Как правильно воспитывать детей: полезные советы. Как воспитывать детей: главные правила воспитания

Воспитание ребенка достаточно сложное дело. Каждый взрослый, не имеющий собственных детей и видящий на улице несправедливость по отношению к ним, думает, что сам он так никогда не поступил бы. Или думает, что его дети не будут такими, как этот невоспитанный юнец. К тому же, совершенно верным считается утверждение, что все зависит от родителей. Безусловно, родительский пример - это уже половина воспитательного процесса. Но и на генетическом уровне молодому поколению передается очень многое. В том числе, манера поведения.

Чтобы знать, необходимо оценить в первую очередь себя.

Психологи выделяют пять детей. Они распространяются практически на всех несовершеннолетних, независимо от их возраста.

Метод убеждения

Данный метод можно рекомендовать всем родителям, когда в их сознании только появляется вопрос - как правильно воспитать ребенка. Любому человеку приятно, когда с ним беседуют. Метод убеждения основан именно на беседе. Это ни в коем случае не нравоучение. Во время такой беседы люди разговаривают на «равных». Лучше всего, когда во время или после проступка ребенка, его мама или папа скажут: «Нам надо поговорить». Ни в коем случае нельзя использовать наставления или угрозы, беседа должна идти в плавном ритме, может быть подкреплена примерами из жизни (у взрослых всегда может найтись пример - если не из жизни, так из сказки). А вывод в конце разговора сможет сделать сам ребенок. Это будет его решение.

Метод подкрепления

Система воспитания детей обязательно должна быть построена с учетом этого метода. Именно в этом русле возможны похвала или порицание. Особенно эффективно этот метод работает в дошкольном и школьном возрасте. Каждому человеку приятно, когда его хвалят. Поэтому родителям необходимо замечать маленькие победы своего ребенка. Однако похвала не должна превращаться в восхваление. В некоторых случаях достаточно просто родительской улыбки или отцовского рукопожатия. Безусловно, необходимо в присутствии других людей (родных, друзей) рассказывать о победах ребенка. А последующие поступки малыша могут стать подтверждением тому, что родители точно знают, как правильно воспитывать детей.

Поступки, которые заслуживают порицания, ни в коем случае не следует выносить на суд посторонних. Наказание в каждом случае может быть разным: отказ в сладостях, в приобретении чего-либо и т.п.

Многие родители считают данный метод ответом на вопрос, как правильно воспитать ребенка.

Метод «непререкания»

Достаточно сложный метод в системе воспитания детей. Маленькие дети часто без всяких объяснений парируют: «Не хочу, не буду». В таком случае родительское терпение может творить чудеса.

Самое главное для родителей в этом случае помнить о том, как правильно воспитать ребенка, и знать, чего хочется добиться и от малыша.

На его «Не хочу» необходимо просто и твердо говорить: «Надо».

Например:

«Пойдем кушать кашу...» - «Не хочу!» - «Каша - это обязательный завтрак». - «Не буду!» - «После каши в твоем животике перестанет булькать, и он скажет тебе спасибо». - «Не хочу!» - «Надо кушать кашу». Ребенок в этот момент поймет, что данное действие неизбежно. И перестанет пререкаться.

Метод «раз, два, три»

Особенно маленькие дети хорошо включаются в этот метод. При действиях ребенка, которые ему не разрешены, родителю достаточно начать считать, перед этим предупредив малыша, чем ему грозит отказ от выполнения просьбы.

После «раз, два, три», если ребенок не прекращает свои действия, обязательно должно наступить наказание. В следующий раз, когда начнется счет, ребенок будет знать, что взрослый настроен решительно.

Метод физического наказания

Самый недостойный прием воспитания. Некоторые психологи считают, что им, как правило, пользуются ущербные взрослые. Они могут применить силу в отношении человека, который гораздо слабее. Данный метод ничего кроме агрессии и озлобленности вызвать не может.

Как правильно воспитать ребенка - решать каждому родителю самостоятельно.

Только у самых грамотных и умных взрослых получается воспитать себе друга. Это большое достижение. Но оно под силу каждому.

Воспитание детей любого возраста, с самых первых дней рождения, даже и с момента зачатия, — это большое искусство, влияющее на всю его и даже всю вашу последующую жизнь. Разговор с ребенком и ответственность за его судьбу не заканчивается в каком-то определенном возрасте, он длится на протяжении всего его длинного пути.

Только правильное воспитание и разумное общение помогает вырастить удовлетворенные личности и стать счастливыми родителями. Поэтому сейчас мы и попробуем вместе разобраться в правильном воспитании маленьких и больших детей.

Поговорим об ошибках родителей, о правильном воспитании успешных детей и маленьких людей, а также о нюансах воспитания мальчиков.

Как правильно воспитывать с рождения

Воспитание ребенка начинается с самого рождения, еще с периода его проживания в чреве мамы. Если еще в утробе можно и даже нужно разговаривать с младенцем, успокаивать его, интересоваться его мнением об имени, поглаживать животик, когда он сильно дерется, давать возможность общаться с малышом папе, чтобы он запоминал его голос и прикосновения.

После рождения малыш требует не только ухода, но и постоянного общения и обучения, игр по интересам возраста, повествований о предметах, об окружающем мире, обучения правилам гигиены.

Малютка первого года жизни в ускоренном темпе обучается новым навыкам, приобретает интересные знания, учится узнавать родителей, окружающую природу.

Ребенок не только спит и очищает кишечник и мочевой пузырь. Он хоть и не отвечает на вопросы, но все впитывает и осознает.

Воспитание младенцев это один из самых важных этапов формирование личности и интеллекта вообще. До года у ребенка составляется общее представление о мире и его спокойствии или опасности. В прошлый раз мы .

Но какого бы возраста не было дитя, как бы он ни кричал, как бы ни психовал, родители всегда должны быть терпимыми и уравновешенными.

Крик родителей порождает такую же ответную реакцию и детей. Если воспитывать и объяснять только на повышенных тонах, то ребенок, с возрастом, так и будет разговаривать со всем своим окружением, в том числе и со своими родителями. А после 14 лет уже исправить ничего не получится.

В зависимости от правильности воспитания в детском возрасте подростки выходят из-под влияния родных и начинают идти по своей извилистой и тернистой или более ровной дроге.

В более осознанном возрасте, до 5ти лет и даже больше, дети воспитываются не нотациями и изучением правил поведения, а примером взрослым. Мама и папа для малыша – это супергерой из мультфильма. Только сильные и уверенные в себе родители, смогут очаровать ребенка.

Как же правильно воспитывать маленького ребенка? Лучше всего не жестокостью и не беспрерывным сюсюканьем, а равноправным общением.

Не стоит смотреть на своего ребенка свысока, но, и нет надобности, относиться к малышу, как к королю или королеве.

Что-то хотите объяснить, за что-то наказать, всегда садите чадо рядом с собой и разговаривайте, смотря ему в глаза. Только так он не будет чувствовать себя униженным и сможет воспринимать вашу речь.

Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Помните, очень важную задачу, ребенок – не персонаж из сказки, он живет в реальности, и только самостоятельность убережет его от ненужных ошибок.

Старайтесь отпускать чадо и воспитывать в нем самостоятельность. Позвольте малышу в год начать ходить, в два года, с радостью, уплетать суп и кашу без помощи мамы, в три года, пусть и медленно, и иногда навыворот, но одеваться самому.

В три года ребенок проходит свой кризис. Он отделяет себя от матери, он понимает смысл местоимения «Я», он стремится все делать сам. Не тормозите его желания, а поощряйте. Да, он будет делать все не так, как смогли бы взрослые, но ему надо набить свои шишки. Только падая и вставая, можно научиться, при падении, не травмироваться.

Как же правильно разговаривать с детьми от 3 до 5 лет?

Сколько бы лет ни было ребенку, с ним надо разговаривать на одной линии, «глаза в глаза». Нотации и принуждение оставляют только один след – учат лицемерию.

Во время общения, обучения и воспитания ребенка задавайте вопросы, дайте возможность отвечать не так, как было бы правильно. Пусть малыш думает, развивает мышление, строит свою стратегию, объясняет принятое решение. Только после его высказанных соображений, вы можете выдать правильный ответ.

Никогда ничего не делайте за ребенка сами. Так однажды он придет из садика и скажет маме, чтобы она выучила за него стишок и нарисовала рыбку. Пусть делает сам так, как он умеет. Пусть старается, пусть проходит через помарки к чистописанию, и от маленького экспериментатора к большому профессионалу.

Малыш способен сам сообразить, догадаться, решить или нарисовать. Родители обязаны просто направлять.

Сыновья или дочки, родители которых не скупятся на объятия, практически всегда более успешны, чем дети, обделенные лаской и родительским вниманием .

Малыши, воспитанные в страхе и тревожности, становятся неуверенными и слабыми. Старайтесь прививать детям смелость и решительность, тогда они превратятся в уверенных людей, а не робких мужчин и сомневающихся в себе женщин.

Поручайте детворе дела по силам, возлагайте на них маленькие поручения о помощи по дому или заботе о домашних питомцах. Пусть он учится вытирать пыль, мыть посуду, выносить мусор, нести батон, стирать свои носочки и трусики. Да, вы можете возразить. Ведь нам придется все потом переделывать.

Да легче перемыть тарелку и перестирать белье, чем всю жизнь, до пенсии сыновей и дочерей, все делать за них.

Давайте ребенку возможно выбирать

Предлагайте мальчикам и девочкам делать выбор, пусть только из гречневой и рисовой каши, или из мытья пола или избавления от пыли, но они должны уметь самостоятельно принимать решения.

Слишком гладкая трасса не учит борьбе, лишает возможности поиска верных решений, не учит размышлению. Яблочко на тарелочке с голубой каемочкой существует только в сказке, а в реальности всюду конкуренция, борьба за существование, где проигрывает слабейший

Прямое поучение приводит к отторжению. Легче все уясняется в игре, в непрямой подсказке, в подтексте. Надо малыша не учить, а подталкивать к правильному пониманию. Пусть не вы чему-то научите, а он, вроде сам, поймет и станет героем в своих и ваших глазах. Вовлекайте малыша в учебный процесс, придумывайте интересные и красочные задания, поощряйте успехи, замечайте маленькие подвиги.

Давайте понять ребенку, даже, если он нашкодничал, что это не он плохой, что вы его любите любым, а он просто сделал плохой поступок, который более совершать не следует.

Битье и крики приводят не к уважению, а к страху и детским обидам, остающимся на всю взрослую жизнь. Забывайте о жестоком отношении, старайтесь не применять силу, а понимать, о том у меня даже есть отдельная статья.

Кто чаще всего занимается воспитанием? Конечно мамы, бабушки, воспитательницы и учительницы. Понятно как воспитывать девочек. Они берут пример с женского пола. А как же правильно воспитывать мальчика — настоящего мужчину, если иногда в окружении ни одного не то, что крепкого мужика, а вообще, даже слабенького дедушки нет?

Роль уверенности и физической силы

Мальчик, уверенный в своих физических и психологических силах, всегда защитит слабого и никогда не обидит младшего, всегда придет на помощь и заступится.

Для сыновей важна физическая подготовка, но не тупая сила, а мощь, примененная с разумом.

Мальчик должен не просто показывать свою силу, а соизмерять свои возможности и отвечать силой только в самых крайних случаях. А физическая мощь – это здоровье для тела и уважение у сверстников.

Сочувствие и сопереживание

Боль встречается у всех. Мальчики тоже чувствуют боль и терпят обиды. Не запрещайте им плакать или расстраиваться. Только понимая свою боль, можно научиться сочувствию и сопереживанию.

Влияние отцовского примера

Что бы мы здесь не говорили, но отцовский пример – самый лучший способ воспитания сына.

Естественно папа обязан вести себя достойно по отношению к маме, жене, своим детям. Ребята все считывают и записывают на свою пленку. Все программируется и повторяется из поколения в поколение. Поэтому готовьтесь к тому, что ваш сын будет вести себя примерно также, как и вы сегодня ведете себя в семейных отношениях.

Роль мамы

Не бойтесь мамы ласкать своих сыновей. Это не сделает их маменькими сынками, а научит правильному поведению. Только мальчик, который хочет делиться с мамой и отцом своими проблемами, ошибками и промахами, сможет сформировать надежный тыл.

Дружеские отношения с мамой, позволяют мальчику создавать свои личные романтические отношения.

Научитесь быть достойным примером, тогда дети станут рыцарями, заботливыми родителями, любящими взрослыми, помощниками, сильными личностями и защитниками.

Небольшие итоги

Только правильное воспитание делает счастливыми родителей и успешными их детей.

Живите в понимании, дарите ласку, общайтесь на равных, старайтесь мыслить только позитивно по отношению к себе и своему ребенку, откажитесь от оскорблений, унижений, побоев и грубости, поощряйте самостоятельность, укрепляйте физическую и психологическую уверенность, разговаривайте лицом к лицу.

Только в таких условиях дети будут правильно воспитываться, развиваться и расти как солнечные подсолнухи, а не как земляные червячки или агрессивные гиены.

Я постаралась рассказать о том, в успешных и счастливых людей, а вам уже решать, что вы возьмете в свой личный арсенал воспитателя. Далее читайте о том, и последующие мои статьи о воспитании.

Идеальной методики воспитания детей нет. Малыши, как и взрослые, разные. Одни спокойные и задумчивые, другие активные и чрезмерно любопытные. Третьи капризные и непослушные, а четвертые замкнутые и молчаливые. Характер ребенка знает только мама, и именно она выбирает методики и советы, которые работают и помогают ей развивать малыша. Психологи и педагоги могут только подсказать, как поступать не нужно, чтобы уберечь хрупкую детскую психику от травм.

Мама, не ругайся

Физические наказания давно не в моде. Малыши бывают упрямыми и медлительными, что-то роняют или рассыпают, заставляя маму нервничать и злиться, но мелкие шалости не повод для шлепков по попе. Ремень – красивый аксессуар, который не предназначен для воспитания детей. Как и прутики, скакалки и прочие приспособления для пыток.

Злость выплескивают в спортзале или на форумах для мамочек, где родительницы жалуются на усталость и непослушных малышей. В реальной жизни конфликтные ситуации с ребенком решают разговорами и цивилизованными наказаниями:

  1. Бойкотом, который длится 20–30 минут.
  2. Стулом для размышлений, с которого запрещено вставать, пока не истечет время.
  3. Лишением любимых игрушек: у маленьких детей забирают динозавриков и кукол, у подростков телефоны и планшеты.

Нельзя разрешать ребенку все на свете и одобрять его плохое поведение, но и кричать за маленькие ошибки не рекомендуют. Малыши, с которыми разговаривают исключительно на повышенных тонах, вырастают нервными и замкнутыми. Таким детям сложно избавиться от заниженной самооценки и страха сделать что-то не так.

Мамы – обычные люди, а не роботы, поэтому у них случают срывы. Накричала, шлепнула и отправила в угол? Не страшно, если потом женщина остынет, успокоится и попросит у малыша прощение за свое плохое поведение.

Я сама

Дети, которые умеют ходить, способны самостоятельно себя обслуживать или даже помогать маме. Они пытаются подметать, мыть посуду, застилать кровать, кушать и одеваться без родителей. Натягивают правый ботинок на левую ногу, разбивают несколько тарелок и разносят мусор по всему дому, но ничего страшного. Они учатся быть самостоятельными, и задача мамы не препятствовать, а подсказывать и незаметно помогать.

Нельзя оберегать детей от домашнего труда. Сын предложил помыть тарелки после семейного ужина, чтобы мама смогла отдохнуть? Дать ему в руки губку и показать, где находится раковина. Дочь решила смастерить книжную полку? Не запрещать, а снабдить досками, гвоздями и всем необходимым.

Дошкольники способны заправить кровать и убрать свои игрушки на место, испечь под маминым руководством пироги и выгулять собаку. Подростки могут зарабатывать деньги, развозя газеты и помогая пенсионерам. И не страшно, если ребенок с ранних лет стал самостоятельным. Нужно радоваться, а не бояться, что у него не будет детства.

Малыши, которых слишком опекают, вырастают инфантильными и ленивыми. Не спешат искать работу и съезжать от родителей, добиваться чего-то во взрослой жизни. Сорокалетние мужчины и женщины ходят к врачу за ручку с мамой, остаются одинокими и несчастными.

Любопытство не порок

Как ребенок познает этот мир? Задает вопросы. Интересуется, почему птицы взлетают так высоко, как рыбы живут под водой, и откуда он взялся. Детское любопытство нужно удовлетворять. Рассказывать, показывать примеры, проводить эксперименты и вместе искать ответы. Если мама или папа не знает, как устроен самолет, не беда. Под рукой у них есть интернет, умные книги и волшебная фраза: «А давай вместе посмотрим».

С ребенком можно говорить на любые темы, даже «взрослые», но тщательно подбирать слова. Не нужно заменять названия половых органов «пестиками» и «колокольчиками». Но пятилетнему малышу достаточно знать, что дети появляются только у взрослых людей, которые влюбились и обменялись физиологическими жидкостями. Подросткам же рекомендуют детально рассказывать о процессе оплодотворения, сексе и прочих нюансах.

Одна из главных ошибок родителей – отмахиваться или агрессивно реагировать на детские вопросы. Постепенно ребенок теряет интерес к окружающему миру и понимает, что мама и папа не удовлетворят его потребность в знаниях. Он перестает доверять взрослым, ищет поддержки у сверстников или других людей, к которым потом и придет за советом, если возникнут проблемы.

Разговаривая с детьми, родители становятся ближе. Превращаются в друзей и наставников, с которыми можно делиться секретами и переживаниями, задавать странные и волнующие вопросы и не бояться, что тебя осудят или не поймут. Дети должны быть любопытными, ведь благодаря этой черте становятся гениями.

Юные таланты

Мамы когда-то мечтали стать балеринами или певицами, а папы хотели забивать пенальти или отправлять противника в нокдаун с одного удара. Взрослые пытаются сделать из детей моделей и футболистов, если сами не смогли освоить эту профессию. Но дети не всегда разделяют интересы родителей. Сыновья хотят танцевать, а дочери упорно зубрят химию и скрещивают комнатные цветы.

Быть другим не противозаконно. Не нужно записывать ребенка на уроки скрипки, если ему больше нравится астрономия или рисование. У детей есть собственные предпочтения, которые следует учитывать и развивать. Дарить им цветные карандаши, музыкальные инструменты или форму для каратэ. Поощрять любые начинания и радоваться, если у ребенка получилось занять второе или третье место.

А если малыш не любит рисовать и стучать по барабану, не расстраиваться. Возможно, он станет бизнесменом или музыкальным критиком, известным инженером или откроет собственный ресторан.

Золотые дети

У Паши есть планшет, Сереже купили радиоуправляемый вертолет, а Маше подарили золотые серьги. Родители стараются, чтобы их дети выглядели не хуже соседских, и покупают пятилетним малышам и школьникам дорогие игрушки. Баловать ребенка можно, но умеренно.

Компьютер последней модели не сделает его счастливым. Да, дети радуются роскошным подаркам, но потом требуют больше и жалуются, что родители не уделяют им внимания. Смартфоны и драгоценности не сделают малышей счастливыми.

Родители должны задать себе вопрос, какие моменты из детства они помнят? Покупку магнитофона и джинсов? Или поход в горы с родителями? Костер на природе, когда папа учил ловить рыбу, а мама показывала, как сварить вкусную уху или развести огонь?

Детям нужны впечатления и ощущение сказки. Воспоминания, как они с родителями лепили снеговика, получали шоколадки от зайчика и ждали Деда мороза. Как жарили зефир и спали в палатках. Как впервые упали из велосипеда, и мама мазала разбитые коленки зеленкой, а папа дул, чтобы не пекло.

Да, детям иногда хочется выглядеть не хуже одноклассников, хвалиться модными телефонами и поездками в Египет. Но если потакать всем капризам, ребенок вырастет избалованным и неподготовленным к реальной жизни, где желаемое нужно зарабатывать тяжелым трудом, а не просить у папы с мамой.

Социализация

Нельзя замыкать ребенка в четырех стенах. Общаясь со сверстниками или старшими детьми, он учится правилам поведения в коллективе. Развивает коммуникационные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Постепенно избавляет от застенчивости и находит друзей.

Ребенка не обязательно отдавать в садик, ведь существуют детские площадки и другие мамы, которые с радостью выйдут на совместную прогулку. Можно организовывать праздники и приглашать друзей малыша, водить его в секции и центры развития.

Ребенку предстоит влиться в социум, где он будет контактировать с плохими и хорошими людьми. Малышу с 3–4 лет объясняют, что нельзя молчать или просто стоять и плакать, пока его обижают. Лучше дать отпор хулиганам или слишком наглым особам, которые отбирают его игрушки. Одновременно ребенку объясняют, что обижать слабых деток и животных очень плохо. Они нуждаются в защите и заботе. С ними делятся игрушками и конфетами, помогают строить песочные замки и решать математику.

Активные дети легко находят общий язык с незнакомцами. Чтобы с малышом не случилась беда, мама рассказывает о злых дядях и тетях. Они обманывают деток, а потом делают им больно. Умные ребята никогда не берут у незнакомцев игрушки и конфеты, а всегда убегают домой или зовут других взрослых, если плохие парни пытаются их куда-то утащить.

Профилактические беседы защитят жизнь малыша и научат его быть осторожным, ведь мама не сможет постоянно за ним наблюдать и оберегать от всего на свете.

Маленькие взрослые

Дети умны и быстро усваивают новую информацию. Они могут быть серьезными и рассудительными, умеют планировать и мечтать. С ребенком нужно разговаривать, как с взрослым. Интересоваться мнением, обсуждать семейные проблемы. Учить малыша отвечать за собственные поступки. Если он захотел собаку, и родители подарили щенка, то юный хозяин обязан выгуливать и кормить животное, купать и убирать за питомцем. Ребенку нужен телефон? Пускай собирает деньги, подаренные на день рождения и другие праздники, откладывает и планирует свой бюджет, ищет подработки.

Одновременно родители не могут запрещать детям что-то делать, используя аргумент: «Ты еще маленький». Ребенок приравнивается или к взрослому и умному члену семьи, или к глупому и несамостоятельному, но и поступает соответственно.

Никакой критики

Кому дети рассказывают обо всех достижениях? Родителям. Ребенок делится мечтами и демонстрирует первые результаты, ожидая услышать похвалу. Критика убивает детские мечты и стремления, занижает самооценку. Если взрослые хотят воспитать талантливого художника или гениального певца, они должны поддерживать и восхищаться его первыми неумелыми попытками. Осторожно подсказывать, что нужно подправить, чему научиться.

Некоторые дети раскрывают свой потенциал и под градом осуждений и критики, но таких единицы. Остальные просто делают две-три попытки, а потом отказывают от мечты, ведь мама считает ее плохой и неосуществимой.

Реальный герой

Малыши подражают родителям, школьники и подростки копируют только некоторые черты характера. Чтобы ребенок понял, что такое добро и мудрость, сила духа и стремление к лучшему, взрослые должны стать для него примером всех положительных качеств.

Мамам и папам рекомендуют развиваться и никогда не останавливаться. Не сидеть на диване в ожидании чего-то, а двигаться вперед. Демонстрировать своим детям, что в мире все возможно, если очень сильно захотеть и много работать.

Маленькие дети похожи на мягкую глину, которая в правильных руках превратится в прекрасную вазу. От родителей зависит, каким станет ребенок: уверенным и целеустремленным или испуганным и инфантильным. Под влиянием мамы и папы формируются его жизненные приоритеты и характер. Они, как и все обычные люди, могут ошибаться и экспериментировать, но главное делать это с любовью.

Видео: как правильно воспитывать ребенка

Ни один психолог не даст четкого ответа на вопрос, почему в неблагополучной семье, где родители пьют и дерутся, а единственным методом воспитания являются регулярные побои, вырастают нормальные люди.

Многие дети, выросшие в подобных условиях, повзрослев, берут на свои плечи содержание пьяниц-родителей, при этом создают крепкие семьи и души не чаят в собственных детях. И наоборот, в благополучной, обеспеченной всем необходимым семье, где царит любовь, вырастают эгоисты.

Идеального метода воспитания, четко придерживаясь которого можно воспитать счастливого, любящего взрослого человека не существует. Иначе все люди вокруг были бы идеально воспитанными. Тем не менее детская психология как наука в состоянии дать ответ на большинство вопросов родителей, связанных с воспитанием.

Как воспитать гармоничную, сильную и счастливую личность?

Многие взрослые, которые еще сами не имеют детей, думают, что в воспитании малыша нет ничего сложного. Как часто многие из нас, глядя на кричащего и капризничающего в магазине ребенка, думали, что, в отличие от его спокойных родителей, быстренько нашли бы управу на маленького вымогателя. Или, наоборот, видя, как мама шлепает или кричит на свое чадо, думали, что она неуравновешенная истеричка, напавшая, на «маленького ангелочка».

Правда в том, что судить со стороны дело неблагодарное и понять что чувствует родитель можно лишь став им . Невозможно заранее предугадать свою реакцию в той или иной ситуации. Каждая ситуация индивидуальна, каждый малыш и его родитель уникальные, не похожие ни на кого личности. Любящие мать и отец должны интуитивно чувствовать своего ребенка и находить индивидуальный подход к нему. Они могут пользоваться основными принципами правильного воспитания, при этом менять их под себя.

Основные принципы воспитания

Многие психологи говорят о том, что воспитывать нужно не ребенка, а себя. Как можно учить своего отпрыска пунктуальности и порядку, если мама постоянно опаздывающая неряха. Будет ли кроха уважать старших вообще и своих родителей в частности, если видит, как отец повышает голос на бабушку? Паре, ставшей родителями, необходимо тщательнее следить за своим поведением , так как бесполезно требовать от ребенка того, чего сами взрослые выполнить не в состоянии.

В том случае, если отношения в семье гармоничные, присутствует любовь, уважение и нежность - можно рассчитывать на то, что малыш разовьется в сильную и уравновешенную личность. К сожалению, только любовь и уважение в семье еще не являются гарантией того, что ребенок воспитывается правильно. Необходимо помнить об основных психологических принципах правильного воспитания:

Как правильно воспитывать ребенка в зависимости от возраста

Формирование человеческой личности процесс продолжительный и может длиться до 21−23 лет . Но основные качества личности и характера, основы воспитания, закладываются в ребенка до 5 лет.

Каждый период взросления крохи требует индивидуального подхода. Взрослым необходимо учитывать все нюансы взросления и становления личности своего чада. Поэтому важно заранее узнать на что и в какой период обращать больше внимания, если родителей интересует вопрос о том, как воспитывать ребенка правильно.

Как воспитывать ребенка до одного года

Первые основы воспитания, родители могут закладывать уже через неделю после рождения малютки. Маме с папой необходимо будет придерживаться следующих, довольно простых и приятных для любящих родителей действий:

Воспитание годовалого малыша

По достижении малышом возраста 1 года, процесс физического и психологического развития ускоряется еще больше. Границы интересов ребенка начинают существенно расширяться, постепенно, он начинает смотреть на мир по-другому . Этот период может сопровождаться частыми капризами малыша, на которые не стоит реагировать резко. Это действительно важный этап в развитии личности.

Чтобы успешно преодолеть этот период и продолжать дальше правильно воспитывать кроху, стоит придерживаться таких принципов:

  1. В возрасте 11−12 месяцев, кроха уже начинает понимать, что делать позволено, а что нет. Уже в этот период взрослые должны четко выстроить систему поощрений и запретов.
  2. Во время детских капризов, кричать и злиться не только бессмысленно, но и вредно. Поэтому в такие моменты внимание малыша необходимо отвлекать на что-то другое.
  3. Стараться выбирать такие игры, в которых ребенок и родители взаимодействуют вместе.
  4. Если карапуз пытается предпринимать самостоятельные действия, стараться не препятствовать этому.

Как правильно воспитывать малыша до трех лет

В возрасте от 2 до 3 лет, для ребенка проходит очень важный этап становления личности. Это именно то время, когда малыш проходит свой первый психологический кризис, который еще называют «кризис трех лет».

Лучшим методом воспитания в этот период является игра . Для правильного поведения с ребенком и воспитания нужно:

Как воспитывать ребенка в 4−5 лет

В промежуток между 4 и 5 годами, поведение малыша становится все более осознанным . Это уже отдельная личность, к интересам и желаниям которой взрослые должны относиться с пониманием и даже уважением. Процесс воспитания становится все более сложным, поэтому родителям необходимо взаимодействовать с ребенком еще более активно, чем прежде и придерживаться таких правил:

  1. Это наилучший период для творческого развития малыша. Маме с папой стоит рисовать со своим чадом, заняться пением, рукоделием или лепкой.
  2. Дети всегда, а особенно в этом периоде, должны чувствовать активное участие и поддержку родных.
  3. В возрасте 5 лет малыши начинают более осознанно воспринимать нормы общественного поведения, поэтому взрослым важно научить кроху как себя вести в той или иной ситуации.
  4. На бесконечные «почему», родителям нужно отвечать без раздражения и с улыбкой. Иначе, ребенок может замкнуться в себе и его любознательность сменится безразличием.

Воспитание детей от 6 лет и старше

Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством людей он взаимодействует. Круг общения малыша расширяется, у него появляются учителя, больше друзей. Постепенно авторитет родителей начинает уменьшаться . К «переходному возрасту» родительский авторитет почти минимален, в то время, как влияние и авторитет друзей находится на максимальном уровне.

Жестко ограничивать в чем-то свое чадо или запрещать общение с друзьями контрпродуктивно. Можно добиться обратного эффекта, когда остатки родительского авторитета и доверия будут полностью уничтожены.

Самым важным моментом в общении, в это время, становится доверие. Очень важно сохранять гармоничные отношения в семье, для чего следует придерживаться следующих принципов:

  1. Если у ребенка возникла проблема, например, в школе, не ругать его, а попробовать найти выход вместе.
  2. Всегда интересоваться успехами и делами.
  3. Привлекать детей к совместным делам.
  4. Поддерживать желание быть самостоятельным и свободу выбора.
  5. Не нарушать личное пространство.

Самые распространенные воспитательные методы

Далеко не все родители, например, из-за занятости на работе или в силу врожденной черствости характера, способны чутко чувствовать своего ребенка. В таких семьях не практикуется гибкий подход к воспитанию. Взрослые, в общении со своим ребенком используют проверенные временем, но далеко не всем малышам подходящие методики воспитания.

Метод физических наказаний

Самый спорный метод воспитания детей. Большинство психологов сходится во мнении, что применять силу по отношению к собственному отпрыску способны лишь ущербные, закомплексованные личности . Они не в состоянии объяснить малышу чего от него хотят, злятся и вытесняют свою злобу на более слабом человеке.

Несмотря на это, некоторые родители могут и сейчас отшлепать непослушного карапуза и не видят в этом ничего плохого. А многие взрослые, которые получали в детстве от родителей «воспитательные подзатыльники», даже благодарны им за это и уверенны, что именно такой метод воспитания сделал из них настоящих людей.

Метод не пререкания

Такой метод подходит только очень терпеливым родителям. Вся его суть заключается в умении спокойно, твердо и без лишних эмоций настоять на своем. Когда ребенок капризничает и на все увещевания взрослых кричит «не хочу» или «не буду», необходимо четко и аргументировано объяснить почему «будет» и почему «надо».

Такой метод требует поистине ангельского терпения от взрослых . Зато кроха поймет, что все его капризы не приведут к желаемому результату и скушать кашу или лечь спать пораньше все-таки придется.

Метод «раз, два, три»

Лучше всего данный метод действует на маленьких детей. Как только малыш начинает делать что-либо недозволенное, взрослые должны начать считать. До этого, конечно, необходимо объяснить чаду, какое наказание его ждет, если на счет «три» он не прекратит нежелательные действия.

Маме и папе нужно быть готовым к тому, что их отпрыск сперва обязательно проверит их решительность и, скорее всего, с первого раза ослушается. Наказание должно последовать незамедлительно, тогда малыш поймет, что родители настроены серьезно. Скорее всего, в следующий раз, при начале подсчета, негативные действия прекратятся малышом сразу же.

Метод подкрепления

Этот метод очень хорошо работает как в дошкольном, так и школьном возрасте. Если ребенок сделал что-то правильно или совершил хороший поступок его обязательно следует похвалить. Причем сделать это можно также в присутствии родных или гостей. Даже на небольшие победы малыша нужно обращать внимание и хвалить. Но следить за тем, чтобы не перейти грань и похвала не переросла в восхваление.

В том случае, если был совершен проступок, ребенку следует объяснить почему такое не должно повторяться в будущем . О негативных поступках своего чада должны знать только родные, на всеобщее порицание их выносить не стоит.

Метод убеждения

Суть этого метода основана на обычной беседе. Взрослым стоит контролировать ее ход и следить за тем, чтобы это был разговор «на равных», но ни в коем случае, не нравоучения.

В случае проступка малыша, кто-то из родных должен пригласить его на разговор, во время которого наставления и угрозы недопустимы . Ребенку нужно спокойным тоном объяснить почему-то, что он сделал плохо и подкрепить свои доводы примерами из жизни. Беседу необходимо подвести к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал правильные выводы.

Главным правилом как воспитать ребенка остается комбинация 2 действий: уважать и любить . Родители должны помнить, что в свете всех методик воспитания нет идеальных, но общие советы учитывать нужно.

При этом мамам и папам, бабушкам и дедушкам надо придерживаться рассудка и не забывать о своих интересах. Дети – цветы жизни, но нуждаются в выспавшихся и отдохнувших «садовниках» с крепкой нервной системой.

Воспитание: да здравствует система?

Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.

После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.

О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.

1. Азиатская система.

Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.

2. Методика Никитиных.

Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.

3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.

Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.

4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.

Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.

5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.

Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.

Перед тем как воспитать послушного ребенка, важно учесть: даже самые непоседливые малыши могут быть воспитанными. Другое дело, что егоза не всегда удобен родителям. Но вины его в этом нет. Существует теория о гиперактивности, о поколении «зет», думающем и смотрящем на мир иначе, чем взрослые. Но нормы общественного поведения, послушания, уважения к другим им вполне могут быть привиты.

Разные системы воспитания детей дают мудрые советы, которые с легкостью заимствуются и внедряются. Если родителям сложно, можно насильно заставлять себя выполнять постулаты в течение 21 дня. Именно столько времени формируется привычка. Дальше и дети, и взрослые будут жить по установленным правилам.

  • Современное воспитание детей требует придерживаться определенного графика. Не поминутного, конечно. Но время ночного и дневного отдыха должно быть регламентированным. Полноценный сон – залог здоровья и нормального развития.
  • Обязательно проведение времени с родителями. Лучше заниматься с сыном или дочерью систематически. Пусть это будут 20 минут в день чтения любимой литературы (причем и маминой тоже, но с выражением), лепка из теста (пусть и приготовление вареников) или хенд-мейд, когда маленький внук, нехотя, порвал бабушкины бусы, и вместе с мамой собирает их заново.
  • Право выбора. Самостоятельно малышу не стоит давать планировать свой день, если ему 2 года. И выбор блюд и одежды для прогулки прохладным днем лучше не доводить до предела. Не хочет одеваться вообще? А если предложить ему на выбор теплую красную кофту или шерстяной синий свитер? Кроха почувствует себя самостоятельным, но в рамках, установленных мамой.
  • Секреты воспитания детей базируются на образе родителей. Можно повторять о том, что плохо смотреть телевизор во время еды, а самим приемы пищи сопровождать любимыми сериалами. Что выберет сын или дочь: совет мамы или пример?
  • Говорить детям правду. Не обманывать, не откладывать разговор, а говорить, как есть, но в щадящей форме. О появлении детей 5-летнему сыну можно сказать, что они рождаются у взрослой любящей пары после обмена физиологическими жидкостями. Но в 11 лет разговор должен быть более содержательным. Только без называния половых органов нецензурными или уменьшительно-ласкательными словами.
  • Говорить малышу, что его любят. Просто так, а не за красивую поделку или высокую оценку по математике.
  • Правила воспитания ребенка не мыслимы без общения. Родителям придется запастись терпением и стать живым «радио». Особенно сложно тем, кто работает в сфере общения с людьми, но ради своих наследников стоит это взять на заметку.

Нужно сопровождать все действия словами: почему на улице бывает темно или светло, птицы улетают на юг, деревья нужно обрезать, а собак выгуливать. Не нужно бояться брать малыша с собой везде – в магазин, на дачу, на генеральную уборку дома. Пусть растет и все видит сам, а не получает информацию только из гаджетов.

Не пряником едины

Метод кнута тоже должен быть в педагогике, как надо воспитывать детей отлично знают представители старшего поколения и Антона Макаренко. Но на сегодняшнее подрастающее поколение радикальные методы воспитания не действуют, даже наоборот.

Поднять руку на девочку – значит, сделать ее потенциальной грушей для битья будущими мужем. Но наказывать и ограничивать малышей и подростков стоит.

Доктор Комаровский утверждает, что дети должны знать слово «нет». Но оно должно быть категоричным, а не временным. Нет – значит, нет. Нельзя лезть в розетку бабушкиными спицами: ни сегодня, ни в пятницу, ни чуть-чуть, ни после ужина.

Этой системы обязаны придерживаться все члены семьи. Но таких «нет» должно быть немного, только в случае опасности для жизни наследника или кого-то еще. Драгоценные вещи, книги, документы просто убираются в замыкающийся шкаф, или переставляются наверх.

Главное в воспитании ребенка до 2-3 лет – переключение внимания. Нельзя что-то трогать, но оно явно бросается в глаза малышу? Тогда мама дает ему что-то, что представит для него живой интерес и заставит забыть о том, что нельзя.

Также особенности воспитания детей отражаются на речи родителей. Нельзя говорить «ты плохой». Наоборот: «Ты хороший, но поступок меня расстроил».

И тут же пора учить кроху, что другие дети тоже хорошие. Каждый – лучший для своих родителей, но других детей надо уважать, нельзя бить, забирать игрушки, брать без спроса. Смоделировать ситуацию можно во время игры с куклами, роботами, плюшевыми игрушками. Так, в возрасте до 4-5 лет, быстрее усваивается информация.

Воспитание детей даже младшего возраста может содержать наказание. Достаточно изъять на время любимую игрушку, гаджет, или посадить на стул для размышлений. Родители остынут, а маленький виновник придет к выводам, что так нельзя.

Важно! Перед тем как воспитать непослушного ребенка, задаться вопросом: Почему он так себя ведет? Старается привлечь внимание уставшей на работе мамы? Сказывается нарушение графика отдыха? Недостаток витаминов, в частности железа, или переходный возраст, кризис?

Нужно обнять, поговорить по душам, если сын или дочь маленькие, пронаблюдать за ними. Бунт на корабле часто связывают с внутренним недовольством малыша.

Когда начать, чтоб не было поздно

Советы по воспитанию детей потому и называются советами, что они носят рекомендательный характер. Не более. Но общая система взглядов на домашнюю педагогику должна быть: для того, чтобы семья жила спокойно и развивалась.

С самого начала родители должны учитывать: они – главные в воспитании. Бабушки и дедушки играют вторую скрипку, поэтому последнее слово всегда за матерью с отцом. Важно и воспитание обоих родителей. Если в семье нет мамы или папы, их роль пусть возьмут на себя бабушка или дедушка, тетя или дядя. Малыш должен видеть воспитание во всех гендерных аспектах.

Задумываясь, с какого возраста нужно воспитывать ребенка, родители сами себе ответят: с рождения.

1. До года это полное восприятие мира через маму, введение системы «можно – нельзя», привитие интереса к музыке и сказкам с добрыми сюжетами.

2. До 3-4 лет – это включение в игру с наследником, приобщение к домашним делам.

Если все идет правильно, ребенок приходит к таким родителям за советом и во взрослой жизни, умеет быть благодарным и счастливым. Но он всегда хочет видеть и маму с папой здоровыми и улыбающимися. Для этого помнят: надо уделять время и себе, своим примером показывая, что и как нужно делать.

А когда с непоседами совсем сложно и опускаются руки, нужно вспомнить фразу американской юмористки Эрмы Бомбек: дети больше всего нуждаются в любви, когда меньше всего на это заслуживают. После этого можно обнять ребенка и помолчать. Решение в ситуации родится само собой, ведь его начало – неоспоримые и вечное: родительская любовь.