Как починить лицо и голову кукле. Как починить разбитую головку куклы

МК: Реставрация куклы по имени Катя.

Мир разнообразен и прекрасен и он таков, каким он есть, а люди, в силу своей индивидуальности, видят его каждый по-своему. Вернее, я бы сказала просто видят разные его грани и через призму своей культуры, мировоззрения и понимания. Для кого-то старая кукла — это отжившая свой век ветошь, а для другого человека — это память о родителях, воспоминания о детстве и каких-то удивительных историях, которые могут повториться с их детьми, но уже немного иначе…Как раз такая кукла и попала ко мне в руки. Кукла, которая была когда-то хорошим другом для маленькой девочки Юли и досталась ей от её мамы. И мама и дочь в очень любили куклу Катю, каждая в своё время, а теперь Юля хотела бы передать её своим сыновьям, но скорее всего уже не им, а желательно внучкам)). Но Кате уже очень много лет. Создана она была в 60-е годы ХХ-го века на Подольской фабрике игрушек. И за долгие годы её жизни повидать и испытать ей пришлось немало. Сделана кукла из композитного папье-маше с опилками и перетянута резинкой. Итак… Когда Юля была маленькой девочкой, ей подарили куклу, которую она позже назвала Катей. Кукла девочке понравилась с первого взгляда, но чтобы проверить как она устроена Юля ткнула двумя пальчиками в глазки куколке, от чего (так уж вышло) они провалились внутрь головы (может погода была влажная и гипс, удерживающий механизм глазок отсырел, может ткнула сильно, нам то неведомо наверняка, но факт — они внутри). Конечно девочка Юля очень расстроилась и заплакала, осознавая, что она натворила. Папа, чтобы успокоить дочку, решил поправить положение и вероятно какой-то пилой (судя по следам надреза на затылке куклы) вскрыл кукле голову и вставил как смог глазки, а вырезанную часть затылка приклеил обратно столярным клеем. Получилось не очень аккуратно, но куклу все равно очень любили и играли с ней довольно часто (судя по количеству трещин и сколов и тому, что дырочки возле крючков шарниров очень большие). К тому же девочка Юля никогда не слышала, как кукла Катя говорит а-а-а-а, когда её опрокидывают на спину — пищик (устройство внутри куклы для издавания разных звуков) было сломано еще до неё. Как мне сказала Юля, куклу реставрировали лет 35 назад (и судя по наслоения краски и гипса — предположу, что залепили довольно много волос и уши очень сгладили, почти убрав рельеф за ушами, и пальцев на ногах было почти невидно — все это выяснилось уже после того как я сняла краску и начала ошкуривать поверхность тела куклы).

Задача: 1. Краска во многих местах пощербилась и отпала 2. множественные трещины мелкие и довольно глубокие 3. тело почти распалось по швам (не знаю как оно еще держалось - почти распалось в руках) 4. на правой руке не было мизинчика 5. глаза не родные, механизм намного шире необходимого и поэтому проволочки были согнуты под углом, за счет чего у куколки было косоглазие (но эти глаза уже и помнились нынешней хозяйке, как родные, поэтому решено было их оставить, только исправить косоглазие и вставить новые реснички) 6. пищик нерабочий 7. дырочки во всех суставах были очень большие, так что шарниры с крючками провалились вовнутрь 8. резинка растянулась и только соединяла части тела, чтобы они не потерялись.

Вот то, что мне предстояло исправить. Я не реставратор и с такой работой столкнулась впервые, поэтому время не совсем рассчитала))) Думала, управлюсь за недельку, в итоге растянулось это на три). Вот так кукла выглядела, когда попала ко мне:

Начинаем разбирать на запчасти:

Так выглядела голова куклы внутри и снаружи:

А вот тело куколки, раскрытое пополам по шву:

А вот и сама пищалка по запчастям (тканевый воздушный мешок с картонным донышком, глиняный грузик с отверстием для подачи воздуха и пищиком, ну и картонный тубус и крышечка):

Так выглядел пищик — вогнутая пластмасска определенной формы с примотанным к ней железным язычком. Воздух проходя через это нехитрое устройство создавал колебание и издавал звук.

В общем я все полностью разобрала почистила и собрала воедино и устройство заработало))), чему я очень обрадовалась….. :-)

Глазки.. до:

Глазки после обработки. Пришлось их просто разъединить и склеить заново с помощью папье-маше, иначе никак не получалось сделать их на адекватном расстоянии и без косоглазия:

Итак, преступаем к реставрации тела куклы, поскольку внутренние части куклы уже готовы к монтированию. Для начала надо было снять всю краску с куклы, потому что если просто замазывать трещины, то все равно были бы очень заметны переходы по цвету и неровностям поверхности, да и держалось бы хуже. Краска держалась намертво — красили на славу))) Поэтому снимала я краску с помощью строительного фена, наждачной бумаги и ножа для бумаги. Особо большие трещины расширяла еще больше, чтобы после все хорошенько зашпатлевать папье-маше — так надежнее. маленькое отступление и небольшой мастер-класс в одном флаконе)

Рецепт папье -маше:

Берем три лотка из-под яиц и рвем их на мелкие кусочки; заливаем кипятком и оставляем под крышкой часа на 3-4.

После этого отцеживаем воду и получившуюся массу взбиваем на блендере или в миксере или руками вымешиваем до получения однородной массы:

Добавляем мучной клейстер (сваренный на паровой бане при постоянном помешивании мучной клей: 100 мл воды три ст. л. без горы муки; варить и мешать, пока не пожелтеет равномерно) и три хороших столовых ложки клея ПВА, можно еще столярного добавить при желании. Опилки я не стала добавлять, но можно.

Снова вымешиваем до однородной, немного липкой массы, довольно приятной в лепке и очень крепкой после высыхания. Крепость как у мягкого дерева, например, липы.

Храню я его порционно небольшими шариками, обмотанными в пищевую пленку в морозилке) Надо — вытащил, разморозил и слепил что-нить интересное))) Только слои папье-маше должны быть не очень толстыми, иначе оно будет долго сохнуть, да еще и может заплесневеть.

Почти пирожные)))

Этой свежеприготовленной массой заделываем все большие трещины и сколы куклы и формируем недостающий пальчик и проемы в шарнирах. После высыхания массы — все ошкуриваем наждачной бумагой до максимальной ровности поверхности. При необходимости можно либо еще слоями папье-маше выравнивать поверхности, либо немного зашпатлевать с помощью гипса:

После того как все тело куклы зашпатлевано и хорошенько ошкурено, его надо подготовить под покраску и убрать микротрещины с помощью грунтовки. Я использовала акриловую грунтовку. Она имеет хорошую сцепку и очень крепкая и долговечная:

Теперь наступил самый интересный этап)) РОСПИСЬ! Но роспись этой куклы отличается от той, которую я делаю своим куколкам. Тут нужно было соблюсти определенные исторические особенности, что я и попыталась сделать. Что правда кукол на фабрике окрашивали, окуная в краску, а я окрашивала в несколько слоев с помощью кисти и тампонирования губкой. Сначала слоев 5 прошлась мягкой кистью. чтобы закрасить все выемки и впадины и придать ровный тон кукле (кисть нужно постоянно макать в воду, чтобы акриловая краска легла ровно и мягко и не видно было следов от кисти), а потом аккуратно губкой с очень мелкой пористостью нанесла еще пару слоёв краски. Ну а потом роспись ресничек, бровей, губки с зубками и волосики) Чтобы защитить вставленные заранее в голову глазки, я одела на них небольшие бумажные конвертики, заклеенные сверху бумажным скотчем. А после окончательной окраски и лакировки сняла их.

Так выглядела куколка после росписи:

А вот и ручки с целыми и окрашенными пальчиками:

приступаем к последнему этапу работы над куклой — лакировка. Лак я выбрала полу глянцевый яхтенный. Он дает максимальную крепость, износостойкость и водонепроницаем. В общем хорошо подходит нам). Лакировала разведенным 50 х 50 раствором лака и разбавителя в 10-12 слоёв, может больше)) первые слоев 8 ошкуривала и полировала, чтобы добиться максимально ровной поверхности. Потом поверхность уже выравнивалась хорошо. Лак дал слегка желтоватый приятный оттенок старины кукле. Сушка:

Куколку осталось только собрать воедино на резинку. Плоские резинки растягиваются быстрее, чем с круглым сечением. Вот на такой канатик-резинку я и собрала куколку:

Перетяжка куклы делается в два приёма: соединяются одной веревочкой голова-ноги, а второй руки и получаем подвижную готовую куклу по имени Катя:

На следующей иллюстрации кукла до и после реставрации (вернее сверху — после реставрации, а снизу — такая, какая она попала ко мне):

Вот такая история)))) Не могу сказать, что я абсолютно правильно и хорошо отреставрировала куклу, но я постаралась сохранить её первоначальный облик и сделать так, чтобы она прожила еще очень долгую и минимально подверженную травмам жизнь). Надеюсь, у меня это получилось)

Я являюсь коллекционером кукол, по этому часто у меня в руках оказываются куклы с разными повреждениями, приходится их чинить, но думаю, сломанная кукла есть не только в моей коллекции, но и в любом доме, где растут девочки, по этому я продолжаю серию мастер классов по починке кукол.

Сегодня я хочу рассказать о починке ещё одной поломки у кукол, так же локализованной на шее, но другого рода, присутствует она обычно у кукол, которыми не аккуратно играли, сильно загибали голову назад, бросали на пол и наступали ногами. Шейный шарнир в них обычно присутствует, но голова не держится на месте, заваливается на бок или болтается, играть такой куклой совсем неудобно.

Так же такое повреждение можно встретить если вы покупаете кукол, например на авито, продавец не аккуратно упаковал куклу - результат переломана шея, испорчена идея подарка, да ещё потрачены деньги, не приятно, но многое можно уладить.

1 Вот такая прелестная сломанная кукла барби у меня есть, хороша, фирменная, но досталась мне с дефектом в районе шеи, если нагнуть голову - его видно, на литой части шеи зияет дыра.

2 С начала нужно снять голову, аккуратно отогните резину, если есть осколки - приберите их, даже самые маленькие, они вам позже пригодятся, а вот потерять их при снятии головы будет очень обидно.

С куклы снимаю всю одежду, украшения, несу в ванную, включаю горячую воду и безжалостно подставляю под кран. Резина нагревается и расширяется - теперь мы легко можем снять голову, сначала с одной стороны крепления, затем с другой

3 Вот что получается - голова отдельно, тело отдельно, крепление снято и осколки тоже лежат рядом. Голову можно пока отложить, она нам не понадобится.

4 Вот такие наборы сеперклея понадобятся нам, точнее маленькие тюбики из них. - они продаются в магазинах фикспрайс, которые есть теперь, наверно, в любом крупном городе. Клей очень жидкий, и плохо действует на кожу, поэтому лучше работать с ним в перчатках.

Клеем мы собираем оставшиеся осколки, у меня оказался сохранным штырёк, на который надевается крепление, его я параллельно вставляю. Оставим тело на сутки сохнуть. Если у вас сохранились все осколки - на этом ремонт заканчивается, если нет, то потребуется сделать, то, что я напишу дальше.

5 Вот такую картину получаем, внешний вид не должен смущать, как правило ломается самый край, он располагается выше чем выглядывающий из головы участок шеи.

6 С боку у меня остался вот такой дефект, крепление из-за него будет болтаться иногда оно может выпадать из гнезда и при малейших попытках повернуть голову, она будет слетать вновь и вновь. Требуется его исправить.

7 Для того чтобы его закрыть мы будем делать заплатку, для этого нам понадобится пластмасса и ножницы. Я предлагаю взять крышку от пластиковой бутылки, точнее кольцо, которое её держит, когда она ещё не открыта, лучше, если на нём не будет шипов. Во-первых, пластмасса мягкая и она легко режется, можно вырезать участок нужной формы и длинны. Во-вторых, кольцо имеет нужную, загнутую форму.

8 Вырезаем максимально похожий участок для заплаты и приклеиваем тем же клеем. Ждём до полного высыхания.

9 Крепление присохло, но легко подвигав его в стороны, я восстанавливаю его подвижность.

10 Как бы искусно не была вырезана заплата, всё равно остаются неровные края, подрезать их я не рекомендую - заплата может отклеиться и весь труд и ожидание пойдут насмарку.

11 Края я подплавляю с помощью плоскогубцев, гвоздя и газовой конфорки, излишками пластмассы закрываем пустоты и швы.

12 Крепление с целой стороны вдеваем в голову, плавно надавливаем.

13 Не спеша и аккуратно погружаем основание крепления в голову.

14 Край заплаты по-прежнему виден, насаживаем голову до первоначального уровня.

15 Заплата стала абсолютно не заметна, кукла приведена в порядок, осталось её заново одеть.

Была у нас кукла, подпорченная и сломанная, а стала здоровая и красивая. Вручаем, целую куклу владелице, теперь с ней можно играть снова.

Всякое бывает, и очень обидно, когда у любимой куклы разбивается ручка-ножка, а то и голова! Конечно же, если есть возможность отлить точно такую же деталь из фарфора или керамики, то это замечательно, но это длительный и, технически недоступный для непрофессионала, процесс.
Поэтому хочу рассказать вам о простом домашнем способе восстановления кукольной керамической детали.
Естественно этот способ не касается тех случаев, когда место склейки находится в незаметном месте, или осколков не очень много. Можно просто аккуратно склеить кусочки (например прозрачным крепким клеем Poxipol) и оставить так как есть.
Но когда случается вот такой крэш-бум-банг, то приходится действовать кардинально.

Итак...
1. Мы имеем груду осколков, из которых очень хочется восстановить кукольную голову в её первоначальном виде. Горько поплакав мы берём в руки себя и клеевой пистолет, и склеиваем пациента изнутри, восстанавливая изначальный его портрет. Можно это делать не очень аккуратно, но чем аккуратнее, тем лучше. Клеевой пистолет хорош для этого этапа работы тем, что он моментально схватывается. А грубые его швы нам не мешают, так как они остаются внутри головы.
Фотографируем голову, чтобы была возможность затем расписать её точно так же, какая она была.
Глазки пока можно поставить, но затем нужно будет их вытащить, чтобы они не мешали работе.

2. Затем разводим клей ПВА водой в соотношении 1:1, мочим в этой жиже кусочки крафтовой бумаги (коричневой, упаковочной) и, разрывая их на ещё более мелкие кусочки, терпеливо обклеиваем всю голову как минимум тремя-пятью слоями. Для того чтобы считать слои, можно перемежать эти слои крафта слоями газеты или в моём случае - обычной писчей бумаги (эти слои не считаются за слои). Бумажки нужно именно рвать, чтобы махристые края соединялись друг с другом как можно более незаметно.
Всё это сохнет одну ночь.
Далее голову нужно немного пошкурить.

3. Далее мы покрываем это всё слоем любого грунта. Можно использовать художественный левкас, худ.грунт или простую белую акриловую шпатлёвку из строительного магазина (для дерева). Можно покрывать грубо, широкой кистью. Затем всё равно придётся ещё раз шкурить.

4. Ну и действительно - шкурим. Причём долго, муторно и пыльно. Любыми шкурками. Сначала более грубыми, затем всё более мелкими.

5. А затем красим с помощью акриловых красок, которые можно подцветить колером, акрилом, акварелью, темперой. В качестве инструмента для покраски используем тампончик, вырезанный из хозяйственной губки. Затем всё ещё раз шкурим более мелкой шкуркой. Внимательнее подбирайте цвет под оставшиеся детали (руки-ноги), они естественно должны максимально совпадать.

6. Затем достаём фотографию питомца, где он запечатлён в изначальном виде и расписываем его с помощью акрила. По желанию можно его изменить (у этой головы не такие яркие губы, какие были сначала). Хорошо бы ещё матовым лаком покрыть (художественным).
Конечно же фактура такой детали будет не такая гладкая, как фарфоровая или керамическая, но всё же лучше так, чем никак!

7. И вот, уже целиком собранная, кукла ждёт свою хозяйку!