Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русская Матрёшка. Конспект НОД по рисованию для старшей группы «В мире добра Нод в старшей группе комментированное рисование

Конспект НОД по рисованию в старшей группе по теме «Золотая рыбка» .

Описание : Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы (5-6лет, по теме «Золотая рыбка» . В ходе данной непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с нетрадиционной техникой рисования зубной щеткой, ватными и поролоновыми палочками.

Интеграция образовательных областей :

    "Познавательное развитие"

    "Социально-коммуникативное развитие"

    "Художественно-эстетическое развитие"

    "Физическое развитие"

Цель занятия :

Прививать интерес к изобразительному искусству, развивать сюжетное рисование нетрадиционными техниками изображения. ( зубной щеткой, поролоновой палочкой, мыльной пеной)

Задачи :

Образовательные :

    Познакомить детей с техникой рисования: мыльной пеной, зубной щеткой, закреплять умение детей рисовать поролоновой и ватной палочкой;

    Учить составлять композицию подбирать цветовую гамму;

    Закреплять знания детей о произведениях А.С. Пушкина;

Развивающие :

    Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;

    Совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные :

    Воспитывать стремление к активной деятельности и творчеству;

    Воспитывать аккуратность.

Используемое оборудование : Загрунтованные(цветной пеной) альбомные листы. Трафарет рыбки, гуашь, ватные и поролоновые палочки, зубные щетки, емкости с водой на каждый стол, салфетки для рук по количеству детей.

Методические приемы : Игровая ситуация, беседа-диалог, проблемная ситуация, продуктивная деятельность детей, чтение художественной литературы, анализ, подведение итогов.

Предварительная работа: Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание иллюстраций к сказке, картинок с изображением спокойного и неспокойного моря. Изготовление фона для будущего рисунка с помощью нетрадиционной техники " рисование мыльной пеной".

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришла очень необычная гостья.

Я прочитаю отрывок из сказки, а вы ее отгадайте.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

В первый раз закинул он невод –

Пришел невод с одною тиной.

Во второй раз закинул он невод –

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод –

Пришел невод с одною рыбкой…

Вы вспомнили эту сказку? Как она называется?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, это "Сказка о рыбаке и рыбке ",а кто же написал эту замечательную сказку?

Ответы детей - (А.С. Пушкин)

Воспитатель : А вот и героиня этой сказки.

На доске появляется картинка золотой рыбки.

Воспитатель: Ребята посмотрите какая она красивая! А почему ее называют золотой? Ребята, а как вы думаете, золото какого цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: Да золото бывает желтого, красного, оранжевого цвета. А как вы думаете, желтый, красный, оранжевый это теплые или холодные цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: Верно, это цвета теплые. Желтого цвета бывает солнце, красного огонь, т.е. то, что согревает нас. А назовите мне холодные цвета.

Ответы детей: Синий, голубой, фиолетовый.

Воспитатель: Да, синий, голубой, фиолетовый – цвета холодные. А что они вам напоминают?

Ответы детей:

Воспитатель: (уточняет) Эти цвета напоминают холодный дождь, голубой лед, снеговые облака.

Вот мы с вами, ребята, и вспомнили, какие цвета бывают теплые, а какие холодные.

Воспитатель: Где живет золотая рыбка?

Ответы детей:

Воспитатель: Какого цвета чаще всего бывает море?

Ответы детей:

Воспитатель : Верно. Так в сказке о нем и говорится:

Жил Старик со своею Старухой

У самого синего моря”

Когда ветра нет, море какое?

Ответы детей:

Воспитатель: А если поднимется ветер?

Ответы детей: Неспокойное и т.д.

Воспитатель: Верно, неспокойное. Тогда на море поднимаются волны.

Ребята я предлагаю нарисовать "Золотую рыбку".

А рисовать мы будем необычным способом. Посмотрите на столы и скажите что на них лежит?

Ответы детей:

Воспитатель: Рисовать мы будем разными методами. Волны рисуем зубной щеткой. Лист бумаги мысленно делим на две части. В верхней части рисуем волны, потому что рыбки живут в воде, под волной. Щеточки, после того, как нарисовали волны, кладем на подставку. Мыть ее не надо. Промывать ее будем потом, под краном, когда закончим работу.

Рисуем золотую рыбку под волнами с помощью трафарета. Берем трафарет, накладываем его на лист бумаги, прижимаем рукой. Берем в руки палочки с поролоновыми губками, обмакиваем губку в краску. Но есть одно условие: рыбок мы рисуем только теплым цветом. Каким?.. Я беру краску желтого цвета и начинаю рисовать рыбку с помощью палочки с поролоном. Палочка держится прямо. Я начинаю ей слегка стучать по краям обведенной рыбки, постепенно переходя к центру, середине, закрашивая все ее пространство. Пусть будут небольшие пробелы. Это даже интереснее. Кружки от поролона напоминают чешую рыбок.

Отложим полочку в сторону. Можно дорисовать рыбке глаз с помощью ватной палочки.

Чем еще можно дополнить рисунки

Ответы детей:

Воспитатель: Да можно нарисовать водоросли, камешки. А зачем нужны водоросли рыбкам?

Ответы детей:

Обмакнув ватную палочку в зеленую краску, рисуем морскую траву, и разноцветные камешки, чтобы рыбкам было что есть и где прятаться.

Прежде чем приступить к работе нужно подготовить наши ручки:

Пальчиковая игра

Две ладошки возьму и по морю поплыву (ручки плавают)

Две ладошки, друзья – это лодочка моя (складываем ладошки лодочкой)

А по буйным волнам (показываем волны)

Плывет рыбки тут и там (имитируем движения рыбок)

Воспитатель: наши ручки размялись, теперь можно приступать к работе

Сначала рисуем волны щеткой, затем рыбок, при помощи палочки с поролоном и при помощи трафарета. Затем дорисовываем ватной палочкой траву, камешки, глазик рыбке.

Воспитатель: пока ваши работы высыхают, давайте с вами поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».

Дети делятся на 2 группы, одна образует круг – это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей – «рыбки» находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают», вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга считаются пойманными.

IV. Рефлексия

Воспитатель: Ребята а что делала золотая рыбка в сказке?

Ответы детей:

Вы тоже можете загадать желание своей золотой рыбке и оно обязательно сбудется. (если дети хотят, то загадывают желание вслух).

Очень красивые рисунки у вас получились.

По какой сказке мы сегодня рисовали рисунок?

Ответы детей:

Кто написал эту сказку? Ответы детей:

Конспект НОД по рисованию для детей дошкольного возраста по теме "Волшебная страна - подводное царство"

Задачи: - Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. - Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. - Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию. - Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию

для детей дошкольного возраста

на тему «Волшебная страна – подводное царство»

Техника: рисование «по мокрому листу»

Задачи:

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.

Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Материал:

Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6 и №3) , салфетки на каждого ребёнка.

Методические приёмы:

Показ и объяснение воспитателя.

Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

Наблюдение за работой детей.

Анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа:

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.

Ход занятия

В. Сегодня, ребята, на нашем занятии по рисованию краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, выходить за рамки вашего рисунка. Необыкновенная лёгкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно интересной. А рисовать мы с вами будем « по мокрому» листу.

Д. А как?

В. А что это такое, я сейчас расскажу и покажу.

Главным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист быстрыми движениями (показ воспитателя) , рука движется свободно. А потом уже « по мокрому» листу наносится краска. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.

В. Ребята, хотите почувствовать себя волшебниками?

Д. (ответы детей)

В. Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство, то нам надо произнести волшебные слова, которые сделают наше рисование волшебным, удивительным и сказочным.

Физкультурная минутка

Звёздочка в небе колышется кротко

(руки подняты вверх, пальцы широко расставлены, лёгкое покачивание руками)

В белом тумане качается лодка,

В лодке той – чудесные краски

(руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища влево и вправо)

Шепчутся в ней небылицы и сказки

(руки к губам, повороты головы влево и вправо)

Лодочку ветер тихонько качает

В волшебное царство он нас приглашает

(дети садятся на стулья, за столы)

В. А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы её отгадаете.

«Жил старик со своею старухой, у самого синего моря»

Д. Это сказка (ответы детей)

В. Правильно, слушайте дальше:

Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу. Дед был добрым, а старуха спокойная, и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море. И в этом спокойном море жила добрая, волшебная «золотая рыбка». Но жила она не одна.

Как вы думаете, кто ещё жил в её волшебной стране – подводном царстве?

Д. (ответы детей)

В. Молодцы! Ребята, а какой краской мы будем рисовать тихое, спокойное море?

Д. синей, голубой – (ответы детей)

В. А «золотую рыбку»?

Д. оранжевой, жёлтой – (ответы детей)

В. Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист быстрыми движениями, слева на право. Кисточкой, сверху, провожу по всему листу. Попробуйте!

А с помощью тонкой кисточки мы будем рисовать песчаное дно, водоросли, а может кто – то из вас нарисует и «золотую рыбку» или её сказочный дворец.

(дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием, при затруднении детей проводит индивидуальный показ)

Анализ работы

(когда все ребята закончат рисование, листочки разложить на одном большом столе, получится «подводное царство»)

В. Ребята, посмотрите, какое огромное спокойное синее море у нас получилось. И обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди зелёных водорослей. И от того, что море мирное, спокойное – золотых рыбок стало много, все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует только добро.

(время проведения 25 минут)


Тема: Рисуем дерево

Цели: учить детей воспринимать содержание художественных произведений,пониматькрасоту природы; познакомить с творчеством И.И. Левитана; совершенствовать умение изображать предметы по памяти; технику рисования и закрашивания карандашами; развивать умение замечать изменения цвета в природе; воспитывать бережное отношение к деревьям.

Оборудование: репродукция картины «Березовая роща» И.И. Левитана, мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (изображения березы, дуба, ивы); карандаши простые и цветные; бумага.

Предварительная подготовка: во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтодеревья разных видов имеют существенные отличия: цвет коры, форму кроны, форму ствола и другие признаки.

Ход занятия

  • I. Беседа по картине.
  • Воспитатель: Многие известные художники любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые места, любовались ими, а потом делились своей радостью с нами, нарисовав прекрасные картины. Вот одна из них перед вами.
  • Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину И.И. Л евитана « Березовая роща»
  • - Посмотрите, насколько красива природа, запечатленная художником. Что же нарисовал художник? Какие деревья нарисовал художник? Какое время года и какое время суток изображено на картине? Как выоб этом догадались? Какими красками нарисована эта картина? Нравится ли вам эта картина?(Ответы детей)
  • - Да, эта картина Исаака Левитана называется «Березовая роща». В нейстолько света, радости. Именно поэтому она уже долгие годы радует многих людей, любующихся ею в музее.
  • II . Актуализация знаний.
  • Воспитатель. Нарисовать так, как это сделал художник, непросто. Всем известным художникам пришлось долго учиться и много рисовать, изображая предметы так, чтобы они выглядели, как настоящие. Вот и мы с вами будем учиться рисовать разные деревья так, чтобы все могли сразу их узнать. Но сначала посмотрим, чем они отличаются. Послушайте загадку:
  • Кудри в речку опустила
  • И о чем-то загрустила,
  • А о чем она грустит,
  • Никому не говорит.
  • - О каком дереве загадка?(Ответы детей) Правильно, это ива.
  • Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение ивы
  • -Какие кудри ива опустила?
  • -Какие листочки у ивы?(Ответы детей)
  • -Вот еще загадки о дереве, хорошо вам известном.
  • Стоят столбы белые,
  • На них шапки зеленые,
  • Летом мохнатые,
  • Зимой сучковатые.
  • Где они стоят, там и шумят.
  • Стоят в поле сестрицы,
  • Платья белены,
  • Шапочки зелены.
  • - О каком дереве говорится в этих загадках?(Ответы детей) Конечно о березах.
  • Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение березы.
  • - Почему про эти деревья говорят «белоствольные» или «столбы белые»?
  • -А по каким еще признакаммы можем узнать березку?Как расположены веточки у березы? Какие у березы листочки?(Ответы детей)
  • А эта загадкапро любимое многими дерево.
  • Я из крошки-бочки вылез,
  • Корешки пустил и вырос,
  • Стал высок я и могуч,
  • Не боюсь ни гроз, ни туч.
  • Я кормлю свиней и белок-
  • Ничего, что плод мой мелок.
  • -Какое дерево вырастает из такого семени?(Воспитатель показывает детям желудь.) (Ответы детей) Конечно, это дуб.
  • Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение дуба
  • - Почему про дуб говорят «могучее дерево»? Какие у него листья? Какой ствол?(Ответы детей)
  • - Как видите, каждое дерево имеет свои особенности.У одноговетви опущены вниз, у другого – смотрят вверх. У березы кора белая, гладкая, а у дуба - толстая, морщинистая. Все эти отличия должны быть отображеныврисунке, чтобы нарисованное дерево было узнаваемым.
  • III. Показ приемов работы.
  • Воспитатель. Начнем наш рисунок с того, что определим,как нам нужно расположить лист бумаги: горизонтально или вертикально. Я расположу лист горизонтально, поскольку хочу нарисовать на нем тридерева. Затем я простым карандашом тонкимилиниями нарисую контуры деревьев. После этого подберу карандаши нужного цвета и раскрашу стволы деревьев, нарисую листья, а также не забуду нарисовать землю, иначе деревья у нас будут без корней «висеть в воздухе».
  • Во время рассказавоспитатель показывает детям приемы рисования разных деревьев.
  • IV. Практическая работа
  • Дети рисуют иву, березу, дуб.
  • V. Итог занятия.
  • Рисунки детей выставляются на стенде.
  • Воспитатель. Вот какой чудо – лес вырос у нас в группе. Могучие дубы, веселые березки, грустные ивы – все они разные, но так нужны нам. Деревья украшают нашу землю. Из них делают много полезных вещей: мебель, лодки, бумагу, карандаши и т.д. Деревья очень важны для нас. Поэтому надо беречь каждую веточку, каждый росточек. Без леса жизньна Земле будет просто невозможна.
  • И в дождь, и в зной
  • Поможет этот друг,
  • Такойзеленый и хороший-
  • Протянет нам десятки рук
  • И тысячи ладошек.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 64»

Конспект НОД

по рисованию в старшей группе,

с использованием нетрадиционных техник

(Свеча и гуашь, Пластилинография,Рисование-оттиск ватной палочкой, катушкой, восковыми карандашами.)

Воспитатель: Воронкова И.В.

2018год.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Рисунки-подарки для наших друзей.» (Инновационные педтехнологии в ИЗОдеятельности.)

Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путём проведения занимательных занятий.

Задачи: Обучающие: Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Развивающие: Развивать творчество, фантазию . Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.

Воспитательные: Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

Предварительная работа: рисование разными способами, свечой, восковыми карандашами, пластилином, печатаньем с помощью различных предметов.

Методы и приемы: беседа, использование нетрадиционной техники рисования, музыкальное сопровождение.

Материалы: л ист плотной бумаги белого и разного цветов, свеча, трафарет - звёзды, деревьев, ёлочек, гуашь, кусочек поролона (на каждого ребёнка) кисточки, ватные палочки, катушки, пластилин, доска для лепки, салфетки, аудиозапись.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кого сегодня нет и почему?

Ответы детей: Андрюши, Венеры, Маши, они болеют.

Воспитатель: Когда вы болеете, какое у вас настроение и как вы себя чувствуете?

Ответы детей: Плохо и скучно.

Воспитатель: А как мы можем помочь нашим друзьям?

Ответы детей: Нарисовать для них весёлые и красивые картинки и передать им.

Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы нарисуем необычные картинки, разные с помощью необычных предметов, а каких?

Ответы детей: Можно нарисовать свечкой, восковыми карандашами , печатать, пластилином.

Воспитатель: да этим можно рисовать , а давайте вспомним как можно этим рисовать? Ответы детей. А теперь я предлагаю придумать вам картинки и чем вы будете рисовать, присесть за столы и начинать работать.

Практическая часть

Звучит тихая музыка. Дети рассаживаются и выполняют работу. Прохожу между столами и спрашиваю для кого он выполняет работу. (Во время работы детей, оказывается помощь).

Заключительная часть

По завершении работ, рисунки развешиваются на специально приготовленный стенд (доску).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо! Мы обязательно передадим нашим друзьям работы и пожелаем им скорее выздороветь и прийти к нам.

Доклад Воспитателя: Воронковой И.В.

от 10.01.2018г.

ТЕМА:« Одна из форм работы с детьми с ОВЗ.»

Тема работы: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата посредством декоративного рисования.»

Я, Воронкова И.В. работаю в детском саду г. Таганрога №64 для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости адаптации ребенка с недостаточным развитием мелкой моторики рук к будущей жизни, в том числе и для подготовки руки к письму.

Овладение разнообразными движениями рук способами действия различными инструментами имеет важное значение для психического развития. Развитие моторики начинается очень рано и постепенно усложняется с включением всё более сложных орудивных действий и среди них рисование имеет огромное значение для развития мышления и разнообразных способностей. (образно сказ. Сухомлинский « Способности у детей на кончиках пальцев.») Декоративное рисование может помочь развитию мелкой моторики и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка. Так технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать, различные элементы росписи: Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что будет необходимо ребенку в дальнейшем при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв К тому же, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.. При рисовании - возникновение изображения доставляет детям удовольствие. А также ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Народная игрушка и предметы быта украшенные народными мастерами, ярки и красочны вызывают познавательный интерес и эмоциональный отклик у детей. Роспись игрушек и предметов быта способствует развитию пространственной ориентировки и развитию мелкой моторики.Обыгрывание игрушек даёт возможность общаться, взаимодействовать друг с другом развивать речь, мышление фантазию.Воспитывает и патриотические чувства узнавая историю игрушки и народным мастеров. разнообразие и богатство культуры народа, традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

Значимость формирования здорового образа жизни у детей и сохранности здоровья, осуществление необходимой коррек- ции недостатков в их развитии подчеркивается во всех государственных стратегических документах: новом Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и других.

Цель моей работы:

Развитие мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями путем ознакомления с предметами народного декоративно - прикладного искусства и декоративного рисования.

Для реализации этой цели я определила следующие

задачи:

1. Определить уровень знаний детей о народном декоративно - прикладном искусстве и технические навыки детей в декоративном рисовании.

2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству.

3. Познакомить детей с предметами декоративно - прикладного искусства.

4. Развивать мелкую моторику рук формируя навыки технического исполнения разных видов росписи.

5. Формировать любовь к народному декоративно - прикладному искусству вызывать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир детей.

Работа велась в несколько этапов .

На 1 этапе я адаптировала и провела предварительную педагогическую диагностику освоения детьми программы «Детство» по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова. Диагностика позволила выявить: детям нравятся предметы дек.прик.ис-ва но не всегда их различают,познавательный интерес выражен слабо, изготовление предметов и технические навыки находятся на низком уровне., затруднено из-за слабо развитой мелкой моторики.

На 2 -м этапе

Модернизировали развивающую среду для приобщения детей и родителей к народному творчеству.

Мы организовали постоянно сменяющуюся предметно - пространственную среду:

  • Организовывали выставки; детских рисунков и работ;
  • иллюстрации и алгоритмы рисования каждого вида росписи;
  • Приобрели и изготовили дидактические игры:

«Обведи элемент»«Узнай вид росписи по элементу»

«Какой элемент лишний» «Выбери цвета, присущие этому виду росписи» «О чем говорится»«Найди пару» «Собери целое»«Декоративное домино»«На что похоже» «Поможем художнику» «Придумай сказку, рассказ о народной игрушке»

  • Изготовили шаблоны народных игрушек и предметов. Постоянно изготавливали и меняли пособия с загадками, кроссвордами, ребусами.
  • Обновили материал для игр - инсценировок и игр - драматизаций для импровизации на основе литературного текста.
  • В уголке ИЗО «Кисточка и карандаш» создали «мастерскую», где дети совместно с педагогом изготавливали игрушки и предметы декоративно - прикладного искусства.

На 3 -м этапе

Была организована непосредственная работа с детьми по:

1. Развитию интереса к народной игрушке

Задачи работы с детьми:

Развивать интерес к народной игрушке, учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка), видеть их яркость, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые элементы, их цвет.

геометрических, растительных узоров, стилизацию знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист).

Мы планировали и проводили веселые ярмарки 2.Обучению декоративному рисованию на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомству с некоторыми приёмами народных мастеров в рисовании.

Задачи работы с детьми.

Учить украшать изображения предметов, элементов узора, располагать их на всём листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя их. Технические задачи ставились с учетом психофизических возможностей детей и направлялись на обязательное освоение и создание ситуации успеха.

3.Формированию детского декоративного творчества.

Задачи работы с детьми:

Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции, определив только назначение предмета (задачи дети решают по-своему).

Был адаптирован перспективный план по ознакомлению с разными видами народно - декоративно - прикладного искусства на все возрастные группы, опираясь на задачи программы «Детство», используя методическое пособие Т.Г. Казаковой «Развивайте у дошкольников творчество» и В.В.Гавриловой, Л.А. Артемьевой «Декоративное рисование с детьми», учитывая физические возможности детей. В план включили предварительную работу с детьми, технические минутки, разнообразные игры, упражнения для овладения детьми различными элементами росписи, художественные произведения.

Разработан алгоритм ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством:

v Знакомство детей с видом росписи (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание предметов).

v Дидактические игры Технические минутки

v Специально - организованное обучение в форме занятий.

v Закрепление рисования в совместной деятельности посредством алгоритмов.

v Работа с родителями (консультации, совместное посещение выставок)

В связи со слабо развитой мелкой моторикой рук определена последовательность обучения техническим навыкам от простого к сложному:

  • Нарисуй элемент в воздухе Обведи элемент Обведи и раскрась
  • Рисование пальчиком Рисование тычком Рисование кисточкой

Пальчиковая гимнастика.

Особенностью нашей работы было увеличение времени освоения каждого этапа, технического приема - исходя из возможностей детей и для создания ситуации успеха каждому ребенку.

Развлечения, объединяющие разные виды искусства - музыку, живопись, литературу, с последующей «продажей» предметов, изготовленных руками детей. «Народные игрушки», «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель».

Интеллектуально - речевые игры: викторины, конкурсы по форме организации как телеигры «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес», «Самый умный». Сотрудничали с музеем градостроительства и быта - посещали тематические выставки по ознакомлению с предметами декоративно - прикладного искусства. Проводили родительские собрания, консультации, совместные досуги с родителями.

Вопросы рассматриваемой нами проблемы постоянно находятся в процессе изучения и адаптации в дошкольном образовательном учреждении. Проводились:

v - консультация « Народное декоративно - прикладное искусство как возможность патриотического воспитания детей»;

v семинар «Особенности ознакомления с декоративно - прикладным искусством в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте»;

v семинар «Нетрадиционные изобразительные техники в декоративном рисовании для развития мелкой моторики рук»;

v педсовет « Развитие творческого потенциала детей средствами декоративного рисования»;

v мастер - класс «Декоративное рисование как средство развития мелкой моторики рук».

А также данная тема поднималась на курсах ИПК и ПРО.

Результат:

По итогам работы я провела итоговую педагогическую диагностику

освоения детьми программы «Детство» по разделу «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова.

Проанализировав ее результаты, отметила положительную динамику, которая проявилась в следующем:

У детей проявился устойчивый интерес к предметам декоративно - прикладного искусства;

Уверенные знания о декоративно - прикладном искусстве;

Улучшилась мелкая моторика рук, рука стала более «твердой», проявилось качество работы с кистью - 15% с высоким, 50 % со средним, 35 % детей с низким уровнем технических навыков;

Обогатился словарный запас детей;

Почти у всех детей возникло стремление к преодолению трудностей;

Дети научились использовать изобразительный опыт в творческой деятельности, при создании собственных рисунков и поделок.

Нами систематизирован методический материал и создан перспективно - тематический план на все возрастные группы; модернизирована постоянно меняющаяся предметно - пространственная среда; разработаны материалы для консультаций родителей по приобщению детей к народному декоративно - прикладному искусству.

Опыт моей работы используется педагогами нашего ДОУ.

Перспективы работы: В старших группах предполагаю продолжить начатую работу и уделить внимание ручному труду по изготовлению предметов народного декоративно - прикладного искусства для формирования у детей чувства принадлежности к своему народу, его культуре, развития моторики рук.

Консультация для родителей на тему: «Роль искусства в развитии ребенка»

Подготовила воспитатель Воронкова И.В.

2018 год
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство - это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества - рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Но одно не вызывает сомнений - первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Учить детей создавать в рисунке образ подснежника: листья короткие и острые, тонкие стебли, цветок из трех лепестков приемом примакивания.
  2. Закреплять знания детей о признаках весны.
  3. Закреплять знание детей о первоцветах.
  4. Активизировать словарь детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе, цветам-первоцветам.
  2. Воспитывать умение и желание действовать сообща
  3. Воспитывать аккуратность во время рисования.

Развивающие задачи:

  1. Развивать внимание и память.
  2. Продолжать формировать правильную осанку, соблюдая правильное положение тела при рисовании.
  3. Развивать диафрагмальное дыхание.

Оборудование:

клубок ниток, изображения первоцветов, тонированные листы, гуашь, кисти №1, 5, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа:

Тонирование листов, рассматривание изображений первоцветов, беседа о Красной книге.

Интегрируемые области:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход НОД

В: Здравствуйте, ребята. Я вас сегодня пригласила сюда, чтобы с вами поиграть и порисовать. Вы любить играть и рисовать? Тогда давайте поставим стульчики в круг и сядем.

В: А играть мы будем с вами в игру «Весенний клубочек». Помните, мы с вами играли в игру «Зимний клубочек»? Кто вспомнит правила?

Ответы детей.

В: В весенний клубочек играть точно так же, как и в зимний: будем наматывать на пальчик ниточку, только говорить будем не что бывает зимой, а то, что бывает весной, ее признаки. Что мы любим делать весной, что мы носим весной, что происходит весной в природе. К кому клубочек пришел, тот говорит признак весны и передает его дальше.

Воспитатель первым наматывает ниточку на палец, называет весенний признак, передает клубочек дальше, напоминает, что наматываем ниточку всего два раза, чтобы не нарушалось кровообращение в пальчике, затем отматываем длинную ниточку и передаем дальше. Воспитатель напоминает, что говорить надо полным предложением, при необходимости помогает детям наводящими вопросами.

Игра заканчивается, когда клубочек возвращается к воспитателю.

В: Молодцы, вот вы сколько всего знаете о весне. Посмотрите, мы теперь с вами связаны одной ниточкой и стали одним целым. Давайте представим, что мы с вами одно большое животное. Сейчас мы придумаем какое. Кто весной только-только проснулся от спячки?

Ответы детей.

В: Кем мы станем? Медведем или ежом? Хорошо. Теперь мы с вами все вместе - это один медведь (еж), поэтому давайте подышим все вместе. Как вы думаете, как дышит только что проснувшееся животное? Да, оно дышит глубоко, полной грудью. Давайте вместе со мной. Вдыхаем носом глубоко, выдыхаем ртом, плечики стараемся не поднимать.

Дети и воспитатель делают три глубоких вдоха и выдоха.

В: Молодцы, снимайте ниточку с пальчика. А вы знаете, что весной просыпаются от зимнего сна не только животное? Кто же еще?

Ответы детей.

В: Правильно, растения тоже просыпаются ото сна. Есть такие цветы первоцветы. Как вы думаете, почему они так называются?

Ответы детей.

В: Верно, они цветут самыми первыми. А вы знаете такие цветы?

Ответы детей.

В: Давайте поставим наши стулья полукругом и посмотрим на доску.

Дети и воспитатель рассматривают на доске изображения первоцветов, называют их (мать-и-мачеха, крокусы, медуница, нарцисс, подснежник).

В: Вам нравятся первоцветы? А вы знаете, что подснежник занесен в Красную книгу? Что это значит, ребята?

Ответы детей.

В: Правильно, подснежники такие красивые цветы, что люди очень часто срывают их, совсем не беспокоясь, что их осталось очень мало. Эти цветы стали очень редкими. Как вы думаете, можно их срывать? А что же можно сделать, чтобы их стало больше?

Ответы детей.

В: Да, их надо беречь, не срывать, можно посадить новые. А еще, когда очень хочется букет подснежников, их можно не срывать, а нарисовать. Нарисуем подснежники?

Ответы детей.

В: Хорошо, но сначала, давайте поставим стульчики к столам и сделаем с вами физкульминутку.

Вот подснежники проснулись,

(встают и потирают глаза)

Улыбнулись, потянулись.

(улыбаются и потягиваются)

Раз - росой они умылись,

(умываются)

Два - изящно покружились,

(кружатся)

Три - нагнулись и присели,

(нагибаются, приседают)

И на солнце поглядели.

(поднимают голову вверх).

В: Теперь давайте рассмотрим подснежник. Назовите мне пожалуйста его части (листья, стебель, цветок, корень). А что длинее листья или стебли? Верно. Не забудьте об этом, когда будете рисовать. А какие листья по форме? Посмотрите, какой тонкий стебель, на что он похож? (на крючок) А куда смотрят головки у цветов? (вниз). Давайте подумаем, как будем рисовать цветок? (примакиванием).

В: А давайте подумаем, зачем я приготовила для вас две кисточки? Что мы будем рисовать тонкой кистью? А что той, что потолще?

Ответы детей.

Воспитатель показывает способы изображения на мольберте, дети рисуют подснежники.

В процессе выполнения работы воспитатель следит за правильной осанкой ребенка (стул придвинут к столу, листок лежит прямо перед ребенком, напоминает, чтобы ребенок не наклонял низко голову).

В: Теперь давайте положим наши подснежники радом и рассмотрим их. Красивые у нас цветы получились? Получается, чтобы у человека был красивый цветок, совсем необязательно его рвать, правда? Как вы думаете, мы сделали сейчас полезное и доброе для природы дело?

Ответы детей.

В: Молодцы. На этом наше рисование сегодня закончено. Приходите рисовать еще.