Проект Мы за здоровый образ жизни! Акция «Мы за здоровый образ жизни! Акция мы за зож в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1» Проект « Мы за здоровый образ жизни» Автор проекта воспитатель: Бейсембаева Амина Умирзаковна Участники проекта: дети группы «Непоседа», родители воспитанников, воспитатель Самирзянова Вероника Минзаировна, инструктор по ФК Мухаметшина Рима Сабирьяновна.
Для родителей: Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми; Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей; Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ; Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье.
Предполагаемые результаты: приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, полученные ребёнком знания и представления о себе, о своём здоровье и двигательной активности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья, информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию, родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей.
В дошкольном возрасте является одним из главных компонентов нормального функционирования детского организма. Соблюдение правил и предписаний по сохранению здоровья также оказывает свое влияние на психическое состояние и развитие ребенка.
Внедрение ЗОЖ - основная задача всех членов образовательного процесса. Однако, мало кто знает, как правильно привить детям положительное отношение к процедурам по сохранению и укреплению здоровья. Давайте разберемся вместе.
Оздоровительная среда в ДОУ
Условия жизни в современном обществе предъявляют к состоянию здоровья детей дошкольного возраста повышенные требования, которые, к сожалению, не все дети могут соблюдать. Повышенная рождаемость детей с психофизическими отклонениями является еще одной причиной внедрения ЗОЖ среди масс населения.
Детский сад - это то место, где ребенок, начиная с 3-х лет, проводит большую часть своего времени. Именно поэтому нужно уделять крайне повышенное внимание приобщению детей к ЗОЖ в детском саду. Для этого здесь должна быть создана, в первую очередь, соответствующая оздоровительная среда. В нее входят:
- хорошо оборудованный спортивный зал;
- музыкальный зал;
- душевые для закаливания;
- физиотерапевтический кабинет;
- наличие в групповых комнатах спортивной зоны;
- приспособленный для подвижных игр садовый участок;
- пищевой блок, отвечающий всем санитарно-гигиеническим нормам.
Приемы по развитию ЗОЖ в детском саду
- Воздушные ванны. Основной режимный момент в ДОУ - это прогулка на свежем воздухе. Это самый распространенный способ укрепления здоровья детей. Прогулку можно совмещать с подвижными играми, гимнастикой и даже закаливанием.
- Рациональное питание. Пища детей должна содержать витамины и минералы, необходимые для нормального роста и развития детей. Питание также должно быть сбалансированным, т.е. содержать в себе и белки, и жиры, и углеводы. Также немаловажную роль играет время приема пищи, которое должно быть равномерным и одинаковым каждый день.
- Личная гигиена. Детей необходимо приучать выполнять все гигиенические приемы даже без напоминаний родителей.
- Закаливание. Необходимо правильно и плавно начинать закаливать детей не только водными процедурами, но и воздушными.
- Режим дня. Этот способ хорошо дисциплинирует детей, и их жизнь приобретает определенный ритм. В правильно организованном режиме оптимально сочетаются все виды деятельности детей.
Планы-проекты по реализации ЗОЖ
Для организованной систематической работы по привитию детям ЗОЖ воспитателями разработаны всевозможные занятия. Эти занятия предусмотрены календарно-тематическими и перспективными планами, которые утверждает заведующий учреждением. Все эти конспекты занятий собираются в объемные проекты по ЗОЖ в детском саду, которые могут реализовываться от недели до месяца. Названия у этих проектов могут быть самыми разнообразными. Например: "Скажем здоровью - ДА!", "Неделька здоровья", "Мы со спортом дружим", "Целебная водица", "Где прячется здоровье", "Спортландия", "Будь здоров!" и прочие. Несмотря на разнообразие названий все проекты по ЗОЖ в детском саду направлены на формирование у детей всех возрастов правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждение появления вредных и привитие полезных привычек, расширение знаний о здоровом образе жизни.
Формы реализации программы по ЗОЖ
Наиболее распространенной формой реализации образовательной программы по ЗОЖ в детском саду являются занятия. С их помощью детям доносят информацию о здоровом образе жизни и способах его ведения. Несомненно, прививать правила личной гигиены и формировать правильное представление о здоровье нужно начиная с самых ранних лет. Однако, наиболее информативны занятия по ЗОЖ в средней группе детского сада. Это именно тот возраст, когда дети еще очень много не знают, но базовые навыки сохранения здоровья у них есть. Далее эти знания необходимо актуализировать и дополнять по мере развития и взросления детей.
В детском саду занятия по ЗОЖ имеют четкую структуру и последовательность этапов. Кроме того, в процессе занятия должны реализовываться определенные цели и задачи, в данном случае по развитию ЗОЖ у детей.
Оздоровительные кружки в детском саду
Для родителей, которые считают что в процессе образовательной программы их дети получают недостаточное оздоровление в детских садах, создаются дополнительные физкультурные, гимнастические или оздоровительные кружки. Основным направлением спортивных кружков является формирование у детей положительного отношения к спорту, физическим нагрузкам. Занятия в таких кружках способствуют развитию физических способностей, настойчивости и уверенности в своих силах. Оздоровительные же кружки направлены на восстановление сил или же устранение каких-либо физических недугов, т.е. имеют своего рода коррекционную направленность.
ЗОЖ в игре
Игра - это наиболее приемлемый способ обучения детей в дошкольном возрасте, поскольку она является их ведущей деятельностью. Каждая ЗОЖ-игра в детском саду имеет определенную направленность. Невозможно с помощью одного занятия развить у ребенка все компоненты физического здоровья. Поэтому, зачастую, используют минимум 2-3 игры, которые должны быть направлены на формирование разных составляющих здорового образа жизни. Например:
- Игра "Опасно-безопасно"
Цель игры: научить детей различать опасные и безопасные действия и зоны.
Ход игры: игровое поле делится на две зоны - красная и желтая, что соответствует опасной и безопасной зоне. Дети свободно гуляют по игровому полю, пока воспитатель не назовет какое-либо действие, которое детям необходимо мысленно отнести к опасному или безопасному, и перейти в определенную по цвету зону на поле. Примеры действий:
- мальчик играет на проезжей части;
- девочка перебегает дорогу прямо перед машиной;
- дети играют в песочнице;
- мальчик воспользовался чужой расческой;
- девочка воспользовалась чужим носовым платком;
- дети ушли с детской площадки без спросу и т.д.
2. Игра "Личная гигиена"
Цель игры: воспитать у детей правильные привычки, закрепить знания о личной гигиене.
Ход игры: дети становятся по кругу, в центре - водящий, который исполняет роль стрелки. Водящий крутится вокруг своей оси пока воспитатель не скажет "Стоп!". Тот, на кого укажет "стрелка" должен ответить без слов, пантомимой на вопрос воспитателя. Примеры вопросов:
- что ты делаешь после пробуждения утром;
- как нужно умываться;
- как правильно чистить зубы;
- как нужно причесываться;
- как ты делаешь утреннюю гимнастику и т.п.
Для детей старшего возраста задачу нужно усложнить: дети не отвечают на вопрос воспитателя, а сами показывают эти режимные моменты, а остальные должны угадать какую процедуру показывает ребенок.
3. Игра "Витаминка"
Цель игры: познакомить детей с витаминами и расширить запас знаний о том, где находятся витамины.
Ход игры: дети делятся на две команды. Игрок из первой команды показывает картинку с изображением витамина, дети из другой команды в ответ показывают картинки овощей и фруктов, где содержится витамин. Далее игрок из второй команды показывает овощ или фрукт, а игроки из первой команды показывают, какие витамины содержатся в этом продукте.
Консультирование родителей по проблеме ЗОЖ
Несмотря на то, что дети большую часть своего времени проводят в детском саду, многие режимные моменты, которые необходимо соблюдать и что являются основой здорового образа жизни, дети выполняют дома. Соответственно, необходимо просвещать родителей дошкольников для создания преемственности семьи и детского сада в решении вопросов привития ЗОЖ детям.
Консультации по ЗОЖ в детском саду в основном проводятся на родительских собраниях, которые могут быть плановыми или внеплановыми, приуроченными к определенной теме. Тематика консультаций должна быть различной и охватывать насущные проблемы. При реализации планов-проектов по ЗОЖ, описанных выше, консультации обычно предусмотрены прямо в плане, не менее 2-3 раз за весь проект.
Информация для родителей
Не все родители имеют возможность посещать родительские собрания, особенно когда они внеплановые. Для таких ситуаций предусмотрены памятки по ЗОЖ в детском саду. Они располагаются в основном в прихожих групп. Памятки подготавливает воспитатель. Их внешний вид может быть абсолютно разным, однако наиболее распространенными являются папки-передвижки. Главное условие таких памяток красочность и информативность, чтобы, во-первых, привлечь внимание родителей, во-вторых, дать наиболее полную информацию по вопросу ЗОЖ, которую родители смогут применить и в домашних условиях.
Также пользуются популярностью памятки-листовки, которые также подготавливает воспитатель и раздает родителям. В данном случае родители имеют возможность прочесть информацию дома, в более уютной обстановке.
- Родителям необходимо всегда помнить, что их дети - это их отражение. То, как родители относятся к своему здоровью и соблюдают ли они здоровый образ жизни, отражается и на детях. Нельзя требовать соблюдения правил ЗОЖ от детей, если родители не выполняют их сами.
- Проводите больше времени со своими детьми. Активный отдых всей семьей - это лучший способ проведения досуга.
- Учитесь бороться со своим стрессом. Психическая уравновешенность - важный компонент ЗОЖ. Не нужно переносить свои проблемы на детей. Нужно, наоборот, показать им как справляться с этим.
- Не разрешайте детям долго смотреть телевизор. Гигиена зрения также относится к ЗОЖ и ее необходимо соблюдать.
- Отдайте вашего ребенка в секцию. Это поможет им выплеснуть гнев и излишнюю энергию, укрепить здоровье и развить волевую регуляцию.
Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Результаты недавних исследований четко показали тенденцию ухудшения физического и психического здоровья детей. Дети, после детского сада, приходят в школу неготовыми даже к незначительным нагрузкам. Наверняка, вы и сами часто встречали информацию в СМИ о достаточно частых случаях резко плохого самочувствия или даже летального исхода на уроках физической подготовки.
Кроме этого, ученые отмечают, что детский организм должен развиваться в максимально идеальных условиях. Поэтому они настоятельно рекомендуют покупать для них исключительно качественную продукцию: средства личной гигиены, питание, игрушки, посуда, витамины, лекарственные средства.
Интернет-магазин iHerb является настоящей находкой в этом плане. Там совершают покупки миллионы родителей со всего мира. Я в том числе
Дошкольный возраст — один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда.
К полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.
Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не одних лишь педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, куда обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с педагогами.
На должны делать ставку, в первую очередь, их родители.
10 условий здоровья
- Пребывание на свежем воздухе.
- Разнообразие питания в детском садике (овощи, фрукты, каши, молочные продукты) без любого принуждения.
- Закаливание детей.
- Неограниченность в движении и познавании предметов.
- Навыки личной гигиены. Лучше всего подать личный пример ( , мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
- Физические нагрузки. Конечно же, тут лучше не дублировать такие формы активности как бег, прыжки и т.д. Это все присуще самому ребенку без посторонней помощи. Зарядка, гимнастика, танцы, всевозможные эстафеты, активные игры — это все аспекты ЗОЖ, применяемые в детском саду. Поэтому крайне плохо, если в выходной день такая позиция теряется. Нехорошо показывать, что отдых может заключаться в том, чтобы лечь на диван или долго спать. Физические упражнения дают возможность научиться управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации обмена веществ.
- Планировка и соблюдение режима дня в детском саду. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. День стоит потратить на естественные нужды (сон, пища) и вовлекать в различные трудовые процессы, помогать освоить навыки.
- Спокойствие. Здесь можно выделить 2 аспекта. Спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенок должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то для мира и покоя существует психолог, который поможет разрешить сложные ситуации.
- Развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов. Кроме игр для физического развития, играйте в .
- Любовь.
Некоторые детские сады проводят беседы с родителями и совместно выбирают оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение здоровья. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад-родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и одобрительный взгляд родителей.
Оздоровление в детском саду
- Утренняя гимнастика.
- Прогулки и экскурсии (в теплую пору на природе используйте детские органические средства от насекомых ).
- Сон на ортопедических матрацах.
- Витаминные и травяные чаи .
- Продуманное питание, включая натуральные витаминные добавки .
- Дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его .
Основная цель таких дошкольных учреждений, как детские сады, в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью, развить быстроту реакции, ловкость, силу и скорость, научить регулировать свое эмоционально состояние, принимать правильное решение, гарантировать квалифицированную диагностику состояния здоровья ребенка.
Внедрение ЗОЖ в детском саду рождает выработку человеческих ценностей у детей, таких как здоровье, ответственность за себя, выбор правильного поведения в различных жизненных ситуациях.
Проектная часть
"Мы за здоровый образ жизни"
Паспорт проекта
База реализации проекта | МБДОУ "Солнечный круг" д/с№80 |
Цель проекта | Приобщение детей к здоровому образу жизни через современные образовательные технологии. |
Задачи проекта | |
Адресная направленность проекта (участники проекта) | Дети средней группы МБДОУ №80 Родители Педагоги и специалисты детского сада |
Продолжительность проекта (Сроки, этапы реализации проекта) | Долгосрочный |
Форма педагогического проектирования | Перспективный план работы по формированию представлений и навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста |
Пояснительная записка
Используя рекомендации ученых: И.В. Никитиной, Т.Н.Дороновой, Ю.Ф.Змановского, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, нужно создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы. В ДОУ рекомендуется создать дополнительные площади, которые педагоги будут использовать для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение.
В группах создать условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Физкультурные уголки, обогатить нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками воспитателей и родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, “набивные мешочки” и т.д.) пользуются большим спросом у воспитанников, так как они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволяет разработать перспективный план для оздоровления детей в ДОУ, представляющий фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей следует проводить по нескольким направлениям:
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, воспитателя);
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);
3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, и т.д.).
4. Консультирование родителей по вопросам оздоровления детей
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
3. Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника
4. Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработать алгоритм проведения бодрящей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
Элементы оздоровительного самомассажа;
Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска).
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Цель проекта: приобщение детей к здоровому образу жизни через современные образовательные технологии.
Задачи:
Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Пути реализации проекта :
Тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
Мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
Экскурсии;
Спортивные соревнования;
Игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
Консультации для родителей;
Выставки детского творчества;
Ожидаемый результат:
Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни
Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении
Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями
- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да”
Создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”
Создание лэпбука "
Вид проекта:
По продолжительности: долгосрочный
По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный;
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По количеству участников: фронтальный.
Цель
Приобщение детей к здоровому образу жизни через современные образовательные технологии.
Принципы реализации проекта
Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья
Принцип природосообразности – формирование у дошкольников стремление к здоровому образу жизни
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, неправленых на укрепление здоровья.
Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов по оздоровлению детей.
Принцип дифференциации - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.
Расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни
Задачи
Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений педагогов с родителями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети
Бережное отношение к своему здоровью
Повышение интереса к физкультуре и спорту
Представления о здоровом образе жизни
Повышение профессионального мастерства педагогов в здоровьесбережении
Воспитатели
Пополнение спортивного оборудования в группах
Компетентность в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни
Повышение интереса к здоровому образу жизни
Родители
Взаимодействие с педагогами и инструктором по физической культуре по вопросам физического воспитания детей
Активное участие в жизни ДОУ и реализации проекта
Пути
Организация и обеспечение физкультурно – оздоровительной работы
Внедрение в оздоровительные мероприятия “Гимнастику маленьких волшебников”
Приобщение детей к здоровому образу жизни
Создание здоровой среды в детском саду, в которой не только дети и педагогический коллектив, но и родители станут приверженцами и активными субъектами ЗОЖ
Ресурсное обеспечение проекта
Нестандартное оборудование
Конспекты оздоровительных мероприятий, спортивных досугов
Подбор методической литературы
Физкультурный зал, спортивная площадка.
Программа оздоровительных мероприятий и досугов.
Формирование представлений и навыков ЗОЖ
Медсестра
Родительские собрания
Семья
Педагоги
Педагогика сотрудничества
Оздоровительная работа.
Изучение программ, инноваций
Анкетирование
Планирование работы с детьми
Инструктор по физкультуре
Консультативные пункты
Воспитанники ДОУ
Оборудование предметно – развивающей среды
Совместная работа
Участники проекта
Воспитатели
Дети
Музыкальный руководитель
Инструктор по физкультуре
Родители
Медсестра
Перечень здоровьесберегающих технологий, применяемых в педагогическом процессе
Место в режиме дня |
|
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
|
Минутки шалости | Не раньше, чем через 30 мин после приема пищи ежедневно для средней группы |
Дорожка здоровья. | Ежедневно после сна |
Динамические паузы | В перерывах между непосредственно образовательной деятельностью 5 – 7 мин для средней группы |
Релаксация | В зависимости от состояния детей и целей для средней группы |
Пальчиковая гимнастика | Индивидуально, либо с подгруппой ежедневно |
Гимнастика для глаз | Ежедневно 3 – 5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки |
Дыхательная гимнастика | |
Бодрящая гимнастика | Ежедневно после дневного сна 5 – 7 мин |
Корригирующая гимнастика | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
“Гимнастика маленьких волшебников” | На физкультурных занятиях, после дневного сна |
Технологии обучения здоровому образу жизни |
|
Игротерапия | В свободное время во второй половине дня. Время проведения зависит от задач, поставленных педагогом |
Самомассаж | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы |
Точечный массаж | Проводится в любое удобное для педагога время со средней группы |
Игровой массаж | Со средней группы на физкультурных занятиях и во время динамических пауз |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю 25 – 30 мин со среднего возраста |
Этапы реализации проекта
Мероприятия | Ожидаемый результат |
|||
I этап Аналитический |
||||
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к ЗОЖ. | Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование. | Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ. |
||
II этап Организационный |
||||
Планирование и прогнозирование работы | Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ. | Наличие планов: Спортивных досугов и развлечений. Консультаций для родителей и педагогов. |
||
Разработка содержания развлечений и досугов | Конспекты спортивных развлечений и досугов |
|||
Подбор дидактического материала, литературы. | Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни. |
|||
Обогащение предметной развивающей среды. | Подбор и изготовление нестандартного оборудования. | Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах. |
||
III этап Практический |
||||
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. | Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами. | Картотека подвижных игр. Выставка детских работ: “Мы здоровью скажем “Да!” Буклеты: “Дыхательная гимнастика” Нетрадиционное физкультурное оборудование. |
||
Подведение итогов |
||||
Распространить опыт в сфере здоровьесбере- | Оформление выставки “Мы здоровью скажем “Да” Презентация проекта “Мы за здоровый образ жизни” День здоровья в детском саду “Здоровым будь!” |
2. Перспективный план по реализации проекта
Месяц | Мероприятие Воспитатели ДОУ | Ответственный |
Сентябрь | Тест для воспитателей на тему “Физическое воспитание дошкольников” | Воспитатели |
Консультации для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня» Комплексы физкультминуток. | Воспитатели, специалисты ДОУ |
|
Педагогический совет на тему «Быть здоровым – мое право» | Воспитатели, специалисты ДОУ |
|
Презентация пособий нетрадиционного оборудования | Воспитатели, специалисты ДОУ |
|
Семинар-практикум на тему "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми” | Воспитатели, специалисты ДОУ |
|
Знакомство с программой «Гимнастика маленьких волшебников» | Воспитатели, специалисты ДОУ |
|
Мастер-класс на тему «Закаливающие мероприятия в ДОУ» | Воспитатели, специалисты ДОУ |
|
Консультации для воспитателей на тему «Витаминотерапия» | Воспитатели, специалисты ДОУ |
|
"Семинар-практикум" на тему «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» | Воспитатели, специалисты ДОУ |
|
Родители | ||
Сентябрь | Анкетирование: «Путь к здоровью ребенка лежит через семью» | Воспитатели, |
Консультации: «Иммунитет», «Играем пальчиками - развиваем речь» | Воспитатели, |
|
Конкурс рисунков: «Мы здоровью скажем «Да» | Воспитатели, |
|
Консультация для родителей « Формирование здорового образа жизни у дошкольников" | Воспитатели |
|
Анкетирование:"Физическое воспитание в семье" | Воспитатели |
|
Конкурс рисунков:"Спорт и я" | Воспитатели |
|
Родительское собрание «Путешествие в страну здоровья» | Воспитатели |
|
Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки | Воспитатели |
|
Буклеты: «Дыхательная гимнастика» | Воспитатели |
|
Семинар-практикум «Игры-эксперименты для формирования здорового образа жизни» | Воспитатели |
|
Буклеты «Упражнения для профилактики заболеваний глаз» | Воспитатели |
|
Воспитатели |
||
Консультации: "Еда, которая влияет на поведение ребенка" | Воспитатели |
|
Консультации: «Как научить ребёнка аккуратно и спокойно кушать». | Воспитатели |
|
Консультации: «Профилактика гриппа». | Воспитатели |
|
Консультации: «Проведение физкультминутки дома». | Воспитатели |
|
«Организация питания вечером и в выходные дни». | Воспитатели |
|
Семинар-практикум «Планета здоровых малышей» | Воспитатели |
|
Консультации: «Упражнения для развития мелкой моторики рук». | Воспитатели |
|
«Упражнения для профилактики плоскостопия». | Воспитатели |
|
«Как предупредить развитие хронического тонзиллита». | Воспитатели |
|
Консультации: «Упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей». | ||
| ||
Консультации: «Как правильно учить ребёнка чистить зубы». | ||
«Что такое активный отдых» | ||
«Просмотр детьми телевизионных передач». | ||
Средняя группа | ||
Сентябрь | Воспитатели, |
|
Воспитатели |
||
Гимнастика для глаз по мотивам Корнея Чуковского» | Воспитатели |
|
Беседа "Летние виды спорта" | Воспитатели |
|
Заучивание пословиц и поговорок о здоровье; | Воспитатели |
|
Лепка (художественно - эстетическое) "Спортсмены" | Воспитатели |
|
«Минутки шалости»«Минутки тишины», | Воспитатели |
|
Подвижные игры в спортивном зале. | Воспитатели |
|
Праздник "День здоровья" | Воспитатели, |
|
Чтение К. Чуковский «Айболит», Е. Григорьева «Бабушка больна», Г. Сенченко «Все мы скажем, нет простуде», | Воспитатели |
|
Беседа: «Полезные продукты» | Воспитатели |
|
Сюжетно-ролевая игра "Больница" | Воспитатели |
|
Самомассаж "Неболейка" | Воспитатели |
|
Рисование "Витамины и полезные продукты - укрепляют организм" | Воспитатели |
|
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!" | Воспитатели |
|
Беседа "Что такое хорошо, что такое плохо"? | Воспитатели |
|
Чтение худ.лит В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | Воспитатели |
|
Целевая прогулка по участку " В здоровом теле здоровый дух" | Воспитатели |
|
Игры – эстафеты: "Кто быстрей", "Попади в обруч" | Воспитатели |
|
Пальчиковая гимнастика "Помощники" | Воспитатели |
|
«Минутки шалости»«Минутки тишины» | Воспитатели |
|
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка | Воспитатели |
|
Беседа «Что такое личная гигиена?». | Воспитатели |
|
Игры – эстафеты с мячом: "Забрось мяч в корзину", "Передай мяч", | Воспитатели |
|
НОД«Овощи и фрукты – полезные продукты» | Воспитатели |
|
Развлечение «Путешествие в страну Неболейка». | Воспитатели |
|
Чтение худ.лит Г.Ладонщиков «Я под краном руки мыла». | Воспитатели |
|
Лепка "Витамины" | Воспитатели |
|
Самомассаж "Ладошки" | Воспитатели |
|
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!" | Воспитатели |
|
Игры-инсценировки:«Спор овощей».«Про девочку, которая плохо ела».«В здоровом теле - здоровый дух». | Воспитатели |
|
Изучить с детьми пословицы и поговорки о здоровье. | Воспитатели |
|
Чтение худ.лит Пр.Пермяк «Про нос и язык» | Воспитатели |
|
Беседа -Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! | Воспитатели |
|
Воспитатели |
||
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!" | Воспитатели |
|
Развлечение«К друзьям в Простоквашино» | Воспитатели |
|
Чтение худ.лит И. Змай «Яблоко», С. Михалков «Овощи». | Воспитатели |
|
Подвижные игры на улице Спортивный праздник «Слава Армии Российской» | Воспитатели |
|
Раскрашивание картинок с овощами и фруктами. | Воспитатели |
|
Беседа "Полезные и вредные привычки" | Воспитатели |
|
Развлечение «Зимнее путешествие колобка» | Воспитатели |
|
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!" | Воспитатели |
|
Беседа "Зимние виды спорта" | Воспитатели |
|
Чтение худ.лит В. Радченко « Олимпийский учебник» | Воспитатели |
|
Сказка – беседа «Кто такие микробы?» | Воспитатели |
|
Подвижные игры на улице«Спорт для мальчиков и девочек» | Воспитатели |
|
Лепка "Олимпийские кольца" | Воспитатели |
|
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!" | Воспитатели |
|
Чтение худ.лит П. Образцов «Лечу куклу», А. Барто «Я лежу болею», И.Драч «Врач». | Воспитатели |
|
Беседа «Почему мы моем руки?». | Воспитатели |
|
Дидактические игры: «Умею - не умею», «Правила гигиены» | Воспитатели |
|
Игры - эстафеты: "Не урони", "Меткий стрелок" | Воспитатели |
|
Лепка овощей и фруктов | Воспитатели |
|
Утренняя зарядка "Раз, два, три – ну-ка повтори!" | Воспитатели |
|
Игры-эстафеты: "Бег с препятствиями", игры со спортивным инвентарём (мячи, кегли, городки) | Воспитатели |
|
Беседа "Твой режим дня" | Воспитатели |
|
Дидактические игры: «Часы здоровья » | Воспитатели |
|
Чтение С. Афонькин «Как победить простуду?» | Воспитатели |
|
Викторина «О спорте» | Воспитатели |
|
Рисование (художественно-эстетическое) "На прогулке" | Воспитатели |
Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
"Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит восточная мудрость.
Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится .
Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.
Компоненты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста практически идентичны таковым для образа жизни любого другого возраста, однако, естественно, существуют определенные нюансы, характерные именно для возраста 2-7 лет.
Рациональный режим дня
Режим дня подразумевает особое распределение времени и чередование различных видов деятельности в течение дня. Соблюдение режима дает возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья с самых первых дней жизни.
На чем должны строиться режимные мероприятия детей дошкольного возраста?
1.На полноценном удовлетворении потребностей организма ребенка (сон, питание, движение, общение и т.п.).
2.На рациональном уходе, в том числе обеспечении чистоты.
3.На вовлечении ребенка в трудовые процессы.
4.На формировании общепринятых гигиенических навыков.
5.На эмоциональном благополучии и общении.
6.На учете индивидуальных особенностей ребенка.
Важности последней составляющей здорового образа жизни мы подробно рассматривали в статье » . К сожалению, индивидуальный подход при планировании любого компонента здорового образа жизни в детском саду практически невозможен: воспитание в группе строится преимущественно на соответствии общим правилам и принципам. Поэтому в дошкольном возрасте индивидуальный подход в построении образа жизни осуществляется преимущественно родителями: в выходные дни и вечером после посещения детского сада. В связи с этим родителям в формировании режима следует придерживаться двух главных принципов: стабильности и гибкости. Стабильность подразумевает постоянство, гибкость – возможность быстрого перестроения режима под меняющиеся потребности интенсивно растущего организма.
Питание
В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям рекомендуют придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении. Конечно, вполне допустимо отклонение от режима питания, обоснованное, например, выездом на природу, однако и в этом случае прием пищи лучше максимально приближать к привычному времени.
Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни. Недопустимо оставлять ребенка весь день дома перед телевизором – это чревато не только проблемами со здоровьем, но и развитием патологического стереотипа, при котором у дошкольника формируется представление об отдыхе именно как о пассивном «лежании» и «ничегонеделании». Старайтесь организовывать выезды на природу, посещать вместе спортзалы и стадионы, а в возрасте 5-6 лет вполне можно начинать заниматься некоторыми видами спорта в секциях.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
Закаливание
Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребенка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того, замечено, что закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.
Несмотря на то, что в будние дни ребенок посещает детский сад, родители при желании могут проводить эффективные закаливающие процедуры. Например, ежедневные обливания прохладной водой могут проводиться утром или вечером. В последнем случае стоит учитывать тонизирующий эффект воздействия холода - в ряде случаев после обливания у ребенка может наблюдаться нарушение засыпания. Впрочем, здоровые дети при достаточной дневной нагрузке легко засыпают при любых обстоятельствах.
Гигиенические мероприятия и навыки
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Однако, несмотря на все воспитательные мероприятия, стоит учитывать, что ребенок дошкольного возраста в большинстве случаев нуждается в контроле. Напоминайте ребенку о необходимости мыть руки, контролируйте его умывание, поощряйте его самостоятельность в этих вопросах.
Основные гигиенические правила для ребенка дошкольного возраста:
1.умывание и чистка зубов утром и вечером;
2.мытье рук после гуляния и перед каждым приемом пищи;
3.мытье ног и тазовой области (половых органов и заднего прохода) перед сном;
4.смена нижнего белья один раз в 1-2 дня;
5.мытье всего тела и волос один раз в 5-7 дней;
6.замена постельного белья раз в 2-3 недели;
7.регулярная замена индивидуальных полотенец;
8.использование туалетной бумаги.
Мы перечислили только те моменты, которые касаются чистоты, однако в понятие гигиена входит также соблюдение гигиены зрения (освещение, правильная посадка при чтении и рисовании, ограничение просмотра телевизора), гигиена слуха (сводится преимущественно к ограничению громкости передач и музыки), требования к одежде и обуви (соответствие размера, натуральность тканей, свободный покрой) и некоторые другие показатели.
Благополучная психологическая обстановка
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы. Конфликтные ситуации с воспитателем чаще всего тоже могут быть решены - пусть порой и путем обращения к заведующей дошкольного учреждения.
Родителям следует помнить, что детский сад может стать источником серьезных детских переживаний, ведущих к невротизации и психопатизации, поэтому ни в коем случае их нельзя игнорировать – проблемы нужно решать. Кстати, конфликтная ситуация в детском саду может сыграть свою положительную роль в воспитании: ребенок, видя заинтересованность родителя в его проблемах и грамотное поведение во время конфликта, получает образец решения проблем, учится находить выход из сложных ситуаций. Поэтому приложите все усилия, чтобы решение конфликта было максимально рациональным и проходило без криков и угроз.
Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками; самостоятельная деятельность и помощь по дому; тренировка выносливости и навыков самоограничения (об этом более подробно читайте в статье «Формирование здорового образа жизни школьника » ).
Ребенок не ходит в детский сад: построение здорового образа жизни
При воспитании дома формирование здорового образа жизни ребенка идет несколько иным путем, хотя, несомненно, все компоненты остаются прежними. К негативным сторонам непосещения детского сада можно отнести сложности в соблюдении режима дня, ограниченность общения и, как следствие, затруднение формирования социализации; ограниченные возможности занятий (отсутствие профессиональных педагогов, оборудованного спортивного зала, коллектива для подвижных игр и т.п.). Однако в условиях домашнего воспитания родители получают ценную возможность строить здоровый образ жизни, основываясь на индивидуальном подходе: только дома вы сможете составить индивидуальное меню, выбрать способ закаливания и тип физических упражнений, корректировать режим, подстраиваясь под потребности и желания вашего ребенка.
Не важно, посещает или нет ваш ребенок детское дошкольное учреждение – важно, чтобы вы были внимательны и понимали важность здорового образа жизни для формирования здорового организма и полноценной личности вашего ребенка.
Врач Карташова Екатерина Владимировна