Дочка не хочет ходить в школу. Ребенок не хочет ходить в школу: что делать? На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна

Школа — это место, где учатся и получают знания. Да, с этим не поспоришь. Но все не ограничивается только уроками, учителями и домашними заданиями. В школе ты проводишь большую часть своего времени и, хочешь ты того или нет, тебе приходится общаться с самыми разными людьми — твоими одноклассницами и одноклассниками.

Здорово, если класс дружный и ребята хорошо относятся друг к другу. Однако ты сама знаешь: какими бы хорошими ни были отношения в классе, нельзя избежать ссор, разборок и конфликтов. Кроме того, всегда найдется несколько учеников, которых недолюбливают. С ними не дружат и даже не общаются, а если и разговаривают, все сводится к дразнилкам, чтобы обидеть или задеть за живое. Быть отверженным — такого не пожелаешь никому.

Кто становится отверженным? Почему это происходит и что делать, если в их число попала ты?

Отверженные — клеймо на всю школьную жизнь?

В семье тебя воспринимают такой, какая ты есть. Родители любят тебя не за что-то, а просто потому, что ты существуешь. Конечно, ты привыкла, что к тебе относятся с любовью.

А в школе все иначе. Класс — это коллектив, в который необходимо влиться. И если ты чем-то отличаешься от других, то рискуешь быть причисленной к этим самым отверженным. В ход идут дурацкие прозвища, которыми награждают тех, кто чем-то выделяется из основной массы: маменькина дочка, зубрила, дурак, толстый, псих, ябеда... Внимательно прочитай следующий раздел. Возможно, среди перечисленных типов отверженных ты найдешь кого-то знакомого. Или даже себя.

Дурак, шут, клоун...

Иногда вроде бы безобидные прозвища так прилипают, что человека уже и не называют по имени. Мало кому приятно, если его называют дураком. Конечно, ты можешь обозвать так назойливого Иванова, который постоянно дергает тебя за косички или нагло списывает контрольные. Иванов, скорее всего, и внимания не обратит. Но если прозвище дурак намертво приклеилось к кому-то из твоих одноклассников, ему можно только посочувствовать. Наверняка и в твоем классе есть этакий клоун, который во время объяснения учителя кривляется, гримасничает и передразнивает его манеру говорить. Все хохочут во все горло над выходками дурака, но это лишь во время уроков. А едва прозвенит звонок, клоуна обходят стороной, и он остается в гордом одиночестве. Почему? Да потому что никто не хочет быть другом дурака! С дураком и разговаривать-то никто не станет, не то что дружить... Тем не менее сам шут рад бы общаться, да только не знает, как привлечь к себе внимание. Вот и получается, что пожалеть, может, кто и пожалеет, но до дружбы с дураком никто опускаться не станет.

Псих

Вряд ли кто-то из класса будет дружить с человеком, которого обзывают психом. Да и кому захочется общаться с тем, кто совершенно не владеет собой? Психи нередко в приступе гнева швыряют тетради и книги, а если получают замечание от учителя или плохую оценку, могут разрыдаться или, напротив, громко хлопнув дверью, выбежать из класса. Никогда не угадаешь, что будет делать псих в тот или другой момент. Именно поэтому дружить с психом никто не будет — мало ли, что взбредет ему в голову на этот раз!

Зубрила

Вот уж кого действительно не любят одноклассники, так это зубрил. К этим ребятам отношение изначально негативное. Хотя, казалось бы, в школу ходят для того, чтобы получать знания. Тогда почему зубрилы не в почете? Кто-кто, а уж они-то знают все на отлично!

Знают, только своими знаниями делиться не спешат. Зубрила тянет руку, когда никто из класса не знает ответ на вопрос учителя, на переменках он не расстается с учебниками, а все свободное время проводит за выполнением домашней работы. Но попробуй списать у него во время контрольной! Зубрила с умным видом заявит: «Дома надо было учить!»

Естественно, после такого желание спрашивать о чем- либо отпадает напрочь. Да и общаться с зазнайкой никто не будет, это уж точно.

Подлиза

Подлиза практически ничем не отличается от зубрилы. Тоже постоянно тянет руку, когда никто не знает ответа, тоже сидит с книжками, тоже не дает списывать. Разница лишь в том, что подлизы куда хуже зубрил. Они вечно пытаются услужить учителям, постоянно заискивают и доносят на других. Если в твоем классе учится подлиза, его наверняка недолюбливают. Хотя недолюбливают — мягко сказано! Тошно смотреть, как подлиза заискивающе улыбается, помогая дотащить тяжелую учительскую сумку или подсовывая на стол учителя очередную шоколадку. Дружить с доносчиком, ябедой и подлизой? Вряд ли кто-то опустится до такого!

Маменькин сынок

Тех, кого чрезмерно опекают родители (в особенности бабушка или мама), в классе дразнят маменькиными сынками или дочками. Таких ребят любят унижать и обижать, но не в открытую, а исподтишка. Еще бы: чуть что, маменькин сынок бежит жаловаться на вредных одноклассников, которые потом получают по полной. Даже если маменькиных сынков не Дразнят в открытую, дружить с ними мало кто соглашается.

Как не стать отверженной

Что делать, если в ком-то из перечисленных типов отверженных ты узнала себя?

Может, ты сама не понимаешь, чем навлекла на себя недовольство окружающих? Вроде никому ничего плохого не делала, а в результате в классе нет друзей. Хорошо, если одноклассники относятся к тебе нейтрально-равнодушно, но возможны случаи травли, побоев и еще чего похуже.

В школе существует свод неписаных правил, которые нужно выполнять, чтобы тебя уважали. Не знаешь, как надо себя вести? Здесь ты найдешь список того, что необходимо делать, учась в школе.

— Будь отзывчивой и сердечной. В этом мире многие заслуживают сочувствия. Пожалей бездомную собаку, которую обидели хулиганы, одноклассника, которого незаслуженно поругали, нищего без гроша в кармане. Если ты искренне сочувствуешь окружающим, люди будут тянуться к тебе и уважать тебя.

— Будь доброй. Как это ни банально звучит, доброта никому еще не мешала. Помогай друзьям, когда они в этом нуждаются. Не жадничай, угости соседку по парте яблоком, одолжи денег на проезд, дай однокласснику учебник или ручку, если он забыл их дома. Будь щедрой, но не заискивай, и ты никогда не прослывешь жадиной или подлизой!

— Помни: нет безгрешных людей. У всех свои недостатки, и если ты дружишь с человеком, принимай его таким, какой он есть. Не пытайся переделать лучшую подругу, не осуждай приятеля за невнимательность и рассеянность. Каждый человек уникален — согласись, если бы все были правильными и идеальными, жизнь стала бы очень скучной!

— Будь честна с окружающими. Люди ценят искренность, поэтому не бойся говорить правду. Одноклассники вряд ли будут верить тебе, зная, что ты постоянно врешь родителям или учителям. Ведь это значит, что с такой же легкостью ты можешь обмануть и их! Л общаться с нечестным человеком никому не хочется.

Однако существуют ситуации, когда очень сложно сделать выбор. С одной стороны, в интересах класса сказать неправду взрослому: если твоя ложь может спасти одноклассника от расправы (даже если он и заслужил наказание), сверстники расценят вранье как хороший поступок. А вот если скажешь правду, тебя могут счесть предательницей. С другой стороны, никогда нельзя молчать, если над кем-то издеваются.

Что делать, если ты не хочешь лгать, но и правду говорить не выход? В этом случае лучше всего промолчать. Тогда ты не предашь друга. Впрочем, выбор за тобой. Ты сама должна принять решение, кто для тебя важное — друг или кто-то другой.

— Не давай волю эмоциям! Истерики и слезы никого не красят. Ты же не маленькая девочка, чтобы рыдать из-за неудач. Иногда лучше промолчать и гордо удалиться, чем показывать свою слабость. Тогда, по крайней мере, ни у кого не будет повода назвать тебя плаксой или истеричкой.

— Ответственность — прекрасное качество. Всегда держи свое слово! Помни: нет ничего хуже, чем несдержанные обещания. Лучше не берись за дело, если не сможешь его выполнить.

Ответственно подходи к школьным обязанностям. Не увиливай от заданий, если не хочешь казаться безответственной и неспособной принимать решения!

— Будь решительной и смелой, всегда добивайся цели, даже если это трудно. Отвечай за свои поступки: если ты совершила ошибку, исправлять ее должна ты, а не мама или папа.

— Храни доверенные тебе секреты. Не опускайся до сплетен, злословят и сплетничают только подлые люди, трусы и лицемеры, да еще бабки у подъезда. Если ты недовольна поступком человека, скажи ему это в лицо! Ты ведь не трусиха, чтобы говорить гадости о человеке за его спиной? Не предавай друзей: предательство не прощают!

— Если у тебя есть какие-то убеждения, не меняй их по двадцать раз на дню. Постоянство во взглядах — важное качество! Но и не будь чересчур серьезной. Научись с юмором относиться к своим проблемам, ведь ты помнишь, что смех — лучшее лекарство! Умей посмеяться над собой. Ведь это искусство, которым владеет далеко не каждый. Если ты относишься к себе с юмором, это убивает всякое желание дразниться и насмехаться над тобой. А какой интерес смеяться над человеком, который и сам может посмеяться над собой? И все же не позволяй делать себя посмешищем для класса.

Если ты — отверженная

Но что делать, если, несмотря на все твои усилия и старания, одноклассники не принимают тебя? Если они не просто равнодушны и безразличны к тебе, а издеваются, или, того хуже, опускаются до травли и побоев?

Вот наши советы, если это коснулось тебя.

— Не отчаивайся и не паникуй! Нет ничего хуже паники, она, как известно, и корабли топила. Лучше всего обратись за помощью к взрослым. Но это должны быть люди, которые способны тебя выслушать, понять и предпринять конкретные меры. Издевательства и побои должны быть прекращены! Если твои обидчики просто услышат снисходительное «не обижайте других, это плохо», это на них вряд ли подействует. Почти наверняка результат будет прямо противоположным: избиения не прекратятся, а начнутся с удвоенной силой, а тебя, вдобавок ко всему, еще и доносчицей окрестят.

— Рассказывая о причинах травли, попытайся понять, чем она была вызвана. Если ты действительно совершила какой-то поступок, обидевший или подставивший твоих сверстников, честно расскажи об этом. Так или иначе все тайное станет явным, поэтому твоя объективность и справедливость сейчас тебе только на пользу.

❧ Помнишь, как в рассказе Виктора Драгунского Дениска вылил манную кашу на голову ничего не подозревающего прохожего? Ведь никто не послушал несчастного ребенка, которому опротивела такая еда, из жертвы он тут же превратился в лгуна.

— Если тебя обижают в школе, не отчаивайся. Найди для себя линию поведения, которая поможет пресечь издевки. Почему в классе устраивают травлю? Да потому, что просто учиться — скучно, вот и надо чем-то себя развлечь! Как? Подловить жертву на проступке, который показывает ее с невыгодной стороны, и начать преследовать на «законном» основании! Весело, уроки незаметно пролетят, а что еще надо для счастья?

Причем сопротивление ни к чему не приводит. Жертве сразу же напомнят, что она совершила и за что будет наказана. При этом суровость наказания значительно превосходит серьезность проступка. Предлог найден, можно издеваться в полную силу! И ведь на самом деле, иначе как издевательством, травлю не назовешь. Воспитанный человек никогда не опустится до такой низости, и ты не позволяй издеваться над собой!

Если понимаешь, что стала жертвой травли, немедленно обратись за помощью к взрослым. Не бойся рассказать, что над тобой издеваются. Иногда единственным выходом становится переход в другую школу. Помни: просьба об этом не малодушие и не попытка убежать от трудностей! Если ты не хочешь жить в постоянном страхе перед одноклассниками и стать забитой жертвой, это лучший вариант.

Но если перейти в другую школу невозможно, тебе нужно проявить мужество и решительность. Никогда не показывай своим обидчикам, что тебе больно и обидно, иначе они удвоят старания и начнут превращать твою жизнь в ад. В этом случае можно попытаться стать равнодушной к издевательствам. Лиши обидчиков удовольствия видеть твои страдания. Не обращай на них никакого внимания.

Но и молчание — не выход, его могут воспринять как проявление слабости. Если твои вещи отбирают, решительно требуй их назад, если тебя бьют, бей в ответ, не бойся дать сдачи! Возможно, если обидчики увидят, что жертва может показать зубы, удовольствие от преследований пропадет, и травля прекратится.

Если же все безрезультатно и травля не только не прекращается, но уже может нанести серьезный вред твоему физическому и психическому здоровью, не бойся добиваться справедливости! Обращайся в милицию, в прессу, к тем, кто действительно может тебе помочь. Иногда это единственный выход из положения. Помни: ты человек, которого должны уважать, и не позволяй никому издеваться над собой!

Не совсем хорошо. Конечно, прекрасно, что у ребенка доверительные отношения с родителями и ему хватает их общества. Однако он обязательно должен научиться общаться и со сверстниками, иначе во взрослой жизни его могут подстерегать серьезные проблемы: ему будет очень сложно привыкать к коллективам, неумение находить общий язык с людьми может серьезно повлиять на его личную жизнь и профессиональные успехи, лишить его шанса в достижении карьерных высот.

Есть ли изначально вина родителей в том, что их сын или дочь ни с кем не дружит?

Вовсе не обязательно. Есть дети, которые в силу своего характера абсолютно не стремятся к общению. Родители нисколько не ограждают их от сверстников, наоборот, были бы рады, если бы их ребенок с кем-то дружил: приглашал своих товарищей в гости, ходил к ним.

Однако встречаются и другие семьи, дом которых закрыт для гостей. Детям же дается установка на то, что хороших друзей просто не может быть: обманут, предадут, ничего не сделают бескорыстно! Иногда говорится все это не прямолинейно, а достаточно завуалированно. Например, вроде бы родители и не против дружбы своего сына или дочери с тем или иным ребенком, но у последнего всегда находятся какие-то отрицательные черты: либо он просто хуже учится, либо не так хорошо ведет себя, либо его родители ниже по социальному статусу, то есть можно общаться, но особой пользы от этого общения их любимому чаду не будет. Дети очень тонкие психологи: они прекрасно улавливают мысли родителей и стараются не идти наперекор их воле, иногда даже подыгрывают взрослым, то и дело сообщая им о тех или иных промахах своих товарищей по школе.

Если родители никогда не ограничивали ребенка в общении с другими детьми, не препятствовали тому, чтобы его школьные товарищи бывали у них дома, не обсуждали в его присутствии недостатки других ребят или их родителей, значит, их вины в том, что у сына или дочери не получается «дружить», нет!

В чем может быть виноват сам ребенок?

Детский коллектив часто суров и даже жесток, но, надо признать, в какой-то степени справедлив. Каких товарищей не любят дети? Тех, кто ведет себя высокомерно, агрессивно, жадничает, по каждому поводу жалуется родителям, ябедничает учителям. Достаточно одной какой-то отрицательной черты, чтобы ребята отвернулись от одноклассника. И еще дети не любят грязнуль. Пусть им самим родители постоянно напоминают о том, что нужно мыться, быть опрятными в одежде – к чужим слабостям они нетерпимы!

Как помочь ребенку найти общий язык с другими детьми?

Сначала нужно выяснить причину, почему в классе нет детей, которые бы ему симпатизировали. Как это сделать? Во-первых, внимательно выслушать самого ребенка, заставить его рассказать правду. Пусть он подробно расскажет, как к нему относятся одноклассники и как он отвечает им. Во-вторых, обязательно поговорить с учителями, конкретно задать им вопрос: замечали ли они, что ребенок не находит общий язык с товарищами? Что, по их мнению, может быть причиной такой изолированности от коллектива. В-третьих, набраться смелости и выслушать самих детей: в начальных и средних класса ребята еще достаточно открыты, лукавить они не умеют, могут немного преувеличить проблему, но, в целом, из их ответов картина должна проясниться.

Помощь должна быть корректной!

Пытаясь помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников, родители должны быть предельно тактичны: грубое вмешательство в личное пространство сына или дочери чревато последствиями, даже если они еще совсем дети. Как это сделать так, чтобы ребенок не обиделся, не замкнулся? Конкретный совет дать нельзя: родители должны сами чувствовать, когда и в какой момент можно завести с ребенком разговор о его проблемах, уметь находить подходящие слова.

Если же придется обращаться к третьим лицам – учителям или одноклассникам ребенка, то и это сделать максимально деликатно по отношению к последнему. Попросить учителя сохранить разговор втайне от сына или дочери; поговорить не со всеми детьми, а с наиболее доброжелательными, ответственными, самостоятельными – теми, чье мнение будет достаточно объективным. К кому именно из детей обратиться, опять же может подсказать учитель.

К беседе с одноклассниками тоже нужно подготовиться. Не стоит задавать такие слишком прямолинейные вопросы: «Почему вы не любите моего ребенка? Что он сделал вам плохого?» Можно начать разговор с нейтральных тем: «Какие уроки вам больше нравятся? Кем хотите стать?» И уже только потом, когда дети разговорятся, пошутить: «Что-то никто не приходит к нам в гости?» Или опять же полушутя спросить: «Мой сын (или дочь) никого не обижает в классе?»

И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница начинает знакомить первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, она тем самым создает базу и для отношений «от­ветственной зависимости», и для личных отношений между од­ноклассниками.

В дальнейшем две системы отношений - деловых и личных -развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно со­знательно строится педагогами, воспитателями. Они определя­ют структуру деловых отношений, намечают, кто какую обще­ственную работу должен выполнять, когда и в какой форме от­читываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию.

Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается из­нутри, стихийно.

В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут отве­тить, с кем они сидели за одной партой. Задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы познакомить ребят друг с другом, помочь запомнить имена и т.д. Этот процесс длится весь пер-


вый месяц, а то и больше. Характерно, что первоклассники по­началу даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществля­ется через педагога. Первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Позицию ученика, которую он, может быть, и не осознает, можно выразить так: «Я и моя учительница». По­степенно педагог приучает детей помогать товарищам, учит их вступать в непосредственные контакты. Постепенно дети начи­нают все больше осознавать себя частью какого-то целого, не учениками вообще, а учениками, скажем, 1 «А» класса, где учительница Галина Григорьевна.

Теперь позиция школьника может быть охарактеризована сло­вами: «Мы и наша учительница». Появляется гордость за свой класс, стремление украсить как можно лучше его помещение, добиться для своего класса почетного места в школьных сорев­нованиях. Эти первые ростки коллективизма необходимо ук­реплять и развивать. Очень большое значение уже на первых этапах формирования коллектива имеет создание его жизнеспо­собной структуры. Для этого необходимо разбить коллектив на более мелкие единицы и правильно распределить общественные поручения.

Наиболее жизнеспособная величина первичного коллекти­ва - это 5-7 одноклассников, сплоченных вокруг интересую­щего всех их дела. В таком маленьком коллективе есть возмож­ность дать общественное поручение всем его членам. Это очень важно в целях выработки умения самостоятельно решать воз­никшие перед коллективом задачи. Опыт показывает, что уже первоклассники способны выполнять многие общественные по­ручения, например такие, как дежурство по классу, работа са­нитаров, проверка состояния учебников, уход за цветами, ответ­ственность за ведение календаря природы, работа в редколле­гии стенгазеты и т.д.

В начальных классах дети овладевают и такими сложными формами отношений, как совместное выполнение группой одно­го задания. В этом случае школьники приобретают опыт рас­пределения обязанностей, учатся действовать с учетом того, что и как делают их товарищи. Сначала действия членов такой груп­пы согласовывает учитель. Потом, когда ученики сами овладе­вают навыками совместной организационной работы, из них вы­деляется наиболее ответственный, который начинает выполнять функции руководителя группы. Постепенно у детей вырабаты­вается умение руководить и подчиняться, привычка уважать других членов коллектива.


В связи с этим коллективные отношения детей усложняют­ся; возникает группа, выступающая как своеобразное ядро кол­лектива, - появляется актив.

Выделение актива - очень сложный и противоречивый про­цесс. Учителю надо постоянно помнить, что далеко не всегда активный ученик выполняет общественные поручения из кол­лективистских побуждений, из желания действительно прине­сти пользу другим детям. Нередко мотивом бурной деятельнос­ти отдельных школьников служит стремление показать себя, занять привилегированное положение среди сверстников. Когда таким ученикам приходится подчиняться другим членам кол­лектива, они обижаются, иногда отказываются от работы, упря­мятся, капризничают.

Опасно, если в классе выделяется группа, так сказать, «про­фессиональных руководителей» других учеников. Вот у этих маленьких «профессионалов» и возникают нередко черты себя­любия, тщеславия, презрения к рядовым членам коллектива.

При отсутствии соответствующей воспитательной работы от­ветственность перед коллективом не возрастает у детей. В ре­зультате экспериментов выяснилось, что, когда дети действуют без контроля со стороны (сами складывают сделанное в ящик), они не чувствуют должной ответственности перед коллективом и задание выполняется на 50-60%, когда же они сдают свою работу уполномоченному коллектива, то процент выполнения зна­чительно возрастает и достигает 70-80%. И наконец, когда дети сдают свои изделия учителю, то задание выполняется на 90- 98%. Чтобы повысить чувство ответственности, общественная ра­бота в коллективе должна оцениваться не столько взрослыми, сколько самими детьми.

Часто классы, на первый взгляд деятельные и жизнеспособ­ные, становятся совершенно беспомощными, очутившись без ру­ководства учителя. Оставшись наедине друг с другом, дети на­столько меняются, а, казалось бы, уже сформировавшиеся кол­лективные отношения оказываются настолько слабыми, что класс становится трудно узнать. Педагоги учитывают эту опасность И специально вырабатывают у учеников умение самостоятельно действовать, самостоятельно решать неожиданные вопросы. До­стигается это и всей системой воспитательной работы, и специ­альными тренировочными заданиями. Сначала учитель подчер­кивает: «Это дело вы будете выполнять сами, без меня. Посмот­рим, как вы справитесь». Потом надобность в таких напоминаниях отпадает. Воспитание самостоятельности требует наблюдатель­ности и такта.


Проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особен­ности. Как показывает специальное исследование, здесь можно выделить две группы детей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и роди­телей, не занимало большого места в их жизни. У других обще­ние с товарищами уже занимало немалое место в жизни.

В 5-ом классе происходит резкий перелом, обостряется же­лание участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с ус­тановлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в струк­туре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. Но у подростков все эти тенденции проявляются более остро.

Многие исследователи неоднократно подчеркивали, что в этом возрасте потребность в общении проявляется также и в актив­ном поиске близкого друга. Общение с близким товарищем, от­мечает Т.В. Драгунова, выделяется для подростка в совершенно особый вид деятельности, которая может быть названа деятель­ностью общения, чьим предметом является товарищ-сверстник как человек. С одной стороны, эта деятельность существует в виде поступков подростков по отношению друг к другу, с дру­гой - реализуется в форме размышлений о поступках товари­ща и взаимоотношениях с ним. Как свидетельствуют работы по психологии дружеских отношений, в юношеском возрасте по­требность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников.

В основе развития взаимоотношений в группе лежит потреб­ность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубо­кие изменения. Она удовлетворяется разными детьми неодина­ково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микро­среда. Каждый член группы занимает особое положение и в си­стеме личных, и в системе деловых отношений.

Подлинные мотивы выбора товарища часто лежат в эмоцио­нальной сфере ребенка и не всегда отчетливо осознаются. При­мерно треть мотивировок имеют деловой характер: они связаны с хорошей учебой сверстника, со стремлением получить и ока­зать помощь в учебе. Также встречаются мотивировки, отража­ющие такие качества одноклассника, как наличие разнообраз­ных навыков и способностей.


Анализ мотивировок показывает их зависимость от возраста школьников и от воспитательной работы в классе. Оказалось, что младшие ученики относительно редко выдвигают в каче­стве мотива желание помочь товарищу. В подростковом возрас­те это, напротив, довольно распространенный мотив. У подрост­ков выявлены следующие мотивы:

1. Указание на нравственно-психологические черты личнос­ти: «волевой», «честный», «смелый», «скромный», «простой», «трудолюбивый», «веселый» и т. д. При этом характерно, что в хорошо организованном классе мотивы, основанные на оценке личности одноклассника, встречаются чаще: члены высокораз­витых коллективов отличаются более высоким уровнем требова­тельности друг к другу.

2. Указание на конкретные навыки, умения и способности товарища («хорошо поет», «хорошо рисует» и т. п.).

3. Указание на потребности внутреннего общения («вместе меч­тать», «вместе строить разные планы в жизни»).

Дети отвергают друг друга по вполне конкретным причинам: среди младших школьников наиболее распространены такие, как: а) драчливость; б) плохое поведение; в) «дразнится»; г) «обижа­ет слабых»; д) неприятные привычки, неопрятность. Отказыва­ясь выбирать детей с эгоистической мотивацией, учащиеся го­ворили: «заботится только о себе», «любит командовать», «оби­жает слабых», «бережливый для себя», «не хочет участвовать в общем деле», «любит только себя» и т. п. Это говорит о том, что положение ребенка в системе личных отношений детей зависит от преобладающей мотивации его поведения, от направленности его личности.

В шестых классах появляются мотивировки морального ха­рактера: а) лень, уклонение от труда; б) лживость; в) нечест­ность; г) завистливость. При этом осуждение по моральным мо­тивам чаще встречается в классе с более высокой организацией.

Положение человека в группе зависит, во-первых, от его лич­ностных качеств и, во-вторых, от характерных особеннос­тей той группы, относительно которой измеряется его поло­жение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусло­вить совершенно различные положения человека в зависимости от стандартов и требований, сложившихся в конкретной группе (А.И.Донцов, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др.). Не­редки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое по­ложение в классе, при переходе в другую школу или даже па­раллельный класс оказывается практически в противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценива­лись как положительные (стремление хорошо учиться, принци-


пиальнсть, вежливость и т.д.), в новом контексте могут быть восприняты как стремление выслужиться перед учителем. Ре­альное положение ученика в коллективе зависит от внутрен­них свойств личности, от внешней реакции коллектива, от мнения учителя.

Оказывается, для того чтобы завоевать благоприятное поло­жение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многи­ми яркими особенностями; для того же чтобы попасть в число непопулярных, и даже изолированных, детей, достаточно обла­дать одной-двумя отрицательными чертами. Вот уж поистине ложка дегтя портит бочку меда!

Существует ли связь между успеваемостью и положением уче­ника в коллективе?

Обнаружилось, что почти половина детей во всех классах за­нимает в системе личных взаимоотношений положение, не со­ответствующее их успеваемости.

Показательно, что школьников, занимающих высокое поло­жение, несмотря на низкую успеваемость, значительно больше в шестых классах, чем в третьих. Видимо, это связано с тем, что для подростков успеваемость одноклассника не просто менее су­щественна в плане личных взаимоотношений, но зачастую явля­ется отрицательным, отталкивающим фактором.

Экспериментальные данные дают наглядное представление о том. что плохая успеваемость ученика была и остается в числе существенных предпосылок для отрицательного отношения со стороны одноклассников (70-80% всех отказов отдано отстаю­щим, плохим и посредственным ученикам).

Н. Гронланд в своей монографии «Социометрия в классе» пишет, что для педагогов социометрические результаты часто оказываются неожиданными. Даже самые лучшие учителя ошибаются в оценке взаимоотношений между учениками. Характерно при этом, что на точность суждений не влияют ни число учеников, ни преподавательский навык.

Основная причина ошибок учителя - несовпадение внешней структуры группы, на которую он прежде всего ориентируется, и внутренней, которая отражается в эксперименте.

Н. Гро нланд отмечает, что педагоги часто переоценивают по-ложение тех, кто им больше нравится. И напротив, положение тех, кто им неприятен, кто плохо приспособлен к школьной жиз­ни, недооценивается. Очевидно, что суждения учителей ни в коей мере не могут заменить социометрических экспериментов.

Указать круг привязанностей ученика в классе на основании даже длительного знакомства с ним составляет очень трудоем­кую задачу для педагогов.


Данные о положении ребенка в системе личных взаимоотно­шений и о факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в детском коллек­тиве. Конечно, в каждом отдельном случае необходим глубоко индивидуальный подход, поэтому весьма опрометчиво предла­гать какие-то стандартные рецепты. Попытаемся наметить хотя бы общее направление нормализации отношений изолированно­го ребенка в группе.

Первый шаг - это изучение причин неблагоприятного поло­жения ребенка. Педагогу прежде всего надо проанализировать, продумать свое личное отношение к нему. Нередко воспитате­ли, сами того не подозревая и не желая, ухудшают положение ребенка. Отношение педагога к детям, особенно в младших классах, влияет на их отношения друг к другу. Иногда педагог своими непродуманными замечаниями и оценками невольно вызывает недоброжелательность к тому или иному ребенку. Недопустимы замечания, которые относятся к личности воспи­танника: «Ты вообще лентяй», «Ты тянешь класс назад», «Ты всегда всем мешаешь». Недопустимы призывы, обращенные ко всему классу: «Не дружите с Галей!» - и т.п.

Отрицательно влияют на положение ученика не только заме­чания такого рода, но и неумеренное захваливание. Особенно если это захваливание сопровождается противопоставлением: «Петя вот какой хороший, не то что ты». Подобные противопос­тавления иногда приводят к тому, что объективно хорошие дети, дети-активисты, к немалому удивлению педагогов, оказывают­ся в психологической изоляции.

Необщительного ребенка надо попытаться подружить,с одно­классниками. В исследованиях по психологии дружбы предла­гаются такие пути: 1) привлечь ученика к интересной деятель­ности; 2) помочь ученику достичь успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит его положение; 3) постараться пре­одолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчи­вость), которая чаще всего оказывается причиной (и, конечно, следствием) психологической изоляции; 4) у тех, кто в этом нуждается, вырабатывать уверенность в себе, помогать побороть чрезмерную застенчивость (хороших результатов можно добиться и различными косвенными мерами; например, иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные свер­стники).

Самое важное - уметь наладить контакт ученика с педаго­гом. Дети должны увидеть, что учителя внимательны к ребенку и хорошо к нему относятся. Очень важно создать в классе атмо­сферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.


Приложение к главе 6. Психологические методики

Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе

При проведении социометрии со студентами вуза можно вос­пользоваться инструкцией, задающей общий социометрический критерий примерно следующего содержания.

«Уважаемые товарищи! Ваша группа создана недавно, при ее формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, веро­ятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От ис­кренности полученных ответов будет зависеть состав вновь орга­низуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

Вопросы следующие:

1. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в соста­ве вновь организованной группы? Укажите 3-5 фамилий та­ких товарищей.

2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в новой группе?

3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?

4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет? При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечиваю­щих надежность получаемых результатов:

1) нужно позаботиться о том, чтобы члены группы отвечали, самостоятельно, не советуясь друг с другом;

2) не следует торопить людей с ответами, переходите от отве­та на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;

3) для того чтобы испытуемые не упустили из внимания ни­кого из членов группы, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.

Результаты, получаемые при помощи социометрической ме­тодики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов. По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица, по горизонта­ли и по вертикали которой в одном и том же порядке перечис-


лены фамилии всех членов исследуемой группы. Нижние стро­ки и крайние правые столбцы матрицы являются итоговыми. Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сде­ланных каждым человеком. Для этого в клетках пересечения строки соответствующего испытуемого со столбцами тех, кого он выбрал, проставляются соответственно цифры 1, 2, 3. Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который рассматривае­мым испытуемым оказался выбранным в первую очередь; циф­ра 2 - в столбце того члена группы, который был выбран вто­рым, и т. д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в даль­нейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов, отмечают в матрице красным цветом, а отклонения - синим. В матрицу заносятся также результаты ответов на третий и четвертый вопросы; когда испытуемый предполагает, что его выберет кто-либо, то в столбец этого чело­века проставляются красные скобки, а скобками синего цвета отмечаются предполагаемые отклонения.

Социометрическая матрица

Ф.И.О. Иванов Петров Сидоров ... ВС TIC OB
Иванов О
Петров
Сидоров О 1 2
Обозначение показателей
вп
on
OR
ОС
BR
во

В итоговых нижних строках и правых столбцах используют­ся следующие обозначения:

ВС - количество выборов, сделанных данным человеком; ОС - количество отклонений, сделанных данным человеком; ВП - сумма выборов, полученных данным человеком; ОП - сумма отклонений, полученных данным человеком; ОВ - количество ожидаемых выборов; 00 - количество ожидаемых отклонений; ВВ - количество взаимных выборов; ВО - количество взаимных отклонений.


В нижние строки матрицы заносятся результаты о количе­стве полученных выборов (независимо, в какую очередь - 1-, 2-, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклоне­ний, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и откло­нений.

В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожи­даемых данным лицом выборов и отклонений.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеря­ет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, еш относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к ка­тегории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».

С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебре­гаемых» используют некоторые методы статистического анали­за. В ходе статистического анализа полученного первичного ма­териала устанавливают критические значения количества вы­боров, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными. Эмпирические кривые распределения выборов часто асиммет­ричны и аппроксимируются биноминальным законом распреде­ления. Экспериментальная ситуация социометрического обсле­дования весьма близка к ситуации последовательных дихото­мических выборов.

Верхняя и нижняя критические границы рассчитываются по следующей общей формуле:

где X - критическое значение количества V(M) выборов; t - поправочный коэффициент, учитывающий отклонение эмпири­ческого распределения от теоретического; Ъ - среднее откло­нение; М - среднее количество выборов, приходящихся на од­ного человека.

Коэффициент (определяется по специальной таблице на ос­нове предварительного вычисления другого коэффициента Од,


свидетельствующего о степени отклонения распределения выбо­ров от случайного):

где р - оценка вероятности быть выбранным в данной группе; q - оценка вероятности оказаться отвергнутым в данной груп­пе; b - отклонение количества полученных индивидами выбо­ров от среднего их числа, приходящегося на одного члена груп­пы, и, в свою очередь, определяются при помощи следующих формул:

р г п = 1 - р

N~\ где N - количество участников в группе; М - среднее количе­ство выборов, полученных одним участником. М вычисляется при помощи формулы:

где d - общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Ъ определяется по формуле:

Проиллюстрируем процедуру расчетов. Исследовали группу из 31 человека, участники которой в общей сложности сделали 270 выборов.

Найдем среднее количество выборов, приходящихся на одно­го человека в группе:

30 Определим оценку вероятности быть избранным в данной группе:

30 Вычислим среднее-Kвно отклонение: к=адратx0,еx(l-0,3).

Посчитаем коэффициент асимметричности:


Теперь по таблице определим величину t отдельно для правой и левой частей распределения. В левой части таблицы приведе­ны значения для нижней границы доверительного интервала, а в правой - для верхней. Для обеих границ (верхней и нижней) значения даны для трех различных вероятностей допустимой ошибки:

р < 0,05; р < 0,01; р < 0,001.

Таблица

Значения по Сальвосу

Коэффи­ циент асиммет­ричности, Од Вероятность. ошибки, Р Коэффи­циент асиммет­ричности, Од Вероятность ошибки, Р
0,05 0,01 0,001 0,05 0,01 0,001
0,0 -1,64 -2,33 -3,09 0,0 1,64 2,33 3,09
0,1 -1,62 -2,25 -2,95 1,67 L2,40 3,23
0,2 -1,59 -2,18 -2,81 0,2 1,70 2,47 3,38
0,3 -1,56 -2,10 -2,67 0,3 1,73 2,54 3,52
0,4 -1,52 -2,03 -2,53 0,4 1,75 2,62 3,67
0,5 -1,49 -1,95 -2,40 0,5 1,77 2,69 3,81
0,6 -1,46 -1,88 -2,27 0,6 1,80 2,76 3,96
0,7 -1,42 -1,81 -2,14 0,7 1,82 2,83 4,10
0,8 -1,39 -1,73 -2,00 0,8 1,84 2,89 4,24
0,9 -1,35 -1,66 -1,90 0,9 1,86 2,96 4,39
1,0 -1,32 -1,59 -1,79 1,0 1,88 3,02 4,53
-1,28 -1,52 -1.68 1,1 1,89 3,09 4,67

Поскольку в таблице нет значения, равного 0,16; а есть толь­ко значения ОД и 0,2; то выберем поправочные коэффициенты; находящиеся между этими табличными значениями.

Для О д = ОД поправочный коэффициент составит (-1,62), а для О = 0,2 - (-1,59). G учетом того, что реальное значение О =0,16; возьмем поправочный коэффициент t промежуточного значения и примем его равным (-1,60) (левая половина таблицы).

Проделав подобную операцию и в правой части таблицы; по­лучим второй поправочный коэффициент 1,69, величина которого расположена между табличными значениями для О = ОД и О д = 0,2. Верхнюю критическую границу вычислим, подставив в ^формулу значение t из правой части таблицы:

Х в 2,51 = 13,24.

Для определения нижней границы доверительного интервала испрльзуем значение ^взятое из левой части таблицы:

о -Л h t, hi =


В связи с тем, что количество полученных выборов - это все­гда целое число, округлим полученные значения до целых чи­сел. Теперь можно сделать вывод, что все испытуемые изучен­ной группы, получившие 14 и более выборов, имеют высокий социометрический статус, являются «звездами», а испытуемые, получившие 4 и меньше выборов, - низкий статус, причем, утверждая это, допускаем ошибку не более чем на 5%.

Если допускать ошибку в 1%, то из таблицы значения t бе­рем иные:

X = 9,0 + 3,32x2,51 = 17,33;

х нижн>9>0 -2,84x2,51 =1,87.

Округлим до целых чисел: Х верхн = 18; Х нижн = 1. Таким образом, допуская ошибку не более чем на 1%, можно утверж­дать, что лидерами являются только те, кто получил не менее 18 выборов, а низкий статус-у испытуемых, получивших мень­ше двух выборов.

Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в де­талях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибега­ют к социограммам.

Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Пер­вые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые - систему отношений, существующих у интересующе­го исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповая социограмма имеет два варианта: конвенциональ­ная социограмма и социограмма-мишень.

На конвенциональной социограмме (см. рис.) индивиды, со­ставляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединен­ных между собой стрелками, символизирующими социометри­ческие выборы или отклонения. При построении конвенцио­нальной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким об­разом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходи­мо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.

Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если ин­дивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединя­ющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.


младшие


женский пол

взаимные


Социограмма-мишень, изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек

Существует еще один вариант социограммы-мишени, учиты­вающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограм­мы - это «звезды». Индивиды, количество выборов которых не



Индивидуальные социограммы лидера (А) и изолированного (Б):

■4------- - взаимные выборы;

-------- - односторонние выборы;

■4- - - - ожидаемые взаимные выборы; - - > - односторонние ожидаемые выборы.

Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет с. -циометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количе­ству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом


углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выбо­ры, которые сделаны им и адресованы ему.



Карта-монограмма

- 4. Гаврилова

аврил

5. Денисов


В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде. Вот примеры типичных социометрических связей:

1. Взаимные:

а) парные - когда индивид находится во взаимных отношениях
не более чем с одним членом группы;

б) групповые - включающие взаимные выборы с двумя и более
членами группы.

2. Односторонние:

а) изолированные - сам индивид выбирает других, а его не
выбирает никто;

б) блуждающие - индивида выбирают одни члены группы, а
сам он выбирает совершенно других;

в) обособленные - индивиду отдают предпочтение, а сам он ни­
кого не выбирает.

Социометрические данные можно представить в виде индек­сов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную инфор­мацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно по­лучить при помощи шести индексов, оценивающих количество:


1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выбо­ров; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) вза­имных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «-» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, -, +, -» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в-группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (К) своим положением в группе:

число взаимных выборов число выборов, сделанных данным человеком *

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим челове­ком, то К = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а ста­тус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у од­ного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о. персональном положении каждо­го члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характери­зуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ>. УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Сред­ний уровень благополучия группы фиксируется в случае при­мерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренеб-регаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим: показателем считается «индекс изо­ляции» - процент людей, лишенных выборов в группе.

Изучение психологическогоклиматаколлектива


Оценки: 3 - свойство проявляется в группе всегда;