Межличностные и межгрупповые взаимоотношения. Общественные и межличностные отношения кратко Чем различаются общественные и межличностные отношения

Социальная психология анализирует закономерности человеческого поведе­ния деятельности, обуслов­ленные фактом включения людей в реаль­ные социальные группы. Первый эмпирический факт - общение и взаимодействие людей.

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, - раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности, но этот результат не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему соци­альных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой - их созидатель, активный творец. Исследо­вание личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Важно рассмотреть личность в общей си­стеме общественных отношений (об­ществе), т.е. в некотором «социальном контексте» - система реальных отношений личности с внешним ми­ром. Проблема отношений в значительной степени разработана в работах В. Н. Мясищева . Содержание, уровень отношений чело­века с миром различны: каждый индивид вступает в отноше­ния, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и раз­нообразных отношений. В этом многообразии необходимо различать два основных вида отношений:

- общественные отношения (социология) индивиды относятся друг к другу как представители определенных общественных групп. Такие отношения строятся на основе определенного положения, зани­маемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обус­ловлены объективно, они есть отношения между социальными группа­ми или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, кото­рое занимает тот или иной индивид в системе общественных отноше­ний. Соци­альная роль есть общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. С оциальная роль всегда оценивается обществом: одоб­рение - не одобрение некоторые социальные роли, при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а определенный вид социальной деятельности. Указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифи­цируем его с группой. Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Каждая социальная роль всегда оставляет некоторый «ди­апазон возможностей» для своего исполнителя - стиль исполнения роли. Этот диапа­зон является основой для построения внутри системы безличных об­щественных отношений второго ряда отношений - межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психологи­ческих).


- «психологические» отношения личности . природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношения­ми, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каж­дого вида общественных отношений, не вне их (будь то «ниже», «выше», «сбоку» или как-либо еще). «Общество»

Межличност­ные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность бо­лее широкого социального целого, они обусловлены объективными общественными отношения­ми в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глу­бокому анализу отношений и первого ряда.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отноше­ний в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и вза­имодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отно­шений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии по­становка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее след­ствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отно­шения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием меж­личностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как «злой преподаватель», как «хитрый торговец» и т.д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретическо­го анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, карти­ной отношений, а вовсе не действительными объективными отноше­ниями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность обществен­ных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выс­тупают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социаль­ной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает осно­вание ввести понятие «межличностная роль» как фиксация положе­ния человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических осо­бенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе гово­рят, что он «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким обра­зом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1991].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта -эмоциональная основа . Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождаю­щихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня, эмоциональных про­явлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная осно­ва межличностных отношений включает все виды этих эмоциональ­ных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется имен­но третий компонент этой схемы - чувства, причем термин употреб­ляется не в самом строгом смысле. Естественно, «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные - сюда относятся разного рода сближающие лю­дей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отноше­ния другая сторона выступает как желаемый объект, по отно­шению к которому демонстрируется готовность к сотрудниче­ству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные - сюда относятся разъединяющие людей чув­ства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к кото­рому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсив­ность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически от­ношения между людьми не складываются лишь на основе непосред­ственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и дру­гой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрез­вычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализдвух рядов отношений в группе: как межлич­ностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в ко­нечном счете стоящих за ними общественных отношений.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах ана­лиза. Традиционная социальная психология обращала преимущественно внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал ме­тодических средств. Главным из таких средств является широко извес­тная в социальной психологии методика социометрии , предложенная американским исследователем Дж. Морено [Морено, 1991], для кото­рого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, мето­дика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной….Социомет­рия никак не схватывает ту связь, которая существует между совокуп­ностью межличностных отношений в группе и общественными отно­шениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики груп­пы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уже о Других ее ограниченностях, например о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).

План

Тема 4. Место общения в жизни общества

1. Общественные и межличностные отношения, их соотношение.

2. Общение в системе межличностных отношений.

3. Единство общения и деятельности.

4. Понятие общения: структура, виды, уровни, типы, функции.

5. Педагогическое общение, его характеристика.

6. Средства общения, их характеристика.

Социальная психология анализирует те межличностные закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обуслов­лены общением и взаимодействием людей.

По каким же законам складываются эти процессы, чем обусловлены их различные формы, какова их структура; какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений, каков конкретный механизм его реализации, нам предстоит ответить на эти вопросы.

Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В. Н. Мясищева. Изучение отношений означает реализацию более общего методологического принципа – изучения объектов при­роды в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь стано­вится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект как деятель. Уровни этих отношений человека с миром весьма различны: не только каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде все различать два основных вида отношений: общественные отношения и «психологические» отношения личности (Мясищев).

Структура общественных отношений исследуется социологией. Специфика их заключается в том, что индивид как представитель определенной общественной группы (класса, профессии или групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.) вступает в отношения с представителями других социальных групп. Эти общественные отношения носят безличный характер, т. к. их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль – это общественно необходимый вид социальной деятельнос­ти и социально одобряемый способ поведения личности. У казывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифи­цируем его с группой.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а не­сколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, чле­ном профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого: все зависит от того, насколько индивид усвоит роль. Поэтому в своем конкретном про­явлении роль приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль предоставляет целый «ди­апазон возможностей» для своего исполнителя («стиль исполнения роли»). Именно этот диапа­зон является основой для построения внутри системы об­щественных отношений второго ряда отношений – межличностных . Существование межличностных отношений внутри различных общественных отношений есть как бы их реализация в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.



Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений включает три вида эмоциональных проявлений: аффекты, эмоции и чувства.

Для изучения межличностных отношений разработан арсенал ме­тодических средств . Главным из таких средств является широко извес­тная в социальной психологии методика социометрии, предложенная американским исследователем Дж. Морено. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, иными словами, к выявле­нию системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего со­става группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или пред­ставляются в виде особой диаграммы, после чего рассчитываются различного рода «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе ее меж­личностных отношений. Социометрия широко применяется для создания своеобразной «фотографии» межличност­ных отношений в группе, уровня развития позитивных или негатив­ных эмоциональных отношений в ней.

Существует органическая связь между личностью и межличностными отношениями. С одной стороны, даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции, т.е. межличностные отношения. С другой стороны, само развитие личности опутано сетями межличностных отношений, а характер межличностных отношений предопределяется характером личности. Включаясь в межличностное общение, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из индивидов оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем им случается вступать в контакт. Характер же межличностных отношений в каждом конкретном случае зависит от индивидных личностных черт включенных во взаимодействие людей, а его диапазон необычайно широк - от любви с первого взгляда до ненависти до гробовой доски. В рамках изучения социальной психологии мы сталкиваемся с осознанием того факта, что и общественные, и межличностные отношения раскрываются и реализуются именно в общении. Корни общения находятся в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Сегодня для всех очевидно, что в обычных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к обществу, к людям, т.е. включены в общение,

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение
существует одновременно как реальность и общественных, и межличностных отношений. Возможно поэтому Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Совместная жизнедеятельность людей заставляет их общаться при
самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. и случае положительного, и в случае отрицательного отношений одного человека к другому. То же самоё ёйраЙ^дливо и для социальных групп. Общение между группами неизбежно, даже если группы антагонистичны. Одной из специфических форм общения является война.

Причиной нарушения общения обычно бывает диссонанс - рассогласование между содержанием и способом общения. Способов общения или, как еще говорят, обращения человека с человеком может быть множество:

Мягкое или жесткое;

Унижающее или возвышающее;

Подавляющее или равноправное;

Ободряющее или угнетающее;

Грубое или вежливое;

Теплое или холодное;

Ласковое или черствое;

Формирующее потребность в общении или избегание его и т. д.

Можно говорить о различных уровнях общеййя:

Макроуровень: общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями;

Мезоуровень: общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;

Микроуровень: простейший акт общения.

Контрольные вопросы:

3. Охарактеризуйте эмоциональную основу межличностных отношений.

4. Охарактеризуйте различные спбсобы межличностного общения.

5. Охарактеризуйте типы межличностного общения с позиции инструменталистки.

ВВЕДЕНИЕ

1. ВНУТРИГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2. КОММУНИКАЦИЯ. ЕЕ ВИДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема отношений занимает в социальной психологии большое место, особенно актуальна у нас в стране. В работе социального работника общение стоит на первом месте. Цель социального работника – уметь добиваться хорошего, логического общения с людьми и получать обратную информацию. Знать коммуникационные каналы и помогать людям, получать хорошие результаты в деятельности. Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Эти знания в дальнейшем помогут специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями – это обеспечивает глубокое проникновение в мир социальных отношений, что дает возможность управлять человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты, проводить реформы.

Внутригрупповое взаимодействие, как социальный процесс

Общение между двумя людьми может быть очень сложным. Стремятся ли они угодить друг другу, или прийти к согласию, или просто исполнять роли, казавшиеся им неуместными в данной ситуации. Ответы на эти вопросы найдутся лишь тогда, когда мы поймем характер взаимодействия между людьми. Главная задача, которая стоит перед “социальной психологией” - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Необходимость в этом существует, так как надо понять результат взаимодействия социальных условий на деятельность личности. Результат может быть интерпретирован так, что с начала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а потом вписать в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой их создатель – активный творец.

Уровни отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми. Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыты определенные виды различных общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них непросто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, а также политические партии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Как было сказано выше общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию". Кроме всего прочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как "преступник"). Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определённую "личностную окраску". Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности. Высказываются разные точки зрения, где расположены межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений.

Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация безличных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание не идет далее значения того, что люди вступили в межличностные отношения. Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений – аффекты, эмоции, чувства . Но главным считается третий компонент.

Набор чувств можно свести в две большие группы:

Коньюктивные – это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. Дизъюнктивные чувства – это разъединяющие людей чувства.

Традиционная социальная психология обращала внимание на межличностные отношения, поэтому был разработан арсенал методических средств. Главным средством является широко известный в социальной психологии метод социометрии. Нужно несколько слов сказать о проблеме общения в целом. Сам термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно потребляемому английскому термину "коммуникация", но и то, потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре психологии. Оба ряда отношений – человека и общественные, и межличностные раскрываются в общении.

Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время, как общение между группами исследуется в социологии. Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи и общении с деятельностью. Например, Э. Дюркгейм обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп, а как совокупность находящихся в статике форм общения. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Отсюда вытекает общение, как реальность человеческих отношений. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации.

В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом он общается, а по поводу чего общается. Выделение предмета общения не должно пониматься вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны.

Структура общения в следующем. Учитывая общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы проанализировать каждый элемент общения. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами. Интерактивная – это взаимодействие между индивидами, то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Перпецетивная – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.

В общении выделяются три функции:

Информационно-коммуникативная;

Регуляционно-коммуникативная;

Аффективно-коммуникативная.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника). Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержание всего общения человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется не эффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом" или "коммуникабельностью". Рассмотрим общение в первичной и вторичной группах.

Проблема сущности и характера межличностных отношений людей требует уяснения того, каким образом проявляются в них социальные и психологические качества личности этих людей.

Дело в том, что межличностные отношения всегда опосредствованы более общей системой - системой общественных отношений.

Сама личность, с одной стороны, - “продукт” социальных связей, а с другой, - их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором “социальном контексте”.

Этот “контекст" представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и “психологические” отношения личности (Мясищев В.Н.).

Взаимоотношения в психологии - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов.

Это, прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.

Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой: общество " группа " человек. Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп формируют, в конечном счете, общественные отношения. И наоборот, общественные отношения “преломляют" свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрывается целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди “относятся” друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий, других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни).

Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

В понимании социальной роли существенны следующие положения:

она представляет нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

в ней зафиксированы определенные права и обязанности ее исполнителя;

она связана с определенными видами социальной деятельности.

Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций.

Общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (поведение представителей таких ролей называется “асоциальным”). Иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп. Важно подчеркнуть, что одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а, прежде всего, определенный вид социальной деятельности.

В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека (носителя роли) зависит от того, насколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернационализации) определяется индивидуальными психологическими особенностями каждого человека.

Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый “диапазон возможностей” для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным “стилем исполнения роли”.

Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных или психологических отношений. Межличностные отношения - социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Соотношение данных типов отношений - общественных и межличностных - в обобщенном виде представлено на схеме 1 .

В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. С другой стороны, существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация этих безличных общественных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их повседневного общения и взаимодействия. Для большинства людей именно эта форма взаимоотношений - межличностная - и является единственной реальностью, каких бы то ни было отношений.

Схема 1 Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений

Общественные

отношения

Межличностные

отношения

Выступают социальным контекстом для межличностных отношений

Являются формой реализации социальных отношений

Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и продуктом их проявления

Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека

Неперсонифицированы в своей потенциальной объектной направленности и проявлении

Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях

Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного контакта людей

·Формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта

Являются более устойчивым образованием как следствие закрепления в обществе существующей формально-статусной иерархии социальных ролей

Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком

Строятся на основе занимаемого в обществе положения людей

Строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей

·Эмоционально индифферентны

Имеют эмоциональную окраску

Находясь в ситуации постоянной включенности в те или иные группы, человек выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая личность. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает, в свою очередь, в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений и межличностных ролей - ролей, обусловленных именно психологическими особенностями человека, проявляющимися во взаимодействии с окружающими.

Особенностью межличностных отношений является их эмоциональная основа, которую можно рассматривать как важнейший фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Они проявляются в форме переживания психологической совместимости или несовместимости, взаимопонимания или же его отсутствия.

1. все эти чувства можно свести в следующие группы:

2. конъюнктивные - чувства, сближающие людей, объединяющие их; при этом другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

3. дизъюнктивные - чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, или как объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.;

4. амбивалентные чувства (то есть противоречивые);

5. индифферентные чувства (безразличие).

Интенсивность чувств, а соответственно, и отношений может быть различной. Так, по уровню взаимной близости (контактности) взаимодействующих личностей межличностные отношения могут быть классифицированы с учетом трех компонентов: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); взаимовлияние и поведение.

В частности, самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства. Они имеют три основные характеристики: “знаешь в лицо, узнаешь" (самый широкий круг лиц), “приветствуешь” (только при взаимном узнавании), “приветствуешь и разговариваешь на общие темы”.

При знакомствах межличностные чувства не играют существенной роли, но отсутствие знакомств ограничивает контакты человека, возможности удовлетворения различных потребностей (например, коммуникативных, когнитивных, информационных и др.) и переживается им. Особенно остро это осознается в чужом городе, на новом месте работы, службы и т.п.

На основе отношений знакомства могут возникнуть более глубокие взаимоотношения - приятельские. Товарищеские и приятельские отношения возникают из круга знакомых при условии межличностной привлекательности. Само слово “приятель" указывает на особую роль приятия - неприятия, когда симпатии - антипатии являются одним из основных условий поддержания межличностных отношении.

Но в отличие от более близких отношений (товарищеских и дружеских), отношения приятельства менее разборчивы в выборе партнера по взаимодействию и общению. Товарищеские отношения основаны на деловых контактах, где цели, средства, результаты совместной деятельности определяют поддержание связей, распределение функций.

Среди форм взаимоотношений различают: истинное, демонстрируемое и приписываемое отношение. Истинное отношение (чувство) к партнеру непосредственно переживается человеком, но не обязательно проявляется вовне. Демонстрируемое отношение (поведение, действие) - это внешнее проявление отношения. Оно может соответствовать истинному (при полной искренности и спонтанности в общении), а может быть и ложным. Приписываемое отношение (мысленное) - это предположение, представление человека о том, каково истинное отношение к нему со стороны партнера.

Перечисленные формы взаимоотношений могут существовать на двух уровнях: реальном и желаемом.

В реальном процессе взаимодействия и общения истинные, демонстрируемые и приписываемые отношения постоянно превращаются друг в друга, партнеры обмениваются чувствами, действиями и мыслями. Эти реальные отношения постоянно соотносятся с желаемыми чувствами, действиями и мыслями, несоответствие которым является источником неудовлетворенности. На этой основе возникают проблемы во взаимоотношениях, которые можно объединить в три наиболее общих класса: неприятие чувств, неприятие поведения, неприятие мыслей.

Нарушения не исчерпываются лишь конфликтами между желаемым и реальным. У них могут быть более глубокие причины - рассогласование истинных, демонстрируемых и приписываемых отношений.

В рамках реального уровня взаимоотношений можно выделить три вида дисгармонии: непроницательность - результат рассогласования истинных и приписываемых реальных отношений (конфликт между чувствами одного партнера и мыслями другого); неоткровенность - результат рассогласования истинных и демонстрируемых реальных отношений (конфликт между чувствами и поведением); недоверие - результат рассогласования демонстрируемых и приписываемых реальных отношений (конфликт между поведением одного партнера и мыслями другого).

Анализ лишь эмоциональной стороны межличностных отношений не может считаться достаточным: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов.

Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Одновременный анализ двух рядов отношений в группе - как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, то есть, в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений - является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии. Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа.

Главным из таких средств для выявления структуры межличностных отношений является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено.

Сущность методики сводится к выявлению системы “симпатий" и “антипатий” между членами группы, позиций каждого члена группы путем осуществления ими определенных “выборов” из всего состава группы по заданному критерию. Однако возможности социометрии ограничены.

Она не вполне схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа, не устанавливает мотивы совершаемых выборов и т.д.