отдельной мысли, не отдельного решения,

    К. Д. Ушинский

    Актуальность проблемы

    Правовое воспитание детей и защита их прав - это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин:

    -социально -экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;

    Институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;

    Снижается воспитательный потенциал семьи .

    В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты » - сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях.

    Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.

    В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности , связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления , военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.

    В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

    «Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», - писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети - это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их ?

    Цель и задачи проекта

    Цель проекта - сформировать азы социально -нравственного сознания и правовой культуры дошкольника .

    Задачи проекта :

    1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности ;

    2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека ;

    3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод , ответственности;

    4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека , формировать основы толерантности;

    5. воспитывать любовь к семье , родному дому, детскому саду, городу;

    6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.

    Участники проекта :

    старшая и подготовительная группы детей детского, родители, педагоги

    Планирование реализации проекта

    Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями

    Цикл занятий:

    «Мой дом - моя семья»,

    «Улицы родного города»,

    «Моя Родина - Россия».

    Беседы на социально - нравственные темы .

    Расширение проблемных ситуаций по безопасности ребёнка.

    Игры, театрализация. Работа с моделями, схемами (генеалогическое дерево).

    Художественно-продуктивная деятельность (изготовление символов, эмблем, плакатов, рисунков).

    Детский кружок «Изучаем свои права ».

    Оформление альбомов:

    «Наши права »,

    «Моя семья»,

    «Мой город»,

    «Моя Родина».

    Чтение художественной литературы. Досуги, развлечения, праздники. Диагностика знаний детей. Целевые прогулки, экскурсии:

    «Праздничная улица, «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра»,

    «Новый сквер»,

    «Отправим письмо заболевшему товарищу». Анкетирование «хорошие ли вы родители?»,

    «Знаете ли вы своего ребёнка?».

    Изучение социального статуса семьи .

    Консультации «Педагогические и психологические основы общения родителей с детьми».

    Мини-проект детей - родителей- педагогов «С чего начинается Родина?»

    Выставка плакатов-проектов

    «Каким я бы хотел видеть наш город».

    «Земля - планета, на которой мы живём».

    Родительское собрание «Я и мой ребёнок».

    Устный журнал «Растим патриотов».

    Досуг «Турнир знатоков по патриотическому и правовому воспитанию ребёнка ».

    Анкета «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».

    Оформление стенда, папки, передвижки для родителей, альбом для детей.

    Выставки детских работ под названием «Папа, мама, я - счастливая семья», «Я люблю свой город».

    Совместные экскурсии, походы, встречи с почётными людьми города. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки. Изучение документов о правах ребёнка

    «Семейный кодекс Российской Федерации», «Конвенция ООН о правах ребёнка », Закон «Об образовании».

    Семейная диагностика.

    Изучение семейной атмосферы. Составление социального паспорта . Эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Какой я родитель.

    Консультации.

    «Факторы риска нарушения прав детей ».

    Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании патриотической и нравственной культуры детей».

    Педагогический совет.

    «работа педагога с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».

    Работа творческой группы.

    Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада».

    Тренировочные занятия с воспитателями «Общение взрослого и ребёнка».

    Деловая игра «Знаем ли мы права детей

    Диагностика профессиональных качеств педагогов.

    «Стиль общения с детьми».

    «Какой Вы воспитатель

    Семинар-практикум

    «Охрана прав и достоинства ребёнка».

    Этапы реализации проекта

    Проект носит долгосрочный характер - 1 год.

    1. Информационно-подготовительный.

    Изучение опыта коллег дошкольного образовательного учреждения и педагогического сообщества города Тамбова.

    Заключение договоров с социокультурными организациями ;

    Проведение диагностического этапа исследования;

    Изучение отношения родителей к социально нравственному , правовому воспитанию детей ;

    Деловая игра с педагогами и родителями «Знаем ли мы права детей

    2. Поисково-внедренческий.

    Семинар-практикум с педагогами «Охрана прав и достоинств ребёнка»;

    Театрализация, досуги, игры;

    Составление генеалогического дерева своей семьи;

    Продуктивная деятельность детей;

    Изучение прав в кружке «твои права »;

    Конкурс рисунков «Дружная семья» ко Дню семьи;

    Мини-проект «Великие имена»;

    Акция «Добрые дела»;

    Оформление альбома «Моя семья», «Мой город».

    3. Рефлективно-обобщающий.

    Презентация опыта по социально- правовому воспитанию детей в дошкольного образовательного учреждения;

    Оформление стенда для родителей «Дети имеют права »;

    Выступление на общем родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка»;

    Выступление на форуме «С чего начинается Родина?»

    Выступление детей подготовительной группы в областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина на тему «Мой город»;

    День открытых дверей ко Дню семьи.

    Управление обеспечения проекта

    Использование методической литературы.

    Материальная база: приобретение пособий, слайдов, видеофильмов, изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов «Достопримечательности г. Тамбова», «Моя семья», «Наши права », «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать». Создание газеты «Моя спортивная семья», изготовление плаката «Генеалогическое дерево моей семьи».

    Оценка эффективности проекта

    Выполнение мини-проектов с детьми и родителями.

    Анкетирование.

    Мониторинг.

    Положительная оценка коллег и родителей.

    Предполагаемые результаты проекта

    Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей.

    Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями.

    Перспективы реализации проекта

    Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания , чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

    Расширение представлений детей о героях войны, труда, о великих соотечественниках.

    Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, родным, окружающим людям.

    Результативность

    1. Сформированы первоначальные азы правового сознания .

    2. Развиты чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду.

    3. Расширено представление детей о малой и большой Родине.

    4. Развиты чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

    5. Сформированы чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.