Новогодние открытки. Новогодние открытки Новогодние открытки с кремлем

В детстве я собирала открытки, бессистемно - просто что понравится. Новогодних накопилось больше всего, потому что Новый год был любимым праздником (даже лучше дня рождения), и открытки помогали создавать и поддерживать атмосферу ожидания волшебства. Сейчас, конечно, видна и неважная полиграфия, и откровенная халтура, но встречались и мини-шедевры. Я отсканировала некоторые карточки - здесь и стандартные сюжеты, и несколько моих любимчиков. Может, кому-нибудь эти старые открытки тоже напомнят детство или просто поднимут настроение.



Начну, пожалуй, с московской панорамы (я ж москвичка все-таки:)) - пардоньте за небольшой перекос. Что мы видим на этой интересной картинке? А видим мы почившую в бозе гостиницу "Россия", на месте коей ныне высится серый забор, раньше же было примерно так:





Башни московского Кремля изображались на открытках постоянно; стандарт для зимы был - башни сквозь заснеженные ели, для Первомая - с цветами яблони на переднем плане. Также попадались Большой театр, памятник Пушкину и вариант с Дворцом съездов - к нему в пандан поставила лубочную деревню (как же мне нравились эти домики в снегу и ветка c шишками:)):




Новый год в те далекие уже времена тоже использовали в пропагандистских целях - хотя как знать, может, художники просто прикалывались. Вот забавная пара, где сварка представлена как элемент праздничного дизайна:




Cледующую пару объединяет космическая тема. На сохранившейся у моих родителей открытке 1958 года - МГУ с ф шопленной ракетой, а через двадцать лет замечательный художник Владимир Четвериков нарисовал вот такого смешного космонавта:




А эти картинки не требуют пояснений, я думаю:)




Дед Мороз, надо сказать, меняется со временем. Если в 1957 году он издевался над дикими животными (волк, бедолага, уже явно никакой), то в 70-х осознал, раскаялся, устроился на работу в Минсвязи и рассекает на "каблуке":



Ну а Снегурочка, по традиции, - нежная дева без определенных занятий:



Без зимних пейзажей, конечно же, обойтись невозможно. В моей коллекции - целая куча фотографических открыток с видами заснеженных гор и лесов, но рисованные гораздо лучше. Не только потому, что качество печати не позволяет нормально сканировать - та графика была красивее снимков. (Темные пятна вокруг берез - не плесень и не капли жира! Так передались золотистые звездочки на матовом фоне:))




Самым моим любимым художником был анималист Алексей Исаков. Я просто тащилась от его изображений, реалистичных и сказочных, и не только новогодних. Вот две пары открыток этого автора, птицы на зеленом фоне в начале поста - тоже его.







Еще один отличный художник - Владимир Зарубин. У меня оказалось довольно много его жанровых мультипликационных сценок. Выше показаны мальчишка-сварщик и заяц с гитарой, а вот еще две миниатюры:




Интересные открытки выпускало издательство "Изобразительное искусство". Как я понимаю, там художникам-оформителям позволялось экспериментировать, поэтому стиль рисунка мог оказаться совершенно неожиданным:







Или вот такое произведение, автор которого явно вдохновлялся творчеством Кустодиева или Брейгеля. Обратите внимание - стоящая спиной к зрителям тетя на переднем плане одета в джинсы и дубленку. Круто для 1979 года:)




И еще две мои любимицы - фонарик хоть простой и почему-то безымянный, но совершенно замечательный, а лошадьми я в детстве болела (не очень сильно). В общем, с Новым годом вас, товарищи! :)





Собрала новогодние открытки из своего архива.

Вроде бы не очень старые - 70-80-е годы, но уже как ни крути - уходящая натура.

В магазинах и киосках нынче совсем другой товар - ярче, богаче, но старые смотреть интереснее, правда?

Самая старая открытка в моей коллекции собственно и не открытка, а фотооткрытка - с портретом дарителя.

Ей ровно шестьдесят лет.

В канун 1954 года она была отправлена девушке, живущей в городе Бежецке Калининской области, от солдата Красной Армии.

Что написано на лозунгах, разобрать трудно, как и сами сюжеты. Видимо, это что-то антибуржуазное.

Впрочем, какая разница? На обороте - трогательная надпись:

Вот и сами девушки города Бежецка:

Раньше никогда не задумывалась о таком простом предмете как новогодняя открытка. В канун любого праздника их приносил почтальон.

Самому тоже надо было не забыть приобрести несколько копеечных изделий и отправить друзьям и родственникам, причем заранее, чтобы Почта СССР успела доставить их по адресу.

Особой ценности открытки не представляли. Казалось, что они были и будут всегда. Поэтому уцелели не все. Теперь их приятно рассматривать и перечитывать как приветы из далекого уже прошлого.

Вот эту открытку, нарисованную моими подругами по университету, я точно никогда не выброшу:

Традиция поздравлять открыткой с Новым годом оказывается возникла в Англии в первой половине XIX века и очень быстро распространилась по всей Европе.

В России до 1917 года над созданием цветных, художественных, иллюстрированных почтовых карточек работали известные художники, фотографии и издатели.

Праздновали преимущественно Рождество Христово, а не Новый год. Так что и открытки были рождественские.

Но после октября 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен.

И вернулись открытые письма к советским гражданам только в годы Великой Отечественной войны. А перед войной детям и взрослым вернули елку, но уже новогоднюю.

Подлинный расцвет новогодней открытки наступает в 1950-60-е годы.

Это один из самых интересных периодов истории новогодней открытки в Советском союзе.

Возобновленная новогодняя открытка быстро вошла в моду.

В 1960-е годы в СССР новогодние поздравления ежегодно издавались миллионными тиражами, которые продавались во всех отделениях почтовой связи и газетных киосках.

Тематика новогодних открыток была самая разнообразная.

Большое внимание уделялось поздравительной открытке как зримому воплощению могущества страны.

В то время политические и социальные аспекты жизни советского государства являлись центром жизни, мерилом мыслей и поступков большинства его граждан, поэтому на почтовых карточках часто отображались индустриальные достижения.

В это же время развивалась традиция издавать новогодние поздравления на самые разные случаи жизни.

На таких открытках советские граждане кружились на катках, мчались по лыжне, весело играли в снежки, лепили снеговиков, всей семьей отправлялись на елочный базар, покупали подарки в пестрой праздничной упаковке.

Особенным успехом пользовались почтовые карточки с видами новогодней Москвы, столичных курантов и кремлевских башен с рубиновыми звездами.

То же самое, но в багровых тонах:

Первая из открыток издана в типографии издательства "Соц. Харкiвщина", а вторая - в типографии Татарского обкома КПСС.

Рисованный вариант кремлевского пейзажа:

Кремлевские куранты и часы вообще также являлись объектом новогоднего искусства. На часах, как водится, двенадцать без пяти:

На этой работе фотохудожника Б. Столярова 1980 года не вполне обычное поздравление, слишком теплое для того времени:

Популярными были открытки со сказочными сюжетами, как в этой открытке 1984 года художника К. Андрианова:

Совсем редкий вид новогодней открытки - одинокая Снегурочка.

Продолжаем путешествие в сказку и в далекое прошлое. Картинка из русского прошлого работы В. Антонова и В. Воронина:

Катание на коньках в Московии от Л. Алисовой:

Древнерусские забавы:

Это в 90-е годы сочинят веселую песенку - Новый год к нам мчится, Скоро все случится! А в 1985 году Дед Мороз и Новый год мчались к нам на открытке художника Г. Линде:

В 1960-е годы вышла целая серия поздравлений с участием персонажей известных сказок и волшебных зверей.

В рисовании зверят не было равных художнику Владимиру Зарубину. Он был автором первых серий знаменитого мультфильма "Ну, погоди!" и других популярных мультов.

Его мир населяли добрые симпатичные белки, зайцы, ежи и другие лесные жители. Работы Владимира Ивановича Зарубина трудно забыть и уж точно ни с чем другим не спутаешь.

В моей коллекции есть две открытки известного художника. Обе изданы колоссальными тиражами. Заяц в количестве 14 миллионов, а белки - семнадцать!

Белочка с золотыми орешками (художник А. Исаков, издательство "Правда", 1985 год) отсылает к сказке А.С. Пушкина:

Семейство зверей продолжает крошка Енот:

На обороте стишок:

Все помоет, все потрет,
Любит чистоту Енот.
А когда работу кончит,
Про улыбку нам споет.
(Л. Манилова)

Никогда не видела ничего скромнее вот этой открытки со снегирями. Их нарисовала Л. Манилова, автор Енота:

Кто бы сегодня купил такую бледную открытку? Она бы просто затерялась на стенде с роскошными изделиями двадцать первого века!

Вечные новогодние сюжеты - еловая ветвь с игрушками, свечой и мишурой. Рисованный:

и фотографический, с шарами из дефицитного набора игрушек производства несуществующей ныне страны ГДР:

На фотокомпозиции Б.Круцко в новогоднюю ветку вплетены розы. Нечасто встретишь такое сочетание!

Неизбитый сюжет выбрал художник А. Афанасьева, нарисовавшая модную игрушку начала 80-х - кубик Рубика. К такому рисунку и поздравление нестандартное:

В наше время бумажные открытки похоже постепенно исчезают из нашей жизни.

Я и не припомню, когда в последний раз вынимала из почтового ящика конверт с открыткой или простую почтовую карточку.

Как жаль... Остается беречь наследие прошлого.

Публикации раздела Традиции

«Сердце сердцу весть подает»

Т радиция дарить поздравительные открытки на Новый год и Рождество пришла в Россию из Англии. Считается, что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1843 году. По просьбе государственного чиновника сэра Генри Коула художник Джон Хорсли изобразил на ней его семью за праздничным столом. По бокам от семейства Коул живописец нарисовал две сценки милосердия, а в центре расположил надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Открытка стала настолько популярной, что с нее отпечатали около тысячи экземпляров. А спустя 20 лет начался их массовый выпуск.

Иллюстрированные карточки, вошедшие в моду за границей в конце XIX века, приобрели моментальную популярность и в России. Первые открытки привозили из-за рубежа купцы, а тексты поздравлений писали каллиграфы. Затем книжные лавки стали заказывать печать крупных партий открыток, преимущественно в Германии. Из-за расходов на доставку и нанесения надписей их продавали за немалые деньги. Активная отправка открыток началась с 1894 года, после подписания министром внутренних дел соответствующего распоряжения. Именно в это время появилась возможность пересылать открытки, выпущенные не только почтовым ведомством, но и частными издателями. Из всех государств Всемирного почтового союза только Россия не стала ограничивать простор для творчества художников общепризнанным стандартом открыток - 9 на 14 сантиметров.

Первая серийная открытка в Англии.

Старинная рождественская открытка. Фото: Л. Виноградова / Фотобанк «Лори»

«Открытки посылались и получались кипами. Посылались на соседнюю улицу, в ближайший город и дальнюю деревеньку. Новая мода на почтовые поздравления охватила всех: писали подчиненные начальникам, баре барам, прислуга господам, гимназисты друг другу, рабочие и мастеровые в деревню родителям и т. д. Открытки выбирались по своему вкусу или согласно пристрастиям адресата. Почта была крайне аккуратна: из Москвы в Петербург отправление шло два дня, из Варшавы в Москву - три дня, из Петербурга в Тифлис - три-четыре…»

Мария Чапкина. «Русская рождественская и новогодняя открытка 1898–1918»

По одной из версий, первую рождественскую открытку нарисовал знаменитый художник Николай Каразин в 1872 году. По другой, она вышла в наборе из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. Комплект выпустил Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) в качестве благотворительной акции для нужд больницы. Первой открыткой в серии стала «Сердце сердцу весть подает», выполненная известным мастером силуэтного рисунка Елизаветой Бем. В набор также вошли: «Мальчик» Елизаветы Бем, «Церковь» Михаила Виллие, «У пристани на Неве» Эмиля Визелеля, «Голова старушки» Константина Маковского, «Запорожец» Ильи Репина, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова, «Охотник на коне» Николая Самокиша и «Головка боярышни» Сергея Соломко. Открытки, выпущенные тиражом 10 тысяч экземпляров, моментально раскупили, и тираж был издан повторно.

Старинная дореволюционная рождественская открытка. Люди мчатся в санях в новогоднюю ночь. Фотография: И. Низов / фотобанк «Лори»

Старинная дореволюционная рождественская открытка. Дети-ангелочки исполняют музыку. Фотография: И. Низов / фотобанк «Лори»

По старому стилю Рождество в России отмечали 25 декабря, поэтому в скором времени дарить поздравительные открытки стали и в честь новогоднего праздника. В каталогах издательств дореволюционной России перечислялось множество видов открыток: «блестящая эмаль», «глянцевые», «бромосеребряные», «плюшевые», «рельефные изящной работы», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». Их не только выпускали типографским способом, но и расписывали фотографии вручную. Очень скоро российские открытки стали не только не уступать заграничным, но и превосходить их художественностью изображений и качеством исполнения. В дореволюционной России поздравительные открытки приравнивали к произведениям искусства, их не только вставляли в специальные альбомы, но и украшали ими интерьер.

«Мы наконец можем поздравить своих родных и знакомых не открыткой с изображением обрядов из немецкой жизни, а русской, где все так близко нам и дорого и полно воспоминаний о заветах русской старины».