Александр шумский russian fashion week интервью. Александр шумский о неделе российской моды. Только он немножко из современности выпал

Natalia Popova | 10.04.2017

Александр Шумский, исполнительный президент Национальной палаты моды рассказал на страницах газеты "Известия" о том, какой будет российская модная индустрия с приходом поколения Z.

Более 30 мировых лидеров индустрии моды из девяти стран собрались недавно в Москве на конференции Fashion Futurum, чтобы обсудить современные модные тенденции. А свидетельствуют эти тренды о смене ориентиров, отмечает Шумский.

"Исследования и годовые отчеты фиксируют падение дохода у традиционных ритейлеров и крупных брендов на фоне массового выхода на мировые рынки новых дизайнеров и компаний. Массовый выход — это десятки тысяч новых марок в год, от пальто до шляпок. Россия тоже в тренде. Это чувствуется и на примере Mercedes-Benz Fashion Week Russia: в год нам поступают 300-400 новых заявок от дизайнеров. Отбирать лучших — этого уже мало, потому что дизайнеров слишком много. Задача стоит шире — сформировать новую коллективную эстетику. Показы в Манеже в Москве, широко освещаемые во всем мире, приблизили нас к этому", - говорит Александр. - Как отметил американский Forbes, «растущие кадры молодых «визионеров стиля» в России близки к тому, чтобы оказаться в центре внимания». Подобных цитат из мировых СМИ о России можно привести много — за последние три года Национальная палата моды сдвинула фокус недели моды на новое поколение fashion-дизайнеров. Я считаю, именно оно сможет сделать из Москвы мировой центр моды — fashion-герои прошлых лет больше стараются для Парижа".

Новое поколение fashion-дизайнеров сможет сделать из Москвы мировой центр моды - Александр Шумский

Реакция на происходящее на подиуме в Москве соответствует еще одному мировому тренду: смена потребительской модели. Миллениалы — первое поколение, выросшее в цифровую эру, — только недавно вошли в мир большого fashion-шопинга. Исследователи утверждают, что следующее за миллениалами поколение Z — те, кто родился после 1995 года, — по количеству людей больше, чем любые другие поколения за последние 100 лет, подчеркивает Шумский: "Это значит, что все стараются уже сегодня угадать предпочтения этого растущего сообщества, которое к 2030-2035 годам окажется в зените потребления. Ответственного потребления, скорее всего, а это значит, что мировое разделение труда в моде, которое выпестовано за последние полвека, окажется неактуальным".

Индустрия моды оказалась одной из последних, куда пришла автоматизация, считает спикер. Гиганты fast fashion и китайские фабриканты активно внедряют инновации и экспериментируют с технологиями, такими как 3D-сканирование и печать, робототехника и даже искусственный интеллект. "Хорошая новость в том, что в моде этот процесс начался всего несколько лет назад. Другая хорошая новость — у России есть потенциал", - отмечает эксперт.

Александр Шумский: "Наличие фэшн-талантов и молодых технопредпринимателей позволило мне год назад выйти с соответствующей концепцией в Агентство стратегических инициатив (АСИ), которая затем превратилась в проект дорожной карты FashionNet. Мода, как оказалось, идеально вписывается в Национальную технологическую инициативу АСИ".

"Производство одежды — одна из последних традиционных отраслей, где мало что поменялось за 100 лет. При этом мировой рынок текстиля, обуви и одежды колоссальный — почти 3 трлн долл в год. Возможности на этом рынке явно недооценены. Мода — одна из самых высокомаржинальных индустрий, при том, что создание одного рабочего места в ней — самое дешевое. Даже первые швейные роботы дешевле аналогичных устройств, собирающих электронику, - продолжает исполнительный президент Национальной палаты моды. - Но здесь есть плохая новость: далеко не все российские чиновники следят за переменами, считают, например, что компьютер может скроить пиджак, но сшить его могут только вручную и нигде в мире роботы пиджаки не шьют... Многие сомневаются, что удастся полностью заменить швей на роботов: сложный крой требует умелых рук. Десять лет назад такие же сомнения высказывались относительно перспектив цифровой печати на тканях — это было дорого, а принт не был достаточно стойким. Сегодня эти сомнения не подтвердились — текстильные принтеры активно используются и в «люксе», и в масс-маркете".

Развитие электронной коммерции, улучшение логистики и соцсети спровоцировали рост числа небольших модных брендов — "в количествах, выходящих за рамки разумного". Этому способствует и растущий спрос на уникальные вещи, а новое поколение относит к ним не только люкс, пишет Шумский в своей колонке в газете "Известия".

"Мода - это огромный рынок, который начал самую большую перестройку в своей истории" - Шумский

Александр Шумский: "Сегодня, в отличие от того, что было еще пять лет назад, дизайнер может продаваться на весь мир, не выходя за пределы своей студии. Очевидно, новый технологический порядок придется учитывать всем, кто заинтересован в развитии. А идея FashionNet уже поддержана Минпромторгом — в лице замминистра, статс-секретаря Виктора Евтухова, отвечающего за легпром.

Стремительная трансформация мировой fashion-индустрии определенно открывает широкие возможности для нашей страны, которая никогда не ставила моду в список приоритетов. Профессиональные пессимисты, конечно, скажут (да и ноют уже), что нам не догнать, не перегнать, но это и про космос говорят. Наш стартовый капитал — в творческих талантах и тех, кто может создавать технологии, придумывать новые идеи.

О кризисе в моде, роли байеров и новом формате презентаций коллекций рассказал генеральный продюсер Российской недели моды Александр Шумский.

Эта Российская неделя моды - юбилейная. В связи с этим есть ли у нее какое-то принципиальное отличие от предыдущих: может быть, концептуально или же по настроению?

В этом сезоне состоится 20-я RFW, неделе моды уже 10 лет, но по этому поводу мы не делаем никаких праздников, потому что это в первую очередь рабочее мероприятие. Главное ее отличие от предыдущих - это, собственно, новые коллекции будущего сезона. В рамках RFW пройдет Британский день с участием PPQ, Eley Kishimoto и других. Будут и специальные проекты: модный критик Диана Перне привезет фестиваль фильмов о моде и, главное, она объявит о поиске талантливых российских режиссеров, делающих фэшн-короткометражки. Во Всероссийском Музее Декоративно-прикладного искусства в рамках проекта «Российский музей моды» откроется уникальная выставка "За пределами подиума: стиль Татьяны Сорокко", куда вошли платья от кутюр из коллекции первой русской топ-модели Татьяны Сорокко - она сама приедет открывать выставку во время Russian Fashion Week. Кстати, выставка продлится до 10 мая. На 20-ю Российскую неделю моды мы ожидаем главных редакторов влиятельных журналов из Великобритании и США. Надеемся, что это даст новый импульс развитию нашей модной мысли.

Многие дизайнеры делают показы в первую очередь для того, чтобы их заметили байеры. Какова вообще их роль в индустрии моды?

Они формируют предложение. Универмаги и бутики ориентируются на спрос, на стиль, который востребован, в то же время байеры отбирают лучшее из того, что предлагается на рынке моды. Иногда байеры находят новые бренды и предлагают их своим покупателям. Кризис обозначил два тренда. Во-первых, закупщики из-за сокращенных бюджетов стали ориентироваться на стопроцентные хиты и меньше экспериментировать. Ритейлеры предпочитают концентрироваться на брендах, которые стопроцентно принесут прибыль. Поэтому за любовь торговых сетей сейчас приходиться бороться более отчаянно, чем это было некоторое время назад. Но есть и другая сторона кризиса: роль интернета в модной торговле выросла. А интернет, в некотором смысле, уравнивает шансы, поэтому у новых марок появились альтернативные каналы сбыта. Интернет-магазины только укрепились за последний год.

- У России свой путь развития моды или мы мало чем отличаемся от мирового фэшн-сообщества?

У нас есть национальная особенность: 20-22-летние дизайнеры запускают собственные марки. В Европе человек сначала учится, потом становится стилистом, подмастерьем, годам к 30, а то и позже находит партнера и запускает собственный бренд. У нас же все происходит быстрее, и в этом есть свои позитивные моменты, потому что творческая мысль живет и бурно развивается. С точки зрения бизнеса говорить о том, что в России есть индустрия моды, пока не приходится. Но то, что у нас много талантов - очень хорошо. Рано или поздно произойдет всплеск, когда количество талантов перейдет в качество и коммерческие результаты. Нечто подобное происходило лет двадцать назад в Лондоне.

- Вы уже 10 лет, несмотря ни на что, проводите Russian Fashion Week. Что позволяет оставаться на плаву?

Прежде всего, я думаю, секрет заключается в талантливой команде, в которую входят молодые, но уже опытные профессионалы. Я считаю, что она у нас лучшая на рынке с точки зрения организаций мероприятий.

Сразу по окончании RFW, ее генеральный продюсер Александр Шумский согласился пообщаться с корреспондентом сайта Вести.Ru и рассказал о сотрудничестве с Италией, коллекции Кастельбажака. И особом оотношении к благотворительности, а также к русской культуре и истории.

Александр, каждый, кому хоть раз довелось побывать на Russian Fashion Week, не говоря о тех, кто регулярно посещает показы, отмечают достойный Европы уровень организации всех мероприятий. Что помогает вам столь качественно проводить RFW?

Большой опыт. В качестве базы мы используем PR-агентство "Артефакт", при этом на неделе моды работает full-time целая группа профессионалов. За RFW стоят фонд "Русская мода", Министерство культуры РФ. У "Артефакта" большой опыт в проведении различных мероприятий, в том числе в части информационного обеспечения, и не только в моде. Например, "Артефакт" - официальный пресс-агент Московского международного кинофестиваля, а там задача по сложности превосходит Russian Fashion Week. В производстве недели моды, главное - формат, идеология. Мы изначально строили мероприятие по законам ведущих мировых недель моды, поэтому у нас нет проблем с самоидентификацией. Именно поэтому RFW быстро заняла свое место на международной карте моды, именно поэтому у Национальной палаты моды Италии не возникло сомнений, с кем сотрудничать в России, и мы уже работаем с итальянцами пять лет. Неделя моды – это устоявшаяся форма коммуникаций дизайнеров с профессиональной публикой и конечным потребителем, поэтому любые новые идеи здесь стоит запускать очень аккуратно. И хотя суть и наполнение недель моды сильно изменились за последние десять лет, форма осталась та же, и это стоит учитывать.

Вы столько лет живете модой, что вас, трудно удивить. И все же не могу не попросить отметить показы, запомнившиеся вам, привлекшие ваше внимание своей неординарностью.

В качестве продюсера RFW я должен держать свое мнение при себе. Если Оргкомитет RFW принимает чью-то заявку на участие, значит, мы считаем этого дизайнера перспективным. И в этом смысле я отношусь ровно ко всем участникам Russian Fashion Week. К сожалению, далеко не все российские дизайнеры демонстрируют стабильный уровень из сезона в сезон, поэтому бывают и слабые показы. Но на данном этапе развития так называемой "модной индустрии" это не так важно. Сейчас процесс зачастую важнее результата. Для недели моды такая ситуация не проблема, но для дизайнеров это означает, что им надо больше трудиться, чтобы изменить ее.

RFW открыл Вячеслав Зайцев и его коллекция "Русский Модерн. III Тысячелетие", посвященная Дягилевским сезонам. Следом состоялся показ работ француза - потомка крестоносцев, 13-ого маркиза Жан-Шарля де Кастельбажака, влюбленного в литературу Толстого и Достоевского. И . Это совпадение или вы запланировали особый акцент на историю и культуру России?

Российская неделя моды всегда делает акцент на истории и культуре России – каждый сезон. RFW – это площадка для российских дизайнеров прежде всего. Иностранцы у нас гости, а такие гости как Кастельбажак очень тщательно готовятся к своим шоу в России. Это неудивительно – наш рынок для них очень привлекателен. Кастельбажак, выпустив балалаечника перед показом, "купил" взыскательную московскую публику, это лишь доказывает его уровень профессионализма. Слава Зайцев – это, не побоюсь сказать, основа русской моды. С него все началось и благодаря ему все продолжается – достаточно вспомнить его Лабораторию Моды и конкурс им. Ламановой, которые выпустили огромное количество качественных модельеров. Слава и учит, и коллекции делает. Когда мы с ним обсуждали открытие Russian Fashion Week, Вячеслав Михайлович сам предложил сделать специальный показ, посвященный 100-летию Дягилевских сезонов. Получилось фантастическое fashion-шоу, но должен сказать, что Слава Зайцев в каждой своей коллекции делает акцент на историю и культуру России, что показал и его второй показ в рамках RFW - pret-a-porter de luxe.

Французская неделя моды сократилась до 3 дней, в Англии и вовсе некоторые показы коллекций состоялись в интернете. Насколько отразился кризис на Russian Fashion Week?

В этом сезоне мы сократили неделю моды с 8 до 7 дней, что пошло только на пользу. Из-за финансовых сложностей порядка десяти дизайнеров решили пропустить сезон. Надеюсь, в последующие сезоны они наверстают упущенное.

У меня создалось впечатление, что, несмотря на обилие прекрасных модельеров, создающих достойные коллекции, в Москве и в Питере по-прежнему гораздо больше бутиков, торгующих известными европейскими марками, чем российской одеждой. Будет ли меняться ситуация? Возможно, именно вам переломить ситуацию было бы легче.

Вы затрагиваете вопрос бизнеса наших уважаемых русских дизайнеров, а в бизнесе им никто не поможет кроме них самих. Взаимоотношения между дизайнером и магазином могут отрегулироваться только ими самими, возможно, при помощи коммерческого шоу-рума, но это одна цепочка. Организаторы RFW, журналисты и просто сочувствующие могут только создать благоприятные условия для бизнес-развития, но не смогут наладить эти связи за сами дома моды. Russian Fashion Week пропагандирует российскую моду и российских дизайнеров, с этой позиции мы уже сломали многие стереотипы и отношение к нашим модельером со стороны коммерческих структур, в том числе. Дальше все в руках модельеров и их менеджеров. Многие, кстати, активно используют преимущества, которые им дает RFW, и развиваются довольно активно. Пять лет назад мы приводили байеров к дизайнерам за ручку – сегодня дизайнеры сами должны использовать момент. И многие используют – в ЦУМе уже продается несколько российских марок, например.

Коллекции именитых дизайнеров по-прежнему безупречны, но недостижимы для среднего класса. И это, несмотря на то, что значительная часть их работ никогда не покупается. Вы не планируете начать работать с дизайнерами, готовыми разрабатывать доступную одежду?

- "Никогда не покупается" - это сильное заявление. Как раз у именитых все раскупается. Когда мы говорим о Russian Fashion Week, мы имеем в виду элиту российской моды, это не масс-маркет. Речь не о доступности, речь о дизайнерской одежде, которая по определению дорогая. И хотя многие участники RFW продают одежду в больших количествах, показ на подиуме отличается от коллекции в магазине. Для любого дизайнера – российского или итальянского – неделя моды – это возможность информационного прорыва. Это промо-мероприятие, нацеленное на клиентов и журналистов, что диктует определенные правила. При этом большинство моделей на подиуме могло бы продаваться в большом количестве, но это требует инвестиций, бизнес-планирования, с чем не у всех наших дизайнеров дела обстоят хорошо. Проблема не только в отсутствии денег, проблема и в образовании, и в том, что наши модельеры переходят из института прямо к собственному дому моды. На западе он бы поработал лет десять стилистом в разных домах моды, прежде чем открыть собственное дело. Думаю, в России самое большое количество именных "домов моды", во главе которых стоят молодые люди до 25-27 лет. Есть даже "артефакт" в виде Киры Пластининой, которая еще тинейджер. Отчасти и поэтому приходится брать словосочетание в кавычки "дом моды".

Какой совет вы можете дать начинающим дизайнерам одежды из регионов (если такие есть)? Как им попасть на Russian Fashion Week? Что надо сделать, чтобы вы обратили на них внимание?

Достаточно заполнить заявку на участие на сайте www.rfw.ru , или прислать е-mail на наш адрес с письмом и картинками. Мы просматриваем все, что поступает в адрес RFW.

В рамках RFW состоялась благотворительная акция "Красный нос и караоке со звездами" - собранные средства пошли на оплату высокотехнологичных операций детей. Насколько уместна благотворительность во время недели моды? Существует мнение, что благотворительность должна быть анонимной – вы с согласны с этим утверждением?

Не в этом случае. Неделя моды должна выполнять социальную функцию, потому что это мероприятие может достучаться до миллионов. Традиционно в мире недели моды связаны с анти-спидовыми программами. RFW тоже работала с подобным фондом раньше, но наше сотрудничество с "Линией Жизни" более предметное. Это адресная помощь конкретным детям, и я счастлив, если получается привлечь не только внимание к проблемам, но и собрать деньги на конкретную операцию – так, как это произошло в последний раз. Для нас такое сотрудничество с Фондом "Линия Жизни" не менее стратегическое, чем совместная работа с Национальной палатой моды Италии и Миланской неделей моды.

Исполнительный президент Национальной палаты моды и президент Недели моды Александр Шумский, является одной из главных персон мира моды в Москве. От его решения зависит как и когда будут проходить недели моды и все мероприятия вокруг них, сообщает сайт

Не секрет, что с каждым годом все больше людей хотят попасть на модные показы. Но до сих пор, во всем мире, вход на неделю моды строго по приглашению или аккредитации прессы. С вопросом о возможности сделать эти мероприятия более массовыми, к Шумскому обратилась одна из журналисток, присутствующих на конференции.


Ответ был весьма лаконичен, - «Недели моды по всему миру — это события, куда можно попасть строго по приглашению. Именно это и создает мотивацию и желание посетить мероприятие, и мне кажется, что все должно быть так, как есть. Но мы делаем очень многое для того, чтобы распространить контент для тех, кто не смог сюда попасть».

Журналист ДжоИнфоМедиа Наталия Арутюнян напоминает, что Александр Шумский в 2003 году стал наиболее влиятельным человеком русской моды по версии журнала Harper"s Bazaar. А глянец "Ом" уже в 2004 году признал его одним из тридцати пяти влиятельнейших бизнесменов России, которые не достигли 35 лет.

Александр Шумский на пару с бывшей супругой, , до сих пор влиятельнейшие персоны мира моды в мире. Проект Russian Fashion Week, создателем которого был Шумский, одно из главных его детищ.