Обязательный трудовой стаж для начисления пенсии. Считаем стаж для пенсии с учетом последних изменений. Трудовой стаж – это важно

Не секрет, что официальный стаж, подтвержденный записями в трудовой книжке, может оказаться явно недостаточным для назначения пенсии. В сегодняшних условиях многие работают неофициально, следовательно, этот период не дает права на получение пенсии.

Настоящая схема начисления пенсии

Чтобы выйти на пенсию сегодня, достаточно иметь официальный трудовой стаж не менее пяти лет. Однако положение вещей Правительство РФ не устраивает. Для получения пособия по старости ранее было необходимо иметь 20 лет стажа женщине и 25 лет – мужчине, и они имели право на пенсию в размере 55% от заработка, который предшествовал выходу на заслуженный отдых. Если стаж был больше, каждый год давал 1% к назначенному пособию, но оно ограничивалось потолком в 75%. Таким образом, люди-трудяги явно ущемлялись по сравнению с теми, кто работать не торопился.

Сегодня стаж учитывается, но минимально, большее значение имеют отчисления страховых взносов и количество лет, в которые уплачивался единый социальный налог. И если набирается пять подобных лет, гражданину предоставляется право на оформление пенсии. При этом необходимую пятилетку можно отработать не целиком, женщина может включить в эти пять лет отпуска по уходу за двумя детьми, по полтора года за каждого, а мужчина может воспользоваться годами службы в вооруженных силах.

Планируемые перемены для назначения пенсии

В новом пенсионном законодательстве планируется поднять количество лет обязательного стажа до 10. Сам по себе стаж становится малозначимым, в основу берутся года, в которые были выплачены страховые взносы. Чем их больше, тем выше будет пенсия. С 2015 года планируется создать новый порядок получения гражданами прав на пенсию. Роль стажа должна повыситься, он будет учитываться при начислении пособия.

Отличием от действующей системы будет следующее: объем страховых взносов. Сегодня главное – именно сумма выплаченных взносов, однако это не вполне справедливо. Одни люди, имеющие небольшой стаж с огромной зарплатой, и, соответственно, высокими страховыми пенсионными выплатами, получают такую же пенсию, что и люди, трудившиеся всю жизнь, но не имевшие огромной зарплаты.

Сегодня, если даже пяти лет стажа не имеется, человек обращается за социальной пенсией. Достижение женщиной 60 лет и мужчиной – 65, дает им такое право. Пусть пенсия будет незначительная, но региональная доплата до прожиточного минимума уравняет ее с пенсией того человека, который честно отработал свыше 30 лет. Поэтому, начиная с 2015 года, и до 2025 года власти планируют поднять обязательный стаж до 15 лет, прибавляя каждый год по году.

Каждый гражданин России может выбрать род деятельности и профессию. Это предусмотрено статьей №37 Конституции РФ. Трудовой стаж – это продолжительность рабочей и общественной деятельности за определенный период времени. Его учитывают при расчете величины пенсии.

Виды пенсионного стажа

Трудовая деятельность в России сопровождается определенными гарантиями. Граждане страны участвуют в обязательном пенсионном страховании (ОПС). После достижения определенного возраста или при наступлении страхового случая государство начинает выплачивать застрахованному физлицу пособие . Его размер зависит от продолжительности рабочей деятельности. Виды:

  • Государственный. Начисляется физлицам при работе в бюджетных учреждениях и при непосредственной службе стране.
  • Страховой (трудовой). Рабочая или любая другая деятельность, сопровождаемая регулярными отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
  • Специальный. При его накоплении гражданин получает возможность на получение пенсионных выплат раньше установленного срока.
  • Непрерывный. Учитывается временной промежуток, когда физлицо трудилось в одной или нескольких организациях без перерыва.
  • Общий. К нему относят все периоды трудовой деятельности, независимо от разновидности выполняемых работ и длительности перерывов.

Отличие трудового и страхового стажа

Деятельность гражданина учитывается государством по-разному. Трудовой стаж представляет собой сумму периодов работы гражданина во всех местах, периодов другой полезной для общества деятельности. Реформирование системы подсчета пенсий привело к появлению новых понятий, влияющих на сумму выплат. Размер пенсионного пособия состоит из страховой суммы и фиксированных законом выплат. В трудовой стаж для пенсии входят исключительно отработанное время, а в страховой – армейская служба, декретный отпуск и иные периоды, рассмотренные в законодательстве.

Специальный страховой

Под этим термином подразумевается время, на протяжении которого работник реализовывал деятельность в условиях, классифицируемых как трудные или неблагоприятные. Специальный страховой стаж получают на вредных для здоровья производствах, при контрактной и военной службе. Он начисляется работникам медицинской и педагогической сферы, ведущим деятельность в сельских регионах. Кроме официально отработанного трудового времени, в специальный страховой включаются:

  • периоды временной нетрудоспособности;
  • ежегодные оплачиваемые работодателем отпуска;
  • дополнительные отпускные периоды.

Периоды простоя и время, когда сотрудник был отстранен от осуществления деятельности или не допущен к ней, в специальный страховой стаж не вносят. К особым трудовым условиям относят работы подземного, горнодобывающего, трудного и опасного характера, связанные с повышенным эмоциональным напряжением. Специальный страховой стаж дает физлицу возможность досрочно уйти на заслуженный отдых.

После достижения 45 лет работник может обратиться в ПФР с трудовой книжкой, архивными справками, зарплатными выписками и другими документами, подтверждающими факт работы в особых условиях. При расчете учитывают полные года и месяцы (30 дней). Если два периода трудовой деятельности совпали, для расчета величины пособия ПФР использует тот, по которому коэффициент будет выше.

Трудовой стаж для выхода на пенсию

Государство гарантирует всем гражданам получение пособия после достижения определенного возраста. Трудовой стаж для начисления пенсии могут получать сотрудники, работающие по договору найма, самозанятые лица. Индивидуальные предприниматели должны просто делать взносы в ПФР и Фонд социального страхования . Страховой стаж включает трудовые и социально важные (армейскую службу, беременность, воспитание ребенка и т.д.) для гражданина периоды времени.

Нестраховые периоды

Не всегда у гражданина есть возможность вести трудовую деятельность непрерывно. Страховой стаж для пенсии по старости рассчитывается вместе с социально значимыми периодами, когда уплата обязательных взносов не производилась. При этом важным условием их учета является присутствие периодов работы перед ними или после них, в течение которых перечислялись денежные средства в ПФР. К социально значимым периодам относят:

  • Беременность и воспитание детей. На каждого ребенка по закону отводится 1,5 года, но суммарно не больше 6 лет.
  • Поиск работы для лиц, официально зарегистрированных в Службе занятости.
  • Время, с которого на попечении физлица остался ребенок-инвалид, престарелый гражданин (старше 80 лет), инвалид 1 группы.
  • Пребывание в местах лишения свободы из-за уголовного наказания, признанного необоснованным.

Конвертация трудового стажа в баллы

С момента реформы пенсионной системы многие граждане перестали понимать, как подсчитать примерную величину выплат. По действующему законодательству 1 балл равен величине МРОТ. Порядок расчета будет следующим:

  1. Подсчитывается величина годового заработка. Если за месяц гражданин зарабатывает 40000 р., то она будет равна 480000.
  2. От общей величины годового заработка вычисляют 16%. Это будет размер страховых взносов. В примере он равен 76800 р.
  3. Полученную сумму разделяют на максимально возможную страховую величину зарплаты, а затем умножают на 10. В 2019 г. максимальный размер страховых взносов составляет 116800 р. Формула следующая: 76800/116800*10=6,5 годовых баллов.

Трудовой стаж для пенсии, полученный до 2002 г., включается в общий срок, а баллы за него высчитываются путем переоценки стоимости пенсионных прав, т.е. величину имеющихся накоплений делят на трудоустроенные годы. Этот капитал в 2010 г. был увеличен всем гражданам на 10%, а лицам, трудящимся до 1991 г., на 1% за каждый отработанный год. Индексации подверглись все виды пенсионного обеспечения, кроме социального за отсутствие стажа.

Сколько лет нужно отработать для досрочного выхода на пенсию

Практически каждый российский гражданин, проработавший 15-20 лет, мечтает пораньше оправиться на заслуженный отдых. Право для досрочного выхода на пенсию закреплено главой №6 Федерального закона №400-ФЗ. Претендовать на выплаты смогут лица, соответствующие определением требованиям. Получение досрочной страховой пенсии предусмотрено для 2 категорий работников:

  • На основании трудовой выработки. В эту категорию относятся военнослужащие, педагоги, спасатели, шахтеры и т.д. Стаж – не менее 15 лет. Он может подтверждаться выпиской с лицевых счетов, ведомостями на выдачу зарплаты, справками из банков, письменными договорами и иными документами.
  • По социальным основаниям. Претендовать на получение досрочной пенсии на этом условии могут граждане, работающие на Крайнем Севере или на территориях, приравненных к нему. По социальным основаниям досрочные пенсионные выплаты могут получать многодетные матери, инвалиды по зрению, лица, травмированные при проведении боевых действий, и т.д. Для выхода на пенсию необходимо отработать не менее 15 лет.

За выслугу лет

Пособие этого вида по законодательству могут получать военнослужащие, космонавты, летчики, испытатели, служащие госструктур. Назначение льготных досрочных выплат регулируется Федеральным законом №166-ФЗ. Военнослужащие должны отработать 20 лет, летчики, испытатели и космонавты – 25 или 20 лет (мужчины и женщины), государственные служащие – 15 лет. Работники бюджетных организаций должны занимать должность не менее 12 месяцев без перерыва.

Процент доплаты зависит от общего стажа физлица. Если у госслужащего общая продолжительность трудового времени менее 15 лет, то прибавка к пособию будет равна 45% от должностного оклада. Если более указанного срока, то за каждый проработанный год прибавляется 3%, пока размер пособия не достигнет 75% от месячного заработка. У испытателей, космонавтов, военнослужащих верхняя планка пенсионного обеспечения равна 85% от должностного оклада, т.е. при накоплении дополнительных 10 лет.

По инвалидности

Государством предусмотрены меры поддержки социально незащищенных категорий граждан. Инвалид, который официально трудоустроился после достижения совершеннолетия и проработал хотя бы 1 день, за который работодатель произвел платежи в ПФР, может получать досрочное пенсионное пособие . При полной или частичной нетрудоспособности таким гражданам предоставляется отдельная субсидия..

Северный стаж

Законом предусмотрено снижение пенсионного возраста за работу в особых условиях. Под этот раздел попадают районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. В 50 и 45 лет смогут получать пенсию мужчины и женщины, официально занимающиеся 25 или 20 лет рыболовством, оленеводством, охотничьим промыслом. Если деятельность граждан не связана с перечисленными сферами, то получить досрочную страховую пенсию они смогут на следующих условиях:

Работа в районах Крайнего Севера в годах и месяцах

Возраст, с которого наступает право на получение страховой пенсии в годах и месяцах

15 и более

Какой стаж нужен для пенсии для мужчин ? Попробуем разобраться в этом исходя из действующих норм пенсионного законодательства.

Общие требования к стажу для пенсии

Применяемый в настоящее время порядок назначения пенсии установлен ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, действующим с 2015 года. Он относится к 3 видам пенсий, назначаемым в связи (ст. 6 закона № 400-ФЗ):

  • со старостью;
  • инвалидностью;
  • потерей кормильца.

Со стажем, необходимым для назначения, связан только 1 вид — пенсия по старости. Стаж, с 2002 года называемый страховым, входит в перечень 3 обязательных условий, дающих право на эту пенсию (ст. 8 закона № 400-ФЗ):

  • достижение человеком нужного возраста: мужчиной— 60 лет, женщиной— 55 лет;
  • наличие у него страхового стажа, по протяженности превышающего минимальную величину, установленную для года, в котором назначается пенсия;
  • формирование индивидуального пенсионного коэффициента, по величине превышающего минимально допустимую величину (30 баллов).

Страховой стаж отличает обязательность его увязки с фактом уплаты с полученных в этот период доходов страховых взносов в ПФР вне зависимости от места работы (в РФ или за ее пределами). От пола человека, которому назначается пенсия, протяженность стажа, связанная с вышеперечисленными условиями, не зависит.

Минимальная величина страхового стажа до 2015 года была равна 5 годам (п. 2 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Законом № 400-ФЗ она поднята до 15 лет (п. 2 ст. 8) с введением на период с 2015 по 2024 год переходного периода (ст. 35) для ее постепенного увеличения.

Рост выражается в ежегодной прибавке 1 года к показателю протяженности стажа, установленного для предшествующего года. Отсчет ведется от величины 5 лет, действовавшей до 2015 года. Соответственно, в 2015 году минимальный страховой стаж составил 6 лет, в 2016 году — 7 лет, а в 2024 году будет равен установленным законом 15 годам.

Различия в обычном стаже мужчин и женщин

Различий в стаже для пенсии мужчин и женщин не существует не только по его протяженности, но и в определении периодов, которые в нем учитываются. Это, прежде всего, периоды работы и иной аналогичной трудовой деятельности (ст. 11 закона № 400-ФЗ).

Однако допускается включение в стаж и некоторых нетрудовых периодов, если они имели место между периодами трудовой деятельности (ст. 12 закона № 400-ФЗ). К ним относится время:

  • военной и другой аналогичной службы;
  • оплачиваемого больничного, в т. ч. по беременности и родам;
  • отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (но не больше 6 лет за всеми детьми);
  • учета в службе занятости по причине безработицы;
  • необоснованного нахождения в заключении или ссылке;
  • ухода за нетрудоспособным лицом;
  • невозможности найти работу для супругов военнослужащих или работников загранучреждений РФ по месту службы или работы второго супруга (но всегоне более 5 лет);
  • сотрудничества по контракту с оперативно-розыскной службой.

Приведенный перечень равно применим к лицам обоих полов. Разницей по понятным причинам можно считать только невозможность нахождения мужчин в отпуске по беременности и родам. Отпуск по уходу за одним и тем же ребенком может быть предоставлен любому родителю, но его допускается включать в стаж только одного из них (п. 52 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

Оценка стажа с учетом особых условий назначения пенсии

Различия в величине страхового стажа для мужчин и женщин, связанные, прежде всего, с вытекающей из возраста выхода на пенсию общей продолжительностью их работы, возникают при оценке прав на особые условия для назначения пенсии. Эти различия выражаются в увеличении на 5 лет страхового стажа для мужчин, необходимого для применения к их пенсии особого подхода.

К особым условиям назначения пенсии относятся:

  • увеличение фиксированных выплат к пенсии для лиц, работавших в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним районах (пп. 4 и 5 ст. 17закона № 400-ФЗ);
  • возможность досрочного выхода на пенсию в связи с работой в особых (вредных или тяжелых) условиях на протяжении оговоренного в законе количества лет (ст. 30 и 31 закона № 400-ФЗ);
  • возможность досрочного назначения пенсии гражданам определенных категорий в связи с их некоторыми жизненными обстоятельствами (ст. 32 закона № 400-ФЗ).

Итоги

Действующее пенсионное законодательство не делает принципиальных различий между мужчинами и женщинами при оценке величины страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии.

Исключение составляет выход на пенсию с учетом особых условий, для ряда которых из-за различия в общей величине пенсионного возраста мужчинам требуется наличие страхового стажа большей протяженности, чем женщинам.

В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа.

В приведенной ниже таблице, условно разделив пенсионеров на лиц, выходящих на трудовую пенсию по старости на общих основаниях (по достижении общеустановленного пенсионного возраста), и пенсионеров-«досрочников» (выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что они работали в особых производственных, климатических условиях, или имеют иные основания на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), укажем имеющий значение для их пенсионного обеспечения вид стажа.

Таблица 9. Виды стажа, применяющиеся для определения пенсионных прав гражданина.

Пенсионеры на общих основаниях

Пенсионеры-«досрочники»

для определения права на пенсию:

страховой стаж (1)

(необходим для определения права на трудовую пенсию по старости)

указан в п.2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

страховой стаж (2)

(необходим для определения права

специальный страховой стаж (3)

(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)

указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

для определения размера пенсии :

общий трудовой стаж (4)

стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии)

по общему стажу

по специальному стажу

общий трудовой стаж (5)

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)

Используется для конвертации пенсионных прав по п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»

Примечания :

1. Стаж для определения права на пенсию (№№ 1 - 3) – это стажевое условие, при выполнении которого застрахованное лицо может претендовать на назначение трудовой пенсии (например: не менее 5 лет страхового стажа для права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте; не менее 25 лет страхового стажа и 12 лет 6 месяцев специального страхового стажа для права на досрочное назначение трудовой пенсии за работу по Списку № 2 в 55 лет мужчине; не менее 15 лет страхового стажа и 7 лет 6 месяцев специального стажа для досрочного назначения пенсии за работу по Списку № 1 в 45 лет женщине и т.д.).

2. Стаж для определения размера пенсии (№№ 4 - 6) – это продолжительность стажа застрахованного лица, имеющегося у него по состоянию на 31.12.2001 г., исходя из которого определяется размер страховой части пенсии (а именно – расчетный размер пенсии (РП) в формуле конвертации приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав).

3. Под специальным страховым стажем (№ 3 и 6) понимается стаж на соответствующих видах работ, указанный в подпунктах п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (например, стаж работы по Списку № 1 и т.д.) .

Подсчет стажа. Можно ли его подсчитать по старым правилам

Если речь идет о стаже для определении права на пенсию, в том числе назначаемую досрочно, то необходимо руководствоваться определением и правилами подсчета стажа (страхового и специального страхового), содержащимися в Законе о трудовых пенсиях и в постановлении Правительства от 11 июля 2002 года № 516. В то же время согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29 января 2004 года № 2-П) исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам ранее действовавшего правового регулирования (независимо от продолжительности стажа на указанную дату). В этом случае в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

При определении размера пенсии – т.е. стажевого коэффициента для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - стаж (как общий, так и специальный) также может быть определен как по действующему законодательству, так и по старым правилам, при чем независимо от того выработан или нет застрахованным лицом на 1 января 2002 года общий или специальный стаж. Однако, в этом случае нормы законодательства об определении и исчислении стажа применяются в совокупности с другими, регламентирующими, в частности, порядок расчета размера пенсии. Поэтому:

Если используются действующие правила определения продолжительности стажа, то и расчетный размер трудовой пенсии в формуле конвертации определяется по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Если стаж исчисляется на основании ранее действовавших нормативных правовых актов и в него зачитываются все периоды, которые предусматривались Законом от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также применяется предусмотренное им льготное исчисление некоторых из них, то расчетный размер трудовой пенсии подсчитывается также по нормам Закона № 340-1 (за исключением его ст. 7), то есть с учетом положений статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии (максимальный размер пенсии повышается при этом на 1% за каждый полный год имеющегося общего/специального трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).

Стаж для определения права на пенсию

Разберем в отдельности правила подсчета каждого из видов стажа, обозначенных в Таблице 9 арабскими цифрами.

Сразу оговоримся, что ввиду большого количества регулирующих этот вопрос нормативных актов, а также отсутствия в ряде случаев единства в практике их применения, мы укажем лишь основополагающие принципы и правила, ориентируясь на которые можно в каждом конкретном случае решать вопрос о включении того или иного периода в стаж, подсчитывать стажевый коэффициент при конвертации и т.д.

Таблица 10. Основные правила, принципы и нормативная база для подсчета стажа при определении права на трудовую пенсию.

стажа

Принципы

Периоды, подлежащие

зачету в стаж

Исчисление

стажа

Основное правило:

Включение в стаж тех или иных периодов, имевших место до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться как по нормам, действующим в момент назначения пенсии, так и по нормам, действовавшим в момент приобретения этого стажа, а также принятым, начиная с момента приобретения стажа и до момента назначения пенсии

Основное правило:

Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа застрахованного лица на указанную дату)

страховой стаж (1)

и

страховой стаж (2)

Лица, которые до момента введения нового правового регулирования приобрели в соответствии с ранее действовавшим законодательством право (стажевые условия) на назначение пенсии, могут реализовать это право, независимо от даты обращения за ней (Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 320-О).

Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т.е. до 1 января 2002 года), для определения права на пенсию может производиться по ранее действовавшим нормам (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П и

Правительство РФ не наделено полномочиями вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О).

КЗоТ

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10, 11)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10, 11)

Трудовой кодекс РФ

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10 - 12)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

специальный

страховой стаж (3)

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»

Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. № 81/8 (разъяснения о порядке применения Списков)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правила исчисления сроков выслуги)

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, и правила исчисления сроков выслуги)

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет)

Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет)

Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 3/235 (разъяснение о порядке применения на территории РСФСР Списков №1 и 2)

Указание Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года № 1-28-У (О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет)

Указание Минсоцзащиты РФ от 26 марта 1993 года № 1-28-У (ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет)

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Трудовой кодекс РФ

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, с послед. изменениями и дополнениями)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Стаж для определения размера пенсии

В Таблице 11 приведены различные варианты расчета стажевого коэффициента при конвертации приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав. Т.е. речь идёт о стаже, который влияет непосредственно на размер пенсии.

Таблица 11. Основные правила, принципы и нормативная база для различных вариантов подсчета стажа, который используется для определения стажевого коэффициента при исчислении размера пенсии (ее страховой части).

стажа

Принципы

Нормативные правовые акты, официальные разъяснения и

решения высших судебных инстанций

Для установления периодов, подлежащих зачету в стаж, и исчисления стажа

Для исчисления расчетного размера пенсии (РП в формуле конвертации)

Основное правило:

Для Варианта 1 и Варианта 1 спец.

Подсчет стажа производится по нормам законодательства, действовавшего до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». К применяются ограничения максимального размера пенсии , установленные Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Для Варианта 2

Применяются правила Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» и ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Для Варианта 3 и Варианта 2 спец.

Стаж подсчитывается по действующим в настоящий момент нормам (т.е. в соответствии со ст.ст. 10-12, п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и принятыми в его развитие нормативными актами). определяется

общий трудовой стаж (4)

(используется для расчета пенсии, назначаемой по общим основаниям)

общий трудовой стаж (5)

(используется у

«досрочников» для расчета пенсии с

применением общего трудового стажа)

Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т.е. до 1 января 2002 года), для определения права на пенсию может производится по ранее

действовавшим нормам

(Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П)

В стаж включаются и те периоды работы, когда работодатель не исполнил обязанности по своевременной уплате в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (несмотря на то, что действующее законодательство в качестве одного из условий включения в страховой и специальный страховой стаж периодов работы после 1 января 2002 года, предусматривает уплату работодателем в эти периоды за застрахованное лицо взносов в Пенсионный фонд РФ)

(Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и определение от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П и

Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2006 г. № 471-О).

Правительство РФ не наделено полномочиями вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О)

Вариант 1

Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (за исключением ст. 7)

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (за исключением ст. 7), в том числе применяется и ст. 18, устанавливающая максимальный размер пенсии

Вариант 2

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»

Вариант 3

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10-12, п. 3 ст. 30)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 1-3 ст. 30)

специальный страховой стаж (6)

(используется для расчета размера пенсии с применением стажа на соответствующих видах работ)

Вариант 1 спец.

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)

Применяются также действовавшие на 31.12.2001 г. подзаконные нормативные акты, касающиеся особенностей подсчета стажа на определенных видах работ – из перечня, приведенного в Таблице 10 в графе «специальный страховой стаж»

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Абз. 2 ст. 16 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», при этом применяется ограничение максимального размера пенсии, установленное ст. 18

Вариант 2 спец.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28.1)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости)

Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)

Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)

Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»

Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»

Пункт 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Для определения стажевого коэффицента используется (указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – что такое «полный специальный стаж» -

«Страховые» и «нестраховые» периоды в стаже

Любой стаж, из условно разделенных нами на категории (№№ 1-6 в Таблицах 9 - 11), состоит из страховых и «нестраховых» периодов.

К страховым периодам, включаемым в стаж, относятся периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Для наемных работников правильней будет сказать (учитывая Постановление Конституционного Суда от 10 июля 2007 года № 9-П) – периоды работы и иной деятельности, в которые за них должны были уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 1 января 2002 года, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

ü Когда и как уплачиваются взносы в ПФР - см. в подразделе «Суммы, включаемые в состав заработка» раздела «Заработная плата для оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав».

«Нестраховые» – это те периоды, когда гражданин не работал (временная нетрудоспособность, служба в армии, уход за ребенком и др.), но которые также включаются в его стаж. Перечень нестраховых периодов, засчитываемых в стаж, в законодательстве четко обозначен и является исчерпывающим.

В случае совпадения по времени нескольких периодов, подлежащих зачету в стаж, при его исчислении учитывается только один из таких периодов.

Нюансы и новеллы законодательства в отношении подсчета и исчисления стажа с учетом включения в него «нестраховых» периодов

Общие правила учета «нестраховых» периодов
  • При подсчете включаемых в страховой стаж (он необходим для определения права на трудовую пенсию ) «нестраховых» периодов используются и нормы Закона о трудовых пенсиях (ст. 11) и нормы ранее действовавшего законодательства. Так, если тот или иной вид «нестрахового» периода, имевший место до 1 января 2002 года, не поименован в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, то он включается в стаж, если был предусмотрен ранее действовавшим законодательством. Здесь вопросов, как правило, не возникает.

А вот в отношении подсчета общего трудового стажа (используется для определения размера пенсии, подсчета стажевого коэффициента в формуле конвертации приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав ) необходимо учитывать следующее.

В том случае, если общий трудовой стаж подсчитывается по из Таблицы 11 (т.е. с применением ныне действующих правил – пункта 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), то указанные в статье 11 Закона о трудовых пенсиях периоды засчитываются в него при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды (т.е. периоды работы и (или) иной деятельности). Однако, если этот же период указан в п. 4 ст. 30 данного Закона выполнение этого условия необязательно.

Безусловному включению в общий трудовой стаж подлежат:

Служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах госбезопасности РФ, а также в органах госбезопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;

Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

а при выполнении условия, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды:

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

  • Помимо того, что содержащиеся в Законе о трудовых пенсиях «нестраховые» периоды включаются в стаж, за некоторые из них предусмотрено перечисление средств из федерального бюджета. С 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 года № 146-ФЗ перечень «нестраховых» периодов, которые засчитываются в стаж (страховой и общий трудовой) и за которые при этом Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета перечисляются средства, расширился .

К таким периодам относятся:

- период прохождения военной службы по призыву;

Период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

«Нестраховые» периоды, включаемые в стаж застрахованного лица, влияют на его пенсионные права (право на назначение трудовой пенсии и размер страховой части трудовой пенсии). Эти периоды с учетом максимального предела их продолжительности включаются как в стаж до 1 января 2002 года (и для определения размера ПК1), так и в стаж после 1 января 2002 года (в этом случае средства, перечисляемые в счет возмещения этих периодов Пенсионному фонду из федерального бюджета, ).

Перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с расширением списка «нестраховых» периодов производился с 1 января 2009 года, если гражданин подал соответствующее заявление до 31 декабря 2009 года включительно в территориальный орган ПФР по месту жительства. При пропуске указанного срока перерасчет страховой части трудовых пенсий производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление (и при необходимости подтверждающие характер «нестрахового» периода документы) пенсионера о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в стаж названных выше «нестраховых» периодов.


Минимальный размер пенсии, установленный на 31декабря 2001 г., составлял 185 руб. 32 коп. В этом варианте оценки пенсионных прав к размеру пенсии устанавливается компенсационная выплата. На 31 декабря 2001 г. совокупная выплата, включающая пенсию и компенсационную выплату, не могла быть менее 660 руб. в месяц.

То же следует из п. 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ («Действие гражданского законодательства во времени»).

Законодательство РФ предусматривает возможность получать пенсию по старости для всех граждан. Но для того чтобы иметь право на страховую пенсию, а не социальную, будущие пенсионеры должны выработать определенный стаж.

Минимальный стаж для пенсии в России

В настоящее время законодательством устанавливается минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию в размере 15 лет. Определен переходный период, согласно которому эта цифра станет обязательной только в 2024 году и не изменится во всех последующих периодах.

Переходный период установлен для того, чтобы сделать переход от минимального стажа в 5 лет, который действовал до 1 января 2015 года. Сделано это с целью, чтобы граждане, у которых на конец 2014 года было всего 5 лет трудового стажа, могли его увеличить.

Минимальное количество лет страхового стажа увеличивается каждый год на 1 год. С 1 января по 31 декабря 2015 года он составлял 6 лет. Для тех, кто получил пенсионные права с 1 января 2016 года, он составлял уже 7 лет.

Таким образом, те, кто будет претендовать на страховую пенсию по старости в 2017 году должны иметь не менее 8 лет вышеуказанного стажа.

Точное количество лет минимального стажа по годам, до 2024 включительно, можно увидеть в Приложении 3 к ФЗ-400 от 28.12.2013г .

В чем же отличие страховой составляющей трудовой пенсии по ФЗ №173 от страховой пенсии по ФЗ №400?

До 2015 года право на страховую пенсию регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001. В настоящее время этот закон действует только в части определения размера трудовых пенсий, при условии, что его положения не противоречат ФЗ- 400, который заменил его.

По прежнему закону минимальный стаж для получения пенсии составлял 5 лет. При этом в него включались не только периоды трудовой деятельности, но и иные промежутки времени, оговоренные отдельно.

В новом законе, принцип определения страхового стажа остался тот же за исключением следующих положений:

  • страховой стаж постепенно увеличивается и в итоге достигнет 15 лет;
  • появилось новое понятие – индивидуальный пенсионный коэффициент, который зависит от продолжительности стажа;
  • период ухода за детьми до полутора лет увеличился на 1,5 года и составил 6 лет;
  • добавлено уточнение о том, что к сумме страхового стажа может быть отнесено время отстранения от работы, в случае необоснованного обвинения;
  • в расчет стажа добавлены периоды, которые относятся к трудовому стажу для работников оперативно-розыскной деятельности.

В новом законодательстве отсутствует понятие трудовой стаж, но тем не менее его продолжают использовать, когда определяют стаж работы до 2002 года.

Стаж для назначения страховой пенсии

В настоящее время законодательном установлен только минимальный размер стажа для получения пенсии. Его размер одинаков для мужчин и женщин.

В 2017 году эта величина равна 8 лет, а с 2018 году минимальный стаж составил уже 9 лет.

Помимо этого, государство увеличивает фиксированную часть пенсии и количество баллов, если граждане обратятся за начислением пенсии позже 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). Государство стимулирует граждан работать как можно больше, устанавливая различные коэффициенты.

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением

Для того чтобы получить базовый стажевый коэффициент за работу до 2002 года, женщины должны отработать 20 лет до этого периода, а мужчины 25 лет.

Право на досрочную пенсию по старости

Досрочной уйти на пенсию по старости могут граждане, которые имеют необходимый стаж работы во вредных условиях.

Срок выхода на пенсию может быть сокращен либо на 5, либо на 10 лет, в зависимости от вида работ, которые дают им это право.

В новом пенсионном законодательстве этому вопросу посвящена . Одним из основных критериев, которые дают право на досрочную пенсию является стаж работы именно во вредных условиях, также учитывается общий стаж.

Для того чтобы иметь право на досрочную пенсию наименование должности в трудовой книжке должно быть внесено точно в соответствии с ЕТКС либо профстандартами.

Особые условия для жителей Крайнего Севера

Для граждан, работающих в условиях Крайнего Севера, также предусмотрены льготы при выходе на пенсию. Они могут начать получать пенсию по старости на 5 лет раньше при условии:

  • женщины имеют не менее 12 лет «северного стажа» и 20 общего.
  • мужчины имеют не менее 15 лет «северного стажа» и 25 общего.

Если «северный стаж» меньше нормы, то каждый его год сокращает пенсионный возраст на 4 месяца. Например, чтобы уйти на пенсию на год раньше, нужно проработать в условия Крайнего Севера 3 года.

Пенсия для индивидуальных предпринимателей

По действующему законодательству лица, осуществлявшие рабочую деятельность в качестве ИП, уходят на пенсию в возрасте 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.

Размер их пенсии будет определяться стажем и суммой пенсионных отчислений.

Назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Государственное пенсионное обеспечение подразумевает, что пенсии будут выплачиваться не из средств ПФР, а из государственного бюджета.

Такие пенсии могут получать следующие категории:

  • люди, получившие инвалидность в особых условиях (при выполнении воинского долга, при техногенных авариях и т.д.);
  • семьи граждан, погибших в особых условиях;
  • за выслугу лет, работникам осуществляющих службу в госорганах;
  • особам, имеющим инвалидность, в том числе и инвалидам детства;
  • детям-инвалидам;
  • детям – сиротам;
  • гражданам, которые не имеют права на получение социальной пенсии.

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону

В новом законодательстве устанавливается только , который позволяет гражданину претендовать на уход на пенсию в 55 (женщинам) и 60 (мужчинам) лет и получать страховую пенсию.