Асоциальный. Асоциальные личности и их проблемы

В психологии есть масштабное понятие социум. Это общество, в котором мы все живем и законам которого должны подчиняться. Социальные личности делают «все правильно», следуют законам и нормам, соблюдают моральные принципы. Асоциальные же личности живут по собственным представлениям.

Кто такие асоциальные люди? Это те, кто следуют за своими импульсами и желаниями. Их не интересует общественность и общепринятые правила. Главным является удовлетворение своих потребностей, даже вопреки желаниям других. Их характерные черты – беспринципность, лживость, импульсивность, возбудимость, бесчувственность, отсутствие совести. На асоциальных личностей не влияет оценка близких людей и друзей, если таковые вообще есть.

Личности с девиантным (отклоняющимся) поведением воспринимают общество как зло. Это препятствие на пути достижения неких целей. От социума исходит угроза. Асоциальная личность желает жить по своим принципам, а если общество не принимает его мнение, возникает агрессия. У асоциальных мужчин это выражается насилием, у женщин – лживостью и хитростью. Эти люди идут на обман, не чувствуя за собой вины.

На любовь эти товарищи не способны. Они могут только брать, ничего не отдавая взамен. Они склонны к манипуляциям партнером и шантажу.

Обычно подобные расстройства личности происходят из генетической предрасположенности. Также возможно влияние неблагополучной семьи. Равнодушие, неприязненные отношения между родителями откладывают свой отпечаток на сознание дитя.

Теперь рассмотрим кого можно отнести к асоциальным типам личности?

1. Преступники, убийцы, насильники, воры. Все те люди, которые совершают преступления против личности. Они могут не осознавать своих преступных действий. Просто в этот момент им захотелось поступить именно так: убить, изнасиловать, украсть.

Сюда же можно отнести серийных маньяков. Ими тоже движет определенная потребность. Желания могут быть разные, в психологии есть четкое их разграничение. Кем-то движет цель сделать мир лучше. Избавить его, например, от особей женского пола, визуально напоминающего преступнику мать. Кто-то испытывает сексуальную неудовлетворенность. Другие действуют якобы под влиянием высших сил, которые «приказывают» им совершить то или иное действие.

К этому типу из известных асоциальных личностей можно отнести Андрея Чикатило, Джека-потрошителя и других менее прославленных маньяков.

2. Люди с различными расстройствами психики. Из наиболее ярких примеров можно вспомнить Билли Миллигана. Человек с множеством личностей. Всего в его голове жило 23 личности, 10 из которых были главными. В зависимости от жизненных ситуаций, на первый план выходил тот или иной представитель Билли.

3. Алкоголики, наркоманы. Люди, ведущие нездоровый образ жизни, склонные к девиантному поведению в силу принимаемых препаратов и допинга. К этому типу можно отнести дядю Петю из соседнего подъезда, который уже лет 10 «не просыхает» и в 40 лет выглядит на 60.

4. Проститутки. Дамы которые ведут беспорядочную половую жизнь. Плодят ненужных им детей, которых отдают на воспитание государству. По версии вездесущих бабок на лавке к этому типу относится Светка из 3 подъезда. Хотя Светлана совсем может и не проститутка, а молодая женщина в поисках своего счастья.

Диссоциальное расстройство личности выражается как неустойчивая психопатия, люди с такой болезнью (социопаты) ведут асоциальный образ жизни, лишены высших нравственных чувств и не подчиняются общепринятым законам. Они нацелены лишь на самоудовлетворение, пренебрегая при этом возможными последствиями.

Отличительная черта социопатов – это неспособность контролировать и ограничивать свои действия и эмоции из-за недостаточной силы воли.

Больше всего данной патологии подвержен мужской пол. Как правило, это выходцы из неблагополучных семей и низшего слоя общества. Многие люди, находящиеся «за решеткой» имеют диссоциальное расстройство личности, попавшие туда из-за нужды в острых ощущениях, своей импульсивности, безответственности и безразличия к общепринятым социальным нормам. И, несмотря на неоднократное совершение противозаконных мероприятий и наказание за них некоторых индивидов, уроков из отрицательного опыта они не усваивают.

Антисоциальное расстройство личности, одновременно протекающее с иными видами заболеваний психики, к примеру, шизоидным или параноидальным расстройством личности, может привести к более серьезному нарушению приспосабливания в современном обществе.

Этапы развития и причины асоциального расстройства у человека

Личности, имеющие данный тип расстройства, уже с малых лет отличаются эгоистичностью, аморальностью, цинизмом, у них отсутствуют духовные интересы. Такие индивиды очень жестоки и лживы, зачастую они издеваются над теми, кто слабее, младше и беззащитными животными. У них рано формируется враждебное отношение к родным и людям близкого окружения. В период полового созревания асоциальные личности открыто показывают свое девиантное поведение, к примеру, устраивают побег из родного дома, не ходят на занятия образовательных учреждений, совершают жестокие поступки, поджоги или повреждают имущество, воруют, занимаются бродяжничеством.

При общении с другими людьми проявляют вспыльчивость, которая иногда приводит к агрессии и гневу. Со сверстниками, и не только, устраивают драки, сквернословят. Постоянное место деятельности они не переносят. В их послужной список входят множественные прогулы и постоянная смена работы.

Такие личности лишены душевных переживаний, не ценят традиции и устои, не имеют привязанности к родным и близким, неуважительно относятся к семье, нарушают общепринятые нормы и законы. По истечении некоторого времени такие люди оказываются в тюрьме. У одних индивидов при достижении 40 лет асоциальное поведение снижается, у других продолжает сохраняться весь жизненный цикл.

Асоциальное расстройство личности объясняется несколькими теориями: поведенческой, психодинамической, биологической и когнитивной. Рассмотрим более подробно:


Другие бихевиористы полагают, что некоторые родители непредумышленно развивают у своего потомства асоциальное поведение, постоянно подкрепляя враждебное поведения детей. К примеру, когда ребенок отличился нехорошим поведением (игнорирует просьбы отца или матери отвечает на них насильственными методами), чтобы достичь примирения, родители идут на уступки. Таким действием, они развивают в своем дите упрямство, или даже жесткость.

Не исключена возможность развития данного расстройства психики в результате перенесенных заболеваний и травм мозга головы. В этом случае у пациента обнаруживаются нарушения неврологического характера.

Клинические проявления

У больного человека диссоциальное расстройство личности проявляется явным самодовольством, твердым убеждением в своей правоте, подкрепленной отсутствием критики в собственный адрес. Любое его порицание или осуждение расценивается негативно.

Такие индивиды халатно относятся к финансам. В результате распития спиртных напитков они по отношению к окружающим становятся злобными, устраивают конфликты, нередко приводящие к дракам. Люди с таким расстройством склонны к ограблениям, кражам, насильственным актам, мошенничеству. При этом ими движет не только корысть, но и жажда унижения других людей.

Личности с такой патологией пойдут на все ради получения своей выгоды. В них отсутствует сострадание, совесть, чувство раскаяния. Из-за своего эгоизма и неспособности к сочувствию и сопереживанию часто манипулируют близкими и окружающими людьми.

Индивиды с диссоциальным расстройством личности, чтобы добиться своей цели, могут лгать, угрожать самоубийством, имитировать признаки выдуманных соматических болезней.

Люди с данной патологией всегда пытаются получить от жизни как можно больше, используя запрещенные методы.

Их не волнуют возможные негативные последствия, так как чувство тревоги и вины в них подавлено. Если раскрываются их недобросовестные проступки, то они легко могут найти оправдание своим действиям.

Известный психотерапевт и психолог – Эрик Берн выделил два типажа людей больных таким расстройством:


Личности с активным типом нарушения психики отрыто демонстрируют свой асоциальный характер, тогда как пассивные лживы и скрытны.

Диагностика

Диссоциальное расстройство личности выражается следующим поведением:


Помимо перечисленных признаков, личностям с данным типом расстройства присуще чрезмерная нервозность. В раннем и пубертатном возрасте, во многих случаях, диагностируют патологию в результате расстройства поведения.

Лечение и прогноз диссоциального расстройства личности

Лечению данной болезни подвергается около одной трети всего населения. Пациенты с такой патологией в редких случаях обращаются за квалифицированной помощью, так как считают, что у них нет каких-либо причин для этого. Но даже если человек с таким расстройством личности чувствует, что не находит общего языка с другими людьми, и приходит за консультацией на прием к психотерапевту, то вероятность того, что его состояние можно улучшить, невелики. Это зависит от того, что асоциальные личности не способны на переживания и стабильное взаимодействие со специалистом.

Зачастую, инициаторами лечения такого заболевания у человека приходятся сотрудники правоохранительных органов, работники учебных заведений и другие. Но эффективность такой терапии невелика, нежели самостоятельное обращение, так как человек испытывает в этом случае не только нежелание устанавливать контакт со специалистом, но и развивается внутреннее сопротивление такому действию. Исключением такого лечения являются группы взаимопомощи, в которых больные не боятся быть осужденными и надеются на поддержку участвующих.

Терапия данного вида расстройства психики будет эффективна в случае, если проводить лечение будет опытный специалист – психотерапевт, который не поддастся на провокации и манипуляции больного, а также положительный результат будет, достигнут в случае, если в комплексной терапии участвуют небольшое количество ведомых пациентов.

Лекарства показаны, если больной имеет ярко выраженную импульсивность и тревожное или депрессивное состояние. Ввиду большой вероятности образования зависимого состояния к препаратам, и как следствие снижение мотива к психотерапевтическому процессу, назначают небольшие курсы с малыми дозами.

Прогноз такого заболевания во многих случаях отрицательный, так как такое расстройство личности почти не поддается полному излечению.

Отличаться от других - хорошо это или плохо? Кто-то может сказать, что это определяет человека как независимую личность. А кто-то будет твердить, что нельзя быть другим. По факту, и те, и другие правы: человек не всегда отличается от других в лучшую сторону, и такого человека награждают эпитетом «асоциальный». Это означает личность, что выступает против норм и правил общества. Об этом и пойдет речь в публикации.

Определение

Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, это понятие имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный – это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой – это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

Как используется этот термин?

Асоциальный – это термин, что появился в обиходе в начале ХХ века. Изначально его применяли в своих выступлениях политики, подразумевая под этим словом всех неблагополучных людей, то есть андеркласс. Во времена Второй мировой войны в лагерях Третьего рейха асоциальные элементы носили такие же опознавательные знаки, как и умственно отсталые люди.

С положительной стороны асоциальность рассматривается в религиозных догмах. Некоторые монашеские традиции поощряют асоциальность, считая, что человек, находящийся вдали от социума, пребывает ближе к богу.

Асоциальными можно назвать интровертов, людей, которые не занимают активных позиций в обществе. А вот крайняя форма асоциальности считается шизофренией, для которой является характерной неспособность сопереживать и налаживать контакт с другими людьми.

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, асоциальная личность. Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

Поведение

Асоциальный – это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие "асоциальное поведение" определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями. Асоциальное поведение берет свое начало от избегания других людей и невозможности построить с ними отношения, что, собственно, и заканчивается психическими расстройствами.

Соответствующие меры

Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.

Подводя итоги

Асоциальный – это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой - это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.

Антисоциальность

Антисоциа́льность (от др.-греч. ἀντί - против, и лат. socialis - общественный) - отрицательное отношение к социальным нормам или стандартам поведения, стремление противодействовать им. В том числе и к традициям той или иной социальной группы людей.

Описание

Антисоциальность отличается от асоциальности тем, что во втором случае индивид относится к социальным нормам с безразличием и непониманием, и не стремится противодействовать им.

А. Л. Венгер отмечает, что «при асоциальности и, особенно, при антисоциальности, нередко наблюдается психопатоподобное поведение, характеризуемое импульсивностью, нарушением общепринятых норм».

Разумовская отмечает, что «наиболее опасная форма антисоциального поведения выражается в преступности», а также, что «антисоциальное поведение проявляется не только во внешней поведенческой стороне, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, то есть в деформации системы внутренней регуляции поведения личности».

Качества антисоциального поведения

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева согласно DSM-IV выделяют следующие отрицательные качества лиц с антисоциальным поведением:

  1. частые уходы из дома с невозвращением на ночь;
  2. склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками;
  3. жестокость по отношению к другим и издевательство над животными;
  4. сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим;
  5. целенаправленные поджоги;
  6. частое враньё, вызываемое разнообразными причинами;
  7. склонность к кражам и грабежам
  8. стремление к вовлечению лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

После 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки:

  1. трудности в учёбе, связанные с неподготовкой домашних заданий;
  2. трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них;
  3. частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе;
  4. частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством;
  5. несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер;
  6. раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим;
  7. невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам);
  8. отсутствие планирования своей жизни;
  9. импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели;
  10. лживость;
  11. отсутствие лояльности к окружающим со стремлением «свалить» вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни. Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни. Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других.
  12. отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях. Частые разводы.
  13. отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.
  14. не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действии.

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева отмечают, что стремление взрослых наказать лиц с антисоциальным поведением «сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения».

Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия

О результатах социализации можно судить по социальному поведению человека. Если процесс социализации протекает нормально, то у человека наблюдается выраженное просоциальное поведение и отсутствует антисоциальное поведение, хотя проявления асоциального поведения могут иметь место.

Просоциальное поведение (от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) - поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп и отдельных личностей. Противоположно антисоциальному поведению.

В целом просоциальное поведение характеризует поступки, совершаемые одним человеком для другого и ради его пользы. Это определение верно и в том случае, когда помогающий тоже получает пользу. Необходимо осознать важную истину о просоциальном поведении: люди редко помогают по какой-то одной причине. Мы помогаем, чтобы: 1) улучшить наше собственное благополучие; 2) повысить социальный статус и заслужить одобрение других; 3) поддержать наш образ «я»; 4) справиться с собственным настроением и эмоциями.

Асоциальное поведение – тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

Асоциальное поведение и антисоциальное поведение – не одно и то же. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества. Чаще в психологической литературе антисоциальное поведение именуют агрессивным.

Агрессия – поведение, рассчитанное на причинение вреда другому человеку.

Выделяют следующие виды агрессии:

непрямая и прямая агрессия (непрямая агрессия: причинение вреда другому без конфликта лицом к лицу, например, злобные сплетни; прямая агрессия: причинение кому-нибудь вреда «в лицо», например, физическая агрессия – удары руками, ногами, или вербальная агрессия – оскорбление, угрозы);

эмоциональная и инструментальная агрессия (эмоциональная агрессия: поведение, причиняющее вред другому человеку, дающее выход гневным чувствам, например, кто-то в ярости бросает в сослуживца стул; инструментальная агрессия: причинение кому-либо вреда с целью достижения какой-либо другой (неагрессивной) цели, например, наемный киллер убивает ради денег).

Если рассматривать социальное поведение с точки зрения продуктивности, то в социальной психологии известные исследования, показывающие, что в определенных обстоятельствах другие могут способствовать улучшению результатов, а в других случаях – ухудшению. В первом случае речь идет о социальной фасилитации, а во втором – социальной ингибиции.

Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Еще в 1897 году Норманн Триплет провел эксперимент по тестированию велогонщиков в гонке на 25 миль в индивидуальном и групповом вариантах. Участники групповой гонки показали результаты на 5 секунд в милю лучше, чем участники индивидуальной группы. В. Меде нашел, что при коллективной работе выигрывают слабые члены группы, а сильные проигрывают. Установлено, что возникновение феномена социальной фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач: сложные, творческие задачи в большинстве случаев лучше выполнять в одиночестве, а простые – в группе. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные.

Руководители различных уровней осознанно или неосознанно часто учитывают процесс социальной фасилитации, организуя рабочие места таким образом, чтобы каждый сотрудник постоянно находится на виду у коллег и у начальства.

Однако, по мнению ряда ученых, не всегда другие люди способствуют повышению эффективности деятельности. Ф. Олпорт писал: «Работа в обществе других, хотя бы между ними и не было прямого контакта и общения, создает, тем не менее, воздействия тормозящего характера». Действительно, в ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности. Данное явление получило название социальной ингибиции

Социальная ингибиция – ухудшение показателей деятельности в присутствии других людей.

Окружающие вольно или невольно отвлекают и даже раздражают. Особенно когда дело не ладится – тут чужое присутствие не только не помогает, но даже мешает сосредоточиться на задаче. Соответственно и эффективность работы падает. Т.е. присутствие окружающих не только подстегивает, но и одновременно отвлекает внимание.

Явление социальной фасилитации и ингибиции хорошо объясняется с помощью понятия «доминантная реакция». Доминантная реакция – это временно господствующая рефлекторная система, т.е. система привычных действий, которая придает поведению целенаправленный характер. Так вот, возбуждение, которое обусловлено присутствием других, всегда усиливает доминантную реакцию. Повышенное возбуждение улучшает решение простых задач. Но это же возбуждение мешает выполнению неосвоенных и сложных операций.

Большое влияние на поведение человека оказывает научение. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, т.е. научение – процесс преимущественно неосознаваемый для субъекта. Поэтому социальное научение осуществляется посредством механизмов заражения, подражания, внушения, подкрепления. Наше собственное научение и, соответственно, развитие возможно исключительно благодаря другим людям. Т.е. научение является социальным процессом.

Чему учиться и как учиться – все это обусловлено ценностями социальной среды и способами передачи общественного опыта. В психологической практике распространенным является метод социального научения, осуществляемый в тренинговой работе. Группы тренинга умений предназначены для обучения приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Основными процедурами социального научения в таких группах выступают моделирование (предъявление образцов адаптивного поведения), репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание), инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цель), подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые участниками и руководителем группы).

Регуляция поведения конкретного человека зависит от того, как осуществляется контроль со стороны различных социальных групп.

Социальный контроль – система воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения.

Социальный контроль в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов коллектива.

В основе регуляции социального поведения человека, по мнению В.А. Ядова, лежит система личностных диспозиций.

Личностная диспозиция – внутренняя готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать и действовать в отношении какого-либо объекта.

Ученым предложено выделять 4 уровня личностных диспозиций , каждый из которых влияет на различные уровни активности.

Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных (пояснить термин)потребностей и в простейших ситуациях, в условиях семейного окружения и в самых низших «предметных ситуациях». Этот уровень диспозиций можно обозначить как элементарная фиксированная установка. Аффективный компонент играет значительную роль при формировании диспозиций.

Второй уровень это более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиции заключается в том, что личность уже вырабатывает какие-то определенные отношения к тем социальным объектам, которые включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, или аттитюду, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехкомпонентную структуру и содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Третий уровень определяет общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки. Диспозиции такого рода формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, т.е. это не столько выражение отношения к отд. социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.

Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, кот. могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности.

Кто такой асоциальный элемент?

Гарик авакян

АСОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

Встречается хорошо узнаваемый тип людей – так называемый Асоциальный тип. Главной его чертой, осью, пронизывающей всю личность, поведение, поступки Асоциального, является удовлетворение своих инстинктивных потребностей.

Но это особое удовлетворение, «без тормозов» . Без внутренней борьбы мотивов, без сомнений… Не приемлющее ни в чём препятствий. Ни в выработанных веками требованиях общества, ни в общепринятых нормах морали, ни в осуждении друзей или близких, ни в возможном наказании, ни в ожидании «расплаты» , угрызений совести… .

Асоциальная личность проявляет себя уже в раннем возрасте. Это может быть агрессивное поведение, ранние беспорядочные половые контакты (промискуитет) , особый механический взгляд на секс («приятно, полезно для здоровья») , склонность к злоупотреблению алкоголя, наркотиков.

В зависимости от времени, от места жительства, окружающей обстановки, проявляются либо отдельные из перечисленных признаков, либо все в комплексе.

Собственные побуждения, рождающиеся из простых инстинктивных потребностей, чувствуются, ощущаются Асоциальным, как неотложные, задержка в реализации которых немыслима. А если задержка всё-таки случается по каким-то причинам, то Асоциальный выдаёт реакцию агрессии, в которой порой проявляется и жестокость.

Здесь может проявляться своеобразный гендерный детерминизм. Асоциальный мужчина, особенно при необременённости высоким интеллектом, может выразить свою агрессию прямо, в виде физического насилия, нанесения телесных повреждений тому, кто в чём-то препятствует, либо, круша и ломая окружающие неодушевлённые предметы. Женщина асоциального типа может проявить свою агрессию в жестокой клевете, особом изощрённом коварстве по отношению к «недоброжелателю» .

Асоциальный, завязывая тесные межличностные отношения, ориентируется исключительно на себя, на получение внимания, тёплых чувств, заботы и любви. Ничего, или почти ничего не отдавая взамен.

Как результат – невозможность, неспособность человека асоциального типа к поддержанию близких и осмысленных межличностных отношений. Отношений, которые предполагают наличие качеств, отсутствующих у Асоциального.

Общаясь с Асоциальным, окружающие, со временем, обычно «прочитывают» его основные характеристики. По нарастающей испытывая ощущения: непонимания – неудовлетворённости – напряженности – раздражения и, в результате, разрывают отношения.

Лишь самые близкие родственники (родители, братья, сёстры, дети Асоциального) долго могут находиться в плену привычных иллюзий, незаметно, плавно возникших в результате длительного совместного проживания, перекошенной системы внутрисемейных отношений. Также долго объектом манипуляции Асоциального может оказаться человек Зависимого типа личности (описание см. Характеры. ЗАВИСИМЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.) .

Асоциальные типы склонны к обману, к манипуляции собеседником, близкими людьми, причем, используя своё «обаяние» , мнимое «доброжелательство» , они искренне не видят, не способны ощутить те последствия, ту человеческую боль, которые возникают у кого-либо в результате их действий. Такова природа Асоциальных.

Мила

Такая хрень! Откройте статью Википедии и не надо ничего мудрить.
Асоциальный - далёкий от общественной жизни. Не надо характеризовать как преступника какого-то.
Асоциальность - это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.
Асоциальность (социальное безразличие) - отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию и/или присутствие одной мотивации для одиночной деятельности. Асоциальность отличается от антисоциальности тем, что последняя подразумевает открытую неприязнь к другим людям и/или к обществу в целом. Не следует также асоциальность путать с мизантропией.

Что делать, если ты асоциален?

Чипенко антон

Ну мне кажется даже при асоциальности можно найти какие нибудь плюсы,например когда человек находится в одиночестве он много размышляет по крайней мере если вообще способен размышлять.Часто одиночество способствует разнообразному творчеству,так что я бы не сказал что одиночество это так сильно плохо,но конечно не нужно доводить одиночество до крайней меры,естественно нужно контактировать с окружающим миром,да и приходится в любом случаи контактировать с окружающими миром потому что по другому просто не выживешь.Но разумеется если человек хочет избавится от асоциальности значит ему это мешает по жизни,следовательно нужно работать над собой,выходить для начала на короткие растояния.

Alisa1976

Если человек сам страдает от своей замкнутости и неконтактности, ему надо попробовать постепенно, шаг за шагом себя хоть немного изменить. Для начала стоит поучиться общению в Интернете, если реальных друзей уж совсем нет, а потом и в жизни. Можно пробовать задавать вопросы хотя бы в магазинах, на улицах для того, чтобы преодолеть свою робость, если речь идет именно об этом.

Master key 111

Ничего не делать, зачем менять себя, у меня есть знакомый который просто ненавидит быть на людях так он постоянно ходит в походы, или просто сидит дома с близкими, или один, это не плохо и не хорошо, просто есть такие люди и они живут как им нравится, а это главное.

Если вы имеете ввиду, уход от общения, то ничего не надо делать.

Возможно вы думаете, что это не нормально, могу вас успокоить, это не так.

Уход от общения, это этап взросления личности. Вы же не залезли в бочку как Диоген(это все же крайность). Кстати Диоген ярчайший пример асоциальности и гениальности.

Гении часто асоциальны.

Нужно бороться со своими страхами, пытаться общаться, шутить и как можно больше контактировать с людьми. Да, в нашей жизни не все вырастают ораторами, которые ведут толпы за собой. Но и мириться с таким фактом фактом нельзя, так как человек социальное существо и без общения чахнет.

На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.

Виды и проявления асоциального поведения

Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

  • противоправное (нарушение правовых норм);
  • аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
  • аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
  • преступное (совершение уголовно наказуемых действий).

Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.

Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.

Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).

В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.

Признаки у детей

У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.

Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация

школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.

Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

  1. 1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
  2. 2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
  3. 3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
  4. 4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.

Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие "девиантность" психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.

Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение - регулярные осознанные деструктивные действия.

Проявления у подростков

Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.

Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.

Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа "плохого парня" и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:

  • деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
  • влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
  • вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
  • музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
  • желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
  • подверженность одному из видов психологической зависимости;
  • физические проблемы в связи с заболеванием.

Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии - суицидальные наклонности.

Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей - закомплексованного человека с незрелой психикой.

Ребенок любого возраста, перенесший сексуальное надругательство, в большинстве случаев остается склонен к депрессии, личностным расстройствам, повышенной чувствительности к стрессам.

Асоциальные взрослые

Асоциальное поведение у людей старшего возраста либо является продолжением укоренившихся с детства привычек, либо провоцируется психическим заболеванием, повреждением мозга химическими веществами вследствие приема наркотических, психотропных препаратов и алкоголя. Такие индивидуумы не считаются с нормами общества, не имеют чувства стыда, раскрепощены.

Они не видят надобности работать, подчиняться законам страны, исполнять родительские обязанности, хранить супружескую верность, относиться с уважением к людям, соблюдать правила общества и коммуникации. Нередко такие личности оказываются на улице, становясь бродягами и попрошайками. Алкоголь, наркотики, случайные половые связи, мелкие преступления - это их жизнь, за которую им не стыдно.

Другая группа людей с асоциальным поведением - личности с высоким материальным статусом, ведущие жизнь, нехарактерную для других людей, зарабатывающие деньги способами, вызывающими осуждение большинства. В эту группу входят дорогие проститутки, создатели порносайтов, мужчины, оказывающие гомосексуальные услуги, трансвеститы, содержатели притонов, торговцы наркотиками, мошенники, вымогатели и другие преступные элементы.

Однако не все девиации имеют негативную направленность. Есть отдельная группа людей - гениев, поведение которых значительно отличается от остальных, но его нельзя назвать антисоциальным. Образ жизни некоторых одаренных личностей может вызывать недоумение у окружающих, поскольку многие из них проводят время в одиночестве, отказываются от уюта и комфорта, слишком капризны, придирчивы, эпатажны. Классические примеры подобных девиаций - Альберт Эйнштейн, Сальвадор Дали.

Профилактика

Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог - правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.

Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:

  1. 1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
  2. 2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
  3. 3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
  4. 4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
  5. 5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.

Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.

Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.

Слово асоциальный английскими буквами(транслитом) - asotsialnyi

Слово асоциальный состоит из 11 букв: а а и й л н о с ц ы ь

Значения слова асоциальный. Что такое асоциальный?

АСОЦИАЛЬНЫЙ. 1. Не относящийся к обществу или социальным проблемам. Это значение используется для описания ситуаций, событий, поведе ния или людей, независимых от социальных ценностей и обычаев…

Оксфордский словарь по психологии. - 2002

Асоциальный - (а + лат. socialis - общественный) - 1. не относящийся к обществу, социальным проблемам, не имеющий к ним отношения; 2. отсутствие чувствительности к общественным нормам, традициям, обычаям.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

АСОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. а – отриц. частица и лат. socialis – общественный) человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.

Асоциальный (а лат. socialis - общественный) - 1. не относящийся к обществу, социальным проблемам, не имеющий к ним отношения; 2. отсутствие чувствительности к общественным нормам, традициям, обычаям или отсутствие способности их принимать…

АСОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. а – отриц. частица и лат. socialis – общественный) человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу. Философский энциклопедический словарь. 2010.

Асоциальное поведение (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы…

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений.

Терминологический ювенологический словарь

Асоциальность - это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.С 1938 года Управление социального обеспечения Германии призвало полицию арестовывать «асоциальных» личностей. Вместо помощи, нуждающиеся и бездомные собирались и уничтожались властями.

Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений

Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений (МКБ 301.7) - расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.

Краткий словарик по психиатрии. - 2002

РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СОЦИОПАТИЧЕСКИХ ИЛИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ (МКБ 301.7) - расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.

Словарь психиатрических терминов

Расстройство личности с преобладанием социопатических или асоциальных проявлений - расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязательствам, отсутствием сочувствия к окружающим и тупым или жестоким безразличием.

Карманов А. Психологический словарь

Асоциа́льный; кр. ф. -лен, -льна.

Орфографический словарь. - 2004

Примеры употребления слова асоциальный


Троица вела асоциальный образ жизни: мужчины не имели паспортов, постоянного места жительства и работы.

Асоциальная личность


Характеристики асоциальной личности


Болезненные реакции, фрустрации на состояние собственного неудовольствия.

Стремление к немедленному избавлению (и избавлению любой ценой) от неприятных ощущений.

Импульсивность, склонность жить моментом.

Необычайная лёгкость лжи.

Часто очень умело играют роли.

Потребность будоражить себя (приводить в возбуждение).

Неспособность изменять свое поведение в результате наказания.

Окружающими часто часто воспринимаются как привлекательные, интеллигентные, обаятельные люди.

Легко входят в контакт, особенно легко сходятся на почве развлечений.

Отсутствие искреннего сочувствия к другим.

Отсутствие чувства стыда или вины за свои поступки.

Ниже представлены три группы факторов, способствующих развитию асоциальной личности: биологические детерминанты, особенности отношений родителей и ребёнка, стиль мышления.

Биологические факторы

Изучение усыновления показывает, что преступления усыновлённых мальчиков сходны с преступлениями их биологических отцов.

Отмечается также, что асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции, вызывающей соответствующие ощущения.

Семейные факторы

Дети, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще склоняются к схемам преступного поведения.

Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.

Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.

Стиль мышления

Не умея ассертивно вести себя, ребёнок со временем приходит к выводу, что агрессия - самый надёжный и эффективный инструмент.

Ответные реакции окружающих на агрессию ребёнка обычно приводит лишь к укреплению мысли о необходимости агрессии.

Таким образом развивается порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и асоциальное поведение ребёнка.

Что означает понятие "асоциальный"? Это черта характера или психическое заболевание?

Отличаться от других - хорошо это или плохо? Кто-то может сказать, что это определяет человека как независимую личность. А кто-то будет твердить, что нельзя быть другим. По факту, и те, и другие правы: человек не всегда отличается от других в лучшую сторону, и такого человека награждают эпитетом «асоциальный». Это означает личность, что выступает против норм и правил общества. Об этом и пойдет речь в публикации.

Определение


Значение слова «асоциальный» имеет несколько характеристик. Если переводить дословно с греческого языка, то получим следующее определение: человек, безразличный к обществу, не принимающий активных действий в жизни социума, то есть антиобщественный индивид. Также под словом «асоциальный» подразумевают поведение, что противоречит принятым в обществе нормам и правилам.

По сути, это понятие имеет два противоположных определения. С одной стороны, асоциальный - это человек, действующий вопреки установленным правилам, но с другой - это индивид, который не заинтересован во взаимодействии с социумом. Если у него и появляется мотивация, то она в основном направлена на одиночные действия.

Как используется этот термин?


Асоциальный - это термин, что появился в обиходе в начале ХХ века. Изначально его применяли в своих выступлениях политики, подразумевая под этим словом всех неблагополучных людей, то есть андеркласс. Во времена Второй мировой войны в лагерях Третьего рейха асоциальные элементы носили такие же опознавательные знаки, как и умственно отсталые люди.

С положительной стороны асоциальность рассматривается в религиозных догмах. Некоторые монашеские традиции поощряют асоциальность, считая, что человек, находящийся вдали от социума, пребывает ближе к богу.

Асоциальными можно назвать интровертов, людей, которые не занимают активных позиций в обществе. А вот крайняя форма асоциальности считается шизофренией, для которой является характерной неспособность сопереживать и налаживать контакт с другими людьми.

Другая личность

Исходя из всего выше сказанного, возникает закономерный вопрос: какая же она, эта асоциальная личность?

Итак, асоциальная личность. Определение этого термина будет звучать так: под асоциальной личностью в психологии подразумевают человека с извращенным (слаборазвитым или отсутствующим) чувством ответственности, который оперирует низкими моральными ценностями и не проявляет интереса к себе подобным.

Таких людей легко узнать по их поведению. Они болезненно и достаточно бурно могут реагировать на чувство собственного неудовлетворения и всегда стремятся быстрее избавится от предметов или ситуаций, что приносят дискомфорт. Они импульсивны, склонны «надевать маски», умело лгут. Но достаточно часто воспринимаются окружающими интеллигентными и обаятельными людьми. Асоциальные люди могут найти контакт с окружающими на фоне общих интересов, однако они не умеют проявлять сочувствие и заботу.

Поведение

Асоциальный - это другой. У него все не так: от привычки завязывать шнурки до восприятия реальности, что уже говорить о поведении? Как уже было сказано, такое поведение отличается от принятых в обществе норм и правил. В зависимости от того, что исследователь считает нормой, асоциальным поведением будет считаться противоположное действие. К примеру, если исследовать процесс адаптации, то дезадаптивное поведение можно считать асоциальным.

Таким образом, понятие "асоциальное поведение" определение будет иметь следующее:

  • Это одна из разновидностей девиантного поведения, что приносит ущерб социуму. Такое поведение не направлено на общественные взаимоотношения, однако располагает широким спектром действий: от инфантильности до психических расстройств.

Не всегда асоциальное поведение можно считать отрицательным качеством, существуют доказательства того, что люди асоциального типа принесли много нового в развитие общества. Хотя это всего лишь исключение из правил. К тому же не стоит путать асоциальное поведение с антисоциальным, так как последнее связано с криминальными, противозаконными и аморальными действиями. Асоциальное поведение берет свое начало от избегания других людей и невозможности построить с ними отношения, что, собственно, и заканчивается психическими расстройствами.

Соответствующие меры


Зачастую профилактика асоциального поведения проводится в кружках или учебных заведениях. Ее основные методики направлены на то, чтобы помочь расставить правильные приоритеты, поменять еще не сформировавшуюся систему ценностей и, конечно же, пропагандировать здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия могут проходить в виде уроков, игр или тестов.

В целом профилактика подразделяется на несколько видов, в зависимости от сложности отклонения:

  1. Первичная. Все действия направляются на то, чтобы устранить факторы, которые спровоцировали возникновение асоциального поведения и, пребывая вдали от этих факторов, сформировать у личности сопротивляемость к их воздействию.
  2. Вторичная. Сюда относят работу с группой риска, то есть с индивидами, у которых были нервно-психические нарушения, или с теми, у кого наблюдается склонность к асоциальному поведению, но пока не проявляется.
  3. Третичная. Непосредственно вмешательство врачей с дальнейшим лечением.

Подводя итоги

Асоциальный - это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой - это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.

Асоциальное поведение

Педагогический терминологический словарь. - С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006 .

Смотреть что такое "Асоциальное поведение" в других словарях:

Асоциальное поведение - (гр. – против социального) – это такое поведение, которое не соответствует существующим в обществе социальным и правовым нормам, идет вразрез с обычаями и традициями той социальной или национальной группы, к которой принадлежит человек.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний … Словарь-справочник по педагогической психологии

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний … Словарь по педагогической психологии

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий… … Терминологический ювенологический словарь

Девиантное поведение, асоциальное поведение - поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних… … Педагогический терминологический словарь

Поведение асоциальное - поведение индивидов и групп, проявляющееся в нарушении моральных норм, традиций, правил общежития, существующих в обществе, в антиобщественных поступках, причиняющих вред личности и социальным общностям … Социологический словарь Socium

ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - П. человека (Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… … Социология: Энциклопедия

Поведение асоциальное - формы социальной жизни людей, определяемые социально негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Определение понятия «асоциальность»


в Женском клубе!

Прилагательное «асоциальный» употребляется применительно к широкому кругу понятий: асоциальный образ жизни, асоциальная личность, асоциальные семьи…

Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» - это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, - поверхностные отношения, недолговременные связи.

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Ребенок-социопат


Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Причины возникновения


Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания. Такая разрушительная для психики - даже взрослого, а не только растущего человека! - обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это - личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них.

И самый главный совет